На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психологические основы синдрома психологического выгорания. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
Психологические основы синдрома психологического выгорания. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности.
Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням.

Далай-Лама

Синдром эмоционального выгорания - болезнь, сравнительно недавно попавшая в Международный классификатор. В МКБ-10 синдром эмоционального выгорания описан под рубрикой Z.73.0: «Выгорание - состояние полного истощения». Люди с синдромом эмоционального выгорания обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдается хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Возможны развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид, соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные и кардиоваскулярные нарушения.


Характерно, что проблема синдрома эмоционального выгорания с самого начала ставилась как медико-психологическая. Но в мире до сих пор идут споры о том, болезнь это или нормальная реакция на необходимость постоянного общения с людьми, которых ты не выбираешь. Термин «burnout» (выгорание) впервые появился в научной литературе в 1974 г., когда американский психиатр H.J. Freudenberger употребил его в своей статье, опубликованной в «Журнале социальных взглядов». Здесь этот термин был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. До этого данное понятие использовалось в связи с концепцией рабочего стресса и в целом определялось как неспособность справиться со стрессом, приводящая к деморализации, фрустрации и снижению эффективности деятельности.
Феномен эмоционального выгорания возник как социальная проблема, и причиной тому послужила совокупность экономических, социальных и исторических факторов. Результатом социальноэкономической обстановки современного общества является все возрастающая тенденция к индивидуализации отдельного человека, к личному достижению; традиционные структуры, такие как семья, ближайшее окружение, становятся все менее представленными. Это заставляет людей чаще прибегать к профессиональной помощи в тех вопросах, которые раньше решались самостоятельно, что, в свою очередь, приводит к появлению центров профессиональной помощи, консультаций и т.п., то есть к увеличению профессиональной категории, потенциально подверженной выгоранию [26].
В настоящее время феномен эмоционального выгорания в психологической науке широко и разнонаправленно исследован (В. В. Бойко, В. Е. Орел, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Н. В. Гришина, И. П. Ильин, С. А. Подсадный, Д. Н. Орлов, Г. А. Макарова, Л. М. Митина, Т. И. Ронгинская, А. А. Рукавишников, Т. В. Форманюк, Г. А. Макарова, Л. Д. Демина, И. А. Ральникова, М. В. Агапова, И. В. Комаревцева и др.), авторами подробно описана внешняя сторона выгорания, детально проработан вопрос симптомов и внешне наблюдаемых факторов выгорания.
На проблему «эмоционального выгорания» впервые обратили внимание специалисты из США в связи с образованием и распространением социальных служб.
Работники данных организаций имели профессиональное образование и получали специальную подготовку в области социологии и психологии. В ходе работы они постоянно общались с посетителями, которые приходили к ним со своими различными проблемами. В большинстве случаев единственной обязанностью специалистов в таких случаях было оказание психологической поддержки человеку, которая заключалось в том, что специалист выслушивал, оказывал поддержку, давал совет.
Хотя сотрудники имели специальную подготовку, и руководство осуществляло хороший подбор персонала, через некоторое время их работы возникали фактами неудовлетворительной работы этих сотрудников, которые выражались в качестве жалоб посетителей на их равнодушие, невнимание, грубость.
После проведения исследований специалисты своеобразный профессиональный стресс у сотрудников данной профессии, который назвали «стресс общения», и который в сочетании с стрессами в профессиональной деятельности и личной сфере, приводит к возникновению феномена «эмоционального выгорания».
Как уже было оговорено ранее понятие «эмоциональное сгорание» было сформулировано американским психиатром и исследователем X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. Под «эмоциональным сгоранием» он понимал психологическое состояние здорового человека, который находится в тесном и интенсивном общении с пациентами или клиентами в эмоционально тяжелой нагруженной атмосфере в процессе оказании им профессиональной помощи [9, с. 42].
Первоначально данный термин обозначал состояние истощения и изнеможения, которое было связано с ощущением собственной бесполезности и беспомощности. Термин «выгорание» («burnout») применяется для описания, переживаемого человеком состояния психического, эмоционального и физического истощения, которое вызывается длительной включенностью в ситуации, которые содержат достаточно высокие эмоциональные требования, которые часто являются следствием сочетания непомерно высоких эмоциональных затрат человека с хроническими ситуационными стрессами.
Первая статья по вопросу «эмоционального выгорания» была опубликована К. Маслач в 1976 г. К. Маслач определяла синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность человека к рабочему месту из-за неадекватных межличностных отношений и чрезмерной рабочей нагрузки.
Эмоционально напряженная работа связана с непомерной тратой психической энергии и приводит к психосоматической усталости, которая выражается в изнурении организма и психики человека, и эмоциональному истощению, которая проявляется в исчерпывании эмоций, в результате появляются тревога, беспокойство, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, раздражение, одышка, гнев, желудочно-кишечные расстройства, пониженное давление, нарушение сна, головные боли и семейные проблемы.
Влияние стрессогенных факторов, которые вызывают явление «эмоционального сгорания», включает в себя широкий спектр профессий, в результате чего увеличивается число подверженных данному заболеванию.


Первые исследования вопроса «эмоционального выгорания» носили эпизодический и описательный характер. К.Маслач выделила и описала данное понятие как особое состояние человека, которое включает в себя:


• чувство эмоционального изнеможения и истощения;
• симптомы деперсонализации и дегуманизации;
• негативное восприятие самого себя;
• утрату человеком профессионального мастерства [18, с. 39].


Важнейшими признаками данного синдрома выступают:
• наличие отрицательных чувств по отношению к пациентам или клиентам;
• ощущение полного или частичного эмоционального истощения;
• негативная или низкая самооценка.


Данные признаки синдрома «эмоционального выгорания» отмечают большинство исследователей, которые изучают и наблюдают проявления данного синдрома.
На первом этапе изучения данного феномена исследователями была определена сущность данного понятия, его основные признаки. Затем этот синдром стал общепризнанным.
На следующем этапе проводились исследования по выявлению и последующей классификации факторов, которые тормозят развитие этого синдрома или, наоборот, способствуют ему.
При изучении личностного фактора в развитии и формировании этого синдрома исследователь П. Торнтон принимал во внимание такие показатели, как пол, стаж, возраст, семейное положение, образовательный уровень, социальное происхождение, стаж данной работы. Но, в результате исследований оказалось, что данные показатели не связаны с высоким или низким уровнем «эмоционального сгорания» [19, с. 112].
А. Пайнс уделял особое внимание связи мотивации и «сгорания». Он изучал мотивы трудовой деятельности, среди которых выделял чувство собственной значимости на рабочем месте, удовлетворенность зарплатой, самостоятельность, профессиональное продвижение, уровень контроля со стороны руководства [6, c. 143]. В результате исследований он не выявил прямой связи между синдромом «эмоционального выгорания» и уровнем зарплаты. Однако, он раскрыл связь между установкой на поддержку, неудовлетворенностью профессиональным ростом и развитием данного синдрома. Он выявил большую подверженность этому синдрому социальных работников, которые испытывают недостаток самостоятельности.
Социальная работа, медицина, психотерапия и психологическое консультирование относятся к профессиям, которые требуют ответственности, большой эмоциональной нагрузки и имеют весьма расплывчатые критерии успеха. Представители данных профессий подвержены в большей степени этому синдрому.
«Синдром выгорания» является сложным психофизиологическим феноменом, который выражается как физическое, умственное и эмоциональное истощение вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки.
Синдром «выгорания» выражается в депрессивном состоянии, недостатке энергии и энтузиазма, отрицательной установке в отношении работы и жизни, чувстве усталости и опустошенности, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда.
Имеет место также мнение, что люди с рядом конкретных черт личности больше подвержены данному синдрому. Х. Фрейденбергер характеризует подверженных синдром «сгорания», как сочувствующих, мягких, гуманных, увлекающихся идеалистов, которые ориентированы на помощь другим, и интравертных, неустойчивых, фанатичных, пламенных людей. Е. Махер относит к этой категории людей склонных к авторитаризму и с низким уровнем эмпатии [19, с. 42].
Неоспоримым является тот факт, что личностные качества работников играют существенную роль в противостоянии синдрому «выгорания».
Сравнивая развитие данного феномена у учителей престижных частных школ Англии и государственных школ центра Австралии, исследователи Пирс Марк и Джефри Молли выяснили, что «скорость сгорания» не связана с оплатой труда учителя. Незначимыми оказались также «уровень интеллекта» и «объективная трудность биографии». Все зависело только от одного фактора - от готовности человека брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за все происходящее в жизни. Психологи назвали эту готовность уровнем интернальности- экстернальности.
Интернальность, которая представляет собой готовность находить выход, казалось бы, в безвыходных ситуациях, считается основным фактором, который помогает человеку выжить. Интернальность характерна для личностно зрелых людей.
Некоторые состояния человека резко уменьшают мотивационный потенциал. К числу таких состояний относятся монотонность жизни, утомление, психическое пресыщение, при которых исчезает желание выполнять работу, хотя вначале имелся положительный мотив к данному виду деятельности.
Однако, особенно сильно влияет на снижение мотивационного потенциала человека состояние депрессии, которое возникает у здоровых людей.
Депрессия является аффективным состоянием, которое характеризуется отрицательным эмоциональным фоном (тоской, подавленностью, отчаянием) вследствие тяжелых или неприятных событий в жизни человека.
Появляется чувство беспомощности и неуверенности в своих возможностях, которое сочетается с чувством бесперспективности.
При этом сила потребностей и влечений резко снижается, что, в свою очередь, приводит к безынициативности и пассивному поведению.
В то же время при тревоге или утомлении у здорового человека могут возникать навязчивые состояния, которые представляют собой непроизвольно и внезапно появляющиеся в сознании человека тягостные мысли или побуждения к действию, при которых его мотивационный потенциал резко увеличивается.
Е. Хартман и Б. Пелман обобщили определения «выгорания» и выделили три его главных компонента: физическое и эмоциональное истощение, сниженная рабочая продуктивность и деперсонализация [25, с. 23].
Эмоциональное истощение находит проявление в чувстве опустошенности и в ощущениях эмоционального перенапряжения, а также исчерпанности эмоциональных ресурсов.
Деперсонализация, в свою очередь, связана с возникновением негативного и равнодушного отношения к людям, которых человек обслуживает по роду работы. При этом контакты с данными людьми становятся формальными и обезличенными.
Стоит отметить, что негативные установки могут иметь скрытый характер и проявляться только во внутренне сдерживаемом раздражении, но в дальнейшем раздражение выходит наружу и приводит к конфликтам.
Деперсонализация представляет собой изменение самосознания человека, при котором присутствует ощущение потери своего Я и переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения и к работе.
Деперсонализация возникает при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а также наблюдается у здоровых людей в случае эмоциональных перегрузок.
Сниженная рабочая продуктивность, которая является, по сути, редуцированием личностных достижений, проявляется в снижении оценки своей собственной компетентности, уменьшении ценности своей деятельности, недовольстве собой, негативном отношении к самому себе как к личности, в дальнейшем появляется безразличие человека к выполняемой работе.
К. Кондо придает особое значение разрешению стрессовых ситуаций. По его мнению, наиболее уязвимыми являются те, кто реагирует на стрессы несдержанно и агрессивно. При этом стрессогенный фактор вызывает чувство уныния и подавленности вследствие неосуществления того, чего хотелось достичь [16, с. 132].
Синдром «выгорания» берет свое начало в хроническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком.
Одним из таких состояний является эмоционально-мотивационное утомление, при котором появляются субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость. Это может привести к хроническому переутомлению.
Значительная интенсификация деятельности приводит к тому, что работающий индивидуум не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается все более неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, неразрешенных задач различного характера, что в итоге приводит к возникновению «выгорания».
Специалисты в области выгорания сходятся на том, что развитие «выгорания» не ограничивается профессиональной сферой и его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека, его взаимодействии с другими людьми, в других ситуациях его бытия. Болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.


Уровни, симптомы и факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания


В современном обществе актуальным является вопрос деформации личности в ходе трудовой деятельности.
Существует единое понимание сущности феномена психического выгорания, которое принято исследователями данной проблемы. Согласно им, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое проявляется в профессиях социальной сферы.


Стадии выгорания


Фройденбергер создал шкалу, состоящую из 12 ступеней выгорания. Первая ступень еще выглядит очень безобидно:
• Сначала у пациентов с выгоранием присутствует навязчивое желание утвердить себя («я могу что-то сделать»), может быть, даже в соперничестве с другими.
• Потом начинается небрежное отношение к собственным потребностям. Человек больше не уделяет себе свободного времени, меньше занимается спортом, у него остается меньше времени для людей, для себя самого, он меньше разговаривает с кем-то.
• На следующей ступени у человека нет времени для урегулирования конфликтов — и поэтому он их вытесняет, а позднее даже перестает их воспринимать. Он не видит, что на работе, дома, с друзьями имеются какие-то проблемы. Он отступает. Мы видим что-то похожее на цветок, который все больше увядает.
• В дальнейшем утрачиваются чувства в отношении себя. Люди больше уже не чувствуют себя. Они всего лишь машины, станки и уже не могут остановиться.
• Через некоторое время они ощущают внутреннюю пустоту и, если это продолжается, то чаще становятся депрессивными.


На последней, двенадцатой стадии человек полностью сломлен. Он заболевает — телесно и психически, переживает отчаяние, часто присутствуют суицидальные мысли.
Феномен выгорания является острым кризисным состоянием. Он свойственен людям, которые постоянно сталкиваются с негативными переживаниями других людей и оказываются в большей или меньшей степени личностно вовлечёнными в них. Феномен выгорания характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы.

Причинами его возникновения являются внутриличностный конфликт, острый психологический стресс, острая или хроническая фрустрация. Психологическую сущность феномена «выгорания» составляют:
• психическая и физическая усталость;
• ощущение беспомощности и несостоятельности;
• нежелание идти на работу;
• раздражительность и агрессивность во время беседы, стремление быстрей завершить её;
• ощущение малой значимости решаемых проблем;
• перенос отрицательных эмоций на окружающих;
• стремление уйти и реализовать себя в другой области.
Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической нагрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего, эмоциональной.


Можно выделить три типа выгорания:
1 - происходит «притухание» эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Ослабевают чувства к близким людям, любимая пища становится грубой и пресной.
2 - наблюдается возникновение конфликтов с людьми. Сначала они скрытые, но потом происходит «взрыв» и человек выплёскивает из себя озлобленность. При этом жертвой становится ни в чём не повинный человек.
3 - это наиболее опасный тип выгорания для общества. Происходит утрата представлений о ценностях жизни, у человека наблюдается состояние, в котором «на всё наплевать». Для него мир безразличен.


Чтобы более простыми словами обозначить то, как проявляет себя эмоциональное выгорание, можно прибегнуть к описанию немецкого психолога Матиаса Буриша. Он описал четыре этапа.
• Первый этап выглядит совершенно безобидно: это действительно еще не совсем выгорание. Это та стадия, когда нужно быть внимательным. Именно тогда человеком движет идеализм, какие-то идеи, некая восторженность. Но требования, которые он постоянно предъявляет по отношению к себе, чрезмерны. Он слишком много требует от себя в течение недель и месяцев.
• Второй этап — это истощение: физическое, эмоциональное, телесная слабость.
• На третьей стадии обычно начинают действовать первые защитные реакции. Что делает человек, если требования постоянно чрезмерны? Он уходит из отношений, происходит дегуманизация. Это реакция противодействия в качестве защиты, для того чтобы истощение не становилось сильнее. Интуитивно человек чувствует, что ему нужен покой, и в меньшей степени поддерживает социальные отношения. Те отношения, которые должны проживаться, потому что без них нельзя обойтись, отягощаются отвержением, отталкиванием. То есть, в принципе, это правильная реакция. Но только та область, где эта реакция начинает действовать, не является подходящей для этого. Скорее, человеку нужно быть спокойнее относительно тех требований, которые ему предъявляются. Но именно это ему не удается — уйти от запросов и претензий.
• Четвертый этап — это усиление того, что происходит на третьем этапе, терминальная стадия выгорания. Буриш называет это «синдром отвращения». Это понятие, которое означает, что человек больше в себе не несет никакой радости. В отношении всего возникает отвращение. Например, если я съел гнилую рыбу, у меня наступила рвота, а на следующий день я слышу запах рыбы, у меня возникает отвращение. То есть это защитное чувство после отравления.


Согласно концепции М. Буриша (1994) в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз.


1) Предупреждающая фаза:
а) Чрезмерное участие:
- чрезмерная активность, чувство незаменимости;
- отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований;
- ограничение социальных контактов.
б) Истощение:
- чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.


2) Снижение уровня собственного участия:
а) По отношению к сотрудникам, ученикам:
- потеря положительного настроя коллег;
- переход от помощи к надзору;
- приписывание вины за собственные неудачи другим
людям;
- доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, ученикам;
- проявление негуманного подхода к людям.
б) По отношению к другим окружающим:
- отсутствие эмпатии, безразличие, цинизм.
в) По отношению к профессиональной деятельности:
- нежелание выполнять свои обязанности;
- искусственное продление перерывов в своей работе, опоздание, уход с работы раньше времени;
- акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворённости своей работой.
г) Возрастание требований:
- потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
- чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть.


3) Эмоциональные реакции:
а) Депрессия:
- постоянное чувство вины, снижение самооценки;
- безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия.
б) Агрессия:
- защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в общих неудачах;
- отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
- подозрительность и конфликты с окружающими.


4) Фаза деструктивного поведения:
а) Сфера интеллекта:
- снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий;
- ригидность мышления, отсутствие воображения.
б) Мотивационная сфера:
- отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям.
в) Эмоционально-социальная сфера:
- безразличие, избегание неформальных контактов;
- отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
- избегание тем, связанных с работой;
- самодостаточность, одиночество, скука.

5) Психосоматические реакции:
- снижение иммунитета;
- неспособность к релаксации в свободное время;
- бессонница, сексуальные расстройства;
- повышенное давление, тахикардия, головные боли;
- боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
- зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.


6) Фаза разочарования:
- отрицательная жизненная установка;
- чувство беспомощности и бессмысленности в жизни;
- экзистенциальное отчаяние.


Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определённую тенденцию - сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главным смыслом в жизни человека.
По мнению М. Буриша, «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться». В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создаёт угрозу для личностного развития представителей социальных профессий.

Причины выгорания


Говоря о причинах, в общем и целом различают три области. Это индивидуально-психологическая область, когда у человека возникает сильное желание отдаться этому стрессу. Вторая сфера — социально-психологическая или общественная — это давление извне: различные модные течения, какие-то общественные нормы, требования на работе, дух времени. Например, считается, что каждый год нужно отправляться в путешествие и если я этого не могу, тогда я не соответствую людям, живущим в данное время, их образу жизни. Это давление может осуществляться в скрытой форме, и оно может иметь своим следствием выгорание.
Более драматичные требования — это, например, требования пролонгированного рабочего времени. Сегодня человек перерабатывает и не получает за это оплаты, а если он это не делает, его увольняют. Постоянные переработки — это издержки, присущие капиталистической эпохе, в рамках которых живет Австрия, Германия и, вероятно, также и Россия.
Итак, мы выделили две группы причин. С первой мы можем работать в психологическом аспекте, в рамках консультирования, а во втором случае нужно что-то менять на уровне политическом, на уровне профсоюзов.
Но есть еще и третья причина, которая связана с организацией систем. Если система предоставляет отдельному человеку слишком мало свободы, слишком мало ответственности, если происходит моббинг (травля), тогда люди подвергаются очень большому стрессу. И тогда, конечно, необходима реструктуризация системы. Необходимо развивать организацию по-другому, вводить коучинг.
Смысл нельзя купить. Мы ограничимся рассмотрением группы психологических причин. В экзистенциальном анализе мы эмпирическим путем установили, что причиной эмоционального выгорания является экзистенциальный вакуум. Эмоциональное выгорание можно понимать, как особую форму экзистенциального вакуума. Виктор Франкл описывал экзистенциальный вакуум как страдание от чувства пустоты и отсутствия смысла.
Исследование, проведенное в Австрии, во время которого был протестирован 271 врач, показало следующие результаты. Обнаружилось, что у тех врачей, которые вели наполненную смыслом жизнь и не страдали от экзистенциального вакуума, почти не возникало выгорания, даже если они работали в течение многих часов. Те же врачи, у которых обнаруживался относительно высокий уровень экзистенциального вакуума в своей работе, демонстрировали высокие показатели выгорания, даже если они работали меньшее количество часов.
Из этого мы можем сделать вывод: смысл купить
нельзя. Ничего не дает зарабатывание денег, если я на своей работе страдаю от пустоты и отсутствия смысла. Мы не можем это компенсировать.
Синдром выгорания ставит нас перед вопросом: действительно ли я переживаю смысл в том, что делаю? Смысл зависит от того, ощущаем мы персональную ценность в том, что мы делаем, или нет. Если мы следуем за кажущимся смыслом: карьерой, социальным признанием, любовью окружающих, тогда это ложный или кажущийся смысл. Он стоит нам больших сил и вызывает стресс. И, как следствие, у нас возникает дефицит исполненности. Тогда мы переживаем опустошение — даже тогда, когда расслабляемся.
На другом полюсе находится такой способ жизни, где мы переживаем исполненность, — даже если устаем. Исполненность, несмотря на усталость, не приводит к выгоранию.
Обобщая, мы можем сказать следующее: выгорание — это конечное состояние, наступающее вследствие продолжающегося создания чего-то без переживания в аспекте исполненности. То есть если в том, что я делаю, я переживаю смысл, если я чувствую, что то, что я делаю, это хорошо, интересно и важно, если я радуюсь этому и хочу это делать, то тогда выгорания не происходит. Но эти чувства не нужно путать с воодушевлением. Энтузиазм необязательно связан с исполненностью — это более скрытая от других, более скромная вещь.
Чему я отдаю себя. Еще один аспект, к которому нас подводит тема выгорания, — это мотивация. Почему я делаю что-то? И насколько я к этому обращен? Если я не могу подарить свое сердце тому, что я делаю, если меня это не интересует, я делаю это по каким- то другим причинам, тогда мы в каком-то смысле лжем.
Это похоже на то, как если бы я кого-то слушал, но думал о чем-то другом. То есть тогда я не присутствую. Но если я не присутствую на работе, в своей жизни, тогда я не могу там же получать за это вознаграждение. Речь не о деньгах. Да, я, конечно, могу зарабатывать деньги, но я, персонально, не получаю вознаграждения. Если я не присутствую сердцем в каком-то деле, а использую то, что я делаю, в качестве средства для достижения целей, тогда я злоупотребляю ситуацией.
Например, я могу начать какой-то проект, потому что он сулит мне большие деньги. И я почти не могу отказаться и как-то этому противостоять. Таким образом мы можем быть соблазнены каким-то выбором, который потом приведет нас к выгоранию. Если это происходит лишь однажды, то, может, это не так плохо. Но если это продолжается в течение многих лет, тогда я просто прохожу «мимо» своей жизни. Чему я отдаю себя?
И тут, кстати, может быть крайне важным, чтобы у меня возник синдром выгорания. Потому что, вероятно, я не могу сам остановить направление своего движения. Мне нужна та стена, с которой я столкнусь, какой-то толчок изнутри, чтобы я просто не мог продолжать двигаться и пересмотрел свои действия.


Симптомы выгорания


Исследователь В.В. Бойко выделяет следующие симптомы «профессионального (эмоционального) выгорания»:


1. симптом «эмоционального дефицита», при котором профессионалу ощущает, что эмоционально он уже не в силах помогать субъектам своей деятельности. Это проявляется в том, что он не в состоянии войти в их положение, сопереживать и соучаствовать, а также отзываться на ситуации, которые должны побуждать, трогать, усиливать волевую, интеллектуальную и нравственную отдачу. Постепенно данный симптом усиливается и приобретает осложненную форму, при которой положительные эмоции проявляются все реже и отрицательные все чаще.


2. Симптом «эмоциональной отстраненности», при котором личность почти всецело исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Человека почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика. Это своего рода эмоциональная защита, которая проявляется только в профессиональной сфере и формируется в течение нескольких лет, а в других сферах человек испытывает эмоции. Реагирование без чувств и эмоций является наиболее ярким симптомом выгорания, который свидетельствует о профессиональной деформации личности человека и, при этом, наносит ущерб субъекту общения, который, в свою очередь, переживает безразличие в свою сторону и глубоко травмируется.


3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации», который проявляется в полной или частичной потере интереса к субъекту профессионального действия, который воспринимается как неодушевленный предмет и объект для манипуляций. При этом возникает деперсонализированный антигуманистический эмоционально-волевой защитный настрой, при котором человек утверждает, что работа с людьми не доставляет удовлетворения, не интересна, не представляет социальной ценности.


4. Симптом «психовегетативных и психосоматических нарушений», который проявляется на уровне психического и физического самочувствия и образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Мысль о субъектах профессиональной деятельности или контакт с ними провоцируют отклонения в психических или соматических состояниях, которые проявляются в плохом настроении, чувстве страха, обострении хронических заболеваний [4, с. 65].


К. Маслач подразделяет симптомы синдрома эмоционального выгорания на: поведенческие, физические и психологические [18, с. 38].


К физическим симптомам относятся:
• чувство истощения;
• усталость;
• астенизация;
• восприимчивость к изменениям показателей окружающей внешней среды;
• избыток или недостаток веса;
• бессонница;
• одышка.


К психологическим и поведенческим:
• работа становится более тяжелой, а способность выполнять ее все меньше;
• специалист поздно появляется на работе и рано уходит;
• берет работу на дом;
• профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
• чувство неосознанного беспокойства;
• снижение уровня энтузиазма;
• чувство скуки;
• чувство разочарования;
• чувство обиды;
• неуверенность;
• чувство не востребованности;
• легко возникающее чувство гнева;
• чувство вины;
• человек обращает внимание на детали;
• раздражительность;
• чувство всемогущества;
• подозрительность;
• ригидность;
• дистанционирование от объектов деятельности;
• стремление к дистанционированию от коллег;
• неспособность принимать решения;
• общая негативная установка на жизненные перспективы;
• злоупотребление алкоголем или наркотиками.


При этом выгорание может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, взаимодействуя на работе с людьми, могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».
Профессор К. Чернисс говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе [32, с. 46].
Существуют профессии и ситуации, в которых людей очень уязвимы, поскольку они находятся в высоко-стрессовых ситуациях и имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).


Ю.А. Юдчиц главными симптомами эмоционального выгорания считает [36, с. 59]:
• утомление, усталость, истощение, которое наступает после активной и продолжительной профессиональной деятельности;
• бессонница;
• психосоматические проблемы, которые проявляются в колебаниях артериального давления, заболеваниях пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, головных болях, неврологических расстройствах);
• негативное отношение к субъектам деятельности
• отрицательная настроенность к выполняемой деятельности; стандартизация общения, ригидность мыслительных операции;
• агрессивные тенденции, среди которых выделяют раздражительность и гнев по отношению к коллегам и клиентам;
• тревожные состояния;
• негативное отношение к себе;
• чувство вины;
• депрессия, пессимистическая настроенность.


В.В. Бойко выделяет следующие личностные факторы, которые способствуют развитию синдрома эмоционального выгорание [4, с. 65].
• слабая мотивация эмоциональной отдачи в сфере профессиональной деятельности;
• склонность к сильному переживанию негативных обстоятельств;
• склонность к эмоциональной холодности в профессиональной деятельности.


В.В. Бойко выделяет ряд внутренних и внешних факторов, которые провоцируют эмоциональное выгорание.


К внешним факторам В.В. Бойко относит:
- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, которая связана с интенсивным общением и с целенаправленным восприятием партнеров деятельности и воздействием на них. Профессионалу приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: внимательно воспринимать, активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать, интерпретировать звуковую, визуальную и письменную информацию, быстро принимать решения.
- дестабилизирующая организация деятельности, основными признаки которой являются нечеткая организация и планирование труда, плохо структурированная информация, недостаток оборудования, завышенные нормы контингента, с которым непосредственно связана профессиональная деятельность человека. В этом случае дестабилизирующая обстановка порождает многократный негативный эффект, поскольку она сказывается не только на самом профессионале, но и на субъекте общения, и в дальнейшем на взаимоотношениях обеих сторон.
- повышенная ответственность за исполняемые операции и функции, которая проявляется в том, что специалисты (медицинские работники, воспитатели) обычно работают в режиме внутреннего и внешнего контроля. Поскольку процессуальное содержание их профессиональной деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность.
- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, которая определяется следующими главными обстоятельствами - конфликтностью по горизонтали, в системе «коллега - коллега», и по вертикали, в системе «руководитель - подчиненный». При этом нервозная обстановка заставляет одних растрачивать эмоции, а других - искать методы экономии психических ресурсов.
- психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. В частности, у воспитателей это дети с аномалиями нервной системы и характера, а также с задержками психического развития. Специалист начинает избегать случаев общения с такими субъектами и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов. Однако, эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и в этом случае профессионал не способен включиться в нужды и требования вполне адекватного партнера по общению. В результате чего возникают недоразумение и конфликт, поскольку эмоциональное выгорание выразилось своей дисфункциональной стороной.


К внутренним факторам, которые обуславливают эмоциональное выгорание, В.В. Бойко относит [4, с. 67]:
- склонность к эмоциональной ригидности, поскольку эмоциональное выгорание в качестве средства психологической защиты появляется быстрее у тех, кто восприимчив и менее реактивен, более эмоционально сдержан.
- интенсивная интериоризация (переживание и восприятие) обстоятельств своей профессиональной деятельности, которая возникает у людей с повышенной ответственностью за свою деятельность и исполняемую роль. В деятельности профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. При этом временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и человек очень переживает стрессовые ситуации и конфликты.
- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, в которой выделяется два аспекта:
• специалист в сфере общения не считает для себя необходимым проявлять сопереживание и соучастие субъекту деятельности.
• человек не умеет поощрять себя за соучастие и сопереживание, которые проявляются по отношению к субъектам его профессиональной деятельности. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения.
- нравственные дефекты и дезориентация личности, которые выражаются в том, что профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел его в процессе деятельности. Нравственный дефект проявляется в том, что человек не умеет и не способен включать во взаимодействие с партнерами честность, совесть, добропорядочность, уважение прав и достоинств другой личности. Причинами нравственной дезориентации являются неумение отличать доброе от плохого и благо от вреда, который наносится другой личности.


К данному перечню можно добавить факторы, которые выделяет Т.В. Решетова:
• алекситимия, которая проявляется в невозможности высказать словами свои ощущения, и которая связана с тревогой;
• неэмоциональность или неумение общаться;
• трудоголизм, при котором происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой [21, с. 154].
В.Е Орел говорит о том, что перерывы в работе оказывают общий положительный эффект и снижают уровень выгорания [19, с. 112].


Анализ теоретических и методологических подходов к изучению феномена «эмоционального выгорания» позволяет сделать выводы:
Выгорание является особым состоянием человека, которое является следствием профессиональных стрессов. Синдром профессионального (эмоционального) выгорания является сложным психофизиологическим феноменом, который определяется как умственное, эмоциональное и физическое истощение в результате продолжительной эмоциональной нагрузки. Данный синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве опустошенности и усталости, недостатке энтузиазма и энергии, утрате способностей видеть положительные результаты своей деятельности, отрицательной установке в отношении своей работы.
Исследователи считают, что главным источником выгорания является взаимодействие с людьми.
Основными проявлениями профессионального выгорания являются: усталость, сниженный энергетический тонус, отсутствие сил, пониженная работоспособность, головные боли, потеря аппетита, бессонница, злоупотребление успокаивающими или возбуждающими средствами.
В сущности, происхождение «выгорания» является результатом взаимодействия личностных особенностей индивида, ситуации его межличностных отношений, его профессиональной и рабочей ситуации, в которой он находится.
По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса - личность профессионала, профессиональную деятельность или профессиональное общение. Данные нарушения обычно заключаются в том, что у личности развивается «эмоциональное выгорание», которое включает в себя набор отрицательных показателей, которые разрушают личность профессионала, поскольку он не способен использовать имеющиеся у него личностные возможности в связи с состоянием психической усталости или утрачивает свои трудовые навыки. В результате чего происходят деформации и нарушения профессиональной деятельности, а также снижается результативность труда.
Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.
Источник: Чердымова Елена Ивановна
Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. -Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. - 124 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.