Методика на определение уровня прогнозирования в проблемных (конфликтных) ситуациях |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторы: И.В. Серафимович, М.М. Кашапов. (Психология конструктивной конфликтности личности: монография / под ред. проф. А,В. Карпова, проф. М.М. Кашапова, Ярославль: ИПК «Индиго», 2013, С. 269-278. ) ИнструкцияВам будут предложены несколько различных проблемных ситуаций и варианты выхода из них. Вы должны выбрать вариант ответа, который считаете наиболее приемлемым и результативным. В случае если вы не согласны с вариантами «а» или «б», можете предложить свой вариант. Далее вам необходимо обосновать свой выбор варианта. Эту роль будет выполнять ваше предложение (прогноз) о ходе (как будет протекать ситуация, что будет происходить в случае реализации на практике вашего варианта ответа, об исходе этой ситуации (каков будет полученный результат) и каковы будут последствия в будущем (для дальнейшего взаимодействия с классом)) (табл. 1П). Таблица 1П
|
Проблемная ситуация и варианты выхода из нее |
Проблемная ситуация и варианты выхода из нее |
1. Непредвиденные сложности предыдущего дня не позволили вам подготовиться к сегодняшнему уроку, на котором вы предполагали объяснить новую тему: |
2. Вам необходима помощь трех учеников для оформления класса к празднику, но желающих вам помочь нет: |
3. Вы рассказываете на уроке новый материал и один из его аспектов вызывает «нездоровый» смех у учеников: |
4. Вы заходите в класс и слышите тихое гудение, которое растет и становится громче —ученики объявили вам бойкот: |
5. На уроке при рассмотрении нового материала один из учеников жалуется, что не понял: а) вы объясняете ему непонятый материал еще раз (сейчас же или после урока); б) просите кого-нибудь из понявших объяснить товарищу материал. |
6. Посреди урока один из учеников неожиданно для вас встает и, хлопнув дверью> выходит из класса: |
7. Вы замещаете заболевшего коллегу в незнакомом вам классе. Ученики демонстрируют плохое знание предыдущей темы. Ваша же задача рассмотреть с ними новую тему: |
8. Один из учеников регулярно опаздывает на первый урок. Объясняя свое поведение, он постоянно говорит, что проспал: |
Проблемная ситуация и варианты выхода из нее |
Проблемная ситуация и варианты выхода из нее |
9. Учащийся задает на уроке вопрос, на который вы не знаете ответа: |
10. Вы заметили, что в классе существует дискриминация учеников из малообеспеченных семей: а) посвящаете внеклассное занятие разговору о моральных нравственных ценностях (истинных и ложных); б) начинаете делать замечания обидчикам. |
11. При обсуждении нового материала некоторые ученики высказывают свои точки зрения, которые противоречат друг другу: |
12. Вы заметили, что многие ученики не соблюдают правила этикета: не пропускают старших вперед, грубят и т.п.: |
Параметры для обработки результатов (компоненты прогнозирования) по модернизированной методике «Опросник на определение доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций»
Ключ к обработке. Оценивается уровень качества, реализуемый во всех проблемных ситуациях. Итоговый балл по качеству считается путем получения среднего значения из полученных баллов по каждому качеству во всех ситуациях. Сумма итоговых средних дает общий уровень прогнозирования (табл. 2П-7П).
Уровень вербального обобщения причин и следствий; существенность причинно-следственных связей; умение вникать в сущность, вскрывать причины, предвидеть последствия, нахождение адекватных способов разрешения противоречий.
Уровни возможных ответов (категории) |
Баллы |
Группы ответов |
|
0 |
L Надо все учить, а смеяться некогда. Откуда пришел — туда и иди. Если вы не знаете — это ваши проблемы (пусть ваш педагог и разбирается). Я должен новую тему, ее и буду рассказывать...
|
и причин возникновения ситуации (по принципу: сразу в бой). |
|
Уровни возможных ответов (категории) |
Баллы |
Группы ответов |
|
1 |
Сейчас некогда, не могу — потом выясню, узнаю, сделаю... Надо дать возможность самим додуматься. Не знают — расскажу (разбираем старый материал). Проведу беседу. Прошу прекратить смех. Звоню родителям — прошу чтобы будили. Объясняю до тех пор пока не поймет (еще раз). Спрашиваю в чем дело — делаю замечания. Узнаю причины смеха — зачинщики будут наказаны. |
|
2 |
1. В ходе решения разбираем непонятное. Решая, объясняю. Уточню пробелы и постараюсь их заполнить. Скажу, чтобы подошел после урока. Спрашиваю, в чем дело... Давайте разберемся вместе. Дети обсуждают, потом я говорю правильную. Необходимо узнать, смеются дети по содержанию материала или что-то другое — в зависимости от этого строить деятельность. Надо открыть плюсы поведения вежливого человека на своем примере. |
3. Учитывается близкая процессуальная перспектива (определенный результат деятельности), в ответах появляется личностное участие и заинтересованность педагога |
|
|
с учетом конкретных условий ситуации |
3 |
Проведем совместные переговоры — придем к компромиссу. Решаем проблему — находим выход. Выясню, что именно непонятно — если все, значит не учили. Если, кроме этого ученика, еще кто-то не понял, объясню прямо на уроке, если он один — после. Выясняю в чем дело, если я виноват, то извиняюсь, если нет однозначных причин — ищем совместное решение. Ответив этому ученику, обеспечу то, что поймет и тот, кто не понял, но побоялся спросить. Даже если отвечу на уроке, но ученик слабый, то попрошу еще остаться и после урока — может он еще чего-то не понимает |
Логика и широта, т.е. насколько всесторонне, многопланово и полно может анализироваться предмет — логика построения следствий; широта поиска при выдвижении гипотез; широта ассоциативного поля.
Уровни возможных ответов (категории) |
Баллы |
Группы ответов |
Нет ответа, ответ не на вопрос, испытуемый затрудняется ответить, уклонение от вопроса |
0 |
Главное, чтобы все было по-моему. Не обращу внимания, все зависит от класса... Я свою задачу выполнил |
|
1 |
Смеяться не будут, тему понимают; (не) будут меня любить, уважать, считать плохой, хорошей, внимательной, и др. Личностные качества педагога. Бойкот прекращу, заставлю написать реферат, заинтересую, спокойно закончу тему... Заставлю замолчать — урок пройдет хорошо. Неясные причины его поведения станут мне ясны. Добровольцы найдутся. Все хорошо, нормально, все довольны. Ученик не получит информации. В следующий раз ученик будет думать, что делать. Бели поймут, то хорошо. Расскажу, надеюсь, поймет. Урок — не цирк, тема — не анекдот на лавке. Со второго раза объяснения обязательно поймет. Пусть тот, кого я замещаю, сам разбирается. При всем классе говорю, что опоздание — это неуважение ко всем нам. Буду выкручиваться и искать в голове ответ из прошлого опыта. Между педагогом и учеником не должно быть недоговорок... Отвечу на вопрос — полное усвоение материала... Объясняю — понял, осознает — перестанет смеяться, заинтересуются — будут довольны. Делаю замечания — перестает грубить, проведу занятие — будут вежливыми, не пущу на урок — станет пунктуальным. Проведем переговоры — придем к компромиссу. Дети довольны — закрепят материал |
1. Одна причина — одно следствие, или причина — причина — следствие, или указываются внешние, объективные параметры результативности деятельности в недалекой перспективе. Указание на обобщающее понятие, несущественная связь. |
|
Чем серьезней и глубже знания, тем серьезней отношение... Лучше закрепят материал — лучше поймут тему — расширится кругозор... Заинтересуются — лучше ознакомятся... Решив проблему с учениками — улучшу взаимоотношения. Решая непонятное, поймут тему, а в дальнейшем сами смогут сделать. Объясню, будет ученик доволен, усвоит материал. Дополнительные вопросы мне как учителю на уроке буду использовать в качестве домашних заданий для детей. Заставлю — будут недовольны, зато класс украшен. Будут делать по моему указанию, при этом сердиться и ругаться, но в итоге будут довольны. Звоню родителям — будет недоволен — не будет опаздывать. Некоторые дети будут недовольны. Недопонимание может повлечь большую трату времени на объяснение потом. Если объяснить подробнее, то контрольные будут написаны лучше. В этом случае не нарушится и общение с классом, и с отдельным ребенком. Если не существенно — верну его в класс (один вариант действий, а подразумевается несколько). Скажу, что в следующий раз не пущу в класс — может быть не опоздает. Поймет и тот, кто не понял, но побоялся спросить. Выясню причину после урока у самого ученика — это даст достоверную информацию, на основании которой можно оказать адекватную помощь |
1. Каждая причина имеет несколько многоплановых раз- витий, параметры результативности деятельности в недалекой перспективе. Присутствие нескольких вариантов ответа одновременно из пункта Аналитичность — 2 балла. Вспомнив, лучше запомнит, усвоит материал. Выяснив причину, переговорю либо с коллегами, либо с родителями, либо с самим учеником |
|
|
Этапы прогнозирования, целей, планов, вероятностного характера причинно-следственных связей, план действий, вариативность результатов.
Уровни возможных ответов (категории) |
Баллы |
Группы ответов |
Нет ответа, ответ не на вопрос, испытуемый затрудняется ответить, уклонение от вопроса. Нет попыток разрешить ситуацию, прямое указание на саморазрешение проблемы (безличные формы представления результатов) |
0 |
Постепенно проблема решится, все будет понято (разъяснено, усвоено), подробности разъяснят ситуацию, урок пройдет. Урок (время) не сорван (не пропадет даром)... Учитель (ученик) должен, обязан и т.д. ...лучше делать то..., а не это... |
|
1 |
Мне не откажут... Я всегда знаю, к кому обратиться... Я сохраню дисциплину... Моя задача выполнена... Дети сделают выводы, что так не надо делать... Дети (не) довольны, школьники не будут бояться задавать вопросы... Заставлю замолчать, выполнят, урок пройдет хорошо. Сделаю так, что этого больше не повторится... Остановлю рассказ и восстановлю дисциплину. Отвлекусь от темы и накажу обидчиков. |
|
2 |
Лучше усвоят — будут знать..., отвечу на вопрос — будут уважать... Скорее всего, мне удастся помочь ученику... Возможно, мое объяснение не все запомнится... Дети поймут, что хорошо и что плохо — это опыт на будущее. Может быть в следующий раз не проспит, не будут смеяться. Не будет опаздывать. Завоюю уважение учеников, и они будут стремиться помочь в будущем... Пытаясь решить проблему, улучшу отношения с учениками... Поймут — будут довольны — будут все знать |
|
3 |
Смогут доказать — научатся аргументировать — это поможет решать проблемы... Узнаю причины — решу проблему — улучшится взаимопонимание... Выясню причину после урока у самого ученика — это даст достоверную информацию, на основании которой можно оказать адекватную помощь. |
Умение отказаться от старых гипотез, если они неадекватны, вариативность ассоциаций, пластичность представлений.
Уровни возможных ответов (категории) |
Баллы |
Группы ответов |
Непосредственное эмоциональное отреагирование на ситуацию. Возможны действия по ориентирам, когда деятельность подчинена ходу внешних событий. Отсутствие указаний на какие-либо действия, деятельность |
0 |
Вернется ученик — выгоню, так как ушел без спроса. Веду себя с учеником так же, как он со мной, пусть поймет. Вы мне мешаете — или вы уйдете, или уйду я. Не обращу внимания, делаю вид, что ничего не случилось... Не меняю план. Эмоции проявлять не буду |
Воспроизведение готовых формул «социальных штампов», указание как надо себя вести в подобной ситуации, или повторение варианта ответа без своих собственных дополнений. Вариативность отсутствует, или не более одного варианта |
1 |
Извиняюсь и выхожу узнать, что случилось у ученика. Не прореагирую на уроке, но потом обязательно выясню. Постараюсь сказать что-то смешное, чтобы разрядить обстановку в классе. Постараюсь личным примером показать правила этикета и их пользу |
|
|
|
Готовые формулы дополняются на базе собственного опыта, (два-три варианта), развитие в двух направлениях, может быть последовательных |
2 |
Выхожу за учеником прямо на уроке выяснить, что у него случилось, но при этом даю задание всему классу, чтобы не бездельничали |
Собственные новые идеи (неординарные, оригинальные) развиваются в разных направлениях, включаются в существующие стандарты (три и более вариантов) |
3 |
Если реакция в классе на это нормальная, продолжу, если нет — выясню обстановку. Если еще кто-то не понял — объясняю на уроке, если нет таковых — после урока. Глядя на то, как один ученик объясняет другому, можно увидеть результаты своей работы, посмотреть на себя со стороны, это даст толчок к внутреннему росту и развитию |
Таблица 6П
|
||
Уровни возможных ответов (категории) |
Баллы |
Группы ответов |
Нет ответа, ответ не на вопрос, испытуемый затрудняется ответить, уклонение от вопроса |
0 |
Все зависит от класса, уровня развития... |
1. Учитывается одно условие, одна, близкая причинно-след- ственная связь, логика: одно следствие с дальнейшим развитием. |
1 |
Надо все успеть, а смеяться некогда... Легче будет учиться дальше. Когда-нибудь до него дойдет... |
|
|
|
|
Ученик услышит объяснение на доступном уровне... Сохраню дисциплину. Дальнейшее обсуждение может привести к конфликту. |
|
Учитывается несколько близких и единичные далекие прич ин но -следствен ны е связи (рассматриваются только некоторые данные о ситуации), возможен учет будущего, но нет конкретных результатов настоящего, логика: несколько независимых направлений с развитием одного из них, перспектива с элементом вероятности, но не четкая, размытая. Учет результативных признаков |
2 |
Вероятно, это не повторится. Если будет полное усвоение, то возможно повышение успеваемости. Работа будет более эффективной, так как есть заинтересованность. В будущем это школьникам (педагогу) пригодится в учебе, работе. Лучше закрепят, лучше поймут, хорошо усвоят материал — лучше сдадут зачет. Добровольцы качественнее выполнят работу |
Учитывается вся ситуация в целом (большинство возможных данных), каждая из далеких причинно-след- ственных связей имеет многоплановое и последовательное развитие. Может происходить переход учета результативных признаков в процессуальные |
3 |
Постоянная работа над собой позволит сделать навык привычкой. Не поняв предыдущего, трудно освоить новое. Недопонимание может повлечь больше времени на объяснение потом... |
|
|
|
Конечно же, после недели этикета весь класс не будет соблюдать правила, но закрепление личным примером педагога и системностью таких мероприятий позволит сделать это. Детям либо понравится, либо они будут избегать подобных ситуаций в дальнейшем. Опоздания либо прекратятся, либо ухудшится успеваемость: все изучить самостоятельно не под силу |
Таблица 7П
|
Уровни возможных ответов (категории) |
Баллы |
Группы ответов |
Нет ответа, ответ не на вопрос, испытуемый затрудняется ответить, уклонение от вопроса. Бездоказательное получение конечного социально приемлемого результата, без указания действий, необходимых для его получения. Констатация того, что должно быть в итоге |
0 |
Перестанет опаздывать, поймет, что так надо было, дисциплина будет лучше, больше не будут смеяться на уроке, раз от раза реакция будет адекватнее... План (программа) выполнены... Педагог в состоянии это выполнить... Дети должны понять... |
|
|
|
1. Обоснование ограничивается одним известным житейским фактом, типичные фразы, формальные рассуждения. |
1
|
1. Каждый имеет право на собственное мнение. То, чем мы вызываем смех — это естественная и неотъемлемая часть нашей жизни. На все естьсвои причины. Это пойдет на пользу. Если человек не хочет — его не заставишь. Учитель — тоже человек. |
|
|
Без усвоения предыдущего невозможно усвоение нового материала. Лучше объяснить тщательнее, а при поспешном объяснении и результат соответственный. |
|
2 |
1. Запреты не эффективны, а использовать повышенное внимание очень полезно. Подавление на время загасит конфликт, но не решит его. Откровенность и честность не уронят авторитета педагога, а наоборот повысят его. Обычно нездоровый смех — в том случае, когда что-либо не понимают. |
3. Указание на действия необходимые, но не достаточные для достижения цели |
|
2. Если не выяснить причину — недовольство класса может повториться. Выводы, сделанные детьми самостоятельно, на более длительный срок остаются в памяти (действуют лучше, чем назидания учителя). Выяснив причину, легче далее вести урок. Если лучше усвоят, лучше отметки... Повторив еще раз, лучше запомнят... Если повторить прошлое, то легче понять новое... Без знания предыдущей темы не может быть понята новая. Поймут — будут довольны — не будут бояться спросить |
Доказательство правильности своей позиции или решения через установление закономерностей и возможных при- чинно-следственных связей. С интерпретацией, указанием последовательности действий (необходимые и достаточные) для достижения цели |
3 |
В дискуссии развивается творческое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. Выясню причину после урока у самого ученика — это даст достоверную информацию, на основании которой можно оказать адекватную помощь. У всех детей разные способности и чтобы одному понять — достаточно одного объяснения, другому — два-три, и т.д. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |