Арт-терапия как профилактика буллинга
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Королькова Л.В., Шатило А.И.
Статья посвящена проблеме буллинга в современном обществе.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, буллинг, подростковый возраст.
Art therapy as prevention of bullying.
The article is devoted to the problem of bullying in modern society.
Key words: aggression, aggressiveness, bullying, adolescent age.


Арт-терапия (от англ. art - искусство) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Целью исследования является изучение буллинга как признака агрессивного поведения подростков и гендерных проявлений буллинга в условиях образовательной среды.
В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности существенно возрос. Проблематике агрессии посвящены фундаментальные работы зарубежных ученых: А. Адлера, А. Бандура, A.Басса, Л. Берковица, Р. Бернса, К. Бютнера, Р. Бэрона, Р. Геррига, Д. Долларда, К. Лоренса, Н. Миллера, Д. Ричардсона, B. Холличера, Д. Шеффера и др.
Наблюдается интерес к изучению буллинга в работах российских ученых (И.Б. Ачитаевой, В.И. Вишневской, О. Глазман, И.С. Кона, Д.А. Кутузовой, О. Маланцевой) [1].
В исследованиях белорусских авторов исследований по проблеме буллинга не встречается, однако синонимичные понятия «виктим- ность» и «насилие» являются актуальными для отечественных специалистов.
Анализ агрессивного поведения с позиции педагогики ненасилия освещен в работах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, И.В. Вачкова, 3.Т. Гасанова, С.И. Гессена, М.П. Гурьяновой, В.В. Давыдова, Л.Н. Костиновой, Е.К. Лютовой, Д.М. Маллаева, А.Н. Нюдюрмагомедова, А.А. Романова, С.Т. Тучалаева, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга.
Типология агрессивного поведения детей выделена в трудах А.Г. Асмолова, П.П. Блонского, Б.С. Братусь, Ю.Б. Гиппенрейтера, Ю. В. Егоршина, О.Н. Истратовой, А.С. Копового, Ф.3. Майерсона, Л.Ф. Обуховой, Н.И. Сарджверадзе.
Английское слово буллинг (bullying от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его.
В настоящее время в научной литературе буллинг определяется как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного ребенка или группы детей к другому ребенку (другим детям). Данное явление содержит три важных компонента: буллинг - это агрессивное поведение, включающее нежелательные, негативные действия; буллинг включает модель поведения неоднократно повторяющегося во времени, и буллинг это дисбаланс власти и силы [2].
Профилактика и предупреждение такого агрессивного поведения как буллинг становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Отсюда возникает потребность в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию.
Для выявления агрессивности и агрессивного поведения у подростков нами использовался опросник уровня агрессивности Басс-Дарки.
Исследование проблемы буллинга в подростковой среде проводилось среди 26 человек - 13-14 лет, учащимися 8-х классов, из них 17 - мальчиков, 9 - девочек. Нами использована психодиагностическая методика - Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки [3].
На основании ответов респондентов были получены следующие результаты. У мальчиков 29,4%, а у девочек 22,2% агрессивность оказалось в норме, у мальчиков 70,6% и девочек 55,6% повышены.
Что касается враждебности, то здесь результаты такие. У мальчиков 82,4%, а у девочек 55,6% респондентов враждебность выше нормы, всего у мальчиков 17,6% и девочек 44,4% враждебность находится в пределах нормы, пониженной враждебности ни у кого выявлено не было.
В своем исследовании мы применяли адаптированные методики Кена Ригби. Нами были составлены анкеты для детей ГУО «СШ № 25 г. Витебска». Участие в опросе приняли 28 человек в возрасте от 13 до 14 лет, из них - 16 (57,1%) мальчиков и 12 (42,9%) девочек.
Всем опрошенным оказался знаком такой феномен, как буллинг. Большинство из них высказали мнение, что насилие происходит в классе (66,67%). Говоря об отношении буллинга в школьной среде 56,25% респондентов обозначили, что их никогда не обижали в школе; 25,00% - несколько раз обижали в школе, а 18,75% - чаще, чем раз в неделю обижали в школе. Как показало дальнейшее исследование, 43,75% респондентов не видели издевательств в школе и еще 18,75% видят каждый день.

буллинг в школе

Рисунок - Вас когда-нибудь обижали в этой школе?

В исследовании Кена Ригби приняли участие учащиеся начального, среднего и старшего звена школ, средне-специальных учебных заведений и учреждений дополнительного образования.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что буллинг - распространенное явление в наших школах. Дети практически каждый день сталкиваются со случаями школьного насилия, травли, агрессии со стороны сверстников [4].
Целью нашего исследования было выявить особенности гендерного проявления буллинга среди обучающихся. В ходе работы были использованы следующие методы: теоретический анализ, анкетирование, беседа. Полученные данные свидетельствуют об имеющихся закономерностях и различиях в поведении мальчиков и девочек.
Исследование проводилось среди 65 человек - 11-13 лет, учащихся 6-7-х классов, из них 41 - мальчик, 24 - девочки. На вопрос «Что такое буллинг?» правильно ответили мальчики - 70,73%, девочки - 75,00%. «Как вы относитесь к различным формам насилия», отрицательно ответили мальчики - 56,10%, девочки - 83,33%, а 7,32% мальчиков и 0,00% девочек ответили положительно на данный вопрос. Как мальчики, так и девочки сталкивались с агрессией по отношению к себе в возрасте 6-11 лет, мальчики - 48,78%, девочки - 41,67%. На вопрос «Задирают ли Вас одноклассники?» - ответили нет, мальчики - 75,61%, девочки - 54,17%.
Как показало дальнейшее исследование, мальчики не испытывают агрессию от учителей - 56,10%, девочки - 79,17%. Необходимо отметить, что 43,9% мальчиков и 41,67% девочек не боролись с агрессивным отношением одноклассников и преподавателей, так как считают, что к ним относятся хорошо. Мальчики отмечают, что наблюдали буллинг по отношению к другим - 56,54%, нет - 41,46%; среди девочек: да - 58,33%, нет - 41,67%.
При этом как у мальчиков, так и девочек отмечались страх, ужас, злоба, ненависть, безразличие, незащищенность, вина, стыд, подавленность. Дети сами совершали защиту обиженного человека, и над ним перестали издеваться, у мальчиков - 29,27% и 29,17% - девочек был отрицательный опыт вмешательства. Однако среди них были и те, кто не пытался помочь [5].
Одним из возможных и оптимальных средств социально- педагогической профилактики агрессивного поведения подростков выступает арт-терапия, которая предполагает социально-приемлемый выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, агрессивности, негативизму по отношению к окружающим. Также снижает эмоциональное напряжение, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, развивает способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает творческие способности, навыки межличностного общения, повышает социальную активность, способствует формированию адекватной самооценки.
В.Н. Анисимов пишет: «Если медицинская практика использования психологии искусства (арт-терапии) реализуется в основном на этапе реабилитации индивида и его вторичной социальной адаптации, то педагогическая практика использует компенсаторные, катарсиче- ские и коммуникативные функции искусства на этапе профилактики тенденций эмоциональной иррегуляции, сенсорной истощенности, депривации или гиперактивности, синдроме эмоциональной неустойчивости индивида» [6].
Сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно «therapia» в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду «социальное врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.
Средства социально-культурной деятельности в арт-терапии применяются в работе с различными группами клиентов.


Современная арт-терапия включает в себя множество видов и направлений, например:
1) музыкотерапия - основан на целительном воздействии музыки на психологическое состоянии человека;
2) психодрама - человек повторяет свои действия путем театрализации, представляя свои внутренние процессы при помощи сценического действия;
3) изотерапия - коррекция посредством изобразительной деятельности;
4) библиотерапия - воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (в т.ч. сказкотерапия);
5) игровая терапия - метод коррекции посредством игры;
6) песочная терапия - сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
7) танцевальная терапия - в котором тело является инструментом, а движение - процессом, помогающим пережить, распознать, выразить свои чувства;
8) куклотерапия - метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приемов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);
9) кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную; коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
10) фототерапия - использование фотоматериалов и слайдов в работе.
Привлекательность арт-терапии можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:
- информативность - через анализ работ можно получить информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позиций;
- экологичность - клиент и психолог (педагог социальный) эмоционально защищены, тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента;
- эмоциональность - клиент накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет;
- отсутствие возрастных ограничений - эффективна не только с дошкольниками и младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска». Используя богатый ресурс арт-терапии психолог (педагог социальный) способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я- концепции подростка [7].
Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И тем не менее можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы - индивидуальной и групповой. В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов.
Групповая арт-терапия:
- позволяет развивать ценные социальные навыки;
- связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
- позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
- повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
- развивает навыки принятия решений.
Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она:
- предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;
- во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способностей адаптироваться к групповым «нормам».
Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересным и плодотворным является воспитание художественной культуры.
Таким образом, проведя теоретический анализ проблемы агрессивности в подростковом возрасте, мы можем предположить, что у юношей физический вид агрессии, раздражительность, негативизм появляются в качестве компенсации при невротических расстройствах, нарушении половой идентичности, в частности при воспитании в семьях, в которых отсутствует отец, при низком уровне самооценки, и не очень высоком положении в группе. Такие подростки отдаляются от группы, избегают встреч со сверстниками, склонны к необдуманным, непредсказуемым поступкам.
Высокий уровень косвенной агрессии свидетельствует о фруст- рированности (глубокая депрессия, связанная с нарушением планов) подростка и его попытках сдержать свои агрессивные проявления.
Эти проявления в итоге переносятся на неодушевленные предметы (мальчик стоит в состоянии задумчивости и бьет прутом забор) и третьих лиц, как правило, лиц ближайшего окружения, например, родителей, учителей (немотивированная грубость, отказ от исполнения обычных функций).
Также стоит отметить, что для поиска эффективных способов воздействия на существующую ситуацию следует продолжить изучение феномена буллинга. Проведенное исследование наглядно показало, что данная тема действительно актуальна, вызывает неподдельный интерес в обществе и обладает степенью значимости в современной педагогической среде.
Таким образом, метод арт-терапии (терапии творчеством) является эффективным в профилактической деятельности. Цель арт-терапии - проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими. В первую очередь - это переживания, возникающие в результате беспокойства, страха, обиды, неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства. Игровое пространство, изобразительный материал и образ являются для участников средством психической проекции.
Занятия арт-терапией предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой форме.
С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я».
Эффективной формой является библиотерапия, помогающая снять накопившееся психическое напряжение, формировать адекватный уровень самооценки. Библиотерапия - лечебное использование книг, газет, специально подобранных текстов и других печатных материалов по отношению к отдельному человеку или группе людей.
Методы арт-терапии, такие как изотерапия, музыкотерапия, имаготерапия, кинезитерапия способствуют благоприятному воздействию на эмоциональное состояние детей, устранению страхов, агрессии, тревожности, выплеску негативного и эмоционального состояния ребенка, замещение его более позитивными формами, ребенок учится взаимодействовать с коллективом, правильному общению, формирует социально-адекватные способы взаимодействия с внешним миром, снижает агрессивность, развивает толерантное отношение.
Изотерапия включает в себя разнообразные методы. Например, проективный рисунок помогает выявить основные проблемы детей и негативные условия, влияющие на ребенка. Проективный рисунок, используется как в группе, так и индивидуально. При разной тематике рисования возникает возможность выявить моменты, которые тревожат ребенка.
Изотерапия не только предоставляет большие возможности для самовыражения детей, в развитии фантазии и положительных эмоций, но она благоприятно воздействует на внутригрупповой климат, повышает детскую самооценку, помогает моделировать проблемные ситуации, расширяя и формируя адекватный поведенческий стереотип у детей. Изотерапия дает возможность детям выразить свой негатив и не вспоминать о нем в общении с другими детьми. Также этот метод является инструментарием для выявления чувств и эмоций в развитии положительных межличностных взаимодействий между детьми и взрослыми.
В научно-педагогической интерпретации понятие «арт-терапия» рассматривается в нескольких аспектах:
- как динамическая система взаимодействия между учеником (ребенком, студентом, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и педагогом (арт-терапевтом) в арт- терапевтическом пространстве с целью реализации важнейших функций образования: психотерапевтической, коррекционной, диагностической, развивающей, воспитательной;
- как терапевтическая процедура («психологическое врачевание») личности;
- как сохраняющая здоровье инновационная педагогическая методика, а также как новая система внеклассной работы учителя.
Направленность профилактической работы состоит в том, что подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя, быть оцененным другими в ходе участия в работе и наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
В заключение необходимо отметить, что отношения в детской среде - это зеркальное отражение отношений к ним родителей, педагогов, взаимоотношений между взрослыми. Именно поэтому так важно, чтобы вокруг детей царила атмосфера любви, взаимопонимания, доверия.
Так, профилактику буллинга необходимо осуществлять на основе гендерного подхода (т.е. учет интересов, особенностей обоих социально-половых групп общества), знания о проявлениях агрессии в подростковом возрасте можно использовать для профессиональных проблем в процессе общения.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы могут быть применены в психологической и педагогической деятельности; работе психологов при проведении психологического исследования личности, при профилактике буллинга с учетом гендерного аспекта.
Перспективы арт-терапии как инновационной технологии в социализации детей средствами искусства и художественной коммуникации обусловлены ее междисциплинарным характером, наличием плодотворных идей в сопряженных областях науки и практики, осмысленных в этой сфере подходов и методов педагогики искусства, гуманитарно-эстетического образования, которые адекватны гуманистическим принципам и подходам в социально-педагогической деятельности.
Задачи - изучить гендерную специфику проявления буллинга среди обучающихся, рассмотреть виды буллингов среди обучающихся и кибербуллинг как современную форму, разработать программу профилактики буллинга в среде обучающихся.
Список использованной литературы
1. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Изв. Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - СПб., 2009. - № 105. - С. 159-165.
2. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
3. Черная, Е.В., Кабанина А.В. Роль педагога дополнительного образования в профилактике агрессивного поведения подростков / Е.В. Черная, А.В. Кабанина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам L-LI междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 13 апреля 2015 г.). С. 132-138
4. Кен Ригби исследования «Буллинг в образовательной среде»
5. Бердышев, И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие для врачей и социальных работников / И.С. Бердышева, М.Г. Нечаева. - СПб., 2009.
6. Степанова, Е.В. Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков / Е.В. Степанова, В.А. Попов // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 788-791.
7. КиберЛенинка
Источник: Буллинг в условиях образовательной среды: Б90 межкультурный аспект : монография / Н.В. Кухтова [и др.] ; под ред. Н.В. Кухтовой, С.М. Шингаева. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 172 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.