На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Готовность ребенка к школьному обучению и проблема психолого-педагогических условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению - Коррекция уровня тревожности и учебной деятельности в дошкольном возрасте
Готовность ребенка к школьному обучению и проблема психолого-педагогических условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению - Коррекция уровня тревожности и учебной деятельности в дошкольном возрасте
Младший школьный возраст - Готовность к школе
Индекс материала
Готовность ребенка к школьному обучению и проблема психолого-педагогических условий формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению
Классические и современные подходы к исследованию психологической готовности к школе
Содержание и основные компоненты психологической готовности к школе
Коррекция уровня тревожности и учебной деятельности в дошкольном возрасте
Проблема вхождения в новую социальную ситуацию
Все страницы

 

4. Коррекция уровня тревожности и учебной деятельности в дошкольном возрасте

 

Основы построения коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при подготовке к обучению в школе, были рассмотрены в работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Н. И. Гуткиной, В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, М. Н. Костиковой, А. Д. Кошелевой, Е. Е. Кравцовой, А. М. Прихожан, А. С. Спиваковской, Н. Н. Толстых, Д. Б. Эльконина, Г. Б. Яскевич и др. Ясно, что задачи кор-рекционной работы могут быть правильно поставлены и решены только на основе развернутой диагностики, определяющей проявление негативных тенденций психического развития ребенка. Следует отметить, что, несмотря на наличие значительного количества исследований, проблема планирования и организации коррекционной работы с детьми, недостаточно подготовленными к обучению в школе, остается актуальной.
Сознавая необходимость и желательность учения, дети, тем не менее, могут испытывать эмоциональный дискомфорт, что и отражается в повышении уровня тревожности. Для того, чтобы на первоклассника в процессе обучения не влияла тревожность, рекомендуется коррекция. Это происходит в том случае, когда обучение шестилеток строится в формах, приспособленных к детям 7 лет, у которых к моменту поступления в школу уже достаточно сформирована внутренняя позиция школьников [260].
В период обучения первоклассников, когда уже достаточно сформирована внутренняя позиция школьников, появляются трудности у лево-руких, гиперактивных и невнимательных детей – дети-«шустрики», дети-«мямлики», застенчивые «нелюдимые» и юные «агрессоры» [19]. Они требуют особого внимания и при подготовке к школе, и в процессе обучения в начальной школе. Такие дети вряд ли смогут сами готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей. Этим детям не рекомендуется посещение групп продленного дня, целесообразнее организовать жизнь ребенка с нормированными, посильными нагрузками и помощью взрослых. Трудности в освоении учебной деятельности, возникающие из за недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа и фонематического восприятия (пропуски букв при письме и чтении, замена букв близких по акустическим или артикуляционным признакам) вызывают повышение тревожности [205].
В работе с детьми очень важно выявить имеющийся уровень тревожности у ребенка к различным видам деятельности, особенно учебной; выявить трудности в общении со сверстниками, с взрослыми; выяснить, в какой сфере отношений тревога особенно интенсивно проявляется, проанализировав ее вызывающие причины, наметить меры педагогического воздействия по снятию тревожности у ребенка. При этом под тревожностью возможно понимать эмоционально окрашенное предвидение, предвосхищение, ожидание неблагополучного исхода в тех или иных ситуациях. Это может быть устойчивым личностным образованием; может быть устойчивым свойством, обусловленным особенностями темперамента либо ситуативным временным состоянием [248].
В процессе подготовки детей к школе и в процессе обучения первоклассников повышенная либо пониженная тревожность может вызвать переутомляемость, напряжение, неуверенность в себе, тем более что в настоящее время нагрузки в школе очень большие. При этом ребенок начинает ниже оценивать свои знания, отношения со сверстниками и со взрослыми могут усложняться или даже нарушаться. Все это симптомы начала школьной дезадаптации, которая оказывает негативное влияние на познавательное развитие и эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.
Высокий уровень тревожности является фактором, который создает проблемы и трудности в процессе обучения детей в школе. В настоящее время проблема тревожности занимает особое место в современных исследованиях. На «практическом уровне, когда речь идет о влиянии тревожности на поведение и развитие личности, о саморегуляции состояния тревоги, о тревожном типе личности, о работе с тревогой, о способах преодоления устойчивой тревожности и т. п., сравнительно легко достигается взаимопонимание детей…» [цит. по: 196: 3].
Тревожность бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей, что выражается в обилии замечаний, упреков. Когда дети часто находятся в напряжении и под давлением взрослых они становятся тревожными. Тревожность возникает из за страха что то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные. В связи с этим нарастанием тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех, который влияет на обучение, и у ребенка возникают проблемы в первом классе. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей [20].
Таким образом, необходимо четкое концептуальное различение понятий «тревоги» как состояния и «тревожности» как черты, свойства личности. Более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое эмоциональное состояние, характеризующееся субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождающееся активизацией вегетативной нервной системы [1].
Тревожность оказывает тормозящее влияние на общее умственное развитие детей, приводя к определенному отставанию их от нормативного хода развития. А так же, как у детей праворуких, и у леворуких могут быть проблемы при обучении в первом классе, например, в начальной школе некоторым педагогам бывает трудно учить детей писать, т. к. на практике они не могут применить одну и ту же методику для обучения праворуких и леворуких детей.
Выделяют три вида расстройства в детском возрасте, в котором тревога играет доминирующую роль: тревожное расстройство изоляции, тревожное расстройство в виде избегания и расстройство в виде чрезмерной тревожности [113]. Серьезную помощь как тревожным, так и агрессивным детям могут оказать занятия рисованием, лепкой. В процессе рисования можно подвести детей к мысли о том, что в рисунке могут отразиться их страхи и злость: «А теперь нарисуй свой страх. Попробуй отразить в рисунке все, что тебе не нравиться, чего ты боишься». После окончания рисования взрослый берет этот рисунок, прячет его или рвет на глазах у ребенка, говоря о том, что вместе с эти рисунком ушло все, что тревожило. Такие занятия могут оказать серьезную помощь детям. Подобная работа будет эффективной, только если ребенок доверяет взрослому и между ними существует тесный контакт [153].
Главное правило коррекции – установление теплых, доверительных отношений с ребенком. В психологии есть такое понятие: «снять барьеры в общении», то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. Проводя работу по снижению тревожности у ребенка, надо помнить некоторые условия и учитывать закономерности ее возникновения.
Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются, во-первых, коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития [32].
Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции развития. В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции различаются две формы коррекции симптоматическую коррекцию, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии [262].
Выбор целей и направленности коррекции, т. е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: принципом «нормативности» развития, принципом коррекции «сверху вниз» и принципом системности развития психической деятельности [32]. Тактика кор-рекционной работы, т. е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.
Принцип «нормативности» развития требует учета основных закономерностей психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования личности ребенка. При определении стратегий коррекционной работы, выбора ее целей необходимо исходить из сопоставления идеального («эталонного») нормативного развития и конкретных особенностей того или иного индивидуального варианта развития.
Принцип коррекции «сверху вниз» требует поставить в центр внимания «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания коррекционной работы считать создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка.
Принцип системности развития обуславливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе. Реализация этого принципа в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка.
Деятельностный принцип, определяющий тактику коррекционной работы, в возрастно психологическом аспекте определен основными закономерностями функционального и онтогенетического развития психики – значением деятельности, как движущей силы развития, концепцией ведущей деятельности, теорией планомерного формирования человеческой деятельности.
Составляя коррекционную программу важно помнить, что коррекци-онная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных, жизненных отношений [32].
В работах А. М. Прихожан (1996, 2009) описаны программы коррекции уровня тревожности в дошкольном возрасте и в учебной деятельности у младших школьников. Однако не проведена параллель между уровнем тревожности и психологической готовностью к школе. Поэтому наше исследование нацелено на изучение соотношения компонентов психологической готовности к школе, как предпосылки повышения уровня готовности детей к школьному обучению, а также на разработку и реализацию методов коррекционно развивающей работы [68].

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.