Формулировки, которые могут быть использованы при фиксации результатов наблюдения за ребёнком в процессе обследования |
Психодиагностика психолога в школе - Протоколы диагностики, обследований. Рекомендации |
Контакт (речевой, жестовый, мимический): ♦ в контакт не вступает; Эмоциональное состояние: ♦ активен - пассивен; ♦ деятелен - инертен; ♦ повышенная раздражительность; ♦ безразличие к окружающему; ♦ наличие отказных реакций; ♦ стеснительность и насторожённость; ♦ не адекватные по силе эмоциональные реакции, не соответствующие актуальным интересам ребёнка (не адекватная по силе и знаку); ♦ сниженный фон настроения, подавленность, угрюмость; ♦ повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность; ♦ однообразность и бедность эмоций; ♦ поведение характеризуется импульсивностью поступков; ♦ характерна внушаемость. Параметры настроения: ♦ бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающему, с интересом и активно играет, дружелюбен; реакции эмоционально окрашены, часто адекватно улыбается, смеется, охотно контактирует); ♦ спокойное (положительно относится к окружающему, спокоен, активен); ♦ раздражительное (возбужден, неадекватно относится к окружающему; может быть бездеятелен, или деятельность неустойчива; вступает в конфликты; наблюдаются аффективные вспышки - возбуждение, озлобление, крик); ♦ подавленное (вялый, бездеятельный, пассивный, неконтактный, замкнутый, грустный). Особенности поведения: ♦ обследование возможно лишь при условии активного внешнего организующего стимулирования; ♦ двигательная расторможенность; ♦ пассивно-подчиняемое. Самооценка и уровень притязаний: ♦ критичность самооценки; ♦ требовательность к себе; ♦ адекватная (заниженная, завышенная) самооценка; ♦ неустойчивая, ситуативная, зависит от высказываний окружения; ♦ слабая взаимосвязь между уровнем притязаний и самооценкой. Реакция на одобрение и замечание: ♦ адекватная (радуется одобрению, ждет его; сердится в ответ на замечание, старается исправить ошибки); ♦ неадекватная (не реагирует, равнодушен); ♦ ориентирован на похвалу. Внимание: ♦ плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания); ♦ внимание поверхностное; ♦ плохое переключение; ♦ быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; ♦ внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключение удовлетворительные; ♦ устойчивое (неустойчивое); ♦ быстро отвлекаемое; ♦ слабо устойчиво, привлекается с трудом; ♦ преобладает непроизвольное внимание; ♦ объём внимания сохранен (сужен); ♦ испытывает затруднения в распределении (переключении) внимания. Понимание инструкции: ♦ внимательно вслушивается в инструкцию и в случае непонимания просит её повторить; ♦ не сосредотачивается на инструкции, не дослушав до конца, начинает выполнять задание; ♦ выполняет доступные возрасту задания по устной инструкции; ♦ понимает инструкцию, сопровождающуюся наглядным показом; ♦ (не) удерживает инструкцию. Реакция на результаты работы и возможность исправления ошибок: ♦ способен дать оценку проделанной работе; ♦ неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий); ♦ отсутствует оценка неудачи; безразличен к неудачам; ♦ тяжело переживает неудачу; стремится преодолеть затруднения; ♦ негативная эмоциональная реакция на неудачу, ♦ радуется успехам, огорчается при неудаче; ♦ безразличен к оценке деятельности взрослым. Характер деятельности: ♦ отсутствие мотивации к деятельности; ♦ работает формально; ♦ деятельность устойчивая, работает с интересом (неустойчивая); ♦ способен к контролю за собственной деятельностью по наглядному образцу (словесной инструкции, алгоритму); ♦ трудности самостоятельного планирования собственной деятельности; ♦ приступает к работе без необходимой предшествующей ориентировки к ней, не руководствуется конечной целью задачи; ♦ часто уходит от правильно начатого действия; соскальзывает на действия, производимые ранее; ♦ не соотносит полученные результаты с задачей, которая была поставлена; ♦ не критичен к своей работе; ♦ быстро истощается в деятельности; ♦ самоконтроль в деятельности сохранен (снижен, отсутствует). Мотивация деятельности: ♦ охотно - неохотно; ♦ инициативно - под давлением; ♦ активно - пассивно; ♦ увлечённо - безучастно, ♦ учебная мотивация ориентирована на внешние проявления школьной жизни (преобладает игровая мотивация). Работоспособность: ♦ крайне низка, снижена, достаточная; ♦ низкая из-за неумения сосредоточиться или из-за быстрой истощаемости? ♦ при каких условиях увеличивается? ♦ утомляемость, истощаемость, рассеянность, усидчивость, увеличение количества ошибок при однообразной работе. Общая моторика. ♦ общая моторика не нарушена; ♦ объём движений полный (неполный); ♦ точность выполнения полная (неполная); ♦ повышенная двигательная активность; ♦ моторная напряжённость (скованность); ♦ двигательная расторможенность. Мелкая моторика. ♦ мелкая моторика развита; ♦ имеется леворукость; ♦ движения выполняет неточно; ♦ не выполняет движений; ♦ скованность движений; ♦ напряжённость движений. Мимическая моторика. ♦ мышцы лица малоподвижны; ♦ средняя подвижность мышц, может смеяться, хмуриться; ♦ мимика адекватна ситуации, мимически выражает свое эмоциональное состояние; ♦ мимика подвижна, выразительна. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |