На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к обучению в школе
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к обучению в школе
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к обучению в школе
Программа формирования у первоклассников адаптивных способов совладаиия с трудными ситуациями
Психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников
Все страницы

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период школьной адаптации предполагает учет всех факторов, оказывающих влияние на успешность вхождения ребенка в школьную среду. Результаты кластерного анализа показали, что тип школьной адаптации определяется особенностями совлада- ния первоклассников с трудными ситуациями (фрустрационными реакциями и стратегиями совпадающего поведения). В то же время способы взаимодействия ребенка с трудностями имеют прямую взаимосвязь со стратегиями совладания родителей, которые также в период адаптации детей к школе испытывают различные трудности.

Анализ подходов к изучению факторов школьной адаптации и результаты эмпирического исследования позволили нам разработать модель формирования способов совладания первоклассников с трудными ситуациями с учетом характера реагирования родителей на возникающие трудности (рис. 6).
Данная модель позволяет представить механизм формирования у детей способов совладания с трудными ситуациями как процесс, детерминированный особенностями реагирования родителей на трудности: реакциями на фрустрацию и стратегиями совпадающего поведения.

 

ситуации

Условные обозначения:
Е - экстрапунитивные, I - интрапунитивные, М - импунитивные фрустрационные реакции;
А - адаптивные, ОА - относительно адаптивные, Н - неадаптивные стратегии совладающего поведения.


Рис. 6 Формирование способов совладания первоклассников с трудными ситуациями


На основе результатов проведенного исследования нами была составлена программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период школьной адаптации. Направления психолого-педагогического сопровождения определены с учетом трудностей, возникающих в процессе адаптации первоклассников к обучению в школе, механизмов совладания с ними и выделены по критерию «характер совладания первоклассников с трудными ситуациями».


Направления психолого-педагогического сопровождения
первоклассников в период школьной адаптации

Механизм совладания с трудными ситуациями, возникающими в период школьной адаптации

Проблема, требующая психолого-педагогического сопровождения первоклассников

Направления
психолого-педагогического
сопровождения

Относительно
адаптивный

Склонность уклоняться от ответственности за трудную ситуацию, дистанцироваться от проблемы

  1. Консультативная и просветительская работа с родителями первоклассников, направленная на ознакомление с трудностями периода школьной адаптации.
  2. Групповые и индивидуальные консультации педагогов.
  3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями первоклассников

Неадаптивный

Склонность обвинять внешние обстоятельства и людей в трудных ситуациях; эмоциональные реакции на трудности с переживанием собственной беспомощности и нервного напряжения

  1. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей и педагогов.
  2. Групповая развивающая работа с детьми, направленная на повышение уровня социальнопсихологической адаптации в новой системе взаимоотношений.
  3. Организация психокоррекционной работы и педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении


Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов направлено на создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Основные направления психолого-педагогической работы связаны с изучением особенностей успешности вхождения первоклассников в школьную среду, выявление трудных ситуаций, своевременная помощь по их преодолению, взаимодействие с родителями и т.д. Каждое из направлений сопровождения первоклассников в период школьной адаптации включает в себя соответствующие формы и методы, направленные на достижение результатов по выявлению учащихся, испытывающих трудности в процессе адаптации, формирование адаптивных способов их преодоления, а также формирование адаптивных стратегий совпадающего поведения родителей как фактора успешной школьной адаптации.


Таблица 18
Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников

Содержание

Формы и методы

Предполагаемый
результат

Психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации первоклассников

Опросник для детей «Определение прав и обязанностей первоклассника» Л.М. Новиковой.
Методика «Самооценка» в обработке М.В. Максимовой. Методика «Лабиринты» Т. Юкнат в модификации Н.С. Курека.
Опросник для учителей «Диагностика поведения и деятельности ребенка в 1-ом классе» Л.М. Новиковой

Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации

Содержание

Формы и методы

Предполагаемый
результат

Коррекционноразвивающая работа с учащимися, испытывающими трудности адаптации к школе

Коррекционноразвивающие занятия с учащимися

Формирование у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, адаптивных способов совладания с трудными ситуациями

Просветительская работа с родителями первоклассников

 

Формирование семейного копинг-ресурса совпадающего поведения как фактора адаптации первоклассников к обучению в школе

В соответствии с выделенным механизмом школьной адаптации и учетом трудностей первоклассников в период школьной адаптации были разработаны психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей первоклассников.


Таблица 19
Психолого-педагогические рекомендации по повышению успешности школьной адаптации с учетом трудностей первоклассников

 

Трудности
первоклассников

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

Боязнь неодобрения со стороны учителя и родителей

Использовать стиль взаимодействия с ребенком, характеризующегося поддержкой, принятием, вниманием, уважением, теплотой

Рассказывать ребенку о профессии учитель, формируя его позитивный образ

Установление отношений со сверстниками

Обеспечить условия для знакомства детей друг с другом и установления положительных взаимоотношений в классе

Учить ребенка общаться и дружить с детьми: быть честными, уважать, приглашать в свой дом

Трудности
первоклассников

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

Дисциплина на уроках, школьный режим

Оказывать помощь в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика

Объяснять ребенку необходимость принятия школьных правил, их значение

Неадаптивные способы совладания с трудными ситуациями (использование преимущественно эмоциональных, стереотипных форм реагирования)

Формировать широкий спектр вариантов реагирования на трудные ситуации (находить и показывать возможности совладания с трудностями с помощью адаптивных поведенческих стратегий, анализа ситуаций, поиска социальной поддержки и др.)

Анализировать совместно с ребенком трудности, возникающие в школьной жизни, и возможные способы совладания с ними при помощи когнитивных и поведенческих стратегий

Неадаптивные реакции родителей (эмоциональные, внешнеобвиняю- щие)

Формировать адаптивные способы совладания с трудными ситуациями, направленными на анализ и разрешение проблемы с признанием собственной ответственности

Формировать способы совладания с трудностями, характеризующиеся анализом ситуаций, поиском социальной поддержки, расширением спектра собственных поведенческих реакций

 

Таким образом, в период школьной адаптации первоклассников, необходимо учитывать возникающие у детей и родителей трудные ситуации, на которые они зачастую реагируют, прибегая к неадаптивным механизмам совладания. В связи с этим важной задачей является создание психологически безопасной образовательной среды, обеспечивающей востребованность и свободное функционирование личности, чувство защищенности и удовлетворенности основных потребностей, сохранение и развитие психического здоровья. Одним из способов формирования адаптивных способов совладания первоклассников с трудной ситуацией в период школьной адаптации является обучение в ходе игровых заданий и упражнений приемам конструктивного общения, рефлексии, позитивного отношения к своему «Я», анализа трудной ситуации и др.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.