На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Психологическая оценка патологического влечения к алкоголю у подростков
Психологическая оценка патологического влечения к алкоголю у подростков
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек

Буторин Геннадий Геннадьевич г. Челябинск, Россия Бенько Лариса Александровна г. Челябинск, Россия Филиппов Виктор Владимирович
г. Курган, Россия

Известно, что алкоголизм — это прогредиентное заболевание, возникающее вследствие систематического употребления спиртных напитков, характеризующееся болезненным влечением к алкоголю и сопровождающееся разнообразными медико-социальными осложнениями.


Впервые термин «алкоголизм» применил в 1849 году шведский врач М.Ишв в работе «Хронический алкоголизм или хроническая алкогольная болезнь». С этого времени под алкоголизмом стали понимать любые формы неумеренного потребления спиртных напитков, что затрудняло выработку надежных диагностических критериев выявления больных. Неоднозначное толкование термина и стремление клиницистов выделить заболевание из многообразных форм потребления алкоголя привело к появлению других формулировок: «хронический алкоголизм», «хроническая интоксикация
алкоголем», «алкогольная наркомания», «алкогольная болезнь», «алкогольная энцефалопатия» и др.[4,с.134]. В X пересмотре «Международной классификации болезней» (1992) алкоголизм включен в рубрику F10 - «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя [6,с.134].
Понятие «алкоголизм» с современных позиций трактуется значительно шире, чем только клиническое. Взгляд на алкоголизм, как на сложную медико- психолого-социальную проблему, придает определению не только медикобиологическое, но и социально-психологическое.
Алкоголизм в социальном смысле — неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушениям норм поведения, трудовой деятельности, быта и благосостояния общества. Алкоголизм в медицинском смысле — болезнь из группы токсикомании — пристрастие к этиловому спирту. Как психологическая категория алкоголизм связан с разрушением личности как целостного образования. В отличие от понятия «хронический алкоголизм» при умеренном эпизодическом или систематическом употреблении спиртных напитков и при отсутствии признаков болезни употребляется термин «бытовое пьянство». [2,с.38-42].
Если понятие «хронический алкоголизм» и «бытовое пьянство» являются общепринятыми в современной общей наркологии, то для алкоголизма, возникающего в подростковом возрасте (до 18 лет) и имеющего высокий темп прогредиентности, когда для завершения формирования болезни требуется от нескольких месяцев до 2-3 лет, определение «хронический» теряет свое соответствие. Более адекватным, отражающим возрастную специфику заболевания, следует признать термин «ранний алкоголизм». Соответственно, «ранняя алкоголизация»у подростков рассматривается как эквивалент бытового пьянства у взрослых. К ней относят знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет и относительно регулярным его употреблением в этих дозах в старшем подростковом возрасте при отсутствии признаков болезни.[3,с.27]. В зарубежной литературе к этой категории относят подростков до 15 лет, которые за последние 2 месяца принимали алкоголь более 5 раз.
На протяжении двух лет в условиях стационарного наркологического отделения для несовершеннолетних было было обследовано 25 подростков в возрасте от 13 до 16 лет обоего пола. Рассматривая формирование зависимости как сложный (многомерный) феномен, в программу исследования был включен ряд экспериментальных, проективных методик, отличавшихся надежностью и валидностью. Были изучены патопсихологические и социальнопсихологические аспекты проблемы с помощью ассоциативного эксперимента, методики пиктограмм, контент- анализа.
Известно, что характер и доза впервые принятого алкогольного напитка оказывает различное фармакологическое действие на организм в подростковом возрасте, что нередко определяет дальнейшее отношение к спиртным напиткам. Несмотря на то, что некоторые авторы считают, что клиника алкогольных опьянений периода алкоголизации у подростков мало чем отличается от взрослых, результаты наблюдения позволяют полагать, что у несовершеннолетних чаще, чем у взрослых, возникают атипичные формы опьянения. Во многом это может быть связано с возрастной реактивностью. Так, в клинике острого опьянения в ряде случаев отмечается наличие палимпсестов, в начале регулярного пьянства часто возникают измененные формы опьянения, что определяется не только биологическими факторами, но и условиями самого употребления алкоголя (одномоментный прием всей дозы без закуски, стремление к выраженному опьянению). В одних случаях при алкогольном опьянении возникает общая расторможенностъ с неожиданными поступками, близкими к импульсивным, нередко с агрессивными тенденциями, в других — развивается глубокое оглушение вплоть до сопора, которому иногда предшествует короткий и неотчетливый период расторможенности. Постинтоксикационное состояние характеризуется преимущественно психической и двигательной заторможенностью, тогда как симптомы астении незначительны.
Анализ наблюдений позволяет утверждать, что картина алкогольного опьянения тесно связана с типом преморбидной аномалии характера. Так, подростки неустойчивого и гипертимного типа предпочитают не очень глубокие эйфорические стадии опьянения, поэтому вино их привлекает в большей степени, чем водка и другие крепкие алкогольные напитки. Опьянение у подростков с ведущим эпилептоидным радикалом обычно протекает по дисфорическому типу, сопровождаясь злобностью, агрессией, разрушительными действиями, попытками самоповреждения, расторможенностью влечений, нередко можно наблюдать и состояния оглушения. На изначально извращенные формы опьянения у подростков в свое время указывали Б.С. Братусь, П.И. Сидоров [1,c. 143]., подчеркивая, что оглушение при опьянении может быть спровоцировано порочными алкогольными обычаями и убеждениями среды, что пить надо «до отключения». Первые алкогольные эксцессы проходили, как правило, в группе, поддерживались ею, формируя групповую психическую зависимость, которая могла предшествовать алкоголизму.
Наши исследования свидетельствуют о том, что клиника алкогольного опьянения у подростков зависела от ряда условий: от возраста, биологических и психологических особенностей преморбида, от характера употребляемого алкогольного напитка, употребления алкоголя в сочетании с другими токсическими веществами, в определенной степени от обычаев и традиций подростковой группы, а также от степени сформированности зависимости. Обращает на себя внимание тот факт, что уже на этапе ранней алкоголизации атипичные формы опьянения встречаются у подростков в два раза чаще, чем простое алкогольное опьянение. Среди них преимущественно эксплозивный и маниакальный варианты и варианты с преобладанием сомноленции и импульсивных действий. Несомненно, патогенез этих расстройств и роль различных условий в их происхождении в подростковом возрасте требуют дальнейшего изучения.
Первичное патологическое влечение к алкоголю со стремлением к психическому комфорту в опьянении (психическая зависимость) выступал как один из наиболее ранних и замаскированных признаков, который редко осознается подростком, но всегда свидетельствует о начале заболевания. Многие специалисты говорят о том, что в настоящее время общепризнанной клинической классификации первичного влечения к алкоголю не существует даже в общей наркологии. Отсюда, становится понятным, как труден для квалификации этот симптом в подростковом возрасте, когда расторможение влечений и заострение некоторых черт пубертатной психики, обусловленные возрастным периодом, создают особую склонность к поведенческим девиациям, в число которых входит и употребление алкоголя. В связи с этим установление симптома первичного патологического влечения к алкоголю (симптома психической зависимости) требует оценки всех наиболее принятых его критериев, подразделяемых по тяжести, по выраженности влечения и присутствию компонента борьбы мотивов, по влиянию влечения на психическую деятельность, по взаимосвязи его с влиянием внешней среды, по индивидуально-психологическим факторам. Такая всесторонняя оценка симптома патологического влечения при изучении раннего алкоголизма свидетельствует, что закономерности его формирования и клинические проявления в значительной мере зависят как от неблагоприятных условий микросоциальной среды, так и от самого пубертатного возраста. Типично подростковые психологические реакции длительное время маскируют возникшее патологическое влечение к алкоголю, а попытка объяснить алкогольные эксцессы разнообразными поводами ассоциируются с алкогольными обычаями микросреды и создают видимость оправданности мотивов. Длительное время за сложной и многообразной системой объяснений пьянства подростка не усматривается основная причина употребления алкоголя — влечение. Алкогольные эксцессы и их разнообразные объяснения оцениваются с позиций специфических подростковых реакций: стремление к самоутверждению, к высвобождению из-под опеки старших, к сглаживанию переживания чувства неполноценности, к облегчению контактов. Такая мотивация и поведение нередко ошибочно принимаются за патохарактерологические реакции (протеста, имитации, эмансипации, гиперкомпенсации и др.), либо объясняются неблагоприятной семейной ситуацией или алкогольными традициями. Однако с появлением психической зависимости наблюдаются и другие поведенческие девиации. Появляется склонность не только к реализации «общепринятых» поводов для выпивки, но и активный поиск таких предлогов, компаний, средств на алкоголь или самих алкогольных напитков, прием которых постепенно перестает соответствовать месту и времени. Одновременно происходит обеднение обычной деятельности, что приводит к резкому падению школьной успеваемости.
Криминологические и психологические исследования личности несовершеннолетнего преступника свидетельствуют о том, что на формирование психики подростка оказывают серьезное влияние объективные противоречия, существующие в реальной жизни. В основном подростками совершаются преступления в силу стечения различных обстоятельств и многих факторов, в том числе и алкогольная зависимость.[5,с.37]. Во время психологического интервью такие подростки отрицают какую-либо тягу к алкоголю, однако о наличии алкогольной потребности могут свидетельствовать заметные вегетативные и моторные реакции, возникающие в ответ на упоминание о выпивке, постоянная тематика разговоров среди сверстников, яркие сновидения с типичными алкогольными сюжетами. Проведение простых психологических исследований (ассоциативный эксперимент и тестирование методом пиктограмм) нередко подтверждает актуальность алкогольной тематики. Полученные нами результаты экспериментально-психологического обследования подростков, обнаруживающих симптом первичного патологического влечения, показали, что «алкогольные ответы» ассоциируются у них не только с понятиями, традиционно связанными с употреблением алкоголя («веселый праздник», «день рождения» и т. п.), но и с отвлеченными понятиями. Так, например, понятие «справедливость» связывалось с изображением поровну наполненных вином стаканов, «ожидание» — с очередью у винного магазина, «надежда» конкретизировалась в рисунок, изображавший ребенка, протягивающего руки к пьющему взрослому, в ожидании, что тот оставит ему вина и т. п. В то же время было отмечено затруднение вербального объяснения отвлеченных понятий.
Полученные результаты могут свидетельствовать о связи глубинных уровней психики с инстинктивной деятельностью. Эта связь с филогенетически старыми, безотчетными реакциями убедительно подчеркивается «оживлением» вегетативно-моторных ответов, возникающих при упоминании об алкогольных ситуациях. Можно полагать, что понятие «первичное патологическое влечение» в своем клинико-психологическом оформлении в подростковом возрасте идентично понятию сверхценных образований. Степень вовлеченности отдельных компонентов психики в структуру такого симптомокомплекса, прежде всего, мотивации, когнитивной организации личности и темпа формирования этого феномена — признаки, которые могут служить прогностическим целям. Быстрое формирование этого синдрома у подростков, структуру которого определяет доминирующая алкогольная потребность, грубо изменяющая его деятельность и тесно связанная с филогенетически древними уровнями эффективности — свидетельство неблагоприятного течения заболевания, а ранняя диагностика способствует более успешной терапии как самой зависимости, так и сопутствующих поведенческих девиаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Братусь, Б. С., Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. [Текст] / Б. С. Братусь, П. И. Сидоров. - Изд-во Московского Университета, 1984.
2. Буторина, Н.Е., Многоосевая система классификации болезней и диагностика наркологических заболеваний у детей и подростков [Текст] / Н. Е. Буторина, С. А. Макаров, Г. Г. Буторин // Вопросы наркологии, 2002. - № 2.
3. Буторина, Н. Е. Ранний алкоголизм и коморбидная соматическая патология в подростковом возрасте [Текст] / Н. Е. Буторина, Г.Г. Буторин // Тюменский медицинский журнал, 2011. - №1.
4. Клинические аспекты алкоголизма в подростково-юношеском возрасте [Текст]: Сборник научных трудов. М., изд. Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1982.
5. Малюшина, Ю.А. Психологический механизм преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей [Текст] // Российский следователь. - 2010. - № 21.
6. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) классификация психических и поведенческих расстройств. [Текст]. — СПб.: «Адис», 1994. — С. 272.
© Буторин Г.Г., Бенько Л. А., Филиппов. В.В., 2017.

Источник: Психолого-педагогические и правовые аспекты предупреждения П863 преступности среди несовершеннолетних: проблемы и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Шадр. гос. пед. ун-т ; под ред. И.Ю. Блясовой. - Шадринск : ШГПУ, 2017. - 287 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.