Страница 1 из 3 Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период школьной адаптации предполагает учет всех факторов, оказывающих влияние на успешность вхождения ребенка в школьную среду. Результаты кластерного анализа показали, что тип школьной адаптации определяется особенностями совлада- ния первоклассников с трудными ситуациями (фрустрационными реакциями и стратегиями совпадающего поведения). В то же время способы взаимодействия ребенка с трудностями имеют прямую взаимосвязь со стратегиями совладания родителей, которые также в период адаптации детей к школе испытывают различные трудности.
Анализ подходов к изучению факторов школьной адаптации и результаты эмпирического исследования позволили нам разработать модель формирования способов совладания первоклассников с трудными ситуациями с учетом характера реагирования родителей на возникающие трудности (рис. 6). Данная модель позволяет представить механизм формирования у детей способов совладания с трудными ситуациями как процесс, детерминированный особенностями реагирования родителей на трудности: реакциями на фрустрацию и стратегиями совпадающего поведения.
Условные обозначения: Е - экстрапунитивные, I - интрапунитивные, М - импунитивные фрустрационные реакции; А - адаптивные, ОА - относительно адаптивные, Н - неадаптивные стратегии совладающего поведения.
Рис. 6 Формирование способов совладания первоклассников с трудными ситуациями
На основе результатов проведенного исследования нами была составлена программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период школьной адаптации. Направления психолого-педагогического сопровождения определены с учетом трудностей, возникающих в процессе адаптации первоклассников к обучению в школе, механизмов совладания с ними и выделены по критерию «характер совладания первоклассников с трудными ситуациями».
Направления психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период школьной адаптации
Механизм совладания с трудными ситуациями, возникающими в период школьной адаптации
|
Проблема, требующая психолого-педагогического сопровождения первоклассников
|
Направления психолого-педагогического сопровождения
|
Относительно адаптивный
|
Склонность уклоняться от ответственности за трудную ситуацию, дистанцироваться от проблемы
|
- Консультативная и просветительская работа с родителями первоклассников, направленная на ознакомление с трудностями периода школьной адаптации.
- Групповые и индивидуальные консультации педагогов.
- Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями первоклассников
|
Неадаптивный
|
Склонность обвинять внешние обстоятельства и людей в трудных ситуациях; эмоциональные реакции на трудности с переживанием собственной беспомощности и нервного напряжения
|
- Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей и педагогов.
- Групповая развивающая работа с детьми, направленная на повышение уровня социальнопсихологической адаптации в новой системе взаимоотношений.
- Организация психокоррекционной работы и педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении
|
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов направлено на создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Основные направления психолого-педагогической работы связаны с изучением особенностей успешности вхождения первоклассников в школьную среду, выявление трудных ситуаций, своевременная помощь по их преодолению, взаимодействие с родителями и т.д. Каждое из направлений сопровождения первоклассников в период школьной адаптации включает в себя соответствующие формы и методы, направленные на достижение результатов по выявлению учащихся, испытывающих трудности в процессе адаптации, формирование адаптивных способов их преодоления, а также формирование адаптивных стратегий совпадающего поведения родителей как фактора успешной школьной адаптации.
Таблица 18 Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
Содержание
|
Формы и методы
|
Предполагаемый результат
|
Психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации первоклассников
|
Опросник для детей «Определение прав и обязанностей первоклассника» Л.М. Новиковой. Методика «Самооценка» в обработке М.В. Максимовой. Методика «Лабиринты» Т. Юкнат в модификации Н.С. Курека. Опросник для учителей «Диагностика поведения и деятельности ребенка в 1-ом классе» Л.М. Новиковой
|
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации
|
Содержание
|
Формы и методы
|
Предполагаемый результат
|
Коррекционноразвивающая работа с учащимися, испытывающими трудности адаптации к школе
|
Коррекционноразвивающие занятия с учащимися
|
Формирование у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, адаптивных способов совладания с трудными ситуациями
|
Просветительская работа с родителями первоклассников
|
|
Формирование семейного копинг-ресурса совпадающего поведения как фактора адаптации первоклассников к обучению в школе
|
В соответствии с выделенным механизмом школьной адаптации и учетом трудностей первоклассников в период школьной адаптации были разработаны психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей первоклассников.
Таблица 19 Психолого-педагогические рекомендации по повышению успешности школьной адаптации с учетом трудностей первоклассников
Трудности первоклассников
|
Рекомендации для педагогов
|
Рекомендации для родителей
|
Боязнь неодобрения со стороны учителя и родителей
|
Использовать стиль взаимодействия с ребенком, характеризующегося поддержкой, принятием, вниманием, уважением, теплотой
|
Рассказывать ребенку о профессии учитель, формируя его позитивный образ
|
Установление отношений со сверстниками
|
Обеспечить условия для знакомства детей друг с другом и установления положительных взаимоотношений в классе
|
Учить ребенка общаться и дружить с детьми: быть честными, уважать, приглашать в свой дом
|
Трудности первоклассников
|
Рекомендации для педагогов
|
Рекомендации для родителей
|
Дисциплина на уроках, школьный режим
|
Оказывать помощь в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика
|
Объяснять ребенку необходимость принятия школьных правил, их значение
|
Неадаптивные способы совладания с трудными ситуациями (использование преимущественно эмоциональных, стереотипных форм реагирования)
|
Формировать широкий спектр вариантов реагирования на трудные ситуации (находить и показывать возможности совладания с трудностями с помощью адаптивных поведенческих стратегий, анализа ситуаций, поиска социальной поддержки и др.)
|
Анализировать совместно с ребенком трудности, возникающие в школьной жизни, и возможные способы совладания с ними при помощи когнитивных и поведенческих стратегий
|
Неадаптивные реакции родителей (эмоциональные, внешнеобвиняю- щие)
|
Формировать адаптивные способы совладания с трудными ситуациями, направленными на анализ и разрешение проблемы с признанием собственной ответственности
|
Формировать способы совладания с трудностями, характеризующиеся анализом ситуаций, поиском социальной поддержки, расширением спектра собственных поведенческих реакций
|
Таким образом, в период школьной адаптации первоклассников, необходимо учитывать возникающие у детей и родителей трудные ситуации, на которые они зачастую реагируют, прибегая к неадаптивным механизмам совладания. В связи с этим важной задачей является создание психологически безопасной образовательной среды, обеспечивающей востребованность и свободное функционирование личности, чувство защищенности и удовлетворенности основных потребностей, сохранение и развитие психического здоровья. Одним из способов формирования адаптивных способов совладания первоклассников с трудной ситуацией в период школьной адаптации является обучение в ходе игровых заданий и упражнений приемам конструктивного общения, рефлексии, позитивного отношения к своему «Я», анализа трудной ситуации и др.
|