На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика правонарушений Педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика правонарушений
Индекс материала
Педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Социальные условия и влияния в формировании противоправного поведения подростка
Методологические основания педагогической профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Психолого-педагогические задачи профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Все страницы

1. Психолого-педагогические особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя

Постановка психолого-педагогических задач, а также выработка способов педагогической профилактики противоправного поведения подростков требует изучения психологических свойств личности, обусловливающих социально-правовое поведение (преступное и правомерное).

Современный несовершеннолетний преступник - это преимущественно юноша в возрасте 16-17 лет, по национальности белорус, проживающий в городской местности, чаще всего из полной семьи, поддерживающий связь со своими родителями, живущий за счет их материальной поддержки, учащийся общеобразовательного учебного заведения, пропускающий занятия, проводящий все свое свободное время в компании друзей, не участвующий в общественной жизни, ранее не судимый, совершавший противоправные поступки с детского возраста (12-13 лет), совершивший умышленное преступление корыстной направленности с целью удовлетворения своих материальных потребностей либо насильственной направленности из хулиганских побуждений, считающий назначенное наказание справедливым, полностью раскаивающийся в совершенном преступлении, с назначенным сроком лишения свободы более года, с потребительскими чертами характера, безответственный, имеющий невысокий уровень культурного и интеллектуального развития, посредственно характеризующийся по месту учебы и жительства, агрессивный, склонный к риску, лживый, конфликтный, мстительный, циничный, злоупотребляющий спиртными напитками, иногда употребляющий наркотические или токсические вещества, с холерическим типом темперамента, импульсивный, невыдержанный, несамокритичный, слабовольный, страдающий перепадами настроения, склонный к дисфории, неадекватный в оценке ситуации [83, с. 61].
Несовершеннолетние чаще совершают преступления агрессивноимпульсивного характера. Их возрастные особенности не всегда играют решающую роль в мотивации преступного поведения, они могут лишь усилить восприятие отрицательного влияния. Самоутверждение
через насилие - типично подростковая мотивация. У несовершеннолетних возникают такие мотивы преступления, которые заставляют их доказывать определенной группе лиц свою значимость. Мотивация самоутверждения подростков проявляется в формах ложного чувства товарищества, агрессии к чужакам вследствие низкой культуры проведения досуга. Основными мотивами преступлений несовершеннолетних являются эгоистически-потребительские, которые направлены на удовлетворение желаний завладеть «модными» предметами. По данным мотивам совершается более половины всех преступлений несовершеннолетних. Хулиганство и некоторые другие преступления ими совершаются чаще всего в драках, происходящих в результате групповой конфликтности или в состоянии алкогольного опьянения для того, чтобы завоевать авторитет в группе, закрепиться в ней. Некоторые насильственные преступления подростков носят характер вандализма, особенно при массовых беспорядках футбольных фанатов, когда орудует небольшая, но спаянная группа несовершеннолетних [83].
Значительной части несовершеннолетних преступников присуще такое качество, как отчуждение, то есть нахождение личности на определенной дистанции от общества и семьи. Отчужденность порождает особую взаимосвязь между субъектом и окружающей его средой: он противопоставляет себя как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Вследствие такой самоизоляции, ухода в себя наблюдается неприятие несовершеннолетним общественных норм и требований, враждебное к ним отношение. Отчужденность выступает в качестве фактора, затрудняющего эмпатическую идентификацию подростка с другими людьми и тем самым способствующего совершению противоправных действий по отношению к ним [83].
К наиболее распространенным преступлениям, совершаемым несовершеннолетними, относятся кражи. Если в возрасте 8-11 лет воровство чаще всего связано с тем, что волевая сфера у детей развита недостаточно (ребенок хочет обладать какой-либо вещью и справиться с этим соблазном ему не удается), то в 12-15 лет кражи совершаются осознанно. Есть множество причин, из-за которых дети начинают воровать (удовлетворение естественной потребности в пище, вещах первой необходимости; употребление запрещенных для их возраста алкогольных напитков, табака; владение престижными вещами, которые родители не в состоянии приобрести; месть и др.). Вместе с тем одна из самых распространенных причин воровства - желание самоутвердиться в среде сверстников, проверить границы дозволенного, испытать новые острые ощущения или привлечь к себе внимание. Часто такие подростки не получают в достаточной степени родительской заботы и внимания. Как правило, кражи осуществляется без тщательной подготовки и планирования.
В Минске 11-летний школьник за четыре месяца похитил у своего отца свыше 10 тыс. рублей, которые потратил на покупку велосипеда, iPhone и спортивный инвентарь. Двум друзьям подарил клетку и трех хомячков. Еще одному другу передал 600 белорусских, на которые мама друга купила телевизор. Школьники ежедневно катались на аттракционах в парке развлечений и несколько раз в день ходили в McDonald's.
Уголовное дело против школьника не возбуждалось, в связи с не достижением возраста уголовной ответственности. Однако в отношении родителей составлены административные протоколы по статье о невыполнении родителями обязанностей по воспитанию детей .
В 2017 г. в республике 1 021 подросток совершили кражи; в 2018 г. 65 несовершеннолетних отбывали за данное преступление наказание в виде лишения свободы.
Грабежи несовершеннолетними совершаются крайне редко. Например, в 2017 г. было совершено 83 подобных преступления с участием подростков. В воспитательной колонии отбывают наказание 19 осужденных. Как правило, открытое похищение имущества осуществляется в состоянии алкогольного опьянения, спонтанно, без подготовки и планирования противоправного деяния.
21 апреля 2018 г. около 04.00 пьяный несовершеннолетний из Минского района зашел в столичный магазин на проспекте Победителей. Он взял бутылку водки и пива и направился к выходу. Продавец магазина заметила парня, позвала на помощь коллегу и удерживала дверь. Но подростку удалось убежать. Следом за ним выбежал охранник. Молодого человека задержали и доставили в ИДН в местное РУВД.
В отношении подростка возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 14 (покушение на преступление) и по ч. 1 ст. 206 (грабеж) УК Республики Беларусь.
Парень учился в одном из столичных колледжей, состоял на учете в ИДН. Ранее неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе за распитие спиртных напитков в общественном месте. Сотрудниками ИДН Минского РУВД решается вопрос о его направлении в специализированную школу закрытого типа.
Одним из наиболее опасных видов преступлений является убийство. Личности несовершеннолетних убийц присущи такие качества, как
склонность к риску, низкий уровень самоконтроля, импульсивность и эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, ригидность и внушаемость, сильная потребность в самоутверждении. Для несовершеннолетних, совершивших убийства, характерны враждебность и агрессивность к другим людям, сверстникам и близким людям, абсолютно незнакомым гражданам.
В 2018 г. в воспитательной колонии республики отбывали наказание в виде лишения свободы 10 человек, совершивших убийство в несовершеннолетнем возрасте.
16-летний Александр Г. друзьями и учителями характеризовался как спокойный, уравновешенный, дружелюбный. Согласно заключению психиатра у подростка имелось психическое заболевание в форме диссоциального расстройства личности.
Отец оставил семью, когда сыну было 3 года, проживает в другом городе с новой семьей. Участия в воспитании сына не принимал. Мать, когда Саше было 5 лет, уехала на заработки в другу страну, периодически звонила по телефону, присылала деньги. Воспитывался бабушкой и дедом, которые обеспечивали высокий материальный достаток в семье. Проживали в собственном доме. Опекуны заботились о единственном внуке, контролировали успеваемость, воспитывали в строгости и послушании. Между ними и внуком сложились конфликтные отношения, Александр периодически их обманывал, воровал деньги. Бабушка часто ругала его за низкую успеваемость в школе, прогулы. В день совершения преступления бабушка во время разговора с матерью Александра с использованием программы «Скайп» оскорбляла внука и била его кулаком по голове.
Соседи характеризовали бабушку Александра как скандальную и взрывную. Классный руководитель охарактеризовала семейные отношения с положительной стороны, при этом указывала на отсутствие предвзятого отношения со стороны бабушки и деда. О наличии психологических проблем у ученика осведомлена не была.
Вечером во время ссоры, возникшей из-за невыполненного школьного задания, Александр, взяв на кухне нож, стал наносить бабушке удары в область спины. Прибежавшему на крики в комнату деду стал наносить удары ножом в область головы и шеи. Бабушка в это время выбежала из комнаты и попыталась по телефону из кухни вызвать милицию. Чтобы помешать ей, внук нанес несколько ударов ножом, от которых она упала. Догнав на улице убегавшего деда, нанес ему несколько ударов совком по голове, завел назад в дом, взял топор из сарая, нанес ему несколько ударов лезвием топора по голове.
На следующее утро орудия преступления и одежду, которая была на нем во время преступления, упаковал в пакеты, отнес к железнодорожному мосту и выбросил в реку. Соседям Александр сказал, что на их дом напали грабители в масках, которые требовали клад, а затем убили бабушку и деда.
Во время следствия Александр утверждал, что преступление совершил спонтанно, заранее к нему не готовился, основанием послужила сильная злость на погибших, поскольку они его сильно и часто ругали, оскорбляли. Не думал о последствиях, когда начинал наносить удары. В судебном заседании достоверно установлено, что около 23.00 обвиняемый Александр Г. умышленно нанес бабушке не менее 16 ударов ножом, а деду не менее 27 ударов ножом, совком и топором в различные части тела, в том числе жизненно важные.
Судебная коллегия признала Александра виновным в умышленном противоправном лишении жизни двух лиц, совершенном с особой жестокостью, и на основании п. 1, 6 ч. 2 ст. 139 УК Республики Беларусь назначила наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет в воспитательной колонии.
Несовершеннолетние совершают сексуальные преступления чаще всего против половой неприкосновенности сверстниц и сверстников, редко малолетних лиц или женщин намного старше себя. Часто несовершеннолетние совершают изнасилование группой лиц. Подростки не так стремятся к сексуальному удовольствию, сколько к самоутверждению в глазах друг друга, наслаждению от издевательства над другими, глумления над беззащитной жертвой. Нередко подросток принимает соучастие в изнасиловании под влиянием сверстников, опасаясь, что отказ будет воспринят как трусость, а это послужит основанием для изгнания из группы. Если же изнасилование совершено одним подростом, то, как правило, потерпевшей являлась лицо, которое в силу определенных особенностей не в состоянии было адекватно оценить виктимную ситуацию (малолетние девочки, женщины, находящееся в беспомощном состоянии в силу, например, алкогольного опьянения, психического заболевания, возраста и др.). В большинстве случаев сексуальные насильники являлись знакомыми потерпевшей или потерпевшего.
Александр Д. (16 лет) воспитывался в неблагополучной семье, успеваемость в школе была крайне низкая, часто пропускал занятия. Друзей не имел, испытывал к себе враждебное отношение со стороны сверстников.
В первой половине дня, находясь наедине со своей двоюродной сестрой Анастасией Д. (19 лет), являющейся инвалидом I группы с детства (тяжелая умственная отсталость), использовал ее беспомощное состояние, вопреки воле потерпевшей, которая не могла понимать характер и значение совершаемых с нею действий и не могла оказывать сопротивление, вступил с ней в половое сношение в естественной форме.
Через несколько месяцев мать Анастасии заметила у дочери признаки беременности. В ходе следствия и судебного разбирательства Александр полностью признал свою вину.
Суд приговорил Александра Д. виновным в совершении полового сношения вопреки воли потерпевшей, с использованием беспомощного состояния потерпевшей, и назначил наказание по ч. 1 ст. 166 УК Республики Беларусь в виде лишения свободы сроком на 3 года и 1 месяц с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
Психологические особенности личности сексуальных насильников характеризуются такими чертами, как низкая чувствительность в межличностных контактах (черствость), отсутствие склонности к рефлексированию и способности поставить себя на место другого, отсутствие доверия к людям, эмоциональная неуравновешенность, мнительность, раздражительность, агрессивность и др.
В 2018 г. в воспитательной колонии Бобруйска отбывали наказание в виде лишения свободы 13 осужденных, совершивших изнасилование и насильственные действия сексуального характера (в том числе мужеложство) в несовершеннолетнем возрасте.
Несовершеннолетние Алексей Х. и Артем П. (обоим по 17 лет), находясь в состоянии алкогольного опьянения, по предварительному сговору, реализуя совместный единый преступный умысел, направленный на удовлетворение своей половой страсти с применением физического насилия, в конце апреля около 20.30 в безлюдном месте остановили одноклассницу, несовершеннолетнею Екатерину О. и предложили ей вступить с ними в интимную связь. Девушка отказалась и попыталась убежать. Догнав ее, удерживая девушку за одежду, подталкивая руками сзади вперед себя, привели ее в лесопарковую зону города. Действия молодых людей вызывали чувство страха и психологически подавляли волю потерпевшей оказать какое-либо сопротивление. Алексей против воли потерпевшей завел руки Екатерины за спину, насильственно удерживал ее в таком положении, чтобы подавить ее активное сопротивление и облегчить действия Артема, который в это время снял с потерпевшей одежду. Поочередно совершили половое сношение в естественной форме, причинив потерпевшей легкие телесные повреждения.
По возвращении в общежитие Екатерина обо всем рассказала дежурному педагогу по колледжу, была вызвана милиция.
Алексей в ходе следствия пояснил, что действительно удерживал против воли Екатерину, помогая Артему изнасиловать девушку. После окончания насилия товарищем, вступил с ней в половые сношения. При этом считал, что потерпевшую не насилует, так как «она не сопротивлялась». Обвиняемый Артем вину не признал, показал, что половое сношение с Екатериной было по обоюдному согласию, насилия не было, при этом рядом никого, в том числе Алексея, не было.
Алексей страдает легкой умственной отсталостью, несмотря на это способен понимать происходящее, критически оценивает ситуацию, свои действия и может прогнозировать их последствия. Артем имеет социализированное расстройство поведения, синдром зависимости от алкоголя (хронический алкоголизм). Алексей воспитывался в полной семье, Артем - матерью и ее сожителем.
Суд обоих признал виновными в половом сношении вопреки воле потерпевшей с применением насилия (изнасилование), совершенном группой лиц, заведомо несовершеннолетней и на основании ч. 2 ст. 166 УК Республики Беларусь назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет каждому с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
В последние годы все чаще несовершеннолетние привлекаются к ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 328 УК Республики Беларусь). По данной статье в 2018 г. в воспитательной колонии республики отбывали наказание 96 осужденных.
Доступ к наркотикам стал намного проще, так как любой подросток, умеющий пользоваться современными гаджетами может как приобретать, так и распространять самые различные виды наркотических средств, не имея при этом специальных знаний и связей в преступной среде. Особую опасность представляет возможность анонимного приобретения и распространения наркотических средств и психотропных веществ с использованием сети Интернет. При этом многие подростки не употребляют наркотики, а лишь ищут способ «легкого» заработка, выполняя функцию распространителей. В интернете на специальных сайтах представлено огромное количество видов наркотических средств (курительные смеси «спайсы», синтетические наркотики, так называемые соли, шоколад, различные реагенты, запрещенные в Беларуси), с полным их описанием, которые можно легко приобрести, оплатив товар через электронные кошельки или переведя деньги на счет карты, указанной для покупки и получения товара.
Наиболее распространенный сегодня способ сбыта наркотических средств - оставление их в тайниках, так называемых закладках. Это бесконтактный способ сбыта, при этом координация действий и обмен информацией между участниками и заказчиком осуществляются посредством телекоммуникационных сетей и мобильных приложений (Telegram, Viber, WhatsApp, Jabber и т. д.).
Несовершеннолетний Геннадий А. (16 лет) воспитывался в полной семье с высоким уровнем материального достатка. В школе учился на «хорошо» и «отлично», занимался в различных секциях, увлекался исторической литературой. В 15 лет в компании пристрастился к употреблению наркотиков. Систематически приобретал без цели сбыта особо опасные психотропные вещества посредством сети Интернет, используя программы Skype и Vipole.
В 2016 г. на основании ч. 1 ст. 328 УК Республики Беларусь приговорен к 3 годам лишения свободы.
Анализ уголовных дел несовершеннолетних, осужденных за незаконный оборот наркотических средств, позволяет классифицировать их по трем основаниям: подростки - наркоманы, зависимые от ПАВ, приобретающие наркотические вещества или их аналоги для личного потребления; подростки - наркоманы, зависимые от ПАВ, приобретающие наркотические вещества или их аналоги для личного потребления, а также распространяющие запрещенные вещества с целью получения денежных средств для их приобретения; Зподростки, не употребляющие наркотики, распространяющие запрещенные вещества ради получения материальной выгоды.
Обвиняемые Максим М. и Василий С. (обоим по 17 лет) воспитывались в неполных семьях, ранее к уголовной или административной ответственности не привлекались. Зависимость от ПАВ отсутствует. Из корыстных побуждений, вступили в созданную в неустановленное время неустановленным лицом устойчивую, управляемую организованную группу для незаконного оборота особо опасных психотропных веществ через сеть Интернет, в состав которой неустановленное лицо, являющееся организатором, также вовлекло иных лиц и осуществляло руководство их деятельностью.
В соответствии с преступным планом и распределением ролей в ходе осуществления преступной деятельности неустановленное лицо распространяло запрещенные к обороту психотропные вещества, используя программы для мгновенного обмена сообщениями посредством сети Интернет с функцией шифрования входящего и исходящего трафика Telegram и Vipole для связи с собой и потребителями. Денежные средства неустановленное лицо получало путем их зачисления через платежные терминалы, почтово-денежные и банковские переводы на подконтрольные электронные кошельки электронных платежных систем, зарегистрированных на иных лиц. Распространение наркотиков осуществлялось бесконтактным способом через потайные места, специально определенные для скрытого и долговременного хранения, после их оплаты .
Несовершеннолетние Максим М. и Василий С. в течение месяца осуществили не менее 20 «закладок» для дальнейшей продажи. В этих целях они приобрели оптовую партию особо опасных психотропных веществ (гашиш и альфа-PVP), затем занимались их дроблением, фасовкой, раскладкой с применением географических координат. В ходе судебного разбирательства подростки вину признали частично, не признав в своих действиях такие квалифицирующие признаки, как действие в составе организованной группы.
Суд признал Максима М. и Василия С. виновными в приобретении, хранении и сбыте особо опасных психотропных веществ, совершенных организованной группой, и на основании ч. 4 ст. 328 УК Республики Беларусь назначил наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
Современное состояние науки позволяет утверждать о наличии криминогенных склонностей личности, которые детерминируют преступное поведение.
Методологическим основанием оценки свойств личности, обусловливающих противоправное поведение подростка, выступает концепция криминогенных склонностей и антикриминальной устойчивости личности, разработанная профессором А. Н. Пастушеней [67, 68, 72, 73]. Криминогенная склонность личности представляет личностную предрасположенность (допустимость) совершения определенного вида преступления при определенных условиях, то есть выступает личностной предпосылкой потенциально возможного преступного поведения индивида.
Совершение индивидом преступного деяния обусловлено личностными предпосылками, которые представляют собой совокупность определенных свойств, выражающих криминогенную потенцию (склонность) личности как присущую ей внутреннюю возможность или необходимость и возможность совершения преступного деяния при определенных условиях. Личностные предпосылки противоправного поведения могут выражаться не только в наличии определенных психологических свойств, но и в отсутствии тех свойств, которые выступают внутренними детерминантами правомерного поведения и антикриминальной устойчивости, а именно в отсутствии личностных запретов, барьеров, установок на недопущение противоправных действий.
Личностные предпосылки преступного поведения могут иметь различную степень выраженности: высокая степень проявляется в совершении преступного деяния по собственной инициативе, а низкая - в совершении преступления при определяющем влиянии внешних условий (условия жизни, обстоятельства ситуации, поступки и воздействие других людей).
В совокупности психологических свойств, выражающих личностные предпосылки преступного поведения, имеются свойства, выполняющие роль системообразующего ядра криминогенной склонности личности (наиболее существенные), и свойства, способствующие реализации функций этого ядра в порождении противоправного деяния. Эти свойства детерминируют содержание таких основных элементов психологического механизма преступления, как восприятие внешних условий (социальная перцепция), мотивообразование, целеполагание и исполнительная регуляция.
Социальная перцепция представляет собой восприятие и оценку субъектом внешних условий и своего положения в этих условиях. Содержание восприятия и оценка ситуации, в которой совершается преступление, порождают определенные знания, представления, ожида
ния, эмоционально-оценочные установки, ценностные ориентации и отношения личности. Побуждения, вызванные неадекватной в нравственном и юридическом плане оценкой внешних условий, выступают детерминантами преступного поведения. К ним относятся: преувеличенно отрицательная оценка действий других людей как несущих вред для самого субъекта и значимых для него людей (превышение пределов необходимой обороны); искаженная оценка внешних условий как благоприятных для достижения цели; неадекватно отрицательная оценка собственных возможностей как не позволяющих удовлетворить определенные жизненные потребности правомерным способом (украл, ибо считал, что никогда не сможет заработать); искаженные представления о социальной приемлемости (допустимости) и распространенности совершения определенных видов противозаконных деяний (так все делают).
Мотивообразование - возникновение побуждения к активности, совершению действий или воздержанию от действий. Мотивацию порождают потребности, влечения, притязания, ценностные ориентации, чувства, отношения. В механизме преступного поведения ведущая роль отводится следующим гипертрофированным потребностям: гипертрофированные аморальные влечения (алкоголизм, наркомания, пристрастие к играм на деньги, дракам, потребность в систематических развлечениях аморального характера, половая распущенность); гипертрофированные потребности (притязания), уровень которых явно завышен, не соответствует индивидуальным или социальным возможностям обеспечения их правомерного удовлетворения и при этом явно превышает социально средний или жизненно необходимый уровень (неадекватно завышенные притязания материального характера в обеспечении материального достатка, приобретение дорогостоящего имущества, услуг, дорогостоящие развлечения и т. д.); гипертрофированная потребность властвования над другими людьми (например, над представителями определенных социальных групп), доминирования в межчеловеческих отношениях, которое проявляется в деспотизме, чрезмерной подозрительности и враждебности; чрезмерно завышенные притязания в достижении престижного статуса в группе или определенной общности людей (известность, влиятельность), самовыражении; потребность в разрядке устойчивых отрицательных эмоциональных состояний (устойчивые переживания чувств отчужденности, тревоги, неполноценности, мести, обиды, зависти, озлобленности, агрессивности); острое переживание отрицательного чувства по отношению к людям, социальным группам, государственным и общественным институтам и другим социальным ценностям; потребность в социально отчужденном образе жизни, приобщение к группе противоправной направленности, приобретение авторитета среди лиц, совершающих преступления. В такой среде они находят возможность самовыражения, удовлетворения потребности в общении, персонализации.
В исполнительной регуляции реализуются способности, умения, навыки, привычки, стереотипы. Этот процесс поддерживается волевыми усилиями субъекта.
Целеполагание (цель преступного деяния) - желаемый результат, неразрывно связанный с противоправным способом его достижения. Принятие преступной цели и способа действий предопределяют представления, предубеждения, отношения, касающиеся преступных способов, личностные нормы (правила) и поведенческие установки.
Центральным (системообразующим) элементом в механизме преступного поведения выступает принятие криминальной цели и неразрывно связанного с ней преступного способа действий, что представляет собой формирование у индивида криминальной целевой установки (решимость совершить определенные преступные действия или разрешение сложившейся проблемной ситуации). Эта криминальная целевая установка по сути представляет собой преступный умысел.
Другие такие элементы механизма, как восприятие, оценка ситуации, имеющей отношение к преступлению, и мотивация, обусловливают принятие криминальной цели-способа, а исполнительная регуляция обеспечивает ее реализацию.
В соответствии с этим подходом в структуре криминогенной склонности необходимо выделить: во-первых, психологические свойства личности, которые обусловливают принятие преступной цели- способа, во-вторых, свойства, обусловливающие такую оценку ситуации и такие побуждения (мотивы), которые способствуют принятию именно данной преступной цели и способа, в-третьих, свойства, позволяющие реализовать принятую криминальную цель.
Системообразующее ядро криминогенной склонности представляют психологические свойства личности, которые определяют принятие преступной цели-способа. Характеризуя эти свойства наиболее общим понятием, можно сказать, что они выражают личностную приемлемость преступного способа и соответствующей ему криминальной цели.
Личностную приемлемость преступного способа действий и собственно самого криминального деяния предопределяют психологические свойства на различных уровнях психической деятельности: интеллектуальном (на основе обдумывания и расчета), эмоциональном (по воле чувств), установочно-поведенческом (в силу привычки).
В качестве свойств, выражающих приемлемость преступного способа, могут выступать преобладающе положительные представления о преступном способе; преобладающе положительное отношение к преступному способу и его личному использованию; криминальная лич
ностная норма; криминальная поведенческая установка; криминальное влечение; криминогенное самосознание.
Преобладающе положительные представления о преступном способе выражают видение индивидом в преобладающей мере его положительных сторон, в том числе позитивное видение его результата и последствий. Преступный способ может представляться, например, как быстрый, эффективный, не требующий больших затрат, единственно возможный, используемый многими и т. д. Положительные представления о преступном способе включают и доминирование в сознании представления о достижимости желаемого результата и благоприятных последствий. При этом индивид осознает определенные отрицательные стороны преступного способа, а также возможность отрицательных последствий, в том числе привлечения к уголовной ответственности. Однако эти отрицательные представления в сознании не доминируют в его субъективном образе. В результате таких представлений преступный способ приобретает преобладающе положительное значение как позволяющий обеспечить удовлетворение некоторой потребности или разрешение определенной проблемной ситуации.
Преобладающе положительное отношение к преступному способу и его личному использованию может быть абстрагированным, когда индивид видит в нем положительные стороны, одобряет его использование другим человеком, но при этом не испытывает положительного отношения к его личному использованию. В связи с этим наряду с положительным отношением к преступному способу существенное значение для его личностной приемлемости имеет положительное отношение и к его личному использованию (это более высокий уровень его сформированное™). Положительное отношение к преступному способу (как и отрицательное) может быть сформировано не только на основе интеграции представлений о нем, но и более непосредственно - на основе внушения, подражания примеру, стимулирования криминальных действий (например, одобрение сверстниками), самостимулирования при удовлетворении преступным путем потребности, а также в результате психологической защиты самооправдания, приводящей к позитивной переоценке собственных действий.
Криминальная личностная норма представляет собой усвоенное субъектом правило либо решение действовать определенным криминальным способом или выражает субъективную допустимость совершения таких действий при определенных обстоятельствах, проблемных ситуациях или для удовлетворения определенной потребности. Эта личностная норма представляет более высокую степень готовности к противоправному поведению при определенных условиях, поскольку в ней потенциально содержится криминальное намерение при определенных условиях.
Криминальная поведенческая установка выражается в потенциальной готовности к совершению определенных преступных действий при актуализации некоторой потребности или при определенных условиях. Она отличается от криминальной нормы операциональной освоенностью таких действий в результате их предшествующего неоднократного совершения. Это определяет ее более конкретное содержание как внутреннего регулятора действий (что и как надо делать), снижает сдерживающие психологические барьеры неиспробованности, непривычности, опасности и в целом выражает более высокую готовность к преступному деянию.
Криминальное влечение представляет собой установку на совершение определенных преступных действий, сочетаемую с потребностью в их совершении, предмет которой заключается в благоприятных для субъекта переживаниях от самого процесса совершения: этот процесс приносит сильные положительные эмоции (удовольствие, радость успеха, азарт, облегчение и др.).
Каждый из приведенных видов психологических свойств представляет собой более высокую степень зрелости личностной приемлемости преступного способа действий.
Субъективная приемлемость преступного способа действий, в том числе его вынужденная допустимость, обусловлена также и особенностью самосознания личности, которая неразрывно связана с наличием указанных криминогенных свойств. Эта особенность самосознания выражается в принятии себя в роли субъекта приемлемого противоправного деяния, то есть в позитивном отношении к себе в этой роли. Такое отношение выражает криминогенное самосознание и может иметь различный смысловой и эмоциональный оттенок - от чувства гордости собой до оправдания себя в связи с пониманием, что преступное деяние является делом недостойным, но вынужденно необходимым.
Лица, имеющие склонность к совершению определенных преступных деяний, как правило, достаточно хорошо информированы о их наказуемости и относительно высокой раскрываемости. Наличие таких представлений, однако, не выступает для них существенным фактором неприятия преступного способа. Первостепенное значение имеет другой фрагмент субъективного отражения результата и последствий, в котором наиболее четко проявляется отличие лиц, имеющих криминогенную склонность, от законопослушных лиц. Это отличие заключается в разных акцентах субъективной представленности результата и последствий совершения противоправных действий: что выходит на первый план в их образе, на что акцентировано внимание, что находится на переднем плане в сознании.
Психологический анализ генезиса преступных деяний, а также проективное моделирование законопослушными лицами преступного поведения дали основания для сравнительных выводов об особенностях психической деятельности, детерминирующей преступное поведение, которые весьма значимы для понимания личностных предпосылок такого поведения. Так, по мнению А. Н. Пастушени, у лиц, совершавших преступления, при принятии ими криминального решения и планировании действий сознание было сосредоточено на оценке возможности достичь желаемого результата с учетом имеющихся помех и опасностей и осмыслении, что необходимо предпринять для его достижения и избежания отрицательных последствий. В отличие от них внимание законопослушных лиц при проективном моделировании преступного поведения захватывал образ негативных последствий: что произойдет в случае неудачи и наказания [68].
Субъективная оценка возможности привлечения к ответственности у лиц, имеющих криминогенную склонность, является более оптимистичной с преобладающей уверенностью в возможности избежать негативных последствий. Такая уверенность снижает степень субъективного ощущения их опасности. Их относительно высокая вероятность осознается (как правило, около 50 %), но в субъективном отражении уходит на второй план и не имеет мотивирующей силы, препятствующей совершению преступных действий.
Таким образом, у лиц, имеющих криминогенную склонность, сознание акцентировано на положительном результате и последствиях, а осознаваемые отрицательные последствия выступают второстепенными. Такое смещение акцентов внимания в психическом отражении результата и последствий преступного деяния определяет преобладающе положительный его личностный смысл. Акценты внимания, определяющие значение преступного деяния и его последствий, актуализируют соответствующие ожидания: у лиц, имеющих криминальную склонность, - надежду на успешное достижение криминальной цели и избежание ответственности, а у законопослушных лиц - предчувствие высокой опасности привлечения к ответственности и связанных с ней жизненных потерь. Эти ожидания, в свою очередь, существенно определяют приемлемость либо неприятие преступных действий.
Второстепенность значения отрицательных последствий преступного деяния может объясняться рядом факторов. Она может обусловливаться: включением психологических защит, когда мысль о возможности юридической ответственности вытесняется как препятствующая желанному результату; отсутствием достаточно впечатляющих представлений о возможных отрицательных последствиях преступного деяния или искаженных представлениях о том, что серьезных неприятностей не произойдет. Это часто проявляется у несовершеннолетних преступников.
Еще одна сторона личностной приемлемости преступного способа действий отражает специфику субъективной представленности причиняемого вреда. Уголовный закон определяет умысел на причинение вреда, когда субъект осознавал наступление вреда и при прямом умысле желал его наступления, а при косвенном - не желал, но допускал или относился к нему безразлично. Психологическое объяснение субъективного отражения вреда должно раскрывать его влияние на приемлемость либо неприятие совершения преступного деяния.
Исследование, проведенное А. Н. Пастушеней, показало, что представленность ожидаемого вреда у лиц, имеющих криминогенную склонность, возможна в различных вариантах [68]. Первый вариант - это одобрение вреда, который может быть причинен деянием, и оценка этого вреда как справедливого, правильного, полезного и т. д. Второй заключается в представленности вреда (потеря, страдание) как неизбежного события в жизни людей или как менее значимого в соотнесении с другими потерями и страданиями. Третий вариант проявляется в объективной отрицательной оценке вредных последствий преступного деяния с сожалением или хладнокровным отношением к ним как к неизбежному явлению.
Вместе с тем необходимо учитывать, что субъективная представленность вреда и отношение к его причинению могут зависеть от того, кому причиняется вред. У части лиц, имеющих криминогенные склонности, причинение вреда в отношении разных категорий людей вызывает различное отношение к его причинению и совершению преступного посягательства. Например, негативное эмоциональное отражение криминальных действий проявляется у некоторых преступников при моделировании совершения преступления в отношении детей, людей преклонного возраста и некоторых других социальных субъектов и ценностей, что определяет неприятие такого деяния в отношении данных лиц.
Подводя итог изложению психологической сущности личностной приемлемости преступного способа действий как ядра криминогенной склонности личности, необходимо подчеркнуть, что данная приемлемость определяется положительной представленностью этого способа в психическом мире личности, доминированием в его образе положительных сторон и второстепенностью отрицательных последствий. Приемлемость преступного способа относительна. Она соотносится с определенными условиями: мотивацией, ради удовлетворения которой приемлемо совершение противоправного деяния (потребность, ценность, проблемная ситуация); обстоятельствами, при которых субъективно приемлемо совершение преступления; приемлемым объектом преступного посягательства и приемлемой тяжестью причинения вреда.
Приемлемость преступного способа (деяния) может быть различной по своей степени - от минимальной до максимальной. Минимальная
выражает допустимость для индивида совершения определенных преступных действий при вынуждающих обстоятельствах с проявлением амбивалентного отношения к этим действиям. Максимальная представляет положительное отношение к преступному деянию, сочетающееся с криминальной установкой, что выражает его желательность и освоенность и проявляется в совершении преступлений по собственной инициативе.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.