На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика правонарушений Педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних - Социальные условия и влияния в формировании противоправного поведения подростка
Педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних - Социальные условия и влияния в формировании противоправного поведения подростка
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика правонарушений
Индекс материала
Педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Социальные условия и влияния в формировании противоправного поведения подростка
Методологические основания педагогической профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Психолого-педагогические задачи профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Все страницы

 


2. Социальные условия и влияния в формировании противоправного поведения подростка


Совершение преступления происходит в силу личностных свойств подростка. Вместе с тем, как известно, личность - это социальная характеристика человека, то есть свойства формируются в процессе социализации под воздействием социальных условий и влияний. Криминогенные свойства личности являются также результатом социализации [54, 57, 58, 73, 85, 87].
К основным социальным условиям и влияниям в формировании личности и социально-правового поведения относятся: социальноэкономические условия; деятельность органов государственной власти, в частности органов правопорядка; государственная политика в сфере нравственно-правового воспитания; деятельность учреждений образования; СМИ, интернет; семья и неформальная (референтная) группа.
Важнейшей составляющей социально-экономических условий жизни людей (уровень их материального, образовательного, культурного расслоения и т. д.) выступает наличие в обществе возможностей для социально приемлемого удовлетворения потребностей, интересов и притязаний, достижения жизненных целей и планов, разрешения жизненных и личных проблем (потребности материального характера, отдых и развлечения, безопасность от преступных посягательств, социальная справедливость; уважение личного достоинства и личных интересов со стороны других людей и государства, решение жизненных проблем в сфере межличностного общения, разрешение конфликтов, споров и др., самоактуализация, достижение профессиональных целей, реализация профессиональных умений и навыков и т. д.).
Чем меньше в обществе возможностей для удовлетворения указанных потребностей и выше уровень расслоения населения, тем ниже уровень его нравственного и правового сознания, тем выше риск формирования девиантного поведения у подрастающего поколения.
Эффективность, обоснованность и справедливость деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных, будет способствовать формированию правопослушного правосознания подростков, если в обществе доминирует мнение об эффективности работы местных и республиканских исполнительных и законодательных органов, их заботе о человеке, отсутствии масштабных коррупционных проявлений среди чиновников, своевременности и справедливости принимаемых решений. Правоохранительная деятельность также способствует формированию правосознания, укреплению правопорядка в среде несовершеннолетних, если обеспечивается реализация принципа неотвратимости наказания, эффективно раскрываются и расследуются правонарушения, правосудие осуществляется открыто и доступно гражданам, органы правопорядка тесно взаимодействуют с населением и гражданским обществом. В результате граждане станут активно участвовать в поддержании правопорядка: выступать свидетелями правонарушений, оказывать помощь в раскрытии преступлений, пресекать определенные нарушения правопорядка и др. И наоборот, деятельность органов управления, оцениваемая людьми как несправедливая, коррумпированная, нечестная, не реализующая принцип неотвратимости наказания и т. д., будет формировать в правосознании граждан негативное отношение к власти и государству в целом, что, в свою очередь, выступает предпосылкой формирования девиантного поведения.
Важнейшей функцией любого государства является культивирование через органы управления, учреждения образования, СМИ, институты гражданского общества определенной системы ценностей (идеология), являющейся условием его существования. При этом государство не может эффективно функционировать без формирования в гражданах готовности вести социально приемлемый образ жизни, удовлетворять потребности, разрешать жизненные проблемы и конфликты в рамках морали и законопослушными способами. Объектом государственной политики (идеологии) в сфере нравственно-правового воспитания выступает все население страны, предметом воздействия - нравственное и правовое сознание личности [19, 50, 61, 62, 128, 136].
В настоящее время содержание государственной политики в сфере нравственно-правового воспитания определено Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-З и Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З. Так, Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» одной из мер общей профилактики правонарушений предусматривает правовое просвещение граждан (ст. 10). В ст. 2 Кодекса Республики Беларусь об образовании последним пунктом ч. 1 указано, что одним из основных направлений государственной политики в сфере образования является «обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия». Данные положения развиваются в ч. 5 ст. 18 кодекса. Законодательно регламентированное содержание воспитания охватывает отдельные компоненты правовой сферы личности и направлено на формирование уважительного отношения к основным правоохраняемым социальным ценно- стям , повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан. Вместе с тем декларируемые задачи не подкреплены соответствующим механизмом реализации: что и как необходимо делать в целях формирования правосознания личности в духе уважения к закону.
Важнейшая роль в нравственно-правовом воспитании принадлежит СМИ. Основным механизмом реализации государственной политики в сфере правового воспитания выступает процесс формирования СМИ общественного мнения, в основе которого - целенаправленное планомерное предоставление реципиенту определенным образом обработанной информации, создающей нужные государству мировоззренческие ориентиры, взгляды и убеждения.
Как свидетельствуют результаты проведенного нами эмпирического исследования [114, 115, 119, 121], в настоящее время именно интернет и телевидение наиболее сильно оказывают влияние на формирование правосознания личности. Проведенный анализ позволяет говорить о соответствии содержания информационной политики государства нравственно-правовым ценностям, ее направленности на формирование положительных представлений о законопослушном человеке, деятельности правоохранительных органов (в основном, милиции и суда), правовое информирование граждан, а также профилактику правонарушений, формирование негативного образа преступника, человека, ведущего противоправный образ жизни.
Вместе с тем содержание информационного потока, как правило, не ориентировано на формирование конкретных и понятных законопослушных моделей поведения в различных сферах жизнедеятельности. Они не раскрывают привлекательно правомерные способы удовлетворения потребностей материального характера, взаимодействия с другими людьми, развлечения и проведения свободного времени, досуга. Почти отсутствуют убеждающие материалы о том, что правопослушные способы решения жизненных проблем являются единственно возможными. Крайне редко даются четкие, конкретные, понятные и, главное, реальные разъяснения, как поступать и вести себя, не нарушая
1 Уголовное законодательство Республики Беларусь к основным правоохраняемым социальным ценностям относит: человечество (его мирное сосуществование), общественные и государственные интересы, жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы, личные интересы и собственность человека, уклад семейных отношений и др.
закон, в сложных жизненных ситуациях (например, межличностный конфликт, нехватка денег, невозврат долга, криминогенные ситуации в общественных местах и др.). Нередко материалы СМИ формируют убеждения о сложности удовлетворения своих потребностей, защиты прав и интересов правомерными способами, невозможности их законного удовлетворения либо это возможно, но потребует больших усилий и затрат по сравнению с противоправным способом.
Очень редко встречаются материалы, направленные на формирование антикриминальной устойчивости личности, умению говорить «нет» на призыв к совершению криминального действия. При огромном массиве материалов в СМИ антиалкогольной и антинаркотической направленности, информация об альтернативных стратегиях поведения чаще всего сводится к указанию телефонов доверия, служб спасения и др., то есть преимущественно речь идет о проблемах зависимых людей, а не о вопросах предупреждения употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения.
Крайне недостаточно материалов, которые бы отражали социальную значимость оказания гражданами помощи правоохранительным органам в раскрытии и расследовании преступлений, поддержании правопорядка.
Интернет становится неотъемлемой частью жизни подростков. Абсолютное большинство детей, начиная с 10-летнего возраста, почти ежедневно посещают глобальную сеть. По данным лаборатории Касперского, в 2018 г. в 37 % случаев они посещали веб-ресурсы, предоставляющие доступ к программному обеспечению, видеоаудиоконтенту, 32 % - социальные сети, 20 % заходили на порталы, связанные с электронной коммерцией. При этом в 3 % случаев подростки заходили на сайты связанные с алкоголем, табаком и наркотическими веществами, в 2 % - с нецензурной лексикой и в 1 % - с контентом порнографического и эротического характера1.
Нередко в сети Интернет распространяется откровенно деструктивная и даже криминальная информация. Опасность распространения криминальной информации в социальных сетях сопряжена с эффектом психологического заражения. Исследователи отмечают, что восприятие окружающей действительности у девиантной личности представлено картинкой «мне плохо на душе потому, что вокруг плохие люди, которые конкурируют со мной, я веду себя с ними так же плохо, как они, я такой же плохой, потому, что мне плохо на душе, ведь вокруг
меня плохие люди» (и по новому кругу спирали психического). Этот эффект за короткое время может охватить значительное количество пользователей социальных сетей [129, с. 126].
Именно интернет сегодня стал основным средством незаконного распространения наркотических средств. Основными способами осуществления незаконных операций по приобретению или сбыту наркотиков с использованием сети Интернет являются «закладки» (оплата наркотического средства осуществляется при помощи электронных платежей с последующим сообщением покупателю места, где расположен тайник с наркотиком). Использование электронных платежных систем Webmoney, «Яндекс. Деньги» существенно затрудняет возможность выявления наркопреступлений, не позволяет проследить связь между поставщиком и потребителями наркотиков. Криминальную сделку могут совершать лица, которые лично не знакомы и не обладают информацией друг о друге, находящиеся не только в разных регионах, но и в разных государствах, где действует различное законодательство [60, с. 47].
В сети Интернет встречаются также рекламные объявления о продаже марихуаны, синтетических стимуляторов амфетаминового ряда. Программные средства мониторинга социальных сетей позволили обнаружить ряд видеофрагментов, касающихся процесса изготовления и употребления наркотических средств, в основном курительных смесей. Ряд ссылок, имеющихся в социальных сетях, ведет на тематические форумы, посвященные употреблению и продаже наркотиков. Несмотря на то что такие интернет-ресурсы вносятся в перечень запрещенных сайтов и доступ к ним ограничивается, ссылки на них могут открываться и с использованием анонимайзеров, то есть средств для сокрытия информации о компьютере или пользователе в сети от удаленного сервера, либо при помощи браузера Tor. Только за один год только одним российским исследователем было выявлено 1 114 фактов распространения экстремистских материалов и 789 фактов рекламы, пропаганды или распространения наркотиков в социальных сетях [106, с. 18].
В настоящее время сеть Интернет становится площадкой и средством совершения преступлений. В. С. Соловьев провел эмпирическое исследование [106], в результате которого установил, что 83,3 % пользователей сети встречались с материалами экстремистского характера. С информацией, унижающей и оскорбляющей людей по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности или отношения к религии, сталкивались в социальных сетях 68 % респондентов. Наибольшая интенсивность встреч с материалами экстремистского содержания зафиксирована среди несовершеннолетних респондентов (40 % несовершеннолетних пользователей сталкиваются с такими материалами часто). Информацию, призывающую к насилию в отношении людей по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности либо отношения к религии, встречали при пользовании социальными сетями 51,6 % опрошенных, с пропагандой идей исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии сталкиваются при пользовании социальными сетями 58,4 % опрошенных, с попытками склонения, вовлечения, вербовки людей в социальных сетях для участия в реальных террористических или экстремистских объединениях либо совершаемых ими деяниях (например, вербовки в организацию «Исламское государство») - 27,7 % пользователей.
51,9 % инернет-пользователей находят информацию, пропагандирующую употребление наркотиков, рассказывающую о способах изготовления, рецептах запрещенных веществ, содержащую рекламные объявления о продаже наркотических средств. Из них 19,3 % сталкиваются с подобной информацией часто, 35,8 % - время от времени и 44,9 % - в единичных случаях. Каждый десятый пользователь часто встречается с информацией пронаркотического характера в социальных сетях. В наибольшей степени подобные материалы встречают респонденты, имеющие профили более чем в шести социальных сетях.
60,5 % респондентов сталкивались с рекламой услуг сексуального характера (проституции), информацией о приеме на работу лиц, желающих оказывать коммерческие сексуальные услуг. 56,2 % пользователей сети встречают фотовидеоматериалы порнографического характера с изображением несовершеннолетних (11,9 % респондентов указали на то, что часто встречают такие материалы в социальных сетях). С попытками совершения мошеннических и иных действий, направленных на хищение денежных средств (блокировка страницы с требованием прислать платное смс-сообщение, ссылки на баннеры, блокирующие работу компьютера, просьбы прислать реквизиты банковской карты и т. п.), сталкивались 82,9 % пользователей социальных сетей (24,7 % респондентов подвергались таким попыткам часто, 36,8 % респондентов - время от времени, 38,5 % - в единичных случаях). Доля лиц, часто подвергающихся попыткам мошеннических действий, среди общего числа опрошенных пользователей составляет 20,5 %. Наибольшая вероятность подвергнуться мошенническим действиям в социальных сетях существует у женщин (почти каждая четвертая пользовательница подвергалась попыткам совершения таких действий), несовершеннолетних пользователей (каждый третий несовершеннолетний пользователь социальных сетей сталкивался с мошенническими действиями).
Наибольшей криминальной пораженностью, представленностью криминального контента отличаются социальные сети «ВКонтакте»,
«Живой журнал» и Twitter, а также видеохостинги YouTube и RuTube. При этом, распространение материалов, рекламирующих и продающих наркотики в социальной сети Twitter происходит в 9,9 раза эффективнее, чем в «Живом журнале», и в 21,6 раза эффективнее, чем в социальной сети «ВКонтакте» [106, с. 15].
Широко представлены в сети Интернет также такие криминальные явления, как распространение клеветнических материалов, деятельность религиозных сект, школьное и иное подростковое насилие, угрозы пользователям, взлом аккаунтов, мошенничество.
16-летний Дмитрий Б. после ссоры с девушкой Татьяной К. на почве конфликта с ней и ее братом создал в социальной сети «ВКонтакте» персональную страницу от имени Татьяны К., озаглавив ее «Татья Лизби», и разместил на ней заведомо ложную, вымышленную информацию, позорящую Татьяну К., выставив ее девушкой нетрадиционной ориентации, оказывающей платные сексуальные услуги. Затем разместил на данной странице видеофильмы порнографического характера для общего просмотра.
Дмитрий Б. воспитывался матерью, учился посредственно, увлечений не имел, поддерживал дружеские отношения со сверстниками, состоящими на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. В сети Интернет проводил, с собственных слов, 6-8 ч в день.
Суд приговорил Дмитрия Б. виновным в хранении с целью распространения и рекламирования порнографических материалов, публичной демонстрации видеофильмов порнографического содержания, совершенном с использованием глобальной сети Интернет и на основании ч. 2 ст. 343 УК Республики Беларусь назначил наказание - 2 года и 2 месяца, признал виновным в распространении заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (клевете), размещенной в глобальной сети Интернет, и на основании ч. 2 ст. 188 УК Республики Беларусь назначил ему наказание - 2 месяца ареста. По совокупности преступлений назначил Дмитрию Б. наказание в виде лишения свободы на 2 года и 2 месяца. В соответствии со ст. 77 УК Республики Беларусь исполнение назначенного ему наказания отсрочено на 2 года.
В сетевом пространстве начинает распространяться и пропагандироваться криминальная субкультура [24]. Наиболее ярким примером такого рода субкультурной экспансии является распространение в сети Интернет движения АУЕ (арестантский уклад един, арестантское урка- ганское единство). Смысл идеологии АУЕ заключается во включении подростков в традиционную криминальную субкультуру посредством создания неформальных подростковых организаций, в основе которых лежит соблюдение норм криминальной субкультуры («понятий»), содержание «общака», внутригрупповой стратификации (смотрящие, опущенные и т. п.), а также кураторство взрослых представителей криминальной среды. Страницы и группы в социальных сетях с соответствующим контентом набирают сотни тысяч подписчиков , среди которых основную долю составляют несовершеннолетние. В интернетпространстве такие сообщества не всегда открыто пропагандируют криминальную идеологию. Часто она транслируется косвенно, как бы невзначай. Контент таких сообществ насыщен различными темами, сквозь которые проступает криминальная идеология и культура. Он отличается высоким качеством исполнения. Это выполненные с использованием последних PR-технологий изображения, видеоаудиоматериал, тексты, записи, статусы и т. п.
Продуцируясь в социальных сетях Интернета, такая разновидность криминальной субкультуры выходит за пределы интернет-пространства и объективируется в деятельности многочисленных, но объединенных общим идеологическим компонентом молодежных (подростковых) криминализованных движений.
Важнейшей воспитательной функцией семьи является «формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы общежития и поведения» [55, с. 343].
По мнению Л. С. Выготского, патология подросткового периода не является фатальной, она обусловливается не столько теми перестройками, которые происходят в физических и нервно-психических сферах подростка, сколько аномальными условиями предшествующего ему воспитания и развития. Избыток или недостаток внимания к нему со стороны родителей, неправильное воспитание вообще - все это подготавливает почву для трудностей. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, называемое «девиация». Подростковый возраст - один из важнейших и одновременно очень сложных периодов в становлении личности, девиантное поведение подростка и его последствия могут существенно повлиять на развитие личности [21]. Л. И. Божович указывает на то, что нельзя рассматривать процесс социализации как усвоение только социально одобряемых образцов общественного человеческого опыта. Такие образцы могут быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, устаревшие традиции, отрицательные качества личности. В связи с этим девиантное поведение личности может стать результатом усвоения негативного социального опыта в процессе социализации [13].
Еще в 1937 г. А. С. Макаренко сказал: «Не только среда виновата в том, что дети становятся преступниками, а первую очередь виноваты плохие родители и плохие педагоги. Преступники растут не только в малообеспеченных и бедных семьях, но и в хорошо обеспеченных богатых семьях. Преступления совершают и выходцы из богатых семей. Все преступники, как малолетние, так и взрослые - все они воспитывались и росли в семьях, ходили учиться в школы. Значит, дело не только в объективных тяжелых условиях жизни, но прежде всего в субъективных - в неправильном воспитании детей» [93].
Только в благополучной семье возможно формирование здоровой личности ребенка и, следовательно, правопослушного правосознания личности. А. Г. Сапрунов в результате эмпирического исследования приходит к выводу, что «позиции ближайшего окружения - прежде всего семьи - являются решающим фактором формирования уровня правосознания подрастающего поколения, вследствие чего семейное неблагополучие создает предпосылки повышения влияния на подростка социально негативно направленных неформальных групп» [90, с. 119].
Для того чтобы определить, какие семейные факторы негативно влияют на формирование личности подростка, необходимо рассмотреть содержание благополучной семьи. Понятие «благополучная семья» можно охарактеризовать посредством четырех базовых факторов.
Во-первых, благополучная семья отличается наличием эмоционально-позитивных отношений между родителями. Особый вред формирующемуся правосознанию личности ребенка оказывают отрицательные отношения между супругами, проявляющиеся в форме межличностной отчужденности, отсутствия общих интересов, увлечений, угасшего чувства любви и уважения друг к другу, не говоря уже о семейных скандалах, оскорблениях, драках и т. д. Как указывают российские исследователи, подростки из семей, где встречается супружеская неверность, в 10 раз чаще становятся правонарушителями [65, с. 20].
Во-вторых, благополучная семья безупречна с точки зрения нравственно-правового поведения родителей. Учитывая, что главным методом воспитания в семье является пример, родители должны быть образцом подражания для своих детей. Аморальное поведение родителей (развращенность, пьянство, тунеядство, совершение правонарушений и др.) является антипримером того, как нужно жить. Подобное поведение родителей становится определенным паттерном поведения, который формируется в правовом сознании ребенка. Очень важно, чтобы словесное воздействие родителей не противоречило их собственному поведению. Нередко под внешним благополучием семьи скрывается ее аморальная или даже противоправная направленность. Негативным фактором в формировании правосознания личности выступает демонстрация родителями эмоционально-позитивных отношений, а на самом деле в основе их отношений лежит безразличие (неприятие, неуважение, ненависть и др.). Двуличие, лицемерие формируют чувство отчужденности и повышенной тревожности у ребенка. Если снижается авторитет родителей, то в правовом сознании ребенка формируются иные идеалы и авторитеты.
В-третьих, в благополучной семье присутствуют эмоциональнопозитивные отношения «родители - ребенок». Отсутствие эмоционального контакта с ребенком (хотя бы одного из родителей), а в крайнем случае, отвержение ребенка, формируют в его сознании чувство отчужденности, страх смерти, повышенную тревожность, неуверенность в себе. В этой связи важным представляется вывод, сделанный Ю. М. Антоняном, Н. И. Еникеевым и В. Е. Эминовым: «Отсутствие или значительное сужение эмоциональных контактов ребенка с матерью и отцом, отвергание его одним из родителей и особенно обоими есть психологическое отчуждение индивида, закладывающее начало дальнейшей дезадаптации. Отвергание в детстве представляет собой и социальное отчуждение, порожденное конкретными отношениями, сложившимися в этой малой социальной группе. Следовательно, дезадаптация, наблюдаемая у многих преступников, имела социальное происхождение. Здесь мы руководствуемся одним из основных принципов психологии: каждая психическая функция, прежде чем стать интрапсихической (внутренней, присущей личности), первоначально является функцией интерпсихической (межличностной). Этот принцип положен в основу одной из центральных идей: криминологически значимые психологические особенности имеют свои корни в характере ранних внутрисемейных отношений» [5, с. 78].
И в-четвертых, адекватные педагогические методы воспитания ребенка - залог формирования здоровой в нравственно-правовом отношении личности. Для того чтобы уметь воспитывать детей, родители сами должны быть социально подготовлены к данной роли, обладать достаточным интеллектуальным и духовным уровнем развития. Родители должны четко представлять себе цели воспитания, у них должны быть единые педагогические требования, общая стратегия воспитания. Пренебрежение нравственным и интеллектуальным воспитанием детей, гиперконтроль, безнадзорность, отсутствие контроля, безнаказанность, невежество родителей, несогласованность и непоследовательность в действиях родителей, насилие, неумение организовать досуг детей, отсутствие воспитания как такового являются основными источниками формирования дефектов правового сознания личности. Результаты исследований свидетельствуют, что в семьях правонарушителей в 3/4 случаев преобладает «потребительское» воспитание, а в 3/5 -
господствует атмосфера безнаказанности, в 9-10 раз чаще процветает насилие и жестокость [65, с. 20-23].
Отсутствие одного из четырех факторов в семье превращает ее в неблагополучную. С.А. Беличева к неблагополучной семье относит: криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска; аморально -асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями; конфликтные (отчужденные) семьи, в которых отсутствуют эмоционально-позитивные отношения «родители - дети»; педагогически несостоятельные семьи, в которых доминируют антипедагогические методы воспитания [10]. Неблагополучная семья может сочетать в себе несколько деструктивных факторов.
Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы не о воспитании даже, а просто об элементарном содержании детей часто находится под угрозой. Такие дети относятся к категории социальных сирот (сирот при живых родителях), которых, как правило, ждут побеги из дома, раннее бродяжничество, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных группировок.
К асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу «цель оправдывает средства». Внешне обстановка в таких семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на внешнюю респектабельность, своими искаженными моральными представлениями тоже оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.
Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений членов семьи, так и «тихими», где отношения характеризуют полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. Но в обоих случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений. В конфликтных семьях десоциализирующее влияние проявляется не прямо через образцы аморального поведения или антиобщественные убеждения родителей, здесь имеет место косвенное десоциализирующее влияние, оказываемое за счет хронически осложненных, нездоровых отношений между членами семьи, чаще всего между родителями.
В педагогически несостоятельных семьях, то есть в семьях, где при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, социально одобряемый образ жизни и забота о детях) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. По данным С. А. Беличевой, 45-60 % подростков, стоящих на учете в милиции, - из педагогически несостоятельных семей. Педагогически несостоятельные, как и конфликтные, семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественной ориентации у детей в таких семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим отрицательную роль.
Исследования показывают, что неблагополучная семья служит основным источником антиобщественного поведения ребенка в 58,6 % случаев [65, с. 20]. Уход ребенка в группы, в том числе криминальные, является замещающим фактором, группа начинает играть роль эквивалентную семье, а ее лидер - роль отца (матери, старшего брата и т. д.).
Нарушение структуры семьи (неполная, формально полная, когда ребенком занимается один из родителей) является важным, но не определяющим фактором должного воспитания и формирования законопослушного правосознания личности. Если в диаде «ребенок - родитель» существуют устойчивые эмоционально-позитивные отношения, при этом родитель демонстрирует и проповедует нравственно-правовое поведение, применяет адекватные педагогические методы воспитания, а у ребенка есть законопослушный эмоционально привлекательный идеал для подражания (в случае разнополости ребенка и родителя), неполная семья является благополучной семьей.
Семья выступает базовым, стартовым фактором социального влияния на ребенка. С возрастом в формировании правосознания начинает принимать участие ближайшее окружение - родственная референтная группа (дедушки и бабушки, братья и сестры), а затем друзья, учителя, другие люди, с которыми начинает контактировать ребенок. Со взрослением на личность подростка начинают оказывать опосредованное информационное влияние книги, искусство, художественные фильмы, телевидение, интернет и т. д. Каждый из факторов социального влияния в разные периоды развития ребенка оказывает воздействие, отличающееся по интенсивности и длительности.
Процесс формирования личности подростка подвержен влиянию неформальной группы (фанаты, уличные объединения, байкеры и др.). Подростки, входящие в неформальные группы, как правило, не приемлют стандартизированных правил поведения, стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не навязываемыми им извне интересами. Досуг у них воспринимается как главная сфера жизнедеятельности, а образование отходит на второй план перед реализацией своих потребностей. Основная причина, привлекающая несовершеннолетних в неформальные группы, - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной, по их мнению, массы населения, быть заметными, чтобы чувствовать свою значимость. Отличием неформальных групп является добровольность вступления в них, устойчивый интерес к определенной цели, идее, а также потребность самоутверждения членов группы. Приобщение несовершеннолетних к употреблению наркотических средств и токсических веществ чаще всего происходит в кругу сверстников, то есть в неформальных группах, что впоследствии приводит к совершению групповых преступлений.
Процесс перерастания досуговых групп несовершеннолетних в антиобщественные формирования, а затем и в преступные группы происходит двумя путями: под влиянием лидера, имеющего криминальный опыт; посредством приобщения к употреблению наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, что впоследствии приводит к совершению малозначительных правонарушений, а затем все более серьезных противоправных деяний [83, с. 65].
Таким образом, личность подростка непосредственно формируется под влиянием социально-экономических условий, благодаря деятельности органов государственного управления и власти, вырабатываемой и реализуемой системы государственно-правового воспитания через различные социальные институты, гражданское общество, учреждения образования. Ведущая роль в становлении правосознания личности принадлежит семье, а также СМИ.
В своих работах А. Н. Пастушеня указывал, что результат социальных влияний может быть как положительным, так и отрицательным с точки зрения формирования индивидуального и общественного правосознания [67, 69, 72, 73]. Положительное воздействие заключается в формировании достаточно полных правовых знаний членов общества о наказуемых (запрещаемых) деяниях и законных путях обеспечения своих прав и интересов, то есть о возможностях удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем. Наряду с формированием правовых знаний положительное социальное влияние предполагает формирование в индивидуальном и общественном сознании правоутверждающих ценностей, ожиданий и позиций, а также общественного мнения, способствующего поддержанию правопорядка. Отрицательный результат социальных влияний представляет противоположное явление, выражающееся в формировании таких ценностных ориентаций, ожиданий и общественных настроений, которые разрушают антикриминальную устойчивость членов общества и таким образом способствуют углублению внутренних предпосылок преступности. Такие влияния проявляются в девальвации правоохраняемых социальных ценностей, отрицательной оценке правовой системы и деятельности правоохранительных органов, убеждениях о значительной распространенности и безнаказанности определенных противоправных деяний, безуспешности или невозможности реализации своих прав и законных интересов правомерным путем, отрицательных последствиях честного выполнения гражданского долга по участию в защите правопорядка и т. п. Особое значение в формировании асоциальных позиций имеет идеализация образа успешного человека, пренебрегающего нормами права и использующего насилие и другие противоправные способы достижения своего благополучия.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.