На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиологические компоненты работоспособности
Психофизиологические компоненты работоспособности
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология

Основной составляющей надёжности человека является содержание его работоспособности, как способности человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных параметров эффективности и временных лимитов. Работоспособность является сложным многоплановым явлением. Для её рассмотрения и оценки используется комплексный подход с использованием относящихся к разным системам показателей:


• эффективность деятельности;
• продуктивность деятельности;
• самочувствие человека;
• психофизиологические состояния функций и систем организма, которые выступают в качестве оперативных и обеспечивающих компонентов в функциональной системе деятельности;
• психофизиологические показатели: ЧСС, ЭМГ, ЭПГ, КГР, ЭОГ и др.


Совместный анализ полученных данных о соотношении психофизиологических показателей в процессе рабочего дня и изменений в продуктивности деятельности, как для физической, так и умственной нагрузки, позволил построить кривую работоспособности человека (рис. 10).

работоспособность

Рис. 10. Стадии работоспособности

а - максимальные резервные возможности;
б - эффективность работы;
в - утомление;
г - напряжённость;

1 - врабатываемость;

2 - оптимальная работоспособность;

3 - полная компенсация;

4 - неустойчивая компенсация;

5 - конечный порыв;

6 - прогрессивное снижение работоспособности [Егоров, Загрядский, 1973]


Кривая работоспособности позволяет выделить следующие стадии:


1. Стадия «врабатывания».

Она включает три подстадии:
- первичная мобилизация. Возникает с момента начала деятельности и длится несколько минут. Характерные черты: кратковременное снижение значений всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот феномен обусловлен внешним торможением, которое возникает в результате перемены характера стимуляции;
- гипермобилизация. Охватывает «предстартовый» период и отличается повышенной специфической и неспецифической активацией, а также сдвигом активизации анализаторов, переходом организма в состояние готовности к восприятию информации. В это время психологический уровень характеризуется построением плана деятельности и мысленным «проигрыванием» его ключевых этапов. При постепенном повышении работоспособности возникают выраженные колебания продуктивности, точности и качества работы. Возникает состояние повышенной нервно-психической напряжённости: повышение кровяного давления, учащение пульса и дыхания, депрессия альфа- ритма, повышение доли тета- и бета-ритмов;
- гиперкомпенсация. Протекает в поиске наиболее адекватной адаптации к задачам деятельности и формированием устойчивого стереотипа деятельности динамичного во времени. Психофизиологические показатели и показатели деятельности отличаются своей нестабильностью.


2. Стадия «оптимальной работоспособности» характеризуется постоянством параметров функционирования организма. Эту стадию определяют как «устойчивое рабочее состояние» или состояние «функционального комфорта», отражающее оптимальность психофизиологических затрат (минимальные затраты обеспечивают высокую продуктивность).


3. Стадия «полной компенсации» приходит на смену предыдущей и характеризуется снижением работоспособности и формировании первых признаков состояния утомления, которые субъективно переживаются как состояние усталости. Компенсация утомления происходит волевыми усилиями и активизацией физиологических механизмов, что выражается в более высоких, чем в стадии «врабатывания», вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.


4. Стадия «неустойчивая компенсации» (или «выраженное утомление») характеризуется нарастанием утомления и снижением работоспособности. Это состояние описывается выраженным чувством утомления и разнообразными по интенсивности и направленности изменениями психофизиологических показателей, являющихся продолжением сложных взаимодействий регуляторных, активационных и компенсаторных систем различного уровня. Происходящие изменения не одновременны и имеют зависимость от структуры конкретной деятельности и от напряжения одной из активированных психических функций. Эта стадия имеет субкомпенсационные подстадии, отражающие пролонгированное сохранение высокой продуктивности. Компенсация появляющихся трудностей происходит за счёт менее важных (функционально и энергетически) процессов, за счёт подключения дополнительных ресурсов.


5. Стадия «конечный порыв» характеризуется кратковременным повышением продуктивности путём использования «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма. Она возникает по окончании выполнения работы при адекватном воздействии на мотивационно-волевую сферу и присутствии высоко значимых для субъекта целей. Такой режим выполнения работы является экстремальным для организма и приводит к переутомлению, хроническому стрессу и хроническим заболеваниям.


6. Стадия «декомпенсация» характеризуется быстрым нарастанием симптомов утомления, прогрессивным снижением работоспособности, снижением продуктивности и эффективности работы. В этой стадии наблюдаются существенные изменения всех психофизиологических показателей, связанных с системами активации. Волевые усилия в этом состоянии не могут обеспечить активизацию защитных и компенсаторных систем. В операторской работе появляются срывы и отказы, приводящие к прекращению выполнения дальнейшей деятельности.


С учётом представленного, возможности построения для конкретного субъекта кривой работоспособности определяются только с использованием психофизиологических измерений. Разработка режимов труда, оценка эффективности и надёжности человека, работающего в системах «человек-техника-среда» обуславливались этими исследованиями, которые имели исключительное практическое значение.
Источник: Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Общая и прикладная психофизиология: учебное пособие. —СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. — 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.