Педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних - Методологические основания педагогической профилактики противоправного поведения несовершеннолетних |
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика правонарушений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 3 из 4
|
Рис. 3. Структура готовности личности к правопослушному образу жизни
В структуре готовности личности к правопослушному образу жизни А. Н. Пастушеня выделяет комплекс психических свойств и интегративных психических образований, выполняющих функции мотивообразования, целеполагания и исполнительной регуляции в психическом механизме социального поведения: интегративные психические свойства - Я-образ и концепция образа жизни; потребности, притязания и интересы, определяющие мотивы поведения; личностные нормы и принципы поведения, определяющие использование правомерных способов удовлетворения потребностей и поведения в проблемных ситуациях; социальные и правовые ожидания; социальные умения и навыки [67].
Концепция образа жизни включает в себя представления об условиях своей жизни, на которые рассчитывает подросток, о роде занятий, распорядке своего дня, круге общения, отношениях с близкими людьми, учителями и учениками, формах досуга, ближайших и перспективных жизненных планах.
Я-образ выражает представления о самом себе: какой я есть, каким мне надо быть. Я-образ охватывает осознание внешнего облика и манер поведения, черт характера, потребностей, ценностей и привычек, своих достоинств и недостатков.
Без формирования и достаточно комплексного представления о будущем образе жизни и целостного представления о необходимом Я- образе нельзя сформировать устойчивую готовность подростка к правопослушному образу жизни. Вместе с тем эти интегративные образования формируются на основе ряда ценностей, прежде всего ценности жизни в условиях свободы, жизни без риска отрицательных последствий и потерь, ценности жизни, не приносящей горе другим людям, умиротворенной, спокойной, без тревожных ожиданий, связанных с совершением преступлений и отношениями с преступной средой, и т. д.
Важной стороной готовности к правопослушному образу жизни выступает содержание потребностей, притязаний и интересов человека.
У законопослушного человека потребности и притязания соответствуют субъективным и объективным возможностям их удовлетворения (не носят гипертрофированного характера) и не являются собственно аморальными или противоправными, деформированными. Деформированные потребности и влечения проявляются в стремлениях к дорогостоящему имуществу и развлечениям, приобретению высокого статуса в криминогенной среде, самовыражению путем унижения и глумления над другими людьми, сверстниками. Они также выражаются в алкогольной и наркотической зависимости, склонностях к развратному образу жизни.
Деформация потребностей может проявляться как патология влечений: в садистских наклонностях, педофилии, клептомании, пиромании и других психических аномалиях. Если человек стремится удовлетворить такого рода влечения или не способен их произвольно сдерживать, то он вынужден прибегать к противоправным способам и средствам их удовлетворения.
В связи с этим одной из задач формирования готовности к право- послушному образу жизни являются ослабление и устранение аморальных, гипертрофированных и собственно криминальных потребностей и влечений. Другой задачей является расширение и обогащение сферы потребностей за счет привития социально одобряемых личностных ценностей и интересов (добропорядочное поведение в школе, семейной жизни, забота о родителях, младшей сестренке; здоровый образ жизни; общение с законопослушными людьми; учебная и трудовая деятельность, ведение домашнего хозяйства; культурный досуг, саморазвитие, духовное совершенствование, творчество и т. д.).
При этом важно определить реальный, адекватный возрасту, состоянию здоровья, семейному и имущественному положению подростка, а также его способностям комплекс личностных ценностей и притязаний, которые необходимо ему прививать. Надо сформировать представления о личностно приемлемом роде занятий, своем социальноролевом статусе, материальном положении, которые должны укрепляться в сознании как личностные ценности, притязания и жизненные планы.
Для наличия у человека готовности к правопослушному образу жизни важно сформировать достаточно широкий комплекс личностно приемлемых правил и способов поведения и решения жизненных задач, охватывающих различные сферы жизнедеятельности и многообразие наиболее вероятных проблемных ситуаций. Прежде всего следует сформировать личностно приемлемые правила и способы удовлетворения основных потребностей человека, связанные с материальным обеспечением жизни и обеспечением своего социально-психологического статуса.
Важно также обеспечить формирование личностно приемлемых правомерных и нравственных правил и способов взаимодействия с другими людьми, и прежде всего индивидуальных правил поведения в конфликтных ситуациях и в случаях воздействия лиц, склоняющих к совершению преступлений. Их формирование предполагает развитие представлений о возможных правомерных способах удовлетворения тех или иных потребностей и способах поведения в проблемных ситуациях взаимодействия с другими людьми.
Особое значение имеет формирование у подростка представлений о способах противостояния вовлечению в преступную деятельность криминогенными лицами. Наличие таких представлений о правомерных способах решения жизненных задач еще недостаточно для их использования в реальной жизни. Правомерные правила и способы должны осознаваться подростком как наиболее правильные, благоприятные, разумные с точки зрения личностных ценностей и жизненных перспектив.
Необходимо также обеспечить и положительную эмоциональную представленность в сознании подростка правомерных способов и правил поведения. И наконец, они должны быть сформированы в психическом складе как личностные нормы и принципы действий, поведенческие установки и стереотипы.
В то же время в психическом складе должны быть определены личностные нормы-запреты на использование противоправных способов («так действовать нельзя»), которые призваны выполнять функции психологических барьеров в отношении данных способов, реализуясь на уровне сознания и подсознания. Формирование норм-запретов предполагает наличие убеждений о том, что противоправные деяния приносят вред самому себе и другим близким людям, угнетают душевное состояние, неизбежно приводят к наказанию юридическому или человеческому (презрение, проклятие, божья кара), жизненным потерям. Наряду с формированием отрицательного личностного смысла противоправных способов необходимо также и формирование отрицательного чувственного отношения к ним.
В создании правопослушной индивидуальной концепции образа жизни, включающей жизненные планы и пути их реализации, большое значение имеют социальные и правовые ожидания, которые связаны с представлениями как о правопослушном образе жизни, так и о противоправном поведении. Следует учитывать, что у значительной части лиц, склонных к правонарушающему поведению, отсутствует надежда на возможность правомерным путем обеспечить свое нормальное существование после освобождения. Многие уверены или предполагают, что не смогут правомерно решать жизненные проблемы и удовлетво
рять свои потребности, в будущем могут быть осуждены. Такие подростки свыкаются с мыслью, что им придется совершать преступления и рано или поздно попасть в места лишения свободы. У них теряется чувство страха перед этой перспективой. В связи с этим у них надо формировать и укреплять оптимистические положительные ожидания, веру в будущее, надежду на возможность осуществления правомерных жизненных планов и намерений, положительный результат при использовании правомерных способов решения жизненных проблем.
У другой части подростков проявляется высокая уверенность в возможности избежать юридической ответственности при совершении преступлений, они рассчитывают на свою смекалку, криминальный опыт, поддержку родственников (отец, дядя, брат, старший товарищ, ведущие преступный образ жизни). У таких лиц необходимо прежде всего формировать представления о неотвратимости кары при совершении преступлений, об опасности для их будущего даже небольшой вероятности раскрытия преступлений, обострять осознание такой опасности и жизненных потерь в случае совершения преступлений.
Наличие правомерных личностных норм, правил и принципов поведения еще недостаточно для их использования. Надо обладать социальными умениями и навыками реализации этих норм. К ним относятся умения и навыки учебной и трудовой деятельности, социальноролевого поведения в сфере семейно-бытовых и трудовых отношений (включая привычку систематически учиться и трудиться, готовность соблюдать учебную дисциплину), умения и навыки общения с различными категориями людей в различных ситуациях и с различными целями (например, с целью получения информации, мотивирования определенных поступков других лиц, налаживания сотрудничества, препятствования действиям других, отстаивания своей позиции, защиты своего достоинства). Большое значение имеет формирование у подростков навыков саморегуляции и сдержанности, торможения импульсивно возникающих агрессивных и иных криминогенных побуждений или отрицательных влечений.
Правосознание личности выступает одним из предметов педагогической профилактики.
Важнейшей функцией любого государства является осуществление идеологического воздействия, в том числе культивирование определенной системы нравственно-правовых ценностей. Вместе с тем государственная политика в сфере правового воспитания как практический компонент реализуемой идеологии не определяет в достаточной степени стратегические ориентиры в формировании правопослушных граждан страны, не ставит четких и понятных педагогам задач воспитания в данной сфере.
Законодательно регламентированное содержание воспитания охватывает отдельные компоненты нравственно-правовой сферы личности и предусматривает формирование уважительного отношения к основным правоохраняемым социальным ценностям, повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан1. Вместе с тем декларируемые цели носят общий, достаточно абстрактный характер. Проведенный нами содержательный анализ документов в сфере образования свидетельствует, что в настоящее время отсутствуют конкретные и понятные как для педагогов, так и для родителей цели и задачи воспитания нравственной и законопослушной личности обучающихся [119, 122-124].
Как следствие, социальная, воспитательная и идеологическая работа в учреждениях образования сводится в основном к выявлению обучающихся, склонных к противоправному поведению, а также профилактике употребления и распространения наркотических, токсических веществ и спайса (это необходимые направления воспитания подрастающего поколения, но далеко не единственные).
Важнейшим средством индивидуальной, специальной и общесоциальной профилактики правонарушений выступает правовое воспитание. Результатом правового воспитания, а также критерием оценки его эффективности выступают нормоправное (правопослушное) поведение индивида и общественный порядок в обществе. Вместе с тем мы согласны с мнением Н. Я. Соколова и Е. К. Матевосова, что «правовое воспитание, безусловно, не является абсолютным детерминантом правомерного поведения, но оно есть основной, решающий и определяющий фактор его формирования» [105, с. 14].
Проблема правового воспитания широко исследуется начиная с 60-х гг. XX в. в юриспруденции, педагогике и психологии. Однако в настоящее время в науке отсутствует единообразное понимание правового воспитания. В юридической литературе правовое воспитание рассматривается как «систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и идеологических факторов» [88, с. 135]; организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения [30, с. 5]; целенаправленное, систематическое воздействие на личность для формирования правового сознания, выработки навыков и привычек правомерного поведения
1 Статьи 10, 20 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»; ст. 2, 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
[27, с. 8]; структурный элемент механизма правового воздействия, средство воздействия на правовое сознание и поведение субъектов правоотношений [74, с. 75]; целевое воздействие, направленное на формирование системы нравственно-правовых ценностей личности, обеспечивающей высокий уровень правовой культуры [52, с. 8]; комплексная система мер по интеграции в сознание людей политико-правовых ценностей и политико-правового опыта, реализуемая в целенаправленной деятельности государства, общественных организаций, отдельных граждан с целью формирования позитивного правового сознания граждан [76, с. 279].
Традиционно правовое воспитание рассматривается в широком и узком смысле. По мнению исследователей, в широком смысле правовое воспитание включает в себя воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности [79, с. 81]; всеохватывающий процесс воздействия на сознание воспитуемых объективных условий жизни - ближайшего бытового окружения, учебного или трудового коллектива, личного правового опыта и т. д. [11, с. 24]; общий процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, нравственно-правовой атмосферы [6, с. 4].
Как мы полагаем, в широком смысле правовое воспитание представляет собой правовую социализацию личности, то есть процесс усвоения индивидом правовых знаний и норм, нравственно-правовых ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве правопослушного (нормоправного) члена общества. В процессе правовой социализации человек формируется под воздействием социальных условий (социально-экономические факторы, правовое устройство государства, деятельность органов государственного управления и власти, в том числе правоохранительных, состояние правопорядка в обществе и др.).
В узком смысле правовое воспитание рассматривается как целенаправленное воздействие общества на сознание людей, их нравы, черты характера, образ поведения [79, с. 81]; вид организованного и целенаправленного воздействия на сознание воспитуемых [11, с. 24]; вид общественной деятельности, который выражается в целеустремленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитание правопослушных граждан [6, с. 4]; целенаправленное воздействие на сознание личности, социальных групп и всего общества в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения и правомерное поведение граждан, формирование их правовой культуры [105, с. 9].
Мы считаем, что правовое воспитание в узком смысле - это целенаправленный процесс формирования правосознания личности, направленный на усвоение личностью системы правовых норм, регулирующих юридически значимое поведение, и формирование готовности к их соблюдению.
Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. Его содержание и роль в жизни общества определяется политикой государства. Правовое воспитание имеет социально обусловленную педагогическую цель - формирование правопослушного гражданина, соблюдающего и почитающего правовые предписания общества, содержание (нравственно-правовую информацию), которое необходимо передать с помощью специальных средств, форм и методов трансляции, с учетом определенных закономерностей и принципов, а также объект, предмет и субъект воздействия.
Общим объектом правового воспитания выступает все население страны. Специальным объектом является подрастающее поколение - подростки. Предметом правового воспитания являются психические свойства, образующие индивидуальное правосознание личности и социально-психологические явления, детерминирующие общественное и групповое правосознание.
В происхождении асоциального и противоправного (делинквентного) поведения подростков особенно большую роль играют деформации правового сознания.
Под правовым сознанием личности мы понимаем систему психологических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно- эмоциональной сфере и детерминирующих субъективное отражение норм морали, правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека [118, 119, 124].
Доминирующей функцией правосознания является регулятивная. Правосознание выступает внутренним регулятором социально-правового поведения подростка, неформальных групп, общества в целом.
Правосознание подростка охватывает основные сферы юридически значимого поведения, а также его социальные роли, реализация которых регламентирована правом и предусматривает определенные обязанности и запреты. Так, подросток выполняет различные регулируемые правом социальные роли сына (дочери), ученика, пешехода, свидетеля, пассажира, водителя мотоцикла и т. д.
Можно выделить правосознание личности с нормоправной (правомерной) и противоправной (противоречивой, криминогенной) направленностью поведения.
Нормоправная направленность правосознания выражает обусловленную им личностную предрасположенность к соблюдению нравст
венно-правовых предписаний и волевую устойчивость против совершения противоправных деяний, в том числе устойчивость по отношению к криминогенным обстоятельствам и влияниям. Противоправная направленность связана с наличием деформаций правосознания, выступающих личностными предпосылками противоправного поведения. Правосознание личности нормоправной и противоправной направленности можно с различной степенью детализации дифференцировать в зависимости от уровня сформированное™ в следующем диапазоне: гармонично нормоправное - противоречивое - гармонично противоправное (криминогенное, криминальное). Например, О. Э. Схопчик выделяет следующие уровни правосознания несовершеннолетних: сформированное законопослушное, преобладающе законопослушное, противоречивое и правосознание с криминогенными деформациями [125].
Свойства нормоправного либо противоправного правосознания формируются в процессе правовой социализации, взаимосвязаны между собой и представляют систему. В зависимости от различных условий те или иные свойства могут быть сформированы лучше, чем другие, что обусловливает противоречивость правосознания. В этой связи, например, знание (незнание) правовых предписаний, выступая одним из необходимых условий для адекватной оценки конкретных правовых ситуаций, не является единственным детерминантом нормоправного либо противоправного поведения.
Профилактика и коррекция делинквентного поведения подростков требует знания основных свойств (компонентов) правосознания, существенно детерминирующих социально-правовое поведение индивида.
Проведенный анализ результатов философских, правовых и криминологических, а также психолого-педагогических исследований позволяет выделить ядро правосознания личности - свойства, существенно детерминирующие социально-правовое поведение человека: знание поведения и правовых предписаний; оценочное отношение к закону, правовым предписаниям; оценочное отношение к правоохраняемым социальным ценностям; оценочное отношение к социально-правовому поведению (законопослушному, противоправному и собственному); оценочное отношение к субъектам социально-правового поведения (законопослушному человеку, преступнику и потерпевшему); оценочное отношение к судебно-правовому устройству государства, правоохранительным органам и их деятельности; оценочное отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка; социально-правовые ожидания.
Поскольку одной из задач исследования является изучение элементов правосознания, детерминирующих социально-правовое поведение, надо рассмотреть, с одной стороны, те его свойства, которые играют первоочередную роль в обусловливании нормоправного поведения человека, его готовности соблюдать закон и следовать его требованиям. С другой стороны, важным представляется определение психологических характеристик деформаций правосознания как предпосылок делинквентного поведения.
Рассмотрим базовые структурные компоненты правосознания, существенно детерминирующие социально-правовое поведение человека.
Знание правовых предписаний и запретов. Правовые знания являются значимым элементом правовой подготовленности личности и выступают одним из условий нормоправного поведения. По мнению И. Ф. Покровского, правовые знания являются ядром правосознания [77, с. 24], поэтому важнейшим направлением формирования правосознания лично - сти выступает именно правовая подготовка в учреждениях образования, в рамках досуговых мероприятий, семье, через СМИ и др.
Однако сами по себе правовые знания непосредственно не детерминируют направленность социально-правового поведения. В процессе отражения социально-правовых явлений, правовых норм и требований закона у индивида складываются собственные представления, в которых отраженные явления обретают субъективное значение. Основными видами психологических свойств личности, реализующихся в данных процессах, выступают социально-правовые представления, которые представляют собой разновидность социальных представлений личности, являющихся когнитивными и ценностно-смысловыми образованиями.
Исследования ряда авторов свидетельствуют, что уровень правовой подготовленности существенно не влияет на направленность социально-правового поведения человека. А. Р. Ратинов и Г. Х. Ефремова, эмпирически исследуя правовую подготовку как интеллектуальный компонент сознания, указывает, что общий объем правовой осведомленности в рамках требований, которые определены в качестве необходимых для правомерного поведения, достаточно высок у всех испытуемых и даже несколько выше у преступников и правонарушителей по сравнению с законопослушными гражданами [35, 85]. В совместном исследовании Г. Х. Ефремова и А. Р. Ратинов делают вывод о том, что «преступники имеют наиболее точные представления о тех видах запретного поведения, за которые они сами привлекались к уголовной ответственности; правонарушители уступают им в степени информированности, но также отличаются от законопослушных граждан более специализированными познаниями... Уровень формальных знаний не определяет степени практического владения ими» [85, с. 95-96], и далее: «уровень практического владения юридическими знаниями у лиц с отклоняющимся поведением, во всяком случае, не ниже, а по некото
рым показателям выше, чем у законопослушных граждан» [85, с. 97]. Авторы делают общий вывод: «все группы испытуемых - и законопослушные, и правонарушители, и преступники - очень близки по уровню юридической подготовки» [85, с. 97]. Сходные данные были получены А. И. Долговой, которая эмпирически доказала, что в обыденной жизни люди часто пользуются не знанием закона, а моральными нормами [30, 31]. К таким же выводам пришли и другие ученые [26, с. 120-123].
Результаты эмпирических исследований влияния уровня правовой подготовки на социально-правовое поведение обобщил А. М. Столя- ренко. Он указал на то, что «правомерное поведение личности в определенной степени возможно и при отсутствии знаний в области права, если она находится на высоком уровне социального и психологического развития. Мораль и право неразрывно связаны, и человек, разбирающийся в вопросах морали, которому присущи справедливость, честность, порядочность, стремление к добру, доброжелательность, человечность, ответственность, требовательность к себе и пр., интуитивно угадывает, что справедливо, а что нет, и не допускает нарушений» [81, с. 58].
Отношение к закону, правовым предписаниям. Отношение людей к закону, основанное на нравственных ценностях, выступает стержневым элементом правосознания и может быть отрицательным, противоречивым либо положительным. Не знание тонкостей правовых предписаний, а целостное восприятие права как неприкосновенного института является важнейшим детерминантом законопослушного поведения. Как правило, поведение людей обусловлено не правовыми нормами, а представлениями о нормах права. При этом у гармонично развитой личности представления о нормах права и морали совпадают. В связи с этим М. И. Еникеев рассматривает данную сферу правосознания шире, включая в нее не только правовые нормы, но и общесоциальные: «Фундаментальными факторами социально положительного поведения человека является положительное эмоционально-оценочное отношение личности к общесоциальным нормам» [33, с. 233].
Оценочные отношения к правопослушному и противоправному поведению людей, субъектам социально-правового поведения. Отношение индивида к явлениям правовой действительности, правомерному или противоправному поведению и их субъектам формирует у него представления относительно собственного юридически значимого варианта действий. Восприятие и оценка правового поведения других людей выступает источником собственного правового поведения. Одобрительная оценка определенных видов правонарушений обусловливает собственное правонарушающее поведение и наоборот. В этой связи в целях выявления деформаций правосознания важным является изучение отношения к правомерным и противоправным способам удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций (материальных - отношение к труду на законных основаниях, кражам, воровству; межличностных - поиск компромиссов при конфликте, совершение насильственных преступлений; правомерные либо противоправные способы защиты личных интересов и др.). К данному элементу можно отнести и представление о правовых позициях других людей, так как «для субъекта социального поведения характерна ориентация на других людей, прежде всего на тех, с которыми он себя идентифицирует, которые для него представляют референтную социальную группу» [69].
Отношение к правоохраняемым социальным ценностям. К правоохраняемым социальным ценностям уголовное законодательство относит мирное и безопасное существование человечества; жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы, личные интересы человека, его собственность; уклад семейных отношений; окружающую и природную среду; общественные и государственные интересы (безопасность, здоровье населения, общественный порядок и др.) и т. д. «Личностнозначимыми социальными ценностями также являются моральные свойства социальных отношений, а именно утверждение в обществе и государстве справедливости, взаимопомощи, гуманизма, законности, правопорядка и т. д. Они выступают для индивида важными условиями его социального бытия» [72].
Отношение к правоохраняемым социальным ценностям может быть уважительным, гуманным либо эгоистичным, потребительским, пренебрежительным, неприязненным. Уважительное отношение к социальным ценностям существенно определяет выбор правомерных и морально одобряемых способов взаимодействия с ними. Противоположное отношение прямо не предопределяет склонность субъекта к вредоносным действиям, но характерно для лиц, совершающих противоправные посягательства на них.
Оценочные отношения к судебно-правовому устройству государства, правоохранительным органам и их деятельности, выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка; социальноправовые ожидания. Данные структурные компоненты правосознания выражают отношение к правовому контролю, осуществляемому правоохранительными органами, выявлению ими противоправных деяний и лиц, их совершающих, к применению правовых санкций и мер юридической ответственности, уголовно-исполнительной системе и мерам наказания. Отношение к правоохранительным органам и их деятельности является одним из основных элементов правосознания, детерминирующих социально-правовое поведение людей. При этом характер этих отношений определяет уровень правовой активности граждан в
поддержании правопорядка, степень напряженности во взаимоотношениях населения и власти. «Дело в том, что милиция в глазах населения, с одной стороны, олицетворяет порядок, установленный законом, а с другой - является наиболее „осязаемым“ инструментом власти» [80, с. 49].
Отношение населения к правоохранительным органам и их деятельности определяется представлениями об уровне правопорядка в стране, конкретном регионе; мнением, насколько распространены в обществе те или иные преступные деяния; наличием либо отсутствием у граждан состояния безопасности от преступных посягательств; оценкой морально-деловых качеств сотрудников правоохранительных органов, в первую очередь милиции (добросовестность, отзывчивость, профессионализм, соблюдение законности, уровень коррумпированности и др.); степенью доверия к правоохранительным органам; отношением к выполнению гражданского долга по поддержанию правопорядка (участие в защите правоохраняемых социальных ценностей, пресечение (воспрепятствование) противоправных деяний, изобличение преступников в уголовном процессе в качестве свидетеля, профилактические мероприятия или охрана общественного правопорядка совместно с сотрудниками органов внутренних дел и т. д.); социально-правовыми ожиданиями населения, представлениями об уровне раскрываемости преступлений, реализации принципа неотвратимости наказания.
Социально-правовые ожидания выражают представления о положительных или отрицательных последствиях противоправного поведения, а также успешности законопослушных способов удовлетворения потребностей и интересов, разрешения жизненных проблем. Эти ожидания касаются, с одной стороны, наступления или ненаступления юридической ответственности за совершение противоправных действий (ее неотвратимости или возможности избежать), а с другой - успешности правомерных путей удовлетворения определенных интересов.
Рассмотренные элементы правосознания (ядро) выступают источником для репродукции свойств правосознания, в том числе противоправной направленности, так называемые деформации правосознания.
Деформации правового сознания - это совокупность психологических свойств, детерминирующих искаженное отражение правовой действительности, отрицательное отношение к правовым предписаниям, законности и правопорядку, а также асоциальную направленность поведения индивида или группы.
Искажения отражения правовой действительности опосредованы социальными влияниями, к которым относятся: наличие социально-эко - номических и политических кризисов в развитии общества, низкий уровень экономического благосостояния граждан; неблагополучная семья; негативное влияние референтной группы; формализм в проведении воспитательной и идеологической работы с населением, который способствует формированию в сознании граждан недоверия к органам государственной власти, неуважение к ее представителям; деструктивный информационный поток, транслируемый СМИ и в сети Интернет; низкий уровень педагогического мастерства субъектов правового воспитания (педагоги, сотрудники идеологических аппаратов, органов правопорядка, журналисты и др.) и т. д.
В психолого-педагогической и юридической литературе описаны деформации правосознания, обусловливающие противоправную направленность поведения. Традиционно рассматриваются следующие формы деформации правового сознания личности: правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. При этом выделяют деформации общественного, группового и индивидуального правосознания.
Под правовым инфантилизмом понимается недостаточная сформи- рованность и пробельность правовых взглядов, знаний, установок [75]; правовым нигилизмом - осознанное игнорирование требований закона [8]; правовым фетишизмом - гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в осуществлении социально-экономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей [8, 23]; правовым перерождением - случаи осознанного отрицания законов, сопровождающегося наличием у лица преступного умысла, а также корыстного, алчного [8].
Указанные деформации правосознания не отражают в полной мере его психолого-педагогической сущности. Деформации правосознания личности подростка выражаются в особенностях ее психического склада, специфических характеристиках системы интегративных психических образований, детерминирующих социально-правовое поведение, в социально-правовых ожиданиях личности, а также в социальной неподготовленности личности (отсутствие необходимых профессиональных, социально значимых умений и навыков, несформированность социально одобряемых личностных норм и принципов поведения и т. д.). Исходя из проведенного нами теоретического анализа сущности правового сознания, под деформациями правосознания личности следует понимать совокупность психологических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной сфере, детерминирующих искаженное отражение правовой действительности, а также противоправную направленность поведения.
В зависимости от степени выраженности, представленности свойств, обусловливающих асоциальное поведение, деформации правосознания можно типологизировать на предкриминогенные, криминогенные и криминальные (табл. 3).
Таблица 3
Ядро правосознания личности |
Деформации правосознания |
||
предкриминогенные |
криминогенные |
криминальные |
|
Знание правовых предписаний |
+ |
+/- |
+; +/-; - |
Отношение к закону, правовым предписаниям |
+ |
+/- |
- |
Знание конкретных и реальных представлений о правомерных способах удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем |
+/- |
+/- |
+/-; - |
Отношение к правомерным способам удовлетворения потребностей |
+ |
+/- |
- |
Отношение к преступным способам удовлетворения потребностей |
- |
+/- |
+ |
Отношение к правопослушному поведению |
+ |
+/- |
- |
Отношение к противоправному поведению |
- |
+/- |
+ |
Отношение к законопослушному человеку |
+ |
+/- |
- |
Отношение к преступнику |
- |
+/- |
+ |
Отношение к правоохраняемым социальным ценностям |
+ |
+; +/- |
-; +/- |
Социально-правовые ожидания |
+ |
+; +/- |
-; +/- |
Отношение к органам правопорядка |
+ |
+/- |
- |
Отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка |
+/- |
+/- |
- |
Носитель предкриминогенных деформаций правосознания отличается преобладанием правопослушной направленности поведения, правомерных взглядов, убеждений и ожиданий; личной неприемлемостью противоправного способа удовлетворения потребностей, интересов и притязаний; достаточным уровнем знаний правовых предписаний и запретов, необходимых для того, чтобы умышленно не нарушать закон; однозначно уважительным отношением к закону.
Признаки предкриминогенных деформаций правосознания: отсутствие конкретных и реальных представлений о правомерных способах удовлетворения потребностей в сфере материального обеспечения жизни (подросток выражает правомерные представления о том, как обеспечивать свою жизнь и жизнь близких людей материальными благами: необходимо учиться, получить профессию, трудиться, нельзя воровать, обманывать других и т. д., однако его взгляды носят общий, поверхностный характер, без реальных и детальных представлений о том, что необходимо для получения соответствующей трудовой специальности, чем конкретно будет заниматься данный труженик, сколько денег зарабатывать, как повысить заработанную плату); взаимодействия с другими людьми (разрешение конфликтных ситуаций), обеспечения собственных прав и интересов, прав и интересов других людей (ребенок стремится разрешать конфликтные ситуации, не причиняя вред другим, не нарушая нравственные и правовые нормы, однако у него отсутствуют конкретные представления, как налаживать взаимоотношения, например, с одноклассниками, строить с ними гармоничные дружеские отношения; не знает реальных способов выхода из сложной межличностной ситуации, например во взаимоотношениях с учителем; как правило, это приводит к вынужденному одиночеству, доминирующему состоянию тоски, грусти, печали, тревоги; наибольшей угрозой выступает незнание подростком правомерных стратегий поведения в криминогенно опасной ситуации, например, в случае совершения товарищами противоправного или безнравственного поступка, издевательства, насилия, включая сексуальное над одноклассником); развлечения и досуга (проведение свободного времени) (подросток выражает искреннее неприятие к употреблению наркотиков, иных психотропных препаратов, осуждает ребят, принимающих алкоголь, курящих; вместе с тем ребенок не умеет занять себя в свободное время; особую опасность представляет незнание правомерных способов поведения в криминогенно опасной ситуации: не представляет, что сказать ребятам, которые могут предложить употребить наркотические вещества, например спайс; серьезно осложняет ситуацию отсутствие волевой решимости противостоять данному криминальному воздействию со стороны окружающих);
несоответствие правомерных жизненных притязаний объективным и субъективным возможностям субъекта (ставятся завышенные жизненные цели, не подкрепленные необходимыми личностными качествами (например, ребенок мечтает стать космонавтом, не прилагая к этому никаких волевых усилий: в школе успеваемость слабая, учиться не хочет, физкультурой не занимается, посещать спортивные секции отказывается); деформации правосознания данного типа могут быть обусловлены завышенными (гипертрофированными) потребностями (постоянное требование от родителей большей суммы карманных денег, дорогих вещей и предметов), неадекватным стремлением приобрести престижный статус в учебной группе (известность, влиятельность), самовыражением (переживание самодовольства от обращения на себя внимания других людей), самоутверждением, побуждающим к рискованным действиям, не соотносимым с разумной необходимостью, совершаемым вопреки социальным нормам);
отсутствие бескорыстной готовности оказывать помощь органам государственной власти в поддержании правопорядка в обществе (демонстрация готовности принять участие в расследовании преступления в качестве свидетеля только при определенных условиях - материальном вознаграждении, освобождении от учебных занятий, предоставлении определенных льгот и поблажек и др.).
Наличие вышеуказанных проявлений предкриминогенных деформаций правосознания свидетельствует о недостаточной антикриминальной устойчивости личности, что выступает одним из существенных условий вовлечения подростка в противоправную деятельность.
Носитель криминогенных деформаций правосознания сочетает положительные и отрицательные представления о явлениях правовой действительности, а также признаки девиантного (отклоняющегося) поведения.
Признаки криминогенных деформаций правосознания: недостаточный (пробельный, фрагментарный) уровень знаний правовых норм и запретов, необходимых для реализации своих основных прав и обязанностей; отсутствие понятных и конкретных представлений об уголовной или административной ответственности за те или иные правонарушения, что может способствовать совершению неумышленных и умышленных правонарушений (например, 16-летний подросток, не предполагая о возможном наказании, может сообщить ложную информацию о заложенной в школе взрывчатке, что является основанием для привлечения его к уголовной ответственности);
двойственное отношение к закону: с одной стороны, уважительное отношение к закону, с другой - убежденность в том, что отдельные правовые требования не справедливы, не обязательны для исполнения (например, оплата проезда в общественном транспорте);
незнание правомерных способов удовлетворения потребностей, решения жизненных проблем, обеспечения собственных прав и интересов (криминогенные деформации правосознания выражаются в представлении о сложности и проблемности правомерных способов, которые требуют больших усилий и затрат по сравнению с противоправными; преступные способы удовлетворения потребностей, воспринимаемые как «неправильные», считаются более легкими и простыми, не требующими существенных усилий);
отрицательное отношение к отдельным сторонам правопослушного образа жизни, добросовестному труду или учебе в школе; эгоистичное, потребительское отношение к другим людям (ученик может награждать одноклассников-отличников негативными эпитетами, распространять сплетни и небылицы о них; более слабых эксплуатировать в личных интересах);
положительное (оправдательное) отношение к отдельным сторонам преступного образа жизни, отдельным преступлениям (подросток может демонстрировать спокойное отношение к правонарушающему поведению со стороны своих товарищей, которые издеваются над сверстником; в последующем при наступлении ответственности может оправдывать друзей, по принципу «Он первый начал!»; принятие некоторых норм и традиций криминальной субкультуры, «воровских законов» (например, в среде подростков, которые в целом выражают правопослушную направленность поведения, может культивироваться запрет на сотрудничество с органами правопорядка, использоваться в разговорной речи криминальный жаргон, приветствоваться нанесение татуировок с криминальным смыслом (аксельбант на предплечье, перстень на фаланге пальца и т. д.);
представления о том, что значительная часть преступников избегают ответственности либо это достаточно легко сделать, совершив правонарушение (данный признак криминогенных деформаций свидетельствует о неверии в неотвратимость наказания);
неаргументированное отрицательное отношение к деятельности органов внутренних дел, судов; нежелание оказывать им помощь в поддержании правопорядка в обществе.
Девиантное поведение подростков с криминогенными деформациями правосознания проявляется в провинностях, нарушающих нравственные, общепринятые нормы поведения (прогул учебных занятий, побег из дома, бродяжничество, оскорбление учителей, товарищей, общение с антисоциальными (криминальными) компаниями и др.).
Криминальные деформации правосознания выражаются в наличии отрицательных социально-правовых взглядов, убеждений и ожиданий, а также склонностей к совершению правонарушений.
Признаки криминальных деформаций правосознания: отрицательное отношение к закону (правовые требования воспринимаются как вредные и ненужные для людей (данное отношение наиболее выражено, например, в среде подростков, исповедующих экстремистские, анархические взгляды, «воровские законы»); правовая система государства, нравственно-правовые нормы и требования общества воспринимаются как несправедливые, защищающие только власть, а не человека, необязательные для исполнения);
значительная часть людей воспринимаются как неуважительно относящиеся к закону, уклоняющиеся от соблюдения требований правовых предписаний («Все чиновники воры!» или «У нас в школе никто не готовит домашние задания!»);
неуважительное (отрицательное) отношение к правомерным способам удовлетворения материальных потребностей, решения жизненных проблем, межличностных конфликтов, обеспечения собственных прав и интересов; представления о невозможности законно удовлетворять потребности, интересов и притязаний (правопослушный образ жизни воспринимается как неприемлемый, невыгодный, неправильный);
противоправное поведение воспринимается как нормальное, выражается положительное отношение (выгодное, правильное) к преступному образу жизни;
принятие и культивирование норм и обычаев криминальной субкультуры, «воровских законов» (положительное отношение к лицам, ведущим преступный образ жизни, стремление завоевать криминальный авторитет, оправдательное отношение большинства преступлений; преступник наделяется положительными волевыми и моральными качествами (смелый, удачливый, справедливый, готовый к самопожертвованию за товарищей - «братву»), его судьба преподносится как достойная уважения; распространение криминальных песен («блатной шансон»), жаргона («блатная феня»), татуировок («масти»), прозвищ («погоняла»)).
Криминальная субкультура выполняет регулятивную функцию в антисоциальных сообществах. В этой связи педагогам необходимо знать, какие криминальные нормы, обязанности и запреты наиболее распространены в среде несовершеннолетних правонарушителей: всегда и везде оказывать поддержку преступникам («бродягам», «шпане», «пацанам»); препятствовать установлению представителями органов государственной власти (в контексте данной публикации - администрации учреждения образования) должного правопорядка; стойко переносить дисциплинарные наказания; соблюдать обязательства и договоренности; поддерживать справедливость в отношениях; рассчитываться за проигрыш в карты или другие азартные игры и добиваться возвращения карточного долга (долг прощать нельзя); пополнять общую кассу («общак»); пополнять ряды несовершеннолетних правонарушителей, готовить молодое пополнение; делиться информацией, значимой для избежания уголовной ответственности с преступниками, которых это касается; хранить тайну общего дела; отвечать за обвинения, оскорбления и поступки; расправляться с теми, кто допустил незаслуженное обвинение или оскорбление («смыть кровью»); давать объяснение своим поступкам на сборе представителей криминальной элиты («сходке»).
Основными запретами по «воровским законам» являются: сотрудничество с работниками правоохранительных органов, администрацией учреждения образования в целях обеспечения должного правопорядка (жалобы на их действия писать допустимо); незаслуженное (недоказуемое) оскорбление или обвинение представителей элитной касты («бродяг», «шпаны», «пацанов»); беспричинная расправа («беспредел»); распространение информации о жизни сотоварищей с работниками правоохранительных органов, учителями и др.; воровство у «своих» (правонарушителей); проявление слабости характера и др.
Криминальная субкультура предполагает также такой обычай, как проверка новичков («прописка»), например, в классе на умственные способности, умение постоять за себя, надежность, а также на отрицательные склонности, в том числе к гомосексуализму.
Центральной характеристикой криминальных деформаций правосознания личности выступает наличие личностной приемлемости преступных способов удовлетворения определенных потребностей либо разрешения жизненных проблем.
Противоправное поведение подростков с деформациями правосознания проявляется в проступках, нарушающих правовые нормы общества (хулиганство, издевательство над другими людьми, вымогательство (денег, предметов, одежды и т. д.), угон велосипедов и мотоциклов, мошенничество, спекуляция, кражи, нанесение телесных повреждений, сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия, эксгибиционизм и др.) и т. д.).
Знание содержания правосознания, его деформаций необходимо для постановки дифференцированных психолого-педагогических задач правового воспитания. Так, в отношении личности, сформированной в духе законопослушного поведения, задачи должны быть направлены на укрепление позиции на правопослушный образ жизни, активное участие в защите правопорядка, конкретизацию правомерных способов удовлетворения потребностей и интересов. В отношении лиц, отличающихся криминогенными и криминальными деформациями правосознания, задачи должны быть направлены на устранение свойств, их образующих (исправительный аспект), и образование свойств, детерминирующих правомерную ориентацию поведения, антикриминальную устойчивость личности, готовность к правомерному решению жизненных проблем в различных сферах жизнедеятельности (формирующий аспект).
Свойства правосознания личности (ядро), с одной стороны, являются предметом их формирования (образования) в процессе правового воспитания, а с другой - профилактики и коррекции, если они образуют деформации правосознания.
Для выработки целей правового воспитания следует исходить из того, что правосознание охватывает три сферы юридически значимого поведения человека (материальное обеспечение, общение с другими людьми, развлечение и досуг), а также социальные роли, реализация
которых предусматривает правовые обязанности и запреты (гражданин, патриот, труженик, семьянин и др.). Основываясь на содержании правосознания личности, сформулируем цели правового воспитания: формирование патриота, добросовестно выполняющего свой долг по защите отечества, других людей, в том числе от преступных посягательств, активно поддерживающего правопорядок; отличающегося готовностью в любой момент стать на защиту Родины;
формирование гражданина (члена общества), уважительно относящегося к нравственно-правовым предписаниям общества, другим людям, природе, чужой собственности, отличающегося совестливостью, терпимостью, уживчивостью; способного жить в коллективе и учитывать его интересы; способного к самоограничению; демонстрирующего благопристойное поведение в сфере отдыха и развлечений;
формирование профессионала-труженика, считающего труд основным источником материальных благ; стремящегося максимально качественно исполнять профессиональные обязанности; отличающегося приоритетом духовных ценностей над материальными, бескорыстием, душевной широтой и щедростью, нестяжательством;
формирование семьянина, добропорядочного родителя, любящего детей и использующего педагогически адекватные приемы воспитания; преданного супруга и заботливого сына (дочери).
Данные цели должны пронизывать всю систему государственной политики в сфере правового воспитания, образовательный процесс учреждений образования всех уровней, пропагандироваться СМИ, гражданским обществом. Центральной идеей государственной идеологии в сфере нравственно-правового воспитания человека должна быть аксиома «нельзя жить в обществе и быть свободным от общества».
Правовое воспитание должно быть направлено на формирование готовности личности к правомерному поведению в различных сферах жизнедеятельности, выполнению определенных социальных ролей, а также на формирование (укрепление) антикриминальной устойчивости личности. Данная стратегия предполагает устранение деформаций правосознания, формирование свойств, выступающих детерминантами законопослушного поведения, в том числе готовности поддерживать правопорядок, противодействовать совершению противоправных деяний другими людьми.
Для достижения целей правового воспитания необходимо решение комплекса психолого-педагогических задач, основанных на знании структурных элементов правосознания личности. Данные задачи должны быть направлены на формирование в личности воспитанника: необходимого уровня правовых знаний; уважительного отношения к закону; положительного отношения к законопослушному человеку и негативного - к преступнику; личностной приемлемости правопослушного поведения и неприятия преступного образа жизни; уважительного отношения к правоохраняемым социальным ценностям; уважительного отношения к органам государственной власти, в том числе правоохранительным; гражданской активности, направленной на поддержание правопорядка в обществе; адекватных социально-правовых ожиданий.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |