Методика «Психологическая грамотность»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика психологической культуры

МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (Колмогорова Л.С. Элементы психологической грамотности. Барнаул, 1997)
Цель: определить уровень психологической грамотности учащихся.
Методика используется для контроля в процессе преподавания человекознания в 9м классе.
Часть 1
Инструкция: «Из предложенных вариантов ответов выбери правильный».

1. Человек — единственное существо, способное
а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях;
б) пользоваться членораздельной речью;
в) пользоваться орудиями труда и изготовлять их;
г) все ответы верны.
2. Симпатия— это...
а) неприязнь;
б) расположение;
в) сочувствие;
г) увлечение.
3. Аморальный — это...
а) устойчивый;
б) трудный;
в) неприятный;
г) безнравственный.
4. Человека, легко поддающегося чужому мнению, производимому на него эмоциональному впечатлению, называют
а) слабым;
б) мягкосердечным;
в) глупым;
г) внушаемым.
5. Человек легче запоминает
а) действие, которое завершено;
б) незавершенное действие;
в) неинтересное действие;
г) все ответы не верны.
6. Беззлобная, веселая шутка называется
а) высмеиванием;
б) юмором;
в) сатирой;
г) все ответы верны.
7. Чтобы эффективно разрешить конфликты, необходимо
а) четко указать на недостатки другого;
б) во что бы то ни стало отстаивать свою правоту;
в) не тратить время на выслушивание другого, брать инициативу в свои руки;
г) все ответы не верны.
8. Некритичное восприятие какойлибо информации, принятие какихлибо положений без доказательств называется
а) надеждой;
б) верой;
в) убеждением;
г) все ответы не верны.
9. Уважение к человеку, человеческому достоинству, человеколюбие называется
а) справедливостью;
б) благодеянием;
в) гуманностью;
г) все ответы верны.
10. Чтобы правильно выбрать профессию, нужно учесть свои
а) способности;
б) интересы;
в) состояние здоровья;
г) все ответы верны.

Ключ:
1 г, 2 – б, 3 – г, 4 – г, 5 – б, 6 – б, 7 – г, 8 – б, 9 в, 10 – г.

Часть 2
Инструкция: «Отметь верные утверждения».
1. Сочувствие возникает при условии, если человек может мысленно поставить себя на место другого.
2. Человек может полностью контролировать свое поведение в любом эмоциональном состоянии.
3. Холериков отличает самая быстрая скорость реакции на какиелибо воздействия.
4. Характер человека практически невозможно изменить при жизни.
5. Меньшинство никогда не сможет изменить мнение большинства в группе.
6. Потребность в чемлибо побуждает и направляет деятельность человека.
7. Навыки самонаблюдения могут помочь человеку в его жизни.
8. Поведение человека в группе определяется его положением или статусом (лидер, принятый, отвергаемый, изолированный).
9. Самый лучший выход из конфликтной ситуации — отстаивать до конца свою точку зрения.
10. Успехи учащихся в школе зависят, в основном, от отношения к ним учителей.
Правильные суждения: 1, 3, 6, 7, 8.

Часть 3
Инструкция: «Как ты понимаешь значение следующих фразеологических оборотов, метафор? О каком человеке, каких его чертах, состояниях, отношениях говорят следующие обороты: козел отпущения. Сизифов труд, птичье молоко, слона не приметить, человек в футляре, золотая середина, виноград зелен, запретный плод, звездный час, на седьмом небе».

Правильные ответы
1. Козел отпущения — библейское выражение, возникшее из описания существовавших у древних евреев обряда возложения грехов всего народа на живого козла, после чего козел изгонялся в пустыню. Выражение употребляется в значении: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.
2. Сизифов труд — выражение употребляется в значении: тяжелая бесконечная и бесплодная работа. Возникло в греческой мифологии, согласно которой царь Сизиф за оскорбление богов был осужден Зевсом на вечную муку: вкатывать на гору огромный камень, который, едва достигнув вершины, опять скатывался вниз.
3. Птичье молоко — употребляется в значении: нечто неслыханное, невозможное, предел желаний.
4. Слона не приметить — выражение возникло из басни И.А. Крылова «Любопытный». Посетитель разглядел в кустарнике мелких насекомых, а слона не заметил. Выражение употребляется в значении: не заметить главного, важного.
5. Человек в футляре — так называют человека, боящегося всяких новшеств, перемен, крутых мер, очень робкого, подобного учителю Беликову из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».
6. Золотая середина — так говорят о какомнибудь решении, образе действий, чуждом крайностей, риска.
7. Зелен виноград — выражение, означающее мнимое презрение к тому, что недоступно, чего нет возможности достигнуть (из басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»).
8. Запретный плод — выражение употребляется в значении: чтонибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное. Возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве.
9. Звездный час — выражение писателя С. Цвейга из предисловия к его сборнику исторических повестей «Звездные часы человечества». Выражение употребляется в значении: переломный, решающий момент, когда человеку поручено или он исполняет чтото, что предопределяет дальнейшие события, это важное событие, момент в истории человечества или жизни отдельного человека.
10. На седьмом небе — означает высшую степень радости, счастья, блаженства. Выражение восходит к греческому философу Аристотелю, который объясняет устройство небесного свода как состоящего из семи сфер.


Источник: Колмогорова Л.С.
Диагностика психологической культуры школьников:
Практ. пособие для шк. психологов. — Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога).

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.