Дефекты личностного развития
Лекции и практикум по психологии - Психология личности

1. Акселерация и инфантилизм

Акселерация и инфантилизм - вариации одной проблемы развития личности.
Стоит отметить удивительное «родство» акселерации и инфантилизма. Явления эти, на первый взгляд, абсолютно разные и прямо противоположные, по сути своей происходят из одного корня, являются двумя вариациями одной проблемы - проблемы развития личности - фиксируя две ее стороны, две крайности, которые, как и полагается крайностям, сходятся. И то, и другое - и ускоренное развитие физических характеристик, и замедление темпов развития других личностных качеств - является нарушением нормального хода развития личности.
Акселерация - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.

Причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов.
Другие причины - радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.
Различают два вида акселерации - эпохальную (присуще всему нынешнему поколению) и внутригрупповую, или индивидуальную - это ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую.
Эпохальная акселерация - ускоренное созревание подростков как массовое явление проявилось во второй половине ХХ столетия. Без “видимых причин” подрастающее поколение 60—70-х годов било все рекорды физиологического созревания. Здесь и двухметровый рост отдельных наиболее “выдающихся” представителей новой волны человечества, и раннее половое созревание, и многое из того, что вызывало и удивление, и восхищение, и благоговейный ужас перед причудой природы (что же будет дальше!) — словом, самое настоящее смятение чувств физиологов, социологов, психологов, педагогов, то есть всех тех, кто первым столкнулся с парадоксальной ситуацией, когда в старших классах школы ниже всех ростом оказывался... учитель!
Было проведено множество исследований, выдвинут ряд научных гипотез и теорий — теория усиления воздействия солнечной активности, “конституционного отбора”, теория воздействия витаминов, радиоволн и пр. и пр. При этом наличие множества теорий свидетельствует об отсутствии достаточно аргументированных положений в каждой из них.
Акселерация развития обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.
Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.
У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. В прошлых поколениях половое созревание начиналось у девочек в 12-14 лет, а у мальчиков в 13-15 лет и завершалось у девушек в 18-20, а у юношей в 20-23 года. С 50-х годов у многих подростков половое созревание стало начинаться раньше на 1-2 года, а физическая зрелость достигаться значительно быстрее. Акселерация развития делает подростковый период особенно трудным, усугубляя его физические и социопсихологические особенности.
Акселерация по типу интенсификации физического развития является наиболее неблагоприятным вариантом. Сюда относятся случаи, когда предпубертатная и даже первая пубертатная фазы начинаются своевременно, без признаков ускоренного развития, а затем (в 13-15 лет) подросток скачком, за 1-2 года, проходит вторую и третью пубертатные фазы и в 14-16 лет оказывается уже в постпубертатном периоде и выглядит, как взрослый. К этому присоединяются аффективные нарушения - маломотивированные колебания настроения, взрывчатость, конфликтность. Сексуальность чаще всего проявляется интенсивным онанизмом или ранним началом половой жизни. Однако повышенная сексуальность встречается только в части случаев.
Акселерация, особенно выраженная или по типу интенсификации, является одним из факторов, предрасполагающих к нервно-психическим нарушениям. Среди подростков с различными психопатоподобными расстройствами акселерация встречается значительно чаще, чем в общей популяции. Она способствует также острым дебютам эндогенных психозов в 10-12 лет.
Внутригрупповая акселерация - ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
Внутригрупповые акселераты характеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, и раньше заканчиваются процессы роста. Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма.
Однако индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены.
С середины 80-х г. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.
На фоне общей акселерации задержка физического и сексуального развития стала особенно острой проблемой. Инфантильные подростки среди акселерированных сверстников сильнее ощущают свою неполноценность.
Инфантилизм (от лат. infantilis - детский) - незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.
В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., так же неумение принимать своевременно продуманные решения, нежелание брать ответственность.
Инфантилизм - это нарушение психического развития; форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве, авитаминозом.
Проблема инфантилизма представляет собой социальное явление со своими пагубными последствиями и вызывает справедливое обсуждение и осуждение общественности. В свое время Л. Выготский назвал такое явление кризисом психического развития, отмечая, что этот образ и отчаянное разрушительство могут быть сведены к формам психологически приемлемым (не приводящим к задержкам в психическом развитии) и контролируемым в известных границах педагогическим воздействием. Однако основания для этого следует искать не в самом кризисе, а в новой социальной ситуации развития, ведущей к появлению психологических новообразований в этом возрасте.
Инфантилизм не менее, чем акселерация, может служить почвой для нервно-психических расстройств, как эндогенных (шизофрения, некоторые виды конституциональных психопатий и др.), так и психогенных. Физический инфантилизм часто сочетается с психическим, т. е. с незрелостью для данного календарного возраста поведения, интересов, с недостаточной самостоятельностью, недоразвитием чувства долга, ответственности и т. п. при вполне удовлетворительном интеллекте и способностях.
Инфантилизм довольно распространен в общей популяции в нерезко выраженной степени его можно встретить по крайней мере у 10 % подростков. При нем создается предрасположение к непсихотическим психопатоподобным нарушениям поведения и к психопатоподобным и неврозоподобным картинам при шизофрении.
Виды инфантилизма:
1. Физиологический инфантилизм - это отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.
2. Психический и психологический инфантилизм.
Психический инфантилизм - незрелость человека, выражющаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.
В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчетливо.
Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.
Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам. Также влияет на психическое состояние.
Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.
Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям.
Психологический инфантилизм - это детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что это не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку).
Психический и психологический инфантилизм отличаются не внешними проявлениями, а причинами возникновения. Внешне они похожи. В отличие от психического инфантилизма, где эти черты следствие отставания, задержки в развитии психики ребенка, при психологическом инфантилизме ребенок имеет вполне здоровую и без отставаний психику. Такой ребенок может быть для своего возраста достаточно взрослым - может теоретически, а практически этого нет. Психологически инфантильные дети несамостоятельны и привыкли к тому, что другие всё решают за них. Взрослый человек с психологическим инфантилизмом - человек-ребенок.
3. Социальный инфантилизм - это состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления. Социальные причины инфантилизма. Дети растут правильно, когда их поддерживают и материнское-женское, и отцовское-мужское начало в воспитании. Сегодня в обществе явный перекос в женское начало и, как следствие, инфантилизм.
Инфантилизм как личностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферы личности. Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция). Следует специально отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида.
Одна из причин отставания в психическом развитии человека - это депривация. В психологию термин «депривация» вошел благодаря английскому психологу Дж. Боулби, а также проработан и содержательно наполнен в работах его коллеги М. Эйнсуорт.
Психическая депривация - это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.
Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера.
Чаще всего выделяют следующие формы психической депривации.
I. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость.
II. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.
III. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.
IV. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.
Например, депривация потребности младенца в общении (внимание со стороны матери, общение с ним) приводит к такому явлению, как госпитализм.

2. Акцентуации характера

Характер (греч. - примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.
Характер понимается и как:
• система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
• мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
• отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.
Понятие ''акцентуация'' впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард.
Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.
Акцентуация - это не болезнь, не патология, не психопатия, а крайнее выражение нормы. Это заострение каких-либо индивидуальных черт, которое при определенных неблагоприятных условиях может привести к патологии - психопатии.
Известный советский психиатр П. Б. Ганнушкин сформулировал три критерия психопатии:
1. Стабильность во времени. Характер можно считать патологическим, то есть расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени (мало меняется в течение жизни).
2. Тотальность проявления характера. При психопатии одни и те же черты характера обнаруживаются во всех сферах жизнедеятельности человека: в производственной деятельности, дома, в общении с друзьями и родственниками и т. д.
3. Социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности. Причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди.
В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных признаков психопатии или, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу.
Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуация характера проявляется только на отдельных этапах развития личности. Чаще всего она формируется в подростковом возрасте, а при взрослении сглаживается.
Отсутствие второго признака означает, что черты акцентуированного характера проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. При этом следует отметить, что избирательная уязвимость черт характера в отношении определенного рода воздействий очень часто может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью этой черты к другим воздействиям.
Социальная дезадаптация при акцентуации либо не наступает вовсе, либо может носить временный, непродолжительный характер. Затруднения адаптации личности в некоторых специфических ситуациях при определенной акцентуации характера могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях.
Виды акцентуаций характера. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации.
Явные акцентуации проявляются относительно постоянно, при скрытых акцентуациях заостренные черты характера не обнаруживаются до тех пор, пока личность не попадает в экстремальные условия. В этих условиях скрытые акцентуации переходят в явные. В крайне неблагоприятных для личности условиях акцентуация характера может привести к патологическим изменениям личности - психопатии.
На основе данной теории акцентуации характера были созданы разные классификации. Наибольшую известность получили классификации К. Леонгарда и А. Е. Личко.


Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду)

Демонстративный тип. Главной особенностью демонстративной личности является потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности, в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Большая доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.
Педантичный тип. Внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать такой человек долго и тщательно все обдумывает. За внешней педантичностью стоят нежелание быстрых перемен и неспособность к ним, отсутствие стремления к принятию ответственности. Эти люди любят привычную работу, добросовестны в быту.
Застревающий тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика,
переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют представителей этого типа как обидчивых, злопамятных и мстительных людей. Длительность переживаний часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику.
Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от рационального осмысления своих поступков, а то порыва, влечения, инстинкта или неконтролируемого побуждения. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость.
Гипертимический тип. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Для гипертимов характерны такие качества, как общительность, повышенная словоохотливость, оптимистический взгляд на жизнь. Трудности часто преодолеваются без особого труда.
Дистимический тип. Дистимическая личность -- противоположность гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны, им не свойственна активность.
Аффективно-лабильный тип (циклотимический тип). Важной особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе у циклотимов радостные события вызывают не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную активность. В дистимической фазе печальные события вызывают у них не только огорчение, но и состояние подавленности. В этом состоянии характерны замедленность реакций, мышления, эмоционального отклика.
Аффективно-экзальтированный тип (экзальтированный тип). Главной чертой экзальтированной личности является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживанию находят в их поведении яркое внешнее выражение.
Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью. Постоянная настороженность перед обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость (как принято говорить, ''глаза на мокром месте'').
Экстравертированный тип. Такой человек легко поддается влиянию окружения, постоянно ищет новые переживания. Мнение таких людей не отличается стойкостью, поскольку новые мысли, высказанные другими, легко принимаются на веру и внутренне не перерабатываются. Характерная особенность - импульсивность поступков.
Интровертированный тип. Для этого типа характерна опора на свой жизненный опыт. Этот тип не подвержен влиянию различных ситуаций. Степень погружения во внутренний мир приводит человека к отрыву от реальной действительности. Характерна подчеркнутая склонность к раздумьям и слабая готовность к поступкам.

3 Психические девиации личности, их причины и методы преодоления

Девиация в переводе с латинского языка означает отклонение. Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом.
Понятие девиантного поведения вначале означало некоторое расхождение с общественным пониманием того, как следует себя вести в той или иной ситуации. Но постепенно понятие девиантного поведения сделалось приближенным к пониманию правонарушений и сознательному причинению вреда окружающим.
Эту мысль дополнил и развил в своих работах последователь Эмиля Дюркгейма - Роберт Кинг Мертон. Ученый настаивал на том, что девиантное поведение во всех случаях продиктовано нежеланием развиваться, работать над собой и приносить пользу тем, кто находится рядом. Понятие девиантного поведения относится к числу тех, которые затрагивают сферу человеческих взаимоотношений.
Взаимоотношения между гражданами регулируют законы, традиции, этикет. К девиантному поведению также относятся социальные явления, выраженные в устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в социуме правилам.
Если поступки и действия индивидуума не соответствуют установленным в социуме нормам поведения, то такое отклонение от правил является признаком девиации. В любом обществе люди обязаны вести себя согласно общепринятым правилам.
Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды.
Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.
Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.


Признаки девиантного поведения
Психологи определяют склонность индивида к девиантному поведению по ряду характерных признаков. Порой такие особенности личности являются симптомами психических заболеваний. Признаки девиации указывают на то, что индивидуум в силу своего статуса, здоровья, характера склонен к асоциальным поступкам, вовлечению в преступность или в деструктивную зависимость.
1. Агрессия.
Агрессивность свидетельствует о постоянном внутреннем напряжении индивида. Агрессивная личность не считается с потребностями других людей. Напролом идёт к своей мечте. Не обращает внимания на критику других членов общества своих поступков. Даже наоборот, считает агрессию способом
достижения некоторых целей.
2. Неуправляемость.
Индивид ведёт себя так, как ему хочется. Его не интересует мнение других людей. Невозможно понять, какие действия предпримет такой человек в следующую минуту. Крутой нрав неуправляемого индивида не удаётся ничем обуздать.
3. Резкое изменение настроения.
У девианта постоянно меняется настроение без каких-либо видимых причин. Он может быть весел, а через пару секунд кричать и плакать. Такая смена поведения происходит от внутреннего напряжения и нервного истощения.
4. Желание быть незаметным.
Нежелание делиться с окружающими своими мыслями и чувствами всегда имеет причины. Человек замыкается в себе из-за психологических травм или когда ему хочется побыть одному, чтобы никто не мешал жить, как хочется. Нельзя жить отдельно от общества людей. Такое поведение нередко приводит к деградации.
Негативные признаки девиантного поведения являются социальной патологией. Они наносят урон обществу и самой личности. В основе такого поведения всегда лежит желание индивидуума действовать вопреки принятым в социуме нормам и правилам.

Виды девиаций
Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):
1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
2. Антисоциальное, еще одно его название - делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов - имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем
целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также - аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.
Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:
• негативно окрашенные (всевозможные зависимости - алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
• позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
• социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).
В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:
1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
• психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
• игры (активирующие азартное поведение),
• сексуальное удовлетворение,
• ресурсы интернета,
• религия,
• покупки и т.п.
2. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном
деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
3. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
4. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение - вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
• с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
• с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
5. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
6. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры - воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
7. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).
Причины девиантного поведения весьма разнообразны, их насчитывают более двухсот. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения.
Согласно исследованиям социологов, на поступки и образ мышления людей влияют различные факторы. Именно они определяют поведенческую модель индивида ради достижения им своих целей.
Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:
1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
2. Социальные факторы:
- особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
- окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
- влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
3. Личностные факторы.
- нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
- искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
- искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).
Назовем некоторые причины девиаций:
1. Уровень развития общества (экономический кризис).
2. Среда, в которой живёт, растёт и воспитывается индивид.Если ребёнок воспитывается в неблагополучной семье, то он перенимает опыт родителей и проявляет девиацию в поведении. Дети, выросшие в полных и нормальных семьях, имеют правильные жизненные ориентиры, они живут, действуют в рамках культурных и общественных норм.
3. Биологическая наследственность. Врождённая
предрасположенность индивида к отклоняющемуся от нормы стилю поведения.
4. Влияние неправильного воспитания, обучения, направления саморазвития. Индивид совершает неправильные поступки под влиянием негативного примера.
5. Негативное влияние окружения, давление группы. Человек, желая вести себя так же как и его друзья, начинает употреблять наркотики или пить алкогольные напитки.
6. Игнорирование морально-этических норм. Женщины занимаются сексом за деньги, стремясь улучшить своё материальное положение. При этом они не обращают никакого внимания на нравственность.
7. Психические заболевания. Умственные дефекты могут стать причинами самоубийств.
8. Материальное неблагополучие. Бедный человек, не имеющий законных средств достижения своей цели, например, богатства, может отважиться на преступление.
9. Пропаганда сексуальной свободы «плюс» психические отклонения. Вследствие сексуальной девиации индивиду нравится сексуальная извращённость.
10. Круговая порука и безнаказанность. Бездействие правоохранительных органов и кумовство приводит к коррупции и хищению государственной собственности.
Жизнь человека насыщена огромным количеством норм поведения, которые находятся в конфронтации друг с другом. Неопределённость в отношении социума к многочисленным правилам порождает сложности в выборе стратегии личностного поведения. Такая ситуация приводит к аномии в общественной жизни. Индивид порой не может самостоятельно правильно определить стратегию своих дальнейших действий и ведёт себя девиантно.

Профилактика девиаций
Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.
Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:
• проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
• применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
• активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
• частое противостояние взрослым в виде споров;
• проявление злобы и мстительности;
• ребенок часто становится зачинщиком драки;
• преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
• нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).
Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):
1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией - создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
1. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
2. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения
адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем
тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
3. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
• испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
• познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
• доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
• творчество.
5. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Источник: Личностное развитие: учебное пособие / сост. Э.Н. Янова ; Донской ГАУ. - Персиановский : Донской ГАУ, 2019. - 156 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.