Динамика и последствия зависимого поведения
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

1. Динамика зависимого поведения.
2. Последствия зависимого поведения.


Динамика зависимого поведения


Современные ученые выделяют от трех до пяти стадий развития зависимости.


И. Н. Пятницкая выделяет этапы формирования зависимости от наркотических веществ:
1) эйфория - первое звено в цепи, представляющей наркоманию;
2) формирование предпочтения определенного наркотика;
3) регулярность приема.


Далее происходит угасание первоначального эффекта, повышение дозы с целью получения прежнего эффекта, то есть развитие толерантности.


Ц. П. короленко выделяет четыре этапа развития аддиктивного поведения:
1) «точка кристаллизации» - этап, который появляется в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при определенном действии;
2) становление аддиктивного ритма. Аддиктивный ритм выражается в установлении определенной последовательности прибе- гания к средствам аддикции;
3) формирование аддикции как интегральной части личности;
4) полное доминирование аддиктивного поведения.


Некоторые ученые выделяют пять этапов развития аддикций
(О. Б. Симатова):
1) открытие способа;
2) привычное использование способа в трудные моменты;
3) такое поведение становится частью личности;
4) аддиктивная часть личности начинает определять жизнь аддикта;
5) разрушаются психика и биологические процессы в организме.


О. Б. Симатова выделяет общие признаки аддиктивного поведения:
• Зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще как утрата самоконтроля.
• Аддиктивное поведение появляется не вдруг, а представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции. Мотивация поведения различна на различных стадиях сформиро- ванности зависимости. Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта (например, от вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей аддикта.
• Цикличность аддиктивного поведения. Фазы одного цикла можно описать следующим образом: наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению - усиление желания и напряжения - ожидание и активный поиск объекта аддикции - получение объекта и достижение специфических переживаний - расслабление, фаза ремиссии (относительного покоя). Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью (для одного аддикта цикл
может продолжаться месяц, для другого - один день).


4. Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма и наркомании), но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки.
Аддиктивная установка - совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни. Она выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции. Начинают преобладать мысли и разговоры об объекте аддикции. Усиливается механизм рационализации - интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьет, того болезни не берут» и т. д.). При этом формируется так называемое магическое мышление в виде фантазий о собственном могуществе или могуществе объекта аддикции (например, наркотика) и «мышление по желанию». вследствие этого снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («все нормально», «я могу себя контролировать», «наркоманы - хорошие, интересные люди» и т. д.). Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).
Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а обращение к нему - образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Все остальное перестает быть значимым. Желание «слиться» с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Не удивительно, что ложь зачастую становится неизменным спутником аддиктивного поведения. Критичность к себе и своему поведению существенно снижается, усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.
Одно из самых негативных проявлений аддиктивной установки - анозогнозия - отрицание болезни или ее тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость осложняет его взаимоотношения с окружающими и существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой.
Таким образом, аддиктивное поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, так как неизбежно разрушает организм и личность.


Последствия зависимого поведения


Аддиктивное поведение имеет многочисленные, как правило, негативные последствия как для самой личности, так и для ее окружения. В научной литературе акцент ставится прежде всего на медицинских и социальных последствиях зависимости для ад- дикта. но не менее важно изучить психологические последствия аддиктивного поведения, нарушения в системе социальных отношений - на работе, в семье.


наличие зависимых лиц в организации создает значительный риск для кадровой безопасности предприятия. Его суть состоит в следующем:
1. Возможность управления работником, входящим в группу риска, извне, что может быть направлено на дестабилизацию организации (получение секретов, увод клиентов и прочее).
2. Попытки аддикта распространить влияние своих пагубных пристрастий на окружающих, формирование круга единомышленников.
3. Удовлетворение своих зависимостей за счет временных и материальных ресурсов работодателя.
4. Разрушение стабильного работоспособного коллектива.
5. Склонность к преступным действиям и нарушениям ради удовлетворения своих зависимостей.


Серьезным последствием аддиктивного поведения является созависимость. В. Д. Москаленко предложила следующее определение созависимости: «Созависимый человек - это тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботиться об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей».
Созависимыми могут выступать: супруги, дети, близкие родственники. Как правило, созависимые лица формируются в дисфункциональных, эмоционально репрессивных семьях, где имели место либо зависимость, либо жестокое обращение. для созависимых характерны: низкая самооценка, непреодолимое желание контролировать все и вся, желание заботиться и спасать других, нарушения в эмоциональной сфере, наличие психосоматических заболеваний, защитные механизмы (отрицание, вытеснение, забывание и др.).
Последствия аддиктивного поведения будут различными в зависимости от формы зависимости. Можно сказать, что химические зависимости интенсивнее разрушают внутренние органы и головной мозг человека. Для них характерен более выраженный синдром психической и физической зависимости. Как химические, так и нехимические аддикции имеют свои негативные последствия: распространение противоправных действий, высокий суицидальный риск, серьезные социальные и финансовые проблемы, психосоматические проблемы и другие. Стоит помнить, что нехимические аддикции легко могут менять форму и переходить в химические.


Профилактика аддиктивного поведения будет тем более эффективной, чем раньше ее начать. Раннее предупреждение развития аддикции включает в себя, прежде всего, диагностический этап, который должен проводиться в образовательных учреждениях с целью выявления детей со склонностью к девиантному поведению. Также первичная профилактика подразумевает предупреждение вовлечения детей и подростков в любые формы зависимостей. Сюда также относится и информирование о возможных последствиях зависимостей, методах борьбы со стрессом и технологиях общения. Специалисты отмечают важность для современного общества популяризации иных видов досуга, например, спортивных секций. Следующий этап реабилитации - коррекционный, направлен на исправление уже имеющихся вредных привычек и зависимостей. Этой задачей должен заниматься квалифицированный психолог. При этом профилактические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В качестве групповых техник особенно эффективны тренинги личностного роста, предполагающие коррекцию отдельных особенностей личности и поведения. Если человек прошел курс лечения, после которого ему удалось избавиться от пагубной зависимости, необходимо принять меры для его социализации, возвращению к активной жизни и предотвращению рецидивов.


Литература
1. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1992. - № 2. - С. 8-15.
2. Москаленко, В. Д. Зависимость: семейная болезнь / В. Д. Москаленко. - М. : ПЕРСЭ, 2004.
3. Пятницкая, И. Н. Наркомания / И. Н. Пятницкая. - М. : Медицина, 1994.
4. Симатова, О. Б. Психология зависимости / О. Б. Симатова. - Чита : изд-во ЗабГГПУ, 2006. - 308 с.
Источник: Кутбиддинова, Р. А. Психология зависимости : учебно-методическое пособие / Р А. Кутбиддинова. - Южно-Сахалинск : СахГУ, 2017. - 128 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.