На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни» - Содержание программы
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни» - Содержание программы
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Индекс материала
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни»
Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по формированию ценностных ориентаций, запускающих противосуицидальные механизмы
Методологические основы программы
Тематический план программы
Содержание программы
Приложения №1-15
Приложения №16-28
Все страницы

 

4. Содержание программы

Тема

Цель

Краткое содержание

Материал, инструменты
оборудование

Ответственный

Сроки выполнения

1

Вводное (диагностическое) занятие

Сбор информации об уровне сформированности ценностной системы школьников.

1. Сообщение цели занятия.
2. Проведение диагностических процедур.
3. Прощание.

Тексты опросников и бланки ответов (по количеству участников), ручки

Ведущий, психолог

II неделя сентября

2

Я - личность и индивидуальность (приложение 8)

Формирование у учащихся способов познания себя.

1. Приветствие.
2. Знакомство с принципами групповой работы.
3. Теоретический материал.
4. Игра «Визитка».
5. Упражнение «Доволен ли я собой?».
6. Упражнение «Контраргументы».
7. Рефлексия, домашнее задание (дневник).

Лист ватмана, альбомные листы, фломастеры, образцы дневника (по количеству участников), тетрадь.

Ведущий

III неделя сентября

3

Мои цели как ценности
(приложение 9)

Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений.

1. Приветствие «Здравствуй, уважаемый!».
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Упражнение «Цели».
4. Упражнение «Мои потребности и окружающий мир».
5. Упражнение «Что было главным в жизни?».
6. Упражнение «Золотая рыбка».
7. Упражнение «Скульптор»
8. Упражнение «Ноутбук».
9. Рефлексия.

4 листка бумаги и ручку или карандаш, блокнот (на каждого участника), бумага для записей, тетрадь.

Ведущий

IV неделя сентября

4

Время- ценность
(приложение 10)

Развитие представлений о времени, развитие способности структурировать своё время.

1. Приветствие. Упражнение «Коленвал».
2. Упражнение «Чувство времени».
3. Упражнение «Ваше представления о времени».
4. Упражнение «Цели и дела».
5. Упражнение «Торт «Время».
6. Заполнение дневника.
7. Рефлексия, домашнее задание (заполнение «Карты здоровья»).

Два круга: один символизирует обычный день на неделе, второй - «идеальный день» (участники могут изготовить их самостоятельно); ручки, тетради, фломастеры, мел, доска, дневники.

 

Ведущий

I неделя
октября

5

Я и моё здоровье как ценность (приложение 11)

Обучение регулированию своего психического состояния, управлению чувствами.

1. Приветствие.
2. Проверка домашнего задания («Карта здоровья»).
3. Упражнение «Что я знаю и чего не знаю».
4. Упражнение «Рекомендации себе» (написание сочинения).
5. Упражнение «Зажим».
6. Упражнение «Прощание со страхами».
7. Рефлексия, заполнение дневников (цели сохранения здоровья).

Заполненные таблицы, тетрадь, дневники, металлический таз, огнетушитель.

Ведущий

II неделя
октября

6

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню психического здоровья Акция «Будь здоров!»- выпуск стенгазеты

Развитие активности и инициативы у школьников, умение преподнести свою точку зрения и понять мнение другого человека.

1. Разделение группы участников на инициативные группы (оформители, ответственные за сбор информации).
2. Самостоятельный сбор информации учащимися, запись интервью у сверстников и учителей (в течение недели).
3. Оформление стенгазеты и её презентация (возможен выпуск 2 газет).

Ватман, фломастеры, цветная бумага, газеты, журналы и др.

Зам. по воспитат.
работе, педагог- организатор

III неделя
октября

7

О ценностях ума и образования (приложение 12)

Выработка умения поиска как внутренних, так и внешних ресурсов. Развитие умения планировать позитивный образ своего будущего.

1. Приветствие. Организационный момент.
2. Упражнение «Я в школе».
3. Упражнение «Умные слова».
4. Упражнение «Я сам».
5. Упражнение «На пне в лесу».
6. Работа с ноутбуком.
7. Рефлексия.

Бумага для рисования (на каждого участника), фломастеры, ватманы форматом А3 (3-4 штуки), толковые словари (3-4), карточки с ситуациями для игры № 5.

Ведущий

IV неделя
октября

8

Творчество как ценность
(приложение 13)

Формирование авторского отношения к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению.

1. Приветствие.
2. Упражнение «Волшебная подушка».
3. Упражнение «Дотянись до звезд».
4. Упражнение «Мой запас прочности».
5. Игра «Наблюдатель».
6. Упражнение «Рецепт счастья».
7. Рефлексия, работа с дневником, домашнее задание «Личная профессиональная перспектива».

Подушка небольшая, тест к упражнению «Мой запас прочности», бумага для записей, дневники, схема для заполнения дома «Личная профессиональная перспектива».

 

Ведущий

II неделя
ноября

9

Профессия как ценность
(приложение 14)

Определение предпочтительного типа будущей профессии, развитие умения планировать позитивный образ своего будущего.

1. Приветствие.
2. Игра «Пришельцы»
3. Оценка и обсуждение выполнения домашнего задания.
4. Упражнение «Ловушки - капканчики».
5. Упражнение «Моя будущая профессия и окружающий мир».
6. Рефлексия.

Бумага для записей, ручки, тесты для упражнения № 5, плакат с указанием типов профессий.

Ведущий

III неделя
ноября

10

Успех как ценность (приложение 15)

Выработка алгоритма создания ситуации успеха. Формирование адекватной самооценки, установление гармоничных отношений между своими желаниями и возможностями.

1. Приветствие, организационный момент.
2. Ролевая игра «Хочу» и «Надо».
3. Упражнение «Ресурсы для достижения».
4. Упражнение «Гибкость».
5. Игра «Предлагаю- выбираю».
6. Упражнение «Что нас объединяет?»
7. Рефлексия.

Карточки для игры № 2, бумага для рисования, ручки, карточки для игры № 5, мяч.

Ведущий

IV неделя
ноября

11

Досуговое мероприятие-
встреча с успешным человеком (спортсмен – параолимпиец и т.п.)

Закрепление полученных знаний. Формирование ценностного отношения к здоровью и к успеху, понимания неограниченности потенциала человека.

1. Оформление пригласительного письма.
2. Подготовка слайдовой презентации о главном герое встречи, составление примерного перечня вопросов.
3. Проведение встречи:
- знакомство;
- демонстрация слайдовой презентации;
- беседа с учащимися;
- прощание, проводы посетителя;
- обсуждение впечатлений от встречи.

Медиа- проектор, электронный носитель, фотоаппарат, видеокамера.

Соц.
педагог, учитель физической культуры

I неделя
декабря

12

Жизнь как ценность (приложение 16)

Осознание ценности понятия «жизнь», собственных жизненных ценностей. Развитие адаптивных способностей.

1. Приветствие.
2. Упражнение «Советы в кругу».
3. Упражнение «Галактика моей жизни».
4. Упражнение «Линия жизни».
5. Работа с притчей «Мудрец и молодой человек».
6. Рефлексия, заполнение дневника.

Бумага для записей, рисования, фломастеры, дневники, ручки.

Ведущий

II неделя
декабря

13

Досуговое мероприятие - круглый стол с представителями различных конфессий (православие, ислам, иудаизм)

Формирование представления о ценности жизни с точки зрения различных конфессий.

Предварительная работа:
- Выборка высказываний о ценностях жизни из Библии, Талмута, Корана.
- Подготовка слайдовой презентации.
- Составление перечня примерных вопросов.
План.
1. Приветствие.
2. Демонстрация слайдовой презентации.
3. Комментарии служителей культа по поводу собранной учениками информации.
4. Беседа по интересующим школьников вопросам.
5. Прощание.
6. Обсуждение прошедшего мероприятия.

Медиа - проектор, электронный носитель, фотоаппарат, видеокамера, подготовленное помещение (возможно, актовый зал).

 

Зам. по воспитат. работе, педагог- организатор

III неделя
декабря

14

Итоговое занятие (приложение 17)

Систематизировать, обобщить полученные знания, закрепить навыки самоанализа, продолжать обучение оцениванию своих личных качеств.

1. Приветствие.
2. Упражнение «Чемодан в дорогу».
3. Упражнение «Недописанные предложения».
4. Создание индивидуальных коллажей «Мои ценности».
5. Рефлексия, работа с ноутбуком.

Бумага для записей, ручки, журналы, газеты, клей, фломастеры (для каждого участника занятия), ноутбуки- блокноты.

Ведущий

IV неделя
декабря

15

Семья как ценность (приложение 18)

Осознание ценности понятия «семья». Помощь в установлении взаимопонимания с родителями.

1.Приветствие, организационный момент.
2. Упражнение «Три имени».
3. Упражнение «Что человеку дано?».
4. Упражнение «Моя семья».
5. Игра «Магазин одной покупки».
6. Рефлексия.

Листы бумаги (3 карточки на каждого участника), ручка, карточки для игры «Магазин одной покупки», бумага для рисования (упражнение № 4).

Ведущий

III неделя
января

16

Общение как ценность (приложение 19)

Формирование убеждения: «Другой – это ценность». Гармонизация общения.

1.Приветствие.
2. Упражнение «Волшебная подушка».
3. Упражнение «Всеобщее внимание».
4. Упражнение «Конфликтная ли Вы личность?».
5. Ролевая игра «Преувеличение или полное изменение поведения».
6. Рефлексия, заполнение дневника.

Небольшая подушка, тест для упражнения № 4 (по количеству участников), дневники.

Ведущий

IV неделя
января

17

Досуговое мероприятие- встреча с представителем службы телефона доверия.

Предоставление подросткам информации об анонимной службе помощи. Сформировать доверительное отношение к специалистам, оказывающим психологическую помощь.

Предварительная работа:
1.Просвещение подростков (распространение памяток, вывешивание плакатов о службах экстренной помощи несовершеннолетним).
2. Подготовка перечня примерных вопросов.
План:
1. Приветствие, организационный момент.
2. Рассказ представителя службы экстренной помощи (возможно использование слайдовой презентации).
3. Беседа с учащимися с использованием заготовленного перечня вопросов.
4. Ролевая игра «Консультирование по телефону» (в роли консультанта желающие подростки).
5. Подведение итогов, рефлексия.

Медиа- проектор, электронный носитель, фотоаппарат, видеокамера, подготовленное помещение (возможно, актовый зал).

 

Соц. Педагог, педагог- организатор

I неделя
февраля

18

Дружба как ценность (приложение 20)

Понимание дружбы как устойчивой личной привязанности между людьми, возникающей на основе личной симпатии, единства взглядов, интересов и целей.

1.Приветствие.
2. Упражнение «Прорвись в круг».
3. Игра «Наблюдатель».
4. Самотестирование «Приятно ли со мной общаться?».
5. Игра «Связующая нить».
6. Упражнение «Эмиграция».
7. Рефлексия.

Опросник для самотестирования (для всех участников), катушка ниток, бумага для записей, ручки.

Ведущий

II неделя
февраля

19

Любовь как ценность (приложение 21)

Формирование представления о любви как о ценности, основе человеческой жизни.

1.Приветствие, органи -
зационный момент.
2. Упражнение «Требования среды».
3. Игра «На плоту».
4. Упражнение «Портрет твоего идеала настоящей (его) женщины (мужчины)».
5. Игра «Да - нет - может быть».
6. Рефлексия, работа с ноутбуком.

Музыкальное сопровождение (Гендель «Музыка на воде» или по усмотрению ведущего), стулья, листы бумаги в рост человека, листы, ручки, таблички для игры № 5, блокноты- ноутбуки.

Ведущий

III неделя
февраля

20

Досуговое мероприятие - встреча с супружеской парой - долгожителями

Убедить участников программы в существовании счастливых, супружеских отношений до глубокой старости, ценящих любовь, семью.

Предварительная работа:
1.Приглашение супружеской пары (подготовка пригласительного письма, посещение семейной пары).
2. Подготовка примерного перечня вопросов.
План:
1.Приветствие, организационный момент.
2. Выступление представителя ЗАГС со статистическими данными по продолжительности супружеской жизни.
3. Обсуждение, дискуссия о причинах представленной статистики.
4. Знакомство с супружеской парой.
5. Беседа с подростками (с использованием заготовленного перечня вопросов).
6. Совместное чаепитие.
7.Рефлексия, подведение итогов.

Медиа- проектор, электронный носитель, фотоаппарат, видеокамера, подготовленное помещение (возможно, актовый зал). Все необходимое для проведения чаепития.

Соц. педагог, педагог- организатор

IV неделя февраля

21

В чем ценность команды? (приложение 22)

Формировать умение действовать в команде как одно из наиболее востребованных личностных качеств, развитие умения принимать на себя ответственность, заботу о других.

1.Приветствие.
2. Разминка «Все как один».
3. Игра «Скованные одной цепью».
4. Игра «Кораблекрушение».
5. Групповое дело «Предлагаю- выбираю».
6. Рефлексия, заполнение дневника.

Дневники, бумага для записей, ручки, стулья (из расчёта 1 стул на 2 участников).

Ведущий

I неделя
марта

22

Что нужно для успешной карьеры? (приложение 23)

Формирование умения идентифицировать социальные роли. Изучение школьниками своей готовности к неожиданным изменениям жизни, к активным действиям.

1. Приветствие,
2. Упражнение «Социальные роли».
3. Упражнение «Хочу- могу - буду».
4. Упражнение «Я сам».
5. Упражнение «Прошлые успехи».
6. Упражнение «Миг благодарения».
7. Рефлексия.

Бумага для записей, альбомные листы для рисования (по количеству участников).

Ведущий

II неделя
марта

23

Деньги как ценность (приложение 24)

Осознание труда как ценности, своих возможностей зарабатывания денег, составление рекомендаций по трате денег.

1. Приветствие, организационный момент.
2. Упражнение «Мои потребности и окружающий мир».
3. Упражнение «Хочу- могу - буду».
4. Упражнение «Ресурсы для достижения».
5. Игра «Цена и ценность».
6. Рефлексия, работа с ноутбуком.

Блокнот- ноутбук, карточки для упражнения № 5, бумага для записей, для рисования, фломастеры, ручки (по количеству участников).

Ведущий

III неделя
марта

24

Ценность природы (приложение 25)

Осознание значения природы для здоровья и отдыха человека, необходимости сохранения чистоты природного мира.

1. Приветствие.
2. Упражнение «Сова, жаворонок или аритмик».
3. Самотестирование «Ведущее полушарие».
4. Упражнение «Моя волшебная Земля».
5. Упражнение
«Я и природа Земли - мы едины».
6. Упражнение «4 сферы».
7. Рефлексия.

Тест для участников (на каждого), бумага для записей, ручки, белый альбомный листок с цветным кругом в центре; диаметр круга - 7 см. (цвет круга - на выбор ведущего: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый); доска и мел.

Ведущий

I неделя
апреля

25

Культура как ценность (приложение 26)

Осознание ценности понятий «человечество», «Отечество», себя как субъекта культуры.

1. Приветствие.
2. Дискуссия на тему «Ваше понимание культуры».
3. Упражнение «Хорошо - плохо».
4. Игра «Неуверенные, уверенные или агрессивные ответы».
6. Работа с притчей «Человек».
5. Упражнение «Послание потомкам».
6. Рефлексия, заполнение дневника.

Дневники, ручки, бумага для записей, мяч, лист ватмана, фломастеры, краски и пр.

Ведущий

II неделя
апреля

26

Досуговое мероприятие - посещение художественной галереи, фотовыставки

Осознание ценности понятий «человечество», «Отечество».

Предварительная работа:
1.Ознакомление с перечнем проводимых в населенном пункте художественных, фотовыставок, выбор заинтересовавшей учащихся.
2. Приобретение билетов.
3. Составление примерного перечня вопросов художнику.
План:
1. Приветствие.
2. Беседа по составленном перечню с местных художником.
3. Посещение выставки под руководством экскурсовода.
4. Заполнение книги пожеланий на выставке, в галерее.
5. Совместное фото на память.

Билеты на посещение выставки, приглашение местного художника, транспорт для выезда на экскурсию.

Зав. по воспитат. работе, педагог- организатор

III неделя
апреля

27

Мир в мире как ценность (приложение 27)

Осмысление своего места в мире, расширенное толкование понятия «дом» как весь мир.

1. Приветствие.
2. Упражнение «Кто я?».
3. Упражнение «Веер».
4.Упражнение «Послание миру».
5.Упражнение «Надежды на мир».
6. Написание сочинения «Миру - мир».
7. Рефлексия.

Дневники, ручки, бумага для записей ватман для создания плакатов, фломастеры, веер.

Ведущий

IV неделя
апреля

28

Итоговое занятие
«Жизненное кредо достойного человека» (приложение 28)

Подведение итогов работы, рефлексия изменений происшедших в участниках в процессе работы.

1. Приветствие.
2. Упражнение «Кино».
3. Групповая работа «Составление жизненного кредо достойного человека».
4. Групповая работа «У зеркала»
5. Упражнение «А на последок я скажу…»
6. Рефлексия, работа с ноутбуком.

Бумага для рисования (на каждого участника), бумага для записей, ручки, фломастеры, зеркало (одно большое или маленькое на каждого), карточки с незаконченными предложениями (на каждого участника), блокноты- ноутбуки.

Ведущий

I неделя
мая

29

Диагностическое занятие

Отслеживание результатов

1. Приветствие. Сообщение цели занятия.
2.Проведение диагностических процедур.
3. Прощание.

Тексты опросников и бланки ответов (по количеству участников), ручки

Ведущий, психолог

III неделя
мая

 

Список литературы

1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н. М. Платоновой.- СПб.: Речь, 2006.- 336 с.
2. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учеб.- метод. пособие/ Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 239 с.
3. Гущина Т. Н. Я и мои ценности…: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. М.: АРКТИ, 2008.- 128 с.
4. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико- психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005.- 436 с.
5. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.- СПб.: Речь, 2008.- 192 с.].
6.Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада - фарм.- 2002 г.- 114 с.
7. Панков Д. Д., Румянцев А. Г. , Тростанецкая Г. Н. Медицинские и психологические проблемы школьников- подростков: Разговор учителя с врачом.- М.: АПК и ПРО, 2001.- 239 с.
8. Практикум по девиантологии/ Автор- составитель Ю А. Клейберг. – СПб.: Речь,2007.-144 с.
9. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ Авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
10. Скрипюк И.И. 11 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.
11. Формирование социально- ответственного поведения у детей и молодёжи. Профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и молодёжи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно- методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2008. – 188 с.
12. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.-607 с.
13. Чуричков А., Снегирёв В. Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге.- СПб.: Речь, 2007. -210 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.