На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Опросник выявления ситуативного/надситуативного уровня педагогического мышления
Опросник выявления ситуативного/надситуативного уровня педагогического мышления
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива

Авторы: М.М. Кашапов, Т.Г. Киселева.
Инструкция. Вам будут предложены несколько различных проблемных ситуаций. Оцените действия, которые предпринял педагог в конкретной ситуации. Запишите свою оценку в пункте А/. Если бы вы оказались в подобной ситуации, как поступили бы ВЫ? Свой ответ запишите в пункте Б/ (табл. ).

Проблемные ситуации

Ситуация 1. Педагог рассказывает новый материал. Один из аспектов вызывает нездоровый смех у учеников.
Учитель поднимает смеявшихся учеников с просьбой уточнить тот материал, который только что был изложен.
А/
Б/
Ситуация 2, Педагог заходит в класс и слышит гудение, которое растет и становится громче — ученики объявили бойкот и пытаются сорвать урок.
Учитель, примерно зная, кто мог быть зачинщиком, удаляет их из класса. К остальным ученикам обращается со словами: «Если вы не прекратите шум, то последуете за ними».
А/
Б/
Ситуация 3. На уроке при рассмотрении нового материала один из учащихся жалуется, что не понял.
Учитель в сжатом виде повторяет тему, расчленяя ее на фрагменты, и задает вопросы на понимание, обращаясь ко всем учащимся. Данного ученика оставляет после урока для индивидуальной работы.
А/
Б/
Ситуация 4. В середине урока один из учеников неожиданно встал и, хлопнув дверью, вышел из класса.
Учитель, сдержав возмущение, довел урок до конца, на перемене нашел этого учащегося и сильно, но без свидетелей, отчитал за хулиганскую выходку.
А/
Б/
Ситуация 5. Учитель замещает заболевшего коллегу в незнакомом классе. Учащиеся демонстрируют плохое знание предыдущей темы.
Учитель начинает новую тему, а на дом задает материал для повторения предыдущего раздела.
А/ Б/
Ситуация 6. Один из учащихся регулярно опаздывает на первый урок. Объясняя свое поведение, он постоянно говорит, что проспал.
Учитель при очередном опоздании ставит условие: «Я допущу тебя к занятиям только с письменного разрешения директора или завуча».
А/
Б/
Ситуация 7. На уроке учащийся задает вопрос, на который педагог не знает ответа.
Учитель пытается ответить общими фразами, оправдывая свой ответ ограниченностью времени урока и необходимостью изучения новой темы.
А/
Б/
Ситуация 8. Классный руководитель заметил, что существует дискриминация учеников из малообеспеченных семей.
Учитель начинает чаще делать замечания обидчикам, напротив, подчеркивая достоинства обижаемых.
А/
Б/
Ситуация 9. На семинарском занятии учащиеся высказывают противоречащие друг другу мнения, в результате чего класс разбивается на две подгруппы, одна из которых занимает явно ошибочную точку зрения.
Учитель не вмешивается в процесс обсуждения, но в конце занятия, подводя итоги, расставляет все точки над i.
А/
Б/
Ситуация 10. На урок один из учащихся пришел в майке, демонстрируя всем своим поведением, что ему жарко.
Учитель заставляет его одеться, а после отказа ученика выполнить требование педагога удаляет его из класса.
А/ Б/
Обработка. Согласие с предложенными действиями оценивается в 0 баллов, несогласие — в 1 балл. Анализ собственных ответов испытуемого проводится согласно следующему описанию. За каждый ответ, соответствующий надситуативному уровню мышления, начисляется 1 балл.

Примерное описание ответов, соответствующих ситуативному и надситуативному уровню мышления

Ситуативный уровень мышления

Надситуативный уровень мышления

Ситуация 1

Просьба или приказ замолчать. Игнорирование смеха. Использование смеха для привлечения внимания к вопросу

Выяснить причину, при наличии возможности вместе посмеяться. Показать, объяснить значимость данного вопроса в изучаемой теме, в курсе в целом.
Нахождение аналогичных ситуаций в других предметных областях

Ситуация 2

Игнорирование.
Административные действия (обращение к старосте, апелляция к классному руководителю, директору).
Отказ от ведения урока, задание на самостоятельное изучение темы

Указание на возможную ошибку в определении зачинщиков бойкота. Попытка выяснить причину. Заключение контракта с классом, обсуждение значимых для учителя и учеников вопросов взаимоотношений

Ситуация 3

Повторение всего материала: повторение — мать учения. Индивидуальная работа после урока без повтора темы в классе. Игнорирование проблемы, переадресовка к сильным ученикам, которые поняли тему

Выяснение степени усвоения материала классом в целом. Привлечение учеников к повторному объяснению материала. Определение четких границ непонятого содержания

Ситуация 4

Акцентирование на эмоциональной стабильности учителя. Игнорирование действий ученика.
Действия, направленные на защиту себя от подобных выходок

Выяснение причин такого поведения у оставшихся в классе. Выяснение причин данного поведения у самого ученика. Составление плана-контракта взаимодействия с данным учеником на будущее

Ситуация 5

Оправдание своих действий недостатком учебного времени. Незаинтересованность в результатах, позиция временно исполняющего обязанности. Нежелание портить отношения с коллегой

Объяснение старого материала, так как в противном случае нарушается взаимосвязь, логика в изучении предмета
Взаимосвязь классной и домашней работы

 

 

Ситуация 6

Прощение, игнорирование опозданий ученика.
Использование посторонней помощи для борьбы с опозданиями (записи в дневнике, уведомление классного руководителя и т.п.)

Выяснение причин опозданий, встреча с родителями. Предложение собственной помощи для исправления ситуации. Разговор о культуре поведения со всем классом, объяснение негативных последствий опозданий в деловой сфере

Ситуация 7

Сохранение своего авторитета. Откладывание ответа на более поздний срок с целью выиграть время

Откровенное признание своей неосведомленности в данном вопросе. Совместный с учеником поиск ответа на поставленный вопрос

Ситуация 8

Игнорирование ситуации. Запрет на дискриминацию авторитарными методами. Сохранение собственного нейтралитета в подобной ситуации

Беседа на морально-этические темы со всем классом.
Создание ситуаций, в которых бы обижаемые дети на деле смогли доказать свое преимущество. Разговоры с зачинщиками наедине, апелляция к сочувствию, человечности, сопереживанию

Ситуация 9

Необходимость самостоятельного поиска правильного ответа учениками.
Позиция учителя как супервизора.
Учитель должен выполнять функцию контролера и оценщика

Позиция учителя в качестве активного участника позволит управлять ходом дискуссии. Проблемными вопросами учитель должен подвести детей к пониманию ошибок. Возможна передача функции подведения итогов самим ученикам.
Поощрение самостоятельной работы учащихся, формирование навыков ведения дискуссии

 

 

Ситуация 10

Игнорирование ученика. Признание права ходить в чем хочется.
Замечание, наказание во время или после урока. Отказ от ведения урока

Разговор на этико-эстетическую тему.
Создание или обсуждение аналогичной ситуации, требующей изменения поведения ученика. Воздействие косвенными методами через других учеников. Поиск компромиссного решения, учитывающего интересы и данного ученика, и учителя, и всего класса

Нормы

— 0-5 — ярко выраженный ситуативный уровень мышления;
— 5—10 — чаще ситуативный уровень мышления;
— 10—15 — чаще надситуативный уровень мышления;
— 15—20 — ярко выраженный надситуативный уровень мышления.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.