Авторы: М.М. Кашапов, Т.Г. Киселева. Инструкция. Вам будут предложены несколько различных проблемных ситуаций. Оцените действия, которые предпринял педагог в конкретной ситуации. Запишите свою оценку в пункте А/. Если бы вы оказались в подобной ситуации, как поступили бы ВЫ? Свой ответ запишите в пункте Б/ (табл. ).
Проблемные ситуации
Ситуация 1. Педагог рассказывает новый материал. Один из аспектов вызывает нездоровый смех у учеников. Учитель поднимает смеявшихся учеников с просьбой уточнить тот материал, который только что был изложен. А/ Б/ Ситуация 2, Педагог заходит в класс и слышит гудение, которое растет и становится громче — ученики объявили бойкот и пытаются сорвать урок. Учитель, примерно зная, кто мог быть зачинщиком, удаляет их из класса. К остальным ученикам обращается со словами: «Если вы не прекратите шум, то последуете за ними». А/ Б/ Ситуация 3. На уроке при рассмотрении нового материала один из учащихся жалуется, что не понял. Учитель в сжатом виде повторяет тему, расчленяя ее на фрагменты, и задает вопросы на понимание, обращаясь ко всем учащимся. Данного ученика оставляет после урока для индивидуальной работы. А/ Б/ Ситуация 4. В середине урока один из учеников неожиданно встал и, хлопнув дверью, вышел из класса. Учитель, сдержав возмущение, довел урок до конца, на перемене нашел этого учащегося и сильно, но без свидетелей, отчитал за хулиганскую выходку. А/ Б/ Ситуация 5. Учитель замещает заболевшего коллегу в незнакомом классе. Учащиеся демонстрируют плохое знание предыдущей темы. Учитель начинает новую тему, а на дом задает материал для повторения предыдущего раздела. А/ Б/ Ситуация 6. Один из учащихся регулярно опаздывает на первый урок. Объясняя свое поведение, он постоянно говорит, что проспал. Учитель при очередном опоздании ставит условие: «Я допущу тебя к занятиям только с письменного разрешения директора или завуча». А/ Б/ Ситуация 7. На уроке учащийся задает вопрос, на который педагог не знает ответа. Учитель пытается ответить общими фразами, оправдывая свой ответ ограниченностью времени урока и необходимостью изучения новой темы. А/ Б/ Ситуация 8. Классный руководитель заметил, что существует дискриминация учеников из малообеспеченных семей. Учитель начинает чаще делать замечания обидчикам, напротив, подчеркивая достоинства обижаемых. А/ Б/ Ситуация 9. На семинарском занятии учащиеся высказывают противоречащие друг другу мнения, в результате чего класс разбивается на две подгруппы, одна из которых занимает явно ошибочную точку зрения. Учитель не вмешивается в процесс обсуждения, но в конце занятия, подводя итоги, расставляет все точки над i. А/ Б/ Ситуация 10. На урок один из учащихся пришел в майке, демонстрируя всем своим поведением, что ему жарко. Учитель заставляет его одеться, а после отказа ученика выполнить требование педагога удаляет его из класса. А/ Б/ Обработка. Согласие с предложенными действиями оценивается в 0 баллов, несогласие — в 1 балл. Анализ собственных ответов испытуемого проводится согласно следующему описанию. За каждый ответ, соответствующий надситуативному уровню мышления, начисляется 1 балл.
Примерное описание ответов, соответствующих ситуативному и надситуативному уровню мышления
Ситуативный уровень мышления
|
Надситуативный уровень мышления
|
Ситуация 1
|
Просьба или приказ замолчать. Игнорирование смеха. Использование смеха для привлечения внимания к вопросу
|
Выяснить причину, при наличии возможности вместе посмеяться. Показать, объяснить значимость данного вопроса в изучаемой теме, в курсе в целом. Нахождение аналогичных ситуаций в других предметных областях
|
Ситуация 2
|
Игнорирование. Административные действия (обращение к старосте, апелляция к классному руководителю, директору). Отказ от ведения урока, задание на самостоятельное изучение темы
|
Указание на возможную ошибку в определении зачинщиков бойкота. Попытка выяснить причину. Заключение контракта с классом, обсуждение значимых для учителя и учеников вопросов взаимоотношений
|
Ситуация 3
|
Повторение всего материала: повторение — мать учения. Индивидуальная работа после урока без повтора темы в классе. Игнорирование проблемы, переадресовка к сильным ученикам, которые поняли тему
|
Выяснение степени усвоения материала классом в целом. Привлечение учеников к повторному объяснению материала. Определение четких границ непонятого содержания
|
Ситуация 4
|
Акцентирование на эмоциональной стабильности учителя. Игнорирование действий ученика. Действия, направленные на защиту себя от подобных выходок
|
Выяснение причин такого поведения у оставшихся в классе. Выяснение причин данного поведения у самого ученика. Составление плана-контракта взаимодействия с данным учеником на будущее
|
Ситуация 5
|
Оправдание своих действий недостатком учебного времени. Незаинтересованность в результатах, позиция временно исполняющего обязанности. Нежелание портить отношения с коллегой
|
Объяснение старого материала, так как в противном случае нарушается взаимосвязь, логика в изучении предмета Взаимосвязь классной и домашней работы
|
|
|
Ситуация 6
|
Прощение, игнорирование опозданий ученика. Использование посторонней помощи для борьбы с опозданиями (записи в дневнике, уведомление классного руководителя и т.п.)
|
Выяснение причин опозданий, встреча с родителями. Предложение собственной помощи для исправления ситуации. Разговор о культуре поведения со всем классом, объяснение негативных последствий опозданий в деловой сфере
|
Ситуация 7
|
Сохранение своего авторитета. Откладывание ответа на более поздний срок с целью выиграть время
|
Откровенное признание своей неосведомленности в данном вопросе. Совместный с учеником поиск ответа на поставленный вопрос
|
Ситуация 8
|
Игнорирование ситуации. Запрет на дискриминацию авторитарными методами. Сохранение собственного нейтралитета в подобной ситуации
|
Беседа на морально-этические темы со всем классом. Создание ситуаций, в которых бы обижаемые дети на деле смогли доказать свое преимущество. Разговоры с зачинщиками наедине, апелляция к сочувствию, человечности, сопереживанию
|
Ситуация 9
|
Необходимость самостоятельного поиска правильного ответа учениками. Позиция учителя как супервизора. Учитель должен выполнять функцию контролера и оценщика
|
Позиция учителя в качестве активного участника позволит управлять ходом дискуссии. Проблемными вопросами учитель должен подвести детей к пониманию ошибок. Возможна передача функции подведения итогов самим ученикам. Поощрение самостоятельной работы учащихся, формирование навыков ведения дискуссии
|
|
|
Ситуация 10
|
Игнорирование ученика. Признание права ходить в чем хочется. Замечание, наказание во время или после урока. Отказ от ведения урока
|
Разговор на этико-эстетическую тему. Создание или обсуждение аналогичной ситуации, требующей изменения поведения ученика. Воздействие косвенными методами через других учеников. Поиск компромиссного решения, учитывающего интересы и данного ученика, и учителя, и всего класса
|
Нормы
— 0-5 — ярко выраженный ситуативный уровень мышления; — 5—10 — чаще ситуативный уровень мышления; — 10—15 — чаще надситуативный уровень мышления; — 15—20 — ярко выраженный надситуативный уровень мышления. |