Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к обучению в школе - Психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников |
Младший школьный возраст - Адаптация к школе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 3 из 3
|
Направления |
Методы и методики |
Предполагаемый |
Диагностика трудных ситуаций |
Беседа; сочинение на тему «Трудные ситуации в период школьной адаптации детей» |
Выявление трудных ситуаций, возникающих в период вхождения детей в ситуацию школьного обучения |
Диагностика совпадающего поведения |
«Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норманна, Д.Ф. Энд- лера, Д.А. Джеймса, М.И. Паркера в адаптации Т.Л. Крюковой |
Изучение особенностей совладания родителей с трудными ситуациями |
Диагностика фрустраци- онных реакций |
Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга |
Изучение особенностей реагирования на ситуации фрустрации |
Психологопедагогическое консультирование |
Групповая (в форме родительского собрания)и индивидуальная (по результатам диагностики) беседа |
Содействие в преодолении трудных ситуаций, возникающих в период адаптации детей к школе; коррекция неадаптивных способов совладания с трудными ситуациями |
Психологопедагогическое просвещение |
Беседа |
Распространение психологических знаний об особенностях периода школьной адаптации и способах взаимодействия с ребенком в период школьной адаптации |
Задачи психолого-педагогического сопровождения родителей связаны с выявлением трудностей, которые испытывают родители первоклассников, способов реагирования на трудные ситуации и способов совладания с ними, а также формированием способов совпадающего поведения родителей, выступающих в качестве фактора успешной школьной адаптации первоклассников.
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения родителей относятся:
- психологическая диагностика, направленная на изучение трудностей родителей в период школьной адаптации детей, а также способов реагирования на трудные ситуации и способов совладания с ними;
- психолого-педагогическое консультирование, целью которого является содействие в разрешении психологических проблем, выработка эффективных способов преодоления трудных ситуаций;
- психолого-педагогическое просвещение, предполагающее проведение мероприятий, направленных на распространение психологических знаний об особенностях школьной адаптации, трудностях первоклассников в период вхождения в школьную среду, возрастных особенностях младшего школьного возраста и способах взаимодействия с ребенком в период школьной адаптации.
На основании анализа содержания каждого направления и учета влияния особенностей реагирования родителей на трудные ситуации как фактора успешности школьной адаптации нами разработана модель психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников (рис. 7).
Рис. 7 Модель психолого-педагогического сопровождения родителей
Таким образом, взаимодействие с родителями в период школьной адаптации первоклассников включает в себя изучение трудностей самих родителей, возникающих в этот период, и особенностей их реагирования на данные трудности. По итогам диагностики проводится работа, направленная на профилактику и формирование адаптивных способов совладания с трудными ситуациями как факторов, способствующих успешности школьной адаптации первоклассников.
Как показало наше исследование, родители первоклассников испытывают трудности, связанные с успеваемостью детей, установлением отношений с учителями и сверстниками, дисциплиной в школе, а также с распределением ролей в семье и приемов воспитания. Соответственно данные трудности выступают в качестве проблем, которые являются содержанием психологопедагогического консультирования и просвещения родителей первоклассников.
В каждом возрастном периоде ребенок решает важные для него задачи. С поступлением в школу основной задачей ребенка является успешное учение. Однако, по данным психологов, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет и составляет 15-40%. В зависимости от того, насколько ребенок успешен в учебе, зависит его адаптация к школе.
Обычно родителей беспокоит успеваемость ребенка. Критерием для определения неуспеваемости являются фиксированные педагогом неудовлетворительные оценки в конце четверти. Часто родителей не устраивают те оценки, которые получает их ребенок. Необходимо проводить работу с родителями, направленную на понимание того, какого ученика можно назвать успешным.
Родителям необходимо разъяснить критерии успешности учения:
1) ребенок усваивает школьную программу в полном объеме;
2) результаты (оценки) соответствуют способностям ребенка;
3) результаты соответствуют ожиданиям родителей и ребенка;
4) у ребенка возникает ощущение самоценности: «я хороший».
Для того чтобы ребенок хорошо учился, родители оказывают ему помощь в приготовлении уроков, контролируют, читают книги, проявляют интерес к учебным делам и т.д. Все это можно назвать одним словом - проявление заботы о ребенке.
По данным психологов, в 30% случаев неуспеваемость детей является следствием амбиций родителей. Не принимая в расчет способности детей, родители требуют хорошей успеваемости. И ребенок оказывается загнанным в угол. У него повышается тревожность, появляются страхи, что еще больше усугубляет положение ребенка. Итак, давление родителей вызывает тревогу, страхи.
Неэффективные стратегии поведения родителей, связанные с переживанием успеваемости детей: либо принуждение, либо сверхзабота, опека, которые приводят к формированию у ребенка неуспешности в учебе, комплексу неполноценности.
Эффективными стратегиями поведения родителей, связанными с переживанием успеваемости детей, является такое поведение, для которого характерно оптимальное сочетание строгости и мягкости, требовательности и заботы. Охарактеризуем основные эффективные стратегии родительского поведения, которые выступает в качестве копинг-ресурса совладания с трудными ситуациями первоклассником в период вхождения в школьную жизнь.
Стратегия поддержания высокой самооценки ребенка
В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи детей. Под самооценкой она понимала способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя важными и нужными другим людям. Это создает уверенность в себе, которая может быть выражена примерно такими формулами: «Я могу», «Я достоин», «Это мне по плечу». По сути, это почти точное описание человека, чувствующего свою компетентность.
У детей с низкой самооценкой формируется представление о себе: «Я слабый», «Я не очень умный», «У меня нет никаких талантов». Такие дети очень зависимы от помощи других. Они надеются на помощь взрослых, сверстников.
Родителям важно знать характер самооценки своего ребенка. Для этого можно воспользоваться методикой определения самооценки ребенка. Данная методика проста в понимании и использовании и поэтому приводим ее в тексте для родителей (полная версия методики приведена в Приложении).
Способы повышения самооценки ребенка
1. Общение в модальности «Ты можешь»
Часто родители так сильно хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, что начинают его сильно контролировать, помогать, заставлять учиться. Основной посыл родителей: «Ты должен хорошо учиться». Общение с ребенком осуществляется с позиций долженствования, обращения к чувству долга ребенка. В какой-то степени это верно. Но нельзя забывать, что ребенок еще не готов жить только по принципу «Я должен». Это требует высокого уровня самосознания, зрелости личности. Конструктивным является общение с ребенком в модальности «Ты можешь».
Типичная фраза родителей |
Лучше сказать |
Ты должен хорошо учиться! |
Я уверен, что ты можешь хорошо учиться. |
Ты должен думать о будущем! |
Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию думаешь выбрать? |
Сколько можно бездельничать! Ты должен срочно начать готовить уроки! |
Уже три часа и ты можешь начать готовить на завтра уроки. Что вам задали? |
Ты должен аккуратно заполнять дневник. |
Дневник очень помогает организовать учебу. И ты можешь этим воспользоваться. |
Ты должен говорить правду: какую отметку получил в школе! |
Честность - общий элемент культуры человека. Мне бы хотелось, чтобы мой сын вырос честным человеком (И ты можешь быть честным человеком). |
Ты должен спокойно сидеть на уроках и внимательно слушать учителя. |
Я уверена, что ты можешь в течение урока спокойно сидеть и внимательно слушать учителя. |
Ты обязательно должен хорошо написать контрольную работу! |
Я уверена, что ты хорошо напишешь контрольную работу, ведь ты к ней хорошо готовился. |
Ты должен слушаться учителей и родителей! |
Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться. |
При использовании давления надо помнить, что проявляя твердость, надо выражать ребенку принятие и любовь. Родители не могут заставить ребенка хорошо учиться. Учение - это внутренняя активность человека. Надо вызывать желание хорошо учиться.
2. Общение, повышающее чувство собственного достоинства ребенка
Известно, что существует тесная прямая связь между высокой самооценкой и чувством собственного достоинства ребенка. Поэтому с целью повышения самооценки ребенка необходимо так общаться с ним, чтобы он чувствовал собственную значимость.
Перечислим некоторые способы повышения чувства собственного достоинства у ребенка в условиях семейного воспитания.
- Делиться с ребенком своими чувствами (хорошими и плохими).
- Учиться у ребенка чему-нибудь («Как это у тебя получается? Научи меня...»).
- Спрашивать у ребенка совета. Но при этом надо быть готовым поступить так, как посоветует ребенок.
- Назначать ребенка старшим по уборке квартиры, приему гостей, в походе и т.д.
- Стучаться в комнату ребенка. Ребенок может повесить на двери табличку с надписью «Не беспокоить» или «Я занят».
- Без разрешения не осматривать тетради, дневник, карманы, сумку ребенка. Заключать договор, когда и как родители будут контролировать ребенка.
- Считаться с тем, что важно для ребенка, учитывать его предпочтения, интересы, желания.
3. Одобрение ребенка
Одобрение формирует у ребенка чувство собственной значимости, высокое самоуважение и, в конечном счете, - высокую самооценку. Отсутствие одобрения (негативные оценки) формируют низкую самооценку, низкое самоуважение. Родителям полезно владеть техникой эффективной похвалы.
Техника эффективной похвалы
Шаг 1. Продемонстрируйте свое одобрение
Существует много слов для того, чтобы показать ребенку, как вас обрадовало его поведение. Не бойтесь выразить свое восхищение, воскликнув: «Очень хорошо!», «Замечательно!», «Здорово!», «Вот это да!», «Я горжусь тобой!». Кроме того, одобрение можно выразить и каким-то действием. Можно обнять ребенка, поцеловать его, взять на руки, подмигнуть и улыбнуться похлопать по плечу.
Шаг 2. Опишите положительное поведение
Выразив свое одобрение, опишите тот поступок или то поведение, которое его вызвало. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что именно хорошего он сделал, и мог повторить это в будущем. Например «Здорово, Соня, что ты сегодня без напоминаний и быстро приготовила уроки». Обратите внимание на слова, которыми будете говорить с ребенком - они должны быть ему понятны. Будьте конкретны и кратки.
Шаг 3. Объясните причину
Хорошо, когда дети понимают, почему то, что они сделали, приносит пользу им самим или окружающим. Это дает им возможность увидеть связь между своими поступками и тем, что с ними происходит. Если, например, ваш сын-подросток убрал в гостиной, объясните ему, почему это хорошо: «Ты быстро приготовила уроки, теперь у тебя есть время заняться своими делами».
Эффективная похвала взрослого должна стать основой для формирования реалистичной позитивной Я-концепции ребенка.
Стратегия поощрения
созидательной активности ребенка
Необходимо использовать особенности детской психики, которые являются источником успешности в учении - любознательность, потребность узнать новое, чувство созидания.
Ребенок может проявлять созидательную активность в различных сферах жизнедеятельности: изготовление различных поделок, моделей, оригами, работа с конструктором, занятия спортом, творчеством и т.д. Важно при этом обеспечить правильную реакцию родителей на результаты активности ребенка.
Реакция родителей на продукты деятельности ребенка:
Реакция родителя |
Что говорит родитель |
Внимание |
Я вижу твои успехи, старания...» |
Принятие |
Безоценочное высказывание об ошибках. |
Уважение |
«Спасибо тебе за...», «Я уважаю...» |
Одобрение |
Эффективная похвала |
Теплые чувства |
«Ты мне нравишься», «Я горжусь тобой», «Я ценю, что ты...» |
Внимание
Если родители не обращают внимания на результаты труда ребенка или их обесценивают, то у ребенка формируется психология неудачника, глубинное осознание собственной неуспешности как деструктивная альтернатива компетентности. Именно так формируется личность неудачника, «вечно вторых» спортсменов, музыкантов, профессионалов и т.д.
Необходимо проявлять интерес к тому, что делает ребенок, к продуктам его труда. Если ребенок получает поощрение, высокую оценку его труда, то у него формируется базовая глубинная убежденность в собственной компетентности: «Я могу это сам», «Я справлюсь». Это психология победителя. Дети, обладающие такой внутренней убежденностью, сталкиваясь со сложной задачей, думают не о том, насколько она сложна, а о том, как ее решить. И обычно достигают успеха.
Принятие
Принятие означает безусловную любовь родителей к ребенку. Безусловная любовь - любовь без условностей. Принятие (безусловная любовь) развивает у ребенка уверенность в себе, ощущение собственного достоинства. Отсутствие условной любви вызывает у ребенка чувство вины.
Уважение
Способы, которыми можно показать ребенку свое уважение:
- Учиться у ребенка чему-нибудь («Как это у тебя получается? Научи меня...»).
- Спрашивать совета. Но при этом надо быть готовым поступить так, как посоветует ребенок.
- Стучаться в комнату ребенка. Ребенок может повесить на двери табличку с надписью «Не беспокоить» или «Я занят».
- Без разрешения не осматривать тетради, дневник, карманы, сумку ребенка. Заключать договор, когда и как вы будете контролировать ребенка.
Одобрение
Одобрение часто понимается как позитивное подкрепление. Часто в воспитании преобладает негативное подкрепление, замечания. Как утверждают психологи, на 2 позитивных подкрепления приходится 16-17 замечаний. Надо стараться ребенка воспитывать на основе позитивных подкреплений. Например, у ребенка в комнате беспорядок. Позитивное подкрепление: «Как я люблю, когда в комнате все прибрано!».
Теплые чувства
В теплых чувствах проявляется положительное аффективное отношение родителя к ребенку, в том числе, и к результатам его деятельности. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как проявление родительской любви (Э. Фромм), принятие ребенка (А. Рое, М. Сегеклман, Д.И. Исаев, А.Я. Варга), эмоциональная близость (В. В. Столин). Проявление теплых чувств по отношению к ребенку повышает его самоуважение, самооценку, уверенность в успеха, стремление к самореализации в различных видах деятельности, в том числе, и в учебной.
Таким образом, способы взаимодействия родителей с детьми, способствующие формированию школьной успешности первоклассника, включают в себя: общение в модальности «Ты можешь»; повышение самооценки ребенка; принятие; внимание; одобрение; уважение; проявление чувств.
Проблема поведения детей в школе
Школа и ее среда требуют от первоклассника соблюдения требований к поведению и его культуре. Прежде всего, эти требования касаются внешнего вида ученика, правил поведения на уроках и переменах, культуры общения с учителями и сверстниками и т.д.
Анализ подходов к проблеме школьной адаптации позволил выделить в качестве одного из основных критериев ее успешности поведенческий компонент. Показателями данного компонента являются стремление ребенка соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, поведение, адекватное своему социальному статусу.
Однако эмпирическое исследование проблемы адаптации первоклассников к школе показало сравнительно низкие результаты сформированности поведенческого компонента. Так, почти трети первоклассникам сложно сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения, длительное время выполнять неинтересную работу, контролировать свое поведение в обычной и непривычной обстановке, понимать правила школьной жизни и им соответствовать, быстро справляться и мобилизовывать себя в случае неудач, им требуются усилия для переключения с одного вида деятельности на другой.
Факторов, вызывающих поведенческие нарушения ребенка, достаточно много. Рассмотрим те факторы, которые связаны с мотивами признания/не признания ребенка в группе (семье, классе, малой группе).
А. Адлер указывал, что любое действие ребенка направлено на определенную цель. Цель ребенка - занять определенное место в группе. А. Адлер и Р. Дрейкурс считали, что получение такого места и признание в группе являются первичными мотивами поведения любого человека, поскольку это обеспечивает ему выживание [2, 24].
Базируясь на теории целенаправленного поведения, Дрей- курс указывал, что хорошо приспосабливающийся ребенок добывает себе место в группе за счет привнесения в нее чего-то своего, а также подстраиваясь под требования группы. Однако, если ребенок отвергается группой или не знает, каким образом ему достичь соответствия групповым стандартам, то тогда он может попытаться добиться своей цели с помощью неправильного поведения. Такое поведение обычно выводит из равновесия родителей и учителей.
Базовая цель поведения ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы - означает «чувствовать свою важность и значимость». Эта потребность естественна для любого человека, поскольку люди - существа социальные.
Р. Дрейкурс [24] условно разделил плохое поведение на четыре категории, или цели: внимание, власть, месть, избегание неуспеха. Негативное поведение ребенка, по его мнению, может быть направлено на достижение одной из четырех ошибочных целей:
- привлечение внимания;
- борьба за власть;
- месть;
- уклонение или избегание неуспеха.
Сталкиваясь с плохим поведением ребенка, многие родители используют неэффективные стратегии взаимодействия с ребенком: давление, усиленный контроль, повышенные требования, отвержение.
Часто родители перед негативным поведением ребенка чувствуют свою беспомощность, которая толкает их на использование наказаний. Однако Э. Фромм считает, что существует ряд опасностей, которые возникают, когда родители применяют наказания [73]:
1. Очень часто наказание не исправляет поведение ребенка, а лишь преображает его. Один проступок заменяется другим. Но при этом он по-прежнему может остаться неправильным и иметь еще более пагубные последствия.
2. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать родителей к братьям и сестрам.
3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям, что порождает в его сознании дилемму. С одной стороны, родители - это взрослые, восстание против них невозможно. С другой - он еще слишком зависит от них, чтобы извлекать пользу от своей вражды, не говоря уже о том, что он все-таки любит своих родителей. И едва в нем объединятся эти два чувства - любовь и ненависть, - как сразу же возникает конфликт, который приводит к тревоге.
4. Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться незрелым, инфантильным. Обычно его наказывают за какую-нибудь детскую проделку. Но желание достичь запретного не пропадает, и ребенок решает, что, пожалуй, не стоит от него отказываться, если можно расплатиться всего лишь наказанием. То есть он терпит наказание, чтобы расплатиться, очистить совесть и продолжать в том же духе - и так до бесконечности.
5. Наказание может помочь ребенку привлечь к себе внимание родителей. Хотя детям нужна прежде всего родительская любовь, они часто ищут даже такую жалкую ее имитацию, как простое внимание. Ведь порой гораздо легче привлечь внимание родителей, совершая какие-нибудь проступки, чем оставаться все время добрым и послушным.
Таким образом, авторитарные способы воспитания не решают проблему плохого поведения ребенка. Последователи А. Адлера предлагают другие стратегии взаимодействия с детьми - стратегии проявления внимания и любви к ребенку. Главная задача родителей - выяснить ошибочную цель негативного поведения ребенка и выбрать правильную стратегию поведения по отношению к ребенку.
Стратегия оказания внимания ребенку
Потребность во внимании - базовая психологическая потребность. Иногда ребёнку получить «сердитое» внимание лучше, чем не получить никакого. Закрепляется мнение, что к нему будут относиться внимательнее, если он будет вести себя плохо. Чем меньше внимания ребёнок получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. Цель этих действий - вернуть любовь родителей или других значимых людей. Цель такого поведения - получать особое внимание от окружающих.
Рекомендации для родителей в случае,
если ребенок привлекает внимание
1. Перестаньте выполнять то, что хочет от вас ребенок. Если вы чувствуете, что он хочет, чтобы вы постоянно занимались им, то не следуйте вашей первой реакции, а делайте нечто противоположное ей.
2. Уйдите; скажите ребенку доброжелательным тоном, что он должен будет справиться с этим самостоятельно.
3. Отследите момент времени, когда ребенок ведет себя хорошо, не требуя от вас дополнительного, негативного внимания, и выскажите ему свою признательность.
4. Всегда уделяйте ребенку только положительное внимание.
5. Когда ребенок хочет поговорить с вами, слушайте и обдумывайте то, что он вам говорит.
Вывод. Ребенка надо учить просить внимания у родителей, если ему это необходимо. У ребенка можно спросить: «Как бы ты хотел, чтобы я уделил тебе внимания?»
- «Поговори со мной, мама»;
- «Поиграй со мной»;
- «Мне не хватает твоего внимания, мама» и др.
Но если ребенок просит внимания, надо выкроить время для ребенка.
Стратегия повышения значимости ребенка в глазах взрослых
Дети, чья цель - достижение власти, обычно ведут себя так, как если бы они чувствовали свою причастность, только когда они отказываются сделать то, о чем их просят другие. При этом ребенок может размышлять следующим образом: «Если сейчас никто на меня не обращает внимания, то когда я стану главным, меня заметят».
Причины властного поведения в семье
1. Авторитарный тип воспитания (много запретов и наказаний, борьба с ребенком).
2. Отвержение ребенка.
3. Детоцентрическая семья (перевернутая иерархия).
Рекомендации для родителей в случае, если ребенок борется за власть
1. Не вступайте в борьбу за власть. Соглашайтесь с ребенком в том, что вы не можете «заставить» его поступать определенным образом, но вы были бы признательны ему за помощь в этой ситуации.
2. Найдите момент, когда ребенок не противодействует вам, и продемонстрируйте ему свою признательность.
3. Найдите способы, как дать почувствовать ребенку его значимость. Вы можете попросить у ребенка совета в той области, в которой он компетентен, а затем последовать ему.
4. Предоставляйте ребенку право выбора.
5. Разрешить ребенку говорить «Нет» (Но не всегда).
6. Пользуйтесь условными знаками.
7. Договаривайтесь заранее.
8. Узаконьте поведение, которое не можете изменить.
Стратегия поддержки ребенка
Дети, чья цель - месть, уверены, что какой-либо человек или какие-либо обстоятельства сильно повредили им в жизни. Им кажется, что единственный способ почувствовать себя значимым - это отомстить другим за себя. В основе мести лежит обида на других.
Рекомендации для родителей в случае,
если ребенок использует месть
1. Установите причину мстительного поведения ребенка (Почему ребенок чувствует себя загнанным в угол?).
2. Избегайте ответных действий, не вымещайте на ребенке свою боль или обиду. Надо проговаривать свое несогласие, то есть показывать внешнюю обиду. Важно разводить свое отношение (принятие ребенка) и свои чувства.
3. Обсуждайте с ребенком его хорошие качества.
4. Учите ребенка выражать свои чувства, не причиняя боли другому.
5. Помогайте ребенку почувствовать, что в нем нуждаются, и что он необходим.
6. Не позволяйте ребенку доводить вас до такого состояния, когда вы «должны ему ответить»:
- удалитесь из этой ситуации и остыньте;
- досчитайте до 10;
- не поддавайтесь ребенку.
Стратегия формирования веры ребенка в успех
Если же ни одна из выше перечисленных целей не сможет обеспечить ребенку необходимого ему чувства принадлежности к группе, то он может вовсе отказаться от борьбы и изобразить из себя неполноценного (неполноценность). Сущность поведения, направленного на избегание неуспеха, - потеря веры в собственный успех («Не буду и пробовать, всё равно не получится»). Дети, чья цель - неадекватность, убеждены, что они не способны что-либо сделать. Как правило, они чувствуют себя совершенно незначимыми и ведут себя так, как если бы чувство причастности возникало у них только в тех случаях, когда от них ничего не ждут.
Рекомендации для родителей в случае, если ребенок симулирует неспособность
1. Помогите ребенку осознать то, что, может быть, он ошибается, и если продолжить попытки, то он сможет понять, что поставленная задача выполнима.
2. Дайте ребенку легкую задачу, с которой он обязательно успешно справится.
3. Не говорите и не делайте ничего, что может усилить уверенность ребенка в своей глупости или неспособности.
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
5. Повышайте у ребенка чувство собственного достоинства.
Основные направления формирования
поведенческого компонента школьной адаптации
Не зависимо от характера ошибочной цели негативного поведения взаимодействие родителей с ребенком по формированию поведенческой адаптации включает профилактическую и коррекционную работу.
При профилактике «плохого» поведения необходимо:
- быть внимательным к своим чувствам, а также чувствам и интересам ребенка;
- находить возможности для совместной деятельности;
- учить ребенка контролировать свои эмоции, поощрять любые попытки контролировать негативные чувства;
- выбирать адекватные методы поощрения и наказания;
- поддерживать ребенка.
Общие способы
исправления трудностей в поведении ребенка
1. Установление четких правил
Правил не должно быть много (5-6), они должны быть понятными, выполнимыми и простыми. Стоит помнить, что введение четких правил, скорее всего, не даст результатов в первый день. Главное - это умение взрослого переключить свои отрицательные эмоции на конструктивные действия.
2. Понимание ребенка.
Проанализируйте ситуацию с проблемным поведением с точки зрения того, что привело к нему и что следовало за этим. Постарайтесь не реагировать привычным образом для ребенка, а поговорите с ним о его поведении и совместно обсудите его причины и следствия. Анализируя поведение ребенка, воспользуйтесь правилом «трех П»:
- причина (что привело к плохому поведению ребенка);
- поведение (что делает ребенок и какую реакцию это вызывает у вас);
- последствия (что получает ребенок в результате своего поведения).
3. Дисциплина
Если ребенок возбужден, агрессивен, нарушает правила поведения, дисциплинируйте его с помощью коротких тайм-аутов, спокойного времени в одиночестве. Помогает смена обстановки, например, другая комната, тихое место. Продолжительность времени 1 минута на 1 год жизни ребенка (5 минут = 5 лет).
4. Переключение внимания на позитивную деятельность
Если намечается конфликт и вы чувствуете, что поведение
ребенка выходит из-под контроля, переключите его внимание на позитивную деятельность. Например, дайте ему небольшое поручение, можно использовать тактильный контакт (взять за руку, погладить по плечу).
5. Конкретизация гнева
Скажите, что именно ребенок сделал неправильно, и доступно объясните, почему это вас разозлило. Объясните, что вы рассержены не самим ребенком, а его поведением.
6. Вознаграждение хорошего поведения
Хвалите и одобряйте ребенка, когда он ведет себя хорошо. Если же он начинает вести себя плохо, старайтесь уделять его поведению так мало внимания, как только возможно. Если это безопасно и если позволяют обстоятельства, вообще не обращайте на него внимания, пусть он поймет, что подобные выходки ему не помогут.
Важно запомнить: часто мы хвалим ребенка, когда он проявляет какие-то очевидные успехи, ругаем, когда он плохо себя ведет, но принимаем как должное, если он просто делает то, что полагается, хотя, в сущности, это и есть хорошее поведение. Хвалите и вознаграждайте ребенка, даже если он делает хорошо что- то несложное (например, спокойно играет).
7. Поддержка
Поддержка ребенка может осуществляться посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «здорово» и т.д.);
- высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи» и др.);
- прикосновений (обнять, взять за руку, погладить по плечу);
- совместных действий, физического участия;
- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок).
Таким образом, работа родителей по формированию поведения ребенка, позволяющего ему адаптироваться к школе и принять правила школьной жизни, связана с анализом самого поведения и его компонентов, причин возникновения нежелательных поведенческих форм, использованием адекватных методов поощрения и наказания, предъявлением четких требований к поведению, поддержкой и одобрением младшего школьника.
Проблема отношения ребенка с учителем и сверстниками
Как показали результаты констатирующего эксперимента, особое место среди повседневных школьных трудностей первоклассников занимают трудности, связанные с установлением отношений с учителем и сверстниками. По данным исследований, характерные трудности первоклассников связаны с недостатком развития произвольности, неумением установить контакт с учащимися и учителями, осуществлять совместную деятельность. В формировании коммуникативного поведения и межличностных отношений у детей имеются сходные черты: дефицит познавательной формы общения со взрослыми, проявление несформированности навыков общения со сверстниками, риск неблагоприятного развития межличностных отношений в группе сверстников.
В ходе формирования родителями коммуникативных навыков ребенка важно учитывать различия сфер коммуникации (ребенок-учитель, ребенок-сверстники, ребенок-родители).
Общепсихологические рекомендации по формированию коммуникативной компетентности младших школьников включают в себя:
- стремление создать у ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь»;
- проявление полной заинтересованности к ребенку в процессе общения;
- советы с ребенком в принятии решений;
- соблюдение принципов равенства и сотрудничества с детьми;
- использование разнообразных речевых формул (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми;
- адекватное реагирование на поступки.
Для совершенствования коммуникативных умений детей необходимо:
- развивать умения внимательно слушать, не перебивать собеседника;
- если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомнить ему об этом;
- для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложить детям игровую ситуацию: «Давайте говорить друг другу комплименты»;
- для развития умения понимать настроение и чувства другого предложить ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников;
- для развития у детей чувства эмпатии использовать сюжеты сказок. Попытаться узнать: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Читать и всегда обсуждать сказки.
Предложить детям сочинить:
а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);
б) «салат» из сказок (соединяются несколько сказок в одну);
в) продолжи сказку или придумай новый конец.
Формирование умений устанавливать отношения с учителем
включает в себя несколько направлений: развитие познавательного общения, развитие личностной формы общения:
Формы общения |
Содержание |
Рекомендации |
Познавательная |
Общение, направленное на взаимный обмен информацией, установление сотрудничества для достижения совместных целей |
|
Личностная |
Общение, связанное с познанием другого человека, выявлением и разрешением нравственнопсихологических проблем и трудностей |
|
Итак, обучение ребенка навыкам общения со взрослыми предполагает, во-первых, формирование познавательного интереса младшего школьника, в связи с чем взрослый (в образе учителя) воспринимается ребенком как источник его удовлетворения, во-вторых, развитие умений познавать личностные особенности других людей (их эмоциональные состояния, внутренние качества и др.).
Обучение навыкам установление отношений со сверстниками также включает в себя ряд ключевых направлений:
- формирование культуры общения со сверстниками;
- повышение статуса в группе сверстников;
- повышение чувствительности к партнеру по общению;
- улучшение межличностных отношений ребенка в группе сверстников;
- решение проблем в межличностных отношениях.
Направления |
Рекомендации |
Формирование культуры общения со сверстниками |
|
Повышение статуса в группе сверстников |
|
Повышение чувствительности к партнеру по общению |
|
Улучшение межличностных отношений ребенка в группе сверстников |
|
Решение проблем в межличностных отношениях |
|
В настоящее время одной из актуальных задач прикладной психологии является разработка критериев эффективного взаимодействия родителей и детей, поскольку именно семья выступает в качестве системы, формирующей взаимодействие ребенка с разными членами общества.
В качестве ключевых компонентов эффективного семейного взаимодействия выделяются навыки сотрудничества взрослого с ребенком на основе формирования доверительных отношений в семье. Ряд отечественных авторов (И.М. Марковская, К. Фопель, О.В. Хухлаева) указывают в качестве критериев эффективного детско-родительского сотрудничества следующие:
1) теплые, доброжелательные отношения в семье;
2) психологическая поддержка ребенка;
3) учет достижения целей ребенка;
4) поиск эффективных решений конфликтных ситуаций;
5) выбор продуктивных стратегий общения.
Универсальным требованием к семейному воспитанию является поддержание глубокого постоянного психологического контакта с ребенком. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Анализ стратегий эффективного взаимодействия родителей и детей позволил выделить ряд наиболее значимых критериев и разработать рекомендации по их формированию.
Стратегии |
Рекомендации по формированию |
Контакт с ребенком |
|
Диалог |
|
Стратегии |
Рекомендации по формированию |
|
|
Равенство позиций |
|
Принятие |
в том числе непохожесть на родителей;
|
Итак, терпимое, в некоторой степени снисходительное отношение к путям развития личности служит одним из факторов психического здоровья развивающегося человека. Нетерпимость к индивидуальным, творческим проявлениям ребенка, как правило, ведут к искаженным отношениям к окружающим к себе, протесту, негативному, а часто и к психическим нарушениям. В воспитании детей эффективнее не прямая манипуляция путем жест-
ких ограничений, а вера в саморазвивающую силу ребенка, развитие его самостоятельности. Это основа того, чтобы маленький человек сам разобрался в окружающем его мире, чтобы из него получилась сильная, готовая к любым трудностям жизни личность.
Чрезвычайно важно научить ребенка брать на себя всю ответственность за достижение положительных результатов своих действий. Это помогает детям осознавать правильность (или неправильность) собственного выбора, ведь выбор, сделанный самим ребенком, может принести ему как радость, так и несчастье. Если внутренний контроль за своим поведением становится для ребенка главным, это способствует развитию в нем чувства собственного достоинства и выработке правильной самооценки. Дети ведут себя плохо, когда они ощущают свое бессилие и неуверенность в себе, а также тогда, когда родители подавляют их собственное начало. Гораздо большего можно добиться, если внести в воспитательный процесс элемент радости и помочь детям развить в себе такое отношение ко всему происходящему, которое в дальнейшем поможет им преодолевать трудные ситуации.
Развитие у первоклассников навыков общения со сверстниками предполагает формирование культуры общения, интереса к другим детям, умения сопереживать и понимать эмоциональные состояния других детей, стремление уступить или прийти на помощь. Важно помнить, что для ребёнка именно близкие взрослые являются образцом межличностных отношений, поскольку дети учатся общению, подражая, слушая, наблюдая за взрослыми. В связи с этим важно обеспечить для ребенка широкие возможности, не только обучая его навыкам эффективной коммуникации, но и давая возможность пронаблюдать за личным примером.
Заключение
Данное исследование посвящено проблеме изучения особенностей совладания с трудными ситуациями как фактора школьной адаптации первоклассников.
Школьная адаптация - процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития. Период школьной адаптации связан с возникновением у первоклассников и родителей трудных ситуаций, затрагивающих сферы учебной деятельности, взаимоотношений с учителями и сверстниками, детскородительских отношений и требующих адаптивных способов совладания. Значительное число детей и родителей, справляясь с жизненными трудностями, предпочитает использование неадаптивных способов совладания, что ведет к возникновению психической напряженности, препятствиям в усвоении знаний, нарушениям характера детско-родительских отношений, появлению отклонений в поведении и т.д. В этой связи важен учет особенностей совладания первоклассников и родителей с трудными ситуациями как фактора успешного вхождения ребенка в школьную среду.
На основе данных теоретических положений было проведено эмпирическое исследование с целью изучения характера школьной адаптации первоклассников с учетом механизма совладания с трудными ситуациями, возникающими в данный период.
Результаты проведенного исследования позволили нам сделать следующие выводы:
1. Период школьной адаптации связан с возникновением у первоклассников и родителей трудных ситуаций, затрагивающих многие важные сферы жизни и требующих конструктивных способов совладания.
2. Характер трудностей первоклассников преимущественно связан с боязнью получить неодобрение со стороны учителя или родителей, сменой коллектива и фокусируется в сфере отношений со взрослыми и сверстниками. Трудности родителей затрагивают переживания по поводу успеваемости детей, установления отношений ребенка с учителями и сверстниками, дисциплины на уроках, приемов воспитания, затрагивая сферу учебной деятельности.
3. Школьная адаптация связана с использованием первоклассниками и родителями различных способов совладания с трудными ситуациями. Реакции на фрустрацию первоклассников характеризуются экстрапунитивной направленностью, среди способов совпадающего поведения преобладают поведенческие копинг-стратегии. Фрустрационные реакции родителей характеризуются как неконструктивными способами реагирования, связанными с обвинением внешних обстоятельств, так и конструктивными реакциями, направленными на анализ и разрешение проблемы. Среди способов совпадающего поведения преобладают копинги, направленные на решение задач, однако нередко родители демонстрируют и неадаптивные копинг-стратегии, связанные с эмоциональным реагированием.
Между способами совладания детей и родителей с трудными ситуациями существует взаимосвязь: установлена значимая положительная корреляцинная связь экстрапунитивных реакций детей и родителей, экстрапунитивных реакций первоклассников и интрапунитивных реакций родителей, а также импунитивных реакций детей и родителей.
Результаты исследования характера взаимосвязи способов совпадающего поведения детей и родителей указывают на наличие значимой положительной корреляционной взаимосвязи между адаптивными стратегиями родителей («решение задач») и адаптивными и относительно адаптивными копинг-стратегиями первоклассников. Неадаптивные же стратегии родителей («эмоции») имеют положительную взаимосвязь с неадаптивными ко- пингами детей.
4. В ходе кластерного анализа были выявлены три механизма совладания с трудными ситуациями в период вхождения первоклассника в процесс обучения, соответствующие трем типам школьной адаптации (успешной, относительно успешной и неуспешной):
1) адаптивный механизм включает в себя преобладание интрапунитивных реакций на фрустрацию и адаптивных способов совпадающего поведения;
2) относительно адаптивный механизм - импунитивные реакции на фрустрацию и относительно адаптивные способы совпадающего поведения;
3) неадаптивный механизм - выбор преимущественно экс- трапунитивных реакций и неадаптивных способов совпадающего поведения.
Полученные в результате эмпирического исследования данные доказывают, что успешность школьной адаптации определяется особенностями совладания первоклассников и родителей с трудностями, возникающими в данный период. На пути первоклассника имеются определенные трудности, и задача взрослых - грамотно помочь ему самому преодолеть их, в этой связи важен учет особенностей совладания личности ребенка трудностями как фактора успешной адаптации и социализации.
Источник: Гагай, В.В., Гринева, К.Ю. Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе : монография / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева ; Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 176, [1] с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |