Страница 4 из 5
4. Анализ результатов тестирования
При выполнении заданий теста «Кубики Коса» ход мышления испытуемого как бы проецируется вовне. Поэтому экспериментатор имеет довольно редкую возможность не только количественно оценить измеряемые интеллектуальные способности, но и исследовать качественные особенности аналитических и синтетических процессов, стимулируемых тестом. Используя эту возможность, охарактеризуем сначала тот психический процесс, который имеет место при решении «Кубиков Коса». Это необходимо для более глубокого понимания и интерпретации полученных результатов. «Узор, изображенный на карточке, воспринимается испытуемым в качестве целостного единства и должен быть мысленно поделен на несколько равных по величине частей. При этом испытуемый должен сообразить, что количество этих частей равно числу имеющихся кубиков. В этом состоит аналитическая задача испытуемого» Разделение узора на отдельные части, соответствующие одному кубику, может происходить по-разному. Однако если такого анализа испытуемый не произвел, то складывание узора будет идти целиком методом проб и ошибок, либо путем нахождения сходства между отдельными частями узора и единичными кубиками. Допустим, что правильный анализ узора произведен (у некоторых испытуемых это очень характерно проявляется в поведении. Они долго молча рассматривают узор, затем говорят: «Так»). После этого наступает этап синтеза, который психологически у разных испытуемых происходит по-разному. Одни испытуемые мысленно планируют почти весь процесс складывания и затем работают систематически, последовательно подкладывая кубики один за другим или слева направо рядами, или сверху вниз столбиками, или из центра к периферии, или выкладывая одну за другой одинаковые или симметричные части узора. При этом в подавляющем большинстве случаев испытуемые данной группы никогда не «примеряют» кубики, а поворачивают их в руке нужной гранью и сразу укладывают на место. По этому внешнему поведению можно предположить, что анализ и синтез узора здесь уже закончен к началу складывания, синтезирование обгоняет складывание. В другой группе испытуемых можно наблюдать иную внешнюю картину. Испытуемые также быстро и безошибочно складывают кубики, но не целый узор, а какую-то его часть, более или менее законченную. После этого в течение некоторого времени они раздумывают и начинают складывать другую часть узора. В этой группе кубики также не примериваются, а сразу кладутся нужной гранью. Таким образом, мы имеем дело с мыслительным процессом той же внутренней структуры, что и в первой группе. Разница состоит только в том, что в данном случае испытуемые анализируют узор кусками, а не полностью. В третьей группе испытуемых складывание происходит принципиально другим путем. Испытуемые берут в руки кубик и, поворачивая его, стараются найти сходство той или иной его грани с какой-либо частью узора. Уложив, таким образом, первый кубик, испытуемые точно также примеривают второй и так далее. При этом довольно часто встречается такое явление: повертев в руках один кубик и, очевидно, не догадавшись, какой гранью его положить, испытуемый откладывает этот кубик в сторону и берет другой, хотя знает, что все кубики одинаковые. При таком способе складывания испытуемые, по-видимому, не проделывают предварительного аналитического расчленения узора, синтетические процессы также отсутствуют, а их заменяет процесс различительного сравнения. Причем отправной точкой такого сравнения часто служит не какая-то часть узора, а сам кубик. В более худших случаях испытуемые вертят кубик в руках, кладут его совершенно неправильно, а на вопрос экспериментатора, так ли нужно положить, отвечают утвердительно. Понятно, что в процессе тестирования способы сложения кубиков могут меняться, однако преобладание «планирующего» мышления, основанного на развитых операциях анализа и синтеза, отчетливо видны опытному экспериментатору»[4]. Обсудив содержание аналитико-синтетической деятельности, осуществляемой испытуемым при решении «Кубиков Коса», перейдем к интерпретации результатов тестирования. Показатели
Сфера применения
|
Значение показателя
|
Низкое
|
Высокое :
|
Медицина: выявление симптомов некоторых нейропсихологических расстройств.
|
Возможны органические расстройства центральной нервной системы, нарушения зрительно-моторной координации,апраксия
|
|
Образование: оценка потенциальных возможностей обучения и интеллектуального развития.
|
Затруднения в обучении и развитии других интеллектуальных функций
|
Хорошие возможности развития интеллекта не-зависимо от имеющегося образования, высокий уровень общей обучаемости
|
Профориентацияипрофотбор: оценка профессиональных возможностей и психологической пригодности специалистов некоторых технических и художественных профессий.
|
Затруднения при выполнении конструктивной деятельности, психологические противопоказания для инженеров, конструкторов, слесарей, станочников, строителей, дизайнеров, модельеров, закройщиков, портных и т. п.
|
Возможность успешного осуществления конструктивной деятельности, хорошие предпосылки технических способностей.
|
тестирования, полученные с помощью «Кубиков Коса», можно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели характеризуют уровень развития невербального (практического, наглядно-действенного) интеллекта и аналитико-синтетических способностей, лежащих в основе интеллектуальной одаренности. Полученные результаты интерпретируются в зависимости от сферы применения и значения показателя. Особенности поведения испытуемых, которые многократно повторяются в ходе тестирования, т. е. проявляются на уровне тенденции, являются дополнительными качественными показателями теста. Качественные показатели не только дополнительно характеризуют уровень развития аналитико-синтетических способностей и невербального (наглядно-действенного) интеллекта, но также отражают индивидуальные особенности познавательной деятельности, личностные особенности и способы эмоционального реагирования, отдельные психопатологические симптомы.
Наблюдаемые признаки поведения испытуемого
|
Интерпретация j
|
Особенности познавательной деятельности|
|
Не справляется с решением даже первых наиболее простых задач
|
Нарушения практического, наглядно-действенного мышления
|
Не в состоянии решить задачу даже после показа правильного способа решения или при повторном выполнении заданий
|
Нарушения зрительной и моторной памяти, крайне низкая обучаемость
|
Слишком часто обращается к образцу, рассматривает кубики
|
Нарушения зрительной памяти, сниженный уровень развития наглядно-образного мышления
|
Решает задачи, прикладывая значительные мышечные усилия; напряжение, тремор, движения неловкие
|
Нарушения моторики, органические расстройства центральной нервной системы
|
Проговаривает свои действия вслух, комментирует решение
|
Привлечение вербальных функций, затруднения при выполнении практических действий
|
Испытывает затруднения в понимании инструкций, не использует подсказки
|
Нарушения вербального интеллекта, недостаточное овладение языком
|
Не замечает или не исправляет ошибки
|
Нарушения восприятия, внимания, произвольного контроля
|
Работает очень неровно: одни задания выполняет быстро и правильно, другие —медленно или с ошибками
|
Нарушения работоспособности, утомляемость
|
Особенности личности и эмоционального состояния
|
Складывает узоры небрежно, легко отказывается от решения
|
Отсутствие интереса
|
Легко реагирует на незначительные раздражители, отвлекается
|
Эмоциональная лабильность, непостоянство, неустойчивость деятельности, нарушения внимания
|
Упорно стремится найти правильное решение, сосредоточен на задаче
|
1 Планомерность, целеустремленность, стабильность деятельности
|
Быстро принимается за складывание изображения, торопится, действует методом проб и ошибок, которые тут же исправляет
|
Импульсивность
|
Думает перед тем, как приступить к складыванию узора, первоначально составляет план решения, предварительно раскладывает кубики в определенном порядке
|
Склонность к рефлексии, осмотрительность, организованность, педантичность
|
Легко меняет способы решения задачи, пробует разные варианты
|
Пластичность, гибкость
|
Упорно пытается решить задачу одним и тем же способом, испытывает затруднения при отказе от неэффективного способа решения
|
Интеллектуальная ригидность
|
Громко разговаривает, находится в постоянном движении, размахивает руками
|
Состояние чрезмерного возбуждения
|
Решает задачи молча, малоподвижен
|
Заторможенность
|
Критикует задачи, разрушает узор при неудаче
|
Агрессивное реагирование при столкновении с трудностями
|
Колеблется при выборе решения, оправдывается
|
Тревога, опасения, стремление избежать неудач, неуверенность в себе
|
Радуется, смеется, при неудачах не унывает
|
Повышенное настроение
|
Критикует себя, не выражает радости при успехах
|
Склонность к депрессивному реагированию
|
Много разговаривает с экспериментатором, задает вопросы, делится переживаниями
|
Стремление к контактам
|
Молчит, не отвечает на вопросы
|
Дистанцирование, уход от общения
|
Указывает, требует
|
Доминирование
|
Просит помощи, ищет подсказки, советуется
|
Зависимость
|
Литература 1. Kohs S. С. Intelligence measurement. A psychological and statistical study based upon the block design test. —- New York: Mc-Milan, 1927. 2. Агафонова И. H., Колеченко А. К., Погорелова Г. А., Шеховце-ва Л. Ф. Методики изучения интеллекта: Методические рекомендации. --Часть 1. — СПб: СПб ГИУУ, 1991. 3. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. / Под ред. Гуревича К. М., Лубовского В. И. — Кн. 1. — М.: Педагогика, 1982. 4. Арбузов В. Н. Тесты Коса. //Советская психотехника. —Т. VII. — 1934, №1. -С. 48-60. 5. Вине А,, Симон Т. Методы измерения умственной одаренности: Сб. статей. —- Харьков: Гос. изд. Украины, 1923. 6. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев: Высшая школа, 1978. 7. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. — Киев: Здоровье, 1989. 8. БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 1989. 9. ГайдаВ. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование: Учебное пособие. — Л.: ЛГУ, 1982. 10. ГильяшеваИ. Н, Практическое использование адаптированного теста интеллекта в клинике нервно-психических заболеваний: Методические рекомендации. — Л.: Б. И., 1987. 11. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. / Под общ, ред. Адлера Ю. П. — М.: Прогресс, 1976. 12. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков: ПОИУУ, 1994. 13. Использование методики «Кубики Коса» в целях профессиональной диагностики: Методические рекомендации для специалистов служб занятости и профориентации. / Сост.: Смирнова А. В., Хахунова М. Н. — Ярославль: Ярославский городской центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения,1995. 14. Кашин А. П. Диагностическое шкалирование психофизиологических функций. //Теоретические и прикладные исследования по психофизиологии индивидуальных различий. — Казань: КГУ, 1973.— С. 4-16. 15. Кулагин Б, В. Основы профессиональной психодиагностики. —Л.: Медицина, 1984. 16. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Вексле™ ра. — М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1973. 17. Панасюк А, /О. Структурно-уровневый анализ динамики интеллектуального развития умственно отсталых и здоровых детей: Автореф. дисс. насоиск. уч. ст. канд. психол. наук. — Л., 1976. 18. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). — Л.: ЛГУ, 1976. 19. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. и др. — М.: Педагогика, 1983. 20. Серебрякова Р. О. Применение стандартизированного набора методик исследования интеллектуальной деятельности для решения диагностических задач при некоторых нервно-психических заболеваниях: Автореф. дисс, насоиск. уч. ст. канд. психол. наук.
|