1. Теоретические основы теста «Кубики Коса»
Первоначальный вариант теста был разработан профессором психологии университета штата Орегон С. К. Косом (S. С. Kohs) в 1927 году под названием «The Block Design Tests» (Тесты узоров из кубиков) [1]. Тест включал 16 одинаковых по размеру кубиков, грани которых были окрашены в красный, белый, желтый, синий, красно-белый и желто-синий цвета, и 17 карточек с узорами, упорядоченных по возрастанию сложности. Испытуемый должен был складывать кубики таким образом, чтобы рисунок на верхней поверхности кубиков в точности соответствовал узору на карточке. Кос считал, что его тест может заменить широко распространенные в то время вербальные тесты, в частности, шкалу Бине-Тэрмэна, с которыми он сильно коррелировал.
В 30~х годах тест под названием «Кубики Коса» привлек к себе внимание советских психотехников, перед которыми стояла задача разработать такие интеллектуальные тесты, которые бы «давали возможность установить потенциальные возможности субъекта более или менее независимо от достигнутой им степени интеллектуального развития» [4]. Вербальные тесты требуют от испытуемого определенных знаний и культурного развития, получаемых в процессе образования. Они требуют также определенной степени развития высших психических функций (способности к абстрагированию, понятийного мышления и т. п.), которые развиваются преимущественно в результате школьного обучения. Поэтому вербальные тесты измеряют не столько интеллектуальную одаренность, сколько степень интеллектуального развития человека. Невербальный тест «Кубики Коса» был лишен описанных недостатков и «мог помочь советскому психотехнику и педологу в установлении не только степени интеллектуального развития, но и высоты интеллектуальной одаренности» [4]. Таким образом, «Кубики Коса» получили распространение в советской психотехнике как инструмент для оценки интеллектуальной одаренности — «потенциальных интеллектуальных возможностей, способностей к быстрому и высокому интеллектуальному развитию в условиях благоприятной для этого социальной среды» [4], В свою очередь, интеллектуальное развитие понималось как производное от интеллектуальной одаренности и социальной среды, Описанные диагностические возможности «Кубиков Коса» обусловлены тем, что они требуют от испытуемого осуществления базовых операций анализа и синтеза, лежащих в основе любой интеллектуальной деятельности, «Одно из наиболее адекватных определений интеллекта могло бы быть выражено, как способность индивидуума анализировать и синтезировать. Не может существовать ни одного интеллектуального приспособления, которое не было бы обусловлено этими основными активностями, Анализ и синтез являются механикой интеллектуального поведения, приспособление же к меняющейся ситуации — лишь одним из многих его результатов. Для выполнения заданий «Кубиков Коса» испытуемому необходимо, во-первых, разрушить то логическое единство, которое представлено в каждом узоре, и, во-вторых, разумно манипулировать кубиками для реконструирования оригинального узора из этих разрозненных частей. Результаты этой деятельности дают вполне удовлетворительный индекс той аналитико-синтетической силы, которую мы обозначаем термином интеллект» [4]. Еще более широкую известность тест «Кубики Коса» получил после включения его в 1939 году американским психологом Д. Векслером в батарею субтестов для измерения интеллекта, Векслер упростил оригинальный «The Block Design Tests» Коса, сократив количество кубиков до девяти, цветов — до двух, а карточек с узорами до десяти. До настоящего времени данная модификация теста успешно применяется во всех вариантах методики измерения интеллекта Д. Векслера. В 1939 году тест был стандартизован на выборке испытуемых 7-69 лет [8], ЕЗ дальнейшем, в результате модернизации шкалы интеллекта, Д. Векслером были разработаны в 1949 году детский (5-15 лет) и в 1955 году взрослый (16-64 лет) варианты теста «Кубики Коса» [3, 8]. Теоретической основой батареи субтестов Векслера послужила иерархическая модель интеллекта, разработанная английским ученым Ч. Спирменом (С. Spearman) и его учениками [3, 6-8, 12, 15, 17-19]. В соответствии с этой моделью на «вершине» интеллекта находится генеральный фактор, состоящий из двух основных групповых факторов — вербального и невербального (практического) интеллекта, которые, в свою очередь, состоят из специфических факторов. Тест «Кубики Коса» благодаря сложной комплексной природе заданий оказался наиболее информативным при изучении невербального интеллекта в целом и стал рассматриваться как самостоятельное средство для его измерения. Функционирование невербального интеллекта связано с особенностями восприятия, моторики, зрительно-моторной координации, спецификой пространственных представлений, конструктивных и эвристических способностей, «Кубики Коса», требующие проявления комплекса перечисленных качеств, оказались высокочувствительными к выявлению невербальной одаренности. «Кубики Коса» дополняют большинство тестов структуры интеллекта (типа теста Р Амтхауэра), которые позволяют оценить уровень развития словестно-логического (вербального) и наглядно-образного (пространственного) мышления, но, как правило, не включают заданий для оценки наглядно-действенных компонентов мыслительной деятельности (практического интеллекта).
2. Краткое описание теста «Кубики Коса»
Тест «Кубики Коса» предполагает только индивидуальное тестирование. Для его проведения требуются следующие материалы: - набор из 9-ти одинаковых кубиков, стороны которых окрашены в белый и красный цвета. Две стороны кубика — белые, две другие — красные, и оставшиеся две — красно-белые по диагонали. Длина ребра кубика составляет 25 мм; - 10 карточек с изображениями фигур (существуют детский и взрослый наборы), которые испытуемый должен воспроизвести путем подбора и соединения соответствующих кубиков; - секундомер; - бланк фиксации результатов. В процессе тестирования испытуемому предлагается собрать из имеющихся кубиков фигуру, изображенную на карточке. Время работы над каждой фигурой ограничено. Результат работы заносится в бланк фиксации результатов. Результат тестирования зависит от скорости и точности выполнения задания. Сырые баллы переводятся в стандартную 10-балльную шкалу (шкалу стонов). С помощью специальных таблиц сырые баллы можно также перевести в интегральный показатель, отражающий уровень развития невербального интеллекта. Кроме того, наблюдение за поведением испытуемого в процесс тестирования позволяет получить дополнительную информацию с качественном своеобразии его мыслительных процессов, особенностях эмоционального реагирования и чертах характера, некоторыx психопатологических симптомах.
3. Тестирование и обработка результатов
3.1. Детский вариант (возраст 5-15 лет) Общие положения - Тестирование начинается лишь после того, как экспериментатор убедится, что у испытуемого сформирована положительная мотивация на работу. - У испытуемого не должно возникать впечатления, что его экзаменуют. Начало тестирования должно быть похоже на игру. - Обследуемый должен сидеть прямо перед столом, ~~ Правильное выполнение заданий надо поощрять («Правильно», «Молодец» и т. п.), а неудачные попытки обязательно «амортизировать» («Это не имеет значения», «Займемся чем-нибудь другим» и т. п.). - Для выполнения заданий А, В, С и №№ 1 -4 испытуемому дают 4 кубика, а для заданий №№ 5-7 — 9 кубиков. - Перед каждым заданием все кубики перемешиваются таким образом, чтобы из 4-х кубиков только один, а из 9-ти только два лежали красной или красно-белой гранью вверх. - Лимит времени для сложения каждой фигуры указан в бланке фиксации результатов. Отсчет времени начинается после произнесения последнего слова инструкции. - Результаты работы с тестом заносятся в заранее подготовленный бланк фиксации результатов. Инструкция для детей младше 8 лет, а также детей старше 8 лет, подозреваемых в умственном снижении
Перед началом обследования покажите и объясните испытуемому раскраску кубиков: «Перед тобой кубики. Они все одинаковые. Некоторые стороны у них — красные, некоторые — белые, некоторые — наполовину белые и наполовину красные».
Фигура А 1. При испытуемом без предъявления карточки сложите из кубиков фигуру А и оставьте ее в качестве модели. 2. Предложите испытуемому сложить из 4-х других кубиков, расположенных между ним и моделью, точно такую же фигуру («Теперь сделай точно так же») и начните отсчет времени. 3. В случае неудачи еще раз продемонстрируйте правильное выполнение задания на кубиках испытуемого («Понаблюдай за мной. Затем перемешайте кубики и снова предложите ему собрать фигуру по модели. 4. Зафиксируйте время выполнения задания. Независимо от результата переходите к фигуре В. Оценки: за выполнение задания с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл. Фигура В 1. За ширмой сложите фигуру В. Покажите ее испытуемому в готовом виде и оставьте в качестве модели. 2. Предложите испытуемому сложить из 4-х других кубиков, расположенных между ним и моделью, точно такую же фигуру («сделай точно так же») и начните отсчет времени. 3. В случае неудачи еще раз продемонстрируйте правильное выполнение задания на кубиках испытуемого («Понаблюдай за мной еще раз»). Затем перемешайте кубики и снова предложите собрать фигуру по модели. 4. Если задание В выполнено, зафиксируйте время работы и переходите к фигуре С. Если задание не выполено дважды, прекратите тестирование., при выполнение задания с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл. Фигура С 1. Положите перед обследуемым карточку С и скажите; «Сейчас я сложу из кубиков точно такую фигуру, как на этой картинке. Смотри...» Сложите из 4-х кубиков фигуру С. 2. Перемешайте кубики и предложите испытуемому собрать фигуру С по картинке самостоятельно. Начните отсчет времени, 3. В случае неудачи еще раз продемонстрируйте правильное сложение фигуры, затем перемешайте кубики и снова предложите испытуемому собрать фигуру по картинке самостоятельно. 4. Если задание С выполнено, зафиксируйте время работы и переходите к заданию №1. Если задание не выполнено дважды, прекратите тестирование. Оценки: за выполнение задания с первой попытки — 2 балла, со второй — 1 балл. Фигуры №№ 1-7 1. Положите перед испытуемым карточку №1 и предложите ему сложить фигуру по картинке из 4-х кубиков. Начните отсчет времени. 2. После выполнения задания или по истечении лимита времени переходите к следующей фигуре. 3. Для выполнения заданий №№ 5-7 добавьте испытуемому 5 кубиков, так как эти фигуры складываются из 9-ти кубиков: «Теперь сделай, как показано на картинке, используя все девять кубиков». 4. Тестирование прекращается после двух неудач подряд (начиная с задания №1). Задания №№ 1 -7 оцениваются в соответствии с табл. 1. Приложения 1. Максимальная оценка за выполнение теста — 55 баллов.
Инструкция для детей 8 лет и старше, не подозреваемых: в умственном снижении 1. Начинайте тестирование с фигуры С (см. выше). 2. При выполнении задания С с первой или со второй попытки дайте аванс за задания А и В (4 балла) и переходите к заданию №1. Далее действуйте так, как написано выше. 3. Если задание С не выполнено со второй попытки, вернитесь к заданиям А и В и прекратите работу с тестом.
3.2. Взрослый вариант (возраст 16-75 лет и более)
Общие положения - Тестирование начинается лишь после того, как экспериментатор убедится, что у испытуемого сформирована положительная мотивация на работу, - Обследуемый должен сидеть прямо перед столом, - Фигуры №№1-6 складываются из 4-х кубиков, фигуры №№7-10 — из 9-ти кубиков. - Перед каждым заданием все кубики перемешиваются. - Лимит времени для сложения каждой фигуры указан в бланке фиксации результатов. Отсчет времени начинается после последнего слова инструкции. - Результаты работы с тестом заносятся в заранее подготовленный бланк фиксации результатов. Инструкция Перед началом обследования покажите и объясните испытуемому раскраску кубиков: «Перед Вами кубики. Они все одинаковые. Некоторые стороны у них — красные, некоторые — белые, некоторые — наполовину белые и наполовину красные». Фигура № 1 1. При испытуемом без предъявления карточки сложите из кубиков фигуру №1 и оставьте ее в качестве модели («Сейчас я буду складывать кубики так, чтобы получилось изображение. Наблюдайте за мной») 2. Предложите испытуемому сложить из 4-х других кубиков, расположенных между ним и моделью, точно такую же фигуру («Теперь сделайте точно так же») и начните отсчет времени. 3. В случае неудачи еще раз продемонстрируйте правильное выполнение задания на кубиках испытуемого («Понаблюдайте за мной еще раз»). Затем перемешайте кубики и снова предложите ему собрать фигуру по модели. 4. Зафиксируйте время выполнения задания. Независимо от результата переходите к фигуре №2. Оценки; за выполнение задания с первой попытки — 4 балла, со второй — 2 балла. Фигура №2 1. Положите перед испытуемым карточку №2 и скажите: «Сейчас я сложу из кубиков точно такую же фигуру, как на этой картинке. Наблюдайте за мной». Затем сложите из 4-х кубиков фигуру №2. 2. Перемешайте кубики и предложите испытуемому собрать фигуру по картинке самостоятельно. Начните отсчет времени. 3. В случае неудачи еще раз продемонстрируйте правильное выполнение задания («Понаблюдайте за мной еще раз»). Затем перемешайте кубики и снова предложите испытуемому собрать фигуру по картинке. Начните отсчет времени 4. Переходите к заданию №3 даже в случае неудачи испытуемого во второй попытке. Оценки: за выполнение задания с первой попытки — 4 балла, со второй — 2 балла. Фигуры №№ 3-10 1. Положите карточку №3 перед испытуемым и предложите ему сложить из 4-х кубиков изображенную на ней фигуру: «Теперь сделайте, как показано здесь. Скажите мне, когда закончите». Начните отсчет времени. 2. После выполнения задания №3 или по истечении лимита времени переходите к заданию №4: «Теперь сделайте, как показано здесь. Скажите мне, когда закончите». Начните отсчет времени. 3. Следуйте этс процедуре во всех последующих заданиях. Для выполнения заданий №№7-10 дайте испытуемому еще 5 кубиков, так как эти фигуры складываются из 9-ти кубиков: «Теперь сделайте, как показано здесь, используя все девять кубиков. Обязательно скажите мне, когда закончите». Задания №№ 3-10 оцениваются в соответствии с табл. 4. Приложения 1. Максимальная оценка за выполнение теста — 48 баллов. Работа с тестом прекращается после трех последовательных неудач (начиная с задания №1).
4. Анализ результатов тестирования
При выполнении заданий теста «Кубики Коса» ход мышления испытуемого как бы проецируется вовне. Поэтому экспериментатор имеет довольно редкую возможность не только количественно оценить измеряемые интеллектуальные способности, но и исследовать качественные особенности аналитических и синтетических процессов, стимулируемых тестом. Используя эту возможность, охарактеризуем сначала тот психический процесс, который имеет место при решении «Кубиков Коса». Это необходимо для более глубокого понимания и интерпретации полученных результатов. «Узор, изображенный на карточке, воспринимается испытуемым в качестве целостного единства и должен быть мысленно поделен на несколько равных по величине частей. При этом испытуемый должен сообразить, что количество этих частей равно числу имеющихся кубиков. В этом состоит аналитическая задача испытуемого» Разделение узора на отдельные части, соответствующие одному кубику, может происходить по-разному. Однако если такого анализа испытуемый не произвел, то складывание узора будет идти целиком методом проб и ошибок, либо путем нахождения сходства между отдельными частями узора и единичными кубиками. Допустим, что правильный анализ узора произведен (у некоторых испытуемых это очень характерно проявляется в поведении. Они долго молча рассматривают узор, затем говорят: «Так»). После этого наступает этап синтеза, который психологически у разных испытуемых происходит по-разному. Одни испытуемые мысленно планируют почти весь процесс складывания и затем работают систематически, последовательно подкладывая кубики один за другим или слева направо рядами, или сверху вниз столбиками, или из центра к периферии, или выкладывая одну за другой одинаковые или симметричные части узора. При этом в подавляющем большинстве случаев испытуемые данной группы никогда не «примеряют» кубики, а поворачивают их в руке нужной гранью и сразу укладывают на место. По этому внешнему поведению можно предположить, что анализ и синтез узора здесь уже закончен к началу складывания, синтезирование обгоняет складывание. В другой группе испытуемых можно наблюдать иную внешнюю картину. Испытуемые также быстро и безошибочно складывают кубики, но не целый узор, а какую-то его часть, более или менее законченную. После этого в течение некоторого времени они раздумывают и начинают складывать другую часть узора. В этой группе кубики также не примериваются, а сразу кладутся нужной гранью. Таким образом, мы имеем дело с мыслительным процессом той же внутренней структуры, что и в первой группе. Разница состоит только в том, что в данном случае испытуемые анализируют узор кусками, а не полностью. В третьей группе испытуемых складывание происходит принципиально другим путем. Испытуемые берут в руки кубик и, поворачивая его, стараются найти сходство той или иной его грани с какой-либо частью узора. Уложив, таким образом, первый кубик, испытуемые точно также примеривают второй и так далее. При этом довольно часто встречается такое явление: повертев в руках один кубик и, очевидно, не догадавшись, какой гранью его положить, испытуемый откладывает этот кубик в сторону и берет другой, хотя знает, что все кубики одинаковые. При таком способе складывания испытуемые, по-видимому, не проделывают предварительного аналитического расчленения узора, синтетические процессы также отсутствуют, а их заменяет процесс различительного сравнения. Причем отправной точкой такого сравнения часто служит не какая-то часть узора, а сам кубик. В более худших случаях испытуемые вертят кубик в руках, кладут его совершенно неправильно, а на вопрос экспериментатора, так ли нужно положить, отвечают утвердительно. Понятно, что в процессе тестирования способы сложения кубиков могут меняться, однако преобладание «планирующего» мышления, основанного на развитых операциях анализа и синтеза, отчетливо видны опытному экспериментатору»[4]. Обсудив содержание аналитико-синтетической деятельности, осуществляемой испытуемым при решении «Кубиков Коса», перейдем к интерпретации результатов тестирования. Показатели
Сфера применения
|
Значение показателя
|
Низкое
|
Высокое :
|
Медицина: выявление симптомов некоторых нейропсихологических расстройств.
|
Возможны органические расстройства центральной нервной системы, нарушения зрительно-моторной координации,апраксия
|
|
Образование: оценка потенциальных возможностей обучения и интеллектуального развития.
|
Затруднения в обучении и развитии других интеллектуальных функций
|
Хорошие возможности развития интеллекта не-зависимо от имеющегося образования, высокий уровень общей обучаемости
|
Профориентацияипрофотбор: оценка профессиональных возможностей и психологической пригодности специалистов некоторых технических и художественных профессий.
|
Затруднения при выполнении конструктивной деятельности, психологические противопоказания для инженеров, конструкторов, слесарей, станочников, строителей, дизайнеров, модельеров, закройщиков, портных и т. п.
|
Возможность успешного осуществления конструктивной деятельности, хорошие предпосылки технических способностей.
|
тестирования, полученные с помощью «Кубиков Коса», можно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели характеризуют уровень развития невербального (практического, наглядно-действенного) интеллекта и аналитико-синтетических способностей, лежащих в основе интеллектуальной одаренности. Полученные результаты интерпретируются в зависимости от сферы применения и значения показателя. Особенности поведения испытуемых, которые многократно повторяются в ходе тестирования, т. е. проявляются на уровне тенденции, являются дополнительными качественными показателями теста. Качественные показатели не только дополнительно характеризуют уровень развития аналитико-синтетических способностей и невербального (наглядно-действенного) интеллекта, но также отражают индивидуальные особенности познавательной деятельности, личностные особенности и способы эмоционального реагирования, отдельные психопатологические симптомы.
Наблюдаемые признаки поведения испытуемого
|
Интерпретация j
|
Особенности познавательной деятельности|
|
Не справляется с решением даже первых наиболее простых задач
|
Нарушения практического, наглядно-действенного мышления
|
Не в состоянии решить задачу даже после показа правильного способа решения или при повторном выполнении заданий
|
Нарушения зрительной и моторной памяти, крайне низкая обучаемость
|
Слишком часто обращается к образцу, рассматривает кубики
|
Нарушения зрительной памяти, сниженный уровень развития наглядно-образного мышления
|
Решает задачи, прикладывая значительные мышечные усилия; напряжение, тремор, движения неловкие
|
Нарушения моторики, органические расстройства центральной нервной системы
|
Проговаривает свои действия вслух, комментирует решение
|
Привлечение вербальных функций, затруднения при выполнении практических действий
|
Испытывает затруднения в понимании инструкций, не использует подсказки
|
Нарушения вербального интеллекта, недостаточное овладение языком
|
Не замечает или не исправляет ошибки
|
Нарушения восприятия, внимания, произвольного контроля
|
Работает очень неровно: одни задания выполняет быстро и правильно, другие —медленно или с ошибками
|
Нарушения работоспособности, утомляемость
|
Особенности личности и эмоционального состояния
|
Складывает узоры небрежно, легко отказывается от решения
|
Отсутствие интереса
|
Легко реагирует на незначительные раздражители, отвлекается
|
Эмоциональная лабильность, непостоянство, неустойчивость деятельности, нарушения внимания
|
Упорно стремится найти правильное решение, сосредоточен на задаче
|
1 Планомерность, целеустремленность, стабильность деятельности
|
Быстро принимается за складывание изображения, торопится, действует методом проб и ошибок, которые тут же исправляет
|
Импульсивность
|
Думает перед тем, как приступить к складыванию узора, первоначально составляет план решения, предварительно раскладывает кубики в определенном порядке
|
Склонность к рефлексии, осмотрительность, организованность, педантичность
|
Легко меняет способы решения задачи, пробует разные варианты
|
Пластичность, гибкость
|
Упорно пытается решить задачу одним и тем же способом, испытывает затруднения при отказе от неэффективного способа решения
|
Интеллектуальная ригидность
|
Громко разговаривает, находится в постоянном движении, размахивает руками
|
Состояние чрезмерного возбуждения
|
Решает задачи молча, малоподвижен
|
Заторможенность
|
Критикует задачи, разрушает узор при неудаче
|
Агрессивное реагирование при столкновении с трудностями
|
Колеблется при выборе решения, оправдывается
|
Тревога, опасения, стремление избежать неудач, неуверенность в себе
|
Радуется, смеется, при неудачах не унывает
|
Повышенное настроение
|
Критикует себя, не выражает радости при успехах
|
Склонность к депрессивному реагированию
|
Много разговаривает с экспериментатором, задает вопросы, делится переживаниями
|
Стремление к контактам
|
Молчит, не отвечает на вопросы
|
Дистанцирование, уход от общения
|
Указывает, требует
|
Доминирование
|
Просит помощи, ищет подсказки, советуется
|
Зависимость
|
Литература 1. Kohs S. С. Intelligence measurement. A psychological and statistical study based upon the block design test. —- New York: Mc-Milan, 1927. 2. Агафонова И. H., Колеченко А. К., Погорелова Г. А., Шеховце-ва Л. Ф. Методики изучения интеллекта: Методические рекомендации. --Часть 1. — СПб: СПб ГИУУ, 1991. 3. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. / Под ред. Гуревича К. М., Лубовского В. И. — Кн. 1. — М.: Педагогика, 1982. 4. Арбузов В. Н. Тесты Коса. //Советская психотехника. —Т. VII. — 1934, №1. -С. 48-60. 5. Вине А,, Симон Т. Методы измерения умственной одаренности: Сб. статей. —- Харьков: Гос. изд. Украины, 1923. 6. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев: Высшая школа, 1978. 7. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. — Киев: Здоровье, 1989. 8. БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 1989. 9. ГайдаВ. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование: Учебное пособие. — Л.: ЛГУ, 1982. 10. ГильяшеваИ. Н, Практическое использование адаптированного теста интеллекта в клинике нервно-психических заболеваний: Методические рекомендации. — Л.: Б. И., 1987. 11. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. / Под общ, ред. Адлера Ю. П. — М.: Прогресс, 1976. 12. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков: ПОИУУ, 1994. 13. Использование методики «Кубики Коса» в целях профессиональной диагностики: Методические рекомендации для специалистов служб занятости и профориентации. / Сост.: Смирнова А. В., Хахунова М. Н. — Ярославль: Ярославский городской центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения,1995. 14. Кашин А. П. Диагностическое шкалирование психофизиологических функций. //Теоретические и прикладные исследования по психофизиологии индивидуальных различий. — Казань: КГУ, 1973.— С. 4-16. 15. Кулагин Б, В. Основы профессиональной психодиагностики. —Л.: Медицина, 1984. 16. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Вексле™ ра. — М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1973. 17. Панасюк А, /О. Структурно-уровневый анализ динамики интеллектуального развития умственно отсталых и здоровых детей: Автореф. дисс. насоиск. уч. ст. канд. психол. наук. — Л., 1976. 18. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). — Л.: ЛГУ, 1976. 19. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. и др. — М.: Педагогика, 1983. 20. Серебрякова Р. О. Применение стандартизированного набора методик исследования интеллектуальной деятельности для решения диагностических задач при некоторых нервно-психических заболеваниях: Автореф. дисс, насоиск. уч. ст. канд. психол. наук.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пример интерпретации результатов БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ Ф.И.О. И. Сергей Николаевич дата 23.04.2000 Возраст (лет) 49 Образование высшее Профессия инженер-механик Дополнительные сведения черепно-мозговая травма
Задание
|
Макс, время выполнения (с)
|
Время выполнения
|
Кол-во баллов
|
Примечания
|
1
|
60
|
20
|
4
|
|
2
|
60
|
25
|
4
|
|
3
|
60
|
35
|
4
|
|
4
|
60
|
50
|
4
|
Перебирает и рассматривает кубики
|
5
|
60
|
40
|
4
|
|
6
|
60
|
-
|
0
|
Не замечает ошибки
|
7
|
120
|
110
|
4
|
Долго рассматривает образец, комментирует ошибки
|
8
|
120
|
-
|
0
|
Проговаривает свои действия, не замечает ошибки
|
9
|
120
|
-
|
0
|
Не замечает ошибки
|
10
|
120
|
-
|
0
|
Рассматривает кубики, складывает их друг на друга
|
Суммарное количество баллов 24 Стандартная оценка (стэн)_____________ 5________
Уровень развития невербального интеллекта Средний Проведение в процессе тестирования Часто обращается к образцу, проговаривает свои действия вслух, не замечает своих ошибок, легко отвлекается
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Несмотря на средний уровень продуктивности наглядно-действенного мышления, обследуемый испытывает затруднения в решении практических задач вследствие растройств внимания и недостатка произвольного контроля. При достаточной сохраннности функций пространственного анализа и синтеза, зрительного восприятия и двигательной координации может не справляться со сложной конструктивной деятельностью, требующей длительной концентрации внимания, проверки и сравнения результатов. Возможны проблемы при выполнении деятельности технического профиля, а также в процессе обучения и решения сложных интеллектуальных задач.
Таблицы
Источник: Тест «Кубики Коса» диагностика невербального интеллекта: методическое руководство / А. А. Надуваев, — Издание 2-е. — СПб.: ИМАТОН, 2007. — 28 с. |