Опросник «Диагностика ведущего типа реагирования»
Психодиагностика психолога в школе - Психодиагностика познавательных особенностей детей

Авторы: М.М. Кашапов, Т.Г. Киселева.
Инструкция. Методика содержит 42 утверждения, каждое из которых является ответной реакцией на предложенную ситуацию. Вам предлагается оценить по четырехбалльной шкале то, насколько характерным для вас является каждый из предлагаемых способов поведения (табл. 12П и 13П):

Утверждения

0 — «я так никогда не поступаю, это для меня не характерно»;
1 — «я редко так поступаю»;
2 — «я часто действую подобным образом»;
3 — «это наиболее характерный для меня способ поведения».
1. При обсуждении какого-либо вопроса с партнером я:
а) стараюсь склонить его на свою сторону, даже если не уверен в правильности своего решения;
б) предоставляю полное право принимать решение партнеру;
в) стараюсь понять, что предлагает партнер.
2. Если в процессе решения какого-либо вопроса партнер переходит на грубость, я:
а) отвечаю ему тем же;
б) замолкаю, испытывая при этом чувство обиды;
в) стараюсь этого не замечать.
3. Если я вижу, что партнер не прав, но продолжает отстаивать свою позицию, я:
а) теряюсь, бываю не в состоянии ему возразить;
б) называю его упрямым, глупым, невеждой и т.п.;
в) пытаюсь объяснить ему, в чем он ошибается,
4. Главным в решении проблемы я считаю:
а) сильный характер, умение отстоять свое мнение;
б) принятие компромиссных решений;
в) возможность найти более компетентного в данной области человека.
5. Если партнер при обсуждении важной проблемы затрудняется предложить свое решение, я:
а) предлагаю отложить обсуждение до следующего раза;
б) выложу на обсуждение свою точку зрения;
в) меня это раздражает.
6. Принимая участие в обсуждении общего вопроса и заметив, что кто-то из занятых в деле пассивен, я:
а) выясняю причину такого поведения партнера;
б) упрекаю его, видя в нем причину неудач;
в) считаю, что положение исправится само собой.
7. Если меня незаслуженно обвиняют в том, что я не совершал, я:
а) уверен, что рано или поздно все само собой прояснится;
б) возмущаюсь, повышаю голос на обидчика, обвиняю его в плохой осведомленности;
в) даю свои объяснения, предлагаю во всем спокойно разобраться.
8. В процессе решения проблемы к вам с другом присоединился третий. Внезапно между вами разгорелась ссора. Вы:
а) пытаетесь разобраться в причине конфликта;
б) сразу же встаете на позицию друга и любыми средствами пытаетесь отстоять ее;
в) ждете, пока они разберутся сами.
9. Если впоследствии оказывается, что принятое вами совместное с другом решение неверно, вы:
а) уверены, что вашей ошибки здесь нет;
б) пытаетесь найти допущенную в обсуждении ошибку и пути ее исправления;
в) стараетесь не возвращаться к этому вопросу.
10. Вы договорились с другом встретиться, чтобы вместе обсудить важную проблему. В силу непредвиденных обстоятельств он вынужден уйти. Вы:
а) находите себе другие дела, откладывая решение проблемы;
б) возмущаетесь, требуете, чтобы он остался, ругаетесь;
в) пробуете самостоятельно найти решение.
11. Если вы излагаете свою точку зрения, а вас не слушают, вы:
а) замолкаете и больше об этом не говорите;
б) спрашиваете мнение партнера по данному вопросу;
в) вас это выводит из себя, и вы повышаете голос на партнера.
12. Если в ситуации принятия решения партнер категорически настаивает на своем предложении, вы:
а) ни за что ему не уступаете;
б) делаете уступку, считая, что в данном случае это наиболее приемлемый вариант;
в) полагаетесь на его решение.
13. В решении какого-либо вопроса с партнером вы:
а) допускаете возможность проявления некоторой жесткости в поведении в целях утверждения своей точки зрения;
б) не рассчитываете на возможность подчинения партнера, склонения его на свою сторону;
в) считаете, что подавление партнера не может привести к принятию верного решения.
14. Обсуждая проблему с другом, вы:
а) предлагаете свое решение, допуская при этом поправки с его стороны;
б) уверены в том, что ваше мнение правильно;
в) вам легче обдумывать готовое решение, чем предложить свое.

Таблица 12П
Ключ к опроснику «Диагностика ведущего типа реагирования»

№ вопроса

Тип реагирования

Агрессия

Уход

Решение

1

а

б

в

2

а

б

в

3

б

а

в

4

а

б

в

5

а

в

б

6

б

в

а

7

б

а

в

8

б

в

а

9

а

в

б

10

б

а

в

11

в

а

б

12

а

в

б

13

а

б

в

14

б

в

а

Таблица 13П
Определение норм выраженности типов реагирования

Норма выраженности

Агрессия

Уход

Разрешение

Низкий

0-3

0-7

0-14

Ниже среднего

4-8

8-12

15-19

Средний

9-19

13-22

20-29

Выше среднего

20-25

23-28

30-34

Высокий

26 и выше

29 и выше

34 и выше

Интерпретация:

— А > У > Р — доминирующий тип реагирования — агрессивный. О человеке можно сказать, что он недоверчив, часто настроен негативно по отношению к окружению, бывает раздражительным. Редко признает свою вину. При решении проблем чаще выбирает непродуктивные (даже агрессивные) способы, при этом не любит брать на себя ответственность;
— А > Р > У — доминирующий тип реагирования — агрессивный, Указывает на недоверчивого человека. Субъект стремится отстоять свое мнение, при этом может открыто проявлять недовольство, озабоченность, гнев, переживание при решении ситуации. Не любит идти на компромиссы, пытается влиять на окружающих, директивно побуждая их к действиям. Такое поведение не всегда приводит к продуктивному разрешению проблем. О нем можно сказать, что он редко признает свою вину, предпочитая перекладывать ее на других людей. Возможно, у человека имеются недостатки самокритики и рефлексии;
— У > А > Р — доминирующий тип реагирования — уход. Это говорит о том, что человек не любит брать на себя ответственность. В проблемных ситуациях полагается на других, нередко решение проблем откладывает «на потом», полагая, что вопрос разрешится сам собой. При столкновении с препятствиями, бывает, уходит в себя, не обращая внимания на свой прошлый опыт и на то, что происходит вокруг; меньше общается, делая вид, как будто ничего не произошло;
— У > Р > А — доминирующий тип реагирования — уход (возможны разные варианты), который отражает неумение субъекта использовать свой опыт, планировать будущее, инициативно относиться к решению ситуаций, отражает формальные (внешние) признаки решения проблемы, не задействуя внутренних детерминант, отражает внутриличностный конфликт в актуальной или латентной форме;
— Р > А > У — доминирующий тип реагирования — решение ситуации. Человек ориентируется на рациональное разрешение возникающих проблем. Он способен взять на себя ответственность. Может как сам, так и с помощью других лиц разрешить проблемную ситуацию. Стремится отстоять свое мнение, при этом учитывает аргументы оппонента. Способен признать свою ошибку в том случае, если на самом деле не прав;
— Р > У > А — доминирующий тип реагирования — решение, предполагающее соглашательский вариант. Такая реакция снижает творческую активность субъекта, сужает его рост и самореализацию, Однако при исключении психологических уходов (при проявлении инициативы) в проблемной ситуации, возможно продуктивное ее решение;
— А = У > Р — доминирующего типа реагирования не наблюдается. В сложных ситуациях человек редко прибегает к помощи окружающих, часто недооценивает преимущество совместных решений и действий, пытаясь действовать в одиночку. При столкновении с препятствиями может бездействовать, предпочитая оставлять разрешение проблемы «на потом». Порой может реагировать агрессивно, перекладывая свою вину на других людей. Возможна замаскированная агрессия;
— У = Р > А — доминирующего типа реагирования не наблюдается. Человек характеризуется доброжелательным отношением к людям, редко проявляет агрессию. Способен идти на уступки, предпочитает компромиссные решения. При принятии сложного решения часто взвешивает все «за» и «против». Возможна неуверенность в выборе решения ситуации. Может брать на себя ответственность, способен отстоять свое мнение;
— Р = А > У — доминирующего типа реагирования не наблюдается. Человек способен взять на себя ответственность. Может как сам, так и с помощью других лиц разрешить проблемную ситуацию. Нередко пытается влиять на окружающих, побуждая их к действиям. Он стремится отстоять свое мнение, при этом может открыто проявлять недовольство, озабоченность, гнев, переживание. Не любит, но способен идти на компромиссы. Возможно, стремится решить проблему любой ценой, вплоть до «хождения по головам».

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.