На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к обучению в школе - Программа формирования у первоклассников адаптивных способов совладаиия с трудными ситуациями
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к обучению в школе - Программа формирования у первоклассников адаптивных способов совладаиия с трудными ситуациями
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к обучению в школе
Программа формирования у первоклассников адаптивных способов совладаиия с трудными ситуациями
Психолого-педагогическое сопровождение родителей первоклассников
Все страницы

 


3.2. Программа формирования у первоклассников адаптивных способов совладаиия с трудными ситуациями


С учетом современных научных представлений относительно механизмов формирования детской личности становление и развитие совладаиия с трудными ситуациями рассматривается в зависимости от индивидуальных и семейных факторов, детерминирующих его становление.
На основе результатов эмпирического исследования, а также анализа подходов к исследованию особенностей совладаиия детей с трудными ситуациями как фактора успешной школьной адаптации, нами была разработана программа формирования у первоклассников адаптивных способов совладаиия с трудными ситуациями.
Цель программы - формирование адаптивных способов совладаиия с трудными ситуациями первоклассников как фактора успешной школьной адаптации.
Поскольку копинг-стратегии проявляются в поведенческой, эмоциональной и познавательной (интеллектуальной) сферах функционирования личности, задачи программы были сформулированы по каждому из данных компонентов.
В качестве задач, направленных на формирование адаптивных поведенческих копинг-стратегий, были выделены следующие:
1) научить активно сотрудничать с окружающими и принимать активное участие в разрешении проблемной ситуации;
2) научить выбирать способы выхода из проблемной ситуации, адекватные личностным особенностям и самой ситуации;
3) развивать умение находить другие виды деятельности, способствующие разрешению проблемы.
К задачам формирования эмоциональных копинг-стратегий относятся:
1) развивать способность правильно оценивать ситуацию;
2) развивать умение выражать свои чувства с целью получения понимания и содействия;
3) повышать уверенность в себе и своих силах;
4) развивать способности адекватного восприятия себя и других людей.
С целью развития продуктивных познавательных копинг- стратегий решались следующие задачи:
1) научить анализировать сложившуюся ситуацию и её последствия;
2) формировать умение сравнивать себя с другими людьми, находившимися в подобных ситуациях;
3) научить придавать новый смысл трудной ситуации;
4) научить осуществлять поиск дополнительной информации.
Исходя из поставленных задач была разработана программа адаптивных способов совладания с трудными ситуациями, в основу разработки которой легли модели функционального копинг- поведения (Е.В. Куфтяк, Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский), указывающие на то, что целенаправленное обучение и формирование активных копинг-стратегий способствует социальной интеграции и адаптации.
Программа включает в себя 49 техник и упражнений. Общее время работы 20 часов. Программа разделена на 17 занятий. Частота необходимых встреч два раза в неделю.
Программа основывается на следующих принципах:
1) принцип поэтапности и постепенности, т.е. каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, первоклассник постепенно углубляется в процесс осознания себя и других;
2) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей младшего школьника согласует требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию;
3) принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
4) принцип возрастания сложности. Каждое задание проходит ряд этапов: от минимального простого - к максимально сложному. Это позволяет поддерживать интерес в работе и дает возможность первокласснику испытать радость преодоления;
5) учет объема и степени разнообразия материала;
6) учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции.
Разработанная программа включает в себя большое количество упражнений и техник с высоким уровнем надежности, мы опирались на конкретные технологии, предложенные в работах Н.Ю. Фурманова, С.В. Кривцовой, Е.В. Сидоренко, И.В. Дубровиной и др. Упражнения усложнялись по ходу работы и подразумевали опору на уже выполненные упражнения и приобретенные навыки.
Программа направлена на формирование адаптивных способов совладания с трудными ситуациями, включающих активное взаимодействие с социальным окружением, поиск и предложение поддержки, анализ трудностей, поиск путей решения проблемы, повышение самоконтроля и самооценки, веру в собственные ресурсы, уверенность в наличии выхода из любой ситуации.
Программа формирования адаптивных способов совладания с трудными ситуациями состоит из занятий, проводимых в 3 этапа:
Ориентировочный этап, включающий в себя знакомство и установление доверительных отношений между членами группы, выработку и принятие правил работы группы, создание атмосферы безопасности.
Реконструктивный этап, предполагающий интенсивную работу по формированию адаптивных способов совладания с трудностями.
Закрепляющий этап, характеризующийся закреплением полученных умений и навыков.
Организация встреч: каждая встреча, кроме первой, начинается с рефлексии, во время которой тренер узнает у участников их состояние, желание работать, настроение. Затем тренер объявляет тему и цели встречи и переходит к основным процедурам. В конце занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы. В описание встречи включается информирование участников, которое ведущий использует, когда члены группы испытывают недостаток знаний по конкретному вопросу.

Занятие 1
Цель: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения.
Задачи:
1) отработка навыков понимания других людей и себя;
2) овладение навыками конструктивного общения.


Упражнение «Знакомство»
Цель: создание доброжелательной атмосферы, настрой на активную работу.
Ход упражнения. Дети стоят у своих мест. Ведущий называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово «пожалуйста» (например: «Пожалуйста, поднимите руки вверх» и т.п.).


Упражнение «Самоподдержка»
Цель: осознание трудных ситуаций и стратегий совладания с ними.
Ход упражнения. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.
Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку «Я справился».


Упражнение «Я сильный»
Цель: повышение уверенности в себе, осознание факторов, способствующих преодолению трудностей.
Ход упражнения. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: «Я сильный!». На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: «Я слабый».
Обсуждение. В каком случае им было легче удерживать руку и почему? Поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.


Упражнение «Познание себя»
Цель: осознание первоклассниками своих особенностей, а также трудных ситуаций, связанных со школьной жизнью.
Ход упражнения. Ведущий предлагает подумать и обсудить следующие специфические особенности первоклассника:
- социальная активность, состоящая в восприимчивости норм, ценностей и способов поведения в новой социальной ситуации;
- эмоциональная неустойчивость;
- реализация потребности быть взрослым через подражание внешним признакам поведения старших;
- формирование новой субъективной реальности;
- изменение представлений о мире и о себе;
- составление совместно с детьми списка проблем данного возраста, а также причин их возникновения.


Занятие 2
Цель: обучения навыкам конструктивного общения, взаимодействия.
Задачи:
1) обучение эффективным способам взаимодействия;
2) овладение навыками сотрудничества.


Упражнение «Воробей»
Цель: формирование навыков конструктивного общения.
Ход упражнения. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Упражнение Мостик дружбы
Цель: обучение навыкам взаимодействия, сотрудничества.
Ход упражнения. Педагог просит детей по желанию образовать пары и «построить» мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).
Обсуждение. Легко ли было выполнить данное упражнение? Что нужно для того, чтобы «мостик дружбы» получился?


Упражнение «Человекомашины»
Цель: формирование навыка согласовывать свои действия с другими
Ход упражнения. Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все «части» машины. Ведущий делит детей на группы и предлагает спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).
Обсуждение. Какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? Что необходимо для того, чтобы «машина» работала слажено?


Занятие 3
Цель: формирование доверительного отношения к группе.
Задачи:
1) обучение навыкам совместного взаимодействия;
2) овладение приемами публичного выступления.


Упражнение «Приветствие»
Цель: настрой на работу, формирование позитивного настроения.
Ход упражнения. Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.

Упражнение Вопросы и ответы
Цель: формирование представлений об индивидуальных особенностях человека.
Ход упражнения. Участники получают листки с вопросами и ходят в свободном броуновском движении, встречаясь, кто с кем хочет. При встрече каждый имеет право задать два вопроса и должен на два вопроса ответить, только кратко. Все встали в один общий круг, присмотрелись, к кому хотели бы подойти, какие темы-вопросы хотели бы ему задать.
Обсуждение:
- Кому чаще задавался какой-то один вопрос? Какой?
- А кто чаще сам задавал один «любимый» вопрос? Какой? Почему?
- Кому было нелегко отвечать на некоторые вопросы? Какие?
- Кто встречался с яркими, неожиданными ответами?
- Кто запомнился? Кого бы Вы могли отметить?


Упражнение «Групповой портрет»
Цель: отработка навыков сотрудничества и конструктивного взаимодействия в малых группах.
Ход упражнения. Ведущий разбивает участников на четверки. Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя.
Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести подробное представление всех картин. Перед этим можно дать группам время подумать, как они будут представлять свою работу остальным ученикам и какие пояснения будут давать при этом.
Обсуждение. Насколько понравилось работать вместе с другими ребятами из твоей подгруппы? Насколько ты доволен тем портретом, который ты рисовал сам?

Занятие 4
Цель: создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства других людей.
Задачи:
1) обучение навыкам рефлексии эмоциональных состояний;
2) обучение эффективным способам преодоления напряжения.


Упражнение «Хрустальный шар»
Цель: создание атмосферы комфорта и доверия.
Ход упражнения. Из «волшебной» коробочки ведущий достает хрустальный шар, затем просит детей, передавая его по кругу, рассказать о том, как они себя чувствуют.


Упражнение «Уходи!»
Цель: формирование умений выражать свои чувства и эмоциональные состояния.
Ход упражнения. Ведущий предлагает «отыграть» свое плохое настроение: Дети, покажите свое плохое настроение в игре «Уходи!». Для этого встречайтесь парами и, соединив ладошки и нахмурив брови, сердито скажите друг другу: «Уходи!» Затем идите к другому мальчику или девочке.
Обсуждение. Какая мимика выражает плохое настроение человека? Когда было легче и когда сложнее определить настроение?


Упражнение «Иди ко мне!»
Цель: понимание эмоциональных состояний других людей.
Ход упражнения. Детям предлагается ходить по комнате и время от времени, встречаясь с кем-нибудь, говорить: «Иди ко мне!» При этом они могут улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя друг к другу дети обнимаются.
Обсуждение. Какие эмоции вы испытывали в этом упражнении?

Упражнение Поддержка (Волшебный круг)
Цель: осознание собственных чувств и чувств других участников.
Ход упражнения. Ведущий предлагает детям встать в круг. Это будет волшебный круг, потому что дети, которые стоят в кругу, будут делать все, для того чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные приключения. Кто из вас хотел бы первым встать в середине?
Обсуждение. Что вы чувствовали, когда стояли в центре волшебного круга? Что вы чувствовали, когда другие участники стояли в центре?


Занятие 5
Цель: формирование навыков адаптивного поведения в трудных ситуациях.
Задачи:
1) обучение навыкам снятия психоэмоционального напряжения;
2) формирование стратегий поведения в трудных ситуациях.


Упражнение «Доброе тепло»
Цель: создание комфорта, доверия в группе.
Ход упражнения. Детям предлагается встать в круг и взяться за руки. От ведущего вправо пойдет «тепло», то есть он легонько пожмет своему соседу справа руку, он - следующему, и так по кругу. Затем это упражнение выполняется с закрытыми глазами.


Упражнение «Помоги Серёже»
Цель: отработка стратегий поведения в трудных ситуациях.
Ход упражнения. Участникам предлагается ситуация. На столе лежит книга, Серёжа очень хочет её посмотреть, но его друг успел взять книгу раньше него. Какими средствами Серёжа может добиться своей цели? (Например, поменяться, отобрать силой, завладеть книгой путем обмана, вежливо договориться).
Выбираются несколько пар для проигрывания различного исхода ситуации.
Обсуждение. Какое поведение способствует выходу из трудной ситуации?


Упражнение «Мои проблемы»
Цель: создание у участников ощущения близости и общности с другими в трудностях и в возможностях совладания с ними.
Ход упражнения. Ведущий сообщает: «В жизни все мы испытываем разные трудности, обнаруживая у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время, если припомнить, найдутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться (здесь лучше привести конкретные примеры). Значит, много в наших руках». Участникам предлагается вспомнить такие случаи (по одному), а потом рассказать о них.
Обсуждение. Какие трудности наиболее характерны? У каких участников совпадают трудности? Почему некоторые трудные ситуации характерны сразу для нескольких участников?


Упражнение «Репетиция оркестра»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Ход упражнения. Детям предлагается представить себя дирижерами. Под музыку они могут встать и начать дирижировать воображаемым оркестром. Можно предложить «дирижировать» ладонями, руками, коленями, ногами и всем своим телом, чтобы «показать музыкантам, как те должны играть».
Обсуждение. Что необходимо для того, чтобы слаженно выполнить это упражнение?


Занятие 6
Цель: формирование навыков эффективного взаимодействия. Задачи:
1) формирование коммуникативной компетенции;
2) воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к сверстникам.


Цель: отработка навыков владения мышцами лица, рук, ног и снятия мышечного напряжения.
Ход упражнения. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.


Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: формирование положительного образа «Я».
Ход упражнения. Ведущий предлагает участникам нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лучей написать свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. При этом нужно постараться, чтобы было как можно больше лучей.
Обсуждение. Ведущий просит ответить на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?».


Упражнение «Скульптура»
Цель: формирование доверия, умений согласовывать свои действия.
Ход упражнения. Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:
- ребенка, который ничего не боится;
- ребенка, который всем доволен;
- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут -
сами дети.
Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
Обсуждение. Что вы чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет?

Упражнение Угадай эмоцию друга
Цель: формирование умений понимать и объяснять эмоциональные состояния.
Ход упражнения. Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Обсуждение. Какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). С помощью чего вы определяете это состояние?


Занятие 7

Цель: формирование способности анализировать неадаптивное поведение, его причины и последствия.
Задачи:
1) расширение представлений о характеристиках положительных и отрицательных персонажей;
2) обучение навыкам рефлексии неадаптивных форм поведения в трудных ситуациях.


Упражнение «Конкурс художников»
Цель: разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей.
Ход упражнения. Ведущий заранее готовит два одинаковых черно-белых рисунка агрессивного персонажа. На занятии он предлагает ребенку поиграть в художников, которые сумеют слать этот рисунок добрым, и при этом устроить конкурс - в конце занятия определить, чей персонаж будет выглядеть добрее. Ведущий и ребенок берут по рисунку, затем по очереди, проговаривая свои действия вслух, дорисовывают своему персонажу «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т.п.
Обсуждение. Легко ли вам было дорисовывать детали своему персонажу? Какие черты характеризуют положительного героя?


Упражнение «Почему подрались дети»
Цель: развивать рефлексию неадаптивного поведения.
Ход упражнения. Ребенку предлагают рассмотреть рисунок дерущихся детей, придумать, почему они подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть, что подрались, и почему, как можно было бы поступить по-другому.


Упражнение «Минута молчания»
Цель: развитие рефлексии, снятие напряжения.
Ход упражнения. Задача «испытуемого»: сидя перед всей группой спокойно и доброжелательно в течение одной минуты переводить взгляд с одного участника группы на другого, задерживаясь на каждом настолько, насколько интересно будет рассматривать его глаза и лицо. При этом отслеживать свое душевно-психологическое состояние и в то же время думать о том человеке, на которого сейчас смотришь: какой он? Чем интересно мне его лицо? Что я вижу в нем?
Задача группы: в полной тишине рассматривать лицо человека в центре внимания, почувствовать динамику его психологического состояния: какие чувства и переживания были в начале, чуть позже. Минута в полной тишине. Если «испытуемый» не выдерживает внимания и смеется, ведущий должен раскрыть причину смеха. Как правило это смущение, желание «спрятаться», разрядка психологического напряжения.
Обсуждение. Как люди смотрят друг на друга? Боятся ли взгляда? Почему? А как вы смотрите на других людей? Взгляд - вариант вторжения или доброжелательный интерес? А кто считает, что он себя спокойно и уверенно будет чувствовать в центре внимания всей группы?

Занятие 8
Цель: обучение навыкам конструктивного отреагирования неблагоприятных эмоциональных состояний.
Задачи:
1) обучение навыкам самоконтроля в трудных ситуациях;
2) рефлексия эмоциональных состояний в трудных ситуациях;
3) анализ способов преодоления трудных ситуаций.


Упражнение «Школа пугания»
Цель: отреагирование неблагоприятных эмоций и чувств.
Ход упражнения. Взрослый предлагает детям поступить в необычную школу - школу пугания. На уроках в этой школе дети учатся по-разному пугать друг друга.
Ребенок придумывает различные способы того, как можно испугать человек (взрослый их записывает). Если дети затрудняются словесно выразить предлагаемые варианты, взрослый помогает им. Как правило, дети называют следующие варианты: испугать криком, громким стуком, страшными словами, страшным смехом, страшным лицом или картинкой. После этого взрослый дает ребенку задания испугать его самого тем или иным способом из составленного ранее списка.
За каждое выполненное задание в школе в специальном дневничке ставятся плюсы. При этом взрослый обращает внимание ребенка на то, чтобы он строго следовал заданию, например, испугать только лицом, без слов, или только криком, не меняя выражение лица. Можно предложить ребенку подойти к зеркалу и убедиться в том, что страшный крик или страшные слова не сопровождаются изменениями мимики. Так ребенок учится осознавать и контролировать свои действия.


Упражнение «Рисунок чего-то очень страшного»
Цель: формирование представлений о возможностях преодоления трудных ситуаций.
Ход упражнения. Ребенку предлагается нарисовать что-то такое страшное, что самому можно испугаться. Затем ребенок
вспоминает способы, какими можно испугать человека и показывает эти способы (пугает ведущего) в темной или затемненной комнате.
Обсуждение. Что изображено на рисунке? Как можно справиться с изображенной страшной ситуацией? Какой способ преодоления наиболее эффективный и почему?


Упражнение «Я могу уверенно ответить»
Цель: формирование уверенности в своих силах.
Ход упражнения. Участникам предлагается в течение пяти минут с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания все рисунки перемешиваются и затем рассматриваются участниками. Ведущий обращает внимание на различие в понимании и представлении радости. Делается вывод о том, как по-разному люди понимают одно и то же.
Затем листки вновь перемешиваются, и каждому предлагается вновь найти свой листок.
Обсуждение. Легко или трудно это было сделать и почему? Затем делается вывод о том, что каждый человек неповторим, незаменим, что является основанием для ощущения своей ценности. Вопросы для обсуждения: «Что еще важно для того, чтобы иметь чувство собственного достоинства?».


Занятие 9
Цель: обучение навыкам рефлексии неадаптивных способов поведения.
Задачи:
1) формирование понимания неадаптивных способов поведения;
2) формирование представлений о возможности преобразования неконструктивных поведенческих стратегий в конструктивные.

Упражнение Я могу защитить
Цель: формирование умения использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Ход упражнения. Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком и по очереди по-разному заканчивают фразу «Я могу защитить...». Если ребенок достаточно взрослый, можно использовать фразу «Я могу защитить..., потому что...»


Упражнение «Три подвига Андрея»
Цель: формирование представлений о конструктивном поведении.
Ход упражнения. Ведущий рассказывает о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком, побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей мог, только если совершит три подвига. Далее ребенок вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги.
Обсуждение. Какие особенности характеризуют подвиги? Что необходимо сделать, чтобы стать положительным героем, способным на подвиги?


Упражнение «Стоп! Подумай! Действуй!»
Цель: формирование способов поведения в трудных ситуациях.
Ход упражнения. Участники разбиваются на микрогруппы по 3-4 человека. Каждая группа получает описание ситуации, три карточки и листы бумаги для ответов. Для каждой группы ситуации разные, но во всех присутствует реальная опасность или проблема. После того, как участники ознакомятся с ситуацией, они берут карточку «Стоп!». На ней раскрываются чувства, переживания, желания, которые могут возникнуть в этой ситуации. Задача участников - обсудить ситуацию и те переживания, которые она вызывает и либо согласиться с ними, либо отказаться и записать свои.
Затем берется вторая карточка «Подумай!». На ней записаны три возможные реакции. Члены микрогруппы должны обсудить,
подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании назвать свои.
На последней карточке написано одно слово «Действуй!». На листках бумаги участники должны изложить каждый свое решение проблемы.
Обсуждение. Ведущий выделяет конструктивные решения и обращает внимание участников на значимость трех предложенных этапов «Стой! Подумай! Действуй!» для уверенного поведения в трудных и опасных ситуациях.


Упражнение «Маленькие человечки»
Цель: снижения сверхконтроля на проявление гнева.
Ход упражнения. Ведущий заранее готовит из плотной бумаги маленьких человечков - мужчину и женщину. Ребенку предлагают раскрасить их, придумать им имя, а затем разыграть какую- нибудь историю.
Обсуждение. Какие эмоции ты испытывал, когда придумывал история про человечков? Что ты сейчас чувствуешь?


Занятие 10
Цель: актуализация эмоциональных переживаний в ситуации фрустрации.
Задачи:
1) актуализация отрицательных переживаний в ситуации фрустрации;
2) формирование представлений о преодоления неблагоприятных эмоций и выхода из фрустрирующей ситуации.


Упражнение «Я очень хороший»
Цель: укрепление «Я» ребенка. Ребенку предлагают несколько раз повторить слово вслед за ведущим: сначала шепотом, затем громко и очень громко. Таким образом ведущий и ребенок шепчут, проговаривают и прокрикивают слово «Я», затем «очень» и наконец «хороший».
Цель: актуализация эмоциональных состояний в трудной ситуации.
Ход упражнения. Ребенок и взрослый быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать ту или иную трудную ситуацию (повторяться нельзя). Кто не может быстро придумать ситуацию, выбывает из игры. Определяется победитель конкурса (ребенок).
Обсуждение. Легко ли было придумывать трудные ситуации? Это реальные трудные или выдуманные?


Упражнение «Закончи предложение»
Цель: предоставление ребенку возможности для актуализации неблагоприятных эмоциональных состояний.
Ход упражнения. Ребенку предлагается закончить предложения: «Дети обычно боятся...», «Взрослые обычно боятся...», «Мамы обычно боятся...», «Учителя обычно боятся...».
Обсуждение. Какие эмоции испытывает человек в трудной ситуации? Одинаковы ли эмоции взрослых и детей? Почему?


Упражнение
«Нестандартные поступки и преодоление страха»
Цель: осознание возможностей в преодолении трудных ситуаций.
Ход упражнения. Ведущий сообщает о существовании так называемого «Тренинга нестандартных поступков», заключающегося в выполнении любых действий привлекающих внимание, вызывающих недоумение, даже изумление окружающих на улице, в школе, в транспорте. Смысл в том, чтобы преодолеть существующий здесь барьер, особенно в начале разрешить окружающим думать о себе, что угодно: «Ну да, есть еще больные люди...». Поймать это состояние независимости от мнения и оценки других людей.
Обсуждение. Участникам предлагается обсудить плюсы и возможные минусы данного упражнения. Дается домашнее задание: нестандартные поступки, не вредящие окружающим.

Занятие 11
Цель: формирование представлений о трудных ситуациях других людей.
Задачи:
1) формирование эмпатии;
2) обучение способам анализа и прогнозирования поведения в трудных ситуациях.


Упражнение «Скажи мишке добрые слова»
Цель: укрепление «Я» ребенка.
Ход упражнения. Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком и вспоминают хорошие качества человека. Затем ведущий приглашает на занятие игрушечного медвежонка. Ребенок придумывает для него хорошие слова: «Ты добрый» и т.п. Затем ведущий и ребенок по очереди берут мишку в руки - превращаются в мишку - и придумывают хорошие слова друг для друга.


Упражнение «Чужие рисунки»
Цель: предоставление ребенку возможности для актуализации трудных ситуаций.
Ход упражнения. Ребенку показывают рисунки других детей с изображениями их трудностей и предлагают придумать, чего же боялись эти дети и как им можно было бы помочь.
Обсуждение. Какие трудности встречаются чаще всего? Как помочь справиться с этими трудностями?


Упражнение «Игрушка»
Цель: формирование благоприятного эмоционального фона.
Ход упражнения. Каждый член группы думает о том, какой игрушкой хотел бы стать. Группа старается отгадать эту «игрушку», идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.


Обсуждение. Легко ли вам было отгадывать игрушку? Какие эмоции вы сейчас испытываете?

Занятие 12
Цель: формирование умений выражения эмоциональных состояний.
Задачи:
1) обучение способам понимания эмоциональных состояний;
2) формирование умений невербального выражения эмоций и чувств.


Упражнение «Жила-была сказка...»
Цель: снятие эмоционального напряжения, преодоление внутренних барьеров.
Ход упражнения. Ведущий: «Ребята, вы любите сказку? Жила-была сказка. Родилась она не в каком-нибудь волшебном царстве, неизвестном государстве, а на нашей земле, в тех самых местах, где жил народ. Он-то и сложил сказку. Гуляла эта сказка, мудрая и поучительная по белу свету, дарила людям радость, хорошее настроение. И прожила она долго-долго, ни капельки не состарилась и дожила до наших дней.
Сказки, как и волшебники, никогда не стареют, всегда молодыми остаются. Кто же сочинял их? ... Конечно, народ. Давайте и мы с вами поиграем в сказку и сами сочиним ее. Закройте глаза и представьте себе... что...
В одном сказочном, очень красивом теремке жили-были домовята. Все они были разные - громкие и тихие, веселые и грустные, живые и спокойные. Жили домовята всегда дружно и беззаботно, радостно и счастливо. Они играли, шутили, смеялись, рисовали, распевали веселые песенки.
Обсуждение. Как вы думаете, кто же были эти домовята, на кого они были похожи? Кто у нас в нашем классе любит веселиться? Играть, шутить, рисовать, петь и смеяться? Оказывается веселые домовята - это мы с вами, а сказочный теремок - это наш уютный класс. Оглянитесь вокруг, полюбуйтесь своим волшебным теремком, нравится он вам?

Упражнение Настроения
Цель: развитие навыков рефлексии эмоциональных состояний.
Ход упражнения. Ведущий сообщает: Я буду называть настроение, а вы показывать его на лице. Договорились? Радость, грусть, обида, веселье. Молодцы, ребята, вы хорошо знаете разные настроения!
Ребята, я хочу вас познакомить с моим другом. Это зайчик, его зовут Кеша. Он поможет нам рассказать, что с ним происходит, когда у него меняется настроение. Да, Кеша? Кеша говорит, что когда он спокоен, его настроение похоже на чистый и прозрачный, журчащий ручеек. Когда Кеша играет с друзьями, веселится, придумывает разные развлечения, его настроение похоже на яркий праздник. Но бывает, что Кешино настроение похоже на грязную воду в луже после дождя. Тогда Кеше ничего не хочется делать, хочется плакать, а на душе становится темно, как ночью.
Обсуждение. Легко ли было угадывать демонстрируемое настроение? Какие эмоции вам больше нравятся? Почему?


Упражнение «Вавилонская башня»
Цель: развитие навыков невербального общения.
Ход упражнения. Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» - листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» - это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Обсуждение. Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

Занятие 13
Цель: формирование умений взаимодействовать в группе для достижения цели.
Задачи:
1) повышение доверия к участникам группы;
2) обучение навыкам конструктивного общения.


Упражнение «Поиск сходства»
Цель: развитие внимания к другим людям и их состояниям.
Ход упражнения. Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.


Упражнение «Дом»
Цель: осознание стиля своего поведения.
Ход упражнения. Участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме - дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Обсуждение. Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!


Упражнение «Говорящие руки»
Цель: сплочение участников группы.
Ход упражнения. Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды,
которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
- поздороваться с помощью рук;
- побороться руками;
- помириться руками;
- выразить поддержку с помощью рук;
- пожалеть руками;
- выразить радость;
- пожелать удачи;
- попрощаться руками.
Обсуждение. Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?


Занятие 14
Цель: формирование умений взаимодействовать в группе для достижения цели.
Задачи:
1) отработка способов достижения цели;
2) преодоление застенчивости.


Упражнение «Построение круга»
Цель: развитие навыков координации совместных действий.
Ход упражнения. Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.
Обсуждение. Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.


Упражнение «Секрет»
Цель: формировать навыков общения; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Ход упражнения. Всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,... . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».
Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть.).
Обсуждение. Какие способы наиболее эффективные для того, чтобы убедить товарища показать вещь?


Упражнение «Мои хорошие качества»
Цель: повышение самооценки.
Ход упражнения. Каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе.
Обсуждение. Какие свои качества ты ценишь выше всех остальных? Почему?


Упражнение «Программа защиты от стресса»
Ход упражнения. Ведущий знакомит участников с программой защиты от стресса, составленной Н. Самоукиной, состоящей из четырех шагов:
1. Понаблюдайте за собой (изменения состояния и настроения, что происходит, когда вы теряете самообладание).
2. Найдите способы остановки самого себя (пауза в общении, уход.).
3. Переведите свою энергию в иную форму деятельности:
- переберите вещи, полейте цветы, заварите чай...;
- поговорите с симпатичными вам людьми на нейтральные темы;
- посмотрите в окно на небо, деревья, людей (о чем они думают);
- на 2-3 минуты опустите руки под холодную воду.
4. Серьезно подумайте о том, какие моменты в жизни помогают вам снять напряжение, что вас больше всего радует, чем занимаетесь с увлечением? Постарайтесь каждый день уделять немного времени этим занятиям.


Занятие 15
Цель: обучение рефлексии эмоциональных состояний.
Задачи:
1) рефлексия собственных эмоциональных состояний;
2) развитие способности осознания эмоций других.


Упражнение «Волна»
Цель: формирование умения управления своим поведением.
Ход упражнения. Детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным. Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках - маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).


Упражнение «Мимическая гимнастика»
Цель: осознание своего эмоционального состояния.
Ход упражнения. Детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.
Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе, ...).
Обсуждение. Что нужно для того, чтобы понять эмоцию? Какие наиболее характерные эмоции вы знаете? Какие эмоции чаще всего испытываете вы?


Упражнение «Собери эмоцию»
Цель: развитие умения осознавать эмоции.
Ход упражнения. Потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!).


Занятие 16

Цель: отработка навыков рефлексии трудных ситуаций. Задачи:
1) обучение способам выражения эмоциональных состояний;
2) формирование способов анализа трудной ситуации.


Упражнение «Слушаем тишину»
Цель: снятие мышечного напряжения.
Ход упражнения. По сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.


Упражнение «Правая и левая рука»
Цель: осмысление себя в контексте собственной жизни.
Ход упражнения. Выберите разные цвета для правой и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками; открыв глаза, сформируйте образы и опишите их.
Обсуждение. Объясните выбранные вами цвета.


Упражнение «Воспоминания детства»
Цель: рефлексия трудных ситуаций.
Ход упражнения. Изобрази то, что тебе запрещали или не давали делать в детстве. Обозначь переживания, которые у тебя возникли, каким-либо цветом. Изобрази одно из самых ранних воспоминаний, связанных с расставанием или разлукой.
Обсуждение. Имеют ли какое-то значение для тебя изображенные ситуации в данный момент?


Занятие 17
Цель: отработка адаптивных способов преодоления трудных ситуациях.
Задачи:
1) обучение адаптивным способам совладания с трудностями;
2) формирование позитивного отношения к трудным ситуациям.


Упражнение «Рисунок: Мои школьные трудности»
Цель: формирование представлений об эффективных способов совладания с трудными ситуациями.
Ход упражнения. Ведущий предлагает детям нарисовать рисунок на тему «Мои школьные трудности», где необходимо изобразить одну или несколько трудных ситуаций, с которыми первоклассники сталкиваются в школьной жизни.
Обсуждение. Какие эмоции ты испытываешь, когда попадаешь в такие ситуации? Каким образом ты справляешься с ними? Кто может поделиться своим опытом выхода из подобной ситуации?


Упражнение «Я в трудной ситуации»
Цель: отработка способов преодоления трудных ситуаций.
Ход упражнения. Ведущий предлагает детям смоделировать наиболее характерные трудные ситуации и обыграть их, распределив роли. В ходе упражнения участники совместно пытаются найти выход из трудной ситуации наиболее оптимальным способом.
Обсуждение. Легко ли было играть свою роль? Почему выбранный способ поведения самый эффективный?


Упражнение «Заряд бодрости»
Цель: преодоление чувства усталости.
Ход упражнения. Дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.


Занятие 18
Цель: развитие рефлексии, временной перспективы и способности к целеполаганию.


Упражнение «Формулирование целей»
Цель: формирование представлений о своем будущем.
Ход упражнения. Участникам предлагается не ставя никаких ограничений нарисовать свою будущую жизнь - так, как они хотели бы, чтобы она сложилась. При этом предлагается следовать следующим правилам:
- формулировать свои мечты в позитивных терминах;
- быть предельно конкретными; стараться составить ясное представление о результате;
- формулировать такие цели, достижение которых зависит от них;
- спроецировав в будущее последствия сегодняшних целей, подумать, не нанесут ли они ущерба другим людям.
Обсуждение. Хотите ли Вы все то, о чем писали, иметь уже завтра или ваши цели относятся к отдаленному будущему? Важно иметь ясное представление о первом и последнем шагах?


Упражнение
«Личные стратегии успеха
в трудных жизненных ситуациях»
Цель: разработка собственной стратегии достижения успеха.
Ход упражнения. Участникам предлагается представить кого-то, кто уже достиг того, к чему мы стремимся. Этими людьми могут быть те, кого участники хорошо знают, а могут быть просто известные личности. необходимо записать имена трех - пяти человек и в нескольких словах описать их личностные качества и поведение, которые привели к успеху.
После этого закрыть глаза и представить, что каждый из этих людей собирается дать Вам совет. Записывается основная идея того, что они скажут. Необходимо писать первое, что придет в голову. Далее нужно вспомнить случай из своей жизни, когда переживался абсолютный успех. Закрыв глаза и представив себе это предельно ярко, обратить внимание на то, где помещается эта картинка, а также на ее размер, точность и качество, на движения, звуки, переживания, которые ее создают.
Обсуждение. Участникам предлагается подумать о целях, которые они записали, и создать внутреннюю картину будущего при достижении этого результата. Мысленно поместив эту картинку в то же место, что и предыдущую, необходимо постараться сделать ее того же размера, яркости, раскрашенности, отмечая при этом возникающие чувства.


Упражнение «Внутренний план дня»
Цель: снятие напряжения, формирование позитивных представлений о будущем.
Ход упражнения. Необходимо мысленно нарисовать свой идеальный день. Это может быть как мысленный рисунок, так и реальный, на котором могут быть отражены: кто с Вами, чем Вы заняты, когда и как проснулись, что и как происходит вплоть до самого вечера, что Вы будете чувствовать, ложась в постель.
Обсуждение. Участники описывают свое идеальное окружение. При этом необходимо акцентировать значение места, не ставя никаких ограничений.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.