На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика правонарушений Педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних - Психолого-педагогические задачи профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних - Психолого-педагогические задачи профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика правонарушений
Индекс материала
Педагогические основы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Социальные условия и влияния в формировании противоправного поведения подростка
Методологические основания педагогической профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Психолого-педагогические задачи профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Все страницы

 


4. Психолого-педагогические задачи профилактики противоправного поведения несовершеннолетних

Стратегия профилактической работы с подростками предусматривает: недопущение формирования и (или) нейтрализацию криминогенных склонностей и деформаций правосознания; формирование и развитие качеств личности, необходимых для законопослушной жизни, правомерного удовлетворения потребностей и решения жизненны проблем (социальной подготовленности подростка); формирование или укрепление антикриминальной устойчивости личности, выражающейся в способности противостоять криминогенным влияниям других лиц и жизненных обстоятельств.
Реализация профилактической стратегии предполагает три основных этапа [67, 124].
Первый этап - формирование мотивации и волевой решимости жить правопослушно. Мотивация построить благополучную жизнь должна включать не только желание и волевую решимость не допускать совершения противоправных деяний, но и систематически учиться, трудиться, а также выполнять иные обязанности для обеспечения своей жизни (заботиться о близких и др.).
Индивидуальная исправительно-профилактическая работа предусматривает последовательное решение ряда психолого-педагогических задач.
Во-первых, формирование высокой ценностной значимости учебной, спортивной, трудовой и иной социально полезной деятельности. Реализация данной задачи возможна посредством:
обогащения положительной эмоционально-образной представленности социально активной жизни в психическом мире личности (обеспечивается это управляемой актуализацией положительных эмоционально-образных детских воспоминаний об играх, спортивных состязаниях, совместной трудовой деятельности с родителями; достигается при выполнении просьбы воспитателя представить, какие чувства испытывает человек, когда выполняет подобную деятельность; наряду с самостоятельным ассоциированием положительного душевного состояния необходимо использовать и внушающую подсказку, в чем оно заключается (приятное спокойствие, чувство радости, удовлетворенности от радости близкого человека, ощущение своего достоинства, уверенности в том, что это всегда будет в будущем); усиление положительных образных ассоциаций может обеспечиваться демонстрацией фотографий, видеосюжетов, рисованием символических рисунков, написанием кратких эссе («маленькие и большие радости в жизни», «Благополучие в жизни в моей душе»));
укрепления позитивных ожиданий в построении благополучной жизни (многим трудным подросткам присуще чувство неоправданных надежд на построение такой жизни, неуверенность в возможности справиться с трудностями в учебе, приобретении профессии, отношениях со взрослыми и сверстниками; для укрепления положительных ожиданий необходимо вначале достичь признания подростком, что построить благополучную добропорядочную жизнь в принципе возможно; затем может идти проективное обсуждение вопросов: «Есть ли люди, у которых при реальных не совсем благоприятных условиях это получается. У какого человека это может получиться? Что он для этого делает?»; далее целесообразна детализация для «накопления уверенности» в возможности построить благополучную правопослушную жизнь, заключающуюся в том, что несовершеннолетние под управлением воспитателя последовательно осмысливают возможность обретения отдельных благ и решения отдельных задач по налаживанию правопослушной жизни, начиная от наиболее простых и переходя к более сложным, параллельно продуцируется мысль о необходимости личного старания и принятия личной ответственности за это).
Во-вторых, формирование мотивации избегать неблагоразумных (противоправных) поступков и принимать личную ответственность за свое будущее. Для этого необходимо выполнить следующие психолого-педагогические действия:
осмысление отрицательной значимости асоциального (противоправного) поведения: что оно принесло плохого и что отняло, чем такая жизнь хуже, чем противоположная (добропорядочная) (обеспечивает формирование ценностно-смыслового компонента отрицательного отношения к криминогенному образу жизни);
актуализация негативных воспоминаний о переживании наказания (от родителей, в школе, милиции) за неблаговидные поступки (драка, хулиганские действия и др.) для усиления эмоциональной стороны отрицательного отношения к нему в контексте личной ответственности за случившееся (у многих подростков негативное восприятие наказания отсутствует в силу защитных механизмов, оберегающих от чувства вины; человек может подсознательно приуменьшать субъективную тяжесть своих провинностей, глядя на них с точки зрения личной способности «достойно» пройти испытание, не показать себя слабым; кроме того, у подростков, длительно находящихся в компании подобных трудных сверстников, происходит привыкание к такой криминогенной жизни, отвыкание от добропорядочной жизни с ослаблением нормальных социальных связей и отношений; еще один защитный феномен выражается в блокировании мыслей о жизненных потерях: подросткам не приятно и не хочется думать об этом);
мысленное проектирование жизненного пути при совершении преступлений: какие могут наступить правовые последствия, что человек теряет (позволяет взглянуть на преступную жизнь в масштабе жизненного пути и увидеть ее ущербность; у подростков может возникнуть сильная защитная реакция, побуждающая к отказу от осмысления своего будущего при противоправном поведении, но это имеет пользу для исправительного влияния);
обесценивание благ, получаемых от преступной деятельности (иллюзорное уважение, самоутверждение, материальные блага и др.) с подведением к мысли о том, что на них надо смотреть в неразрывной связи с жизненными потерями, душевными переживаниями и физическими лишениями, которые им присущи в связи с наступающим уголовным наказанием (часть подростков склонны оправдывать свою жизнь, восхваляя аморальные развлечения, общение со сверстниками и др.); необходимо насыщать сознание воспоминаниями об отрицательных моментах противоправной жизни и на этом фоне стараться обесценивать «блага» преступной жизни; полезна актуализация положительных воспоминаний о правомерном периоде жизни детстве;
формирование ожиданий неизбежности наказания и иных отрицательных последствий при противоправном поведении (целесообразно использовать такие приемы, как обращение к примерам раскрытия тщательно подготовленных преступлений; использование ассоциативных аналогий, например с «русской рулеткой»; применение метафор, поговорок, крылатых выражений о неизбежности наказания при совершении преступлений.
Второй этап - формирование готовности к правопослушному образу жизни, включая проработку правильных жизненных планов и соответствующих им личных правил поведения в различных сферах и ситуациях, осознание должного Я-образа, правильных вариантов решения жизненных проблем, а также приобретение профессиональной квалификации и выработку умений, необходимых для правильного взаимодействия с людьми, бытового самообеспечения. По мере формирования и укрепления мотивации построения правопослушного образа жизни постепенно решаются задачи подготовки к нему.
Данный этап профилактической работы основывается на результатах первого (стремление построить добропорядочную жизнь с отказом от противоправного поведения) и носит характер проработки подростком ряда ее составляющих:
жизненные планы в основных сферах жизнедеятельности и правильные варианты разрешения вероятных жизненных проблем: где жить; как строить отношения с теми, с кем придется жить, как избегать конфликтов; как вести себя с детьми; как действовать для трудоустройства и как справиться с проблемами в этом деле; как себя зарекомендовать в ученическом коллективе; как строить отношения с сотрудниками милиции; как строить отношения с друзьями; какой должен быть распорядок жизни; как с пользой проводить свободное время и избегать втягивания в пьянство; как наладить семейную жизнь или построить близкие отношения;
должный Я-образ: каким себя необходимо проявлять в различных сферах и социальных отношениях (в школе, с членами семьи, сверстниками, работниками милиции и т. д.); какие проявления нельзя допускать (при коррекции Я-образа такая умственная проработка представляет только начальный этап; далее необходимо использование техник, формирующих более глубокие установки на проявление требуемых качеств и волевой самоконтроль по сдерживанию проявления нежелательных);
формирование системы личных правил действий и поведения в разных сферах жизнедеятельности, при реализации определенных функций, отношений и решении всевозможных жизненных задач: как необходимо себя вести, действовать, строить отношения, поступать в определенных проблемных ситуациях; как не следует поступать (формирование системы таких правил требует умственной выработки с письменной фиксацией, что более рационально для усвоения; затем возможно применение техники самовнушения на фоне релаксации и техники умственного апробирования в воображаемых ситуациях и в виде ролевой игры);
формирование умений, необходимых для социальной адаптации и построения правомерного образа жизни (касается реализации выработанных личностных правил поведения, самоконтроля; может осуществляться в процессе обучения, консультирования, проведения тренинговых мероприятий, контроля за поведением, стимулирующего влияния и коррекции);
формирование устойчивости против употребления наркотиков и против пьянства (является специальным направлением исправительнопрофилактической работы, которое требует сочетания медицинских и психолого-педагогических средств); воспитательное влияние призвано обеспечить формирование установки на прохождение наркологического лечения (при наличии зависимости), которая предусматривает прежде всего ее ценностно-смысловую основу аналогично описанному выше формированию мотивации отказа от противоправного поведения.
Третий этап - формирование достаточного уровня правовых знаний и уважительного отношения к явлениям социально-правовой действительности: необходимого уровня правовых знаний о сущности и назначении закона, основных нормах административного и уголовного законодательства, обстоятельствах, отягчающих вину, порядке реализации права человека на защиту от преступных посягательств и т. д.; уважительного отношения к закону; положительного отношения к законопослушному человеку, отрицательного - к преступнику и сочувственного - к объекту преступного посягательства; положительного отношения к законопослушному поведению и отрицательного - к противоправному; уважительного отношения к правоохраняемым социальным ценностям (жизнь, здоровье, честь, достоинство, права и свободы человека, общественная нравственность, уклад семейных отношений, природная среда, общественные и государственные интересы и т. д.); положительного восприятия органов государственной власти, в том числе органов правопорядка, и их деятельности; повышение гражданской активности по поддержанию правопорядка в обществе; необходимых социально - правовых ожиданий:
Реализация формирования необходимого уровня правовых знаний о сущности и назначении закона, основных нормах административного и уголовного законодательства, обстоятельствах, отягчающих вину, порядке реализации права человека на защиту от преступных посягательств и т. д. имеет особое значение в отношении ребенка как существенное условие и средство социализации его личности. Базовые правовые знания надо формировать у несовершеннолетнего до наступления возраста уголовной ответственности (14 лет), а в подростковом возрасте - углублять и расширять их. В результате по окончании средней школы выпускник обязательно должен иметь целостное представление о своих правах и обязанностях, порядке их реализации, возможностях и способах защиты прав личности (куда обратиться за решением того или иного вопроса, как и где обжаловать неудовлетворяющее решение, способах защиты своих прав от незаконных действий физических и юридических лиц); правилах поведения в криминогенных ситуациях, обеспечения личной безопасности человека от преступных посягательств в семье, школе, общественных местах, дома, на улице; государственно-правовом устройстве Республики Беларусь, системе обеспечения национальной безопасности, в том числе по защите граждан от преступных посягательств, а также правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка; видах юридической ответственности граждан, условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности; уголовной и административной ответственности за правонарушения в сфере материального обеспечения (кража, разбой, грабеж и т. п.), взаимодействия с другими людьми (оскорбление, хулиганство, телесные повреждения, проституция, изнасилования и т. д.), развлечения и досуга (пропуски учебных занятий, нахождение в общественных местах в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, распространение наркотиков и др.).
Оценочными критериями должного уровня правовой подготовленности являются: умение индивида давать нравственно-правовую оценку поступкам людей, собственным действиям, явлениям жизни (правильно с точки зрения морали и закона поступил или нет), а также знание юридической ответственности за проступки и правонарушения.
Формирование уважительного отношения к закону предполагает: воспитание представлений о социальной важности и необходимости правовых предписаний, направленных на защиту конкретного гражданина, всего общества, устанавливающих общественный порядок; формирование убеждений о справедливости действующих в обществе правовых предписаний; разъяснение обязательности исполнения правовых предписаний всеми гражданами, равенства всех граждан перед законом.
Формирование оценочного отношения к закону проявляется, с одной стороны, в раскрытии положительных сторон (выгодных для каждого человека, ребенка и взрослого) существования в обществе правовой системы и действующих законов. С другой стороны, целесообразно разъяснение катастрофических последствий для социума отсутствия правовых предписаний, нормативно закрепленных правил взаимодействия людей друг с другом.
Участие народа в подготовке законопроектов является важнейшим условием формирования личностной значимости правовых предписаний, потребности их соблюдать и требовать их соблюдения от других людей. Уважение к законам формируется не только тогда, когда народ принимает участие в его создании, но и потому, что есть возможность его изменять в случае, если закон начинает приносить вред. В этой связи важным представляется привлечение, например, обучающихся к разработке и корректировке правил поведения в школе, распорядка дня, пропускного режима, поддержания чистоты в классе и т. д. Участвуя в управлении школой, а затем предприятием, районом, государством, формируется личная заинтересованность в том, чтобы все исполняли законы, то есть установленные в обществе правила игры.
Оценочными критериями уважительного отношения к правовым предписаниям являются: восприятие закона как главного средства обеспечения собственной (личной) безопасности, спокойствия в семье, школе, компании друзей, на улице, всего общества; возникновение личной заинтересованности укреплять закон, защищать правопорядок в классе, школе, обществе.
Формирование положительного отношения к человеку, ведущему законопослушный образ жизни, предполагает в первую очередь раскрытие эмоционально позитивного (привлекательного) образа добропорядочного гражданина, насыщение его психологического содержания социально одобряемыми качествами (мужественный защитник Отечества (герой), хороший семьянин, любящий сын, заботливый отец, чувственный муж, честный труженик, имеющий материальный достаток, сильный, уверенный в завтрашнем дне, самодостаточный, знающий, отзывчивый, готовый прийти на помощь и т. д.). В этой связи нравственно-правовое воспитание должно осуществляться на основе культивирования колоритных гражданских идеалов, на которые хотелось бы равняться и с которыми бы воспитанник себя идентифицировал. Данные образцы для подражания можно разделить на три уровня: общенациональные, региональные (известные в конкретном районе, области) и местные (выпускник школы, житель города, поселка).
Формирование положительного отношения к законопослушному человеку предполагает также воспитание представлений о том, что большинство людей в обществе живут правопослушно и уважительно относятся к закону, соблюдают требования правовых предписаний. Необходимо также убеждать воспитанников в том, что только правопослушный человек может быть успешным в обществе, уважаем другими людьми, счастливым, жить полноценной жизнью, испытывать радость от общения с близкими и друзьями, занятия любимым делом.
Формирование осуждающего отношения к преступнику, лицу, ведущему аморальный образ жизни, выражается в создании отрицательного (эмоционально непривлекательный, осуждающий, отталкивающий) образа человека, ведущего противоправный и асоциальный образ жизни, насыщение его психологического содержания нелицеприятными качествами (имеющий посредственные знания об окружающем мире, всего боится, не уверен в завтрашнем дне, отвергаем большинством людей, не имеет надежных друзей, презираем собственными детьми, супругой и др.). Реализация данной задачи подразумевает также девальвацию значимости, разрушение эмоциональной привлекательности неформальных норм и традиций криминальной среды («воровских законов»), раскрытие их антисоциальной сущности, разъяснение вредности татуировок, ложных ценностей, пропагандируемых в «блатных» песнях и т. д.
Формирование сострадательного отношения к объектам преступного посягательства (человек, общественные интересы, природная среда и др.) также имеет большое значение. Важно, чтобы воспитанник осознал и понял, какие эмоции и переживания испытывает, например, человек, у которого украли велосипед (мотоцикл), который подвергся сексуальным издевательствам и т. д. В процессе воспитательной работы необходимо также разъяснить отличие жалости от сострадания. Жалость - это бездействие, а сострадание - это активное участие в судьбе человека, в данном контексте, например, попытка защитить человека от преступного посягательства.
Оценочными критериями сформированности должного отношения к субъекту социально-правового поведения являются наличие у воспитанника социально одобряемого жизненного идеала (отец, литературный герой, спортсмен и т. д.), к достижению которого он стремится, осуждающее отношение к лицам, ведущим асоциальный образ жизни.
Положительного отношения к законопослушному поведению и отрицательного - к противоправному.
Формирование положительного отношения к правомерным способам удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем в трех сферах жизнедеятельности (материальное обеспечение, взаимодействие с другими людьми, развлечение и досуг) предполагает: раскрытие положительных сторон правопослушного образа жизни для конкретного человека, его родных и близких, а также всего общества, широкого спектра возможностей добропорядочного образа жизни в саморазвитии личности, достижении успеха, реализации себя в различных областях; разъяснение личной выгоды при выборе правопослушных способов удовлетворения потребностей и интересов, разрешения жизненных проблем; выработка убеждений, что общество морально одобряет и всячески поддерживает (стимулирует) законопослушное поведение граждан; создание понятных, конкретных и реальных (соответствующих субъективным и объективным возможностям человека) представлений о правомерных способах удовлетворения потребностей и интересов (моделей поведения) в сфере обеспечения своей жизни материальными благами, взаимодействия с другими людьми, проведения свободного времени, а также о правопослушных способах удовлетворения потребностей как единственно возможных для человека и полезных для других люде; расширение знаний об эффективном (уникальном) опыте, наиболее оптимальных и целесообразных формах и способов удовлетворения потребностей и интересов, разрешения жизненных проблем правопослушным способом.
Формирование отрицательного отношения к преступным способам удовлетворения потребностей и решения жизненных_проблем предполагает: нетерпимое и осуждающее отношение к противоправным способам удовлетворения материальных потребностей, разрешения межличностных конфликтов, а также к пьянству, алкоголизму, наркомании, половой распущенности и т. д.; отрицательный смысл противоправного способа удовлетворения потребностей, интересов и притязаний как несущего угрозу другим людям, в первую очередь близким и родным; преодоление убежденности, что в обществе достаточно противоправных способов для удовлетворения материальных потребностей, что существует широкий спектр криминальных возможностей для того, чтобы развлечься, отдохнуть либо решить проблемы, возникающие во взаимоотношениях с другими людьми; наличие убеждений о различных отрицательных последствиях противоправного поведения и высокой вероятности их возникновения (наступление уголовной ответственности, переживание родителей, появление в биографии судимости и связанных с ней трудностей в дальнейшей жизни, недоверчивое и преимущественно отрицательное отношение людей, сложность найти хорошую работу, создать семью и т. д.); разрушение представлений о том, что противоправные способы удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем являются более быстрыми и простыми по сравнению с правопослушными; разрушение толерантного отношения ко взяточничеству при решении жизненных проблем.
Помимо этого, работая с несовершеннолетними, необходимо особое значение придавать пропаганде правопослушных способов отдыха и развлечений, формировать мотивацию вести здоровый образ жизни либо избавляться (лечиться) от алкогольной или наркотической зависимости, которые выступают предпосылкой преступного поведения. Важным является также формирование мотивации на повышение образовательного уровня, приобретение профессии, трудовых навыков, желание трудиться.
Реализация данной подзадачи предполагает формирование антикриминальной устойчивости личности, что требует создания представлений о способах противостояния вовлечению в преступную деятельность, умений идти на конструктивный конфликт, говорить «нет».
Оценочными критериями сформированности должного отношения к правовому поведения различной направленности являются: наличие конкретных и реальных представлений о правомерных способах удовлетворения потребностей и интересов; осуждающее отношение к противоправным способам разрешения жизненных проблем и удовлетворения потребностей.
Для формирования уважительного отношения к правоохраняемым социальным ценностям (жизнь, здоровье, честь, достоинство, права и свободы человека, общественная нравственность, уклад семейных отношений, природная среда, общественные и государственные интересы и т. д.) следует привлекать внимание к нравственным и социальноправовым вопросам общества, актуализировать информацию, важную для укрепления правопорядка и решения социальных проблем, создавать вокруг определенных информационных поводов атмосферу значительности, культивировать определенное (положительное или отрицательное) отношение к ним.
Оценочным критерием сформированности должного отношения к правоохраняемым социальным ценностям является выражение воспитанником положительного отношения к жизни и здоровью других людей, интересам общества, семейным ценностям и т. д.
Формирование положительного восприятия органов государственной власти, в том числе органов правопорядка, и их деятельности подразумевает: создание положительного, эмоционально привлекательного образа государственного служащего (чиновника), насыщение его психологического содержания положительными качествами (честный, обладающий высокими моральными качествами, профессионал, преданный делу, хороший семьянин и т. д.); разрушение стереотипа о том, что все чиновники «нечисты на руку»; выработку убеждений о наличии в обществе должного контроля за состоянием правопорядка, эффективном противодействии преступности; формирование уважительного отношения к сотрудникам органов правопорядка и их деятельности; положительного, эмоционально привлекательного образа сотрудника милиции (суда, прокуратуры и др.), насыщение его психологического содержания положительными качествами (преданный Родине и интересам народа, отличающийся высоким профессионализмом, бескорыстный, заботливый, всегда готовый прийти на помощь, помогающий, спасающий, не считающийся с личным временем и т. д.); укрепление чувства безопасности от преступных посягательств.
Оценочным критерием реализации данной задачи является выражение воспитанником положительного отношения к органам государственной власти, чиновникам, а также органам правопорядка, милиционеру.
Повышение гражданской активности по поддержанию правопорядка в обществе выражается в формировании убежденности в необходимости участия в пресечении преступных посягательств, оказания помощи работникам правоохранительных органов в изобличении виновных, а также в развитии общественного одобрения, поддержки участия в этой деятельности; создании эмоционально позитивного (привлекательного) образа человека, оказывающего помощь органам правопорядка в поддержании спокойствия в обществе, насыщение его психологического образа социально одобряемыми качествами.
Оценочным критерием реализации данной задачи является выражение воспитанником намерений принимать участие в поддержании общественного порядка (в классе, школе, поселке), оказывать помощь милиции в раскрытии и расследовании преступлений.
Формирование необходимых социально-правовых ожиданий предполагает воспитание убеждений в том, что правопослушный образ жизни приносит радость и удовлетворенность от жизни, уверенность в себе, чувство самодостаточности; подавляющее большинство преступлений раскрывается, а преступники отвечают за содеянное; наказание за совершенное преступление неотвратимо.
Решение данной задачи направлено на формирование и укрепление оптимистических положительных ожиданий, веру в будущее, в осуществление правомерных жизненных планов и намерений, на положительный результат при использовании правомерных способов решения жизненных проблем, отрицательный результат при использовании противоправных способов.
Оценочным критерием реализации данной задачи является выражение воспитанником отрицательных последствий правонарушающего поведения.
Правовые знания формируются в результате познавательной деятельности, поэтому формой их образования выступает правовое информирование и обучение. Оценочные отношения человека к явлениям правовой действительности формируются при понимании их значения для себя, переживании положительных или отрицательных чувств при взаимодействии с ними, подражании и идентификации, а также при стимулирующем влиянии (одобрение, осуждение и др.). В этой связи, осуществляя воспитательное воздействие, в первую очередь необходимо раскрывать положительные или отрицательные стороны социально - правового явления, их значимость для человека, пропагандировать образцы поведения для подражания.
Реализации профилактических задач препятствует подсознательное сопротивление подростка. Оно, в свою очередь, препятствует отказу от прежних отрицательных взглядов, отношений, привычек, а также усвоению правильных убеждений, отношений, личных правил, выработке внутренних барьеров против совершения противоправных действий [71].

Источник: Стуканов В. Г. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних /В. Г. Стуканов ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». - Минск : Академия МВД, 2019. - 146, [2] с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.