Педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних |
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика правонарушений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Психолого-педагогические особенности личности несовершеннолетнего правонарушителяПостановка психолого-педагогических задач, а также выработка способов педагогической профилактики противоправного поведения подростков требует изучения психологических свойств личности, обусловливающих социально-правовое поведение (преступное и правомерное). Современный несовершеннолетний преступник - это преимущественно юноша в возрасте 16-17 лет, по национальности белорус, проживающий в городской местности, чаще всего из полной семьи, поддерживающий связь со своими родителями, живущий за счет их материальной поддержки, учащийся общеобразовательного учебного заведения, пропускающий занятия, проводящий все свое свободное время в компании друзей, не участвующий в общественной жизни, ранее не судимый, совершавший противоправные поступки с детского возраста (12-13 лет), совершивший умышленное преступление корыстной направленности с целью удовлетворения своих материальных потребностей либо насильственной направленности из хулиганских побуждений, считающий назначенное наказание справедливым, полностью раскаивающийся в совершенном преступлении, с назначенным сроком лишения свободы более года, с потребительскими чертами характера, безответственный, имеющий невысокий уровень культурного и интеллектуального развития, посредственно характеризующийся по месту учебы и жительства, агрессивный, склонный к риску, лживый, конфликтный, мстительный, циничный, злоупотребляющий спиртными напитками, иногда употребляющий наркотические или токсические вещества, с холерическим типом темперамента, импульсивный, невыдержанный, несамокритичный, слабовольный, страдающий перепадами настроения, склонный к дисфории, неадекватный в оценке ситуации [83, с. 61].
|
Рис. 3. Структура готовности личности к правопослушному образу жизни
В структуре готовности личности к правопослушному образу жизни А. Н. Пастушеня выделяет комплекс психических свойств и интегративных психических образований, выполняющих функции мотивообразования, целеполагания и исполнительной регуляции в психическом механизме социального поведения: интегративные психические свойства - Я-образ и концепция образа жизни; потребности, притязания и интересы, определяющие мотивы поведения; личностные нормы и принципы поведения, определяющие использование правомерных способов удовлетворения потребностей и поведения в проблемных ситуациях; социальные и правовые ожидания; социальные умения и навыки [67].
Концепция образа жизни включает в себя представления об условиях своей жизни, на которые рассчитывает подросток, о роде занятий, распорядке своего дня, круге общения, отношениях с близкими людьми, учителями и учениками, формах досуга, ближайших и перспективных жизненных планах.
Я-образ выражает представления о самом себе: какой я есть, каким мне надо быть. Я-образ охватывает осознание внешнего облика и манер поведения, черт характера, потребностей, ценностей и привычек, своих достоинств и недостатков.
Без формирования и достаточно комплексного представления о будущем образе жизни и целостного представления о необходимом Я- образе нельзя сформировать устойчивую готовность подростка к правопослушному образу жизни. Вместе с тем эти интегративные образования формируются на основе ряда ценностей, прежде всего ценности жизни в условиях свободы, жизни без риска отрицательных последствий и потерь, ценности жизни, не приносящей горе другим людям, умиротворенной, спокойной, без тревожных ожиданий, связанных с совершением преступлений и отношениями с преступной средой, и т. д.
Важной стороной готовности к правопослушному образу жизни выступает содержание потребностей, притязаний и интересов человека.
У законопослушного человека потребности и притязания соответствуют субъективным и объективным возможностям их удовлетворения (не носят гипертрофированного характера) и не являются собственно аморальными или противоправными, деформированными. Деформированные потребности и влечения проявляются в стремлениях к дорогостоящему имуществу и развлечениям, приобретению высокого статуса в криминогенной среде, самовыражению путем унижения и глумления над другими людьми, сверстниками. Они также выражаются в алкогольной и наркотической зависимости, склонностях к развратному образу жизни.
Деформация потребностей может проявляться как патология влечений: в садистских наклонностях, педофилии, клептомании, пиромании и других психических аномалиях. Если человек стремится удовлетворить такого рода влечения или не способен их произвольно сдерживать, то он вынужден прибегать к противоправным способам и средствам их удовлетворения.
В связи с этим одной из задач формирования готовности к право- послушному образу жизни являются ослабление и устранение аморальных, гипертрофированных и собственно криминальных потребностей и влечений. Другой задачей является расширение и обогащение сферы потребностей за счет привития социально одобряемых личностных ценностей и интересов (добропорядочное поведение в школе, семейной жизни, забота о родителях, младшей сестренке; здоровый образ жизни; общение с законопослушными людьми; учебная и трудовая деятельность, ведение домашнего хозяйства; культурный досуг, саморазвитие, духовное совершенствование, творчество и т. д.).
При этом важно определить реальный, адекватный возрасту, состоянию здоровья, семейному и имущественному положению подростка, а также его способностям комплекс личностных ценностей и притязаний, которые необходимо ему прививать. Надо сформировать представления о личностно приемлемом роде занятий, своем социальноролевом статусе, материальном положении, которые должны укрепляться в сознании как личностные ценности, притязания и жизненные планы.
Для наличия у человека готовности к правопослушному образу жизни важно сформировать достаточно широкий комплекс личностно приемлемых правил и способов поведения и решения жизненных задач, охватывающих различные сферы жизнедеятельности и многообразие наиболее вероятных проблемных ситуаций. Прежде всего следует сформировать личностно приемлемые правила и способы удовлетворения основных потребностей человека, связанные с материальным обеспечением жизни и обеспечением своего социально-психологического статуса.
Важно также обеспечить формирование личностно приемлемых правомерных и нравственных правил и способов взаимодействия с другими людьми, и прежде всего индивидуальных правил поведения в конфликтных ситуациях и в случаях воздействия лиц, склоняющих к совершению преступлений. Их формирование предполагает развитие представлений о возможных правомерных способах удовлетворения тех или иных потребностей и способах поведения в проблемных ситуациях взаимодействия с другими людьми.
Особое значение имеет формирование у подростка представлений о способах противостояния вовлечению в преступную деятельность криминогенными лицами. Наличие таких представлений о правомерных способах решения жизненных задач еще недостаточно для их использования в реальной жизни. Правомерные правила и способы должны осознаваться подростком как наиболее правильные, благоприятные, разумные с точки зрения личностных ценностей и жизненных перспектив.
Необходимо также обеспечить и положительную эмоциональную представленность в сознании подростка правомерных способов и правил поведения. И наконец, они должны быть сформированы в психическом складе как личностные нормы и принципы действий, поведенческие установки и стереотипы.
В то же время в психическом складе должны быть определены личностные нормы-запреты на использование противоправных способов («так действовать нельзя»), которые призваны выполнять функции психологических барьеров в отношении данных способов, реализуясь на уровне сознания и подсознания. Формирование норм-запретов предполагает наличие убеждений о том, что противоправные деяния приносят вред самому себе и другим близким людям, угнетают душевное состояние, неизбежно приводят к наказанию юридическому или человеческому (презрение, проклятие, божья кара), жизненным потерям. Наряду с формированием отрицательного личностного смысла противоправных способов необходимо также и формирование отрицательного чувственного отношения к ним.
В создании правопослушной индивидуальной концепции образа жизни, включающей жизненные планы и пути их реализации, большое значение имеют социальные и правовые ожидания, которые связаны с представлениями как о правопослушном образе жизни, так и о противоправном поведении. Следует учитывать, что у значительной части лиц, склонных к правонарушающему поведению, отсутствует надежда на возможность правомерным путем обеспечить свое нормальное существование после освобождения. Многие уверены или предполагают, что не смогут правомерно решать жизненные проблемы и удовлетво
рять свои потребности, в будущем могут быть осуждены. Такие подростки свыкаются с мыслью, что им придется совершать преступления и рано или поздно попасть в места лишения свободы. У них теряется чувство страха перед этой перспективой. В связи с этим у них надо формировать и укреплять оптимистические положительные ожидания, веру в будущее, надежду на возможность осуществления правомерных жизненных планов и намерений, положительный результат при использовании правомерных способов решения жизненных проблем.
У другой части подростков проявляется высокая уверенность в возможности избежать юридической ответственности при совершении преступлений, они рассчитывают на свою смекалку, криминальный опыт, поддержку родственников (отец, дядя, брат, старший товарищ, ведущие преступный образ жизни). У таких лиц необходимо прежде всего формировать представления о неотвратимости кары при совершении преступлений, об опасности для их будущего даже небольшой вероятности раскрытия преступлений, обострять осознание такой опасности и жизненных потерь в случае совершения преступлений.
Наличие правомерных личностных норм, правил и принципов поведения еще недостаточно для их использования. Надо обладать социальными умениями и навыками реализации этих норм. К ним относятся умения и навыки учебной и трудовой деятельности, социальноролевого поведения в сфере семейно-бытовых и трудовых отношений (включая привычку систематически учиться и трудиться, готовность соблюдать учебную дисциплину), умения и навыки общения с различными категориями людей в различных ситуациях и с различными целями (например, с целью получения информации, мотивирования определенных поступков других лиц, налаживания сотрудничества, препятствования действиям других, отстаивания своей позиции, защиты своего достоинства). Большое значение имеет формирование у подростков навыков саморегуляции и сдержанности, торможения импульсивно возникающих агрессивных и иных криминогенных побуждений или отрицательных влечений.
Правосознание личности выступает одним из предметов педагогической профилактики.
Важнейшей функцией любого государства является осуществление идеологического воздействия, в том числе культивирование определенной системы нравственно-правовых ценностей. Вместе с тем государственная политика в сфере правового воспитания как практический компонент реализуемой идеологии не определяет в достаточной степени стратегические ориентиры в формировании правопослушных граждан страны, не ставит четких и понятных педагогам задач воспитания в данной сфере.
Законодательно регламентированное содержание воспитания охватывает отдельные компоненты нравственно-правовой сферы личности и предусматривает формирование уважительного отношения к основным правоохраняемым социальным ценностям, повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан1. Вместе с тем декларируемые цели носят общий, достаточно абстрактный характер. Проведенный нами содержательный анализ документов в сфере образования свидетельствует, что в настоящее время отсутствуют конкретные и понятные как для педагогов, так и для родителей цели и задачи воспитания нравственной и законопослушной личности обучающихся [119, 122-124].
Как следствие, социальная, воспитательная и идеологическая работа в учреждениях образования сводится в основном к выявлению обучающихся, склонных к противоправному поведению, а также профилактике употребления и распространения наркотических, токсических веществ и спайса (это необходимые направления воспитания подрастающего поколения, но далеко не единственные).
Важнейшим средством индивидуальной, специальной и общесоциальной профилактики правонарушений выступает правовое воспитание. Результатом правового воспитания, а также критерием оценки его эффективности выступают нормоправное (правопослушное) поведение индивида и общественный порядок в обществе. Вместе с тем мы согласны с мнением Н. Я. Соколова и Е. К. Матевосова, что «правовое воспитание, безусловно, не является абсолютным детерминантом правомерного поведения, но оно есть основной, решающий и определяющий фактор его формирования» [105, с. 14].
Проблема правового воспитания широко исследуется начиная с 60-х гг. XX в. в юриспруденции, педагогике и психологии. Однако в настоящее время в науке отсутствует единообразное понимание правового воспитания. В юридической литературе правовое воспитание рассматривается как «систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и идеологических факторов» [88, с. 135]; организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения [30, с. 5]; целенаправленное, систематическое воздействие на личность для формирования правового сознания, выработки навыков и привычек правомерного поведения
1 Статьи 10, 20 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»; ст. 2, 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
[27, с. 8]; структурный элемент механизма правового воздействия, средство воздействия на правовое сознание и поведение субъектов правоотношений [74, с. 75]; целевое воздействие, направленное на формирование системы нравственно-правовых ценностей личности, обеспечивающей высокий уровень правовой культуры [52, с. 8]; комплексная система мер по интеграции в сознание людей политико-правовых ценностей и политико-правового опыта, реализуемая в целенаправленной деятельности государства, общественных организаций, отдельных граждан с целью формирования позитивного правового сознания граждан [76, с. 279].
Традиционно правовое воспитание рассматривается в широком и узком смысле. По мнению исследователей, в широком смысле правовое воспитание включает в себя воздействие всех факторов жизни на формирование качеств личности [79, с. 81]; всеохватывающий процесс воздействия на сознание воспитуемых объективных условий жизни - ближайшего бытового окружения, учебного или трудового коллектива, личного правового опыта и т. д. [11, с. 24]; общий процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, нравственно-правовой атмосферы [6, с. 4].
Как мы полагаем, в широком смысле правовое воспитание представляет собой правовую социализацию личности, то есть процесс усвоения индивидом правовых знаний и норм, нравственно-правовых ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве правопослушного (нормоправного) члена общества. В процессе правовой социализации человек формируется под воздействием социальных условий (социально-экономические факторы, правовое устройство государства, деятельность органов государственного управления и власти, в том числе правоохранительных, состояние правопорядка в обществе и др.).
В узком смысле правовое воспитание рассматривается как целенаправленное воздействие общества на сознание людей, их нравы, черты характера, образ поведения [79, с. 81]; вид организованного и целенаправленного воздействия на сознание воспитуемых [11, с. 24]; вид общественной деятельности, который выражается в целеустремленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитание правопослушных граждан [6, с. 4]; целенаправленное воздействие на сознание личности, социальных групп и всего общества в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения и правомерное поведение граждан, формирование их правовой культуры [105, с. 9].
Мы считаем, что правовое воспитание в узком смысле - это целенаправленный процесс формирования правосознания личности, направленный на усвоение личностью системы правовых норм, регулирующих юридически значимое поведение, и формирование готовности к их соблюдению.
Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. Его содержание и роль в жизни общества определяется политикой государства. Правовое воспитание имеет социально обусловленную педагогическую цель - формирование правопослушного гражданина, соблюдающего и почитающего правовые предписания общества, содержание (нравственно-правовую информацию), которое необходимо передать с помощью специальных средств, форм и методов трансляции, с учетом определенных закономерностей и принципов, а также объект, предмет и субъект воздействия.
Общим объектом правового воспитания выступает все население страны. Специальным объектом является подрастающее поколение - подростки. Предметом правового воспитания являются психические свойства, образующие индивидуальное правосознание личности и социально-психологические явления, детерминирующие общественное и групповое правосознание.
В происхождении асоциального и противоправного (делинквентного) поведения подростков особенно большую роль играют деформации правового сознания.
Под правовым сознанием личности мы понимаем систему психологических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно- эмоциональной сфере и детерминирующих субъективное отражение норм морали, правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека [118, 119, 124].
Доминирующей функцией правосознания является регулятивная. Правосознание выступает внутренним регулятором социально-правового поведения подростка, неформальных групп, общества в целом.
Правосознание подростка охватывает основные сферы юридически значимого поведения, а также его социальные роли, реализация которых регламентирована правом и предусматривает определенные обязанности и запреты. Так, подросток выполняет различные регулируемые правом социальные роли сына (дочери), ученика, пешехода, свидетеля, пассажира, водителя мотоцикла и т. д.
Можно выделить правосознание личности с нормоправной (правомерной) и противоправной (противоречивой, криминогенной) направленностью поведения.
Нормоправная направленность правосознания выражает обусловленную им личностную предрасположенность к соблюдению нравст
венно-правовых предписаний и волевую устойчивость против совершения противоправных деяний, в том числе устойчивость по отношению к криминогенным обстоятельствам и влияниям. Противоправная направленность связана с наличием деформаций правосознания, выступающих личностными предпосылками противоправного поведения. Правосознание личности нормоправной и противоправной направленности можно с различной степенью детализации дифференцировать в зависимости от уровня сформированное™ в следующем диапазоне: гармонично нормоправное - противоречивое - гармонично противоправное (криминогенное, криминальное). Например, О. Э. Схопчик выделяет следующие уровни правосознания несовершеннолетних: сформированное законопослушное, преобладающе законопослушное, противоречивое и правосознание с криминогенными деформациями [125].
Свойства нормоправного либо противоправного правосознания формируются в процессе правовой социализации, взаимосвязаны между собой и представляют систему. В зависимости от различных условий те или иные свойства могут быть сформированы лучше, чем другие, что обусловливает противоречивость правосознания. В этой связи, например, знание (незнание) правовых предписаний, выступая одним из необходимых условий для адекватной оценки конкретных правовых ситуаций, не является единственным детерминантом нормоправного либо противоправного поведения.
Профилактика и коррекция делинквентного поведения подростков требует знания основных свойств (компонентов) правосознания, существенно детерминирующих социально-правовое поведение индивида.
Проведенный анализ результатов философских, правовых и криминологических, а также психолого-педагогических исследований позволяет выделить ядро правосознания личности - свойства, существенно детерминирующие социально-правовое поведение человека: знание поведения и правовых предписаний; оценочное отношение к закону, правовым предписаниям; оценочное отношение к правоохраняемым социальным ценностям; оценочное отношение к социально-правовому поведению (законопослушному, противоправному и собственному); оценочное отношение к субъектам социально-правового поведения (законопослушному человеку, преступнику и потерпевшему); оценочное отношение к судебно-правовому устройству государства, правоохранительным органам и их деятельности; оценочное отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка; социально-правовые ожидания.
Поскольку одной из задач исследования является изучение элементов правосознания, детерминирующих социально-правовое поведение, надо рассмотреть, с одной стороны, те его свойства, которые играют первоочередную роль в обусловливании нормоправного поведения человека, его готовности соблюдать закон и следовать его требованиям. С другой стороны, важным представляется определение психологических характеристик деформаций правосознания как предпосылок делинквентного поведения.
Рассмотрим базовые структурные компоненты правосознания, существенно детерминирующие социально-правовое поведение человека.
Знание правовых предписаний и запретов. Правовые знания являются значимым элементом правовой подготовленности личности и выступают одним из условий нормоправного поведения. По мнению И. Ф. Покровского, правовые знания являются ядром правосознания [77, с. 24], поэтому важнейшим направлением формирования правосознания лично - сти выступает именно правовая подготовка в учреждениях образования, в рамках досуговых мероприятий, семье, через СМИ и др.
Однако сами по себе правовые знания непосредственно не детерминируют направленность социально-правового поведения. В процессе отражения социально-правовых явлений, правовых норм и требований закона у индивида складываются собственные представления, в которых отраженные явления обретают субъективное значение. Основными видами психологических свойств личности, реализующихся в данных процессах, выступают социально-правовые представления, которые представляют собой разновидность социальных представлений личности, являющихся когнитивными и ценностно-смысловыми образованиями.
Исследования ряда авторов свидетельствуют, что уровень правовой подготовленности существенно не влияет на направленность социально-правового поведения человека. А. Р. Ратинов и Г. Х. Ефремова, эмпирически исследуя правовую подготовку как интеллектуальный компонент сознания, указывает, что общий объем правовой осведомленности в рамках требований, которые определены в качестве необходимых для правомерного поведения, достаточно высок у всех испытуемых и даже несколько выше у преступников и правонарушителей по сравнению с законопослушными гражданами [35, 85]. В совместном исследовании Г. Х. Ефремова и А. Р. Ратинов делают вывод о том, что «преступники имеют наиболее точные представления о тех видах запретного поведения, за которые они сами привлекались к уголовной ответственности; правонарушители уступают им в степени информированности, но также отличаются от законопослушных граждан более специализированными познаниями... Уровень формальных знаний не определяет степени практического владения ими» [85, с. 95-96], и далее: «уровень практического владения юридическими знаниями у лиц с отклоняющимся поведением, во всяком случае, не ниже, а по некото
рым показателям выше, чем у законопослушных граждан» [85, с. 97]. Авторы делают общий вывод: «все группы испытуемых - и законопослушные, и правонарушители, и преступники - очень близки по уровню юридической подготовки» [85, с. 97]. Сходные данные были получены А. И. Долговой, которая эмпирически доказала, что в обыденной жизни люди часто пользуются не знанием закона, а моральными нормами [30, 31]. К таким же выводам пришли и другие ученые [26, с. 120-123].
Результаты эмпирических исследований влияния уровня правовой подготовки на социально-правовое поведение обобщил А. М. Столя- ренко. Он указал на то, что «правомерное поведение личности в определенной степени возможно и при отсутствии знаний в области права, если она находится на высоком уровне социального и психологического развития. Мораль и право неразрывно связаны, и человек, разбирающийся в вопросах морали, которому присущи справедливость, честность, порядочность, стремление к добру, доброжелательность, человечность, ответственность, требовательность к себе и пр., интуитивно угадывает, что справедливо, а что нет, и не допускает нарушений» [81, с. 58].
Отношение к закону, правовым предписаниям. Отношение людей к закону, основанное на нравственных ценностях, выступает стержневым элементом правосознания и может быть отрицательным, противоречивым либо положительным. Не знание тонкостей правовых предписаний, а целостное восприятие права как неприкосновенного института является важнейшим детерминантом законопослушного поведения. Как правило, поведение людей обусловлено не правовыми нормами, а представлениями о нормах права. При этом у гармонично развитой личности представления о нормах права и морали совпадают. В связи с этим М. И. Еникеев рассматривает данную сферу правосознания шире, включая в нее не только правовые нормы, но и общесоциальные: «Фундаментальными факторами социально положительного поведения человека является положительное эмоционально-оценочное отношение личности к общесоциальным нормам» [33, с. 233].
Оценочные отношения к правопослушному и противоправному поведению людей, субъектам социально-правового поведения. Отношение индивида к явлениям правовой действительности, правомерному или противоправному поведению и их субъектам формирует у него представления относительно собственного юридически значимого варианта действий. Восприятие и оценка правового поведения других людей выступает источником собственного правового поведения. Одобрительная оценка определенных видов правонарушений обусловливает собственное правонарушающее поведение и наоборот. В этой связи в целях выявления деформаций правосознания важным является изучение отношения к правомерным и противоправным способам удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций (материальных - отношение к труду на законных основаниях, кражам, воровству; межличностных - поиск компромиссов при конфликте, совершение насильственных преступлений; правомерные либо противоправные способы защиты личных интересов и др.). К данному элементу можно отнести и представление о правовых позициях других людей, так как «для субъекта социального поведения характерна ориентация на других людей, прежде всего на тех, с которыми он себя идентифицирует, которые для него представляют референтную социальную группу» [69].
Отношение к правоохраняемым социальным ценностям. К правоохраняемым социальным ценностям уголовное законодательство относит мирное и безопасное существование человечества; жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы, личные интересы человека, его собственность; уклад семейных отношений; окружающую и природную среду; общественные и государственные интересы (безопасность, здоровье населения, общественный порядок и др.) и т. д. «Личностнозначимыми социальными ценностями также являются моральные свойства социальных отношений, а именно утверждение в обществе и государстве справедливости, взаимопомощи, гуманизма, законности, правопорядка и т. д. Они выступают для индивида важными условиями его социального бытия» [72].
Отношение к правоохраняемым социальным ценностям может быть уважительным, гуманным либо эгоистичным, потребительским, пренебрежительным, неприязненным. Уважительное отношение к социальным ценностям существенно определяет выбор правомерных и морально одобряемых способов взаимодействия с ними. Противоположное отношение прямо не предопределяет склонность субъекта к вредоносным действиям, но характерно для лиц, совершающих противоправные посягательства на них.
Оценочные отношения к судебно-правовому устройству государства, правоохранительным органам и их деятельности, выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка; социальноправовые ожидания. Данные структурные компоненты правосознания выражают отношение к правовому контролю, осуществляемому правоохранительными органами, выявлению ими противоправных деяний и лиц, их совершающих, к применению правовых санкций и мер юридической ответственности, уголовно-исполнительной системе и мерам наказания. Отношение к правоохранительным органам и их деятельности является одним из основных элементов правосознания, детерминирующих социально-правовое поведение людей. При этом характер этих отношений определяет уровень правовой активности граждан в
поддержании правопорядка, степень напряженности во взаимоотношениях населения и власти. «Дело в том, что милиция в глазах населения, с одной стороны, олицетворяет порядок, установленный законом, а с другой - является наиболее „осязаемым“ инструментом власти» [80, с. 49].
Отношение населения к правоохранительным органам и их деятельности определяется представлениями об уровне правопорядка в стране, конкретном регионе; мнением, насколько распространены в обществе те или иные преступные деяния; наличием либо отсутствием у граждан состояния безопасности от преступных посягательств; оценкой морально-деловых качеств сотрудников правоохранительных органов, в первую очередь милиции (добросовестность, отзывчивость, профессионализм, соблюдение законности, уровень коррумпированности и др.); степенью доверия к правоохранительным органам; отношением к выполнению гражданского долга по поддержанию правопорядка (участие в защите правоохраняемых социальных ценностей, пресечение (воспрепятствование) противоправных деяний, изобличение преступников в уголовном процессе в качестве свидетеля, профилактические мероприятия или охрана общественного правопорядка совместно с сотрудниками органов внутренних дел и т. д.); социально-правовыми ожиданиями населения, представлениями об уровне раскрываемости преступлений, реализации принципа неотвратимости наказания.
Социально-правовые ожидания выражают представления о положительных или отрицательных последствиях противоправного поведения, а также успешности законопослушных способов удовлетворения потребностей и интересов, разрешения жизненных проблем. Эти ожидания касаются, с одной стороны, наступления или ненаступления юридической ответственности за совершение противоправных действий (ее неотвратимости или возможности избежать), а с другой - успешности правомерных путей удовлетворения определенных интересов.
Рассмотренные элементы правосознания (ядро) выступают источником для репродукции свойств правосознания, в том числе противоправной направленности, так называемые деформации правосознания.
Деформации правового сознания - это совокупность психологических свойств, детерминирующих искаженное отражение правовой действительности, отрицательное отношение к правовым предписаниям, законности и правопорядку, а также асоциальную направленность поведения индивида или группы.
Искажения отражения правовой действительности опосредованы социальными влияниями, к которым относятся: наличие социально-эко - номических и политических кризисов в развитии общества, низкий уровень экономического благосостояния граждан; неблагополучная семья; негативное влияние референтной группы; формализм в проведении воспитательной и идеологической работы с населением, который способствует формированию в сознании граждан недоверия к органам государственной власти, неуважение к ее представителям; деструктивный информационный поток, транслируемый СМИ и в сети Интернет; низкий уровень педагогического мастерства субъектов правового воспитания (педагоги, сотрудники идеологических аппаратов, органов правопорядка, журналисты и др.) и т. д.
В психолого-педагогической и юридической литературе описаны деформации правосознания, обусловливающие противоправную направленность поведения. Традиционно рассматриваются следующие формы деформации правового сознания личности: правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. При этом выделяют деформации общественного, группового и индивидуального правосознания.
Под правовым инфантилизмом понимается недостаточная сформи- рованность и пробельность правовых взглядов, знаний, установок [75]; правовым нигилизмом - осознанное игнорирование требований закона [8]; правовым фетишизмом - гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в осуществлении социально-экономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей [8, 23]; правовым перерождением - случаи осознанного отрицания законов, сопровождающегося наличием у лица преступного умысла, а также корыстного, алчного [8].
Указанные деформации правосознания не отражают в полной мере его психолого-педагогической сущности. Деформации правосознания личности подростка выражаются в особенностях ее психического склада, специфических характеристиках системы интегративных психических образований, детерминирующих социально-правовое поведение, в социально-правовых ожиданиях личности, а также в социальной неподготовленности личности (отсутствие необходимых профессиональных, социально значимых умений и навыков, несформированность социально одобряемых личностных норм и принципов поведения и т. д.). Исходя из проведенного нами теоретического анализа сущности правового сознания, под деформациями правосознания личности следует понимать совокупность психологических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной сфере, детерминирующих искаженное отражение правовой действительности, а также противоправную направленность поведения.
В зависимости от степени выраженности, представленности свойств, обусловливающих асоциальное поведение, деформации правосознания можно типологизировать на предкриминогенные, криминогенные и криминальные (табл. 3).
Таблица 3
Ядро правосознания личности |
Деформации правосознания |
||
предкриминогенные |
криминогенные |
криминальные |
|
Знание правовых предписаний |
+ |
+/- |
+; +/-; - |
Отношение к закону, правовым предписаниям |
+ |
+/- |
- |
Знание конкретных и реальных представлений о правомерных способах удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем |
+/- |
+/- |
+/-; - |
Отношение к правомерным способам удовлетворения потребностей |
+ |
+/- |
- |
Отношение к преступным способам удовлетворения потребностей |
- |
+/- |
+ |
Отношение к правопослушному поведению |
+ |
+/- |
- |
Отношение к противоправному поведению |
- |
+/- |
+ |
Отношение к законопослушному человеку |
+ |
+/- |
- |
Отношение к преступнику |
- |
+/- |
+ |
Отношение к правоохраняемым социальным ценностям |
+ |
+; +/- |
-; +/- |
Социально-правовые ожидания |
+ |
+; +/- |
-; +/- |
Отношение к органам правопорядка |
+ |
+/- |
- |
Отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка |
+/- |
+/- |
- |
Носитель предкриминогенных деформаций правосознания отличается преобладанием правопослушной направленности поведения, правомерных взглядов, убеждений и ожиданий; личной неприемлемостью противоправного способа удовлетворения потребностей, интересов и притязаний; достаточным уровнем знаний правовых предписаний и запретов, необходимых для того, чтобы умышленно не нарушать закон; однозначно уважительным отношением к закону.
Признаки предкриминогенных деформаций правосознания: отсутствие конкретных и реальных представлений о правомерных способах удовлетворения потребностей в сфере материального обеспечения жизни (подросток выражает правомерные представления о том, как обеспечивать свою жизнь и жизнь близких людей материальными благами: необходимо учиться, получить профессию, трудиться, нельзя воровать, обманывать других и т. д., однако его взгляды носят общий, поверхностный характер, без реальных и детальных представлений о том, что необходимо для получения соответствующей трудовой специальности, чем конкретно будет заниматься данный труженик, сколько денег зарабатывать, как повысить заработанную плату); взаимодействия с другими людьми (разрешение конфликтных ситуаций), обеспечения собственных прав и интересов, прав и интересов других людей (ребенок стремится разрешать конфликтные ситуации, не причиняя вред другим, не нарушая нравственные и правовые нормы, однако у него отсутствуют конкретные представления, как налаживать взаимоотношения, например, с одноклассниками, строить с ними гармоничные дружеские отношения; не знает реальных способов выхода из сложной межличностной ситуации, например во взаимоотношениях с учителем; как правило, это приводит к вынужденному одиночеству, доминирующему состоянию тоски, грусти, печали, тревоги; наибольшей угрозой выступает незнание подростком правомерных стратегий поведения в криминогенно опасной ситуации, например, в случае совершения товарищами противоправного или безнравственного поступка, издевательства, насилия, включая сексуальное над одноклассником); развлечения и досуга (проведение свободного времени) (подросток выражает искреннее неприятие к употреблению наркотиков, иных психотропных препаратов, осуждает ребят, принимающих алкоголь, курящих; вместе с тем ребенок не умеет занять себя в свободное время; особую опасность представляет незнание правомерных способов поведения в криминогенно опасной ситуации: не представляет, что сказать ребятам, которые могут предложить употребить наркотические вещества, например спайс; серьезно осложняет ситуацию отсутствие волевой решимости противостоять данному криминальному воздействию со стороны окружающих);
несоответствие правомерных жизненных притязаний объективным и субъективным возможностям субъекта (ставятся завышенные жизненные цели, не подкрепленные необходимыми личностными качествами (например, ребенок мечтает стать космонавтом, не прилагая к этому никаких волевых усилий: в школе успеваемость слабая, учиться не хочет, физкультурой не занимается, посещать спортивные секции отказывается); деформации правосознания данного типа могут быть обусловлены завышенными (гипертрофированными) потребностями (постоянное требование от родителей большей суммы карманных денег, дорогих вещей и предметов), неадекватным стремлением приобрести престижный статус в учебной группе (известность, влиятельность), самовыражением (переживание самодовольства от обращения на себя внимания других людей), самоутверждением, побуждающим к рискованным действиям, не соотносимым с разумной необходимостью, совершаемым вопреки социальным нормам);
отсутствие бескорыстной готовности оказывать помощь органам государственной власти в поддержании правопорядка в обществе (демонстрация готовности принять участие в расследовании преступления в качестве свидетеля только при определенных условиях - материальном вознаграждении, освобождении от учебных занятий, предоставлении определенных льгот и поблажек и др.).
Наличие вышеуказанных проявлений предкриминогенных деформаций правосознания свидетельствует о недостаточной антикриминальной устойчивости личности, что выступает одним из существенных условий вовлечения подростка в противоправную деятельность.
Носитель криминогенных деформаций правосознания сочетает положительные и отрицательные представления о явлениях правовой действительности, а также признаки девиантного (отклоняющегося) поведения.
Признаки криминогенных деформаций правосознания: недостаточный (пробельный, фрагментарный) уровень знаний правовых норм и запретов, необходимых для реализации своих основных прав и обязанностей; отсутствие понятных и конкретных представлений об уголовной или административной ответственности за те или иные правонарушения, что может способствовать совершению неумышленных и умышленных правонарушений (например, 16-летний подросток, не предполагая о возможном наказании, может сообщить ложную информацию о заложенной в школе взрывчатке, что является основанием для привлечения его к уголовной ответственности);
двойственное отношение к закону: с одной стороны, уважительное отношение к закону, с другой - убежденность в том, что отдельные правовые требования не справедливы, не обязательны для исполнения (например, оплата проезда в общественном транспорте);
незнание правомерных способов удовлетворения потребностей, решения жизненных проблем, обеспечения собственных прав и интересов (криминогенные деформации правосознания выражаются в представлении о сложности и проблемности правомерных способов, которые требуют больших усилий и затрат по сравнению с противоправными; преступные способы удовлетворения потребностей, воспринимаемые как «неправильные», считаются более легкими и простыми, не требующими существенных усилий);
отрицательное отношение к отдельным сторонам правопослушного образа жизни, добросовестному труду или учебе в школе; эгоистичное, потребительское отношение к другим людям (ученик может награждать одноклассников-отличников негативными эпитетами, распространять сплетни и небылицы о них; более слабых эксплуатировать в личных интересах);
положительное (оправдательное) отношение к отдельным сторонам преступного образа жизни, отдельным преступлениям (подросток может демонстрировать спокойное отношение к правонарушающему поведению со стороны своих товарищей, которые издеваются над сверстником; в последующем при наступлении ответственности может оправдывать друзей, по принципу «Он первый начал!»; принятие некоторых норм и традиций криминальной субкультуры, «воровских законов» (например, в среде подростков, которые в целом выражают правопослушную направленность поведения, может культивироваться запрет на сотрудничество с органами правопорядка, использоваться в разговорной речи криминальный жаргон, приветствоваться нанесение татуировок с криминальным смыслом (аксельбант на предплечье, перстень на фаланге пальца и т. д.);
представления о том, что значительная часть преступников избегают ответственности либо это достаточно легко сделать, совершив правонарушение (данный признак криминогенных деформаций свидетельствует о неверии в неотвратимость наказания);
неаргументированное отрицательное отношение к деятельности органов внутренних дел, судов; нежелание оказывать им помощь в поддержании правопорядка в обществе.
Девиантное поведение подростков с криминогенными деформациями правосознания проявляется в провинностях, нарушающих нравственные, общепринятые нормы поведения (прогул учебных занятий, побег из дома, бродяжничество, оскорбление учителей, товарищей, общение с антисоциальными (криминальными) компаниями и др.).
Криминальные деформации правосознания выражаются в наличии отрицательных социально-правовых взглядов, убеждений и ожиданий, а также склонностей к совершению правонарушений.
Признаки криминальных деформаций правосознания: отрицательное отношение к закону (правовые требования воспринимаются как вредные и ненужные для людей (данное отношение наиболее выражено, например, в среде подростков, исповедующих экстремистские, анархические взгляды, «воровские законы»); правовая система государства, нравственно-правовые нормы и требования общества воспринимаются как несправедливые, защищающие только власть, а не человека, необязательные для исполнения);
значительная часть людей воспринимаются как неуважительно относящиеся к закону, уклоняющиеся от соблюдения требований правовых предписаний («Все чиновники воры!» или «У нас в школе никто не готовит домашние задания!»);
неуважительное (отрицательное) отношение к правомерным способам удовлетворения материальных потребностей, решения жизненных проблем, межличностных конфликтов, обеспечения собственных прав и интересов; представления о невозможности законно удовлетворять потребности, интересов и притязаний (правопослушный образ жизни воспринимается как неприемлемый, невыгодный, неправильный);
противоправное поведение воспринимается как нормальное, выражается положительное отношение (выгодное, правильное) к преступному образу жизни;
принятие и культивирование норм и обычаев криминальной субкультуры, «воровских законов» (положительное отношение к лицам, ведущим преступный образ жизни, стремление завоевать криминальный авторитет, оправдательное отношение большинства преступлений; преступник наделяется положительными волевыми и моральными качествами (смелый, удачливый, справедливый, готовый к самопожертвованию за товарищей - «братву»), его судьба преподносится как достойная уважения; распространение криминальных песен («блатной шансон»), жаргона («блатная феня»), татуировок («масти»), прозвищ («погоняла»)).
Криминальная субкультура выполняет регулятивную функцию в антисоциальных сообществах. В этой связи педагогам необходимо знать, какие криминальные нормы, обязанности и запреты наиболее распространены в среде несовершеннолетних правонарушителей: всегда и везде оказывать поддержку преступникам («бродягам», «шпане», «пацанам»); препятствовать установлению представителями органов государственной власти (в контексте данной публикации - администрации учреждения образования) должного правопорядка; стойко переносить дисциплинарные наказания; соблюдать обязательства и договоренности; поддерживать справедливость в отношениях; рассчитываться за проигрыш в карты или другие азартные игры и добиваться возвращения карточного долга (долг прощать нельзя); пополнять общую кассу («общак»); пополнять ряды несовершеннолетних правонарушителей, готовить молодое пополнение; делиться информацией, значимой для избежания уголовной ответственности с преступниками, которых это касается; хранить тайну общего дела; отвечать за обвинения, оскорбления и поступки; расправляться с теми, кто допустил незаслуженное обвинение или оскорбление («смыть кровью»); давать объяснение своим поступкам на сборе представителей криминальной элиты («сходке»).
Основными запретами по «воровским законам» являются: сотрудничество с работниками правоохранительных органов, администрацией учреждения образования в целях обеспечения должного правопорядка (жалобы на их действия писать допустимо); незаслуженное (недоказуемое) оскорбление или обвинение представителей элитной касты («бродяг», «шпаны», «пацанов»); беспричинная расправа («беспредел»); распространение информации о жизни сотоварищей с работниками правоохранительных органов, учителями и др.; воровство у «своих» (правонарушителей); проявление слабости характера и др.
Криминальная субкультура предполагает также такой обычай, как проверка новичков («прописка»), например, в классе на умственные способности, умение постоять за себя, надежность, а также на отрицательные склонности, в том числе к гомосексуализму.
Центральной характеристикой криминальных деформаций правосознания личности выступает наличие личностной приемлемости преступных способов удовлетворения определенных потребностей либо разрешения жизненных проблем.
Противоправное поведение подростков с деформациями правосознания проявляется в проступках, нарушающих правовые нормы общества (хулиганство, издевательство над другими людьми, вымогательство (денег, предметов, одежды и т. д.), угон велосипедов и мотоциклов, мошенничество, спекуляция, кражи, нанесение телесных повреждений, сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия, эксгибиционизм и др.) и т. д.).
Знание содержания правосознания, его деформаций необходимо для постановки дифференцированных психолого-педагогических задач правового воспитания. Так, в отношении личности, сформированной в духе законопослушного поведения, задачи должны быть направлены на укрепление позиции на правопослушный образ жизни, активное участие в защите правопорядка, конкретизацию правомерных способов удовлетворения потребностей и интересов. В отношении лиц, отличающихся криминогенными и криминальными деформациями правосознания, задачи должны быть направлены на устранение свойств, их образующих (исправительный аспект), и образование свойств, детерминирующих правомерную ориентацию поведения, антикриминальную устойчивость личности, готовность к правомерному решению жизненных проблем в различных сферах жизнедеятельности (формирующий аспект).
Свойства правосознания личности (ядро), с одной стороны, являются предметом их формирования (образования) в процессе правового воспитания, а с другой - профилактики и коррекции, если они образуют деформации правосознания.
Для выработки целей правового воспитания следует исходить из того, что правосознание охватывает три сферы юридически значимого поведения человека (материальное обеспечение, общение с другими людьми, развлечение и досуг), а также социальные роли, реализация
которых предусматривает правовые обязанности и запреты (гражданин, патриот, труженик, семьянин и др.). Основываясь на содержании правосознания личности, сформулируем цели правового воспитания: формирование патриота, добросовестно выполняющего свой долг по защите отечества, других людей, в том числе от преступных посягательств, активно поддерживающего правопорядок; отличающегося готовностью в любой момент стать на защиту Родины;
формирование гражданина (члена общества), уважительно относящегося к нравственно-правовым предписаниям общества, другим людям, природе, чужой собственности, отличающегося совестливостью, терпимостью, уживчивостью; способного жить в коллективе и учитывать его интересы; способного к самоограничению; демонстрирующего благопристойное поведение в сфере отдыха и развлечений;
формирование профессионала-труженика, считающего труд основным источником материальных благ; стремящегося максимально качественно исполнять профессиональные обязанности; отличающегося приоритетом духовных ценностей над материальными, бескорыстием, душевной широтой и щедростью, нестяжательством;
формирование семьянина, добропорядочного родителя, любящего детей и использующего педагогически адекватные приемы воспитания; преданного супруга и заботливого сына (дочери).
Данные цели должны пронизывать всю систему государственной политики в сфере правового воспитания, образовательный процесс учреждений образования всех уровней, пропагандироваться СМИ, гражданским обществом. Центральной идеей государственной идеологии в сфере нравственно-правового воспитания человека должна быть аксиома «нельзя жить в обществе и быть свободным от общества».
Правовое воспитание должно быть направлено на формирование готовности личности к правомерному поведению в различных сферах жизнедеятельности, выполнению определенных социальных ролей, а также на формирование (укрепление) антикриминальной устойчивости личности. Данная стратегия предполагает устранение деформаций правосознания, формирование свойств, выступающих детерминантами законопослушного поведения, в том числе готовности поддерживать правопорядок, противодействовать совершению противоправных деяний другими людьми.
Для достижения целей правового воспитания необходимо решение комплекса психолого-педагогических задач, основанных на знании структурных элементов правосознания личности. Данные задачи должны быть направлены на формирование в личности воспитанника: необходимого уровня правовых знаний; уважительного отношения к закону; положительного отношения к законопослушному человеку и негативного - к преступнику; личностной приемлемости правопослушного поведения и неприятия преступного образа жизни; уважительного отношения к правоохраняемым социальным ценностям; уважительного отношения к органам государственной власти, в том числе правоохранительным; гражданской активности, направленной на поддержание правопорядка в обществе; адекватных социально-правовых ожиданий.
Стратегия профилактической работы с подростками предусматривает: недопущение формирования и (или) нейтрализацию криминогенных склонностей и деформаций правосознания; формирование и развитие качеств личности, необходимых для законопослушной жизни, правомерного удовлетворения потребностей и решения жизненны проблем (социальной подготовленности подростка); формирование или укрепление антикриминальной устойчивости личности, выражающейся в способности противостоять криминогенным влияниям других лиц и жизненных обстоятельств.
Реализация профилактической стратегии предполагает три основных этапа [67, 124].
Первый этап - формирование мотивации и волевой решимости жить правопослушно. Мотивация построить благополучную жизнь должна включать не только желание и волевую решимость не допускать совершения противоправных деяний, но и систематически учиться, трудиться, а также выполнять иные обязанности для обеспечения своей жизни (заботиться о близких и др.).
Индивидуальная исправительно-профилактическая работа предусматривает последовательное решение ряда психолого-педагогических задач.
Во-первых, формирование высокой ценностной значимости учебной, спортивной, трудовой и иной социально полезной деятельности. Реализация данной задачи возможна посредством:
обогащения положительной эмоционально-образной представленности социально активной жизни в психическом мире личности (обеспечивается это управляемой актуализацией положительных эмоционально-образных детских воспоминаний об играх, спортивных состязаниях, совместной трудовой деятельности с родителями; достигается при выполнении просьбы воспитателя представить, какие чувства испытывает человек, когда выполняет подобную деятельность; наряду с самостоятельным ассоциированием положительного душевного состояния необходимо использовать и внушающую подсказку, в чем оно заключается (приятное спокойствие, чувство радости, удовлетворенности от радости близкого человека, ощущение своего достоинства, уверенности в том, что это всегда будет в будущем); усиление положительных образных ассоциаций может обеспечиваться демонстрацией фотографий, видеосюжетов, рисованием символических рисунков, написанием кратких эссе («маленькие и большие радости в жизни», «Благополучие в жизни в моей душе»));
укрепления позитивных ожиданий в построении благополучной жизни (многим трудным подросткам присуще чувство неоправданных надежд на построение такой жизни, неуверенность в возможности справиться с трудностями в учебе, приобретении профессии, отношениях со взрослыми и сверстниками; для укрепления положительных ожиданий необходимо вначале достичь признания подростком, что построить благополучную добропорядочную жизнь в принципе возможно; затем может идти проективное обсуждение вопросов: «Есть ли люди, у которых при реальных не совсем благоприятных условиях это получается. У какого человека это может получиться? Что он для этого делает?»; далее целесообразна детализация для «накопления уверенности» в возможности построить благополучную правопослушную жизнь, заключающуюся в том, что несовершеннолетние под управлением воспитателя последовательно осмысливают возможность обретения отдельных благ и решения отдельных задач по налаживанию правопослушной жизни, начиная от наиболее простых и переходя к более сложным, параллельно продуцируется мысль о необходимости личного старания и принятия личной ответственности за это).
Во-вторых, формирование мотивации избегать неблагоразумных (противоправных) поступков и принимать личную ответственность за свое будущее. Для этого необходимо выполнить следующие психолого-педагогические действия:
осмысление отрицательной значимости асоциального (противоправного) поведения: что оно принесло плохого и что отняло, чем такая жизнь хуже, чем противоположная (добропорядочная) (обеспечивает формирование ценностно-смыслового компонента отрицательного отношения к криминогенному образу жизни);
актуализация негативных воспоминаний о переживании наказания (от родителей, в школе, милиции) за неблаговидные поступки (драка, хулиганские действия и др.) для усиления эмоциональной стороны отрицательного отношения к нему в контексте личной ответственности за случившееся (у многих подростков негативное восприятие наказания отсутствует в силу защитных механизмов, оберегающих от чувства вины; человек может подсознательно приуменьшать субъективную тяжесть своих провинностей, глядя на них с точки зрения личной способности «достойно» пройти испытание, не показать себя слабым; кроме того, у подростков, длительно находящихся в компании подобных трудных сверстников, происходит привыкание к такой криминогенной жизни, отвыкание от добропорядочной жизни с ослаблением нормальных социальных связей и отношений; еще один защитный феномен выражается в блокировании мыслей о жизненных потерях: подросткам не приятно и не хочется думать об этом);
мысленное проектирование жизненного пути при совершении преступлений: какие могут наступить правовые последствия, что человек теряет (позволяет взглянуть на преступную жизнь в масштабе жизненного пути и увидеть ее ущербность; у подростков может возникнуть сильная защитная реакция, побуждающая к отказу от осмысления своего будущего при противоправном поведении, но это имеет пользу для исправительного влияния);
обесценивание благ, получаемых от преступной деятельности (иллюзорное уважение, самоутверждение, материальные блага и др.) с подведением к мысли о том, что на них надо смотреть в неразрывной связи с жизненными потерями, душевными переживаниями и физическими лишениями, которые им присущи в связи с наступающим уголовным наказанием (часть подростков склонны оправдывать свою жизнь, восхваляя аморальные развлечения, общение со сверстниками и др.); необходимо насыщать сознание воспоминаниями об отрицательных моментах противоправной жизни и на этом фоне стараться обесценивать «блага» преступной жизни; полезна актуализация положительных воспоминаний о правомерном периоде жизни детстве;
формирование ожиданий неизбежности наказания и иных отрицательных последствий при противоправном поведении (целесообразно использовать такие приемы, как обращение к примерам раскрытия тщательно подготовленных преступлений; использование ассоциативных аналогий, например с «русской рулеткой»; применение метафор, поговорок, крылатых выражений о неизбежности наказания при совершении преступлений.
Второй этап - формирование готовности к правопослушному образу жизни, включая проработку правильных жизненных планов и соответствующих им личных правил поведения в различных сферах и ситуациях, осознание должного Я-образа, правильных вариантов решения жизненных проблем, а также приобретение профессиональной квалификации и выработку умений, необходимых для правильного взаимодействия с людьми, бытового самообеспечения. По мере формирования и укрепления мотивации построения правопослушного образа жизни постепенно решаются задачи подготовки к нему.
Данный этап профилактической работы основывается на результатах первого (стремление построить добропорядочную жизнь с отказом от противоправного поведения) и носит характер проработки подростком ряда ее составляющих:
жизненные планы в основных сферах жизнедеятельности и правильные варианты разрешения вероятных жизненных проблем: где жить; как строить отношения с теми, с кем придется жить, как избегать конфликтов; как вести себя с детьми; как действовать для трудоустройства и как справиться с проблемами в этом деле; как себя зарекомендовать в ученическом коллективе; как строить отношения с сотрудниками милиции; как строить отношения с друзьями; какой должен быть распорядок жизни; как с пользой проводить свободное время и избегать втягивания в пьянство; как наладить семейную жизнь или построить близкие отношения;
должный Я-образ: каким себя необходимо проявлять в различных сферах и социальных отношениях (в школе, с членами семьи, сверстниками, работниками милиции и т. д.); какие проявления нельзя допускать (при коррекции Я-образа такая умственная проработка представляет только начальный этап; далее необходимо использование техник, формирующих более глубокие установки на проявление требуемых качеств и волевой самоконтроль по сдерживанию проявления нежелательных);
формирование системы личных правил действий и поведения в разных сферах жизнедеятельности, при реализации определенных функций, отношений и решении всевозможных жизненных задач: как необходимо себя вести, действовать, строить отношения, поступать в определенных проблемных ситуациях; как не следует поступать (формирование системы таких правил требует умственной выработки с письменной фиксацией, что более рационально для усвоения; затем возможно применение техники самовнушения на фоне релаксации и техники умственного апробирования в воображаемых ситуациях и в виде ролевой игры);
формирование умений, необходимых для социальной адаптации и построения правомерного образа жизни (касается реализации выработанных личностных правил поведения, самоконтроля; может осуществляться в процессе обучения, консультирования, проведения тренинговых мероприятий, контроля за поведением, стимулирующего влияния и коррекции);
формирование устойчивости против употребления наркотиков и против пьянства (является специальным направлением исправительнопрофилактической работы, которое требует сочетания медицинских и психолого-педагогических средств); воспитательное влияние призвано обеспечить формирование установки на прохождение наркологического лечения (при наличии зависимости), которая предусматривает прежде всего ее ценностно-смысловую основу аналогично описанному выше формированию мотивации отказа от противоправного поведения.
Третий этап - формирование достаточного уровня правовых знаний и уважительного отношения к явлениям социально-правовой действительности: необходимого уровня правовых знаний о сущности и назначении закона, основных нормах административного и уголовного законодательства, обстоятельствах, отягчающих вину, порядке реализации права человека на защиту от преступных посягательств и т. д.; уважительного отношения к закону; положительного отношения к законопослушному человеку, отрицательного - к преступнику и сочувственного - к объекту преступного посягательства; положительного отношения к законопослушному поведению и отрицательного - к противоправному; уважительного отношения к правоохраняемым социальным ценностям (жизнь, здоровье, честь, достоинство, права и свободы человека, общественная нравственность, уклад семейных отношений, природная среда, общественные и государственные интересы и т. д.); положительного восприятия органов государственной власти, в том числе органов правопорядка, и их деятельности; повышение гражданской активности по поддержанию правопорядка в обществе; необходимых социально - правовых ожиданий:
Реализация формирования необходимого уровня правовых знаний о сущности и назначении закона, основных нормах административного и уголовного законодательства, обстоятельствах, отягчающих вину, порядке реализации права человека на защиту от преступных посягательств и т. д. имеет особое значение в отношении ребенка как существенное условие и средство социализации его личности. Базовые правовые знания надо формировать у несовершеннолетнего до наступления возраста уголовной ответственности (14 лет), а в подростковом возрасте - углублять и расширять их. В результате по окончании средней школы выпускник обязательно должен иметь целостное представление о своих правах и обязанностях, порядке их реализации, возможностях и способах защиты прав личности (куда обратиться за решением того или иного вопроса, как и где обжаловать неудовлетворяющее решение, способах защиты своих прав от незаконных действий физических и юридических лиц); правилах поведения в криминогенных ситуациях, обеспечения личной безопасности человека от преступных посягательств в семье, школе, общественных местах, дома, на улице; государственно-правовом устройстве Республики Беларусь, системе обеспечения национальной безопасности, в том числе по защите граждан от преступных посягательств, а также правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка; видах юридической ответственности граждан, условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности; уголовной и административной ответственности за правонарушения в сфере материального обеспечения (кража, разбой, грабеж и т. п.), взаимодействия с другими людьми (оскорбление, хулиганство, телесные повреждения, проституция, изнасилования и т. д.), развлечения и досуга (пропуски учебных занятий, нахождение в общественных местах в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, распространение наркотиков и др.).
Оценочными критериями должного уровня правовой подготовленности являются: умение индивида давать нравственно-правовую оценку поступкам людей, собственным действиям, явлениям жизни (правильно с точки зрения морали и закона поступил или нет), а также знание юридической ответственности за проступки и правонарушения.
Формирование уважительного отношения к закону предполагает: воспитание представлений о социальной важности и необходимости правовых предписаний, направленных на защиту конкретного гражданина, всего общества, устанавливающих общественный порядок; формирование убеждений о справедливости действующих в обществе правовых предписаний; разъяснение обязательности исполнения правовых предписаний всеми гражданами, равенства всех граждан перед законом.
Формирование оценочного отношения к закону проявляется, с одной стороны, в раскрытии положительных сторон (выгодных для каждого человека, ребенка и взрослого) существования в обществе правовой системы и действующих законов. С другой стороны, целесообразно разъяснение катастрофических последствий для социума отсутствия правовых предписаний, нормативно закрепленных правил взаимодействия людей друг с другом.
Участие народа в подготовке законопроектов является важнейшим условием формирования личностной значимости правовых предписаний, потребности их соблюдать и требовать их соблюдения от других людей. Уважение к законам формируется не только тогда, когда народ принимает участие в его создании, но и потому, что есть возможность его изменять в случае, если закон начинает приносить вред. В этой связи важным представляется привлечение, например, обучающихся к разработке и корректировке правил поведения в школе, распорядка дня, пропускного режима, поддержания чистоты в классе и т. д. Участвуя в управлении школой, а затем предприятием, районом, государством, формируется личная заинтересованность в том, чтобы все исполняли законы, то есть установленные в обществе правила игры.
Оценочными критериями уважительного отношения к правовым предписаниям являются: восприятие закона как главного средства обеспечения собственной (личной) безопасности, спокойствия в семье, школе, компании друзей, на улице, всего общества; возникновение личной заинтересованности укреплять закон, защищать правопорядок в классе, школе, обществе.
Формирование положительного отношения к человеку, ведущему законопослушный образ жизни, предполагает в первую очередь раскрытие эмоционально позитивного (привлекательного) образа добропорядочного гражданина, насыщение его психологического содержания социально одобряемыми качествами (мужественный защитник Отечества (герой), хороший семьянин, любящий сын, заботливый отец, чувственный муж, честный труженик, имеющий материальный достаток, сильный, уверенный в завтрашнем дне, самодостаточный, знающий, отзывчивый, готовый прийти на помощь и т. д.). В этой связи нравственно-правовое воспитание должно осуществляться на основе культивирования колоритных гражданских идеалов, на которые хотелось бы равняться и с которыми бы воспитанник себя идентифицировал. Данные образцы для подражания можно разделить на три уровня: общенациональные, региональные (известные в конкретном районе, области) и местные (выпускник школы, житель города, поселка).
Формирование положительного отношения к законопослушному человеку предполагает также воспитание представлений о том, что большинство людей в обществе живут правопослушно и уважительно относятся к закону, соблюдают требования правовых предписаний. Необходимо также убеждать воспитанников в том, что только правопослушный человек может быть успешным в обществе, уважаем другими людьми, счастливым, жить полноценной жизнью, испытывать радость от общения с близкими и друзьями, занятия любимым делом.
Формирование осуждающего отношения к преступнику, лицу, ведущему аморальный образ жизни, выражается в создании отрицательного (эмоционально непривлекательный, осуждающий, отталкивающий) образа человека, ведущего противоправный и асоциальный образ жизни, насыщение его психологического содержания нелицеприятными качествами (имеющий посредственные знания об окружающем мире, всего боится, не уверен в завтрашнем дне, отвергаем большинством людей, не имеет надежных друзей, презираем собственными детьми, супругой и др.). Реализация данной задачи подразумевает также девальвацию значимости, разрушение эмоциональной привлекательности неформальных норм и традиций криминальной среды («воровских законов»), раскрытие их антисоциальной сущности, разъяснение вредности татуировок, ложных ценностей, пропагандируемых в «блатных» песнях и т. д.
Формирование сострадательного отношения к объектам преступного посягательства (человек, общественные интересы, природная среда и др.) также имеет большое значение. Важно, чтобы воспитанник осознал и понял, какие эмоции и переживания испытывает, например, человек, у которого украли велосипед (мотоцикл), который подвергся сексуальным издевательствам и т. д. В процессе воспитательной работы необходимо также разъяснить отличие жалости от сострадания. Жалость - это бездействие, а сострадание - это активное участие в судьбе человека, в данном контексте, например, попытка защитить человека от преступного посягательства.
Оценочными критериями сформированности должного отношения к субъекту социально-правового поведения являются наличие у воспитанника социально одобряемого жизненного идеала (отец, литературный герой, спортсмен и т. д.), к достижению которого он стремится, осуждающее отношение к лицам, ведущим асоциальный образ жизни.
Положительного отношения к законопослушному поведению и отрицательного - к противоправному.
Формирование положительного отношения к правомерным способам удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем в трех сферах жизнедеятельности (материальное обеспечение, взаимодействие с другими людьми, развлечение и досуг) предполагает: раскрытие положительных сторон правопослушного образа жизни для конкретного человека, его родных и близких, а также всего общества, широкого спектра возможностей добропорядочного образа жизни в саморазвитии личности, достижении успеха, реализации себя в различных областях; разъяснение личной выгоды при выборе правопослушных способов удовлетворения потребностей и интересов, разрешения жизненных проблем; выработка убеждений, что общество морально одобряет и всячески поддерживает (стимулирует) законопослушное поведение граждан; создание понятных, конкретных и реальных (соответствующих субъективным и объективным возможностям человека) представлений о правомерных способах удовлетворения потребностей и интересов (моделей поведения) в сфере обеспечения своей жизни материальными благами, взаимодействия с другими людьми, проведения свободного времени, а также о правопослушных способах удовлетворения потребностей как единственно возможных для человека и полезных для других люде; расширение знаний об эффективном (уникальном) опыте, наиболее оптимальных и целесообразных формах и способов удовлетворения потребностей и интересов, разрешения жизненных проблем правопослушным способом.
Формирование отрицательного отношения к преступным способам удовлетворения потребностей и решения жизненных_проблем предполагает: нетерпимое и осуждающее отношение к противоправным способам удовлетворения материальных потребностей, разрешения межличностных конфликтов, а также к пьянству, алкоголизму, наркомании, половой распущенности и т. д.; отрицательный смысл противоправного способа удовлетворения потребностей, интересов и притязаний как несущего угрозу другим людям, в первую очередь близким и родным; преодоление убежденности, что в обществе достаточно противоправных способов для удовлетворения материальных потребностей, что существует широкий спектр криминальных возможностей для того, чтобы развлечься, отдохнуть либо решить проблемы, возникающие во взаимоотношениях с другими людьми; наличие убеждений о различных отрицательных последствиях противоправного поведения и высокой вероятности их возникновения (наступление уголовной ответственности, переживание родителей, появление в биографии судимости и связанных с ней трудностей в дальнейшей жизни, недоверчивое и преимущественно отрицательное отношение людей, сложность найти хорошую работу, создать семью и т. д.); разрушение представлений о том, что противоправные способы удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем являются более быстрыми и простыми по сравнению с правопослушными; разрушение толерантного отношения ко взяточничеству при решении жизненных проблем.
Помимо этого, работая с несовершеннолетними, необходимо особое значение придавать пропаганде правопослушных способов отдыха и развлечений, формировать мотивацию вести здоровый образ жизни либо избавляться (лечиться) от алкогольной или наркотической зависимости, которые выступают предпосылкой преступного поведения. Важным является также формирование мотивации на повышение образовательного уровня, приобретение профессии, трудовых навыков, желание трудиться.
Реализация данной подзадачи предполагает формирование антикриминальной устойчивости личности, что требует создания представлений о способах противостояния вовлечению в преступную деятельность, умений идти на конструктивный конфликт, говорить «нет».
Оценочными критериями сформированности должного отношения к правовому поведения различной направленности являются: наличие конкретных и реальных представлений о правомерных способах удовлетворения потребностей и интересов; осуждающее отношение к противоправным способам разрешения жизненных проблем и удовлетворения потребностей.
Для формирования уважительного отношения к правоохраняемым социальным ценностям (жизнь, здоровье, честь, достоинство, права и свободы человека, общественная нравственность, уклад семейных отношений, природная среда, общественные и государственные интересы и т. д.) следует привлекать внимание к нравственным и социальноправовым вопросам общества, актуализировать информацию, важную для укрепления правопорядка и решения социальных проблем, создавать вокруг определенных информационных поводов атмосферу значительности, культивировать определенное (положительное или отрицательное) отношение к ним.
Оценочным критерием сформированности должного отношения к правоохраняемым социальным ценностям является выражение воспитанником положительного отношения к жизни и здоровью других людей, интересам общества, семейным ценностям и т. д.
Формирование положительного восприятия органов государственной власти, в том числе органов правопорядка, и их деятельности подразумевает: создание положительного, эмоционально привлекательного образа государственного служащего (чиновника), насыщение его психологического содержания положительными качествами (честный, обладающий высокими моральными качествами, профессионал, преданный делу, хороший семьянин и т. д.); разрушение стереотипа о том, что все чиновники «нечисты на руку»; выработку убеждений о наличии в обществе должного контроля за состоянием правопорядка, эффективном противодействии преступности; формирование уважительного отношения к сотрудникам органов правопорядка и их деятельности; положительного, эмоционально привлекательного образа сотрудника милиции (суда, прокуратуры и др.), насыщение его психологического содержания положительными качествами (преданный Родине и интересам народа, отличающийся высоким профессионализмом, бескорыстный, заботливый, всегда готовый прийти на помощь, помогающий, спасающий, не считающийся с личным временем и т. д.); укрепление чувства безопасности от преступных посягательств.
Оценочным критерием реализации данной задачи является выражение воспитанником положительного отношения к органам государственной власти, чиновникам, а также органам правопорядка, милиционеру.
Повышение гражданской активности по поддержанию правопорядка в обществе выражается в формировании убежденности в необходимости участия в пресечении преступных посягательств, оказания помощи работникам правоохранительных органов в изобличении виновных, а также в развитии общественного одобрения, поддержки участия в этой деятельности; создании эмоционально позитивного (привлекательного) образа человека, оказывающего помощь органам правопорядка в поддержании спокойствия в обществе, насыщение его психологического образа социально одобряемыми качествами.
Оценочным критерием реализации данной задачи является выражение воспитанником намерений принимать участие в поддержании общественного порядка (в классе, школе, поселке), оказывать помощь милиции в раскрытии и расследовании преступлений.
Формирование необходимых социально-правовых ожиданий предполагает воспитание убеждений в том, что правопослушный образ жизни приносит радость и удовлетворенность от жизни, уверенность в себе, чувство самодостаточности; подавляющее большинство преступлений раскрывается, а преступники отвечают за содеянное; наказание за совершенное преступление неотвратимо.
Решение данной задачи направлено на формирование и укрепление оптимистических положительных ожиданий, веру в будущее, в осуществление правомерных жизненных планов и намерений, на положительный результат при использовании правомерных способов решения жизненных проблем, отрицательный результат при использовании противоправных способов.
Оценочным критерием реализации данной задачи является выражение воспитанником отрицательных последствий правонарушающего поведения.
Правовые знания формируются в результате познавательной деятельности, поэтому формой их образования выступает правовое информирование и обучение. Оценочные отношения человека к явлениям правовой действительности формируются при понимании их значения для себя, переживании положительных или отрицательных чувств при взаимодействии с ними, подражании и идентификации, а также при стимулирующем влиянии (одобрение, осуждение и др.). В этой связи, осуществляя воспитательное воздействие, в первую очередь необходимо раскрывать положительные или отрицательные стороны социально - правового явления, их значимость для человека, пропагандировать образцы поведения для подражания.
Реализации профилактических задач препятствует подсознательное сопротивление подростка. Оно, в свою очередь, препятствует отказу от прежних отрицательных взглядов, отношений, привычек, а также усвоению правильных убеждений, отношений, личных правил, выработке внутренних барьеров против совершения противоправных действий [71].
Источник: Стуканов В. Г. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних /В. Г. Стуканов ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». - Минск : Академия МВД, 2019. - 146, [2] с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |