На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Эмпирическое исследование механизма совладания с трудными ситуациями в период школьной адаптации первоклассников - Психологические особенности совладания детей и родителей с трудными ситуациями
Эмпирическое исследование механизма совладания с трудными ситуациями в период школьной адаптации первоклассников - Психологические особенности совладания детей и родителей с трудными ситуациями
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Эмпирическое исследование механизма совладания с трудными ситуациями в период школьной адаптации первоклассников
Характер трудностей детей и родителей в период школьной адаптации первоклассников
Психологические особенности совладания детей и родителей с трудными ситуациями
Типы школьной адаптации
Все страницы

 


2.3. Психологические особенности совладания детей и родителей с трудными ситуациями


Для изучения способов совладаиия первоклассников и их родителей с трудными ситуациями были применены методики, направленные на выявление фрустрационных реакций и способов совпадающего поведения. Исследование способов совладаиия детей с трудными ситуациями осуществлялось при помощи теста фрустрационных реакций С. Розенцвейга, опросника копинг- стратегий Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского, а также рисуночных тестов, предложенные И.М. Никольской. Данные, полученные в ходе теста фрустрационных реакций, представлены в таблице 10.
Анализ результатов показал, что дети используют как конструктивные, так и неконструктивные способы реакций на фрустрацию. По направленности преобладают экстрапунитивные реакции (50%), связанные с обвинением внешних обстоятельств и других людей, что указывает на повышенную требовательность к окружению и недостаточно развитый уровень самокритичности ребенка, а также импунитивные реакции (32,1%), связанные с попытками избегания фрустрационной ситуации и рассмотрения ее примиряющим образом. Основными же типами реакций на фрустрацию оказались потребностно-неустойчивый (N-P) (42,9%) и эго-защитный (E-D) (40,2%). Потребностно-неустойчивый тип реакций предполагает наличие фрустрационной толерантности, характеризующейся спокойствием, рассудительностью, иногда напряжением и сдерживанием нежелательных импульсивных реакций. Эго-защитный тип фрустрационного реагирования указывает на ранимость, слабость личности, вынужденной в ситуации препятствия сосредотачиваться в первую очередь на защите собственного «Я».


Таблица 10
Характер реагирования первоклассников на фрустрацию

Направлен
ность
реакций

O-D
препятственно-
доминантный

E-D
эго-защитный

N-P
потребностно-
неустойчивый

Показатели типов реакций, (%)

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Е - экстрапу- нитивная

11

9,8

20

17,9

25

2,3

50

I - интрапу- нитивная

3

2,7

7

6,25

10

8,9

17,9

М - импуни- тивная

5

4,5

18

16,1

13

11,6

32,1

Интегративный показатель

19

17

45

40,25

48

42,8

 


Таким образом, анализ методики показал, что 50% младших школьников, используя реакции экстрапунитивного направления, склонны реагировать на трудные ситуации неконструктивным способом. Это проявляется в нарушениях усвоения социальных норм, неспособности к снятию напряжения при переживании дискомфорта и, соответственно, не позволяет отреагировать инстинктивные импульсы, для снижения вероятности их внешних проявлений в социально опасной или конфликтной форме, что приводит к повышенной нервной возбудимости, тревожности и агрессивности, как негативным последствиям неразрешенного внутреннего конфликта.
Результаты методики подтверждают исследования Н.В. Та- рабриной, которая отмечает, что отказ от использования конструктивных механизмов разрушает адаптивное поведение ребенка, полезное для группы, нарушает исполнение социальных ролей за счет усиления эмоционального напряжения; может разрушить мотивацию к совместной деятельности группы и цели социальной адаптации, то есть приспособление к требованиям социального окружения.
Опросник копинг-стратегий Н.А. Сироты и В.М. Длтонского позволил выявить наиболее часто используемые первоклассниками стратегии совладания, что отражено в таблице 11.


Показатели копинг-поведения первоклассников
Таблица 11


п/п

Копинг-стратегии

Вид
копинга

Показатели

Абс.

Отн.

1

Остаюсь сам по себе, один

НА

23

20,5

2

Кусаю ногти

НА

4

3,6

3

Обнимаю или прижимаю к себе близкого человека, животного, любимую вещь

А

8

7,1

4

Плачу и грущу

ОА

21

18,8

5

Мечтаю, представляю себе что-нибудь

ОА

33

29,5

6

Делаю что-то подобное

ОА

2

1,8

7

Гуляю вокруг дома или по улице

ОА

10

8,9

8

Рисую, пишу или читаю что-нибудь

А

21

18,8

9

Ем или пью

ОА

23

20,5

10

Борюсь или дерусь с кем-нибудь

НА

14

12,5

11

Схожу с ума

НА

3

2,7

12

Бью, ломаю или швыряю вещи

НА

9

8

13

Дразню кого-нибудь

НА

26

23,2

14

Играю во что-нибудь

ОА

72

64,3

15

Бегаю или хожу пешком

ОА

17

15,2

16

Молюсь

ОА

3

2,7

17

Прошу прощения или говорю правду

А

45

40,8

18

Сплю

НА

1

0,9

19

Говорю сам с собой

А

3

2,7


п/п

Копинг-стратегии

Вид
копинга

Показатели

Абс.

Отн.

20

Говорю с кем-нибудь

А

12

10,7

21

Думаю об этом

А

19

17

22

Стараюсь забыть

НА

37

33

23

Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным

А

37

33

24

Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде

ОА

42

37,5

25

Смотрю телевизор, слушаю музыку

ОА

40

35,7

26

Воплю и кричу

НА

15

13,4


Копинг-стратегии, представленные в опроснике, имеют не только разное содержание, но и разное функциональное значение в защитном поведении ребенка. Они могут быть биологически, психологически и социально обусловленными; могут иметь самостоятельное значение и проявляться в сочетании с другими формами совпадающего поведения. Анализ методики показал, какие из предложенных стратегий являются наиболее популярными и эффективными с точки зрения первоклассников. Так, самыми популярными среди них по использованию оказались следующие: «играю во что-нибудь» (49%); «прошу прощения или говорю правду» (30,8%); «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде» (28,8%); «смотрю телевизор, слушаю музыку» (27,3%); «стараюсь забыть» (25%); «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» (25%). Самыми редкими по использованию оказались такие стратегии преодоления, как «сплю» (0,7%); «схожу с ума» (2%); «молюсь» (2%); «говорю сам с собой» (2%); «кусаю ногти» (2,7%).
Полученные нами данные перекликаются с результатами исследований Р.М. Грановской, И.М. Никольской и свидетельствуют о том, что для большинства испытуемых характерно использование поведенческих относительно адаптивных копинг- стратегий («играю во что-нибудь», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «смотрю телевизор, слушаю музыку» и др.), эмоциональных адаптивных и неадаптивных копингов («стараюсь забыть», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»), а также познавательных адаптивных и относительно адаптивных стра-
тегий совладания («прошу прощения или говорю правду», «мечтаю, представляю себе что-нибудь») [22].
Анализ детских рисунков показал, что для первоклассников эффективными способами преодоления напряжения, неприятных переживаний являются переключение на посторонние занятия, правда и просьба о прощении, подавление отрицательных переживаний, уход в мечты, расслабление. В преодолении сложных ситуаций и переживаний, с ними связанных, первоклассники предпочитают использовать речь: как внешнюю (проговаривание конкретной неприятной или трудной ситуации с целью ее осмысления и отреагирования), так и внутреннюю (обдумывание ситуации с целью ее осмысления), а также детские развлечения как отвлекающие занятия.
Данные, полученные на основе анализа рисунков, перекликаются с показателями опросника: дети, у которых по результатам опросника преобладают неадаптивные механизмы совладания, и на рисунках изображали неэффективные способы выхода из трудной ситуации, и наоборот - те школьники, которые по результатам методики имеют показатели использования адаптивных и относительно адаптивных копингов на рисунках демонстрировали наиболее адекватные способы решения проблемы (рис. 2).

коппинг-стратегии



где
А - адаптивные;
ОА - относительно адаптивные;
НА - неадаптивные копинг-стратегии.
Рис. 2 Соотношение копинг-стратегий первоклассников
Итак, на рисунке 2 показано, что большое число первоклассников (48,2%), как правило, используют эффективные способы преодоления беспокойства, неприятных переживаний, стрессовых ситуаций. Однако для значительного числа испытуемых (32,1%) характерно использование неадаптивных копинг-страте- гий в трудных ситуациях, что может выражаться в неспособности встать на точку зрения другого человека и эмоциональной реакции на ситуацию.
Адаптация первоклассников к школе, характеризующаяся возникновением трудных ситуаций не только у ребенка, но и у родителей, также связана с использованием ими различных способов совладания с ними: реакций на фрустрацию и копинг- стратегий.
Для изучения характера реагирования родителей на фруст- рирующую ситуацию был применен взрослый вариант методики С. Розенцвейга, результаты которой представлены в таблице 12.


Таблица 12
Характер реагирования родителей на фрустрацию

Направлен
ность
реакций

O-D
препятственно-
доминантный

E-D
эш-защитный

N-P
потребностно-
неустойчивый

Показатели типов реакций, (%)

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Е - экстрапунитивная

11

9,8

7

6,25

24

21,4

37,5

I - интрапу- нитивная

5

4,5

13

11,6

16

14,3

30,4

М - импуни- тивная

9

8

8

7,1

19

17

32,1

Интегративный показатель

25

22,3

28

25

59

52,7

 



Анализ типов реакций родителей на фрустрацию показал, что для большинства испытуемых характерна экстрапунитивная направленность (37,5%), связанная со склонностью обвинять внешние обстоятельства и людей в трудных ситуациях, подчер
кивая степень фрустрирующей ситуации и осуждая ее внешние причины. Среди типов реакций значительно преобладает потреб- ностно-неустойчивый (N-P) (52,7%), который характеризуют ответы, направленные на разрешение проблемы; реакции имеют форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению.
Таким образом, реакции родителей на фрустрацию характеризуются как неконструктивными способами реагирования на трудную ситуацию, связанными с обвинением внешних обстоятельств, так и конструктивными реакциями, направленными на анализ и разрешение проблемы.
Изучение совпадающего поведения родителей осуществлялось при помощи методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норманна, Д.Ф. Эндлера, Д.А. Джеймса, М.И. Паркера в адаптации Т.Л. Крюковой. По результатам методики были получены следующие данные: для 36,3% испытуемых характерно адаптивное копинг-поведение, ориентированное на решение задач, для 21,2% - неадаптивное («эмоции»), а также относительно адаптивные способы совладания с трудностями - избегание (24%) и социальное отвлечение (18,5%).

Особенности совпадающего поведения родителей

Рис. 3 Особенности совпадающего поведения родителей, (%)


Поведение, направленное на решение задач, характерно для более трети испытуемых (36,3%) и имеет такие особенности, как сосредоточение на проблеме и возможностях ее решения, анализ проблемной ситуации и аналогичных проблем, с которыми родитель сталкивался ранее, определение курса действий в сложившихся условиях, принятие мер по преодолению трудностей, контроль ситуации и т.д. Ориентация на решение задачи, предполагает в основном когнитивные формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций, протест по отношению к трудностям и уверенность в наличии выхода из любой ситуации. Такой способ совпадающего поведения рассматривается как продуктивный, поскольку он связан с оценкой ситуации и оценкой себя в ситуации, в основе которых лежит изменение отношения к проблеме, позитивное истолкование происходящего. При этом не снижается мотивация достижения, сохраняется реалистический подход к оценке события и способность мобилизовать силы.
Совпадающее поведение, ориентированное на эмоции (21,2%) связано с обвинением себя в нерешительности, погружением в боль и страдания, переживанием своей беспомощности, испытанием нервного напряжения и эмоционального шока, сосредоточением на своих общих недостатках. Данная форма поведения является пассивной, связанной с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в собственные силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей, а также подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, переживанием злости, возложением вины на себя и других, отказом от решения проблемы, своеобразным «застреванием» на ней, вовлечением одним членом семьи других в свое непродуктивное состояние. По мнению авторов методики, данная форма поведения является непродуктивной, поскольку связана с отказом от решения проблемы из-за неверия в себя и свои силы, а также состоянием собственной беспомощности и безнадежности [36].
Копинг-стратегии, направленные на избегание, преобладают у 24% родителей и имеют такие характеристики, как уход в мечты, стремление быть на людях (общение с близкими людьми, походы на вечеринки, прогулки и др.), отдаление от ситуации и т.п. То есть, такое поведение предполагает избегание испытуемыми мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляцию, либо передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.
Совпадающее поведение, направленное на отвлечение (18,5%), характеризуется поведением, связанным с временным отходом от решения проблемы посредством других занятий (походом по магазинам, покупкой новых вещей, принятием вкусной еды, сном, просмотром кинофильмов и др.).
Т.Л. Крюкова указывает на то, что избегание и отвлечение как стили совладания могут быть непродуктивными, если проявляются в виде ухода от проблемы, попыток не думать о её решении, что нередко характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего [38]. Однако данные механизмы могут рассматриваться и как эффективные в зависимости от конкретной ситуации, поскольку предполагают эмоциональную разрядку, снятие напряжения, а также поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении.
Таким образом, результаты исследования совпадающего поведения родителей показали, что для большинства испытуемых характерно использование адаптивного копинг-поведения («решение задач»), при этом большое число родителей (21,2%) используют и неадаптивную форму, направленную на эмоции.
Контент-анализ родительских сочинений также позволил выделить наиболее часто встречающиеся стратегии поведения в ситуации адаптации ребенка к школе, среди которых: «занимаемся с ребенком дома»; «стараюсь найти книги, методики по улучшению адаптации ребенка»; «обращаюсь к тем людям, которые обладают опытом решения данной проблемы»; «советуюсь с другими родителями»; «консультируюсь со специалистами». То есть, преимущественно стратегии родителей связаны с желанием и намерением помочь ребенку развиваться и лучше адаптироваться к школе и условиям школьной жизни.
В ходе исследования мы предположили, что между характером совладания первоклассников и родителей с трудными ситуациями существует взаимосвязь: дети, родители которых склонны совладать с трудностями неадаптивными способами, тоже демонстрируют неадаптивные способы совпадающего поведения и реакций на фрустрацию, и наоборот, если родители используют адаптивные способы совладания с трудностями, то и первоклассники предпочитают подобные стратегии.
Связь реакций на фрустрацию и способов совпадающего поведения первоклассников и их родителей изучалась с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Результаты анализа отражены в таблицах 13, 14.


Таблица 13
Корреляционные значения взаимосвязи характера реагирования на фрустрацию первоклассников и родителей (n = 112)

Направленность
реакций
родителей

Направленность реакций первоклассников

Экстрапуни-
тивная

Интрапуни-
тивная

Импунитивная

Экстрапуни-
тивная

0,230**

0,098

0,066

Интрапуни-
тивная

0,241**

0,162

0,027

Импунитивная

0,118

0,005

0,182*


Примечание: * - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001.

Данные, представленные в таблице, показывают наличие значимой положительной корреляционной взаимосвязи между экстрапунитивными реакциями детей и родителей (г = 0,230; Р < 0,01), интрапунитивными реакциями родителей и экстрапунитивными реакциями первоклассников (г = 0,241; p < 0,01), а также импунитивными реакциями родителей и детей (г = 0,182; p < 0,05). Результаты исследования взаимосвязи фрустрационных реакций первоклассников и их родителей свидетельствуют о наличии значимой корреляционной взаимосвязи между конструктивными способами реагирования родителей и детей на фрустрацию и неконструктивными реакциями родителей и экстрапунитивными реакциями младших школьников, также являющихся неконструктивными.


Таблица 14
Корреляционные значения взаимосвязи способов совладающего поведения первоклассников и родителей (n = 112)

Стратегии
совладающего
поведения
родителей

Копинг-стратегии первоклассников

Адаптивные

Относительно
адаптивные

Неадаптивные

Адаптивные
(Решение
задач)

0,379***

0,262**

0,025

Неадаптивные
(Эмоции)

0,022

0,0003

0,328***

Относительно
адаптивные
(Избегание)

0,051

0,086

0,107

Относительно
адаптивные
(Отвлечение)

0,012

0,248**

0,001

Примечание: * - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001.

Из таблицы 14 видно, что адаптивная стратегия совладающего поведения родителей, направленная на решение задач, имеет значимую положительную корреляционную взаимосвязь с адаптивными (г = 0,379; p < 0,001) и относительно адаптивными ко- пинг-стратегиями первоклассников (г = 0,262; p < 0,01). Неадаптивные стратегии родителей («эмоции») имеют положительную взаимосвязь с неадаптивными копингами детей (г = 0,328; p < 0,001). Таким образом, существует значимая положительная корреляционная взаимосвязь между адаптивными стратегиями совладающего поведения родителей и адаптивными и относительно адаптивными стратегиями детей, а также непродуктивным копингом родителей («эмоции») и неадаптивными способами совладания первоклассников.
Полученные данные перекликаются с результатами исследования М.В. Сапоровской, которая указывает, что адаптивные ко- пинг-стратегии преимущественно встречаются у детей, чьи родители демонстрируют частое использование способов совладания, направленных на анализ и решение проблемы и получение социальной поддержки. К факторам, оказывающим негативное воздействие на формирование адекватных форм совладания детей является преобладание в родительском отношении эмоционального отвержения ребёнка, а также фиксация родителя на своих негативных переживаниях (совпадающее поведение, направленное на эмоции) [62].
Полученные в результаты позволили сделать следующие выводы:
1. Школьная адаптация связана с использованием первоклассниками и родителями различных способов совладания с трудными ситуациями. Среди фрустрационных реакций детей преобладают экстрапунитивные, связанные с обвинением внешних обстоятельств и других людей, совпадающее поведение характеризуется преимущественным использованием адаптивных копинг-стратегий, при этом около трети испытуемых демонстрируют неадаптивные способы совпадающего поведения, что может выражаться в неспособности встать на точку зрения другого человека и эмоциональной реакции на ситуацию.
Данные, полученные в ходе анализа фрустрационных реакций родителей, показали преобладание экстрапунитивной направленности; среди стратегий совпадающего поведения характерно использование адаптивного копинг-поведения («решение задач»), при этом большое число родителей используют и неадаптивную форму, направленную на эмоции.
2. Между способами совладания детей и родителей с трудными ситуациями существует значимая положительная корреляционная взаимосвязь: неадаптивные способы совладания первоклассников (преимущественно экстрапунитивные фрустрационные реакции и неадаптивные способы совпадающего поведения) связаны с соответствующими способами совладания родителей, а адаптивные способы совладания детей имеют связь с адаптивными способами совладания родителей (конструктивными фрустрационными реакциями и проблемно-ориентированными копинг-стратегиями).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.