На главную Лекции и практикум по психологии Патопсихология Классификация детей с задержкой психического развития
Классификация детей с задержкой психического развития
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология

1. Основные подходы к классификации детей с задержкой психического развития в специальной психологии

С начала ХХ века детей с трудностями в обучении обозначали по- разному. В Германии, например, их называли «слабоодаренными» или «легкоаномальными». К данной категории Л. Левенфельд, Келле, В.Вейгандт,
Э. Крепелин относили школьников:
- с физическими аномалиями;
- без физических аномалий;
- эретических (чрезмерно активных);
- апатичных (анергических);


- с простой физической слабостью;
- с психическими осложнениями;
- с нравственными аномалиями.
В Бельгии к категории учащихся с трудностями в обучении относили слепых и глухонемых детей, детей с расстройствами речи, педагогически отсталых, пассивных или нравственно слабых (Ж. Демор).
Во Франции Ж. Филипп и Г. Поль-Бонкур предложили свою классификацию детей, испытывающих стойкие затруднений в усвоении школьной программы, они выделили одиннадцать различных групп учащихся начальных классов: 1) умственно отсталые ученики (с замедленным по сравнению с нормой психическим развитием); 2) неустойчивые (с неровной интеллектуальной продуктивностью и успеваемостью); 3) расслабленные (астенизированные); 4) учащиеся, страдающие эпилепсией; 5) учащиеся, страдающие истерией; 6) субнормальные учащиеся (с временной неспособностью к продуктивному обучению из-за «промежуточного» состояния интеллекта между нормой и слабоумием); 7) дети с расстройствами речи; 8) глухонемые дети; 9) слепые дети; 10) педагогически отсталые дети (пассивные или недисциплинированные); 11) медицински отсталые (пассивные или неуравновешенные).
Таким образом, первые классификации школьников с трудностями в обучении стали возникать на основании анализа многочисленных психолого- медико-педагогических характеристик особенностей возрастного развития. Постепенно формировалось представление о том, что отставание в психическом развитии учащихся является временным (О.В. Защиринская, 2007, с. 24).
В европейских и Скандинавских странах, анализируя трудности в обучении у учащихся начальных классов, учены делали акцент на наличие у них нарушений письменной речи («врожденная дислексия» или «дислексия развития»). При этом учитывались различные формы речевой патологии (А.Тредголд, Р. Эустис, Б. Халлгрен). В Германии к данной категории детей чаще всего относили учащихся со «слабостью чтения, письма и счета» (Ф.Стокерт, М. Трамер, А. Коссаковски).
Во второй половине ХХ века в нашей стране разрабатывались различные клинические подходы к классификации детей с временным отставанием в психическом развитии и трудностями в школьном обучении. Так М.С. Певзнер выделяла детей с нарушенным темпом психического развития; детей с астеническими и церебрастеническими состояниями; детей с акалькулией.
В 1965 году Г.Е. Сухаревой предложена дифференциация детей с задержанным темпом психического развития; детей с дефектами семейного воспитания; детей, астенизированных соматическими заболеваниями; детей с первичными нарушениями речи, обусловленными локальными поражениями мозга. В клинических исследованиях Г.Е. Сухарева выделила четыре варианта нарушений темпа психического развития у детей.
Психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоциональноволевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм). К этому варианту отнесены дети, у которых общая картина психофизического инфантилизма сочетается как с физической, так и с психической незрелостью. Психическое отставание проявляется в поведении и деятельности, отмечается недостаточность волевой регуляции.
Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности. При данном варианте инфантилизма характерна эмоциональная и волевая незрелость, а также отставание в интеллектуальном развитии, что может привести к ошибочному отнесению данной группы детей к умственно отсталым.
Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями. Для детей характерны функционально-динамические нарушения корковой деятельности. При этом в патогенезе большое значение имеют воспалительные мозговые заболевания, которые приводят к патологическим изменениям в головном мозге. На фоне задержанного развития выраженным является преобладание процесса торможения, которое обусловливает возникновение проявлений вялости, пассивности, медлительности, утомляемости. Таких детей очень сложно дифференцировать от умственно отсталых.
Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции. Данный вариант задержки психического развития очень труден в диагностическом плане в связи с необходимостью дифференцировать от умственной отсталости и локальных речевых расстройств.
Ведущими при всех четырех формах отставания в психическом развитии являются особенности эмоционально-волевой сферы. На основе их сочетания с другими симптомами М.С. Певзнер выделила клинические варианты задержки психического развития у детей.
В 1973 году М.С. Певзнер совместно с Т.А. Власовой описали первичную задержку психического развития с нарушением познавательной деятельности и работоспособности в результате длительного астенического или церебрастенического состояния при повышенной общей и психической
истощаемости. В этом случае этиологическими факторами чаще всего являются негрубые церебральные нарушения центральной нервной системы; обменнотрофические расстройства, действующие на ранних этапах онтогенеза. При первичном нарушении темпа психического развития наличие задержки обусловлено психическим и психофизическим инфантилизмом и не осложнено нарушением познавательной деятельности и речи, где ведущая роль отводится эмоционально-волевой незрелости. Вторичная задержка психического
развития, по мнению авторов, обусловлена длительными астеническими и церебрастеническими состояниями, повышенной общей и психической истощаемостью.
Основой дифференциации первичной и вторичной задержки психического развития является клиническое изучение механизмов ее формирования: возможность возникновения как за счет замедленного
созревания эмоциональной и волевой сфер, так и нейродинамических расстройств.
В исследованиях В.В. Ковалева (1985) предложена классификация пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития, где ведущая роль в патогенезе отводится какому-либо одному фактору; в происхождении интеллектуальной недостаточности обычно участвуют и другие патогенетические факторы. В.В.Ковалев использует термин «пограничные формы интеллектуальной недостаточности», включая в них «задержки психического развития». Внутри каждой из групп автор выделяет варианты на основе клиникопсихопатологического критерия.
I. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности:
- психофизический инфантилизм;
- задержки развития речи;
- задержки формирования школьных навыков;
- задержки развития психомоторики;
- задержки развития при аутистическом синдроме.
II. Энцефалопатические формы:
- церебрастения с запаздыванием формирования школьных навыков;
- психоорганический синдром с недостаточностью высших корковых функций;
- пограничная интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе;
- задержка развития при алалии;
III. Задержка психического развития при нарушениях зрительного и слухового анализаторов.
IV. Задержка психического развития при нарушениях воспитания и дефицита информации в детстве.
Ю.Г. Демьянов (1988) дифференцирует детей с задержкой психического развития по синдромологическому принципу: с церебрастеническим
синдромом; в форме психофизического инфантилизма; с невропатоподобным синдромом; с психопатоподобными синдромами; выделяет детей с тяжелыми нарушениями зрения; детей с тяжелыми нарушениями слуха; детей с тяжелыми нарушениями речи; детей с тяжелыми церебральными параличами; с астеническим синдромом; детей с задержкой психического развития при тяжелой семейно-бытовой запущенности.
В исследованиях И.Ф. Марковской (1993) изучается задержка психического развития церебрально-органического генеза, и на основе анализа патогенетических механизмов ее возникновения выделяются пять основных форм:
1) с синдромом психофизического инфантилизма;
2) с церебрастеническим синдромом;
3) с психопатоподобным синдромом;
4) с неврозоподобным синдромом;
5) с адинамическим синдромом.
Для дифференциальной диагностики различных форм задержки психического развития у детей И.Ф. Марковской предложены признаки функциональной или органической недостаточности центральной нервной системы (табл. 1).

 


Таблица 1
Соотношение признаков незрелости и поврежденности центральной нервной системы в клинических проявлениях задержки психического развития у детей (по И.Ф. Марковской, 1993)

Типы нарушений

Признаки незрелости

Признаки
поврежденности

Эмоциональные
расстройства

Синдром       психической
неустойчивости: эмоциональная лабильность;           легкая
пресыщаемость; нестойкость         аффекта,
поверхностность переживаний; непосредственность, легкая откликаемость на внешние раздражители

Аффективные
расстройства              по
возбудимому,
эйфорическому,
дисфорическому типу:
выраженная стойкость
и        сила        аффекта,
вязкость,
монотонность,
ригидность
переживаний

Энцефалопатические
расстройства

Легкие и нестойкие церебрастенические явления:               успешно
поддаются медикаментозному воздействию, редуцируются              при
организации щадящего режима. Невротические реакции,
астеноневротические состояния        (нестойкий
логоневроз,            страхи,

Церебрастения             с
явления
внутричерепной гипертензии; требуется длительное лечение, легкая декомпенсация при психофизических перенапряжениях. Неврозоподобные состояния
(мононеврозы, стойкие энурез,            энкопрез,
заикание,

 

гиперкинезы)

гиперкинезы).
Психопатоподобный,
эпилептиформный,
апатико-астенический
симптомы

Невротические
расстройства

Симптомы незрелости без признаков органического повреждения. Нестойкие вегетативные нарушения

Легкая              очаговая
симптоматика. Пирамидная, экстрапирамидная       и
стволовая симптоматика. Церебральноэндокринные дисфункции. Стойкая вегетативная дистония

Нарушения высших
психических
функций:
А)             нарушения
модальноспецифических функций

Нестойкие, динамические. Неспецифический характер        нарушений.
Легкие           диффузные.
Мозаичность нарушений, обусловленная асинхронией созревания отдельных функций.

Стойкие.
Специфический
характер нарушений.
Парциальные.
Тотальность
нарушений,
обусловленная грубым недоразвитием мозга

Б)
нейродинамические
нарушения

Лабильность
психического тонуса в сочетании с повышенной истощаемостью

Инертность, замедленность темпа с явлениями       или без
явлений истощаемости психического тонуса

В)             нарушения
регуляции

Импульсивность, слабость контроля при нарастании           явлений
истощаемости                 и
утомления.       Вторичная
пресыщаемость, нестойкость мотивации при нарастании явлений утомления.      Вторичные
нарушения
программирования        на
истощение

Импульсивность, слабость         контроля,
менее зависимые от утомления, персевераторность. Первичные нарушения инициирования            и
произвольности, грубые                     нарушения
мотивации. Вторичные нарушения
программирования в связи с дефектностью отдельных модальноспецифических функций. Первичные нарушения программирования


Классификация с выделением нескольких групп задержки темпа психического развития на основании соотношения эндогенных и экзогенных этиологических факторов предложена М.В. Коркиной, Н.Д. Лакосиной, А.Е.Личко:
1) дизонтогенные формы, обусловленные задержанным или
искаженным психическим развитием (варианты психического инфантилизма);
2) формы, обусловленные органическим поражением мозга на ранних стадиях онтогенеза;
3) интеллектуальная недостаточность, зависящая от дефицита информации в раннем возрасте;
4) интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушением анализаторов.
Классификация задержки психического развития К.С. Лебединской (1982) основала на учете не только механизмов нарушения психического развития, но и их причинной обусловленности. На основе
этиопатогенетического принципа автор выделила четыре основных клинических типа задержки психического развития: конституционального генеза (психофизический инфантилизм), соматического генеза, психогенно обусловленного и церебрально-органического происхождения. Каждый из этих типов задержки психического развития характеризуется своей клиникопсихологической структурой, своими особенностями эмоциональной незрелости и нарушениями познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических.
На основании существующих российских классификаций О.В.Защиринской (2007) предложена сравнительная таблица основных отличий задержки психического развития у детей в зависимости от этиопатогенетических механизмов ее возникновения (табл. 2).
Сравнительный анализ задержки психического развития у детей


Таблица 2
Задержка психического развития при наличии органического поражения центральной нервной системы Задержка психического развития при наличии психофизического инфантилизма

Задержка психического развития при наличии органического поражения центральной нервной системы

Задержка психического развития при наличии психофизического инфантилизма

1.Этиология

Патология                     беременности
(пренатальная патология), родов, первых        трех        лет         жизни,
постнатальные        заболевания       и
экзогенные факторы:         инфекции,
интоксикации и травмы головного мозга, приводящие к нарушению центральной нервной системы

Наследственное              копирование
особенностей развития родителей (конституциональный генез)

2.Развитие эмоциональной и волевой сферы

Задержка         или         расстройство
эмоциональной и волевой сфер. Требуется                 систематическая
психокоррекция.         Не         всегда
полностью          устранимо          при
психологической коррекции

Задержка развития эмоциональной и волевой          сферы.          Требуется
психолого-педагогическая поддержка

Э.Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Неравномерность                  развития
мыслительных процессов, начиная с дошкольного возраста. Отстает развитие             разных             форм
мыслительной деятельности

Отсутствие            интеллектуальных
возможностей у ребенка, которые необходимы       для        выполнения
учебных заданий

4. Характер школьных проблем

На        фоне      церебрастенических
состояний                           снижается
работоспособность. Как правило,

Проблемы личностного развития, трудности в усвоении социальной роли ученика с усложнением

комплекс вторичных проблем в развитии личности, в поведении

возможностей социализации

5. Прогноз развития и обучения

Зависит от:

  1. степени выраженности интеллектуального нарушения;
  1. особенности сочетания нарушения интеллектуального развития с расстройством эмоциональной и волевой сферы;
  1. различных энцефалопатических и неврологических расстройств;
  1. условий семейного воспитания

Достижение возрастной нормы при правильном   психолого педагогическом подходе

В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (1992) представления российских ученых о детях с задержкой психического развития можно соотнести с клиническими описаниями нарушений психического развития в разделе F8. В данном разделе выделятся специфические расстройства развития школьных навыков:
1) специфическое расстройство чтения (F81.0);
2) специфическое расстройство спеллингования (F81.1);
3) специфическое расстройство навыков счета (F81.2);
4) смешанное расстройство школьных навыков (F81.3);
5) другие расстройства школьных навыков (F81.8);
6) расстройство развития школьных навыков, неуточненное (F81.9).
Часто у детей с трудностями обучения с дошкольного возраста
выявляются специфические расстройства речи, что соответствует клиническим указаниям в подразделе F80:
1) специфические расстройства артикуляции речи (F80.0);
2) расстройство экспрессивной речи (F80.1);
3) расстройство рецептивной речи (F80.2);
4) другие расстройства развития речи (F80.8);
5) расстройство развития речи, неуточненное (F80.9);
Кроме того некоторые особенности психического развития детей с задержкой психического развития имеют место в клинических описаниях раздела F9 - поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.


2. Характеристика основных вариантов задержки психического развития по К.С. Лебединской


Задержка психического развития конституционального происхождения. Задержка психического развития конституционального происхождения возникает как следствие врожденно-конституциональной этиологии в результате физической ослабленности женщины во время беременности, незначительной внутриутробной патологии, негрубых обменнотрофических расстройств, невыраженной патологии первых лет жизни ребенка. При характеристике задержки психического развития конституционального происхождения речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С. Певзнер и Т.А.Власовой), при котором эмоциональноволевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерным является преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностном и нестойком характере, легкая внушаемость. В процессе перехода к школьному возрасту значимость игровых интересов сохраняется. Г армонический инфантилизм является ядерной формой
психического инфантилизма, при котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.
Задержка психического развития соматогенного происхождения.
Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими
инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца (В.В.Ковалев, 1979). Значительная роль в замедлении психического развития отводится стойкой астении, снижающей общий и психический тонус. При данной форме задержки психического развития выделяют соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений, включая устойчивые личностные характеристики: неуверенность в себе, боязливость, конфликтность. Часто они связаны с ощущением своей физической неполноценности или с ограничениями (запретами), которым ребенок с ослабленным здоровьем вынужден подчиняться при воспитании в семье.
Для детей, имеющих данный тип задержки психического развития, на фоне общей соматической ослабленности характерно общее снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость, особенно при длительных физических и интеллектуальных нагрузках. Они быстро устают, им требуется больше времени, чтобы выполнить какие-либо учебные задания. Познавательная и учебная деятельность страдает вторично вследствие снижения общего тонуса организма.
Задержка психического развития психогенного происхождения.
Этот тип задержки психического развития связан с неблагоприятными условиями воспитания и обучения, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Речь идет о так называемом социальном генезе, когда неблагоприятные условия социальной среды возникают очень рано, длительно воздействуют, травмируя психику ребенка, сопровождаясь психосоматическими расстройствами, вегетативными нарушениями. К.С. Лебединская подчеркивала, необходимо дифференцировать от педагогической запущенности, которая обусловлена недостатками обучения в детском саду или школе.
Развитие личности ребенка с задержкой психического развития психогенного происхождения осуществляется по трем основным вариантам.
В соответствии с первым вариантом задержка психического развития психогенного происхождения наблюдается прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г.Е. Сухарева, 1959; В.В. Ковалев, 1979; и др.), чаще всего обусловленной явлениями гипоопеки - условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, социально приемлемые формы поведения, выработка которых связана с активным торможением аффекта. В семье не стимулируется развитие ребенка, не формируется его познавательная деятельность, не развиваются интеллектуальные интересы и установки. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетается с недостаточным уровнем знаний и представлений об окружающем мире, необходимых для усвоения школьных предметов.
Второй вариант аномального развития личности по типу «кумира семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой - неправильным, изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, добросовестности. Для этого типа психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.
Третий вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых проявляется неустойчивый стиль воспитания с элементами эмоционального и физического насилия, наблюдается грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, безынициативности и тревожности.
Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности.
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. Этот тип задержки психического развития занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.
Церебрально-органическая недостаточность прежде всего накладывает типичный отпечаток на структуру самой задержки психического развития - как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности.
Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у детей отсутствует типичная для
здорового ребенка живость и яркость эмоций. Дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений при выполнении заданий, чем первичная потребность: желание играть часто возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков.
В специальной литературе приводятся различные данные по частоте проявления той или иной патологии. Ю. Дауленскене указывает на наличие патологии беременности, родов, заболеваний первого года жизни в 67,3% случаев. Г. Гроссман, В. Шмидт считают, что 70% случаев принадлежит внутриутробным нарушениям развития, 30% - ранним постнатальным.
Л.Тарнополь (1971) указывает, что 39% случаев относится к инфекционной этиологии, 33% - результат родовых и постнатальных травм. М.М. Райская (1968) отмечала задержку психического развития при генетических пороках развития - абберации в системе половых хромосом (синдромы Шерешевского- Тернера, Клянфельтера).
При задержке психического развития церебрально-органичекого генеза страдает головной мозг ребенка. До сих пор остается спорным вопрос о локализации поражений, приводящих к стойким вариантам отставания в психическом развитии. Проводилось изучение электрической активности мозга, которая выявила с различной частотой возникающую патологию тех или иных структур головного мозга Д.Г. Саттерфильд, М.Е.Даусон считают, что это происходит в более 30% случаев. Н.Н.Зислина, Э.С. Ополинский, М.Г.Рейдибойм приводят более значимые числа - 50-55%.
Г. Гроссман, В. Шмитц (1969) выявили, что достаточно часто встречается повышенная судорожная готовность, субклиническая эпилептическая активность. Н.Л. Горбаческая, Н.Л. Новинская описали в своих экспериментальных исследованиях патологическую активность в левом полушарии головного мозга у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. М.Н. Фишман изучала зрительно вызванные потенциалы в головном мозге у детей с задержкой психического развития и выявила незрелость коры, особенно в ее лобных отделах левого полушария. М.С. Певзнер в своих исследованиях также указывала на лобную патологию на фоне церебрально-органического генеза отклонений в психическом развитии. Системный анализ показал, что 36,1% случаев - нарушение функций височных зон коры, 23% - теменно-затылочных, 30% - височно-затылочных, 10,8% - диссеминированная (рассеянная) корковая патология. Дефицитарность отдельных корковых структур имеется только при тяжелых формах задержки психического развития. Чаще всего встречается лишь негрубая органическая недостаточность центральной нервной системы.
Отклонения в развитии эмоциональной сферы представлены органическим инфантилизмом. Возбудимый тип органического инфантилизма характеризуется психомоторной расторможенностью, эйфорическим фоном настроения, импульсивностью, при которой создается ошибочное впечатление детской жизнерадостности и непосредственности. Для тормозимого типа органического инфантилизма характерным является сниженный фон настроения, дети нерешительны, безынициативны, боязливы. Наблюдается определенная специфика патогенеза и локализации церебральной недостаточности при задержке психического развития. Инфантильность сочетается с карикатурной взрослостью, которая проявляется в речи, манере поведения (синдромы Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера и др.).
Встречается тормозимый тип инфантилизма с невропатией в результате врожденной или приобретенной инфекции, интоксикации, обменнотрофических расстройств. Возникает недостаточность функций вегетативной нервной системы, что выражается в нарушении сна, аппетита, диспепсических явлениях (нарушения функций желудочно-кишечного тракта, сосудистой лабильности при наличии астенических расстройств, снижения работоспобности, которая связана с незначительными соматогенными, метеорологическими, психогенными факторами. При неустойчивости вегетативного тонуса отмечается эмоциональная лабильность. Органический инфантилизм сопровождается астеническими и неврозоподобными проявлениями в виде ощущения физической слабости, робости, пугливости, неумении постоять за себя, несамостоятельности, чрезмерной зависимости от близких людей.


У детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза наблюдается целый ряд энцефалопатических расстройств.
1. Церебрастенический синдром, для которого характерны: нарушения интеллектуальной работоспособности в виде снижения способности к запоминанию информации по мере наступления утомления, ослабления концентрации внимания, нарастания замедления психической деятельности по мере выполнения проблемных заданий; эмоциональные расстройства в виде феномена «раздражительной слабости»; повышенной сензитивности, эмоциональной неустойчивости, дистимии; физического дискомфорта; двигательные расстройства по типу моторной расторможенности или гиподинамии; явления вегетативной дистонии: склонность к сосудистой гипотонии, обморочным состояниям, повышенная потливость, головные боли, функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта.
2. Неврозоподобные явления, наблюдается тревожность, страхи темноты, одиночества, животных, ипохондрические жалобы и пр., частыми становятся тикоидные движения, неврозоподобное заикание, неврозоподобный энурез.
3. Синдром психомоторной расторможенности, который чаще встречается у мальчиков и выражается в общей двигательной активности, отвлекаемости, суетливости.
4. Аффективные нарушения, выражающиеся в виде немотививрованных колебаний настроения, дистимий, эпизодов дисфорий и эйфорических состояний.
5. Психопатоподобные нарушения, проявляющиеся в выраженных расстройствах поведения и отношений с окружающими в виде конфликтности, упрямства, выраженного негативизма, агрессивных действий непослушания, побегов из дома и детских учреждений, склонности к девиантному поведению.
6. Эпилептиформные нарушения с характерными для них судорожными и бессудорожными припадками различного вида.
7. Адинамические проявления, которым свойственно резкое снижение активности, побуждений к интеллектуальной деятельности.
Данные энцефалопатические расстройства в значительной мере влияют на развитие детей. У.В. Ульенкова указывает, что подобные расстройства начинают проявляться в раннем дошкольном возрасте. В связи с этим диагностика и своевременная психологическая коррекция становятся важным условием для психопрофилактики трудностей в обучении у детей в школе.

Источник: Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие / Л.В. Шипова. - Саратов, 2018. - 86 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.