На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине основы возрастной психологии
Тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине основы возрастной психологии
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров профессионального обучения по всем отраслевым направлениям в рамках освоения дисциплины «Основы возрастной психологии» 48 часов отводится для самостоятельной работы. Тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине «Основы возрастной психологии» - это учебное пособие, обеспечивающее изучение дисциплины в режиме самостоятельного освоения информационного содержания, а также развития компетенций, предусмотренных Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования, которые подробно представлены в Учебно-методическом комплексе дисциплины.

Работать в тетради можно как поэтапно, в процессе освоения учебного материала, так и в самостоятельном режиме.
К каждому заданию предусмотрены методические рекомендации по его выполнению.
Учитывая особенности профессиональной направленности - педагог профессионального обучения, все задания имеют дидактическое обоснование, что облегчает студенту составление подобных учебных пособий непосредственно в процессе практической профессиональной деятельности, обеспечивая реализацию метапредметных целей и задач.
Задания для самостоятельной работы представлены в соответствии с модульной системой изучения дисциплины в порядке освоения содержания каждого модуля.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Общие рекомендации в процессе освоения лекционного материала

1. Внимательно прочитайте текст лекции. Сравните с конспектом, который вы делали в процессе лекционного занятия.
2. Найдите в тексте непонятные термины. Выпишите их. Определите значение.
3. Определите ключевые фразы, раскрывающие содержание темы лекции.
4. Запомните имена и фамилии ученых, которые упоминаются в лекции. Соотнесите их с научным вкладом в изучаемый вопрос.
5. Составьте вопросы по материалам лекции. Сравните их с вопросами, предложенными автором.
6. Ответьте на вопрос, пользуясь лекционным материалом.
7. Кратко перескажите лекционный материал, как будто вы самостоятельно ведете лекционное занятие.
8. Запишите свое выступление на видео носитель. Просмотрите видеозапись, проанализируйте свое выступление с двух позиций: «Что особенно получилось?»;
«Над чем нужно поработать?». Запишите свои предложения и замечания по поводу вашего выступления. Учтите их при освоении последующих тем.

Общие рекомендации в процессе подготовки к семинарским занятиям

1. Прочитайте вопросы, которые будут обсуждаться на семинарском занятии.
2. Просмотрите материалы лекций по обсуждаемой теме.
3. Ознакомьтесь с предлагаемой литературой и информационными источниками.
4. Обобщите выбранный вами информационный материал.
5. Определите основную форму вашего публичного выступления на семинаре:
• доклад - развернутое сообщение (10-15 минут), которое раскрывает научную проблему, на определенную тему;
• выступление - подготовленное краткое (3-5 минут) сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса;
• мини-лекция - связное, развернутое научное изложение какого-либо вопроса по длительности от 15 до 30минут;
• сообщение - небольшое по времени (5—10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему;
• беседа - развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями.
6. Составьте план публичного выступления в соответствии с выбранной формой.
7. Подготовьте (при необходимости) презентацию вашего публичного выступления.
8. Прорепетируйте свое публичное выступление, ориентируясь на основные рекомендации:
• обозначьте мотивы: «Зачем аудитории это нужно? Чего я достигну, сделав доклад?»;
• проиллюстрируйте цели: «Чего достигнут слушатели после окончания моего выступления?»;
• определите наилучшие для вас приемы передачи информации: «Какие ораторские приемы я буду использовать для удержания единой энергетической волны? (контакт взглядами; умеренная жестикуляция; контроль тембра, высоты, громкости голоса; обращения к аудитории; уточняющие вопросы; ссылка на авторитеты и т. п.)».

Общие рекомендации по выполнению творческих заданий

Творческие задания выполняются в свободной форме с учетом параметров оценивания:
1. Умение формулировать задание.
2. Адекватность заданий обозначенной теме.
3. Наличие творческих идей.
4. Эстетичность оформления.
Рекомендации по составлению и оформлению конспектов (рефератов)
Конспект (от лат. conspectus - обзор) - это краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. (Советский энциклопедический словарь / гл. редактор А.М. Прохоров. - М.: СОВЕТСКЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1988).
Реферат (от лат. refero -сообщаю) - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. (Советский энциклопедический словарь / гл. редактор А.М. Прохоров. - М.: СОВЕТСКЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1988).
Содержание конспектов (рефератов) представляется в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций, формул, уравнений и других составляющих.
Текст конспектов (рефератов) должен отвечать следующим основным формальным требованиям:
• четкость структуры;
• логичность и последовательность;
• точность приведенных сведений;
• ясность и лаконичность изложения материала;
• соответствие изложения материала нормам литературного русского языка.
Итоговый документ представляет собой текст объемом 5-20 рукописных или машинописных, односторонних листов формата А4 (210Х297 мм) по ГОСТ 9327-60.
Оформление текста конспектов (рефератов) следует проводить, руководствуясь стандартами ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 2.106-68, ГОСТ 7.32-2001. Оформление иллюстраций (чертежи, схемы, рисунки, графики) выполняют в соответствии с ГОСТ 7.32-2001.
Размер нижнего поля - 20 мм, верхнего - 20 мм, левого поля - от 25 до 30 мм, правого - 10 мм.
Все страницы конспектов (рефератов) нумеруются. Нумерация страниц производится сквозная, начиная с титульного листа. Титульный лист явным образом не нумеруется, но в общем объеме работы учитывается под номером 1. Нумерация выполняется, на нижнем поле листа в центре, арабскими цифрами шрифтом № 10, без точки и других знаков («с», «стр.»,«-»).
Размер шрифта по высоте строчных литер 2,5 - 2,7 мм (шрифт Times New Roman Cyr № 14). Расстояние между строкам - 1,5 интервала. Абзацы в тексте начинают отступом от левого поля, равным пяти знакам (буквам с пробелами) принятого шрифта. При наборе на компьютере:
В одной строке должно быть 60-65 знаков, пробел между словами считается за один знак.
Введение, главы, заключение, библиографический список, начинаться с нового листа, а параграфы в главе друг от друга отделяются двумя строчками. Заголовки печатаются прописными буквами. Точку в конце заголовка не ставят. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух
предложений, их разделяют точкой.
При оформлении содержания все заголовки пишутся строчными буквами, начиная с прописной; при этом в заголовках допускается перенос слов.
Параграфы, подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого основного раздела (главы). Номера подразделов состоят из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела также должна ставиться точка. Например:
1. Первый раздел конспекта (реферата)
1.1.
1.2. Нумерация подразделов первого раздела
1.3.
2. 2. Второй раздел конспекта (реферата)
2.1.
2.2.
Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номера раздела и пункта, разделенных точкой.
В тексте пояснительной записки могут быть нумерованные и маркированные списки. Рекомендуется использовать не более двух видов маркеров для маркированного списка и арабские цифры для нумерованного списка.
В тексте конспекта (реферата) не допускается:
• применять для одного и того же понятия различные термины;
• сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр (допустимо только в таблицах и в расшифровке формул);
• применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, СТП) без регистрационного номера.
К иллюстрациям относятся: фотоснимки, рисунки, эскизы, чертежи, планы, графики, диаграммы и др.. Использование иллюстраций целесообразно, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в тексте. Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.
Иллюстрации сопровождаются подрисуночными подписями. Иллюстрации располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а также в приложениях.
Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами. Слово «Рис.», порядковый номер иллюстрации и ее название помещают под иллюстрацией. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: Рис.1.1.. Иллюстрации должны иметь наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и поясняющие данные помещают под иллюстрацией. На все иллюстрации должна быть ссылка в тексте (по типу «...в соответствии с рисунком 1.2», (рис.1.2)), а расположение такое, чтобы их можно было рассматривать без поворота страницы. Если такое расположение невозможно, располагают их так, чтобы для рассмотрения надо было повернуть страницу по часовой стрелке. Если в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.
Следует помнить, что полученные графики, диаграммы, рисунки и т.д. необходимо вставить в соответствующий параграф или раздел пояснительной записки, а затем распечатать на принтере. Старайтесь для всех графических материалов использовать градацию серого цвета (максимум 64 оттенка), а не полноцветные изображения, которые занимают достаточно много памяти; при печати на обычном принтере они воспроизводятся в черно-белом цвете.
Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. Таблица должна иметь заголовок, который следует помещать над таблицей посередине. Знаки препинания в конце заголовков таблиц не ставят. Если таблиц в документе более одной, их нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «таблица» с указанием номера таблицы, например: Таблица 2.2. При наличии заголовка таблицы надпись «Таблица 2.2» пишут выше заголовка. Если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одного слова, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее - кавычками.
Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в случаях, если в тексте имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу. Над продолжением или окончанием таблицы пишут: «Продолжение табл. 2»; «Окончание табл. 2».
В таблицах числа, имеющие больше четырех знаков, должны отделяться интервалами в один знак на классы по три цифры в каждом справа налево (десятичные дроби после запятой - слева направо).
Каждая графа должна иметь заголовок. Заголовки, как правило, ставятся в именительном падеже в единственном числе. Написание прописной и строчной букв зависит от подчиненности заголовков верхнего и нижнего ярусов.
Примечания и сноски к таблицам должны быть напечатаны непосредственно под соответствующей таблицей. В печатных работах их печатают более мелким шрифтом, чем основной текст. Сноски к цифрам в таблице обозначаются только звездочками. Примечание обозначается словом «Примечание». Если в тексте необходимо сделать несколько примечаний, то их нумеруют по порядку арабскими цифрами. Слово «Примечание» пишут с прописной буквы с абзацного отступа, как правило, светлым курсивом (в печатных работах). Если примечание одно, после слова «Примечание» ставится знак «-»; одно примечание не нумеруют.
Таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости - в
приложении. На все таблицы в тексте дипломной работы должны быть ссылки.
Выполнение конспектирования (реферирования) работы оценивается по следующим параметрам:
• Соответствие работы заявленной теме.
• Полнота содержания излагаемого материала.
• Научность, ясность и лаконичность изложения.
• Орфографическая и пунктуационная грамотность, соответствие нормам современного литературного языка.
• Анализ информационных источников (в том числе электронных).
• Оформление работы в соответствии со стандартами.

Рекомендации к оформлению мультимедийного сопровождения лекционных материалов

Мультимедийное сопровождение лекций - это визуальная презентация
теоретических материалов в виде компьютерных слайдов.
Содержание мультимедийных слайдов представляется в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций и других составляющих.
Оформление мультимедийных слайдов должно отвечать следующим основным формальным требованиям:
• Соответствие работы заявленной теме.
• Полнота содержания излагаемого материала.
• Научность, ясность и лаконичность изложения.
• Орфографическая и пунктуационная грамотность, соответствие нормам современного литературного языка.
• Анализ информационных источников (в том числе электронных).
• Эстетика оформления мультимедийных слайдов в соответствии законами восприятия.
Мультимедийные слайды следует создавать в программе Microsoft Office Power Point и представлять на электронном носителе (CD/DVD диск, flash-карта и т.п.)
К иллюстрациям относятся: фотоснимки, рисунки, эскизы, чертежи, планы, графики, диаграммы и др.. Использование иллюстраций целесообразно, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в тексте. Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.
Допускается звуковое сопровождение презентируемого материала (музыка, голос за кадром и т.п.)
Выполнение мультимедийного сопровождения лекционных материалов оценивается по следующим параметрам:
• Соответствие работы заявленной теме.
• Полнота содержания излагаемого материала.
• Научность, ясность и лаконичность изложения.
Орфографическая и пунктуационная грамотность, соответствие нормам современного литературного языка.
• Анализ информационных источников (в том числе электронных).
• Эстетика оформления работы в соответствии законам восприятия.

Рекомендации к составлению тезауруса

Тезаурус (от греч. 0naaupoq — сокровище), в общем смысле — специальная терминология, более строго и предметно — словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации (проще говоря — пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией); в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, Таким образом, тезаурусы, особенно в электронном формате, являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.
В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта.
Тезаурус употребляется в теории информации для обозначения совокупности всех сведений, которыми обладает субъект.
Используйте для подборки определений каждого понятия не менее трех источников, указывая библиографические ссылки и электронные ресурсы в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003// Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
Москва: ИПК Издательство стандартов, 2004.
Дата введения ГОСТа 2004-07-01
Составление тезауруса оценивается по следующим параметрам:
• Соответствие определения содержанию.
• Четкость формулировки определяемого понятия.
• Указание библиографических ссылок и электронных ресурсов в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003.
• Наличие самостоятельно сформулированного обобщенного определения.
• Эстетика оформления работы в соответствии законами восприятия.

Рекомендации к составлению кроссворда
Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов) или крестословица (дословный перевод, предложенный В. Нобоковым) — самая распространённая в мире игра со словами.
Для составления оптимального кроссворда необходимо иметь лист бумаги в сетку. Придумайте первое слово и запишите его, например, посередине листа по горизонтали.
Далее придумываем другие слова и связываем его с первым и так до тех пор, пока ваш кроссворд не обретет необходимую форму, желательно похожую на квадрат. Важно помнить, что при составлении кроссворда у каждого слова должно быть не более двух пересечений, но это для начала, а потом, когда появится опыт, можно использовать большее количество пересечений.
Причем желательно, чтобы все места пересечений имели гласную букву. После этого к каждому из слов составьте короткий и понятный вопрос, подразумевающий в качестве ответа слово, которое вы задумали.
Составление кроссворда оценивается по следующим параметрам:
• Соответствие понятий, содержащихся в кроссворде, заявленной теме.
• Четкость формулировки определяемого понятия.
• Эстетика оформления работы в соответствии законами восприятия.
Рекомендации к составлению план-конспекта родительского собрания и психолого-педагогических рекомендаций План-конспект является документом планирования психолого-педагогического процесса на каждое мероприятие (в том числе родительское собрание), необходимый для оперативного управления мероприятием. При составлении плана- конспекта родительского собрания учитывайте психологические особенности целевой аудитории, подбирайте материал таким образом, чтобы побудить интерес у аудитории и оптимизировать процесс взаимодействия родителей и обучающихся.
Составление плана-конспекта родительского собрания оценивается по следующим параметрам:
• Соответствие плана-конспекта родительского собрания заявленной теме.
• Полнота содержания излагаемого материала.
• Научность, ясность и лаконичность изложения.
• Наличие мотивирующих компонентов целевой аудитории в планируемом мероприятии.
• Орфографическая и пунктуационная грамотность, соответствие нормам современного литературного языка.
• Ссылка на информационные источники (в том числе электронных). Психолого-педагогические рекомендации - это один из видов методической
продукции психолого-педагогической деятельности для субъектов образования. При составлении рекомендаций учитывайте психологические особенности целевой аудитории, подбирайте материал таким образом, чтобы побудить интерес и намерение у обучающихся к их выполнению.
Составление психолого-педагогических рекомендаций оценивается по следующим параметрам:
• Соответствие психолого-педагогических рекомендаций заявленной теме.
• Полнота содержания излагаемого материала.
• Научность, ясность и лаконичность изложения.
• Соответствие возрастным критериям.
• Орфографическая и пунктуационная грамотность, соответствие нормам современного литературного языка.
• Ссылка на информационные источники (в том числе электронных).

Рекомендации к составлению эссе

Эссе (от фран. "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание) - это прозаическое сочинение — рассуждение небольшого объема со свободной композицией.
Структура эссе.
Введение — суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
Основная часть — теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое,
Постоянство — изменчивость.
Эффективное использование подзаголовков — не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
Заключение — обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.
Выполнение эссе оценивается по следующим параметрам:
• Соответствие работы заявленной теме и жанру.
• Полнота содержания излагаемого материала.
• Творческость, креативность, ясность и лаконичность изложения.
• Орфографическая и пунктуационная грамотность, соответствие нормам современного литературного языка.
Анализ информационных источников (в том числе электронных).
• Эстетика оформления работы в соответствии законами восприятия.


Рекомендации к апробации психодиагностического инструментария
(психологических тестов)


Психологический тест - это стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого. Необходимо соблюдать следующие правила в процессе проведения процедуры тестирования: 1) испытуемый должен себя физиологически хорошо чувствовать, 2) помещение, где проводится диагностика хорошо освещено и проветрено, 3) диагност владеет методом тестирования на высоком уровне. При подборе психологических методов исследования личности (психологических тестов) используйте только научные источники информации; учитывайте возрастные критерии испытуемых, надежность, валидность, стандартность выбранного теста. Перед тем, как осуществлять процедуру тестирования на конкретном испытуемом, апробируйте тест на себе и своих коллегах.
При оценке качества апробации тестов учитываются следующие параметры:
• Соответствие теста возрастным особенностям испытуемого.
• Умение ставить цели и задачи.
• Умение провести процедуру психодиагностического обследования.
• Умение сделать психолого-педагогическое заключение по результатам психодиагностики.
• Умение сделать подборку психолого-педагогических рекомендаций.
• Своевременность сдачи работы на проверку.
• Аккуратность оформления.
Оформление программы профессионального становления и развития личности студента целесообразно выполнить в соответствии с образцом [10, 91].
Основная учебная литература
1. Козлов, В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или
освящение повседневности / В. В. Козлов [Текст]. - М.: Издательство института психотерапии, 2007. - 528 с.
2. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. / В. С. Мухина [Текст]. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
3. Литке, С. Г. Общая психология: учебное пособие / С. Г. Литке [Текст]. - Челябинск, 2013. - 104 с.
4. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб.
заведений: в 3-х кн. Кн. 1, 2 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. - 496 с.
5. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб.
заведений: в 3-х кн. Кн. 3 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. - 584 с.
6. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. - Изд. 19-е / Л.
Д. Столяренко [Текст]. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008. - 578 с.
7. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной:
Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. [Текст]. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.
Дополнительная учебная литература
8. Барабанщикова, Т. А. Психологические методики изучения личности: Практикум / Под ред. проф. А. Ф. Ануфриева / Т.А. Барабанщикова, А.Н. Рыжкова [Текст]. - М.: ОСЬ-89, 2007 - 304 с.
9. Егидес, А. П. Учебник семейных отношений, или брак без брака / А. П. Егидес. М.: АСТ- ПРЕСС, 2006. - 336 с.
10. Литке, С. Г. Я себя для себя открываю: курс развития психологической компетентности / С. Г. Литке [Текст]. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство,
2010. - 96 с.
11. Психологический словарь / под ред. И. М. Кондакова [Текст]. - М.: Столичный Гуманитарный Институт, 2003 - 1014 с.
12. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: Учебник для студентов пед. вузов / Е. Н. Шиянов, [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 288 с.
Информационное обеспечение
13. Персональный сайт Литке С.Г.
14. Литке, С. Г., ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Компьютерная презентация лекций. - Челябинск, 2016.


Подготовка к семинарскому занятию

Модуль 1 Общая психология как научная дисциплина

1: «Методы возрастной психологии»
План подготовки:
1. Из курса «Общая психология» вспомните классификацию основных методов психологии. Подготовьте доклады по теме семинарского занятия.
2. Познакомьтесь с основными рекомендациями к практике публичного выступления.
3. Отработайте умения публичного выступления на основе материалов семинара. Для самоконтроля используйте аудио- и (или) видеозапись своего выступления. Можно также использовать метод «репетиции» с однокурсниками, используя предлагаемые параметры и критерии оценки публичного выступления.
Информационное сопровождение: 1, 3, 14

Задание 1. На примере своей учебной группы, используя метод наблюдения (как организованного, целенаправленного, фиксируемого восприятия психических явлений с целью их изучения в определённых условиях), составьте описание личностных проявлений трех студентов на разных учебных занятиях по следующему алгоритму:
1. Определитесь в выборе субъектов наблюдения.
2. Закодируйте их имя - «Студент А», «Студент В», «Студент С».

Уровень

Стеновый
балл

Высокий

91%-100%

Выше
среднего

81%-90%

Средний

71%-80%

Ниже
среднего

41%-70%

Низкий

0%-40%

3. Определите основания для заключений и выводов, используя оценочную шкалу для анализа проявлений студента в процессе учебного занятия:
ПАРАМЕТРЫ НАБЛЮДЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: Параметр 1. Включенность в образовательный процесс.
Параметр 2. Активность студента в процессе занятия.
Параметр 3. Готовность студента к занятию.
Параметр 4. Результативность деятельности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ ПРОЯВЛЕНИЙ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
Например, «студент задание выполнил: есть печатные материалы, составлен план выступления, но активное участие в семинаре не проявил: молча слушал однокурсников, вопросы не задавал, в дискурсе не участвовал, часто отвлекался на СМС-сообщения, соответственно, уровни показателей «включенность» - низкий, «активность» - низкий,
«готовность» - выше среднего, «результативность» - ниже среднего. Таким образом можно сделать вывод, что общая оценка участия студента на данном занятии соответствует уровню «ниже среднего».
4. Результаты наблюдений и их описательные характеристики заносите в таблицы по мере фиксации тех или иных проявлений.

СТУДЕНТ А:

Параметр

Форма учебного занятия

Лекционное занятие Дата:

Семинарское
занятие
Дата:

Практическое
занятие
Дата:

Включенность

 

 

 

Активность

 

 

 

Готовность

 

 

 

Результативность

 

 

 

ВЫВОД:

 

СТУДЕНТ В

Параметр

Форма учебного занятия

Лекционное занятие Дата:

Семинарское
занятие
Дата:

Практическое
занятие
Дата:

Включенность

 

 

 

Активность

 

 

 

Готовность

 

 

 

 

 

 

 

Результативность

 

 

 

ВЫВОД:

 

СТУДЕНТ С:

Параметр

Форма учебного занятия

Лекционное занятие Дата:

Семинарское
занятие
Дата:

Практическое
занятие
Дата:

Включенность

 

 

 

Активность

 

 

 

Готовность

 

 

 

Результативность

 

 

 

ВЫВОД:

 

5. Сделайте общий вывод о методе «НАБЛЮДЕНИЕ»:
Задание 2. На основе наблюдения за поведенческими проявлениями студентов в процессе учебного занятия оставьте описательную характеристику параметрам оценки проявлений студента в процессе учебного занятия:

Уровень

Описательная характеристика

Низкий
уровень
(0%-40%)

Студент не активен, его внимание направлено на другие объекты (телефонные СМС, переписывание конспектов по другим предметам...), основную часть учебного времени студент ... и т. д.

Уровень
ниже
среднего
(41%-70%)

 

Средний
уровень
(71%-80%)

 

Уровень
выше
среднего
(81%-90%)

 

 

 

Высокий
уровень
(91%-
100%)

 

Задание 3. Составьте план-конспект к лекции 1: «Научная основа возрастной психологии» [14]

 

Задание 4. Дайте определение понятиям, используя материалы лекций и дополнительный информационный источник. Что общего в определениях, в чем различие?

Термин

Информационный источник

Вывод

Материалы лекций [14]

Другой источник (указать)

Валидность
психодиагностического
метода

 

 

 

Возрастная
психология

 

 

 

 

 

 

 

Задатки

 

 

 

Личность

 

 

 

Метод беседы

 

 

 

Метод наблюдения

 

 

 

Надежность
психодиагностического
метода

 

 

 

Онтогенез

 

 

 

Организованное
обучение

 

 

 

Органическая обусловленность развития

 

 

 

Психологическое
тестирование

 

 

 

Психология развития

 

 

 

Психолого
педагогический
эксперимент

 

 

 

Сознание

 

 

 

Способности

 

 

 

Средовая обусловленность развития

 

 

 

Стандартность
психодиагностического
метода

 

 

 

Стихийное обучение

 

 

 

Тестовые задания по 1 разделу дисциплины 1 уровень-воспроизведение знаний
1. Возрастная психология - это ...
1. Область научных знаний, содержащая информацию в основном о законах возрастного преобразования детей и подростков.
2. Область научных знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста.
3. Оба варианта верны.

2. Утверждение: «Пока достаточно не созреет мозг ребенка, у него невозможно сформировать вербальную речь» относиться к проблеме:
1. Органическая и средовая обусловленность психического развития человека.
2. Соотношение задатков и способностей.
3. Соотношение интеллектуальных, эмоциональных, волевых изменений в общем психологическом развитии.

3. От чего в большей степени зависит временной интервал, с которым должно проводиться наблюдение за детьми и подростками:
1. От возраста детей и подростков.
2. От опыта экспериментатора.
3. От поставленной экспериментатором цели.

4. Какой метод в научно-исследовательской работе является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о поведении ребенка:
1. Тестирование.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
4. Опрос.
5. Беседа.

5. Возрастные задачи развития - это.
1. Достижения, которые человек должен приобрести на протяжении определенного этапа, чтобы полноценно прожить его и иметь возможность конструктивно развиваться дальше.
2. То, чему человеку предстоит научиться, чем предстоит овладеть, что предстоит выработать в личностном аспекте.
3. Оба варианта верны.


2 уровень - перенос знаний (понимание, объяснение)

1. Раскройте содержание проблемы стихийного и организованного образования как центральной проблемы в образовании.

Стихийное развитие

Организованная система образования

 

 

Важно эти среды влияния, осознавая важность
управления и самоуправления процессом личностного развития. Если уровень осознанности невысокий, то человек легко попадает под влияние средового социального воздействия,
которое может детерминировать развитие личности.
2. Определите основные характеристики детского возраста.
Детство - это этап развития человека от до начала
полового созревания.
Детство принято подразделять на четыре периода:
■ младенчество, от до .
■ раннее детство, от до .
■ дошкольный возраст, от до .
■ младший школьный возраст от до .


3 уровень - проявление психологической компетентности


1. Составьте картографию научно-категориального аппарата дисциплины «Основы возрастной психологии» по схеме:

Объект возрастной психологии

 

Предмет возрастной психологии

 

Основные проблемы
возрастной
психологии

 

Цели и задачи
возрастной
психологии

 

 

 

Методы исследования в возрастной психологии

 


2. Раскройте содержание основных принципов возрастной психологии.

3. Определите преимущество интегративной психологии как научной основы возрастной психологии.


Раздел 2. Возрастные этапы и особенности психического развития

Подготовка к семинарскому занятию 2: «Интегративная психология как современная основа возрастной психологии»
План подготовки:
1. Из курса «Общая психология» вспомните основные аспекты структуры и содержания личности в континууме интегративной психологии.
2. Продолжайте отрабатывать умения публичного выступления на основе материалов семинара.
Литература: 1, 3.
Информационное сопровождение: 13, 14.

Подготовка к практическому занятию 1: «Подростки «группы риска»

План подготовки:
1. Подберите психологические упражнения, техники с целью оказания первичной психологопедагогической помощи «трудным подросткам» при различных ситуациях.
2. Подготовьтесь к проведению с группой подготовленных вами психологических упражнений, техник.
Литература: 1, 3.
Информационное сопровождение: 13, 14.

Задание 5. Составьте план-конспект родительского собрания по теме «Психологические особенности старших подростков».

Тема родительского собрания

Психологические особенности старших подростков

Целевая аудитория
(субъекты
образования)

Родители старших подростков

Цель:

 

Форма:

 

Средства:

 

План-конспект:
1.

 

Задание 6. Подберите и апробируйте тесты (5-7 тестов) для психологической диагностики интеллектуальной сферы (уровень развития внимания, памяти, мышления) у старших подростков. Выберите наиболее оптимальный для вас тест по каждому психическому процессу, апробируйте его на конкретном подростке и запротоколируйте результаты апробации:
Протокол психодиагностического исследования № 1

Имя (закодированное) Возраст Дата диагностики

Дата, время и условия
проведения
исследования

 

Самочувствие

 

Цель исследования

 

Название методики

 

Обработка и анализ результатов

 

Выводы

 

Рекомендации (найти в интернете)

Протокол психодиагностического исследования № 2

Имя (закодированное) Возраст Дата диагностики

Дата, время и условия
проведения
исследования

 

Самочувствие

 

Цель исследования

 

Название методики

 

Обработка и анализ результатов

 

Выводы

 

Рекомендации (найти в интернете)

 

Протокол психодиагностического исследования № 3

Имя (закодированное)

Возраст

Дата диагностики

Дата, время и условия

 

проведения
исследования

 

Самочувствие

 

Цель исследования

 

Название методики

 

Обработка и анализ результатов

 

Выводы

 

Рекомендации (найти в интернете)

 

Задание 7. Подберите и апробируйте тесты (5-7 тестов) для психологической диагностики эмоциональной, волевой и коммуникативной сфер у старших подростков. Выберите наиболее оптимальный для вас тест по каждому психическому процессу, апробируйте его на конкретном подростке и запротоколируйте результаты апробации:
Протокол психодиагностического исследования № 4

Имя (закодированное) Возраст Дата диагностики

Дата, время и условия
проведения
исследования

 

Самочувствие

 

Цель исследования

 

Название методики

 

Обработка и анализ результатов

 

Выводы

 

Рекомендации (найти в интернете)

 

Протокол психодиагностического исследования № 5

Имя (закодированное) Возраст Дата диагностики

Дата, время и условия
проведения
исследования

 

Самочувствие

 

Цель исследования

 

Название методики

 

Обработка и анализ результатов

 

Выводы

 

Рекомендации (найти в интернете)

 

Протокол психодиагностического исследования № 6

Имя (закодированное) Возраст Дата диагностики

Дата, время и условия
проведения
исследования

 

Самочувствие

 

Цель исследования

 

Название методики

 

Обработка и анализ результатов

 

Выводы
Рекомендации (найти в интернете)

Задание 8. Составьте план-конспект к лекции 2: «Периодизация психологического развития человека в онтогенезе» [14].

Задание 9. Составьте план-конспект к лекции 3: «Феноменология детства» [141.

 

Задание 10. Составьте план-конспект к лекции 4: «Отрочество» [14].

 

Задание 11. Дайте определение понятиям, используя материалы лекций и дополнительный информационный источник. Что общего в определениях, в чем различие?


Термин

Информационный источник

Вывод

 

Материалы лекций

Другой источник

 

 

[14]

(указать)

 

Ведущая
деятельность

 

 

 

Возрастной кризис

 

 

 

Готовность ребенка к обучению в школе

 

 

 

Группы риска

 

 

 

Детство

 

 

 

Ддошкольный
возраст

 

 

 

Календарный
возраст

 

 

 

Личностный рост

 

 

 

Младенчество

 

 

 

Отрочество

 

 

 

Период
новорожденности

 

 

 

Периодизация
развития

 

 

 

Подростковый
возраст

 

 

 

Принципы
периодизации

 

 

 

Психолого
педагогическая

 

 

 

профилактика

 

 

 

Раннее детство

 

 

 

Стадии развития

 

 

 

Условный возраст

 

 

 

Тестовые задания по 2 разделу дисциплины


1 уровень-воспроизведение знаний


1. Что из перечисленных факторов помогает младенцу приспосабливаться к миру и прогрессировать в развитии.
1. Уход за ребенком со стороны окружающих его взрослых людей.
2. Сложные сенсорные и двигательные способности - инстинкты.
3. Оба варианта верны.

2. К концу младенческого возраста для удовлетворения потребностей у ребенка формируется:
1. Указательный жест.
2. Произвольные движения.
3. Движения, подражающие движению взрослого.

3. В какой период дошкольного детства игры становятся совместными и включается проявление ролевого поведения и лидерства?
1. Младший дошкольный возраст (3-4 года).
2. Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
3. Старший дошкольный возраст (5-6 лет).

4. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - это...
1. Развитость произвольности познавательных процессов.
2. Мышление представлено в трех основных формах: наглядно-действенное, нагляднообразное, словесно-логическое.
3. Выраженный интерес к учению, потребность в достижении успеха.
4. Характерологические качества: общительность, контактность, настойчивость, упорство, целеустремленность.
5. Варианты 3 и 4.
6. Все перечисленные варианты.

5. Отрочество - это.
1. Этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью.
2. Время бурного и плодотворного развития познавательных процессов.
3. Период от 10 до 15 лет.
4. Все варианты верны.

7. Назовите основные факторы риска аномалий психического и личностного развития подростков:
1. Дисгармоничная семья.
2. Соматические заболевания и травмы.
3. Неблагополучная ситуация в отношении со сверстниками.
4. Все перечисленные варианты.


2 уровень - перенос знаний (понимание, объяснение)


1. Дайте характеристику развитию речи у детей раннего возраста по приведенным ниже параметрам:

 

Параметры развития речи

Описательная характеристика

основные этапы речевого развития

 

усвоение фонетики и грамматики

 

развитие
синтаксической
структуры

 

совершенствование лексики и семантики

 

2. Дайте краткую характеристику проявлениям деятельности в раннем детстве:

Этапы проявления деятельности

Описательная характеристика

переход от манипулирования к предметной деятельности

 

имитационные игры

 

становление
творческой
деятельности

 

сюжетно-ролевые
игры

 

3. Охарактеризуйте личность дошкольника по ниже приведенным компонентам:

Структурные
компоненты

Описательная характеристика

предметная и игровая деятельность дошкольника

 

развитие
познавательных
процессов

 

психологическая готовность к обучению в школе

 

4. Сформулируйте основные задачи развития личности: , и подростковых возрастах.

Возрастной период

Задачи развития личности

Предподростковый возраст (10 лет)

 

Младший подростковый возраст (11-12 лет)

 

Средний подростковый возраст (13 лет)

 

Старший подростковый возраст (14-15 лет)

 

3 уровень - проявление психологической компетентности
Заполните таблицу основных психических новообразований развития личности в контексте интегративного подхода к определению структурно-функциональных параметров личности:

Структурные
элементы
личности

Психические новообразования в процессе личностного развития

Младенчество

Детство

Отрочество

Я-
материальное
(персона)

 

 

 

Я-социальное
(интерперсона)

 

 

 

Я-духовное
(трансперсона)

 

 

 

Раздел 3. Психология юношеского возраста


Подготовка к семинарскому занятию 3: «Профессиональное самоопределение и становление как основной аспект развития личности в юношеском возрасте».
План подготовки:
1. Подберите и апробируйте методы психологической диагностики в процессе профессионального определения.
2. Вспомните содержание профессиограммы педагога профессионального образования.
3. Продолжайте отрабатывать умения публичного выступления на основе материалов семинара.
Литература: 3, 4, 5.
Дополнительная литература: 10.
Информационное сопровождение: 13, 14.

Подготовка к практическому занятию 2: «Счастливая семья в континууме интегративной психологии».
План подготовки:
• Познакомьтесь с методом коллажирования в теоретическом аспекте.
• Подготовьте ненужные журналы с изображением счастливой семьи, ножницы, клей.
Литература: 3.
Дополнительная литература: 10.
Информационное сопровождение: 13, 14.

Подготовка к практическому занятию 3: «Экспресс-консультирование по проблемам психологии юношеского возраста».
План подготовки:
• Подготовьте доклад по теме: «Психологические проблемы в юношеском возрасте» с визуальным и звуковым сопровождением (фрагменты фильмов, роликов, слайды и т.п.).
• Подберите (спросите у родителей, у педагогов, найдите в сети «Интернет») экспрессвопросы (ответы) к деловой игре «Родительское собрание».
Литература: 3, 4, 6,7.
Дополнительная литература: 9.
Информационное сопровождение: 13, 14.


Задание 12. Составьте кроссворд (не менее 20 слов-терминов) по дисциплине «Возрастная психология».


ЗАДАНИЯ
Задание 13. Составьте эссе на тему «Психологическая компетентность как составляющая успешного личностного развития» [14].

Задание 14. Составьте план-коспект к лекции 5: "Общая характеристика юношеского возраста"

Задание 15. Составьте план-конспект к лекции 6: «Семья как перспектива личностной гармонизации» [14].

Задание 16. Дайте определение понятиям, используя материалы лекций и дополнительный информационный источник. Что общего в определениях, в чем различие?

Термин

Информационный источник

Вывод

Материалы лекций [14]

Другой источник (указать)

Временная
перспектива

 

 

 

Детскородительские отношения в семье

 

 

 

Личностная
идентичность

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональное
самоопределение

 

 

 

Процесс развития самосознания

 

 

 

Психосексуальная
идентичность

 

 

 

Самоопределение

 

 

 

Социальная ситуация развития

 

 

 

Социальнопсихологическая готовность к личностному самоопределению

 

 

 

Социальнопсихологическая готовность к жизненному самоопределению

 

 

 

Супружеские
отношения

 

 

 

Целеполагание

 

 

 

Юношеский возраст

 

 

 

Тестовые задания по 3 разделу дисциплины


Тестовые задания 1 уровень-воспроизведение знаний

1. Какой возрастной период в схеме возрастной периодизации принято считать периодом юношеского возраста?
1. 17-21 - для юношей; 16-20 - для девушек.
2. 14-18.
3. Оба варианта верны.

2. От чего принципиально зависит успешность и удовлетворенность профессиональным самоопределением?
1. Наличие конкретных способностей. Взгляд на будущее с позиции настоящего.
2. Определение целостного замысла жизни. Взгляд на настоящее с позиции будущего.
От социальной ситуации развития: задачи общества, стоящие перед молодым человеком.

3. Назовите основное новообразование юношеского возраста, по мнению И.В. Дубровиной.
1. Быстрое развитие профессионально-важных качеств личности.
2. Процесс развития самосознания.
3. Процесс социально-нравственного самоопределения.
4. Варианты 2 и 3.
5. Готовность к личностному и жизненному самоопределению.

4. Аддиктивное поведение - это...
1. Поведение, включающего употребление психотропных веществ до стадии формирования физической зависимости.
2. Пагубная привычка.
3. Форма девиантного поведения.
4. Все варианты верны.

5. Укажите основные стадии развития асоциального поведения по классификации Невского И.А. в порядке усиления отрицательных отклонений от нормы:
1. Неодобряемое поведение; порицаемое поведение; девиантное поведение; делинквентное поведение; преступное поведение; деструктивное поведение.
2. Девиантное поведение; делинквентное поведение; преступное поведение; неодобряемое поведение; порицаемое поведение; деструктивное поведение.
3. Деструктивное поведение; преступное поведение; делинквентное поведение; девиантное поведение; порицаемое поведение; неодобряемое поведение.


2 уровень - перенос знаний (понимание, объяснение)


1. Дайте характеристику развитию личности в юношеском возрасте, дополнив предложения.
Юношеский возраст — период жизни человека между
возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как год — для юношей и лет — для девушек.
В юношеском возрасте в основном завершается
развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. В плане полового развития большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде.
Считается, что к пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают
Юноши и девушки овладевают сложными
интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более и эффективной, приближаясь в этом
отношении к деятельности . В этом возрасте молодые люди приобретают основанную на развитии формального операционального мышления способность строить умозаключения, выдвигать гипотезы и предположения.
Современную социальную ситуацию развития в юношеском возрасте можно описать следующим образом: общество ставит перед молодым человеком важную задачу - осуществить профессиональное , причем сделать это не только во внутреннем плане в виде мечты, а в плане выбора.
Спецификой возраста является быстрое развитие способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью.
Новообразованием ранней юности является (способность) к личностному и жизненному самоопределению, что означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем жизнь.


2. Дайте краткую характеристику возможным отклонениям в период ранней юности:
• диффузия идентичности - • диффузия времени - • застой в работе - • отрицательная идентичность -
3. Сформулируйте и раскройте основные задачи развития в юношеском возрасте:

Задачи развития в

Основная суть задачи

юности

 

Интеграция Я- идентичностей

 

Психосексуальная
идентичность

 

Профессиональное
самоопределение

 

Развитие готовности к жизненному самоопределению

 

3 уровень - проявление психологической компетентности


Закончите заполнять таблицу (см. модуль 2) основных психических новообразований развития личности в контексте интегративного подхода к определению структурно-функциональных параметров личности:

 

Структурные элементы личности

Психические новообразования в процессе личностного развития (продолжение)

Юность

Зрелость (по желанию)

Я-материальное
(персона)

 

 

 

 

 

Я-социальное
(интерперсона)

 

 

Я-духовное
(трансперсона)

 

 


Приложение 1


Определение уровня достижений студента (оценочный лист)
Фамилия, имя
Группа

 

 

Инвариантная часть контроля

Вариативная часть

 

 

 

контроля

Раздел 1. Основы возрастной психологии как научная дисциплина

Ку ЗНАТЬ

Ку УМЕТЬ

Ку ВЛАДЕТЬ

Тестовые

Тестовые

 

 

 

задания

задания

 

 

 

(1 уровень)

(2,3 уровни)

Задания 3, 4.

Подготовка и участие в

Задания 1, 2.

 

 

Составить вопросы к

семинаре 1.

Применяя метод

 

 

лекциям,

 

наблюдения описать

 

 

собеседование по

 

личностные проявления

 

 

материалам лекций.

 

студентов на разных

 

 

Тезаурус понятий.

 

учебных занятиях.

 

 

Ку=

Ку=

Ку=

 

 

 

 

Кком1=

 

 

Раздел 2. Возрастные этапы и особенности психического развития

Задания 8, 9, 10, 11:

Подготовка и участие в

Задания 5, 6, 7.

 

 

Составить вопросы к

семинаре 2.

План-конспект

 

 

лекциям,

Подготовка и участие в

родительского собрания.

 

 

собеседование по

практическом занятии 1.

Апробация тестов(6

 

 

материалам лекций.

 

протоколов)

 

 

Тезаурус понятий.
Ку=

Ку=

Ку=

 

 

 

 

Кком2=

 

 

Раздел 3. Психология юношеского возраста

Задания 14, 15, 16.

Подготовка и участие в

Задания 12, 13.

 

 

Составить вопросы к

семинаре 3.

Кроссворд. Эссе.

 

 

лекциям,

Подготовка и участие в

 

 

 

собеседование по

практических занятиях 2,

 

 

 

материалам лекций.

3.

 

 

 

Тезаурус понятий.
Ку=

Ку=

Ку=

 

 

 

 

Кком3=

 

 

Кком=Кком1+ Кком2+ Кком3/3=

 

 

Источник Тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине «Основы возрастной психологии» : учебное пособие / С. Г. Литке. - Челябинск, 2018. - 62 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.