Основные вопросы 1. Преимущества и недостатки интернета. 2. Черты личности и безопасное поведение в интернете 3. Мотивационные и личностные ресурсы кибербезопасности. 4. Цифровая компетентность как личностный ресурс информационно - психологической безопасности. 5. Ответственность и социальный интеллект как личностные детерминанты безопасного поведения в цифровой среде.
8.1. Преимущества и недостатки интернета
Исследователями установлено, что чрезмерное использование интернета может привести к плохим отношениям с друзьями и семьей, отсутствию интереса к повседневной жизни и пренебрежению внутренними, академическими, профессиональными и другими обязанностями, которые постепенно приводят к снижению качества жизни. Помимо вышеупомянутых рисков ненадлежащего использования интернета, преимущества сети интернет многочисленны и способствуют прогрессу в благосостоянии людей во всех областях. Он предлагает быстрый доступ к информации и облегчает общение, предоставляет развлечения, образование и помощь по медицинским вопросам. К сожалению, он предлагает анонимность, которая может сделать его опасным, особенно для молодых пользователей. По этой причине пользователи должны знать и обеспечивать надлежащее использование интернета, чтобы использование всемирной сети позитивно влияло на их личную жизнь и процветание. На самом деле логическое использование и поддержание баланса являются ключом к максимизации преимуществ интернета. Николас Карр утверждает, что использование интернета ведет к чрезмерной стимуляции мозга, при этом основное внимание человек тратит на принятие краткосрочных решений. Он считает, что большое количество стимулов ведет к большой познавательной нагрузке, что также вредит человеку. Американский ученый Рамеш Ситараман утверждает, что интернет- пользователи часто проявляют нетерпение и становятся нетерпеливыми в обычной жизни. В своем крупномасштабном исследовании в 2012 г. с участием миллионов пользователей, просматривающих видео в интернете, Р. Ситараман и его коллега С. Кришнан выяснили, что пользователи отказываются от онлайн-видео в том случае, если оно не воспроизводится в течение двух секунд. Результаты данного исследования позволяют предположить, что в скором будущем, когда интернет-услуги станут все быстрее и будут способны обеспечить почти мгновенное удовлетворение, люди станут менее терпеливы, будут стремиться к мгновенному удовлетворению своих потребностей и не будут работать на долгосрочную перспективу.
8.2. Черты личности и безопасное поведение в интернете
В последние годы человеческому фактору в контексте информационной безопасности начали уделять повышенное внимание в связи с тем, что использование технологий безопасности не позволило защитить компании от кибератак. Стало появляться все больше исследований, исследующих роль человеческого фактора в обеспечении информационной безопасности. Исследования показали, что люди постоянно недооценивают вероятность того, что они могут стать жертвой нарушения кибербезопасности. Дж. Шропшир, М. Варкентин, А. Джонстон и М. Шмидт первоначально предположили, что на безопасное поведение в сети интернет влияют наличие у человека черт согласия и добросовестности. М. Мак-Брайт и его коллеги также отметили, что лица, которые являются более экстравертиро- ванными, с большей вероятностью будут нарушать политику кибербезопасности по сравнению с более невротичными и добросовестными людьми. Исследователи также отметили общее несоответствие между поведенческими намерениями и фактическим поведением, что еще более усугубляет способность прогнозировать поведение, совместимое с безопасностью. Р. Айбелакер и Л. Квиэл установили прямые связи между чертами «большой пятерки» и восприимчивостью к манипуляциям в интернете. Авторы предположили, что люди, проявляющие такие черты, как добросовестность, экстраверсия, открытость к опыту и согласие, были очень восприимчивы к атакам. Дальнейшие исследования, изучающие поведение в области информационной безопасности, отметили, что добросовестность и открытость к опыту были связаны с более низким уровнем риска и более высокими показателями осведомленности в области информационной безопасности. Это несоответствие в результатах еще более подчеркивает потенциальные преимущества проведения большего количества исследований для изучения воздействия аспектов личности на поведение в области безопасности информации. Еще одна черта личности, связанная с информационной безопасностью, - импульсивность. Импульсивность определяется как стремление действовать спонтанно, не задумываясь о действии и его последствиях. Исследования показали, что импульсивность негативно коррелирует с поведением безопасности, позволяя прогнозировать рискованное поведение в сети интернет. С другой стороны, доктор философии Джим Тейлор делает выводы о том, что видеоигры и СМИ улучшают визуально-пространственные возможности детей, внимание, скорость реакции на информацию и способность быстро определять детали среди большого потока информации. Кроме того, повсеместное использование поисковых систем дает возможность детям очень быстро овладеть цифровой компетентностью, то есть способностью уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять различные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также повышает их готовность к такой деятельности. Ларри Д. Розен, профессор психологии Калифорнийского государственного университета на пленарном заседании Американской психологической ассоциации «Покажите мне, как социальные сети могут и помочь, и навредить нашим детям» сообщил, что в последнем его исследовании было обнаружено положительное влияние социальных сетей. Например, молодые люди, которые тратят много времени на Facebook, показали высокий уровень «виртуального сочувствия» к их онлайн-друзьям. Также социальные сети могут помочь подросткам-интровертам научиться общаться за счет чувства безопасности, которое у них возникает перед экраном смартфонов или ноутбуков. Итак, знание своих индивидуально-психологических особенностей и общих характеристик и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием психологической безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.
8.3. Мотивационные и личностные ресурсы кибербезопасности
В современных отечественных и зарубежных исследованиях в области психологии кибербезопасности имеется ряд доказательств влияния когнитивных, личностных и мотивационных характеристик на кибербезопасное поведение человека. Интеллектуальная культура рассматривается как важный фактор обеспечения психологической безопасности личности в цифровой среде (Бодалова М. В.). В качестве наиболее важных компонентов интеллектуальной культуры рассматриваются: субъектность, культура диалога, способность к построению новых смыслов, диалектичность мышления, мотивация готовности к развитию в ситуации нарастающей сложности. В научных исследованиях зарубежных ученых (например, Junglas, Johnson, 8с Spitzmuller, 2008 ; Korzaan 8c Boswell, 2008 ; Taddicken, 2014) отмечается, что забота о кибербезопасности связана с личностными качествами пользователя интернет и других социальных сетей. Так, например, установлено, что излишняя доверчивость пользователя приводит к снижению уровня личной цифровой безопасности. Экспериментально установлено влияние самооценки на безопасное поведение в цифровом пространстве. Как утверждают исследователи, адекватная самооценка позволяет критично относиться к информации, в случае киберугроз использовать эффективные копинг-стратегии, принимать адекватные ситуации решения. Заниженная самооценка приводит к высокому уровню тревожности при возникновении киберугрозы, к неэффективным стратегиям совладания, к ошибочным действиям. Отдельное внимание обращается на такие явления как киберфобия, компьютерная тревожность, техностресс и др. Чаще всего такие явления наблюдаются среди пользователей пожилого возраста, которые испытывают «комплекс неполноценности» в цифровой среде, боязнь перед современными технологиями, в основе которых лежат: страх выйти за пределы личной зоны комфорта, страх совершить ошибку. При этом пожилые пользователи испытывают не боязнь новых навыков как таковых, а страх оказаться не способными их освоить, потерять самоуважение, лишиться уже достигнутого. Заниженная самооценка своих возможностей в овладении цифровыми технологиями, отсутствие планов успешного преодоления цифровых барьеров исходят из сопротивления мысли о том, что изменения, связанные с цифровизацией жизни современного человека, не вопрос будущего, а вопрос настоящего и, что эти изменения происходят с ними уже здесь и сейчас. Что касается завышенной самооценки пользователя, исследования Фонда поддержки Интернет выявили ее отрицательную связь с мотивацией повышения уровня цифровой грамотности у подростков. «Иллюзорная компетентность» в области цифровых технологий, ярко выраженная у подростков, приводит к отрицанию киберугроз, пренебрежению к мерам безопасности, и в итоге к безответственному поведению в цифровой среде. В зарубежных исследованиях, посвященных влиянию нарциссизма на кибербезопасное поведение пользователя, отмечается что, люди с выраженной степенью нарциссизма чаще сталкиваются с киберугрозами и забывают о мерах собственной безопасности в онлайн пространстве. Личностная черта нарциссизма концептуализируется как саморегулирующий процесс, в котором лица с высокой степенью нарциссизма самосовершенствуются для получения обратной связи в соответствии с их завышенными самооценками (Morf and Rhoewalt, 2001; Campbell and Foster, 2007). Виртуальные среды предоставляют больше возможности для самопрезентации, чего нет в реальной среде и таким образом становятся главной социальной площадкой для процветания нарциссизма (Campbell, Reeder, Sedikides, & Elliot, 2000). Нарциссизм становится все более распространенным в молодом поколении. В погоне за лайками молодые нарциссы игнорируют меры личной кибербезопасности (Твенге Конрат, Foster, Campbell, & Bushman, 2008). С другой стороны, люди с высокими баллами по Черной триаде (нарциссизм, психопатия, макиавеллизм), не достигшими уровня клинического расстройства, часто проявляют киберагрессию в цифровом мире и являются организаторами интернет-троллинга. Эмпирические исследования, проведенные зарубежными психологами, доказывают, что важными психологическими ресурсами кибербезопасности человека являются: удовлетворенность собственным благополучием, наличие семейного и дружеского круга общения, социальная активность пользователя, коммуникативная компетентность. Отсутствие дружеских отношений, трудности в общении, завязывании новых контактов, одиночество приводят к повышению уровня тревоги и депрессии, имеющие прямую взаимосвязь с опасным поведением в киберсреде. Имеется целый ряд исследований, доказывающих, что тревога и депрессия чаще всего связаны с интернет-зависимостью. В настоящее время в зарубежной психологии изучение когнитивномотивационных ресурсов кибербезопасного поведения человека активно развивается в рамках теории мотивации защит (Rogers, 1975). В частности, проводятся исследования взаимосвязи индивидуального восприятия киберугрозы и способов совпадающего поведения. Основные аспекты теории мотивации защиты включают в себя: - воспринимаемую человеком серьезность угрожающего сценария; - воспринимаемую человеком собственную уязвимость в этом сценарии; - воспринимаемую человеком эффективность собственного защитного поведения в снижении уязвимости к угрожающему сценарию (эффективность реагирования); - воспринимаемая человеком собственная способность к соответствующему защитному поведению (самоэффективность). По мнению исследователей, эффективность кибербезопасности в обществе, на конкретном предприятии, в частной жизни зависит от личной осознанности каждым человеком реальности угрозы для себя и своих близких, способности оценивать серьезность угроз и их последствия, как для себя, так и в масштабах учреждения, предприятия, общества в целом. Таким образом сторонники теории мотивации среди множества индивидуальноличностных качеств человека-пользователя интернет определяют в качестве основных мотивационные характеристики. Результаты научных исследований сторонников теории мотивации защит находят практическое применение в обучающих и тренинговых программах по развитию способности адекватного восприятия угроз, их последствий, оценки своих ресурсов для их преодоления, по формированию и развитию навыков безопасного поведения человека в цифровой среде.
8.4. Цифровая компетентность как личностный ресурс информационно-психологической безопасности
Цифровая эпоха принесла с собой не только огромные возможности, но и новые опасности и риски. В виртуальном мире любого человека подстерегает множество опасностей, о которых многие даже не подозревают. Путешествуя в сети, можно встретить не только друзей или бывших одноклассников, но и людей, которые, пользуясь незнанием человека основных правил безопасной сетевой работы, могут осуществить несанкционированный доступ к его компьютеру для кражи или уничтожения информации с жёсткого диска, исказить или разрушить данные и программы на компьютере. А иногда пользователь и не подозревает, что может стать или уже стал жертвой компьютерных мошенников. Среди основных направлений обеспечения информационной безопасности человека выделяется работа по формированию культуры личной информационно-психологической безопасности. Эффективное использование всех возможностей информационно-коммуникационных технологий для обучения, самообразования и развития студентов возможно лишь в сочетании со стремлением минимизировать риски, которые могут нести новые технологии. Сюда можно отнести обеспечение технической безопасности пользователя, обращение к специальным службам в случае столкновения с угрозами в интернете, понимание, чего не нужно делать в процессе онлайн- коммуникаций (вне зависимости от степени анонимности), понимание, что в интернете, как и в реальной жизни, надо быть осторожным. Современная ситуация, сложившаяся в цифровой среде, говорит о необходимости изучения не только технических возможностей предотвращения угрожающего взаимодействия человека в цифровой среде, но и необходимых для безопасного поведения в киберпространстве психологических качеств пользователя IT-технологиями. Одним из важнейших личностных качеств, способствующих кибербезопасности, исследователи называют цифровую компетентность. Цифровая компетентность была признана одной из 8 ключевых компетенций непрерывного обучения Европейским Союзом (Европейские рекомендации о ключевых компетенциях, 2006 год) Цифровизация образования непосредственно связана с использованием интернет-технологий. Современные технологии сети интернет - это стремительно развивающаяся сфера с огромными перспективами, предлагающая значительный набор возможностей и функций широкому кругу потребителей. Вовлечение обучающихся во всемирный информационный поток имеет значительные преимущества, но и несет определенные риски, что отмечается практически во всех исследованиях, посвященных проблемам использования интернет-технологий в образовательной деятельности. Доступность интернет-коммуникаций приводит к отсутствию качественной аналитической деятельности студентов, которые пользуются первыми попавшимися ссылками в поисковых системах, скачивают готовые рефераты и контрольные работы. Исследователь О. Е. Данилов отмечает противоречия современной образовательной деятельности: «С одной стороны, растет поток информации, которую должен воспринять учащийся. С другой стороны, учащийся часто имеет очень низкую мотивацию к усвоению этой информации». Возникает проблема правильного восприятия обучающимися информации, которое зависит от навыков аналитической работе с контентом, развития критического мышления, умения адекватно оценить достоверность информации, соотнести новую информацию с имеющимися знания, организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. И если развитию критического мышления, навыков аналитической работы традиционно уделяется много времени в процессе обучения, то формирование навыков организации информационного процесса, оценки и обеспечения информационной безопасности - это новая задача для обучающегося. Распространение интернет-технологий ставит перед учебными заведениями задачу формирования цифровой компетентности обучающихся. Анализ существующих определений показывает, что концепция цифровой компетентности относится к числу активно развивающихся, в нее постоянно вносятся изменения в соответствии с развитием современных информационно-коммуникационных технологий. Первоначально в исследованиях использовался термин «цифровая грамотность», который в 1997 году был популяризирован Полом Гилстером. Он определил цифровую грамотность как способность критически понимать и использовать информацию, получаемую посредством компьютера в различных форматах из широкого диапазона источников. Это определение было конкретизировано Алланом Мартином, который под цифровой грамотностью понимал осознание, установки и способность отдельных лиц надлежащим образом использовать цифровые инструменты и средства для идентификации, доступа, управления, интеграции, оценки, анализа и синтеза цифровых ресурсов; построения систем новых знаний, а также общения с другими людьми с целью конструктивных социальных действий в контексте конкретных жизненных ситуаций. Расширение представлений о цифровой грамотности привело к распространению понятия «цифровая компетентность». Большинство авторов включает в понятие цифровой компетентности способности и навыки эффективно использовать цифровые технологии в повседневной жизни, способности и навыки критического оценивания технологий, мотивацию к повышению цифровой культуры, а также технические навыки, связанные чаще всего с компьютерной грамотностью. Исследователи Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. определяют цифровую компетентность как «основанную на непрерывном овладении компетенциями (знания, умения, мотивация, ответственность) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности». Таким образом, цифровая компетентность предполагает не только знания, умения и навыки пользователя, но также его мотивацию и ответственность. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. рассматривают цифровую компетентность как составляющую социальной компетентности человека и выделяют несколько причин появления этого понятия: 1. Популярность и значительные возможности, предоставляемые сетью интернет, вывели его за пределы специфической сферы деятельности человека. Сеть для современного человека - это целый мир, по богатству возможностей и деятельностей ничуть не уступающий миру «офлайн» и опосредствующий все сферы жизни. Так, академическая успешность начинает напрямую зависеть от цифровой «успешности» обучающихся. Это означает, что общее указание на знания и навыки в рамках традиционного определения цифровой грамотности требует в сложившемся социальном контексте систематизации практически бесконечного набора этих знаний и навыков. 2. Появление цифрового мира, который меняет деятельность и жизнь человека, подразумевает необходимость исследования и учета происходящих в нем социальных, политических, этических и психологических процессов. Если еще недавно обсуждение виртуальной реальности интернета как новой уникальной формы существования человека звучало оправданно, то сегодня реальность и виртуальность уже не противопоставляются. А ограничения подхода, при котором человек рассматривается просто как пользователь виртуального пространства или специалист, его поддерживающий, становятся все более очевидны. В философии и социологии эта идея получает свое развитие в представлениях о цифровой культуре и цифровом гражданстве. 3. Переход к понятию цифровой компетентности имеет практические основания, поскольку согласуется с изменениями в отечественной системе образования и открывает возможность для применения отечественных разработок социальной компетентности. Цифровой мир предъявляет новые требования к своим гражданам: знать и уметь что-то по-прежнему важно, но уже недостаточно, поскольку это дает лишь статичную картинку. Чтобы объяснить и предсказать дальнейшее развитие, выявить сильные и слабые стороны и пути социальных изменений, нужно учитывать то, как человек относится к этому миру, чего он хочет, к какому развитию готов, за что берет на себя ответственность, каковы его права и обязанности. Поэтому, говоря о цифровой компетентности, мы имеем в виду не только знания и навыки пользователя, но также его мотивацию и ответственность. Развитие ответственности, представлений о том, что нужно и что недопустимо в интернете, к чему надо относиться осторожно, как не причинить вреда окружающим, куда обратиться при столкновении с негативной информацией, не успевает за быстрым развитием технологий и требует дополнительного внимания и усилий. В контексте культурно-исторической психологии в широком социальном и психологическом смысле компетентность понимается как «знание в действии». Ее слагаемые: знания, умения, мотивация на выполнение задачи, а также чувство ответственности за выполнение обязанностей и достижение поставленных целей. Эти слагаемые составляют каркас цифровой компетентности как части социальной компетентности личности, как общей способности и меры освоения компетенций, позволяющих успешно использовать инфокоммуникационные технологии в жизни. Таким образом, цифровая компетентность - это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, которые представлены в различных моделях ИКТ компетентности, но и установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности. Рассматривая цифровую компетентность как сложный комплексный феномен, определяющий сегодня жизнедеятельность человека в разных сферах информационного общества, ученые выделяют в ней соответственно четыре вида компетентности: 1. Информационная и медиакомпетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео). 2. Коммуникативная компетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями. 3. Техническая компетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п. 4. Потребительская компетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей. Таким образом, исходя из анализа содержания цифровой компетентности можно выделить ее основные структурные компоненты: 1. Когнитивный компонент: знания, умения, навыки использования ИКТ в повседневной жизнедеятельности. 2. Регулятивный компонент: ответственность за поведение в виртуальной среде. Цифровая компетентность включает в себя такие базовые навыки как доступ к информации, оценка информации, интеграция информации, создание новых знаний: - Доступ к информации определяется как идентификация информационных источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что является одним из базовых компонентов цифровой компетентности. Цифровая среда значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по управлению информацией. При использовании интернета не всегда возможно применить существующие традиционные организационные или классификационные схемы для оценки содержания источника. Например, книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство веб-сайтов не имеет указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением, заслуживающим доверия. - Оценка информации определяется как вынесение суждений о ее адекватности, актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности. Способность определить авторитетность или время создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие навыков цифровой компетентности, которые человек может приобрести лишь в результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление информацией стало насущной частью программ формирования цифровой компетентности, которая, в свою очередь, обеспечивает учащихся инструментарием для их развития. - Интеграция информации предполагает интерпретацию и репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Самая трудная задача - научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников. Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую разные типы данных должны обрабатываться одновременно. Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты, таблицы и изображения. Учебные программы, сформированные с встраиванием ИКТ в конкретные учебные дисциплины, приобретают в этом контексте особую ценность и ориентированы на междисциплинарный подход. - Создание новых знаний как ключевая задача всех основных видов компетентности предполагает построение новой цифровой информации путем адаптации, применения компьютерных программ, дизайна, изобретения или разработки авторских материалов. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков, способных поддерживать процесс творчества. ИКТ стимулируют формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве. Наконец, коммуникации представляют собой важный компонент основных видов компетентности, который радикально изменился в цифровую эпоху. ИКТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций. Цифровая компетентность может поддерживать другие виды компетентности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве социокультурных контекстов. Оценка информации, критическое отношение к ней и создание новых знаний требуют определенного уровня интеллектуального развития человека. В этой связи справедливо предположить, что высокий уровень цифровой компетентности взаимосвязан с общим уровнем интеллекта человека, который определяет успешность овладения цифровыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивает критическую оценку цифровой информации, их эффективное и творческое использование для решения профессиональных и жизненных задач. Особую роль в структуре цифровой компетентности исследователи отводят мотивации. Компонент «мотивация» в структуре цифровой компетентности приобретает особое значение в связи с общепризнанным тезисом о том, что развитие в сфере инфокоммуникационных технологий в несколько раз опережает темпы развития всех остальных отраслей экономики (Никитенкова, 2012). В стремительно меняющемся цифровом мире важно постоянно совершенствоваться, чтобы сохранить свой уровень - такова логика мотивации, когда она становится фактором, стимулирующим постоянное повышение своего уровня ЦК, чтобы удерживаться на плаву в стремительном потоке изменений. В соответствии с этим пониманием, мотивационный компонент цифровой компетентности выступает в роли системообразующего, характеризуя не столько актуальное состояние, сколько прогноз развития в долгосрочной перспективе. Исследователи (Солдатова Г. У. и др.) разделяют общую мотивацию, определяющую направленность на деятельность, в целом связанную с возможностью использования интернета, и специфическую мотивацию, направленную на деятельность, определенную конкретным кругом специальных задач, возникающих в процессе активного использования интернета. Общая мотивация к освоению интернета подростков и юношества достаточно высокая: каждый второй утверждает, что хотел бы улучшить свою цифровую компетентность самостоятельно или при помощи обучающих программ; более того, выбор обучающих программ - очень частый вариант. О низком уровне приходится говорить тогда, когда вопросы задаются о специфической мотивации - чему конкретно хотели бы учиться молодые люди в области ИКТ. В этом случае показатель специфической мотивации остается крайне низким. Более того, этот показатель относительно независим от общей мотивации. Т.е. речь идет не о дефиците, а о дисбалансе, расхождении между общей готовностью развивать ЦК и нежеланием осваивать определенные области, знания и умения в области ИКТ. Следует отметить, что данная проблема хорошо известна в психологии личности. В модели саморегуляции X. Хекхаузена (2003; Gollwitzer, 1990) движение от мотивации к действиям описывается как «Рубикон», требующий перехода, а исследования «разрыва» между намерением и действием занимают центральное место (Webb, Sheeran, 2006) во многих практических областях. В психологии здоровья эта проблема была метко названа проблемой «бутылочного горлышка» (Sniehotta, 2009): даже хорошо научившись мотивировать человека, нередко специалисты не так много достигают в изменении его действительного поведения. Можно предполагать, что дисбаланс или «разрыв» между относительно высокой общей мотивацией улучшения цифровой компетентности и низким ее специфическим уровнем объясняется их разной природой - общая мотивация характеризует общее понимание важности развития в этом направлении и декларируемую готовность это делать, тогда как специфическая ~ особенности постановки конкретных целей и реализации определенных действий в этом направлении. На эмпирическом уровне это означает, что общая мотивация должна быть слабо связана со специфической мотивацией и выше при опыте столкновения человека с неспецифическим широким кругом онлайн-рисков и более позитивными переживаниями в интернете. Специфическая мотивация должна быть выше при столкновении со специфическими, затрагивающими человека лично и требующими технического решения онлайн-рисками, а также при доминировании позитивных переживаний с некоторой долей негативных эмоций и интересе к просоциальным ролям в интернете, требующим долгосрочного общения. В информационном обществе функции социализации личности начинает активно брать на себя интернет. Как и в реальном мире, в виртуальном человек встречается с различными трудностями, кризисными ситуациями, причем большинство жизненных стрессовых ситуаций в той или иной форме можно встретить в интернете. Например, как в реальной, так и в виртуальной жизни пользователей случаются конфликты, можно столкнуться с непониманием, агрессией, домогательствами, мошенничеством, кражами, проявлениями экстремизма и т.д. Столкновение с трудными ситуациями в интернет-пространстве (с интернет рисками) вызывает стресс различной степени выраженности. Сила стресса во многом зависит от индивидуальных особенностей личности пользователя. Если в реальной жизни человек эмоционально реагирует на сложные и проблемные ситуации, то есть большая вероятность того, что, сталкиваясь в интернете с негативными ситуациями, например, с оскорблением и унижением, насилием, жестокостью, сексуальными домогательствами и пр., он будет также испытывать высокий уровень стресса. Сегодня при трактовке «трудных» ситуаций исследователи выделяют их значимость для человека и воспринимаемую трудность. Субъективная оценка пользователем ситуации столкновения с онлайн-рисками как расстраивающей, рассматривается в качестве показателя того, что данная ситуация переживается им как «трудная», следовательно, требующая преодоления. Для преодоления трудной жизненной ситуации, в том числе трудностей, встречающихся в интернет-пространстве, человек использует личностные ресурсы и стратегии поведения. Формирование стратегий совладания (преодоления) происходит во взаимодействии личности и трудной ситуации. Индивидуальные способы взаимодействия с трудной (внешней или внутренней) ситуацией, которые определяются ее субъективной значимостью для человека и его собственными психологическими ресурсами, называют «копингами». Поведение, направленное на преодоление стрессовых состояний - т.е. на изменение или разрешение критической ситуации, либо привыкание к ней, или уклонение от требований, которые она предъявляет - называют копинг-поведением (от англ, coping - совладание, преодоление). В процессе развития человека освоение копинг-поведения идет параллельно с развитием психологических личностных ресурсов (качественных изменений когнитивной сферы, преобразования социальных связях, формирования представления о себе и др.). Психологические ресурсы личности являются основой копинга. Из всего многообразия копинг-стратегий остановимся на наиболее важных, с точки зрения российских исследователей (Солдатова Г. У., Рассказова Е. И.) для преодоления интернет-рисков. Проактивные (активные) стратегии совладания: предполагают активное преодоление ситуации, включающее поиск и пробы новых форм поведения (например, изменение настроек безопасности, блокирование агрессора, попытка отомстить агрессору и др.). Проактивное совладание ориентировано на видение возможностей мира и потенциальное развитие, направлено на постановку и достижение новых целей и личностный рост Реактивные (пассивные) стратегии совладания: стратегии избегания, в отличие от активных стратегий характеризуются игнорированием стрессоров, уходом от проблем (например, временное прекращение пользования интернетом, удаление агрессивных сообщений, надежда, что проблема разрешится сама собой и др.). По мере взросления учащиеся чаще отдают предпочтение активным стратегиям. Это может означать, что они все лучше осваивают онлайн-пространство и выстраивают свою онлайн-среду, в которой функционируют и взаимодействуют с другими пользователями. Копинг по типу поиска социальной поддержки: важнейшим ресурсом совладания с трудными жизненными ситуациями, особенно в контексте деятельности в интернете, являются значимые другие. Поиск «значимых других» при совладании с трудными онлайн-ситуациями смещается в пространство интернета. Так, подростки предпочитают в роли значимых других друзей и компетентных людей в онлайн-среде. Собственная активность подростков в интернете, попытки преодолеть сложную ситуацию, поиски решения важны не только для преодоления стресса и его негативных последствий, но и для дальнейшего развития личности в цифровом мире, определения собственной позиции по отношению к произошедшему, развития цифровой компетентности. Поведение, провоцирующее возникновение опасных онлайн-ситуаций. Подростки и юношество склонны к риску и стремятся выйти за пределы дозволенного, что может повлиять на формирование деструктивного поведения в интернет-пространстве. Молодые люди могут стать источником интернетугроз как намеренно, так и неосознанно, случайно. Сознательно молодой человек может стать автором и распространителем неэтичной, противозаконной информации (насилие, агрессия, ненавистнический контент, нецензурная лексика и т.п,), стать инициатором или участником кибербуллинга, или создавать и распространять вредоносное программное обеспечение. Не задумываясь об этике и последствиях своего поведения, студенты могут, например, загружать нелицензионные программы, нарушать авторские права, пользуясь «пиратским» контентом, репостить неподобающую или незаконную информацию. Основной стратегией предотвращения поведения, провоцирующего возникновение опасных онлайн-ситуаций, является формирование у обучающихся ответственности за собственные поступки, которая проявляется в следующих основных навыках безопасного поведения в цифровом пространстве: - использование норм сетевого этикета и действующего законодательства в собственной интернет-активности (например, запрет на распространение информации экстремистской направленности, демонстрацию запрещенной символики, разжигание межнациональной и межрелигиозной вражды, на участие в сетевых азартных играх (онлайн-казино) и др.); - охрана личных данных, защита своих учетных записей, использование настроек конфиденциальности; - умение анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников; - критическое отношение к информации, распространяемой в интернете и через другие каналы коммуникации; - избегание информации, которая способна причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; - распознавание манипулятивных техник, используемых в рекламе и иной информации; - применение эффективных мер защиты от нежелательных контактов в интернете; - распознавание попыток злоупотребления неопытностью и доверчивостью, попыток вовлечения в противоправную и иную антиобщественную деятельность; - избегание «заражения» компьютера (и других устройств, имеющих доступ к сети интернет) вредоносным программным обеспечением; - использование ресурсов социальной поддержки (т.е. в сложных ситуациях уметь обратиться за помощью к компетентным и ответственным лицам). Важным личностным ресурсом цифровой компетентности является ответственность. Можно предположить, что человек с высоким уровнем ответственности за свое поведение, за решение проблемных ситуаций, возникших в процессе использования ИКТ-технологий в различных сферах жизнедеятельности: учебе, профессиональной деятельности, досуге, дружеских контактах и т.д. будет более успешным в цифровой среде, чем безответственный. Учитывая, что одной из проблемных зон цифровой жизни современного молодого человека является цифровая коммуникация, следует отметить в качестве одного из важных ресурсов цифровой компетентности коммуникативную культуру, способность к эффективным социальным контактам, что отражается в способности прогнозировать поведение другого человека, умении распознавать намерения собеседника, предвидеть результаты цифрового взаимодействия, т.е. обладать высоким уровнем социального интеллекта. Названные качества помогают избегать и предотвращать коммуникативные угрозы в цифровой среде. Таким образом, цифровая компетентность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Цифровая компетентность как инструмент информационной деятельности служит катализатором развития личности современного человека, содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Личностными ресурсами цифровой компетентности выступают социальный интеллект, ответственность, стрессоустойчивостъ, а также общий уровень интеллекта.
8.5. Ответственность и социальный интеллект как личностные детерминанты безопасного поведения в цифровой среде
Как в реальной, так и в виртуальной жизни человек может столкнуться с непониманием, агрессией, домогательствами, мошенничеством, кражами, проявлениями экстремизма и т.д. При этом молодые люди сами могут стать источником киберугроз как намеренно, так и неосознанно, случайно. Сознательно молодой человек может стать автором и распространителем неэтичной, противозаконной информации (насилие, агрессия, ненавистнический контент, нецензурная лексика и т.п.), стать инициатором или участником кибербуллинга, или создавать и распространять вредоносное программное обеспечение. Не задумываясь об этике и последствиях своего поведения, студенты могут, например, загружать нелицензионные программы, нарушать авторские права, пользуясь «пиратским» контентом, репостить неподобающую или незаконную информацию. Основной стратегией предотвращения поведения, провоцирующего возникновение опасных онлайн-ситуаций, является формирование у молодых людей ответственности за собственные поступки, которая проявляется в следующих основных навыках безопасного поведения в цифровом пространстве: - использование норм сетевого этикета и действующего законодательства в собственной интернет-активности; - охрана личных данных, защита своих учетных записей, использование настроек конфиденциальности; - критическое отношение к информации, распространяемой в интернете и через другие каналы коммуникации; ~ избегание информации, которая способна причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; - распознавание манипулятивных техник, используемых в рекламе и иной информации; - применение эффективных мер защиты от нежелательных контактов в интернете; - распознавание попыток злоупотребления неопытностью и доверчивостью, попыток вовлечения в противоправную и иную антиобщественную деятельность; - избегание «заражения» компьютера (и других устройств, имеющих доступ к сети интернет) вредоносным программным обеспечением; - использование ресурсов социальной поддержки (т.е. в сложных ситуациях уметь обратиться за помощью к компетентным и ответственным лицам). Перечисленные выше навыки безопасного поведения в цифровой среде требуют от пользователя проявления высокого уровня ответственности за свое поведение в киберпространстве. Ответственность, по мнению исследователей (Г. Солдатова, Е. Зотова,), является одним из факторов безопасного поведения личности в киберпространстве. Можно предположить, что человек с высоким уровнем ответственности за свое поведение, за решение проблемных ситуаций, возникших в процессе использования ИКТ- технологий в различных сферах жизнедеятельности: учебе, профессиональной деятельности, досуге, дружеских контактах и т.д, будет более успешным в цифровой среде, чем безответственный. Названное предположение было подтверждено в ходе эмпирического исследования успешности взаимодействия студентов в цифровой среде, результаты которого убедительно доказывают положительную связь уровня ответственности (по тесту «Локус контроля» Дж. Роттера, см. Приложение 1) и Индексом безопасного поведения в цифровой среде (Воробьева К. И., Долгачев М. В.). Как отмечают исследователи, коммуникативные риски в цифровой среде являются наиболее опасной зоной для молодежи, В этой связи можно предположить, что одним из важных психологических ресурсов цифровой безопасности будет выступать социальный интеллект, позволяющий быть успешным в области коммуникации. Названное теоретическое предположение получило подтверждение в ходе эмпирического исследования (Воробьева К., Долгачев М.). Выборка испытуемых включала студентов 1-2 курсов Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск) в количестве 60 человек (30 студентов гуманитарных специальностей, 30 - технических). Общий уровень готовности к безопасному поведению в киберпространстве, выявленный с помощью опросника «Безопасность в цифровом мире» позволяет говорить о среднем уровне готовности респондентов как гуманитарных, так и технических специальностей к безопасному поведению в киберпространстве. При этом обнаружены различия между студентами разных специальностей: общая готовность к безопасному поведению у студентов-гуманитариев несколько выше, чем у студентов технических специальностей. При этом показатели по шкале цифровой компетентности студентов-«технарей» составил 0,56 (выше среднего); у студентов гуманитарных специальностей 0,32 (ниже среднего). Т. е. при более низком уровне цифровой компетентности студенты-гуманитарии проявляют большую осторожность, чем студенты технических специальностей. Этот факт можно объяснить тем, что на начальном этапе овладения цифровой грамотностью, киберактивность человека направлена в большей степени на усвоение технических навыков пользования цифровыми устройствами. Высокий уровень цифровой компетентности студентов-технарей связан с высокой активностью в цифровой среде. Следовательно, и опыт их встреч с киберугрозами значительно выше. Что касается взаимосвязи показателей Индекса безопасности (далее ИБ) с показателями по шкале «принятие ответственности», то следует отметить, что высокие результаты положительной корреляции отмечены только у студентов технических специальностей. У студентов-гуманитариев выявлена отрицательная взаимосвязь между названными параметрами, т.е. принятие ответственности не играет существенной роли в обеспечении безопасного поведения у респондентов-гуманитариев. Что касается такого важного личностного ресурса как социальный интеллект, полученные результаты эмпирического исследования по тесту Г илфорда (см. Приложение 2) и их статистическая обработка позволяют констатировать наличие корреляционной положительной связи ИБ с таким показателем социального интеллекта как «фактор познания систем поведения» у студентов гуманитарных специальностей. Высокие значения по названому фактору свидетельствуют о способности человека предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации. Как отмечалось выше, лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Лица с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность, что обеспечивает успех в цифровой коммуникации и соответственно способствует повышению уровня безопасности в цифровой среде. У респондентов технических специальностей обнаружена отрицательная корреляционная взаимосвязь со всеми шкалами названной методики. Как отмечалось, наибольшую угрозу для студентов представляет коммуникация в цифровой среде. Личностным ресурсом предотвращения и преодоления коммуникационных угроз является способность эффективного взаимодействия, основой которой выступает социальный интеллект. Полученные эмпирические данные говорят о развитой коммуникационной способности студентов-гуманитариев и ее тесной взаимосвязи с готовностью к безопасному поведению в киберпространстве. Очевидно, что более развитые коммуникационные способности студентов гуманитарных специальностей позволяют им быть успешными в цифровой коммуникации, при этом сохранять осторожность в онлайн-взаимодействии. Таким образом анализ результатов эмпирического исследования позволяет сделать выводы: 1. О среднем уровне готовности респондентов как гуманитарных, так и технических специальностей к безопасному поведению в киберпространстве; 2. О различии в психологических ресурсах, обеспечивающих безопасное поведение студентов-гуманитариев и студентов-технарей. Безопасность поведения в цифровом пространстве у студентов гуманитарных специальностей связана с их более высоким социальным интеллектом; безопасное поведение студентов-технарей основано на более высоком уровне цифровой компетентности и более ответственном поведении в киберсреде.
Практическое занятие 8
«Психологические ресурсы безопасного поведения в киберсреде»
Вопросы для обсуждения 1. Влияние цифровой среды на человека. 2. Черты личности и безопасное поведение в киберпространстве. 3. Мотивационные и личностные ресурсы кибербезопасности.
Вопросы для самоконтроля 1. Личность в киберсреде: возможности развития и негативные последствия. 2. Личностные детерминанты успешного взаимодействия в цифровом мире.
Темы докладов и рефератов 1. Цифровая компетентность как личностный ресурс информационнопсихологической безопасности. 2. Ответственность как личностный фактор безопасного поведения в цифровой среде. 3. Влияние уровня развития интеллекта на безопасное поведение в цифровой среде.
Библиография по теме 1. Агадуллина, Е. Р. Пользователи социальных сетей: современные исследования / Е. Р. Агадуллина // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т. 4. - № 3. С. 36-46. 2. Асмолов, А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия / А. Г. Асмолов // Психол. исслед.: электронный науч. журн. - 2015. - Т. 8. - № 40. 3. Белинская, Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие / Е. П. Белинская // Психол. исслед.: электронный науч. журн. - 2013. - Т. 6.-№>30.-С. 5. 4. Дети России Онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Рассказова, Е. Зотова [и др.]. - М., 2012. 5. Интернет: возможности, компетенции, безопасность : методическое пособие для работников системы общего образования : лекции / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. - М. : Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. - Ч. 1. 6. Солдатова, Г. У. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психол. журн. -2017. - № 1 (25). - С. 3-14. 7. Солдатова, Г. Цифровая компетентность российских педагогов / Г. Солдатова, В. Шляпников // Психол. наука и образование. ~ 2015. - Т. 20.“№4.-С. 5-18.
Источник: Воробьева, К. И. Психология кибербезопасности : учебное пособие / К. И. Воробьева, М. В. Долгачев ; научный редактор Т. X. Невструева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск : Издательство ТОГУ, 2022. - 117, [1] с. |