На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика наркомании Программа «Мир вокруг меня», которая поможет предотвратить зависимость у школьников
Программа «Мир вокруг меня», которая поможет предотвратить зависимость у школьников
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика наркомании

Татьяна Попова,

педагог-психолог высшей категории,

Оксана Лилейкина,
социальный педагог высшей категории МБОУ СОШ № 9, г. Наро-Фоминск, Московская область

В статье - готовая программа, которая поможет провести профилактику различных зависимостей. Программа включает мероприятия, которые вовлекают подростка в активную жизнь с возможностью самореализации и учитывают его интересы.

Что подросток может увидеть в социальных сетях? А какие ценности распространяют блогеры, на которых подписаны миллионы подростков? Публичные люди могут во всеуслышание выложить посты и видео, где они пропагандируют наркотики, алкоголь и неэтичное поведение. При этом даже не обязательно фотографироваться во время употребления наркотиков и публиковать снимок. Подростки, которые смотрят на такой «крутой» образ жизни, думают: «Вот бы мне так!». Такая проблема существует, и она негативно сказывается на развитии жизненных ценностей подростков. Поэтому важно привлекать подростка в положительно-активную жизнь.

Как вовлечь подростка в положительно-активную жизнь

Предлагаем реализовать программу «Мир вокруг меня», которую вы сможете использовать в работе с детьми «группы риска».

Цель программы: сформировать позитивные жизненные ценности и развить личностные и поведенческие характеристики, которые снижают риск формирования зависимостей.

Задачи, которые реализует программа: оказать психологическую помощь и поддержку школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
сформировать у школьников стресс-преодолевающее поведение;
сформировать систему ценностей, ориентированных на здоровый образ жизни;
вовлечь детей в общественно полезную и социально значимую среду;
развить умение правильно оценивать свои и чужие действия, осознавать и адекватно выражать свои мысли и чувства.

Как реализовать программу

Программа рассчитана на 10 занятий. Реализуйте программу в течение второго полугодия или запланируйте на следующее. Некоторые занятия проведите в рамках тематических недель («День здоровья», «Неделя психологии»), акций («Внимание, подросток!», «Всемирный день борьбы со СПИДом», «Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом», «Всемирный день здоровья», «Всемирный день отказа от курения», «Всемирный день психического здоровья»), классных часов. Чтобы качественно провести профилактическую работу по программе, учитывайте три этапа.

Этап 1. Диагностический. Изучите тенденции употребления в детской и подростковой среде наркотических веществ. Составьте и изучите социальный паспорт школы, в котором собраны и отражены проблемы конкретных классов и учеников. Изучите базу данных детей группы риска. Ознакомьтесь с результатами социально-психологического тестирования школьников на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Этап 2. Практический. После того как вы скорректировали список школьников группы риска, пригласите на групповые занятия по программе. Занятия проводите в форме бесед, семинаров, групповых дискуссий, деловых игр, круглых столов. Используйте показ видеоматериалов проекта «Здоровая Россия -общее дело».

Пригласите для проведения лекций и бесед врача-нарколога, представителей служб по контролю за оборотом наркотиков, волонтеров, известных людей и общественных деятелей. Только совместное обсуждение поможет результативно решить вопросы по предупреждению употребления ПАВ в подростковой среде.

Этап 3. Заключительный. Проанализируйте результаты проделанной работы, а также изменения в ценностных установках школьников. Примените анкетирование, опрос и беседы. Используйте диагностики: «Методика экспресс-диагностики личностной склонности к сниженному настроению (дистимии)», «Методика экспресс-диагностики склонности к аффективному поведению» В.В. Бойко. Кроме того, проведите групповые консультации с родителями и педагогами.

Результаты из опыта проведения программы
После проведения мероприятий по программе снизилось количество учеников, которые состоят на внутри-школьном учете. Прослеживается позитивная динамика у ребят, а именно:
- ценностное отношение к своему здоровью и жизни;
- способность управлять эмоциями, принимать решения, избегать ситуаций риска;
- развитие критического мышления, умения оказывать сопротивление давлению; адекватная самооценка;
- ответственное поведение за собственную жизнь;
- навыков конструктивного общения, стремления к самореализации.

Перечень мероприятий

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ по программе «Мир вокруг меня»

Готовый план работы педагога-психолога на первое полугодие 2019/20 учебного года

№ п/п

Мероприятие

Задача

1

Кто Я? Что Я знаю о себе? Мир вокруг меня

Содействовать в формировании гармоничной Я-концепции, развить навыки самоанализа, принятия себя

 

Результат: Педагог-психолог проводит диагностику обучающихся, используя тест-опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов).
Школьники учатся анализировать собственное поведение, принимать себя такими, какие есть

2

Я - творец своей жизни. Все мы разные

Стимулировать осознание учеников своих индивиду­альных личностных черт, развить умение сопоставлять себя с окружающими людьми

 

Результат: Ребята осознают свои индивидуальные личностные черты; научатся сравнивать себя с окружающими

3

Как победить своего дракона?

Сформировать у школьников способности выявлять и анализировать свои недостатки. Проинформировать о последствиях зависимого поведения; развить умение противостоять давлению сверстников, формируя активную жизненную позицию

 

Результат: Школьники выявляют и анализируют свои недостатки; развивают кри­тическое мышление, активную жизненную позицию

4

Доверие в жизни человека

Содействовать в осознании значения доверия в жизни человека; определить собственное отношение к дове­рию

 

Результат: Школьники осознают собственные границы и необходимость доверия в построении близких отношений

5

Конфликты и способы их разрешения

Сформировать представления о сущности конфлик­тов и способах разрешения конфликтных ситуаций. Познакомить с правовыми нормами в отношении от­ветственности за нанесение морального и физического ущерба

 

Результат: Школьники овладевают умениями взаимопонимания и взаимоуваже­ния прав и потребностей друг друга; сформируют готовность обсуждать и решать спорные и конфликтные ситуации оптимальным способом

6

Жизнь человека и его ценности

Сформировать представления о нравственных ценно­стях и ответственное отношение к собственной жизни

 

Результат: У школьников формируются представления об истинных и мнимых ценностях; активизируется потребность к самосовершенствованию и самораз­витию

 

 

 

7

Позитивная линия жизни. Наши ресурсы

Сформировать умение находить оптимальный выход из трудных ситуаций. Познакомить с «позитивным фор­мулированием» как способом изменения отношения к ситуации

 

Результат: Обучающиеся учатся находить выход из кризисных ситуаций. В практи­ческой деятельности ознакомятся с «позитивным формулированием» как способом изменения отношения к ситуации

8

Учимся говорить нет!

Сформировать умение противостоять давлению среды и развить умение принимать ответственность за соб­ственную жизнь

 

Результат: Школьники осваивают навыки адекватного поведения в ситуации про­дуктивного общения с окружающим миром; осознают необходимость принимать ответственность за собственную жизнь

9

Мой выбор!

Сформировать у обучающихся умение распознавать
и анализировать различные виды поведения, находить
конструктивные способы поведения в кризисных ситуациях

 

Результат: Школьники осваивают навык распознавать различные виды поведения и сформируют умения делать выбор в жизненных ситуациях

10

Проблема на ладошке

Сформировать у обучающихся умение сопротивляться проблемным ситуациям, которые встречаются в жизни

 

Результат: Школьники овладеют умениями видеть и анализировать проблему с разных точек зрения

Источник: Справочник педагога-психолога, №3, 2019г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.