Страница 7 из 7
Приложение 16
Материалы для проведения занятия №12
«Советы в кругу» Цели: помочь друг другу преодолеть робость и неуверенность в себе; педагогу постараться учесть опасения участников тренинга и исключить их возможные причины из тренинговой работы. Инструкция: Участники садятся в большой круг лицом друг к другу. Ведущий просит остаться в кругу тех, кто чувствует себя некомфортно, неуверенно, неспокойно, и предлагает им объяснить источники своих ощущений, обсудить свои опасения друг с другом. Время - 2-3 минуты. Комментарий. В это время «уверенные» обсуждают возможные советы, которые они, вернувшись в круг, предложат своим «неуверенным» товарищам, когда те расскажут о своих опасениях. Время - 2-3 минуты.
«Галактика моей жизни» Цель: дать возможность участникам занятия посмотреть на свою жизнь со стороны и одновременно изнутри. Инструкция: Каждый участник занятия на отдельном листе бумаги рисует «галактику своей жизни» со всеми её «планетами» и «звёздами». Комментарий. По желанию ребята, выбрав роль астронома, могут рассказать всем о «планетах» своей «жизненной галактики».
«Линия жизни» Цель: способствовать сознательному осмыслению пройденного жизненного пути, диалектическому анализу прошлого, настоящего и будущего. Инструкция: «Нарисуйте линию своей жизни, включая прошлое, от рождения до сегодняшнего дня, и будущее, как Вы представляете его себе. Разделите ее на три части, соответствующие Вашему прошлому, настоящему и будущему. Поставьте значок, где Вы находитесь сейчас. Какая часть жизни уже пройдена, какая - впереди? Поделитесь своими мыслями о прошлом (запишите их под отрезком "Прошлое"). Где Ваши истоки, что происходило в детстве, в ранние годы? Что происходит в настоящем? Что Вас занимает, увлекает сейчас? (Запишите это под отрезком "Настоящее"). Что будет в Вашем будущем? Ваши цели и мечты? (Запишите их под отрезком "Будущее"). На отдельном листе, разделенном пунктиром посередине на верхнюю и нижнюю половины, отметьте точку сегодняшнего дня». Комментарий. Если линия заходит за пунктир на верхнюю половину, это связано с позитивными событиями жизни, с успехи и радостями. Если линия ниже пунктира, это отражает неудачи, горе, негативный опыт. При обсуждении обращается внимание, на что ориентируется человек - линия находится больше в верхней или нижней части листа; насколько много перепадов линии; диапазон отклонений от горизонта - это трудности и радости, но это и богатый опыт, который можно учесть, чтобы двигаться вперед более успешно.
Притча «Мудрец и молодой человек» В селении пронёсся слух о том, что появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму её между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони – и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес её к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва?» Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: «Всё в твоих руках!» Приложение 17
Материалы для проведении занятия №14
«Чемодан в дорогу» Цель: повышение самооценки в достижении целей. Инструкция: Каждому участнику предлагает «собрать» себе чемодан в долгую жизненную дорогу. В этот чемодан нужно сложить всё то, что они узнали на занятиях, чему научились. После этого чемодан сдается в «багаж» - передается ведущему. Записи используются для оценки результативности тренинга. Комментарий. Некоторым ребятам может понадобиться помощь ведущего в определении приобретенного багажа умений [5].
«Недописанные предложения» Цели: стимулировать самопознание обучающихся; формировать способность к самоанализу. Инструкция: участникам тренинга предоставляют возможность закончить предложения: «Думая о себе, я чувствую гордость, когда ...» «Думая о себе, я порой ужасаюсь, когда...» «Думая о себе, я начинаю переживать, потому что...» «Думая о себе, я порой сомневаюсь,...» Комментарий. Упражнение может быть выполнено каждым для себя или по методике «круговой беседы». В этом случае дается время на обдумывание и запись, а затем педагог предлагает желающим зачитать предложения по их усмотрению, предваряя чтение вступительным словом: «Зачитывая предложения, Вы можете услышать, если захотите, наши советы, сочувствие. Мы попытаемся вместе развеять Ваши сомнения или погордиться вместе с Вами».
Приложение 18
Материалы для проведения занятия №15
«Три имени» Цели: способствовать развитию саморефлексии; формировать установку на самопознание. Инструкции: Каждому участнику выдают по 3 карточки. На карточках нужно написать 3 варианта своего имени (например, как его называют родственники, одноклассники и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени или, может быть, послужила причиной его возникновения. Комментарий. На выполнение этого задания отводится время. Затем все садятся в круг. Рассказ одного человека не должен превышать 30 секунд.
«Что человеку дано?» Цель: способствовать осмыслению предназначения человека и ценности его жизни. Инструкция: Ведущий: «Вдумайтесь в высказывание Чабуа Амираджиби: «И было человеку дано: Совесть, дабы он сим изобличал свои недостатки. Сила, дабы он мог преодолевать их. Ум и доброта на благо себе и присным своим, ибо только то благо, что идет на пользу ближним». Продолжите перечень качеств личности, которые могут послужить на пользу и радость окружающим людям. Напротив зафиксированного перечня поставьте «+» и «-» в зависимости от того, обладаете ли Вы лично этими качествами или нет. Комментарий. Данное упражнение можно выполнять как в кругу, так и индивидуально. Ведущий в конце упражнения может предложить участникам тренинга обсудить в подгруппах варианты эффективного формирования желаемых качеств и навыков.
«Моя семья» Цель: способствовать осознанию ценности понятий «любовь» и «семья». Инструкция: нарисовать рисунок на тему: «Моя семья». Затем сесть в круг и разложить на полу рисунки – сверху вниз. Комментарий. Ведущий выбирает сначала рисунки с символическими изображениями. Их пускают по кругу, и каждый высказывает своё мнение о рисунках в двух аспектах: - рациональный: что автор хотел сказать данным рисунком, какие проблемы хотел отобразить; - эмоциональный: какие чувства, эмоции вызывает этот рисунок. Каждый по кругу высказывается об этих аспектах рисунков, не оценивая их. Сначала рассматривается первый рисунок. Затем организуется обратная связь: у автора спрашивают, поняли его ребята или нет; что он хотел показать, рассказать этим рисунком; с каким из услышанных мнений он согласен. После того как все выскажут своё мнение, высказывается ведущий. Затем рассматривается второй рисунок и т. д.
«Магазин одной покупки» Цель: подведение подростков к осознанию правомерности собственного выбора, умению сопоставлять свое «Я» с интересами других людей, определять свою позицию по отношению к тому или иному явлению. Инструкция: Школьник в роли покупателя входит в «зал покупок», где на столе разложены «товары» - карточки, на которых написаны названия различных предметов: гитара, теннисная ракетка, шоколад «Сникерс», жевательная резинка, магнитофон, фотоаппарат, футбольный мяч, велосипед, золотая цепочка, собрание сочинений А.П. Чехова, джинсы, кроссовки и т.п. «Продавец» предлагает «покупателю» выбрать одну покупку, благодарит за приобретенную вещь и просит пройти в «зал размышлений», где (стоят 2-3 стула) можно присесть и подумать о плате за товар. На оборотной стороне каждой карточки - «товара» указана «цена»: «Отцу еще год придется ходить в старой куртке»; «Маме придется считать каждую копейку»; «Редко сможете видеть больного друга»; «Бабушка не сможет заменить старые поломанные очки»; «Вам будет завидовать сосед, и у вас могут испортиться с ним отношения»; «Мама откажется от платного бассейна для лечебных процедур» и т.д. Таким образом, «покупатель» ставится перед выбором, от которого зависят обстоятельства его дальнейшей жизни, затрагивается система его социально-психологических отношений, и он оказывается в роли субъекта выбора. Приняв решение, «покупатель» переходит в «зал возврата покупок» и говорит «консультанту»: «Я покупаю» или «Я возвращаю». «Консультант» пытается повлиять на решение «покупателя», приводя собственные доводы «за» или «против» покупки: «Теннисные ракетки так редко бывают в нашем магазине. Вы подумайте: может быть, их стоит купить...»; «Редко будете видеть больного друга, но зато у вас появятся новые друзья...»; «Золотая цепочка — это так красиво! Вы будете выглядеть эффектнее ваших подруг, и не страшно, что папа еще год походит в старой куртке...» и т.д. Выслушав ответ, он благодарит за покупку или сожалеет о возврате товара. В некоторых случаях ему все-таки приходится либо одобрить «возврат», либо выразить отношение к произведенному выбору: «Пожалуй, Вы правы...» или «Что ж, это Ваше право...». Сюжет проигрывается до тех пор, пока последний участник не выйдет из «магазина». После этого педагог может обратиться к участникам с вопросом: «Какие мысли были у вас во время игры?» В ходе ответов-рассуждений педагог и сами участники могут оценить свою мотивацию действий и степень искренности своих высказываний. Комментарий. Методически провести эту форму несложно. Алгоритм ее организации состоит из последовательных, логически взаимосвязанных действий, которые совершает каждый играющий по следующей схеме: Зал размышлений
|
Модификация этой игры - «Магазин трех покупок». В этом варианте обыгрывается цифра «3»: разрешается сделать 3 покупки; дается 3 минуты на размышление; в «магазине» 3 «зала»; победителем оказывается тот, кому удается купить 3 предмета. (число модификаций не ограничено.)
Приложение 19
Материалы для проведения занятия №16
«Всеобщее внимание» Цели: развитие умения соединять вербальные и невербальные средства общения; формирование навыков акцентирования внимания окружающих путем различных средств общения. Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу: любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, привлечь внимание окружающих. Комментарий. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники. Затем обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и путем каких средств. На упражнение отводится 15 минут.
«Конфликтная ли Вы личность?» Цель: способствовать определению качеств, необходимых для продуктивного общения. Инструкция: «Чтобы узнать, конфликтная ли Вы личность, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый его вопрос». Тест 1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция: а) не принимаю участия; б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя». 2. Выступаете ли Вы на классных часах (или в компании друзей) с критикой учителей или других учеников: а) нет; б) только если имею для этого веские основания; в) критикую по любому поводу не только учителей, но и тех, кто их защищает. 3. Часто ли спорите с друзьями: а) только если это люди необидчивые; б) лишь по принципиальным вопросам; в) споры - моя стихия. 4. Иногда приходится стоять в очереди. Как Вы реагируете, если кто-то пытается обойти тех, кто стоит впереди: а) возмущаюсь в душе, но молчу - себе дороже; б) делаю замечание; в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком. 5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция: а) не буду поднимать бучу из-за пустяков; б) молча возьму солонку; в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды. 6. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу: а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях. 7. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась: а) промолчу; б) ограничусь коротким тактичным комментарием; в) устрою скандал. 8. Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесетесь: а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней; б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит настроение. Инструкция. Подсчитайте сумму очков, исходя из того, что ответ на каждый пункт «а» - 4 очка, «б» - 2 очка, «в» - 0 очков. От 22 до 32 очков: Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. От 12 до 20 очков: Вы слывете человеком конфликтным. Но самом деле Вы конфликтуете, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на Вашем положении или приятельски отношениях. Всё это вызывает к Вам уважение. До 10 очков: споры и конфликты - это воздух, без которого Вы не можете жить. Вы любите критиковать других, но если услышите замечание в свой адрес, становитесь неуправляемым. Ваша критика ради критики, а не для пользы дела. Этот тест имеет научно-популярный характер. Не стоит на 100% доверять его результатам. Но задуматься о том, какого человека мы называем конфликтным, наверное, стоит.
«Преувеличение или полное изменение поведения» Цель: формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. Инструкция: Членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения. Участник сам выбирает нежелательное личное поведение (вариант: группа помогает участнику выбрать поведение, которое им не осознается). Комментарий. Если член группы не осознает недостатков этого поведения, он начинает утрировать противоположные качества. Например, робкий член группы должен говорить громким, авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами. Приложение 20
Материалы для проведения занятия №18
«Прорвись в круг» Цели: стимулирование групповой сплоченности; снятие эмоционального напряжения. Инструкция: Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше остальных включенным в группу, и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т.е. прорвать круг и проникнуть в него. Комментарий. То же самое может проделать каждый участник.
«Наблюдатель» Цели: способствовать развитию эмпатии; учить пониманию другого человека, его состояния по еле уловимым признакам, знакам проявления. Инструкция: Участники тренинга разбиваются на пары. Смотрят друг на друга в течение 30 секунд; затем желающие описывают состояние души «соседа по кругу» в данный момент по его проявлениям. Сосед подтверждает или опровергает эти выводы. Комментарий. Важно сравнить, что получается у ребят чаще: соответствие или несоответствие.
«Приятно ли со мной общаться?» Цели: самопознание; осознание своего потенциала в области общения. Инструкция: Ведущий: «Каждый из вас получит тест «Приятно ли со мной общаться?». Отвечать нужно в тетради, ставя номер утверждения и рядом с ним - выбранный ответ. Чтобы узнать, приятно ли людям с вами общаться, необходимо выразить свое отношение к каждому из двадцати суждений, содержащихся в тесте. Если вы согласитесь с каким-либо из этих суждений, поставьте около него знак «+», а если нет — то «-». Ответы типа «не знаю», «не уверен» не допускаются. Постарайтесь выбрать либо отрицательный, либо положительный ответ на каждое суждение. Тест 1. Я должен помнить, что почти ежеминутно в течение дня меня пристально оценивают те, с кем мне приходится общаться. 2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, разделяют они его увлечение или нет. 3. Самое мудрое - это сохранять достоинство даже тогда, когда эхо кажется невозможным. 4. Если человек замечает ошибки в речи других, он должен их поправить. 5. Когда встречаешься с незнакомыми людьми, ты должен быть достаточно остроумным, общительным и привлекательным, чтобы произвести на них впечатление. 6. Когда тебя знакомят с кем-либо и ты не расслышал его имя, ты должен попросить его повторить. 7. Ты уверен, что тебя уважают за то, что ты никогда не позволяешь другим подшучивать над собой. 8. Ты должен быть всегда настороже, иначе окружающие начнут подшучивать над тобой и выставлять тебя в смешном виде. 9. Если ты общаешься с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора. 10.Человек всегда должен стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится. 11. Ты должен всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда тебе очень понадобится их помощь. 12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что, в конце концов, очень немногие оценивают эти услуги по достоинству. 13. Лучше, если другие зависят от тебя, чем если ты зависишь от других. 14. Настоящий друг старается помогать свои друзьям. 15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили. 16. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен остановить рассказчика. 17. Если в компании рассказывают анекдот, который ты уже слышал, ты должен быть достаточно вежлив, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом. 18. Если тебя пригласили к другу, а ты предпочитаешь пойти в кино, ты должен сказать, что у тебя болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину. 19. Настоящий друг требует, чтобы его друзья поступали всегда наилучшим образом для него, даже когда они и не хотят этого. 20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.
Ключ
№ суждения |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Ответ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Балл
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Комментарий. Для того, чтобы подсчитать число баллов, нужно сравнить ответы с ключом. Если, например, на первый вопрос ответ «-», то вы получаете за него 5 баллов, если «+» - 0 баллов и т.д. 85-100 баллов: это отличный результат. Большинству людей очень приятно с тобой общаться. 75-80 баллов: хороший результат. Ты умеешь быть любезным, обаятельным и приятным в общении, но иногда допускаешь срывы. Надолго тебя не хватает. 60-70 баллов: результат весьма удовлетворительный. Умение общаться с разными людьми, не теряя собственного достоинства, ты еще продемонстрировать сможешь, а вот общаться так, чтобы сохранять и достоинство собеседника, - в этом твои успехи значительно скромнее. 0-55 баллов: откровенно плохой результат. В деле овладения искусством общения у тебя все впереди. Будь внимательнее к людям!
«Связующая нить» Цели: формирование убеждения: «Другой - ценность»; развитие эмпатии. Инструкция: «Передавайте друг другу катушку ниток, сопровождая это высказываниями, начинающимися со слов: «Я благодарен тебе за то, что…» и т. п.». Комментарий. Когда катушка вернется к тому, кто начинал, члены группы должны натянуть нить, закрыть глаза и погрузиться в состояние, способствующее принятию себя, других и окружающего мира в целом. Затем каждый участник обрывает кусочек этой связующей нити и уносит его с собой.
«Эмиграция» Цель: способствовать открытию в себе сильных сторон, т.е. таких качеств, навыков, умений, которые человек принимает и ценит, которые дают ему чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе. Инструкция: «Предположим, что Вам по каким-либо причинам необходимо переехать в другую страну. Подумайте и письменно ответьте на следующие вопросы: 1) сколько человек и кто конкретно пожалеет об этом? Почему? Что связывает Вас с этими людьми? 2) кого, может быть, обрадует ваш переезд в другую страну? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Пытались ли Вы что-либо изменить в Ваших отношениях с этими людьми, а может быть, в себе? Составьте два перечня имен». Комментарий. После окончания работы можно предложить желающим публично прокомментировать свои записи.
Приложение 21
Материалы для проведения занятия №19
«Требования среды» Цели: осознание половых различий; развитие эмпатии. Инструкция: «Положите на пол два больших листа бумаги в рост участника. На один лист ложится юноша, на другой - девушка. Кто-то из участников обведет их контуры на листе». После этого группа девочек собирается вокруг своего контура («контурная карта девочек»), а группа мальчиков - вокруг своего контура («контурная карта мальчиков»), и по очереди или все вместе пишут с обратной стороны «контурных карт» требования, которые предъявляет социальная среда к мальчикам и девочкам. Затем группы меняются «картами» и пишут внутри контура основные, востребованные средой черты характера и внешние данные современного юноши и современной девушки. Комментарий. После упражнения можно организовать обсуждение по предложенным вопросам: «Каковы требования среды к поведению и внешнему виду современного подростка?»: «Реальны они или не реальны?»; «Какие существуют расхождения между требованиями среды и реальностью?»; «Есть ли резервы совершенствования?»; «Когда не совпадают требования и реальность, что должны делать молодые люди?»... И т.д.
«На плоту» Цель: формирование поведенческие характеристики мальчиков и девочек как представителей мужчин и женщин современной культуры; развитие нравственное сознание всех ее участников и наблюдателей. Инструкция: На плоту пять мест для путешественников. Они плывут по реке, вокруг необитаемые берега. И вдруг что-то случается: волной смыло съестные припасы или маршрутную карту; загрустила маленькая дама, единственная дама среди юношей на плоту; рассорились четыре дамы при одном юноше на плоту; по берегу бежит какой-то человек, просит его взять на плот шестым; пошел сильный холодный дождь и т.д. Что делают мужчины во время подобных событий? Их реакции наблюдают зрители. По завершении ролевой ситуации зрители сообщают о своем мнении: было ли поведение мужчин достойным в этих ситуациях (поднимается карточка либо открывается ладошка при утвердительном мнении). Момент движения плота обозначается музыкой (например, Гендель «Музыка на воде»). Участники игры не рассуждают о том, что следовало бы делать, а совершают действия, которые они считают необходимыми в создавшихся условиях. Зрители не вмешиваются в разыгрывание ситуации. Ведущий тоже не имеет права подсказывать и оценивать их действия. В игру следует ввести и вполне реальные элементы мужского и женского поведения: юноши подают руку дамам, входящим на плот и покидающим его; юноши (мальчики) благодарят юных дам за участие в игре. Количество ситуаций определяется успешностью произведенных ролевых решений: если «плот номер один», «плот номер два» успешно справились с непредвиденной сложностью путешествия, то количество ситуативных этапов можно ограничить тремя; если юношам не удается найти достойный выход из ситуации, то цепочка неприятностей удлиняется - тогда почти всем зрителям удается побывать в роли путешественников. Предполагается непременная рефлексия по окончании игры: «Что я извлек для себя во время путешествия на плоту?» Комментарий. Данная игра - одна из немногих, которые успешно проходят при разновозрастном составе играющих. Эффектно разворачиваются игровые события в случае резкого возрастного перепада, например, если играют дети второго и десятого, третьего и одиннадцатого классов. Идея игры «На плоту» настолько широка, что вмещает в себя самые разнообразные модификации, которые может создать творчески работающий педагог.
«Портрет твоего идеала настоящей (его) женщины (мужчины)» Цель: уточнение идеального образа представителя противоположного пола. Инструкция: «Попробуйте мысленно нарисовать портрет Вашего идеала настоящей(щего) женщины (мужчины). Составьте для себя перечень черт, составляющих женское достоинство (своеобразный "Кодекс мужской чести"»).
«Да - нет - может быть» Цель: активное осмысление жизненных ситуаций, развитие способности быть субъектом, продумывать, анализировать свои мнения и отдавать отчет в своих поступках. Инструкция: Ведущий произносит любое суждение для всей группы присутствующих. Тут же играющие откликаются на эти суждения: если они хотят согласиться с высказанным, то направляются в ту сторону, где написано слово «Да»; в том случае, если кто-то не может согласиться с выдвинутым суждением, он идет в сторону слова «Нет»; те, кто хотел бы сказать в ответ на суждение «Может быть», занимают указанное место где-то посередине. После того как играющие выбрали позиции, можно выслушать их мнения, аргументы в пользу суждения или контраргументы а затем еще раз предложить участникам продумать свой выбор и сменить позицию, если они изменили свое мнение. Веер суждений - самый разнообразный и составляется педагогом в соответствии с его педагогическим замыслом. Предлагаем примерный вариант суждений для оценочной реакции играющих: 1. Нет прекраснее на Земле существа, чем человек. Самое страшное существо на Земле - человек. 2. Главное в этой жизни - иметь деньги. Главное в этой жизни - быть верным себе. 3. Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоевывать. Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом. 4. Счастливый глух к несчастьям другого. Счастливые - самые добрые к окружающим. Здесь предложены варианты альтернативных суждений. Но набор может состоять из однозначных суждений. Не исключается вариант, когда выдвигается суждение, связанное с происшествием в школе. Тогда общее «голосование» укажет на общественное мнение о случившемся. Комментарий. Добавим: у игры нет возрастных ограничений.
Приложение 22
Материалы для проведения занятия №21
«Все как один» Цель: сплочение группы, развитие внимания, интуиции. Инструкция: «Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду считать до трёх. На счёт «три» каждый должен выкинуть определенное число пальцев на одной руке. Я буду повторять счёт до тех пор, пока все не станут выкидывать одно число. Договариваться между собой. Итак, начали». Комментарий. Выполняется упражнение до тех пор, пока все участники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев [13].
«Скованные одной цепью» Цель: понимание специфики работы в команде и формирование навыка работы в ней. Инструкция: вся группа встает в шеренгу: плечом - к плечу и щиколотка - к щиколотке. Задача: пройти расстояние в 6 метров, не разрывая контакта щиколоток ни на один миг. Комментарий. Участники стоят перед непростой коллективной задачей, поэтому ведущий должен предоставить им достаточное время для решения этой проблемы. Если и через 15 минут у группы ничего не получается, то имеет смысл ввести ограничение по времени, предоставив две последние попытки. В конце упражнения коллективно подводится итог - в результате часто у участников возникает понимание специфики работы в команде.
«Кораблекрушение» Цели: поиск внутренних и внешних ресурсов; развитие эмпатии; формирование способности к взаимопомощи и навыков работы в команде. Инструкция: все участники объединяются в 2 команды. Ставится несколько стульев для одной и для другой команды в зависимости от числа участников. Например, если в одной команде восемь человек, можно поставить четыре стула так, чтобы вся команда уместилась на этих рядом стоящих стульях. Ряд стульев ставят у стенки для одной команды, ряд - для другой команды, напротив. После того как команды разместятся на стульях, ведущий описывает страшную историю, как корабль попал в шторм и его разбило о рифы. Чтобы спастись, необходимо, перемещая один стул вперед, всей командой перебраться к противоположной стенке, никого не уронив. Комментарий. Упражнение способствует сплочению группы, Демонстрирует способность к взаимопомощи. Цель не в том, чтобы прийти к противоположной стенке первым, а в том, чтобы в «бушующем океане» не забывать оказывать помощь друг другу. При обсуждении это необходимо подчеркнуть, но в начале упражнения не стоит об этом говорить. Участники группы сами должны сделать правильные выводы.
Приложение 23
Материалы для проведения занятия №22
«Социальные роли» Цель: формирование умения идентифицировать свои социальные роли, самосознания. Инструкция: «Напишите на листочке роли, которые вы играете в жизни (ученик, друг, сын и др.). Ранжируйте их по степени значимости. Напишите на листочке роли, которые вы хотели бы играть. Ранжируйте их. Ответьте на вопросы: "Какие сложности возникают при проигрывании этих ролей?", "Что мешает их реализовывать?"; "Есть ли роли, противоречащие друг другу?"». И т.д. Комментарий. Ведущий на ухо информирует каждого, к какой группе тот относится (тусовщик, рокер, влюбленный, романтик). Участники группы молча ходят по аудитории и соединяются с теми, кто, как им кажется, относится к их группе. Таким образом, все участники должны объединиться в 4 группы. После чего эти группы объединяются следующим образом: «тусовщики и рокеры» - в одну группу; «влюбленные и романтики» - в другую. Обе группы садятся напротив друг друга. Проводится дискуссия «Чей образ жизни лучше?». Если кто-то почувствует, что он не относится к данной группе, он может пересесть на другую сторону. В результате дискуссии участники могут найти очень много общего в образе жизни одних и других.
«Хочу- могу - буду» Цели: поиск внутренних ресурсов; развитие эмпатии; работа с установкой на готовность действовать. Инструкция: всем надо разбиться на пары и подумать, что хотелось бы каждому совершить или в чём добиться успеха. Затем в каждой паре поочередно участники говорят друг другу по три фразы (всего девять фраз), начинающиеся со слов: «Я хочу», «Я могу», «Я буду». Комментарий. В конце упражнения ведущий спрашивает о том, как менялись настроения, ощущения, эмоции в процессе выполнения данного упражнения, и рекомендует участникам проводить это упражнение самостоятельно для «себя любимого».
«Прошлые успехи» Цели: поиск ресурсов, необходимых для достижения целей; укрепление самооценки. Инструкция: «Нарисуйте солнышко с множеством лучей (7 и более). На каждом луче напишите событие, связанное с прошлым успехом». Комментарий. Карта прошлых успехов заполняется в два этапа. Сначала участник ищет успехи в прошлом - в решении проблемы, подобной сегодняшней. Эти успехи вписываются в первую очередь. Во вторую очередь вписываются другие успехи, которые были у школьника в прошлом. Каждый участник получает возможность озвучить свои успехи (без комментариев).
«Миг благодарения» Цель: осознание и формирование собственной иерархии ценностей. Инструкция: «Составьте список благодарностей (Богу, людям и т.д.). Например: «Благодарю за то, что…(сегодня, вчера, неделю назад, месяц, год)»; «Благодарю людей, которые…». Комментарий. По желанию участников могут зачитать свои списки благодарностей перед всей группой. Приложение 24
Материалы для проведения занятия №23
«Цена и ценность» Цель: инициация размышление о принципиальном отличии того, что действительно имеет цену, от того, что лишь принято называть ценностью; осмысление соответствующих явлений в жизни участника игры. Инструкция: идут торги между владельцем и покупателем, покупатель готов дать самую высокую цену за то, что в руках у владельца. Он говорит: «Продай мне, я дам тебе хорошую цену». В ответ он услышит либо «Продаю», либо «Нет, я не могу продать даже за самую высокую цену». Что же в руках у владельца? Кошка, живущая у него десять лет; стихи, написанные для любимого человека; килограмм шоколадных конфет; пишущая машинка, доставшаяся от дедушки; текст научной статьи; мяч, в который играет сын; красный шерстяной шарф и др. Группа, наблюдавшая торги, вдруг замечает, что одно продается легко и спокойно, а другое владелец не может продать, как бы его ни упрашивали. (Ведущий при этом должен подыгрывать репликами, усиливая азарт: «Повышайте цену!..» или «Просите лучше - зачем ему старая кошка?!») и т.п. Лучше, если «товар» предварительно обозначен на карточках, розданных владельцам в руки так, чтобы до момента торга наблюдатели не знали о предмете торга. Его содержание открывается только в момент реакции владельца, когда он, например, отвечает покупателю: «У меня есть камешек, привезенный с моря...» Во время рефлексии педагог незаметно вводит признаки понятий «цена» и «ценность»: цена - это выражение денежной стоимости; ценность - всё то, что значимо в жизни человека. Комментарий. Хорошо проходит рефлексия, если предложить детям такую фразу: «Я понял, что...». Приложение 25
Материалы для проведения занятия №24
«Сова, жаворонок или аритмик» Цель: определение индивидуального биоритма жизни. Инструкция: Как известно, есть люди, которые предпочитают утренние часы для работы и других занятий. Этот тип людей называют «жаворонками». «Совы» же деятельны по вечерам. «Аритмик» - человек, у которого день на день не приходится. Тест позволит Вам определить принадлежность к одной из этих категорий. 1. Трудно ли Вам вставать рано утром? а) Да, почти всегда - 3; б) иногда - 2; в) редко - 1; г) крайне редко - 0. 2. В какое время Вы предпочитаете ложиться спать? а) После часа ночи - 3; б) от половины двенадцатого до часа - 2; в) от десяти до половины двенадцатого - 1; г) до десяти часов - 0. 3. Какой завтрак предпочитаете в первый час после пробуждения? а) Солидный - 3; б) обильный, но не очень калорийный - 2; в) достаточно одного вареного яйца или бутерброда - 1; г) хватит одной чашки кофе или чая - 0. 4. Вспомните Ваши легкие раздражения или мелкие ссоры на работе и дома. В какое время они чаще всего случаются? а) В первой половине дня - 1; б) во второй половине дня - 0. 5. От чего Вы могли бы легко отказаться? а) От утреннего чая или кофе - 2; б) от вечернего чая - 0. 6. Легко ли Вы во время отпуска нарушаете привычки, связанные с приемом пищи? а) Очень легко - 0; б) достаточно легко - 1; в) трудно - 2; г) привычек не меняю - 3. 7. С утра Вас ждут важные дела. На сколько раньше Вы ляжете вечером спать? а) Более чем на два часа - 3; б) на час-два - 2; в) менее чем на час - 1; г) как обычно - 0. 8. Как точно Вы можете оценивать без часов отрезок времени, равный минуте? а) Отрезок оказался меньше минуты - 0; б) отрезок оказался больше минуты - 2. Если Вы набрали: от 0 до 7 баллов - Вы «жаворонок»; от 6 до 13 баллов - Вы «аритмик»; от 14 до 20 баллов - Вы «сова».
«Ведущее полушарие» Задание-тест Цель: определение латеральности. Инструкция: Выполните предложенные задания: 1. Быстро, не думая, переплетите пальцы обеих рук. Большой палец какой руки (правой или левой) оказался сверху? Разомкните руки и переплетите пальцы наоборот. Как удобнее? Напишите буквы П (правая), Л (левая). И так пишите в каждом последующем задании. 2. Не раздумывая, скрестите руки на груди, став в «позу Наполеона». Предплечье какой руки оказалось сверху? Попробуйте сделать наоборот. Как удобнее? Напишите буквы П или Л. 3. Покажите, как вы аплодируете. Как правило, активно при этом перемещается ведущая рука, ударяя о другую, почти неподвижную. 4. Возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, выбрав мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик ручки или карандаша. Зажмурьте один глаз, потом — другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз ведущий, и наоборот. 5. Возьмите в каждую руку по карандашу и, действуя одновременно обеими руками, нарисуйте, не глядя, круг, квадрат, треугольник. Сравните изображения каждой пары фигур. Изображения, выполненные ведущей рукой, обычно выглядят более полными и правильными. Теперь подсчитайте, сколько у вас П и Л. Если в четырех или пяти пробах ведущая рука - правая, то ведущее полушарие - левое. Если наоборот, то - художественное.
«Моя волшебная Земля» Цель: способствовать осмыслению нравственного опыта поколений и самоанализу, формированию жизненных ценностей обучающихся. Инструкция: Ведущий: «Представьте, что в центре круга находится голубой шар нашей родной планеты Земля. Он медленно вращается. На планете сейчас нет людей и нет тех объектов (домов, городов, заводов), которые построили люди. Только природа: леса, поля, горы, моря, реки, самые разные животные, птицы, рыбы и т.д. Это может быть настоящее время, а может - далекое прошлое или будущее (кто как себе представит). Кем бы лично Вы хотели быть на этой Земле? Выберите себе образ. Это может быть абсолютно любой природный объект как живой, так и неживой природы; как из настоящего, так и из прошлого или будущего - любой зверь, птица, дерево, гора, растение и т.п. Комментарий. После этого ведущий задает вопросы. На каждый вопрос по очереди отвечает каждый участник игры. При ответе ведущий задает дополнительные наводящие вопросы, чтобы участник тренинга как можно полнее нарисовал свой «портрет», рассказал свою «историю» и др. Некоторые вопросы ведущий импровизирует по ходу игры. Ребят не нужно торопить при ответах: каждый должен иметь возможность пофантазировать и высказаться. - Кто Вы, какой образ себе выбрали? - Расскажите свою историю. Как Вы возникли, как Вы существуете? - В чем Ваша сила и польза? - Что Вам мешает? - Если на Земле появятся люди, построят дома, города, фабрики, заводы, что изменится в Вашей жизни? Вам будет лучше или хуже? Выживете ли Вы? - Выберите себе пару из других участников нашей игры. Обоснуйте свой выбор. (На этом этапе происходит объединение в «семью», если выбор взаимный.) - Опишите уклад вашей совместной жизни. - Каким будет девиз вашей «семьи»? Методика проходит в форме игры-идентификации. Школьники, рассаживаясь, образуют круг. Ведущий - в линии круга.
«Я и природа Земли - мы едины» Цель: содействовать осмыслению ценности единства человека и природы. Инструкция: Ведущий укрепляет на доске белый альбомный листок с цветным кругом в центре и включает спокойную музыку. Обучающиеся смотрят в центр листа в течение 30-40 секунд. Потом ведущий предлагает им закрыть глаза и в течение 30 секунд удерживать перед собой образ листа с кругом. Непосредственно после этого упражнения, не выключая музыки, обучающиеся вслух повторяют за ведущим следующий текст: «Я - человек. Я имею право на уникальное существование в соответствии со своими мыслями, чувствами, стремлениями. Я доверяю себе. Я совершаю поступки, диктуемые моими целями, моими планами, моими мыслями. Я выражаю свои чувства. Я не согласен с тем, с чем не согласен. Я критикую то, что мне не нравится. Но я терпим и позволяю другим делать то же самое по отношению ко мне. Человек становится человеком только среди людей. Я уважаю людей, я желаю им добра. Я и природа Земли - мы едины. Я дышу воздухом Земли, я пью воду Земли, я ем то, что дает Земля. Я хочу, чтобы природа Земли была чистой и здоровой. Я хочу, чтобы я и мои дети были здоровы. Я за счастье и гармонию в мире». Комментарий. Первое упражнение - на концентрацию внимания. Для его проведения и понадобится белый альбомный листок с цветным кругом в центре. Диаметр круга - 7 см. Цвет круга - на выбор ведущего: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый.
«4 сферы» Цель: осознание цели и времени как ценностей жизни. Инструкция: «Люди вкладывают энергию в различные сферы своей жизни. Можно выделить четыре основные сферы (хорошо, если энергия распределяется равномерно между ними). - Что бы Вы делали, если бы могли всё? - О чём Вы мечтаете, каковы Ваши желания и цели на ближайшие 5 недель; 5 месяцев; 5 лет? - Подумайте и напишите, как Вы будете использовать свою энергию и время. - Что Вы будете использовать для физического аспекта: для красоты своего лица, фигуры, своего здоровья? (тело) - Что Вы будете делать для своей работы, увлечений, карьеры? (деятельность) - Для семьи, друзей, школы? (контакты) - Для своего будущего, для творчества? (фантазии) - Для города, страны, человечества (например, для достижения мира)? Комментарий. Подростки отвечают на предложенные вопросы в течение 10-15 минут самостоятельно, индивидуально. Затем желающие могут озвучить свои эссе.
Приложение 26
Материалы для проведения занятия №25
«Хорошо - плохо» Цель: способствовать формированию умения оценивать свои поступки и поступки других. Инструкция: Каждый участник на листочке описывает ситуацию, которая была в его жизни и за поведение в которой он понёс серьёзное наказание. Ученики складывают листочки «самолётиком» и по команде ведущего запускают их. Поймав самолётик, каждый участник даёт свою оценку описанному в полученном листочке поступку. Комментарий. За ответом следует обсуждение. Желающим предлагается дать свой ответ на вопрос: «Как бы ты поступил в этой ситуации?» При обсуждении каждый участник, которому ведущий кидает мячик, говори, о чём он думал в течение занятия.
«Неуверенные, уверенные или агрессивные ответы» Цели: формирование адекватных реакций в различных ситуациях; формирование необходимых «ролевых пристроек». Инструкция: каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие: - Друг разговаривает с Вами, а Вы хотите уйти. - Ваш товарищ устроил Вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив Вас. - Люди, сидящие сзади Вас в кинотеатре, мешают Вам громким разговором. - Ваш сосед отвлекает Вас от интересного выступления, задавая глупые, на Ваш взгляд, вопросы. - Педагог говорит, что Ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика. - Друг просит Вас одолжить ему Вашу дорогостоящую вещь, а Вы считаете его человеком неаккуратным, не совсем ответственным. Комментарий. Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть ситуации в парах. Группа обсуждает ответ каждого участника. На упражнение отводится 40-50 минут.
Притча «Человек» Жил- был на свете Человек. Он рос, ел, пил, ходил и говорил. Как все. У него были работа, дом, семья. Как у всех. Временами он отдыхал: смотрел телевизор, ходил в гости, посещал общественные мероприятия и развлекался. В общем, как все. Временами ему бывало грустно, временами он раздражался, но это, конечно, проходило, и он снова продолжал жить привычной жизнью: работа – дом – работа – дом – работа - дом. Как все. Но однажды Человек остановился, поднял глаза и увидел небо. Он присмотрелся и заметил, что оно меняется каждую минуту, никогда не бывает одинаковым. Человек прислушался и услышал пение птиц. Как красиво они пели! Он посмотрел по сторонам и заметил необыкновенное богатство красок, которое дарили миру цветы и деревья. Рядом играли и смеялись дети. Их звонкие голоса как будто говорили: мы умеем жить! И Человек сделал то, Чего не делал никогда. Он взял лист бумаги и запечатлел на нём свои чувства, рождённые внезапно. Так на Земле появился ещё один Творец. (И. В. Стишенок)
«Послание потомкам» Цель: развитие осознания ценности жизни; сплочение группы. Инструкция: «На большом листе бумаги в символической форме передайте пожелания будущим поколениям людей». Комментарий. Можно подходить к листу поочерёдно, или все вместе осуществляют шифровку послания потомкам. После чего можно провести «ритуал» отправки почты…(на усмотрение ведущего и участников). Приложение 27
Материалы для проведения занятия №27
«Кто я?» Цель: способствовать формированию навыков самопознания и умения оценивать свои качества. Инструкция: Каждый участник складывает листочек «в гармошку» из пяти частей-полосок. Ведущий просит школьников за 30-40 секунд написать на первой полоске десять своих основных качеств. Затем каждый участник должен закрыть первую полоску и написать за 30-40 секунд на второй полоске десять качеств, которые видят в нем друзья, доброжелатели. Далее участники, перегнув полоску, пишут на третьей полосе 10 своих качеств, которые в них, как им самим кажется, видят их недоброжелатели. (Время выполнения каждого задания неизменно). Затем ведущий просит соседей по кругу поменяться листочками и написать друг другу по 10 основных, на их взгляд, качеств соседа. Пятую полоску участники заполняют после тренинга (в этот же день) в качестве «домашнего задания», которое заключается в поисках того человека, чье мнение ценно для участника и к которому он обратится с просьбой написать на пятой полоске его (старшеклассника) 10 основных качеств личности... Комментарий. Развернуть всю «гармошку» и подумать над ее содержимым можно только после заполнения всех пяти ее полосок.
«Веер» Цель: помочь участникам тренинга найти возможные способы благотворных контактов с другими людьми. Инструкция: Рассматривается ситуация из жизни данной группы или типичная для повседневной жизни участников. Ведущий помогает старшеклассникам выстроить диалог, побуждающий к позитивным результатам общения. От конкретной задачи педагог подводит ребят к более сложной, предлагая им выстроить цепочку общения по трем существенным аспектам: - желание вызвать чей-то интерес к себе; - стремление изменить чье-либо отношение к себе; - попытка включиться в среду общения интересующих тебя людей. Каждая группа вырабатывает принципы построения контакта, правила общения и примерную схему диалога по выбранному аспекту. Комментарий. Участники выбирают один из аспектов, объединяясь в соответствующие группы. Способы, названные подростками, закладываются в «веер», лежащий на столе (способы записываются на листках веера). Затем «веер» обсуждается: участник вытягивает листок «веера» и обыгрывает заложенный в нем способ поведения с «соседом по кругу».
«Послание миру» Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей и целей. Инструкция: «Разбейтесь на две команды. Каждая команда выбирает одну из предложенных тем, например: "Как можно сберечь воду?"; "Как можно защитить животных?"; "Как можно сделать нашу страну богатой?"; "Как уменьшить число одиноких людей на Земле?" и др. Затем каждая команда составляет речь, готовит плакаты, лозунги, и команды по очереди выступают со своими предложениями». Комментарий. В конце упражнения можно организовать обсуждение по вопросам: «Как протекала работа в вашей группе?»; «Почему важно, чтобы молодое поколение интересовалось мировыми проблемами?»; «Довольны ли Вы лично результатами работы группы?».
«Надежды на мир» Цель: осознание и формирование собственной иерархии ценностей; формулирование общечеловеческих ценностей. Инструкция: «Разбейтесь на группы по 4 человека. Обсудите в малых группах вопрос: «Каким вы хотели бы видеть мир?». Каждый человек делится в группе своими представлениями о желаемых отношениях между людьми, странами, народами». Комментарий. В конце упражнения по каждой группе выступает перед всеми «спикер». Приложение 28
Материалы для проведения занятия №28
«Кино» Цель: способствовать осмыслению собственного образа будущего, ценностей жизни. Инструкция: «Представьте, что о вас, когда вам исполнилось 20 лет, сняли фильм. И сейчас каким - то чудом вам удалось его посмотреть. Расскажите, как вы - главный герой фильма - выглядите, чем занимаетесь и т.п. Нарисуйте кадры из фильма». Комментарий. Обсуждение может быть организовано в кругу по предложенным ведущим примерным вопросам: «Довольны ли вы этим фильмом?»; «Что вам там понравилось больше всего?»; «Есть там что-то, что вам не понравилось?»; «Если вы не совсем довольны, то что бы вы хотели изменить в своем образе будущего?»; «Что вам нужно для этого сделать?» И т.д.
«Составление жизненного кредо достойного человека» Цель: формулировка жизненного кредо каждым участником. Инструкция: Ведущий предлагает каждому из участников определить своё жизненное кредо. Желающие могут прочитать свои сочинения. В конце упражнения ведущий зачитывает «Жизненного кредо достойного человека» (автор - д. пс. н. Щуркова Н. Е.). «Жизненное кредо достойного человека» Я - дитя природы и господин природы, поэтому я……
- люблю небо, звезды, землю и море;
- радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру;
- не топчу травы, не рву цветов, не пугаю птиц, не обижаю животных;
- умею слышать голос природы, люблю общаться с природой, переживаю за состояние природы на нашей земле;
- по мере своих сил содействую её преумножению;
- несу ответственность за состояние природы вместе с человечеством.
Я – носитель разума, в отличие от всех животных на Земле, поэтому я....
- не принимаю на веру ничего без осмысления;
- развиваю свою речь как единственный способ мышления;
- предвижу последствия своих поступков, не совершаю необдуманных действий;
- умею анализировать события жизни, собственное поведение, мои отношения;
- ставлю цели и отбираю достойные способы их достижения;
- умею противостоять неразумным, низким, преступным влияниям;
- несу ответственность за всё, что со мною происходит.
Я – принимаю жизнь во всех её проявлениях, поэтому я....
- приветствую любое проявление жизни, печалюсь при угасании жизни;
- не произвожу действий, наносящих ущерб любому живому существу;
- учитываю самочувствие людей, их здоровье, настроение;
- сопереживаю тем, кому плохо, радуюсь с тем, кому хорошо, защищаю того, кто обижен;
- несу ответственность за своё здоровье, забочусь о силе и красоте моего тела;
- бросаюсь на помощь, когда жизни угрожает опасность;
- изучаю объективные закономерности жизни, чтобы быть свободным на этой земле.
Я – живу среди людей, без которых нет моей жизни, поэтому я…
- в каждом из окружающих я вижу, прежде всего, Человека, вне его возраста, места, профессии, положения, должности, внешности;
- вижу, слышу, понимаю, принимаю Другого человека как данность;
- оказываю помощь и знаки внимания Другому человеку с его позволения;
- всегда доброжелателен и открыт для Другого человека;
- уважая окружающих людей, признаю за собою право не быть похожим на них, а за ними – право не быть похожими на меня;
- проявляю интерес к личности Другого человека и его поведению в мире;
- желаю счастья людям на земле, содействую благу людей.
Я – созидатель, это единственный способ утвердить своё «Я» на Земле, поэтому я….
- уважаю всё созданное природой и человеком на земле; ценю любой труд и способность человека добросовестно делать свое дело;
- люблю учиться и старательно учусь, чтобы развить свои способности;
- не бездельничаю и не чураюсь никакой работы;
- развиваю умение быстро и качественно выполнять порученное дело;
- стараюсь усовершенствовать окружающие меня условия и обстоятельства;
- приобретаю множество разных умений, чтобы быть готовым к взаимодействию с миром во всех его проявлениях;
- настоятельно ищу своё профессиональное дело, которое доставит мне счастье и поможет что-то создать на земле.
Я – должен уметь зарабатывать средства для существования, чтобы не быть паразитом, поэтому я….
- сознательно вырабатываю в себе работоспособность;
- любое начатое дело довожу до конца;
- планирую своё время, в программе деятельности выделяю главное, отбрасываю второстепенное;
- не попрошайничаю, не требую с родителей денег, не занимаю и не беру ничего чужого;
- разумно трачу деньги, когда они у меня есть, отношусь к ним как к необходимому средству существования;
- набираюсь опыта трудовой деятельности, если появляется возможность заработать;
- четко разделяю “средства жизни” и “содержание жизни”, понимаю, что материальные блага есть лишь средства моей жизни – не более того.
Я – представитель той части человечества, которая носит название Мужчины, поэтому я....
- сильный, выдержанный, великодушный;
- тот человек, на кого всегда можно положиться;
- защитник и помощник детей, женщин, стариков и всех слабых;
- несу ответственность за всё, что происходит в моей семье, школе, в моем городе, стране – беру эту ношу добровольно и несу с гордостью;
- склоняю голову перед той частью человечества, которая именует себя Дамой, понимая, что женщина – прародительница человеческого рода;
- готовлюсь к будущей роли любящего и любимого, мужа и отца, а также к роли экономического центра семьи;
- презираю пьянство, сквернословие, курение и драки как ложные формы проявления мужественности, умею противостоять дурным привычкам низкой среды.
Я – представитель той части человечества, которая носит звание Дамы, поэтому я…
- всегда красива, нежна и добра;
- не позволяю по отношение к себе грубости, унижения, низкой формы обращения;
- достаточно разборчива в знакомстве, приятелях и друзьях; избирательна в мужском внимании;
- учусь старательно и добросовестно, так как красоте необходим развитый ум;
- умею быть внимательной и заботливой, оказывать необходимую добрую поддержку любому живому существу, проявлять ласку по отношению к людям;
- готовлюсь к будущей роли любимой и любящей, жены и матери, а также к роли эмоционального центра семьи;
- всегда помню, что женщины определяют духовный климат общества и что женщины вдохновляют мужчин на высокие дела.
Я – обладаю внутренним автономным миром, моим индивидуальном «Я», поэтому я….
- расширяю свой внутренний мир, сознательно обогащаю его знаниями, отношениями, опытом;
- умею хранить тайны души моей и не позволяю никому посягать на мой внутренний мир;
- признаю и уважаю автономность и неприкосновенность каждого Другого человека;
- мне интересно оставаться наедине с собою, я не боюсь минут одиночества, когда происходит свидание с моим “Я”;
- имею совесть, которая болит, когда я совершаю недостойный поступок;
- время от времени навожу порядок в своем внутреннем мире, произвожу самооценку и задаю новую работу моей душе;
- являюсь творцом собственной души, а значит, хозяином собственной жизни и кузнецом своего счастья.
Я - сын своего Отечества, я – дочь своего Отечества, поэтому я…
- изучаю прошлое, интересуюсь настоящим моей родины, меня волнует будущее моего отечества;
- люблю богатый красивый язык моего народа;
- горячо откликаюсь на происходящее в отечестве и на судьбы моих соотечественников;
- горжусь своей родиной и страдаю от постыдных явлений отечественной жизни;
- желаю блага и процветания моему народу; желаю навсегда избавления моего отечества от холопства и идолопоклонства;
- честно делаю свое дело во имя блага своей страны и во имя улучшения жизни моего народа;
- если возникнет необходимость, я буду защищать свое отечество по мере своих сил.
Моя свобода
- Я свободный человек, но я живу в обществе, рядом со мной другие люди, поэтому...
1. Два жестких запрета существуют для меня всегда и везде:
- НЕЛЬЗЯ ПОСЯГАТЬ НА ИНТЕРЕСЫ И ДОСТОИНСТВО ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
- НЕЛЬЗЯ НЕ РАБОТАТЬ, НЕ СОЗИДАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И НЕ РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ, КОТОРЫЕ ЛИШЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРУЮТСЯ
2. Производя свободный выбор, я сначала осмысливаю последствия того, что собираюсь сделать:
- ЧЕГО Я ХОЧУ СЕЙЧАС ?
КАК Я СТАНУ СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ ПОСЛЕ СДЕЛАННОГО?
КАК БУДУТ СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГИЕ РЯДОМ СО МНОЙ ?
3. Теперь я могу выражать свои желания, суждения, выстраивать действия согласно обстоятельствам:
-НЕ БОЯСЬ ПОКАЗАТЬСЯ ГЛУПЫМ,
-НЕ СТРАШАСЬ ОКАЗАТЬСЯ НЕПОХОЖИМ НА ДРУГИХ,
-УВАЖАЯ ЖЕЛАНИЯ, СУЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ.
Комментарий. Желательно дать определение понятия «жизненное кредо» (для этого можно использовать словарь, примеры жизненного кредо знаменитых людей).
«У зеркала» Цель: обучение умению отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека. Инструкция: У зеркала (вокруг зеркала) рассаживается группа, либо каждый член группы - перед отдельным зеркалом. Перед каждым участником лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники группового занятия, глядя на свое изображение в зеркале, завершают фразу про себя, мысленно или вслух. Если зеркало одно и большое, то участники подходят к нему и садятся перед ним, а остальные располагаются слева или справа, чтобы «собеседник» оставался условно наедине с собою. Если же зеркало имеется у каждого, то по просьбе педагога все одновременно берут одного цвета карточку и сообщают зеркальному отражению свое мнение. Приведем примеры текста карточек: «Я вижу перед собою...»; «Я обнаруживаю в себе...»; «Мне интересен этот человек, потому что...»; «Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что...»; «Я хотел бы задать ему прямой вопрос...»; «В моем собеседнике мне непонятным кажется...» И т.п. Варианты содержательного наполнения общения с зеркальным отражением создаются при опоре на вычленение функций зеркала как социально-психологического феномена общественной жизни и жизни индивидуальной. Зеркало регулирует наш внешний облик, вернее, «костюм», в котором мы выходим на общение с «другим человеком». В минуту проверки нашего внешнего облика с помощью зеркала мы как бы становились на место этого «другого» и его глазами смотрим на себя. Зеркало сообщает о мере соответствия внешнего облика внутреннему содержанию нашей личности, возрасту, ситуации, предмету общения, качествам, идеологии; обращаясь к зеркалу, мы корректируем перед ним мимику, жесты, пластику, приводя их в соответствие сиюминутному состоянию. В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека, без его содержательного наполнения, оно - своеобразный идеологический вакуум, который мы вправе наполнить собственным идеологическим «соком». Зеркало помогает нам вывести наше «Я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения. Отмечая функции зеркала, педагог создает смену позиций для подростка и юноши, севших перед зеркалом. Можно избрать одну из функций. Стимулирующим моментом может послужить автопортрет, где герой полотна представлен перед зеркалом (например, автопортреты Серова, Веласкеса). Рассматривая миг общения человека с самим собой посредством зеркала, старшеклассники вместе с педагогом обнаруживают разнообразие функций этого чудесного изобретения человечества. Попутно спросим у них: «Как ведет себя кошка или собака перед куском стекла, покрытого серебром?»; «Нужно ли черепахе амальгамированное стекло?» и др. Комментарий. Суть упражнения - поставить подростка или юношу перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив ему возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех «Я», как на носителя человеческих свойств и качеств, некий эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения. Для расширения пространства для духовных усилий по осознанию себя как личности. Для этого существуют несколько методических форм: «Разговор при свечах»; «Расскажи мне обо мне»; «Рейтинг по кругу», «Портрет в анкете» и др. Не рекомендуется эту форму занятий проводить всем педагогам. Дело тут не в «хорошем» или «плохом» специалисте. Здесь недопустима и толика фальши, и капля сомнения в значимости занятия. Только педагог с высоким духовным развитием может проводить такую работу с детьми, и только искренний и технически (голос, мимика, пластика разнообразны и богаты) подготовленный педагог способен «извлечь» из «Зеркала» максимум результативности.
«А на последок я скажу…» Цели: развитие рефлексивной позиции обучающихся; помощь в выстраивании перспективных линий личностного роста и профессионального самоопределения. Инструкция: Обучающимся предлагается открыть ежедневник (блокнот) на «чистом листе» и внести туда информацию, которая разделена на пять позиций: 1. Полученные знания, умения и навыки. Сюда включаются и знания о себе, своих друзьях, любые значимые для владельца ежедневника умения и навыки. 2. Способности и качества, которые удалось развить за время тренинга. Для заполнения этого раздела ребятам предлагается посоветоваться друг с другом. 3. Опыт успешной деятельности, личностные достижения. Указываются достижения и просто участие в различных мероприятиях, а также темы исследований и проектов, в которых подростки принимали участие. 4. Особые интересы и увлечения. Указывается все, что хочет о себе сказать автор дополнительно. 5. Дальнейшие намерения и планы. Предлагается записать: чем бы старшеклассник хотел заниматься дальше; в каких областях собирается продолжить образование; с какими профессиями хочет познакомиться, а о каких узнать поподробнее; замыслы и творческие устремления. Комментарий. Участнику предлагается и по окончании тренинговых занятий вносить новую информацию о себе, когда он этого захочет.
|