На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Эмпирическое исследование механизма совладания с трудными ситуациями в период школьной адаптации первоклассников - Характер трудностей детей и родителей в период школьной адаптации первоклассников
Эмпирическое исследование механизма совладания с трудными ситуациями в период школьной адаптации первоклассников - Характер трудностей детей и родителей в период школьной адаптации первоклассников
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Эмпирическое исследование механизма совладания с трудными ситуациями в период школьной адаптации первоклассников
Характер трудностей детей и родителей в период школьной адаптации первоклассников
Психологические особенности совладания детей и родителей с трудными ситуациями
Типы школьной адаптации
Все страницы

 


2.2. Характер трудностей детей и родителей в период школьной адаптации первоклассников


В нашем исследовании приняли участие 112 учащихся первых классов МОУ СОШ №3 и №6 г. Сургута и их родители.
Интегративный показатель уровня школьной адаптации первоклассника определялся как функция от оценок ее компонентов. Нами была разработана восьмиуровневая шкала интегральной оценки школьной адаптации в соответствии с сочетанием различных уровней.


Таблица 5
Шкала для интегральной оценки уровня школьной адаптации первоклассников

Уровень
адаптации

Признаки уровня

8

Все компоненты школьной адаптации находятся на высоком уровне

7

Два компонента адаптации находятся на высоком уровне, а один на среднем

6

Один компонент адаптации находится на высоком уровне, а два других на среднем

5

Все компоненты школьной адаптации находятся на среднем уровне

4

Один компонент адаптации находится на низком уровне, а два других на более высоком

Уровень
адаптации

Признаки уровня

3

Два компонента адаптации находятся на низком уровне, а один на среднем

2

Два компонента адаптации находятся на низком уровне, а один на высоком

1

Все компоненты школьной адаптации находятся на низком уровне



При выделении представленных уровней шкалы мы предвидели, что в таком «чистом» виде они вряд ли будут выявлены и ввели еще «смешанную» градацию», объединяющую смежные уровни. В таком случае, количество уровней было приближено к характеристикам шкал, выделенным по каждому компоненту. В результате 7-8 уровни соотнесены с высоким уровнем адаптации; 4-6 - со средним; 1-3 - с низким.
Результаты, полученные в ходе проведения методик, направленных на изучение показателей компонентов адаптации первоклассников к школе (когнитивного, эмоционального, поведенческого), отражены в таблице 6.


Показатели адаптации первоклассников к школе
Таблица 6

Компоненты
адаптации

Уровни адаптации

Высокий

Средний

Низкий

Абсол.
пок.

Отн.
пок.

Абсол.
пок.

Отн.
пок.

Абсол.
пок.

Отн.
пок.

Когнитивный

76

52,1

44

30,1

26

17,8

Эмоциональный

40

27,4

65

44,5

41

28,1

Поведенческий

40

27,4

62

42,5

44

30,1

Интегративный
показатель

37

32,2

44

39,7

31

28,1


Наиболее высокие показатели школьной адаптации были получены по когнитивному компоненту, что свидетельствует о наличии у большинства испытуемых адекватных мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе, а также осознании ребенком своих прав и обязанностей. Большинство первоклассников имеют представления о том, что такое школа, каковы ее основные требования к поведению, что, по мнению исследователей, предполагают принятие ребенком новой социальной ситуации, в которую попадает младший школьник с приходом в первый класс.
Сравнительно низкие показатели были получены по результатам методик, направленных на изучение поведенческого компонента школьной адаптации, который включает в себя стремление ребенка соответствовать ролевым ожиданиям взрослых и вести себя соответственно своему статусу, а также сформированное представление о своей социальной роли и о том, что от ребенка требуют школа и учителя. Результаты опросника показали, что 30,1% первоклассников сложно сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения, длительное время выполнять неинтересную работу, контролировать свое поведение в обычной и непривычной обстановке, понимать правила всей школьной жизни и им соответствовать, быстро справляться и мобилизовывать себя в случае неудач, а также им требуются усилия для переключения с одного вида деятельности на другой.
Результаты методик диагностики эмоциональной адаптации преимущественно характеризуются средним и низким уровнями развития данного компонента. У части испытуемых (28,1%) отмечается заниженный эмоционально положительный фон, неадекватная самооценка, низкий уровень притязаний, а также неустойчивый характер реакций на жизненные события. Так, испытуемые с низкими показателями по данному компоненту оценивали у себя такие качества, как старательность, ум, аккуратность, дисциплинированность и другие как недостаточно развитые, ставя себе низкие баллы.
По интегративному показателю 32,2% первоклассников имеют высокий уровень школьной адаптации по всем представленным компонентам; 39,7% - средний уровень; 28,1% - низкий, что свидетельствует о наличии у данной категории испытуемых трудностей в адаптации хотя бы по одному из трех компонентов. Данную категорию детей можно отнести к «группе риска», поскольку нарушения в адаптации распространяются не только на личность младшего школьника и проявляются в форме депрессии, угнетенности, неугомонности, нетерпеливости, но и на его отношения с одноклассниками и взрослыми (недоверие к новым людям, тревожность по отношению к взрослым, враждебность по отношению к детям).
Полученные результаты были соотнесены с результатами других исследователей. Так, в исследованиях Э.М. Александровской, М.В. Максимовой, Л.М. Новиковой и др. были получены данные, характеризующиеся наиболее высокими показателями по когнитивному компоненту адаптации младших школьников, что, по мнению авторов, указывает на стремление ребенка соответствовать ролевым ожиданиям взрослых и вести себя соответственно своему статусу [48, 54].
В период школьной адаптации первоклассники сталкиваются с различными трудностями, одни из которых являются «повседневными» и легко преодолеваются младшими школьниками, другие же переживаются остро и могут повлиять на развитие личности и успешность деятельности ребенка. Для выявления характера трудностей детей в период адаптации мы использовали методику серийных рисунков («Мое неприятное воспоминание», «Трудные ситуации в школе», «Мое неприятное событие»), а также разработанную на основе опросника А.И. Захарова беседу «Диагностика школьных трудностей».
Анализ детских рисунков позволил выявить следующие трудности первоклассников: получение неодобрения со стороны учителя (74%); боязнь учителя (52%); наказание родителей (46%); ответ перед классом (39%); дисциплина на уроках (усидчивость, активность, внимательность) (37%); школьный режим (необходимость вовремя просыпаться, не пропускать занятия, выполнять домашние задания и т.д.) (31%); конфликты со сверстниками (23%).


Показатели трудностей первоклассников в период школьной адаптации

Типы школьных трудностей

Абсол. пок.

Относ. пок.

Неодобрение со стороны учителя

74

66

Боязнь образа учителя

52

46,4

Наказание родителей

46

41

Ответ перед классом

39

34,8

Конфликты со взрослыми

34

30,4

Проверка знаний

23

20,5

Школьный режим

23

20,5

Конфликты со сверстниками

19

17

Плохое настроение

17

15,2

Дисциплина на уроках

9

8

Плохое самочувствие

7

6,3

Опасность получения травмы (падения, ушибы)

2

1,8


Первоклассники испытывают трудности в различных ситуациях, связанных со школой. Типичные трудности первоклассников связаны с боязнью получить неодобрение или наказание со стороны учителя или родителей. Значительное место занимают трудности, связанные с неспособностью справиться с учебной нагрузкой, невозможностью соответствовать ожиданиям семьи и учителя, враждебным отношением родителей или педагогов, сменой школьного коллектива и новым режимом дня. Эти хронически действующие психотравмирующие ситуации оказывают существенное влияние на весь ход развития психики ребенка.
Полученные нами данные перекликаются с результатами исследования Е.Е. Даниловой, которая указывает, что для детей младшего школьного возраста типичными трудными ситуациями являются трудности, связанные с учебной деятельностью, стремлением оправдать ожидания семьи, нарушением отношений со школьным коллективом. Р.В. Овчарова отмечает, что в начале учебного года характерные трудности первоклассников связаны с недостатком развития произвольности, неумением установить контакт с учащимися и учителями, осуществлять совместную деятельность [55].
Сравнительный анализ позволил выявить типичные трудности первоклассников с различным уровнем школьной адаптации.


Таблица 8
Сравнительные показатели трудностей первоклассников с различным уровнем школьной адаптации

Типы школьных трудностей

Уровни школьной адаптации

Высокий

Средний

Низкий

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Абс.

Отн.

Неодобрение со стороны учителя

15

13,4

24

24,4

35

31,3

Боязнь образа учителя

6

5,4

18

16

28

25

Наказание родителей

7

6,25

13

11,6

26

23,2

Ответ перед классом

10

8,9

16

14,3

24

21,4

Конфликты со взрослыми

5

4,5

9

8

20

17,8

Проверка знаний

1

0,89

8

7,1

14

12,5

Школьный режим

2

1,8

7

6,25

14

12,5

Конфликты со сверстниками

1

0,89

3

2,7

15

13,4

Плохое настроение

1

0,89

5

4,5

11

9,8

Дисциплина на уроках

 

 

2

1,8

7

6,25

Плохое самочувствие

1

0,89

3

2,7

3

2,7

Опасность получения травмы (падения, ушибы)

 

 

2

1,8

 

 


В таблице 8 показано, что первоклассники с разным уровнем адаптации к школе сталкиваются в той или иной степени с различными трудными ситуациями. Так, дети с высоким и средним уровнями адаптации чаще в качестве трудных называли ситуации, связанные с боязнью получить неодобрение учителя, наказание родителей, ответ перед классом, первоклассники же с низким уровнем адаптации кроме данных ситуаций выделяли и трудности, связанные с установлением благоприятных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, конфликты в школе, режим дня и дисциплина на уроках.
Для выявления характера трудностей родителей в период адаптации детей к условиям школы было предложено написание сочинения на тему «Как я помогаю ребенку адаптироваться к школе». Мы предложили родителям описать, с какими трудностями они сталкиваются в связи с поступлением ребенка в первый класс, и как помогают ему адаптироваться. Анализ родительских сочинений позволил выявить характерные трудности, с которыми встречаются родители в данный период.


Таблица 9
Характер трудностей родителей в период адаптации детей к школе

 

Типы школьных трудностей

Абсол. пок.

Относ. пок.

Школьная успеваемость ребенка

67

59,8

Взаимоотношения с учителями

24

21,4

Взаимоотношения со сверстниками

37

33

Дисциплина ребенка на уроках

41

36,6

Семейные конфликты

19

17

Система поощрений и наказаний ребенка

26

23,2

Роль в оказании помощи ребенку

42

37,5

Школьный режим

36

32,1

Роль семьи в воспитании ребенка

13

11,6

Роль учителя в воспитании ребенка

11

9,8


Данные, полученные с помощью методики, показали, что основными трудностями родителей являются переживания по поводу успеваемости детей, установления отношений с учителями и сверстниками, дисциплины и поведения на уроках, конфликты по вопросу распределения ролей в семье, приемов воспитания, роли матери и отца в жизни первоклассника. Содержание родительских жалоб в основном сводится к тому, что ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но, тем не менее, у него многое не получается. Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий или, во всяком случае - в присутствии взрослых при этом.
Отечественные исследователи Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская отмечают, что в период вхождения ребенка в школьную среду в семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. У ребенка напряжение растет в связи с включением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как у родителей, по мнению А.В. Черникова, - в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» [77]. Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, относя ситуацию поступления ребенка в школу к одному из нормативных семейных кризисов, указывают, что родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние. Авторы отмечают, что «характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений» [56]. Среди одного из признаков, указывающих на переживание семьей данного кризиса, авторы называют трудности адаптации ребенка к новым социальным условиям, выражающиеся как в поведенческих проблемах, так и проблемах, связанных с учебой.
Анализируя трудности детей и родителей в период школьной адаптации, следует отметить, что и те и другие испытывают переживания по поводу успеваемости, дисциплины, смены режима дня, установления взаимоотношений со сверстниками и учителями. Однако восприятие трудностей и степени их значимости в ситуации школьной адаптации у взрослых и детей не всегда совпадает. Трудные ситуации связаны с напряженностью, трудностями во взаимоотношениях с учителями и сверстниками, нарушением характера детско-родительских отношений и т.д., и в этой связи важен учет особенностей совладания первоклассников и родителей с трудностями как фактора успешной школьной адаптации.
Таким образом, анализ проведенных методик позволил сделать следующие выводы:
1. Почти каждый третий первоклассник имеет трудности в адаптации хотя бы по одному из трех компонентов, что препятствует благоприятному включению данной группы детей в школьную среду, вызывая напряжение и нарушения во взаимоотношениях с окружающими.
2. Наиболее характерные трудности, с которыми сталкивается ребенок с приходом в школу, связаны с боязнью получить неодобрение или наказание со стороны учителя или родителей, учебной нагрузкой, сменой коллектива. Большинство из них относятся к категории трудностей, возникающих в результате непонимания требований учителей и школы в целом.
3. В период школьной адаптации первоклассников родители также испытывают трудности, характер которых связан преимущественно с переживаниями по поводу успеваемости детей, установления отношений с учителями и сверстниками, дисциплины и поведения на уроках, проблемы распределения ролей в семье, приемов воспитания.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.