На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни» - Тематический план программы
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни» - Тематический план программы
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Индекс материала
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни»
Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по формированию ценностных ориентаций, запускающих противосуицидальные механизмы
Методологические основы программы
Тематический план программы
Содержание программы
Приложения №1-15
Приложения №16-28
Все страницы

3. Тематический план программы

Тема

Форма работы

Количество часов

I блок «Я и мой мир»

1

Вводное (диагностическое) занятие

Анкетирование, работа с опросниками

2

2

Я - личность и индивидуальность

Занятия с элементами тренинга

2

3

Мои цели как ценности

Занятия с элементами тренинга

2

4

Время- ценность

Занятия с элементами тренинга

2

5

Я и моё здоровье как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

6

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню психического здоровья

Акция «Будь здоров!»- выпуск стенгазеты

2

7

О ценностях ума и образования

Занятие с элементами тренинга

2

8

Творчество как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

9

Профессия как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

10

Успех как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

11

Досуговое мероприятие

Встреча с успешным человеком (спортсмен – параолимпиец и т.п.)

2

12

Жизнь как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

13

Досуговое мероприятие

Круглый стол с представителями различных конфессий (православие, ислам, иудаизм)

2

14

Итоговое занятие

Выполнение коллажа «Мои ценности»

2

II блок «Я и этот мир»

15

Семья как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

16

Общение как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

17

Досуговое мероприятие

Встреча с представителем службы телефона доверия

2

18

Дружба как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

19

Любовь как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

20

Досуговое мероприятие

Встреча с супружеской парой - долгожителями

2

21

В чем ценность команды?

Занятие с элементами тренинга

2

22

Что нужно для успешной карьеры?

Занятие с элементами тренинга

2

23

Деньги как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

24

Ценность природы

Занятие с элементами тренинга

2

25

Культура как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

26

Досуговое мероприятие

Посещение художественной галереи, фотовыставки

2

27

Мир в мире как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

28

Итоговое занятие
Жизненное кредо достойного человека

Занятие с элементами тренинга

2

29

Диагностическое занятие

Работа с анкетами, опросниками

2

Всего:

58

Программа состоит из диагностического блока, двух основных образовательных блоков «Я и мой мир», «Я и этот мир» и дополнительного раздела досуговых мероприятий, вкрапленных в содержание образовательных блоков.
Данный курс утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Он направлен на воспитание ответственности за своё здоровье, за поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей, а также на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности.
Первый блок программы помогает в познании подростком самого себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя как ценности и самовоспитании. Содержание второго блока определяет общая мотивация школьника, которая во многом характеризуется общением. В процессе общения возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и формируется стремление к самоутверждению. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости часто испытывают чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой - повышается её избирательность. Педагог может помочь несовершеннолетним в стремлении осмыслить свои права и обязанности, оценить своё прошлое, обдумать своё настоящее, утвердить и понять самого себя. Задача взрослого- помочь ему в выстраивании эффективного общения с другими людьми.
Вести данный курс может педагог, знакомый с азами психологии. Предложенный материал доступен для специалистов, не имеющих психологического (профессионального) образования при глубокой подготовке и консультировании по проведению занятий. Это представляется немаловажным, т. к. образовательная среда должна ориентировать всех участников образовательного процесса на формирование у обучающихся социальных навыков. Желательно участие в обучающих семинарах- практикумах по данной проблематике.
Общая продолжительность программы составляет 58 часов. Периодичность проведения основных занятий по блокам данной программе составляет 1 раз в неделю. Также периодически предлагается организовывать досуговое мероприятие. Мы сознательно не планировали мероприятий, занятий на периоды школьных каникул, поскольку в это время действует много дополнительных образовательных учреждений, дети могут пожелать провести время с друзьями, семьей.
Отдельно оговорим организационные моменты. В начале сентября на родительском собрании педагог сообщает о проведении занятий по профилактической программе. При этом озвучиваются цель и задачи программы, возможно тематический план. Для соблюдения законности процедуры родители выражают своё согласие на участие детей в занятиях данной программы (форма заявления в приложении 1). Так как в 14 лет дети могут выражать своё мнение, согласие на участие в занятиях по данной программе они письменно выражают на водном (диагностическом) занятии (форма заявления - в приложении 2).
Полную информацию об учащихся для предупреждения суицидального поведения собирает психолог образовательного учреждения (исследование личностных особенностей и эмоционального состояния), частично в сборе информации участвует классный руководитель (Анкета на выявление социальных характеристик семьи – прил. 3), собирающий информацию в индивидуальных беседах с родителями; заполняет прогностическую таблица риска суицида у детей и подростков (прил. 4).
На основании всей полученной информации педагогом – психологом делается экспертное заключение, даются рекомендации по психолого - педагогической коррекции личностных особенностей, их учёта в организации воспитательной и образовательной деятельности.
Для отслеживания эффективности проводимой работы на первом и последнем занятии проводится блок диагностических методик (прил. 5, 6, 7). Организовывать и проводить данное занятие может совместно педагог и психолог, последний осуществляет обработку полученных данных.
Работа проводится в соответствии с тематическим планом (табл. 1).
Для эффективного управления программой «Ценность жизни» в рамках всего образовательного учреждения целесообразно назначить куратора из состава администрации школы, определить ответственных за различные направления работы в рамках программы. Куратор программы и ответственные (это могут быть социальные педагоги, классные руководители, педагоги-психологи, заместители директора по воспитательной работе) формируют рабочую группу, которой необходимо регулярно собираться с целью взаимного информирования о ходе профилактической работы.
Участники рабочей группу планируют профилактическую работу с учащимися и родителями; однако это не означает, что члены рабочей группы должны сами осуществлять преподавание всего курса. Чем больше специалистов будет вовлечено в эту работу, тем лучше. Руководство образовательного учреждения и рабочая группа совместно отвечают как за информированность сотрудников относительно целей, задач и методов работы по профилактической программе, так и за анализ и оценку ее результатов.
Куратор на педагогическом совете сообщает о начале программы и в течение года информирует о ее ходе, а также контролирует выполнение годового календарного плана проведения профилактических занятий и других мероприятий. Рекомендуем без подписанного родителями письменного согласия не начинать занятия с обучающимися.
План работы направлен на деятельность по формированию ценностной системы несовершеннолетних, которая содействует эффективному развитию социальных навыков. План может выполнять эту функцию тогда, когда он постоянно пересматривается и обновляется, он должен стать отправной точкой в работе. План работы указывает основное направление, которое может корректироваться.
Для организации занятий, подготовки к ним необходимо ознакомиться с приложениями 8 - 28, в которых последовательно описан методический материал для работы на занятиях.
Состав участников программы может быть разнообразен, должен включать в себя детей:
- из семей неблагополучных в социальном и психологическом смысле;
- с тяжелым течением пубертата;
- акцентуированных и психологически изолированных и отверженных в различных детских и подростковых группах;
- с признаками замышленного суицида [1].
Работа по программе профилактики суицидального поведения требует долгосрочных усилий. Единичные мероприятия менее эффективны, чем систематические. Отдельный тематический день не несет в себе особого смысла, если он не включен в контекст более продолжительной работы. Поэтому преподавание данного курса должно быть достаточно протяженным во времени и вестись в каждой учебной группе. По мере роста и взросления детей и подростков у них появляется необходимость еще и еще раз обсудить свои знания, свой опыт и ценностные ориентации в группе сверстников. Многие вопросы эмоционально заряжены или касаются личностно значимых ценностей, поэтому на их осознание и переработку необходимо время. Кроме того, подростки находятся на разных стадиях своего личностного развития, и поэтому некоторым из них требуется более продолжительное время для осмысления полученных знаний и изменения своего поведения.
Условием успешности реализации программы является ее системным характер, качество проведения и разнообразие применяемых методов работы. Для достижения высокого качества преподавания курса важно избегать уроков, направленных на сухое перечисление нравственных норм.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.