На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Методика на определение уровня прогнозирования в проблемных (конфликтных) ситуациях
Методика на определение уровня прогнозирования в проблемных (конфликтных) ситуациях
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива

Авторы: И.В. Серафимович, М.М. Кашапов. (Психология конструктивной конфликтности личности: монография / под ред. проф. А,В. Карпова, проф. М.М. Кашапова, Ярославль: ИПК «Индиго», 2013, С. 269-278. )
Опросник на определение доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций
Авторы: М.М. Кашапов, Е.В.Дьяченко.
Авторская модернизация варианта представляет собой методику определения уровня прогнозирования в проблемных (конфликтных) ситуациях.

Инструкция

Вам будут предложены несколько различных проблемных ситуаций и варианты выхода из них. Вы должны выбрать вариант ответа, который считаете наиболее приемлемым и результативным. В случае если вы не согласны с вариантами «а» или «б», можете предложить свой вариант. Далее вам необходимо обосновать свой выбор варианта. Эту роль будет выполнять ваше предложение (прогноз) о ходе (как будет протекать ситуация, что будет происходить в случае реализации на практике вашего варианта ответа, об исходе этой ситуации (каков будет полученный результат) и каковы будут последствия в будущем (для дальнейшего взаимодействия с классом)) (табл. 1П).

Таблица 1П
Определение уровня прогнозирования в проблемных (конфликтных) ситуациях


Проблемная ситуация и варианты выхода из нее

Проблемная ситуация и варианты выхода из нее

1. Непредвиденные сложности предыдущего дня не позволили вам подготовиться к сегодняшнему уроку, на котором вы предполагали объяснить новую тему:
а) вы отложите рассмотрение новой темы и займетесь повторением предыдущего урока;
б) рассказываете новый материал, не имея плана на уроке. Обоснование. Ход, протекание ситуации (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

2. Вам необходима помощь трех учеников для оформления класса к празднику, но желающих вам помочь нет:
а)  видя такое положение дел, вы назначаете себе помощников сами.
б) освещаете привлекательные стороны этой работы и по-прежнему надеетесь на помощь добровольцев.
Обоснование. Ход (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

3. Вы рассказываете на уроке новый материал и один из его аспектов вызывает «нездоровый» смех у учеников:
а)  подробнее освещаете этот аспект, пользуясь повышенным вниманием аудитории;
б) не одобряете такое поведение класса, просите прекратить смех и продолжаете рассказ. Обоснование. Ход (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

4. Вы заходите в класс и слышите тихое гудение, которое растет и становится громче —ученики объявили вам бойкот:
а) существующие временные ограничения вынуждают вас принять жесткие меры: удаление из класса зачинщиков и т.п.;
б) выясняете причины недовольства класса.
Обоснование. Ход (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

5. На уроке при рассмотрении нового материала один из учеников жалуется, что не понял: а) вы объясняете ему непонятый материал еще раз (сейчас же или после урока); б) просите кого-нибудь из понявших объяснить товарищу материал.
Обоснование. Ход (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

6. Посреди урока один из учеников неожиданно для вас встает и, хлопнув дверью> выходит из класса:
а)   вы интересуетесь у его соседей, знает ли кто-нибудь причину такого поведения;
б) вы выходите вслед за ним и настаиваете на том, чтобы он вернулся в класс.
Обоснование. Ход (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

7. Вы замещаете заболевшего коллегу в незнакомом вам классе. Ученики демонстрируют плохое знание предыдущей темы. Ваша же задача рассмотреть с ними новую тему:
а)   вы занимаетесь рассмотрением новой темы;
б) начинаете решать задачи на тему, которую ребята плохо знают.
Обоснование. Ход (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

8. Один из учеников регулярно опаздывает на первый урок. Объясняя свое поведение, он постоянно говорит, что проспал:
а)  предлагаете свою посильную помощь в борьбе с этим недостатком;
б) перестаете пускать его в класс, если он опоздал.
Обоснование. Ход (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

Проблемная ситуация и варианты выхода из нее

Проблемная ситуация и варианты выхода из нее

9. Учащийся задает на уроке вопрос, на который вы не знаете ответа:
а) признаетесь, что не знаете ответа, и предлагаете ответить в следующий раз;
б)  пытаетесь ответить, зная, что материал по это теме ограничен и ученик вряд ли найдет записи, разоблачающие вас, Обоснование. Ход (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

10. Вы заметили, что в классе существует дискриминация учеников из малообеспеченных семей: а) посвящаете внеклассное занятие разговору о моральных нравственных ценностях (истинных и ложных); б) начинаете делать замечания обидчикам.
Обоснование. Ход (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

11. При обсуждении нового материала некоторые ученики высказывают свои точки зрения, которые противоречат друг другу:
а) вы выделяете правильную и объясняете почему это так;
б) предлагаете ученикам аргументировать свои точки зрения и самим выбрать правильную.
Обоснование. Ход (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

12. Вы заметили, что многие ученики не соблюдают правила этикета: не пропускают старших вперед, грубят и т.п.:
а) вы делаете замечания нарушителям, указываете на их ошибки;
б)  посвящаете внеклассное занятие рассмотрению правил хорошего тона, предлагаете провести конкурс.
Обоснование. Ход (процесс). Следствие (результат). Последствие (влияние на будущее)

Параметры для обработки результатов (компоненты прогнозирования) по модернизированной методике «Опросник на определение доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций»
Ключ к обработке. Оценивается уровень качества, реализуемый во всех проблемных ситуациях. Итоговый балл по качеству считается путем получения среднего значения из полученных баллов по каждому качеству во всех ситуациях. Сумма итоговых средних дает общий уровень прогнозирования (табл. 2П-7П).

Таблица 2П Классификатор контент-анализа по качеству прогнозирования — глубина

Уровень вербального обобщения причин и следствий; существенность причинно-следственных связей; умение вникать в сущность, вскрывать причины, предвидеть последствия, нахождение адекватных способов разрешения противоречий.


Уровни возможных ответов (категории)

Баллы

Группы ответов

  • Непосредственное эмоциональное отреагирование на ситуацию без выяснения причин и возможных следствий.
  • Отсутствие указаний на какие-либо действия, деятельность в сложившейся ситуации (получение сразу желаемого результата). Нсучет существующих условий в целом.
  • Возможны действия по ориентирам, когда деятельность подчинена ходу внешних событий. Неотре- агирование на ситуацию (без дальнейших действий)

0

L Надо все учить, а смеяться некогда. Откуда пришел — туда и иди. Если вы не знаете — это ваши проблемы (пусть ваш педагог и разбирается). Я должен новую тему, ее и буду рассказывать...

  • Я ничего не делаю. Ничего не изменится. Все будет спонтанно. Ученик должен понять. Дети это должны знать. Я — учитель, я должен. Хороший учитель сможет. Я настолько хорошо знаю свой предмет, что у меня такого не случится.
  • Остановлю рассказ и восстановлю дисциплину. Отвлекусь от темы и накажу обидчиков. Зачинщики должны быть наказаны
  • Возможно абстрактное указание на некую возможную деятельность (Надо, следует...). Указание на деятельность со ссылкой потом, после..,, без определения конкретных сроков выполнения и операций.
  • Могут выделяться несущественные, поверхностные связи.
  • Деятельность по шаблонам без выяснения условий деятельности

и причин возникновения ситуации (по принципу: сразу в бой).

  • Надо уточнить пробелы и их устранить. Учитель со стажем сможет сделать это... Прежде, чем принимать решение — надо разобраться, надо каким-то способом решить. Не хочу откладывать, потом времени не будет. Так урок вести будет легче. Если ставить прогулы, опоздания, скорее всего прекратятся.
  • Все равно в классе нужна разрядка... Лишний раз повторить не повредит. Для учеников это полезно. Без причины бы ученик не вышел.

Уровни возможных ответов (категории)

Баллы

Группы ответов

  • Противоречивость действий, непоследовательность (выяснение причин без дальнейшего учета их в деятельности).
  • Неотреагирование на ситуацию.
  • Отсутствие указаний на конкретные действия, деятельность в сложившейся ситуации (однозначное получение положительного результата)

1

Сейчас некогда, не могу — потом выясню, узнаю, сделаю... Надо дать возможность самим додуматься. Не знают — расскажу (разбираем старый материал). Проведу беседу. Прошу прекратить смех. Звоню родителям — прошу чтобы будили. Объясняю до тех пор пока не поймет (еще раз). Спрашиваю в чем дело — делаю замечания. Узнаю причины смеха — зачинщики будут наказаны.
3. Не буду акцентировать внимание: сделаю вид, что не заметила, а потом разберусь. Дети научатся отстаивать, доказывать. Качественнее выполнят деятельность. Будет развиваться мышление, логика, умение рассуждать, а не зазубриваться материал

  • Конкретные действия (в основном педагога), без выяснения причин или выяснение причин и без последующего указания действий в условиях реальной педагогической ситуации. Выяснение условий деятельности без причин возникновения ситуации, деятельность по шаблонам.
  • Могут выделяться несущественные причинно- следственные связи, может присутствовать существенная.

2

1. В ходе решения разбираем непонятное. Решая, объясняю. Уточню пробелы и постараюсь их заполнить. Скажу, чтобы подошел после урока. Спрашиваю, в чем дело... Давайте разберемся вместе. Дети обсуждают, потом я говорю правильную. Необходимо узнать, смеются дети по содержанию материала или что-то другое — в зависимости от этого строить деятельность. Надо открыть плюсы поведения вежливого человека на своем примере.

3. Учитывается близкая процессуальная перспектива (определенный результат деятельности), в ответах появляется личностное участие и заинтересованность педагога

  • Меня могут повторно не слушать, а рассказ ребят заинтересует. Узнаем причины — решим проблемы. Нет смысла объяснять новую тему, если старая не понята. Объясню после урока, так как наедине лучше поймет. Если буду искать ответы на вопросы школьников, то углублю свои знания. Для самих учащихся интересно думать и рассуждать. Разговор с родителями может повлиять.
  • Произойдет отставание, которое легче наверстать при изученной теме. Подавление только на время загасит конфликт, но не решит его. Повторение — мать учения

 

  • Существенные связи, обобщенная форма с конкретными примерами взаимосвязи.
  • Выяснение причин сложившейся ситуации и указание конкретных действий (и педагога, и учащихся)

с учетом конкретных условий ситуации

3

Проведем совместные переговоры — придем к компромиссу. Решаем проблему — находим выход. Выясню, что именно непонятно — если все, значит не учили. Если, кроме этого ученика, еще кто-то не понял, объясню прямо на уроке, если он один — после. Выясняю в чем дело, если я виноват, то извиняюсь, если нет однозначных причин — ищем совместное решение. Ответив этому ученику, обеспечу то, что поймет и тот, кто не понял, но побоялся спросить. Даже если отвечу на уроке, но ученик слабый, то попрошу еще остаться и после урока — может он еще чего-то не понимает

Таблица 3П Классификатор контент-анализа по качеству прогнозирования —
аналитичность

Логика и широта, т.е. насколько всесторонне, многопланово и полно может анализироваться предмет — логика построения следствий; широта поиска при выдвижении гипотез; широта ассоциативного поля.


Уровни возможных ответов (категории)

Баллы

Группы ответов

Нет ответа, ответ не на вопрос, испытуемый затрудняется ответить, уклонение от вопроса

0

Главное, чтобы все было по-моему. Не обращу внимания, все зависит от класса... Я свою задачу выполнил

  • Констатирующие факты, выделяются несущественные связи, не прослеживается логическая цепочка ответа на вопрос (оторванные связи или общие законченные фразы).
  • Широта (может быть методом противопоставления
  • Алогичность, может быть социально-положительная и часто нелогичная)

1

Смеяться не будут, тему понимают; (не) будут меня любить, уважать, считать плохой, хорошей, внимательной, и др. Личностные качества педагога. Бойкот прекращу, заставлю написать реферат, заинтересую, спокойно закончу тему... Заставлю замолчать — урок пройдет хорошо. Неясные причины его поведения станут мне ясны. Добровольцы найдутся. Все хорошо, нормально, все довольны. Ученик не получит информации. В следующий раз ученик будет думать, что делать. Бели поймут, то хорошо. Расскажу, надеюсь, поймет. Урок — не цирк, тема — не анекдот на лавке. Со второго раза объяснения обязательно поймет. Пусть тот, кого я замещаю, сам разбирается. При всем классе говорю, что опоздание — это неуважение ко всем нам. Буду выкручиваться и искать в голове ответ из прошлого опыта. Между педагогом и учеником не должно быть недоговорок... Отвечу на вопрос — полное усвоение материала... Объясняю — понял, осознает — перестанет смеяться, заинтересуются — будут довольны. Делаю замечания — перестает грубить, проведу занятие — будут вежливыми, не пущу на урок — станет пунктуальным. Проведем переговоры — придем к компромиссу. Дети довольны — закрепят материал

1. Одна причина — одно следствие, или причина — причина — следствие, или указываются внешние, объективные параметры результативности деятельности в недалекой перспективе. Указание на обобщающее понятие, несущественная связь.
2. Представлена только логичность (вполне возможная и правильная) или только широта, аналитичность без личностного участия. В логике могут быть шаблоны «Повторение — мать учения»
3. Широта устанавливается за счет прямой или обратной математической зависимости

 

Чем серьезней и глубже знания, тем серьезней отношение... Лучше закрепят материал — лучше поймут тему — расширится кругозор... Заинтересуются — лучше ознакомятся... Решив проблему с учениками — улучшу взаимоотношения. Решая непонятное, поймут тему, а в дальнейшем сами смогут сделать. Объясню, будет ученик доволен, усвоит материал. Дополнительные вопросы мне как учителю на уроке буду использовать в качестве домашних заданий для детей. Заставлю — будут недовольны, зато класс украшен. Будут делать по моему указанию, при этом сердиться и ругаться, но в итоге будут довольны. Звоню родителям — будет недоволен — не будет опаздывать. Некоторые дети будут недовольны. Недопонимание может повлечь большую трату времени на объяснение потом. Если объяснить подробнее, то контрольные будут написаны лучше. В этом случае не нарушится и общение с классом, и с отдельным ребенком. Если не существенно — верну его в класс (один вариант действий, а подразумевается несколько). Скажу, что в следующий раз не пущу в класс — может быть не опоздает. Поймет и тот, кто не понял, но побоялся спросить. Выясню причину после урока у самого ученика — это даст достоверную информацию, на основании которой можно оказать адекватную помощь

1. Каждая причина имеет несколько многоплановых раз- витий, параметры результативности деятельности в недалекой перспективе. Присутствие нескольких вариантов ответа одновременно из пункта Аналитичность — 2 балла. Вспомнив, лучше запомнит, усвоит материал. Выяснив причину, переговорю либо с коллегами, либо с родителями, либо с самим учеником
2. Присутствует и логичность(доказательная, оригинальная), и широта.
3. Конкретная реализация обобщенного принципа решения (по вероятностной схеме).
4. Неоднозначность причин но-следственных связей, многоплановость, нахождение причинно-следственных цепочек, которые не лежат на поверхности

 

 

Таблица 4П Классификатор контент-анализа по качеству прогнозирования — осознанность

Этапы прогнозирования, целей, планов, вероятностного характера причинно-следственных связей, план действий, вариативность результатов.


Уровни возможных ответов (категории)

Баллы

Группы ответов

Нет ответа, ответ не на вопрос, испытуемый затрудняется ответить, уклонение от вопроса. Нет попыток разрешить ситуацию, прямое указание на саморазрешение проблемы (безличные формы представления результатов)

0

Постепенно проблема решится, все будет понято (разъяснено, усвоено), подробности разъяснят ситуацию, урок пройдет. Урок (время) не сорван (не пропадет даром)... Учитель (ученик) должен, обязан и т.д. ...лучше делать то..., а не это...

  • Однозначный утвердительный ответ о конечном результате (в чрезмерно обобщенной, несущественной форме аморфные, расплывчатые или традиционные ответы) без прослеживания логических этапов его получения (или неучет существующих условий ситуации).
  • Указание безвероятностных личностно-про- цессуальных характеристик.
  • Цель не осознается, нет плана развития, перспективы, направления, не осознается вероятностный характер будущего (неопределенность действий, будущего результата)

1

Мне не откажут... Я всегда знаю, к кому обратиться... Я сохраню дисциплину... Моя задача выполнена... Дети сделают выводы, что так не надо делать... Дети (не) довольны, школьники не будут бояться задавать вопросы... Заставлю замолчать, выполнят, урок пройдет хорошо. Сделаю так, что этого больше не повторится... Остановлю рассказ и восстановлю дисциплину. Отвлекусь от темы и накажу обидчиков.
Что-нибудь будут знать... Придется что-нибудь им пообещать... Будут использовать в будущем... Попытаюсь успеть и то, и другое объяснить... Кто-нибудь да будет помогать, знать, использовать... Не стоит подводить коллегу — надо объяснить новую тему, что он просил

  • Вводится один конкретный результат будущего (параметр) с элементами простейшего логического обоснования.
  • Постулируется единичный, с элементами вероятности результат будущего без обоснования.
  • Присутствует смутный, размытый вид перспективы развития.
  • Цель не осознается полностью, но план может составляться (негибкий, однозначный, безвероятностный)

2

Лучше усвоят — будут знать..., отвечу на вопрос — будут уважать... Скорее всего, мне удастся помочь ученику... Возможно, мое объяснение не все запомнится... Дети поймут, что хорошо и что плохо — это опыт на будущее. Может быть в следующий раз не проспит, не будут смеяться. Не будет опаздывать. Завоюю уважение учеников, и они будут стремиться помочь в будущем... Пытаясь решить проблему, улучшу отношения с учениками... Поймут — будут довольны — будут все знать

  • Вводится много параметров, которые развиваются в будущем, вводятся условия, при которых их предположения могут иметь место в будущем.
  • Цель осознается, в соответствии с ней проектируется вероятностный план развития. Могут указываться условия, при которых цель может осуществляться, может быть несколько целей, задач. Этапы, которые способствуют достижению цели

3

Смогут доказать — научатся аргументировать — это поможет решать проблемы... Узнаю причины — решу проблему — улучшится взаимопонимание... Выясню причину после урока у самого ученика — это даст достоверную информацию, на основании которой можно оказать адекватную помощь.
Если дополнительный вопрос заинтересует всех — то подготовим на следующий урок, если некоторых — посоветую дополнительную литературу, параллельно буду искать сама ответ, и вместе с детьми найдем комплексное решение

Таблица 5П Классификатор контент-анализа по качеству прогнозирования — гибкость

Умение отказаться от старых гипотез, если они неадекватны, вариативность ассоциаций, пластичность представлений.


Уровни возможных ответов (категории)

Баллы

Группы ответов

Непосредственное эмоциональное отреагирование на ситуацию. Возможны действия по ориентирам, когда деятельность подчинена ходу внешних событий. Отсутствие указаний на какие-либо действия, деятельность

0

Вернется ученик — выгоню, так как ушел без спроса. Веду себя с учеником так же, как он со мной, пусть поймет. Вы мне мешаете — или вы уйдете, или уйду я. Не обращу внимания, делаю вид, что ничего не случилось... Не меняю план. Эмоции проявлять не буду

Воспроизведение готовых формул «социальных штампов», указание как надо себя вести в подобной ситуации, или повторение варианта ответа без своих собственных дополнений. Вариативность отсутствует, или не более одного варианта

1

Извиняюсь и выхожу узнать, что случилось у ученика. Не прореагирую на уроке, но потом обязательно выясню. Постараюсь сказать что-то смешное, чтобы разрядить обстановку в классе. Постараюсь личным примером показать правила этикета и их пользу

 

 

 

Готовые формулы дополняются на базе собственного опыта, (два-три варианта), развитие в двух направлениях, может быть последовательных

2

Выхожу за учеником прямо на уроке выяснить, что у него случилось, но при этом даю задание всему классу, чтобы не бездельничали

Собственные новые идеи (неординарные, оригинальные) развиваются в разных направлениях, включаются в существующие стандарты (три и более вариантов)

3

Если реакция в классе на это нормальная, продолжу, если нет — выясню обстановку. Если еще кто-то не понял — объясняю на уроке, если нет таковых — после урока. Глядя на то, как один ученик объясняет другому, можно увидеть результаты своей работы, посмотреть на себя со стороны, это даст толчок к внутреннему росту и развитию

Таблица 6П
Классификатор контент-анализа по качеству прогнозирования — перспективность

Умение ориентироваться на разную временную перспективу — перспективность причинно-следственных связей; перспективность следствий; учет требований условий при выдвижении гипотез.

Уровни возможных ответов (категории)

Баллы

Группы ответов

Нет ответа, ответ не на вопрос, испытуемый затрудняется ответить, уклонение от вопроса

0

Все зависит от класса, уровня развития...

1. Учитывается одно условие, одна, близкая причинно-след- ственная связь, логика: одно следствие с дальнейшим развитием.

1

Надо все успеть, а смеяться некогда... Легче будет учиться дальше. Когда-нибудь до него дойдет...

 

 

 

  • Ситуативная обобщенность, нет четкой временной перспективы (хотя вроде как подразумевается), отдаленность времени и однозначность результатов, следствий.
  • Ограниченность очень близким временным интервалом (уроком, классным часом), учет процессуальных признаков.
  • Указание стандартной временной перспективы без учета реальных условий, однозначность и конкретность некоторых следствий

Ученик услышит объяснение на доступном уровне... Сохраню дисциплину. Дальнейшее обсуждение может привести к конфликту.
Дети не будут бояться спрашивать (будут уважать, знать, понимать)... План, программа будут выполнены, тема усвоена, пробелов в знании не должно быть ни у кого... Такого больше не будет, перестанет опаздывать. Не допускать такого в дальнейшем. Материал понят, усвоен, взаимопонимание в дальнейшем (хорошие отметки и т.д.), наладятся отношения, ученики будут уважать...

Учитывается несколько близких и единичные далекие прич ин но -следствен ны е связи (рассматриваются только некоторые данные о ситуации), возможен учет будущего, но нет конкретных результатов настоящего, логика: несколько независимых направлений с развитием одного из них, перспектива с элементом вероятности, но не четкая, размытая. Учет результативных признаков

2

Вероятно, это не повторится. Если будет полное усвоение, то возможно повышение успеваемости. Работа будет более эффективной, так как есть заинтересованность. В будущем это школьникам (педагогу) пригодится в учебе, работе. Лучше закрепят, лучше поймут, хорошо усвоят материал — лучше сдадут зачет. Добровольцы качественнее выполнят работу

Учитывается вся ситуация в целом (большинство возможных данных), каждая из далеких причинно-след- ственных связей имеет многоплановое и последовательное развитие. Может происходить переход учета результативных признаков в процессуальные

3

Постоянная работа над собой позволит сделать навык привычкой. Не поняв предыдущего, трудно освоить новое. Недопонимание может повлечь больше времени на объяснение потом...

 

 

 

Конечно же, после недели этикета весь класс не будет соблюдать правила, но закрепление личным примером педагога и системностью таких мероприятий позволит сделать это. Детям либо понравится, либо они будут избегать подобных ситуаций в дальнейшем. Опоздания либо прекратятся, либо ухудшится успеваемость: все изучить самостоятельно не под силу

Таблица 7П
Классификатор контент-анализа по качеству прогнозирования — доказательность

  • Обоснованность правильности выдвигаемых гипотез; обоснованность выделенных следствий; обоснованность своих действий, поведения в целом.
  • Полнота операций планирования (формулировка цели, выделение всех необходимых и достаточных условий, действий, установление последовательности действий для достижения цели.
  • Полнота причинно-следственных связей (все возможные).

Уровни возможных ответов (категории)

Баллы

Группы ответов

Нет ответа, ответ не на вопрос, испытуемый затрудняется ответить, уклонение от вопроса. Бездоказательное получение конечного социально приемлемого результата, без указания действий, необходимых для его получения. Констатация того, что должно быть в итоге

0

Перестанет опаздывать, поймет, что так надо было, дисциплина будет лучше, больше не будут смеяться на уроке, раз от раза реакция будет адекватнее... План (программа) выполнены... Педагог в состоянии это выполнить... Дети должны понять...

 

 

 

1. Обоснование ограничивается одним известным житейским фактом, типичные фразы, формальные рассуждения.
2. Обоснование ограничивается одним известным психолого - педагогическим фактом.
3. Одна причинно-следственная связь без интерпретации (по принципу «лучше это, чем то...», без обоснования почему). С элементами алогичности, максимализма. Элементарное планирование и предвидение возможных конечных результатов, которые носят элемент статичности и негибкости.
4. Доказательство правильности своей позиции через эмоциональное отреагиро- вание, личностно преломленное воспроизведение научных фактов. Четкое, но не гибкое выполнение заданной деятельности.
5. Указание на внешние, несущественные цели педагогической деятельности. Присутствует обобщение без действий, которое считается достаточным для достижения цели

1

 

1. Каждый имеет право на собственное мнение. То, чем мы вызываем смех — это естественная и неотъемлемая часть нашей жизни. На все естьсвои причины. Это пойдет на пользу. Если человек не хочет — его не заставишь. Учитель — тоже человек.
2. Незнание ответа на вопрос не уменьшает авторитет педагога. Дискуссия — хороший метод обучения (в ней лучше усваивается материал). Замечание должно повлиять. Эмоции помогают лучше запоминать. Дети развиваются в общении. Совместная деятельность полезна всем. В подростковом возрасте надо учиться себя контролировать. Силой не заставишь — надо помочь в этом недуге другим способом. Принуждая, ничего не добьешься. Это нехорошо, и я думаю, ученик поймет. Без причины он бы не вышел.
3. Делая без интереса (без плана) — ничего хорошего не выйдет (все равно)... Надо выяснить причину недовольства, откладывая, проблему не решишь. Станет стыдно ученику — не будет опаздывать, узнают этикет — будут соблюдать, делаю замечания — перестанет грубить... Некачественно подготовленный урок — непонимание учеников. Если дети видят, что учитель не знает, к нему нет уважения. Надо быть честным, чтобы не потерять уважение.

 

 

Без усвоения предыдущего невозможно усвоение нового материала. Лучше объяснить тщательнее, а при поспешном объяснении и результат соответственный.
4. Для меня проще объяснить самой, и гарантировано, что ученик будет успевать. Меня просили объяснить новую — вот и объясняю ее. Это неприлично, нехорошо... Иначе не получится. Не выяснив проблемы нельзя начать урок. В данном случае работа с классом важнее, чем проблемы одного ученика. Если сделать так — такого больше не будет... Не поняв предыдущую, все равно не поймут новую. Я делаю так, потому, то, что демонстрируют дети — это отсутствие дисциплины. Такого нельзя допускать. Надо все успеть, а смеяться некогда... У меня на это нет времени. В этом случае все будет бессмысленно. Не хочу, чтобы было деление в классе на умных и глупых

  • 1. Обоснование одним или рядом фактов, ссылки на известные аналогии,случаи.
  • 2. Указание одной или нескольких причинно- следственных связей с элементами интерпретации (по принципу «лучше это, чем то, так как.,.».

2

1. Запреты не эффективны, а использовать повышенное внимание очень полезно. Подавление на время загасит конфликт, но не решит его. Откровенность и честность не уронят авторитета педагога, а наоборот повысят его. Обычно нездоровый смех — в том случае, когда что-либо не понимают.

3. Указание на действия необходимые, но не достаточные для достижения цели

 

2. Если не выяснить причину — недовольство класса может повториться. Выводы, сделанные детьми самостоятельно, на более длительный срок остаются в памяти (действуют лучше, чем назидания учителя). Выяснив причину, легче далее вести урок. Если лучше усвоят, лучше отметки... Повторив еще раз, лучше запомнят... Если повторить прошлое, то легче понять новое... Без знания предыдущей темы не может быть понята новая. Поймут — будут довольны — не будут бояться спросить

Доказательство правильности своей позиции или решения через установление закономерностей и возможных при- чинно-следственных связей. С интерпретацией, указанием последовательности действий (необходимые и достаточные) для достижения цели

3

В дискуссии развивается творческое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. Выясню причину после урока у самого ученика — это даст достоверную информацию, на основании которой можно оказать адекватную помощь. У всех детей разные способности и чтобы одному понять — достаточно одного объяснения, другому — два-три, и т.д.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.