На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения студенческой молодежи
Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения студенческой молодежи
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

© Патрахина Татьяна Васильевна магистрант

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»

Россия, г. Улан-Удэ Е-mail: t.patrakhina собачка yandex.ru

В статье рассмотрены проблемы девиантного поведения молодежи и ее профилактики в образовательной среде высшего учебного заведения. Проанализированы основные подходы к изучению девиантного поведения. Автор акцентирует внимание на том, что увеличение количества девиаций в учебном заведении может привести к масштабному отчислению студентов, к падению общей дисциплины и снижению качества образовательного процесса, что в итоге может отрицательно сказаться на рейтинге и репутации вуза. Выделены факторы, влияющие на проявление девиаций. На основе анализа деятельности вуза сформулированы основные характеристики педагогического обеспечения профилактики девиантного поведения. Делается вывод о том, что для проведения эффективной профилактической работы по устранению девиантности среди студентов необходимо разработать и внедрить комплексную программу, которая должна основываться на системном подходе, учитывать индивидуальные результаты диагностик студентов и использовать активные формы работы.

Ключевые слова: девиантное поведение, норма, социальное отклонение, профилактика девиантного поведения, студенческая молодежь.

В современном российском обществе, переживающем процесс глубокой социальной трансформации, отмечается резкое увеличение проявления разнообразных форм девиантного поведения, особенно в молодежной и студенческой среде.

Возрастание числа и прогрессирование разнообразия форм отклонений от социальных норм обусловлен значительными изменениями в различных сферах жизни общества (социальной, экономической, политической и др.), а также изменением ценностно-нормативной системы, неопределенностью границ в массовой культуре между патологией и социальной нормой.

Изучению проблем девиантного поведения посвящены исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей. Ими разработаны концепции и теории, которые уже стали классическими в социологической науке. Главным образом, это теория социальной аномии, изучением которой занимались такие ученые как Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс. Данная теория объясняет отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации и радикальных социальных перемен. Теория стигматизации И. Гофмана, в которой он показывает, что наличие стигмы (определенной характерной черты) это не нечто необычное, что свойственно небольшому кругу физических и моральных калек, а является достаточно распространенным среди «обычных граждан». И. Гофман утверждает, что «...индивид, который мог легко участвовать в обычном социальном взаимодействии, обладает некой особенностью, которая навязчиво привлекает к себе внимание и отвращает от него собеседников, тем самым перекрывая путь и другим качествам этого индивида. У него есть стигма, нежелательное отличие от тог, чего мы ожидали.». В теории блокировки идеалов и фрустрации статуса А. Коэна, отклоняющееся поведение рассматривается как результат несоответствия между реальными возможностями молодежи и ее стремлением к достижению успеха.

Объяснение причины, условий и факторов, оказывающих влияние на это социальное явление, является насущной задачей, решение которой предполагает рассмотрение вопросов об определении категории «норма» и об отклонениях от нее.

Социальное отклонение — это несоблюдение существующих социальных норм, их нарушения. Понятие «отклонение» имеет неразрывно связано с понятием «норма» и уже по своему первичному определению означает нечто «ненормальное» по отношению к оценивающей норме (принципу, правилу, нормативно-значимого фактора). Тем самым, исследования социальной действительности (институтов, отношений, воззрений, позиций, ценностей, действий и т. д.) происходят в соответствии или несоответствии социальных явлений тем или иным социальным нормам.

В отечественной социологии под «социальной нормой понимается исторически сложившийся в конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций». Фактически во всех обществах присутствуют нормы, которые формируются в процессе социальной эволюции и служат базисом общественной жизни (к примеру, запреты на убийство, кражи, обман), поэтому, эти нормы относительно неизменны их можно считать безусловными, то есть отражающими социокультурное единство. Существуют и условные нормы, отражающие образцы поведения, принятые в определенное время или в конкретном обществе, при этом в других социальных системах они могут рассматриваться как аморальные, патологические или противоправные.

Нарушение социальных норм приводит к такому явлению как «девиация». Особого внимания заслуживает вопрос о факторах, вызывающих, поддерживающих или усиливающих девиантное поведение, и которые действуют на разных уровнях социальной организации, где личность является одной из подсистем.

Проблемы девиантного поведения среди студенческой молодежи не теряет своей актуальности, вследствие того, что институты образования фактически отстранились от выполнения функции контроля, имеющую довольно весомое значение в процессе воспитательной деятельности. Следует отметить, что высшая школа не готова к разрушительным проявлениям девиантного поведения в студенческой среде, так как в уставных и программных документах большинства российских вузов упор делается на обеспечение профессиональной подготовки, формировании научной, инновационной деятельности, организации учебного процесса, и тематика профилактики отклоняющегося поведения отсутствует.

Человек выбирает и поступает в высшее учебное заведение осознанно, с целью обучения в соответствии с профессиональными интересами и с намерениями дальнейшего трудоустройства. Но, стоит отметить, что сегодня в вуз многие поступают по случайным мотивам, ориентируясь на более престижные специальности, неосознанно и соответственно поэтому отсутствуют мотивы обучения согласно выбранному направлению. Отсюда следует, что причиной несоблюдения студентами норм и требований учебного процесса, выступает мотивация, как движущая система поведения студента. Увеличение девиаций в учебном заведении может привести к масштабному отчислению студентов, к падению общей дисциплины и снижению качества образовательного процесса, что в итоге может отрицательно сказаться на рейтинге и репутации вуза. Из этого следует, что целесообразнее предотвратить появление девиаций среди студентов, чем впоследствии наказывать за него. Весьма важно для своевременной эффективной профилактики раннее выявление обучающихся, которые предрасположены к проявлению различным формам отклоняющегося поведения. Все реже изучают причины и условия, в которых проявляются девиации, применяя этимологический подход.

Так, для предотвращения и коррекции разнообразных форм отклоняющегося поведения, в вузе необходимо решать следующие задачи: во-первых, это формирование оптимальных условий для гражданской и правовой социализации обучающихся; во-вторых, активизация и воспитание самоконтроля обучающихся через включение их в работу разных форм студенческого самоуправления, совершенствование воспитательной и профилактической работы в вузе; в-третьих, активизация социальных норм и санкций в вузе исполняется методами негативных санкций (выговор, предупреждение об отчислении). С целью усовершенствования социального контроля в высшей школе, предполагается переориентироваться на позитивные (материальное поощрение, благодарность), которые будут стимулировать интерес к учебе и препятствовать возникновению девиантных проявлений в среде студенческой молодежи. Для этого высшая школа должна эффективно выполнять профилактическую и воспитательную деятельность со студентами.

Мы приходим к выводу, что для проведения эффективной профилактической работы по устранению девиантности среди студентов необходимо разработать и внедрить комплексную программу, которая включает следующие компоненты:

- комплексность — привлечение специалистов различного профиля (представителей общественных и молодежных организаций, медиков, юристов, социологов);

- системность — предполагает единство научной, учебной и воспитательной работы;

- привлечение студентов к участию в профилактической работе правоохранительных органов;

- социальное партнерство — привлечение к профилактическим мероприятиям будущих педагогов, социологов, психологов, социальных работников;

- обратная связь — реализация мониторинга проявлений девиаций среди студентов, оценка результативности осуществляемых профилактических мероприятий, изучение статистических характеристик распространенности отклоняющегося поведения среди студентов;

- индивидуальная работа — учет личных склонностей, особенностей, талантов студентов.

Таким образом, программа социально-педагогической профилактики девиантного поведения студенческой молодежи, должна основываться на системном подходе, учитывать индивидуальные результаты диагностик студентов и использовать активные формы работы, чтобы быть наиболее эффективной.

Литература

1. Гилинский Я. И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие. — СПб. : Филиал Института социологии РАН, 1993. — 151 с.

2. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. — 1991. — № 4. — С. 72-78.

3. Гофман И. Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью; перевод Добря- ковой М. С. — С. 4

4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студ. высш. уч. заведений. — М. : Академия, 2003. — 288 с.

5. Сапрунов А. Г. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. — М. : ВНИИ МВД России, 2001. — 161 с.

6. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М. : Феникс, 1994. — 688 с.

7. Умархаджиева С. Р. Готовность бакалавров социальной работы к работе с подростками, проявляющими девиантное поведение / Умархаджиева С. Р. // Филологические науки. Вопросы теории и практики // Грамота. — 2016. — № 12(66). — C. 209-212.

Источник: Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.