Страница 2 из 5
3.1. Детский вариант (возраст 5-15 лет) Общие положения - Тестирование начинается лишь после того, как экспериментатор убедится, что у испытуемого сформирована положительная мотивация на работу. - У испытуемого не должно возникать впечатления, что его экзаменуют. Начало тестирования должно быть похоже на игру. - Обследуемый должен сидеть прямо перед столом, ~~ Правильное выполнение заданий надо поощрять («Правильно», «Молодец» и т. п.), а неудачные попытки обязательно «амортизировать» («Это не имеет значения», «Займемся чем-нибудь другим» и т. п.). - Для выполнения заданий А, В, С и №№ 1 -4 испытуемому дают 4 кубика, а для заданий №№ 5-7 — 9 кубиков. - Перед каждым заданием все кубики перемешиваются таким образом, чтобы из 4-х кубиков только один, а из 9-ти только два лежали красной или красно-белой гранью вверх. - Лимит времени для сложения каждой фигуры указан в бланке фиксации результатов. Отсчет времени начинается после произнесения последнего слова инструкции. - Результаты работы с тестом заносятся в заранее подготовленный бланк фиксации результатов. Инструкция для детей младше 8 лет, а также детей старше 8 лет, подозреваемых в умственном снижении
Перед началом обследования покажите и объясните испытуемому раскраску кубиков: «Перед тобой кубики. Они все одинаковые. Некоторые стороны у них — красные, некоторые — белые, некоторые — наполовину белые и наполовину красные».
Фигура А 1. При испытуемом без предъявления карточки сложите из кубиков фигуру А и оставьте ее в качестве модели. 2. Предложите испытуемому сложить из 4-х других кубиков, расположенных между ним и моделью, точно такую же фигуру («Теперь сделай точно так же») и начните отсчет времени. 3. В случае неудачи еще раз продемонстрируйте правильное выполнение задания на кубиках испытуемого («Понаблюдай за мной. Затем перемешайте кубики и снова предложите ему собрать фигуру по модели. 4. Зафиксируйте время выполнения задания. Независимо от результата переходите к фигуре В. Оценки: за выполнение задания с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл. Фигура В 1. За ширмой сложите фигуру В. Покажите ее испытуемому в готовом виде и оставьте в качестве модели. 2. Предложите испытуемому сложить из 4-х других кубиков, расположенных между ним и моделью, точно такую же фигуру («сделай точно так же») и начните отсчет времени. 3. В случае неудачи еще раз продемонстрируйте правильное выполнение задания на кубиках испытуемого («Понаблюдай за мной еще раз»). Затем перемешайте кубики и снова предложите собрать фигуру по модели. 4. Если задание В выполнено, зафиксируйте время работы и переходите к фигуре С. Если задание не выполено дважды, прекратите тестирование., при выполнение задания с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл. Фигура С 1. Положите перед обследуемым карточку С и скажите; «Сейчас я сложу из кубиков точно такую фигуру, как на этой картинке. Смотри...» Сложите из 4-х кубиков фигуру С. 2. Перемешайте кубики и предложите испытуемому собрать фигуру С по картинке самостоятельно. Начните отсчет времени, 3. В случае неудачи еще раз продемонстрируйте правильное сложение фигуры, затем перемешайте кубики и снова предложите испытуемому собрать фигуру по картинке самостоятельно. 4. Если задание С выполнено, зафиксируйте время работы и переходите к заданию №1. Если задание не выполнено дважды, прекратите тестирование. Оценки: за выполнение задания с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл. Фигуры №№ 1-7 1. Положите перед испытуемым карточку №1 и предложите ему сложить фигуру по картинке из 4-х кубиков. Начните отсчет времени. 2. После выполнения задания или по истечении лимита времени переходите к следующей фигуре. 3. Для выполнения заданий №№ 5-7 добавьте испытуемому 5 кубиков, так как эти фигуры складываются из 9-ти кубиков: «Теперь сделай, как показано на картинке, используя все девять кубиков». 4. Тестирование прекращается после двух неудач подряд (начиная с задания №1). Задания №№ 1 -7 оцениваются в соответствии с табл. 1. Приложения 1. Максимальная оценка за выполнение теста — 55 баллов.
Инструкция для детей 8 лет и старше, не подозреваемых: в умственном снижении 1. Начинайте тестирование с фигуры С (см. выше). 2. При выполнении задания С с первой или со второй попытки дайте аванс за задания А и В (4 балла) и переходите к заданию №1. Далее действуйте так, как написано выше. 3. Если задание С не выполнено со второй попытки, вернитесь к заданиям А и В и прекратите работу с тестом.
|