Эмпирическое исследование механизма совладания с трудными ситуациями в период школьной адаптации первоклассников - Характер трудностей детей и родителей в период школьной адаптации первоклассников |
Младший школьный возраст - Адаптация к школе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 4
|
Уровень |
Признаки уровня |
8 |
Все компоненты школьной адаптации находятся на высоком уровне |
7 |
Два компонента адаптации находятся на высоком уровне, а один на среднем |
6 |
Один компонент адаптации находится на высоком уровне, а два других на среднем |
5 |
Все компоненты школьной адаптации находятся на среднем уровне |
4 |
Один компонент адаптации находится на низком уровне, а два других на более высоком |
Уровень |
Признаки уровня |
3 |
Два компонента адаптации находятся на низком уровне, а один на среднем |
2 |
Два компонента адаптации находятся на низком уровне, а один на высоком |
1 |
Все компоненты школьной адаптации находятся на низком уровне |
При выделении представленных уровней шкалы мы предвидели, что в таком «чистом» виде они вряд ли будут выявлены и ввели еще «смешанную» градацию», объединяющую смежные уровни. В таком случае, количество уровней было приближено к характеристикам шкал, выделенным по каждому компоненту. В результате 7-8 уровни соотнесены с высоким уровнем адаптации; 4-6 - со средним; 1-3 - с низким.
Результаты, полученные в ходе проведения методик, направленных на изучение показателей компонентов адаптации первоклассников к школе (когнитивного, эмоционального, поведенческого), отражены в таблице 6.
Показатели адаптации первоклассников к школе
Таблица 6
Компоненты |
Уровни адаптации |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
Абсол. |
Отн. |
Абсол. |
Отн. |
Абсол. |
Отн. |
|
Когнитивный |
76 |
52,1 |
44 |
30,1 |
26 |
17,8 |
Эмоциональный |
40 |
27,4 |
65 |
44,5 |
41 |
28,1 |
Поведенческий |
40 |
27,4 |
62 |
42,5 |
44 |
30,1 |
Интегративный |
37 |
32,2 |
44 |
39,7 |
31 |
28,1 |
Наиболее высокие показатели школьной адаптации были получены по когнитивному компоненту, что свидетельствует о наличии у большинства испытуемых адекватных мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе, а также осознании ребенком своих прав и обязанностей. Большинство первоклассников имеют представления о том, что такое школа, каковы ее основные требования к поведению, что, по мнению исследователей, предполагают принятие ребенком новой социальной ситуации, в которую попадает младший школьник с приходом в первый класс.
Сравнительно низкие показатели были получены по результатам методик, направленных на изучение поведенческого компонента школьной адаптации, который включает в себя стремление ребенка соответствовать ролевым ожиданиям взрослых и вести себя соответственно своему статусу, а также сформированное представление о своей социальной роли и о том, что от ребенка требуют школа и учителя. Результаты опросника показали, что 30,1% первоклассников сложно сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения, длительное время выполнять неинтересную работу, контролировать свое поведение в обычной и непривычной обстановке, понимать правила всей школьной жизни и им соответствовать, быстро справляться и мобилизовывать себя в случае неудач, а также им требуются усилия для переключения с одного вида деятельности на другой.
Результаты методик диагностики эмоциональной адаптации преимущественно характеризуются средним и низким уровнями развития данного компонента. У части испытуемых (28,1%) отмечается заниженный эмоционально положительный фон, неадекватная самооценка, низкий уровень притязаний, а также неустойчивый характер реакций на жизненные события. Так, испытуемые с низкими показателями по данному компоненту оценивали у себя такие качества, как старательность, ум, аккуратность, дисциплинированность и другие как недостаточно развитые, ставя себе низкие баллы.
По интегративному показателю 32,2% первоклассников имеют высокий уровень школьной адаптации по всем представленным компонентам; 39,7% - средний уровень; 28,1% - низкий, что свидетельствует о наличии у данной категории испытуемых трудностей в адаптации хотя бы по одному из трех компонентов. Данную категорию детей можно отнести к «группе риска», поскольку нарушения в адаптации распространяются не только на личность младшего школьника и проявляются в форме депрессии, угнетенности, неугомонности, нетерпеливости, но и на его отношения с одноклассниками и взрослыми (недоверие к новым людям, тревожность по отношению к взрослым, враждебность по отношению к детям).
Полученные результаты были соотнесены с результатами других исследователей. Так, в исследованиях Э.М. Александровской, М.В. Максимовой, Л.М. Новиковой и др. были получены данные, характеризующиеся наиболее высокими показателями по когнитивному компоненту адаптации младших школьников, что, по мнению авторов, указывает на стремление ребенка соответствовать ролевым ожиданиям взрослых и вести себя соответственно своему статусу [48, 54].
В период школьной адаптации первоклассники сталкиваются с различными трудностями, одни из которых являются «повседневными» и легко преодолеваются младшими школьниками, другие же переживаются остро и могут повлиять на развитие личности и успешность деятельности ребенка. Для выявления характера трудностей детей в период адаптации мы использовали методику серийных рисунков («Мое неприятное воспоминание», «Трудные ситуации в школе», «Мое неприятное событие»), а также разработанную на основе опросника А.И. Захарова беседу «Диагностика школьных трудностей».
Анализ детских рисунков позволил выявить следующие трудности первоклассников: получение неодобрения со стороны учителя (74%); боязнь учителя (52%); наказание родителей (46%); ответ перед классом (39%); дисциплина на уроках (усидчивость, активность, внимательность) (37%); школьный режим (необходимость вовремя просыпаться, не пропускать занятия, выполнять домашние задания и т.д.) (31%); конфликты со сверстниками (23%).
Показатели трудностей первоклассников в период школьной адаптации
Типы школьных трудностей |
Абсол. пок. |
Относ. пок. |
Неодобрение со стороны учителя |
74 |
66 |
Боязнь образа учителя |
52 |
46,4 |
Наказание родителей |
46 |
41 |
Ответ перед классом |
39 |
34,8 |
Конфликты со взрослыми |
34 |
30,4 |
Проверка знаний |
23 |
20,5 |
Школьный режим |
23 |
20,5 |
Конфликты со сверстниками |
19 |
17 |
Плохое настроение |
17 |
15,2 |
Дисциплина на уроках |
9 |
8 |
Плохое самочувствие |
7 |
6,3 |
Опасность получения травмы (падения, ушибы) |
2 |
1,8 |
Первоклассники испытывают трудности в различных ситуациях, связанных со школой. Типичные трудности первоклассников связаны с боязнью получить неодобрение или наказание со стороны учителя или родителей. Значительное место занимают трудности, связанные с неспособностью справиться с учебной нагрузкой, невозможностью соответствовать ожиданиям семьи и учителя, враждебным отношением родителей или педагогов, сменой школьного коллектива и новым режимом дня. Эти хронически действующие психотравмирующие ситуации оказывают существенное влияние на весь ход развития психики ребенка.
Полученные нами данные перекликаются с результатами исследования Е.Е. Даниловой, которая указывает, что для детей младшего школьного возраста типичными трудными ситуациями являются трудности, связанные с учебной деятельностью, стремлением оправдать ожидания семьи, нарушением отношений со школьным коллективом. Р.В. Овчарова отмечает, что в начале учебного года характерные трудности первоклассников связаны с недостатком развития произвольности, неумением установить контакт с учащимися и учителями, осуществлять совместную деятельность [55].
Сравнительный анализ позволил выявить типичные трудности первоклассников с различным уровнем школьной адаптации.
Таблица 8
Сравнительные показатели трудностей первоклассников с различным уровнем школьной адаптации
Типы школьных трудностей |
Уровни школьной адаптации |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
Абс. |
Отн. |
Абс. |
Отн. |
Абс. |
Отн. |
|
Неодобрение со стороны учителя |
15 |
13,4 |
24 |
24,4 |
35 |
31,3 |
Боязнь образа учителя |
6 |
5,4 |
18 |
16 |
28 |
25 |
Наказание родителей |
7 |
6,25 |
13 |
11,6 |
26 |
23,2 |
Ответ перед классом |
10 |
8,9 |
16 |
14,3 |
24 |
21,4 |
Конфликты со взрослыми |
5 |
4,5 |
9 |
8 |
20 |
17,8 |
Проверка знаний |
1 |
0,89 |
8 |
7,1 |
14 |
12,5 |
Школьный режим |
2 |
1,8 |
7 |
6,25 |
14 |
12,5 |
Конфликты со сверстниками |
1 |
0,89 |
3 |
2,7 |
15 |
13,4 |
Плохое настроение |
1 |
0,89 |
5 |
4,5 |
11 |
9,8 |
Дисциплина на уроках |
|
|
2 |
1,8 |
7 |
6,25 |
Плохое самочувствие |
1 |
0,89 |
3 |
2,7 |
3 |
2,7 |
Опасность получения травмы (падения, ушибы) |
|
|
2 |
1,8 |
|
|
В таблице 8 показано, что первоклассники с разным уровнем адаптации к школе сталкиваются в той или иной степени с различными трудными ситуациями. Так, дети с высоким и средним уровнями адаптации чаще в качестве трудных называли ситуации, связанные с боязнью получить неодобрение учителя, наказание родителей, ответ перед классом, первоклассники же с низким уровнем адаптации кроме данных ситуаций выделяли и трудности, связанные с установлением благоприятных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, конфликты в школе, режим дня и дисциплина на уроках.
Для выявления характера трудностей родителей в период адаптации детей к условиям школы было предложено написание сочинения на тему «Как я помогаю ребенку адаптироваться к школе». Мы предложили родителям описать, с какими трудностями они сталкиваются в связи с поступлением ребенка в первый класс, и как помогают ему адаптироваться. Анализ родительских сочинений позволил выявить характерные трудности, с которыми встречаются родители в данный период.
Таблица 9
Характер трудностей родителей в период адаптации детей к школе
Типы школьных трудностей |
Абсол. пок. |
Относ. пок. |
Школьная успеваемость ребенка |
67 |
59,8 |
Взаимоотношения с учителями |
24 |
21,4 |
Взаимоотношения со сверстниками |
37 |
33 |
Дисциплина ребенка на уроках |
41 |
36,6 |
Семейные конфликты |
19 |
17 |
Система поощрений и наказаний ребенка |
26 |
23,2 |
Роль в оказании помощи ребенку |
42 |
37,5 |
Школьный режим |
36 |
32,1 |
Роль семьи в воспитании ребенка |
13 |
11,6 |
Роль учителя в воспитании ребенка |
11 |
9,8 |
Данные, полученные с помощью методики, показали, что основными трудностями родителей являются переживания по поводу успеваемости детей, установления отношений с учителями и сверстниками, дисциплины и поведения на уроках, конфликты по вопросу распределения ролей в семье, приемов воспитания, роли матери и отца в жизни первоклассника. Содержание родительских жалоб в основном сводится к тому, что ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но, тем не менее, у него многое не получается. Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий или, во всяком случае - в присутствии взрослых при этом.
Отечественные исследователи Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская отмечают, что в период вхождения ребенка в школьную среду в семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. У ребенка напряжение растет в связи с включением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как у родителей, по мнению А.В. Черникова, - в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» [77]. Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, относя ситуацию поступления ребенка в школу к одному из нормативных семейных кризисов, указывают, что родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние. Авторы отмечают, что «характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений» [56]. Среди одного из признаков, указывающих на переживание семьей данного кризиса, авторы называют трудности адаптации ребенка к новым социальным условиям, выражающиеся как в поведенческих проблемах, так и проблемах, связанных с учебой.
Анализируя трудности детей и родителей в период школьной адаптации, следует отметить, что и те и другие испытывают переживания по поводу успеваемости, дисциплины, смены режима дня, установления взаимоотношений со сверстниками и учителями. Однако восприятие трудностей и степени их значимости в ситуации школьной адаптации у взрослых и детей не всегда совпадает. Трудные ситуации связаны с напряженностью, трудностями во взаимоотношениях с учителями и сверстниками, нарушением характера детско-родительских отношений и т.д., и в этой связи важен учет особенностей совладания первоклассников и родителей с трудностями как фактора успешной школьной адаптации.
Таким образом, анализ проведенных методик позволил сделать следующие выводы:
1. Почти каждый третий первоклассник имеет трудности в адаптации хотя бы по одному из трех компонентов, что препятствует благоприятному включению данной группы детей в школьную среду, вызывая напряжение и нарушения во взаимоотношениях с окружающими.
2. Наиболее характерные трудности, с которыми сталкивается ребенок с приходом в школу, связаны с боязнью получить неодобрение или наказание со стороны учителя или родителей, учебной нагрузкой, сменой коллектива. Большинство из них относятся к категории трудностей, возникающих в результате непонимания требований учителей и школы в целом.
3. В период школьной адаптации первоклассников родители также испытывают трудности, характер которых связан преимущественно с переживаниями по поводу успеваемости детей, установления отношений с учителями и сверстниками, дисциплины и поведения на уроках, проблемы распределения ролей в семье, приемов воспитания.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |