Страница 4 из 7
3. Тематический план программы
№
|
Тема
|
Форма работы
|
Количество часов
|
I блок «Я и мой мир»
|
1
|
Вводное (диагностическое) занятие
|
Анкетирование, работа с опросниками
|
2
|
2
|
Я - личность и индивидуальность
|
Занятия с элементами тренинга
|
2
|
3
|
Мои цели как ценности
|
Занятия с элементами тренинга
|
2
|
4
|
Время- ценность
|
Занятия с элементами тренинга
|
2
|
5
|
Я и моё здоровье как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
6
|
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню психического здоровья
|
Акция «Будь здоров!»- выпуск стенгазеты
|
2
|
7
|
О ценностях ума и образования
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
8
|
Творчество как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
9
|
Профессия как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
10
|
Успех как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
11
|
Досуговое мероприятие
|
Встреча с успешным человеком (спортсмен – параолимпиец и т.п.)
|
2
|
12
|
Жизнь как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
13
|
Досуговое мероприятие
|
Круглый стол с представителями различных конфессий (православие, ислам, иудаизм)
|
2
|
14
|
Итоговое занятие
|
Выполнение коллажа «Мои ценности»
|
2
|
II блок «Я и этот мир»
|
15
|
Семья как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
16
|
Общение как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
17
|
Досуговое мероприятие
|
Встреча с представителем службы телефона доверия
|
2
|
18
|
Дружба как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
19
|
Любовь как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
20
|
Досуговое мероприятие
|
Встреча с супружеской парой - долгожителями
|
2
|
21
|
В чем ценность команды?
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
22
|
Что нужно для успешной карьеры?
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
23
|
Деньги как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
24
|
Ценность природы
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
25
|
Культура как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
26
|
Досуговое мероприятие
|
Посещение художественной галереи, фотовыставки
|
2
|
27
|
Мир в мире как ценность
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
28
|
Итоговое занятие Жизненное кредо достойного человека
|
Занятие с элементами тренинга
|
2
|
29
|
Диагностическое занятие
|
Работа с анкетами, опросниками
|
2
|
Всего:
|
58
|
Программа состоит из диагностического блока, двух основных образовательных блоков «Я и мой мир», «Я и этот мир» и дополнительного раздела досуговых мероприятий, вкрапленных в содержание образовательных блоков. Данный курс утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Он направлен на воспитание ответственности за своё здоровье, за поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей, а также на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности. Первый блок программы помогает в познании подростком самого себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя как ценности и самовоспитании. Содержание второго блока определяет общая мотивация школьника, которая во многом характеризуется общением. В процессе общения возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и формируется стремление к самоутверждению. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости часто испытывают чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой - повышается её избирательность. Педагог может помочь несовершеннолетним в стремлении осмыслить свои права и обязанности, оценить своё прошлое, обдумать своё настоящее, утвердить и понять самого себя. Задача взрослого- помочь ему в выстраивании эффективного общения с другими людьми. Вести данный курс может педагог, знакомый с азами психологии. Предложенный материал доступен для специалистов, не имеющих психологического (профессионального) образования при глубокой подготовке и консультировании по проведению занятий. Это представляется немаловажным, т. к. образовательная среда должна ориентировать всех участников образовательного процесса на формирование у обучающихся социальных навыков. Желательно участие в обучающих семинарах- практикумах по данной проблематике. Общая продолжительность программы составляет 58 часов. Периодичность проведения основных занятий по блокам данной программе составляет 1 раз в неделю. Также периодически предлагается организовывать досуговое мероприятие. Мы сознательно не планировали мероприятий, занятий на периоды школьных каникул, поскольку в это время действует много дополнительных образовательных учреждений, дети могут пожелать провести время с друзьями, семьей. Отдельно оговорим организационные моменты. В начале сентября на родительском собрании педагог сообщает о проведении занятий по профилактической программе. При этом озвучиваются цель и задачи программы, возможно тематический план. Для соблюдения законности процедуры родители выражают своё согласие на участие детей в занятиях данной программы (форма заявления в приложении 1). Так как в 14 лет дети могут выражать своё мнение, согласие на участие в занятиях по данной программе они письменно выражают на водном (диагностическом) занятии (форма заявления - в приложении 2). Полную информацию об учащихся для предупреждения суицидального поведения собирает психолог образовательного учреждения (исследование личностных особенностей и эмоционального состояния), частично в сборе информации участвует классный руководитель (Анкета на выявление социальных характеристик семьи – прил. 3), собирающий информацию в индивидуальных беседах с родителями; заполняет прогностическую таблица риска суицида у детей и подростков (прил. 4). На основании всей полученной информации педагогом – психологом делается экспертное заключение, даются рекомендации по психолого - педагогической коррекции личностных особенностей, их учёта в организации воспитательной и образовательной деятельности. Для отслеживания эффективности проводимой работы на первом и последнем занятии проводится блок диагностических методик (прил. 5, 6, 7). Организовывать и проводить данное занятие может совместно педагог и психолог, последний осуществляет обработку полученных данных. Работа проводится в соответствии с тематическим планом (табл. 1). Для эффективного управления программой «Ценность жизни» в рамках всего образовательного учреждения целесообразно назначить куратора из состава администрации школы, определить ответственных за различные направления работы в рамках программы. Куратор программы и ответственные (это могут быть социальные педагоги, классные руководители, педагоги-психологи, заместители директора по воспитательной работе) формируют рабочую группу, которой необходимо регулярно собираться с целью взаимного информирования о ходе профилактической работы. Участники рабочей группу планируют профилактическую работу с учащимися и родителями; однако это не означает, что члены рабочей группы должны сами осуществлять преподавание всего курса. Чем больше специалистов будет вовлечено в эту работу, тем лучше. Руководство образовательного учреждения и рабочая группа совместно отвечают как за информированность сотрудников относительно целей, задач и методов работы по профилактической программе, так и за анализ и оценку ее результатов. Куратор на педагогическом совете сообщает о начале программы и в течение года информирует о ее ходе, а также контролирует выполнение годового календарного плана проведения профилактических занятий и других мероприятий. Рекомендуем без подписанного родителями письменного согласия не начинать занятия с обучающимися. План работы направлен на деятельность по формированию ценностной системы несовершеннолетних, которая содействует эффективному развитию социальных навыков. План может выполнять эту функцию тогда, когда он постоянно пересматривается и обновляется, он должен стать отправной точкой в работе. План работы указывает основное направление, которое может корректироваться. Для организации занятий, подготовки к ним необходимо ознакомиться с приложениями 8 - 28, в которых последовательно описан методический материал для работы на занятиях. Состав участников программы может быть разнообразен, должен включать в себя детей: - из семей неблагополучных в социальном и психологическом смысле; - с тяжелым течением пубертата; - акцентуированных и психологически изолированных и отверженных в различных детских и подростковых группах; - с признаками замышленного суицида [1]. Работа по программе профилактики суицидального поведения требует долгосрочных усилий. Единичные мероприятия менее эффективны, чем систематические. Отдельный тематический день не несет в себе особого смысла, если он не включен в контекст более продолжительной работы. Поэтому преподавание данного курса должно быть достаточно протяженным во времени и вестись в каждой учебной группе. По мере роста и взросления детей и подростков у них появляется необходимость еще и еще раз обсудить свои знания, свой опыт и ценностные ориентации в группе сверстников. Многие вопросы эмоционально заряжены или касаются личностно значимых ценностей, поэтому на их осознание и переработку необходимо время. Кроме того, подростки находятся на разных стадиях своего личностного развития, и поэтому некоторым из них требуется более продолжительное время для осмысления полученных знаний и изменения своего поведения. Условием успешности реализации программы является ее системным характер, качество проведения и разнообразие применяемых методов работы. Для достижения высокого качества преподавания курса важно избегать уроков, направленных на сухое перечисление нравственных норм.
|