Тема 1 Методологическое обеспечение психологического исследования
Методология экспериментального психологического исследования
Поскольку в настоящее время общепризнано существование психологии как самостоятельной науки, к ней применимы те же требования, что и к другим научным областям Учение о методе науки составляет особую сферу научного знания - методологию. Методология - это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата.
В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов выделяют следующие уровни методологии: уровни философской, общенаучной, конкретно-научной методологии и уровень методики и техники исследования. Философская методология характеризует общую мировоззренческую позицию как интерпретационную основу науки. Общенаучная методология определяет принципы построения научного знания. Конкретно-научная методология служит реализации принципов построения и функционирования конкретной науки. На уровне методики и техники исследования конкретизируются принципы построения и проведения научного исследования. Наука как сфера человеческой деятельности прежде всего характеризуется методом. В самом общем смысле метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Метод в единстве с предметом науки составляет научный подход к изучаемой реальности. Научный подход выражается в методологических принципах, т.е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретных исследовательских методах. Исследовательский метод - это форма организации определенного способа познания (наблюдение, эксперимент, опрос и др.). Исследовательский метод конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе одного исследовательского метода может быть создано множество методик. У психологии нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Одни методы используются только в рамках определенной научной школы, другие находят применение в разных школах.
Понятие парадигмы психологического исследования
Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это — правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой. Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В методологии психологии выделяют естественно-научный и гуманитарный подходы в объяснении и понимании человека. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из этих подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний. Естественно-научная парадигма в психологии исповедует две принципиальные установки: 1) ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины); 2) ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). Научное познание строится при помощи наблюдения и экспериментирования. Исследователь занимает позицию внешнего незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Центральное место отводится индуктивному методу: обобщению большого количества сходных наблюдений. Количество накопленного эмпирического материала определяет основательность вывода. Содержание знания имеет единое для всех значение. Критерием истинности естественно-научного знания являются проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследования. Естественно-научная парадигма ориентирована на выявление общих зависимостей и законов, типов, подведение единичных фактов под общую зависимость. При построении типологий, классификаций, законов широко используются математические методы обработки полученных данных. Другим критерием истинности естественно-научного познания служит использование его результатов на практике. Изучение психологии человека с позиции естественно-научного подхода не может претендовать на полноту знания о нем, так как в этом случае игнорируется его духовная сущность. Гуманитарная парадигма ориентирована на индивидуальность, обращена к духовному миру человека, его личностным ценностям и смыслам. Единичное событие имеет свою самоценность. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных и эстетических норм. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого бытия. Гуманитарное знание - это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного. В отличие от естествознания в гуманитарных науках могут существовать разные точки зрения на одну проблему. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво. Гуманитарное познание никогда не может быть окончательным и единственно верным. Понимание предполагает активное, пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его вживание в изучаемую реальность. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные и мировоззренческие установки, ценностные ориентации, отношение к познаваемому. Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование принимает форму диалога двух субъектов. При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. С этим связано ограничение в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы.
Виды психологических исследований Выделяют три основных вида психологического исследования (см. табл.21).
№
|
Виды исследований
|
Характеристика
|
1.
|
Теоретическое
|
Цель теоретического исследования - получение обобщенного знания о каком-либо психологическом явлении. Базируется это исследование на уже имеющихся в науке описаниях и объяснениях фактов психической жизни, выдвинутых ранее гипотезах и предположениях. В зависимости от исследовательской задачи и претензий ученого, его квалификации и способностей получают результат в виде более или менее стройных и доказательных обобщений. Уровень этих обобщений может быть различным: гипотеза, концепция, теория. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее дальнейшей проверки на опыте и (или) дополнительного теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Концепция - это система аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание изучаемого явления. Теория - это обобщение опыта, на доказательном уровне отражающее сущность изучаемой реальности. В нашем случае речь идет о психологической реальности, включающей в себя и объективные, и субъективные факты и закономерности. Ведущие методы теоретического исследования - работа с соответствующими публикациями и научные дискуссии и консультации, неэкспериментальное моделирование, классификация, систематизация.
|
№
|
Виды исследований
|
Характеристика
|
2
|
Эмпирическое
|
Эмпирическое исследование имеет своей целью получение фактического материала, впоследствии либо обобщаемого теоретическими проработками, либо используемого в прикладных целях. Ведущие методы - наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, беседа, моделирование. На выходе стремятся получить предельно строгое описание психологического факта, для чего очень тщательно ведется сбор данных об изучаемом явлении. Обычно эти данные имеют массовый характер (получают их путем многократных обращений к объекту исследования), что при грамотном использовании математического аппарата при их обработке повышает надежность конечных результатов. Примерами эмпирического психологического исследования могут выступать экспериментальное изучение когнитивных процессов, обнаружение закономерностей развития личности путем длительных наблюдений за конкретными людьми, определение неформального лидера в группе с помощью опроса, выявление психотравмирующих факторов в жизни какого-либо человека через беседу с ним.
|
3
|
Прикладное
|
Прикладное исследование направлено на получение практического эффекта в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека. Это могут быть исследования в производственно-экономической и политической сферах, в системе услуг и организации досуга, во врачебно-медицинской практике, в сфере образования, в области межличностных отношений, в том числе семейных. Обычно эти исследования производятся по специальному заказу со стороны заинтересованных лиц или организаций (заказчиков), продиктованному запросом практики. Конечный результат представляет собой рекомендации, реализация которых должна привести к ожидаемому эффекту (экономическому, политическому, организационному, психологическому, медицинскому, педагогическому, спортивному, военному и т. д.). В этих исследованиях используются теоретические и эмпирические знания данной науки (или совокупности наук), применяются разработанные и апробированные ею методы и методики. Главное здесь не получение нового знания, а помощь заказчику в текущей жизни и практических делах.
|
Табл.21 Виды психологического исследования
Организация и проведение психологического эксперимента.
Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы (см. табл.22)
Этапы исследования
|
Характеристика этапа
|
Подготовительный этап
|
Является начальным этапом психологического исследования и лежит в основе организации эксперимента. Он имеет большое значение в эксперименте, поскольку от правильного выбора направления исследования, методов его проведения, средств обеспечения (что входит в содержание этого этапа) зависит ход и исход эксперимента. Подготовительный этап экспериментального исследования включает в себя: определение проблемы исследования; формулировку целей и задач исследования; точное определение объекта и предмета исследования; четкую формулировку проверяемых в исследовании гипотез; выбор и разработку методов исследования; составление плана проведения эксперимента.
|
Основной этап
|
Является наиболее ответственным и трудоемким этапом психологического эксперимента. Основной этап эксперимента, или этап исполнения, это наиболее трудоемкий, сложный, ответственный и длительный (по времени) этап исследования. Он направлен на сбор исследователями психологических фактов, являющихся основой, фундаментом психологического исследования. Начинается эксперимент с проведения так называемого «пилотажного» (пробного) исследования. Его задачей является проверка продуманности и подготовленности эксперимента, правильности определения проблемы исследования, точности формулировки гипотез, правильности подбора психологических методик, способов статистической обработки получаемых данных, интерпретации и представления полученных результатов. В основном эксперименте собирают первичные данные, необходимые для доказательства выдвинутых гипотез. Сбор данных эксперимента рекомендуется осуществлять в соответствии с одной из заранее продуманных логических схем доказательства, гарантирующих установление именно причинно-следственных зависимостей между изучаемыми переменными.
|
Этап обработки полученных данных
|
Предполагает организацию и проведение работы по группировке полученной фактологической информации, вычислению (расчету) основных показателей исследуемых психологических явлений, выявлению основных тенденций Обработка данных производится на основе качественных и количественных методов. Качественные (описательные, содержательные) методы обработки включают:
- первичпый анализ - выделение и рассмотрение каждого отдельного случая, исключение данных, далеко выходящих за рамки основного массива полученных данных;
- первичный синтез - установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой гипотезой;
|
|
|
|
- сравнительный (вторичный) анализ - выделение устойчиво повторяющихся фактов;
- вторичный синтез - объединение этих фактов, сопоставление с гипотезой и нахождение существующих закономерностей.
Количественные (математические) методы обработки данных эксперимента предполагают получение числовых показателей измерения психических явлений.
|
Этап анализа и интерпретации полученных результатов
|
Анализ результатов психологического экспериментального исследования начинается с категорирования полученных в ходе обработки данных. Если эти данные качественного характера, то анализ и интерпретация результатов проводится чаще всего на основе генетического метода, предполагающего рассмотрение изучаемого явления в развитии, динамике. При этом выделяются фазы, стадии, критические моменты становления психического явления, объясняются причины и следствия изменений этих явлений, устанавливаются «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. При наличии данных количественного характера полученных в ходе обработки, более предпочтительным является структурный метод анализа, предполагающий структурирование (расположение) полученных количественных показателей в порядке, соответствующем логике доказательства выдвинутой гипотезы, и содержательное толкование полученных результатов. Реализация структурного метода основана на сочетании количественно-качественного анализа полученных в ходе экспериментального исследования данных и их обработки. Выбор количественных показателей при анализе результатов исследования в общем случае обусловлен целями исследования и детерминирован построением доказательства выдвинутой гипотезы (гипотез) исследования. Результаты, полученные в ходе количественного и качественного анализа данных эксперимента, являются фактами, используемыми для доказательства справедливости выдвинутых гипотез. На основе сделанных выводов формулируются практические рекомендации и намечается программа последующей реализации.
|
Табл.22 Этапы экспериментального исследования
Этика психологических исследований Изучение людей в корне отличается от исследования объектов физического мира, однако только в конце ХХ в. ученые-психологи начали вырабатывать уважительный подход к людям, которые принимают участие в их экспериментах, т. е. стали задумываться об этических нормах, которые должны соблюдать психологи. Разработкой этических норм и стандартов занимаются профессиональные общественные организации, объединяющие психологов разных стран. Нормы, которых должны придерживаться психологи при проведении психологических исследований, связаны в основном с необходимостью обеспечить должное уважение экспериментаторов к людям, которые являются объектами исследований. Психологи, проводящие исследования, обязаны защищать их участников от вреда, который может быть нанесен им в результате эксперимента. Одной из первых этические стандарты психологов в 1963г. опубликовала Американская психологическая ассоциация (Аmеriсаn Рsусhоlоgiсаl Аssосiаtiоn). Затем в этот документ неоднократно вносились поправки Весьма созвучны этим стандартам основные положения Этического кодекса Британского общества психологов, опубликованные в 1990г. В нем определяются следующие этические принципы для исследователей. 1. Исследователи всегда должны учитывать этические и психологические последствия для участников исследований. 2. Исследователи обязаны информировать участников эксперимента о целях исследования и получить их согласие, которое те дают на основе полной информации. 3. Сокрытие информации или введение в заблуждение участников исследований недопустимо. Следует избегать умышленного обмана. 4. После окончания исследований с их участниками должна быть проведена беседа, чтобы они полностью понимали суть проделанной работы. 5. Исследователи должны обратить внимание участников эксперимента на то, что у них есть право в любой момент отказаться от дальнейшей работы. 6. Все полученные данные должны считаться конфиденциальными, если предварительная договоренность не устанавливает обратное. 7. Исследователи обязаны защитить участников исследований от физического и психологического ущерба как во время проведения исследований, так и возникшего в их результате. 8. Исследования, основанные на наблюдениях, должны уважать частную жизнь и психологическое благополучие людей, являющихся объектами изучения. 9. Исследователи должны проявлять осторожность. 10. Исследователи разделяют ответственность за этические аспекты и должны способствовать тому, чтобы другие при необходимости изменили свою точку зрения. Ассоциация обучения психологии Британии разработала набор норм для студентов, выполняющих психологические исследования.
При проведении учебных исследований необходимо задать себе следующие вопросы. •Должен ли я вообще выполнять такого рода исследования? •Какой метод исследования наиболее приемлем с точки зрения этики? •Достаточно ли я компетентен для проведения этого исследования? •Проинформировал ли я испытуемых обо всем, что им требуется знать, прежде чем они примут участие в исследовании? •Добровольно ли принимают участие в исследовании эти люди? •Как я обеспечу анонимность и конфиденциальность всем участникам эксперимента? •Как я обеспечу профессионализм выполнения исследования, а также защиту прав тех, кто принимает в нем участие? Эти вопросы, затрагивающие этические аспекты, являются фундаментом планирования психологических исследований, поэтому их нужно задать себе уже на начальном этапе работы. В настоящее время в России существует несколько авторитетных общественных организаций психологов. Это прежде всего Российское психологическое общество (преемник Общества психологов СССР), а также общественные организации психологов образования, органов внутренних дел и т.п. Каждая из этих общественных организаций создает этические кодексы, определяющие нормы и правила профессиональной деятельности. В Этическом кодексе Российского психологического общества (РПО), принятом на III съезде РПО в 2003г., предусмотрены нормы и правила научной и практической деятельности психологов, определены требования к психологу, нормы взаимоотношений психолога, заказчика услуг психолога и клиента, нормы общественно-научного поведения психолога. В этом документе также сформулированы главные этические принципы и правила деятельности психолога: принцип ненанесения ущерба клиенту (правило взаимоуважения психолога и клиента, правило безопасности для клиента применяемых методик, правило предупреждения опасных действий заказчика относительно клиента); принцип компетентности психолога (правило сотрудничества психолога и заказчика, правило профессионального общения психолога и клиента, правило обоснованности результатов исследования психолога); принцип беспристрастности психолога (правило адекватности методик, применяемых психологом, правило научности результатов исследования психолога, правило взвешенности сведений, передаваемых заказчику психологом); принцип конфиденциальности деятельности психолога (правило кодирования сведений психологического характера, правило контролируемого хранения сведений психологического характера, правило корректного использования результатов исследования); принцип осведомленного согласия. Таким образом, каждый, кто планирует проведение психологических исследований, должен тщательно продумать методы, подходы, которые предполагается использовать. Существует множество разнообразных методов проведения психологических исследований, и все они в той или иной степени ставят этические проблемы.
Неэкспериментальные эмпирические методы
Наблюдение один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан (см. табл.23).
Достоинства
|
Недостатки
|
- Доступность,
- Экономия средств;
- Не искажает естественного протекания психических процессов;
- Многообразие и богатство собираемых сведений.
|
- Большие затраты времени,
- Невозможность повторного наблюдения,
- Трудность установления причины явления,
- Трудность статистической обработки.
|
Табл. 23. Достоинства и недостатки метода наблюдения
Наблюдение имеет несколько видов (см. табл.24)
Внешнее наблюдение
|
это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
|
Внутреннее наблюдение
|
это самонаблюдение. Применяется тогда, когда психолог- исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
|
Свободное наблюдение
|
это наблюдение, не имеющее заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения от пожелания наблюдателя.
|
Стандартизированное наблюдение
|
это, напротив, такое наблюдение, которое четко, заранее определено в плане того, что наблюдается. Его лучше проводить тогда, если у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
|
Включенное наблюдение
|
это наблюдение, где исследователь выступает сам в роли непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Оно проводиться в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе.
|
Стороннее наблюдение
|
это способ сбора данных о явлении, не предполагающее непосредственного участия наблюдателя, что позволяет объективно оценить процесс.
|
Табл. 24. Виды наблюдения
Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы (см. табл. 25).
Достоинства
|
Недостатки
|
- стандартизация, обусловленная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них;
- Простота (возможность выполнения без привлечения высококвалифицированных профессионалов)
- возможность глубокого анализа, обусловленная применением последовательных уточняющих вопросов;
- возможность табулирования и проведения статистического анализа
|
• возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.
|
Табл. 25 Достоинства и недостатки метода опроса
Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью - это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.
Устный опрос
|
применяется тогда, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Такой опрос позволяет глубже проникнуть в психологию человека. Однако ему свойственна и ограниченность. Этот метод требует специальной подготовки, обучения, больших затрат времени на проведение исследования, зависит от личности того, кто ведёт опрос, от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы.
|
Письменный опрос
|
даёт возможность получить информацию о больших группах людей. Наиболее распространённая его форма - анкета. Недостатком этого метода является невозможность соотнесения ответов испытуемых с их реальной действительностью.
|
Свободный опрос
|
такой вид опроса, при котором число задаваемых вопросов и возможность ответов на них заранее не ограничено. Преимущество такого опроса в получении более глубокой информации, т.к. свободный опрос позволяет изменять тактику исследования, содержание вопросов в зависимости от ответов.
|
Стандартизированн ый опрос
|
наоборот, определяет заранее и задаваемые вопросы, и предполагаемые ответы. Недостаток такого вида опроса - его ограничение и узость рамок, достоинство - экономичность во времени.
|
Открытый опрос
|
опрос, при котором испытуемый сам формулирует ответы на поставленные вопросы. Преимуществом такого опроса является возможность получить более полные данные от испытуемых, недостаток - в трудности обработки из-за разнообразия ответов.
|
Закрытый опрос
|
опрос, при котором испытуемый должен выбрать один из предложенных ответов. Такой опрос лёгок для обработки, но полученные с их помощью данные не выходят за пределы заранее сформулированных ответов.
|
Табл. 25 Виды опроса
Тестирование - это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Данный метод позволяет определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, умений, знаний, личностных характеристик (см. табл. 26)
Достоинства
|
Недостатки
|
- Тестовые методики относительно независимы от квалификации
исполнителя.
- Оперативность и экономичность.
- Количественный дифференцированный характер оценки.
- Оптимальная трудность.
- Надежность. Тест охватывает основные разделы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.
- Беспристрастность экспериментатора
- Возможность компьютеризации
|
- опасность «слепых» (автоматических) ошибок
- Опасность профанации.
- потеря индивидуального подхода, стрессогенность
- потеря индивидуального подхода, репродуктивность.
- отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии
стандартных, заданных ответов
- отсутствие доверительной обстановки
- потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность.
|
Различают несколько видов тестов (см. табл.27).
Тест-опросник
|
Он основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
|
Тест-задание
|
Предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа используется серия специальных заданий, по итогам которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемых качеств.
|
Проективный тест
|
Предназначен для изучения психологических и поведенческих способностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны отрицательное отношение. В основе этих тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознаваемые человеком положительные или отрицательные характеристики он склонен приписывать другим людям, «проецировать» их на других.
|
Табл. 27 Виды тестов
Экспериментальные методы
Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего (см. табл.28.) Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.Выготский).
Достоинства
|
Недостатки
|
- Обеспечивается высокая точность результатов;
- Возможны повторные исследования в аналогичных условиях;
- Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными.
|
- Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности;
- Испытуемые знают о том, что они являются объектом исследования.
|
Различают следующие разновидности эксперимента (см. табл.29)
Естественный эксперимент (предложен А.Ф. Лазурским)
|
Организуется и проводится в обычных жизненных условиях, но со специальной их организацией, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.
|
Лабораторный эксперимент
|
Предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено и проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой
|
Констатирующий эксперимент
|
Применяется с целью проверки определённых предположений (констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследователя и его результатам) выявляется наличие определенных фактов.
|
Формирующий эксперимент
|
Ставит своей целью не элементарную констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру.
|
Табл.29. Разновидности эксперимента
Методические материалы к разделу 6
Семинарские и практические задания
Семинар №1. Методологическое обеспечение психологического исследования Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения: 1 .Методология экспериментального психологического исследования. 2. Понятие парадигмы психологического исследования. 3. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы исследования В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания: 1. Дайте определение методологии 2. Дайте определение научного подхода. 3. Дайте определение парадигмы. 4. Охарактеризуйте естественнонаучную парадигму. 5. Охарактеризуйте гуманитарную парадигму
Семинар №2-3. Организация и проведение психологического исследования Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения: 1. Методологические принципы психологического исследования. 2. Виды психологических исследований. 3. Структура психологического исследования. 4. Этика психологического исследования. В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания: 1. Перечислите этапы психологического исследования. 2. Охарактеризуйте принципы психологического исследования. 3. Определите виды и типы научного исследования 4. Охарактеризуйте уровни научного исследования.
Семинар №4-5. Классификация методов психологического исследования Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения: 1. Классификация методов психологического исследования Б. Г. Ананьева. 2. Неэкспериментальные эмпирические методы психологии: наблюдение; беседа, интервью, анкетирование; архивный метод. Э.Эксперимент как основной метод психологии 4. Разновидности эксперимента. 5. Достоинства и ограничения эксперимента.
В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания: 1. Какие вам известны неэкспериментальные эмпирические методы психологии. 2. Дайте характеристику наблюдению как основному методу психологии. 3. Перечислите виды наблюдения. 4. Назовите достоинства и недостатки метода наблюдения. 5. Дайте характеристику методу беседы. 6. Перечислите виды беседы. 7. Охарактеризуйте метод интервью. 8. Назовите достоинства и недостатки интервью. 9. Охарактеризуйте эксперимент 10. Перечислите отличительные особенности психологического эксперимента. 11. Назовите достоинства и недостатки эксперимента. 12. Перечислите виды эксперимента.
Семинар №5-6. Организация и проведение психологического эксперимента. Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения: 1 .Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, его особенности. 2.Экспериментальное общение. Экспериментатор: его личность и деятельность. 3. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента. 4. Виды экспериментального исследования. 5. Естественный и лабораторный эксперимент. 6. Констатирующий и формирующий эксперимент: особенности и область применения. 7. Идеальный и реальный эксперимент. 8. Этапы проведения целостного экспериментального исследования. 9. Валидность эксперимента: внутренняя, внешняя, операциональная; факторы, нарушающие валидность.
В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания: 1. Перечислите этические аспекты общения экспериментатора и испытуемого. 2. Назовите артефакты исследования и охарактеризуйте их. 3. Назовите методы контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента. 4. Перечислите основные этапы экспериментального исследования. 5. Дайте определение гипотезы исследования. 6. Разведите понятие объекта и предмета исследования. 7. Охарактеризуйте основные виды эксперимента. 8. Дайте определение понятию выборка. 9. Перечислите факторы, влияющие на искажение результатов эксперимента со стороны экспериментатора. 10. Дайте определение надежности и валидности.
Литература к Разделу 6 1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой. — СПб.: Питер, 2005. 2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина.— СПб.: Питер, 2001. 3. Бондарчук. О. И. Экспериментальная психология: Курс лекций -. М.:. МАУП, 2003 -120 с. 4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. Н. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб.: Питер, 2001. — 528 с. 5. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. - М.: Академический проект, 2010. - 382 с. 6.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 с. 7. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., Изд-во ЛГУ. 1984. 8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с. 9. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с. 10. История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. А. Будиловой, В. А. Кольцовой, М. В. Муленковой. — М.: ИП РАН 1990.—294 с. 11. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Учебник для бакалавров / Т.В. Корнилова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 639 с. 12. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. — 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 256 с. 13. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т. В. Корниловой. — М.: ФОРУМ; ИНФ- РА-М, 1998.—296с. 14. Носс, И.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие / И.Н. Носс. - М.: Психотерапия, 2010. - 272 с. 15. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: Учеб. пособие.- СПб. Речь, 2005.-55с. 16. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2002. 16. Фресс П. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003.160с. 17. Шнейдер, Л.Б. Экспериментальная психология / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академ. Проект, 2007. - 300
Источник: Общая и экспериментальная психология: учебно-методическое пособие / И.М. Рюмина; ФГБОУ ВО «ОГПУ», Типография «Эксресс-печать».- Оренбург, 2020- 156 с. |