Эмпирическое исследование механизма совладания с трудными ситуациями в период школьной адаптации первоклассников - Типы школьной адаптации |
Младший школьный возраст - Адаптация к школе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 4 из 4
|
Тип школьной адаптации |
Показатели |
Реакции |
Совпадающее поведение (М) |
|||||
м |
Уровни |
Е |
I |
М |
А |
ОА |
НА |
|
У спешная (15%) |
20 |
в, с |
2 |
17 |
5 |
18 |
6 |
2 |
Относительно успешная (31,3%) |
19,4 |
в, с |
3 |
3 |
18 |
9 |
14 |
3 |
Неуспешная (48,2%) |
13,5 |
С, Н |
20 |
2 |
2 |
3 |
4 |
19 |
где:
В - высокий, С - средний, Н - низкий уровни адаптации;
Е - экстрапунитивные, I - интрапунитивные, М - импунитивные реакции; А - адаптивное, ОА - относительно адаптивное, НА - неадаптивное совпадающее поведение.
Из таблицы видно, что к успешному типу школьной адаптации относятся первоклассники (17%), характеризующиеся наиболее высокими показателями адаптации к школе, интрапунитивными реакциями на фрустрацию и адаптивными стратегиями совпадающего поведения. Второй кластер - «относительно успешная адаптация» - составили учащиеся (31,3%), имеющие высокие и средние показатели школьной адаптации, использующие импунитивные фрустрацион- ные реакции, адаптивные и относительно адаптивные копинг- стратегии. К третьему кластеру - «неуспешная адаптация» - отнеслись первоклассники (48,2%), имеющие низкий и средний показатели адаптации к школе, характеризующиеся преобладанием экст-
рапунитивных реакций на фрустрацию, относительно адаптивных и неадаптивных стратегий совпадающего поведения.
Анализ результатов показывает, что тип школьной адаптации первоклассников определяется механизмом совладания с трудными ситуациями: успешная адаптация связана с использованием адаптивных форм совладания, относительно успешная - адаптивных и относительно адаптивных, неуспешная - неадаптивных способов совладания с трудностями. Таким образом, механизм совладания детей с трудностями (фрустрационные реакции и совпадающее поведение) может являться «индикатором» характера их школьной адаптации, знание которого дает возможность прогнозировать успешность протекания данного процесса.
В каждом классе были выделены монокластерные, т.е. одиночные, наблюдения («выбросы»), которые в дальнейшем рассматривались как индивидуальные варианты. Так, первый монокластер представляет учащийся, для которого характерны низкий уровень адаптации, использование экстрапунитивных фрустрационных реакций и адаптивных способов совпадающего поведения. Индивидуальные показатели данного ребенка в сравнении со среднегрупповыми значениями представлены на рисунке 4.
Анализ монограммы показывает, что у данного испытуемого школьная адаптация характеризуется низким уровнем, а среди типов совладания используются адаптивные способы совпадающего поведения и неадаптивные (экстрапунитивные) реакции на фрустрацию. Таким образом, данный учащийся, используя как адаптивные, так и неадаптивные механизмы совладания с трудностями, демонстрирует по методикам показатели низкого уровня адаптации к школе.
Второй монокластер, представленный на рисунке 5, составили первоклассники, характеризующиеся высоким уровнем школьной адаптации при использовании неадаптивных способов совладания с трудными ситуациями - экстрапунитивных реакций на фрустрацию и неадаптивных способов совпадающего поведения.
Рис. 5 Индивидуальные показатели школьной адаптации относительно среднегрупповых (монокластер 2)
Испытуемые, вошедшие во второй монокластер, при сравнении со среднегрупповыми значениями имеют более высокие показатели школьной адаптации, при этом характер совладания с трудными ситуациями связан с использованием неадаптивных стратегий и реакций. Такие первоклассники, характеризуясь на
личием адекватных представлений о школе, соответствием своему ролевому статусу, адекватной самооценкой и положительным эмоциональным фоном, при столкновениями с трудностями предпочитают использовать преимущественно внешнеобвиняю- щие фрустрационные реакции и эмоциональные формы совпадающего поведения. Анализ полученных результатов позволил предположить, что на успешность адаптации данной категории испытуемых существенное влияние оказали другие факторы, как внешние (положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, благоприятные семейные взаимоотношения), так и внутренние (психологическая готовность к школьному обучению, психическое и физическое здоровье).
Итак, кластерный анализ позволил выявить три типа школьной адаптации в зависимости от механизма совладания первоклассников с трудными ситуациями. Успешная школьная адаптация предполагает наличие высоких показателей адаптации к школе, интрапунитивных реакций на фрустрацию и адаптивных способов совпадающего поведения; относительно успешная - среднего уровня адаптации, импунитивных фрустрационных реакций и адаптивных и относительно адаптивных типов совпадающего поведения; неуспешная школьная адаптация - среднего и низкого уровня адаптации, использования экстрапунитивных реакций на фрустрацию и неадаптивных способов совпадающего поведения.
Таким образом, успешный тип школьной адаптации предполагает сформированность у первоклассника всех компонентов адаптации к школе (когнитивного, поведенческого, эмоционального), использование фрустрационных реакций, связанных с признанием собственной ответственности и попытками самостоятельно исправить ситуацию, а также стратегий совпадающего поведения, направленных на поиск информации, социальной поддержки, общение с близкими людьми. Такие дети в трудных ситуациях склонны переключаться на другие отвлекающие занятия, позволяющие снять напряжение и расслабиться, использовать внешнюю и внутреннюю речь, связанную с проговариванием неприятной ситуации, ее обдумыванием и осмыслением, искать информацию и поддержку у близких, способных помочь в преодолении трудностей.
Неуспешная школьная адаптация определятся механизмом, в основе которого лежат фрустрационные реакции, характеризующиеся обвинением внешних обстоятельств и других людей, а также неадаптивные способы совпадающего поведения, связанные с преобладанием эмоциональных реакций, погружением в переживания и т.д.
В соответствии с выделенным механизмом школьной адаптации и учетом трудностей первоклассников в период школьной адаптации были разработаны психолого-педагогические рекомендации:
Таблица 16
Психолого-педагогические рекомендации по повышению успешности школьной адаптации с учетом трудностей первоклассников
Трудности |
Рекомендации |
Боязнь неодобрения со стороны учителя и родителей |
Использовать стиль взаимодействия с ребенком, характеризующегося поддержкой, принятием, вниманием, уважением, теплотой. Родители в свою очередь должны формировать позитивный образ учителя |
Установление отношений со сверстниками |
Обеспечить условия для знакомства детей друг с другом и установления положительных взаимоотношений в классе |
Дисциплина на уроках, школьный режим |
Оказывать помощь в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика |
Неадаптивные способы совладания с трудными ситуациями (использование преимущественно эмоциональных, стереотипных форм реагирования) |
Формировать широкий спектр вариантов реагирования на трудные ситуации (находить и показывать возможности совладания с трудностями с помощью адаптивных поведенческих стратегий, анализа ситуаций, поиска социальной поддержки и др.) |
Неадаптивные реакции родителей (эмоциональные, внешнеобвиняющие) |
Формировать адаптивные способы совладания с трудными ситуациями, направленными на анализ и разрешение проблемы с признанием собственной ответственности |
Таким образом, в период школьной адаптации первоклассников, необходимо учитывать возникающие у детей и родителей трудные ситуации, на которые они зачастую реагируют, прибегая к неадаптивным механизмам совладания. В связи с этим важной задачей является создание психологически безопасной образовательной среды, обеспечивающей востребованность и свободное функционирование личности, чувство защищенности и удовлетворенности основных потребностей, сохранение и развитие психического здоровья. Одним из способов формирования адаптивных способов совладания первоклассников с трудной ситуацией в период школьной адаптации является обучение в ходе игровых заданий и упражнений приемам конструктивного общения, рефлексии, позитивного отношения к своему «Я», анализа трудной ситуации и др. (Приложение).
Источник: Гагай, В.В., Гринева, К.Ю. Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе : монография / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева ; Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 176, [1] с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |