На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Функциональная межполушарная асимметрия
Функциональная межполушарная асимметрия
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология

1. Речевые функции.
2. Зрительно-пространственная ориентировка.
3. Эмоции и межполушарная асимметрия.
4. Право и леворукость, амбидекстрия.

1. Речевые функции

В. Пенфилд и Л. Робертс (1959) при исследовании речевых функций человека установили: «понимание речи возникает после поступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного — после поступления в оба полушария зрительных импульсов» . Авторы считали, что правое полушарие участвует в понимании и произношении речи после обучения речевым навыкам, а моторный артикуляционный механизм речи, локализованный в роландовой моторной области обоих полушарий, зависит от коркового механизма голосового контроля. Идеационный речевой механизм (память звучания слов, словесный двигательный образ) определяется функцией только одного полушария. Депо навыков писать или читать тоже находится только в одном полушарии, но часть других речевых умений обеспечиваются обоими полушариями. По мнению В. Пенфилда и Л. Робертса, «память понятий не связана только с одним полушарием, как речь, и независима от речи».
Исследованиями установлено, что правое полушарие обеспечивает функцию автоматической речи: эта функция позволяет повторять отдельные слоги, ответы «да-нет», серийную речь, пение, репродукцию заученного содержания .
Поражение левого полушария у людей приводит к возникновению дислексии (нарушение способности к чтению). Но встречается это не постоянно и зависит от родного языка, которому человек обучался в процессе чтения. Для примера: дислексиков в Японии встречается в 10 раз меньше, чем в европейских странах. Объяснить это можно тем, что японский язык использует два вида письма: «кандзи» (символами служат иероглифы, обозначающие не звуки, а предметы или понятия) и «канна» (символы означают слог или сочетание звуков). Считается, что правым полушарием осуществляется зрительно-пространственное восприятие иероглифов (правое полушарие, в отличие от левого, которое осуществляет обработку информации аналитически и последовательно, делает то же самое одновременно и целостно). Правое полушарие не рассматривает отдельно элементы, входящие в наборы, а воспринимает эти наборы как цельные конструкции. Кроме того правое полушарие эмоционально окрашивает речь и если оно поражается, то речь становится монотонной.
Функциональность полушарий у детей отличается от взрослых. Дети имеют двустороннее представительство речи, о чём свидетельствуют два наблюдения: при поражении правого полушария у детей часто возникают афазии, и дети легче и быстрее восстанавливают свою речь при поражении левого полушария.
Размещение центров речи у левшей отличается от правшей. Установлено, что 70% левшей имеют расположение центра речи в левом полушарии, как и у правшей, но половина из остальных левшей (15%) контролирует свою речь правым полушарием, а другая половина (15%) — обоими полушариями. Рассмотрение речевой функции показывает, что одно полушарие не является покорным исполнителем воли другого.
Полученные в экспериментах и в клинике данные о локализации центров, управляющих другими психическими функциями, в частности, интеллектом, говорят о том, что в левом полушарии используется аналитическая стратегия переработки информации, которая обеспечивает индуктивное, рациональнологическое мышление, связанное с вербально-символическими функциями, а правое полушарие в это время использует глобальную, синтетическую стратегию, оно обеспечивает образное, дедуктивное, пространственно-интуитивное мышление. Следовательно, вербальный интеллект можно связать с доминантностью левого полушария, а невербальный — с доминантностью правого полушария. Эти типы обработки информации и мышления не работают исключительно на одном полушарии. Существует межполушарная интеграция. Наблюдаемая большая включённость левого (при аналитическом типе) или правого (при синтетическом типе) полушария позволяет различаться людям с различными типами мышления.


2. Зрительно-пространственная ориентировка


Зрительно-пространственная ориентировка сопровождает любую двигательную активность субъекта и тесно связана с развитием моторики Это проявляется в выборе направления и маршрута движения, в сохранении направления движения в достижении целей. Установлено, что пространственноопознавательные функции характерны для всех органов чувств, а восприятие окружающего пространства основывается на тесном взаимодействии анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного и кинестетического. С.В. Бабенкова считает, что «каждое ощущение любого качества, интенсивности и продолжительности характеризуется определенным пространственным компонентом, подчеркивает связь зрительно-пространственного ориентирования со всей познавательной деятельностью человека».
Часто, при левосторонних параличах, возникают нарушения зрительно-пространственной ориентировки и восприятие пропорций тела.
В случае поражения правого полушария наблюдаются конфабуляции и псевдореминисценции (С.Н. Давиденков и др., 1949; Г.П. Губима, 1964; С.В. Бабенкова, 1963). При поражении левого полушария отмечается только снижение интеллектуально-мнестических процессов (М.Н. Коробков, 1994).

 

3. Эмоции и межполушарная асимметрия


В большинстве случаев у одного человека наблюдается асимметрия рук, ног, зрения и слуха. В первой половине XX века многие учёные имели представления о доминантности левого полушария у правшей. Исследования Е.И. Николаевой и К.Н Яворович показали, что «процент лиц с левосторонней и смешанной асимметрией оказывается очень высоким, а количество лиц с правосторонней асимметрией не превышает и половины обследованных».
Современные исследования доказали, что левое и правое полушария головного мозга вносят различный вклад в обеспечение эмоциональной сферы человека. Наиболее эмоциональным является правое полушарие. У здоровых людей обнаружено «преимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица, а также левого уха (тоже правого полушария) - при оценке эмоционального тона голоса и других звуковых проявлений человеческих чувств (смеха, плача), при восприятии музыкальных фрагментов» . Кроме того, выявлено более выраженные мимические проявления на левой половине лица, как отражение эмоций. Учёные считают, что «левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая - положительные эмоции». Эти различия начинают проявляться у младенцев в виде асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.
Анализ эмоциональных реакций у больных с поражениями одного из полушарий дал возможность установить роль полушарий мозга человека в формировании эмоций. В результате изучения заболеваний было установлено, что левосторонний инсульт у больного сопровождается речевыми расстройствами и снижением настроения. Но в случае правостороннего инсульта больные находятся в весёлом, беззаботном настроении и неадекватно оценивают своё состояние. У больных с очаговой патологией (опухоли, травмы) полушарий наблюдаются подобные изменения эмоционального состояния. В случае эпилепсии при нахождении патологического очага в левом полушарии возникает насильственный смех, а если в правом - насильственный плач.
Клинические проявления эмоциональных нарушений выражены сильнее при поражении правого полушария: отмечается выборочное ухудшение способности идентифицировать и оценивать эмоциональную экспрессию в мимике. В случае левосторонних поражений пациенты обращаются с приступами тревоги, беспокойства и страха, с сильными отрицательными эмоциональными переживаниями. Пациентам с поражениями правого полушария свойственны состояния весёлости, благодушия, безразличия к окружающим. Им очень сложно выявить эмоциональные компоненты речи других людей и оценивать настроение. Клинические наблюдения за больными с патологическими состояниями: навязчивым смехом или плачем показывают, что «патологический смех часто связан с правосторонними поражениями, а патологический плач - с левосторонними».
Функция восприятия эмоций по выражению лица у больных с повреждённым правым полушарием страдает больше, чем у людей с повреждённым левым полушарием. Внезапные аффективные изменения чаще связаны с поражением правого полушария, а долговременные эмоциональные переживания - с поражением левого. Правое и левое полушария обладают собственным эмоциональным «видением» мира. Правое полушарие, являясь источником бессознательной мотивации, воспринимает окружающий мир в неприятном, угрожающем свете. А левое полушарие доминирует в организации целостного эмоционального переживания на сознательном уровне, поэтому можно сделать вывод: в норме регуляция эмоций корой мозга осуществляется при взаимодействии полушарий.
Х. Терциан и К. Цекотто проводили исследования с помощью барбитуратов на выключение одного из полушарий, которое дало следующие результаты: при воздействии на правое полушарие выявлялось эйфорически-маниакальное состояние, а воздействие на левое полушарие приводило к депрессивно-катастрофическому состоянию . Это подтвердило результаты, полученные ранее для правого полушария: при его поражении возникает неадекватность поведения, эйфория, бестактность, дурашливость . А. Кепалайте (1982) приводит данные о том, у людей оптимистичных, жизнерадостных, успешно решающих вербальные тесты, выявляется большая активность левого полушария, а у людей с наглядно-образным мышлением, склонных к депрессивным переживаниям, выявляется большая активность правого полушария.
Некоторые исследователи утверждают, что специфика протекания эмоций является определяющей в выборе полушария: «при поражении правого полушария особо нарушаются эмоции, связанные с процессами восприятия или нагляднодейственного (невербального) мышления, а при поражении левого полушария нарушаются эмоции, обслуживающие речь» .
Р. Пелегрини и Р. Хикс утверждают, что тревожно-мнительный характер выражен у левшей сильнее, чем у правшей .
Исследования с использованием теста Вада так же показывают асимметрию в нарушении эмоциональной сферы . Проба проводится с введением амиталнатрия (снотворное) в правую или левую сонную артерию, которая снабжает кровью только одно полушарие, и амитал натрия подавляет его активность. Тест проводится по следующей методике. Пациент лежит на спине и считает вслух числа от 100 до 1, называя только каждое третье число. Руки у пациента подняты вверх. Спустя несколько секунд после инъекции отмечается падение руки, противоположной стороне инъекции, говорящее о том, что лекарство оказало действие на соответствующее полушарие. Во время проведения теста Вада справа (угнетение правого полушария) отмечается улучшение настроения, описываемое
как «маниакально-эйфорическое», а при левостороннем проведении (угнетение левого полушария) выявляется подавление настроения, описываемое как «депрессивнокатастрофическое».
В восприятии эмоций человека проявляются его межполушарные особенности. Демонстрация фильмов, имеющих различное содержание, в правое и левое поля зрения показало, что «правое полушарие связано преимущественно с оценками неприятного, ужасного, а левое - с восприятием приятного и смешного» .
В собственной эмоциональной экспрессии и восприятии эмоциональной экспрессии окружающих правое полушарие играет особую роль. Работами Л.Я. Балонова, В.Л. Деглина установлено, что после проведения правостороннего униполярного электросудорожного припадка «утрачивается эмоциональная выразительность лица, оно становится безразличным, снижается или утрачивается эмоциональная выразительность голоса и одновременно существенно ухудшается опознание эмоций по выражению лица или по голосу» . После проведения левостороннего униполярного электросудорожного припадка нарушения опознания эмоциональной экспрессии отсутствуют. Это дало возможность установить, что правым полушарием осуществляются регуляция и оценка эмоциональной экспрессии.
Активность передневисочных отделов правого полушария влияет на интенсивность отрицательных эмоциональных реакций. Эта область имеет развитые связи с лимбической корой и миндалевидным комплексом ядер; структурами, обеспечивающими формирование эмоциональной памяти и возникновение отрицательных эмоций (страх, тревога). Запуск двигательных и вегетативных реакций, связанных с отрицательными эмоциями, обусловливают моносинаптические связи ядер миндалины с центрами плохого настроения (синее пятно), агрессии (гипоталамус), а также со спинальными мотонейронами, висцеральными центрами ствола и спинного мозга. Висцеральные компоненты эмоций проявляются симпатическими реакциями: замедление и углубление дыхания (брадипное), увеличение частоты пульса (тахикардия), изменение электрического сопротивления кожи и др.
Максимальные отрицательные эмоции активируют симпатическую систему, симпатические висцеральные реакции, повышают возбудимость структур головного мозга, в том числе коры больших полушарий. Преобладание отрицательных эмоций обусловливает доминирование в правом полушарии симпатического входа, отражающего повышение энергетического обмена и рост энтропии. Антиэнтропийное левое полушарие обусловливает торможение отрицательных эмоций правого полушария мозга, понижает активность эмоциональных реакций и рост энтропии, препятствуя «энергетическому истощению» мозга. По ЭЭГ-показателям, в основном, судят о функциональной асимметрии в активности полушарий головного мозга, в частности, по альфа-ритму.
Взаимодействие полушарий обеспечивает поддержку эмоционального гомеостаза мозга, отражающего энергетический гомеостаз.


4. Право- и леворукость, амбидекстрия


Праворукость является наиболее распространённым типом предпочтения доминирующей руки. Праворукость наблюдается У 70-95% населения мира. Леворукость распространена у значительно меньшей части населения. Существует редкая разновидность предпочтения в виде амбидекстрии. Амбидекстрия - это способность владеть одинаково ловко обеими руками. И хотя изучению довольно важной физиологической особенности человека - доминирующей руки - посвящены были многие исследования на протяжении столетий, но и на сегодняшний день её происхождение не совсем понятно.
Многие исследователи закономерно предполагают, что генетика является основным детерминантом праворукости или леворукости, но ряд учёных с этим категорически не согласен. Они считают, что и другие факторы также играют важную роль в выборе типа предпочтения. Они предполагают, что некоторые анатомические и поведенческие факторы и вариации приводят к предпочтению ведущей руки. Приводится такой факт, что левши, являясь небольшим количеством людей в популяции, имеют лучшие математические способности, они наиболее часто представлены в художественных профессиях и имеют более низкую предрасположенность к заболеваниям, таким как язвы желудочно-кишечного тракта и артриты. В то же время левши чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, дислексией, астмой, рассеянным склерозом.
Доминанта в двигательной зоне левого полушария, которая формируется в процессе жизни ребенка, является механизмом проявления праворукости.
Исследованиями установлено, что праворукость или леворукость не является стойкой, выявлено временное доминирование одной из рук. У людей с временной леворукостью выявлены низкие показали физического здоровья, низкие когнитивные показатели и высокие показатели синдрома гиперактивности, дислексии и дефицита внимания. К изменению предпочтения руки, в зависимости от задачи, приводит атрофия гиппокампа и миндалин, изменения в структурах головного мозга, которые плотно связаны с деменцией и когнитивным старением.
Доказано, что левши и амбидекстры подвержены высокому риску развития нервно-психических расстройств, таких как аутизм, шизофрения и эпилепсия.
Считается, что имеющиеся функциональные различия в правом и левом полушариях головного мозга подчёркивают феномен доминирования руки. Предпочтение ведущей руки отражает структуру мозга человека, а точнее, его асимметрию и является подтверждающим фактом, что человеческий мозг функционирует асимметрично. Левое полушарие является контролёром доминирующей правой руки, а правое полушарие регулирует доминирование левой руки. Левое полушарие у большинства людей имеет специализацию на языке и логике. Правовое полушарие специализируется на интуиции и творчестве.
Право- или леворукость, а также асимметрия головного мозга начинают обнаруживаться во время внутриутробного развития плода. Ультразвуковыми исследованиями выявлено, что большинство эмбрионов шевелят правой рукой чаще, чем левой, уже на 10-й неделе беременности, а с 15-й недели большинство сосёт большой палец правой руки. По этим действиям достаточно точно можно определить будущее предпочтение доминантной руки у ребёнка. Это предпочтение приводит к увеличению (заметному уже в первом триместре беременности) соответствующих структур головного мозга, которые играют важную роль в неврологическом развитии человека.
X. Гасто, К. Киряков, Л. Корниль, Ю.М. Пратусевич, С.Д. Хоружая выявили при умственной деятельности левостороннюю асимметрию активности полушарий.
При произвольной активности, в отличие от непроизвольной, выявляется отчётливая правополушарная асимметрия активности мозга у левшей и левополушарная асимметрия у правшей. Из этого следует, что праворукость является функцией произвольной активности человека; она обусловлена преимущественной активностью (доминантностью) двигательных центров левого полушария у правшей.
М.О. Гуревич (1933) связал праворукость с новыми образованиями головного мозга. Асимметрия рук обусловлена уровнем предметных действий. По мнению Н.А. Бернштейн (1940), центры, обеспечивающие праворукость, локализуются в левой нижнетеменной области коры и премоторных полях обоих полушарий . Ряд исследователей убеждён, что праворукость связана и с корой, и с подкоркой больших полушарий, а в функциях мозжечка имеется асимметрия, и ведущим является его правое полушарие, которое приводит к большей подвижности левой руки по максимальной амплитуде движений, чем правой. Удаление правой или левой фронтальной области коры уменьшит степень предпочтения (если экстирпировался участок, связанный с предпочитаемой рукой), либо увеличит её (если удалялся противоположный участок коры, не связанный с предпочитаемой рукой). Функциональную асимметрию активности полушарий головного мозга определяют по ЭЭГ-показателям (альфа- ритм).
Многие исследователи отмечают асимметрию левого полушария при одинаковой физической работе обеих рук. Связанный с произвольными движениями условный раздражитель вызывает в левом полушарии более раннее начало депрессии альфа-ритма и более позднее её окончание. С.М. Бабиян представил данные о том, что у левшей в таких же экспериментах наблюдалась более сильная активность в правом полушарии или была одинаковой в обоих полушариях . М.М. Иванова также наблюдала в левом полушарии большую продолжительность депрессии альфа-ритма в тесте на сжимание динамометра.
У правшей во время ЭЭГ-исследованиях выявляется в левом полушарии более раннее начало и более позднее окончание депрессии альфа-ритма при действии условного раздражителя, связанного с произвольными движениями. В левом полушарии после стадии генерализации происходит исчезновение блокады альфа-ритма (после упрочения условного рефлекса и ограничения очага возбуждения). По данным С.М. Бабиян, в таких же экспериментах у левшей более сильная активность наблюдалась в правом полушарии, либо была одинаковой в обоих полушариях . М.М. Иванова описывает и большую продолжительность депрессии альфа-ритма при сжимании динамометра в левом полушарии.

Источник: Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Общая и прикладная психофизиология: учебное пособие. —СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. — 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.