На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Профилактика буллинга в образовательной организации
Профилактика буллинга в образовательной организации
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Ионова Елена Александровна студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область Научный руководитель Шалагинова Ксения Сергеевна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» педагог-психолог, профессор Российская Академия Естествознания член Федерации психологов образования России, председатель Тульского отделения Российского психологического общества г. Тула, Тульская область

Ключевые слова: буллинг, травля, участники буллинга, профилактика.

Проблема школьного насилия возникла уже в начале 20 века, в 1905 году К. Ф. Дьюкс впервые сделал публикацию на данную тему. Д. Ольвеус, П.П. Хайнеманн, А. А. Пикас, Е.Е. Роланд - это первые скандинавские исследователи, которые провели систематические исследования проблемы буллинга [1]. Они разработали концепцию буллинга, определив его как притеснение, дискриминация, травля.
Много лет над темой буллинга работал норвежский психолог Д. Ольвеус. В 1993 г. опубликовал ставшее общепринятым определение травли в среде детей и подростов: булинг (травля) - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство физической силы или социальной власти [2].
Многие авторы отмечают рост распространения школьного буллинга [3].
Д. А. Кутузова в своих работах отмечает, что насилие в образовательных организациях имеет множественный характер. Оно может проявляться в форме однократных насильственных действий, а также в виде постоянных унижений, издевательств и систематической травли [4].
Основными причинами возникновения буллинга настоящее время считается стремление к лидерству и признанию за счет принижения окружающих, проблемы с семейным воспитанием, а также защитная реакция от пережитого насилия.
Участниками буллинга в образовательной организации могут стать не только дети, но и учителя, как в роли «жертвы», так и в роли «обидчика».
Огромное влияние на появление буллинга имеет воспитание в семье, а также микроклимат образовательного учреждения способствует развитию травли.
Важно правильно и вовремя реагировать на предпосылки создания буллинга, если все участники образовательного процесса будут серьезно заниматься данной проблемой, то высока вероятность, избежать многих конфликтов.
Профилактика буллинга должна включать в себя такие аспекты как предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль.
Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации учащегося, путем использования педагогических и воспитательных мер, которые способствуют улучшению качества его жизни и поведения, с помощью изменения личностных ориентаций.
Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачами профилактики буллинга являются: подготовка педагогов для работы с детьми и разрешение ситуаций буллинга, психолого-педагогическое просвещение родителей, устранение психотравмирующей и социальной компетентности учащихся, развитие толерантности и социальной компетентности учащихся.
Многие исследователи занимаются поиском различных эффективных методов профилактики и борьбы с буллингом. Одни считают, что профилактика должна строиться на идее необходимости формирования коммуникативных навыков и уверенности в себе жертв агрессии, развитие толерантности у агрессоров, причем «жертва» буллинга сама виновата в провокации агрессии по отношению к ней. Другие уделяют внимание раннему выявлению элементов буллинга, организации психологического сопровождения детей.
Образовательное учреждение должно уделять огромное влияние проблеме буллинга среди учащихся. В профилактике буллинга среди подростков в образовательной среде, необходимо исследовать проблемы насилия в школе с помощью анкетирования. После анкетирования можно определить проблемные классы и выявить основные причины травли. Если по результатам анкетирования, выявится одна из ведущих причин - отношений между педагогами и учениками, а также атмосфера образовательной организации, то необходимо провести работу с педагогическим коллективом. Только после работы с педагогами по профилактике бул- линга следует приступать к профилактике буллинга среди учащихся.
В качестве одного из методов профилактики можно использовать организацию классных часов, основными идеями которых, будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Также можно проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.
Таким образом, для достижения наилучшего результата в профилактике буллинга в образовательной организации, работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей детей, находящихся как в роли потенциальных «обидчиков», так и в роли «жертв». Также
профилактические мероприятия могут носить групповой характер и проводиться непосредственно с коллективом учащихся.
Нами было проведено исследование, выборку которого составили обучающиеся 8 класса одной из школ Тульской области.
В работе были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» (Дж. Морено), методика на выявление «Буллинг- структуры» (Авторская методика Е.Г. Норкиной), тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), методика «Личностное стремление к конформности» (Авторская методика А.А. Маслаковой, Н.И. Ковалевой, И.Е. Козиной), методика «Склонность к виктимному поведению» (О.О. Андроннова).


Анализ результатов проведенного исследования позволяет нам сделать следующие выводы:
1. В данном классе есть один лидер. Коллектив разделен на две половины: в первую входят лидер и люди к нему приближенные, вторую половину составляют пренебрегаемые лидером, и один человек оказался «изолированным» от коллектива.
2. Дети готовы встать на защиту одноклассников, а не быть инициаторами конфликтов.
3. В коллективе преобладает средний уровень агрессии, которая проявляется в косвенном виде (в виде сплетен, шуток, агрессия на окружающие предметы).
4. Учащиеся способны сохранять эмоциональное равновесие в классе и поддерживать благоприятную атмосферу.
5. Дети способны избегать опасных ситуаций, не прибегая к позиции «жертвы».
6. По совокупности получившихся результатов, можно выделить группу риска: в нее входит 2 учащихся - это Александра В. («Инициатор») и Кристина С. («Жертва»).

Александра В. Является лидером в классе и обладает вербальной агрессией, используя словесные оскорбления. Также, ее отличает крайняя принципиальность, возникает сложность в процессе общения с окружающими, что может приводить к конфликтам и травле к окружающим. Кристина С. является «изолированным» членом коллектива. Она может оказаться в роли жертвы агрессии. У Кристины С. преобладает предметная агрессия, что говорит о том, что, скорее всего она не способна постоять за себя в конфликтах, а срывает свою агрессию на окружающих ее предметах.
На основе анализа полученных результатов была составлена программа по профилактике буллинга. Программа состоит из занятий, в которые включены такие формы работ как: беседа, мини-лекция, упражнения, тренинг, просмотр видеофильмов и игры. Также, были составлены рекомендации для учителей по профилактике буллинга среди обучающихся и по работе с родителями, которые учитывают специфические черты характера обучающихся.

Список литературы
1. Ермолаева Т.В. Буллинг как групповой феномен / Т.В. Ермолаева, Н.В. Савицкая // Современная зарубежная психология. - 2015. - №1. - С. 65-90.
2. Олвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? / Д. Олвеус. - М., 2011. - 13 с.
3. Волкова Е.Н. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы / Е.Н. Волкова, А.В. Гришина // Психологическая наука и образование. - 2013. - №6. - С. 19-29.
4. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать / Д.А. Кутузова // Журнал практического психолога. - 2007. - №1. - С. 72-90.
Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 января 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 356 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.