На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Тест «Кубики Коса» диагностика невербального интеллекта - Анализ результатов тестирования
Тест «Кубики Коса» диагностика невербального интеллекта - Анализ результатов тестирования
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития
Индекс материала
Тест «Кубики Коса» диагностика невербального интеллекта
Детский вариант (возраст 5-15 лет)
Взрослый вариант (возраст 16-75 лет и более)
Анализ результатов тестирования
Приложения
Все страницы

 

4. Анализ результатов тестирования

При выполнении заданий теста «Кубики Коса» ход мышления испытуемого как бы проецируется вовне. Поэтому экспериментатор имеет довольно редкую возможность не только количественно оценить измеряемые интеллектуальные способности, но и исследовать качественные особенности аналитических и синтетических процессов, стимулируемых тестом. Используя эту возможность, охарактеризуем сначала тот психический процесс, который имеет место при решении «Кубиков Коса». Это необходимо для более глубокого понимания и интерпретации полученных результатов.
«Узор, изображенный на карточке, воспринимается испытуемым в качестве целостного единства и должен быть мысленно поделен на несколько равных по величине частей. При этом испытуемый должен сообразить, что количество этих частей равно числу имеющихся кубиков. В этом состоит аналитическая задача испытуемого»
Разделение узора на отдельные части, соответствующие одному кубику, может происходить по-разному. Однако если такого анализа испытуемый не произвел, то складывание узора будет идти целиком методом проб и ошибок, либо путем нахождения сходства между отдельными частями узора и единичными кубиками.
Допустим, что правильный анализ узора произведен (у некоторых испытуемых это очень характерно проявляется в поведении. Они долго молча рассматривают узор, затем говорят: «Так»). После этого наступает этап синтеза, который психологически у разных испытуемых происходит по-разному. Одни испытуемые мысленно планируют почти весь процесс складывания и затем работают систематически, последовательно подкладывая кубики один за другим или слева направо рядами, или сверху вниз столбиками, или из центра к периферии, или выкладывая одну за другой одинаковые или симметричные части узора. При этом в подавляющем большинстве случаев испытуемые данной группы никогда не «примеряют» кубики, а поворачивают их в руке нужной гранью и сразу укладывают на место. По этому внешнему поведению можно предположить, что анализ и синтез узора здесь уже закончен к началу складывания, синтезирование обгоняет складывание.
В другой группе испытуемых можно наблюдать иную внешнюю картину. Испытуемые также быстро и безошибочно складывают кубики, но не целый узор, а какую-то его часть, более или менее законченную. После этого в течение некоторого времени они раздумывают и начинают складывать другую часть узора. В этой группе кубики также не примериваются, а сразу кладутся нужной гранью. Таким образом, мы имеем дело с мыслительным процессом той же внутренней структуры, что и в первой группе. Разница состоит только в том, что в данном случае испытуемые анализируют узор кусками, а не полностью.
В третьей группе испытуемых складывание происходит принципиально другим путем. Испытуемые берут в руки кубик и, поворачивая его, стараются найти сходство той или иной его грани с какой-либо частью узора. Уложив, таким образом, первый кубик, испытуемые точно также примеривают второй и так далее. При этом довольно часто встречается такое явление: повертев в руках один кубик и, очевидно, не догадавшись, какой гранью его положить, испытуемый откладывает этот кубик в сторону и берет другой, хотя знает, что все кубики одинаковые. При таком способе складывания испытуемые, по-видимому, не проделывают предварительного аналитического расчленения узора, синтетические процессы также отсутствуют, а их заменяет процесс различительного сравнения. Причем отправной точкой такого сравнения часто служит не какая-то часть узора, а сам кубик.
В более худших случаях испытуемые вертят кубик в руках, кладут его совершенно неправильно, а на вопрос экспериментатора, так ли нужно положить, отвечают утвердительно.
Понятно, что в процессе тестирования способы сложения кубиков могут меняться, однако преобладание «планирующего» мышления, основанного на развитых операциях анализа и синтеза, отчетливо видны опытному экспериментатору»[4].
Обсудив содержание аналитико-синтетической деятельности, осуществляемой испытуемым при решении «Кубиков Коса», перейдем к интерпретации результатов тестирования. Показатели

Сфера применения

Значение показателя

Низкое

Высокое               :

Медицина: выявление симптомов некоторых нейропсихологических расстройств.

Возможны органические расстройства центральной нервной системы, нарушения зрительно-моторной координации,апраксия

 

Образование: оценка потенциальных возможностей обучения и интеллектуального развития.

Затруднения в обучении и развитии других интеллектуальных функций

Хорошие возможности развития интеллекта не-зависимо от имеющегося образования, высокий уровень общей обучаемости

Профориентацияипрофотбор: оценка профессиональных возможностей и психологической пригодности специалистов некоторых технических и художественных профессий.

Затруднения при выполнении конструктивной деятельности, психологические противопоказания для инженеров, конструкторов, слесарей, станочников, строителей, дизайнеров, модельеров, закройщиков, портных и т. п.

Возможность успешного осуществления конструктивной деятельности, хорошие предпосылки технических способностей.

тестирования, полученные с помощью «Кубиков Коса», можно разделить на количественные и качественные.
Количественные показатели характеризуют уровень развития невербального (практического, наглядно-действенного) интеллекта и аналитико-синтетических способностей, лежащих в основе интеллектуальной одаренности. Полученные результаты интерпретируются в зависимости от сферы применения и значения показателя.
Особенности поведения испытуемых, которые многократно повторяются в ходе тестирования, т. е. проявляются на уровне тенденции, являются дополнительными качественными показателями теста. Качественные показатели не только дополнительно характеризуют уровень развития аналитико-синтетических способностей и невербального (наглядно-действенного) интеллекта, но также отражают индивидуальные особенности познавательной деятельности, личностные особенности и способы эмоционального реагирования, отдельные психопатологические симптомы.

 

Наблюдаемые признаки поведения испытуемого

Интерпретация                      j

Особенности познавательной деятельности|

Не справляется с решением даже первых наиболее простых задач

Нарушения практического, наглядно-действенного мышления

Не в состоянии решить задачу даже после показа правильного способа решения или при повторном выполнении заданий

Нарушения зрительной и моторной памяти, крайне низкая обучаемость

Слишком часто обращается к образцу, рассматривает кубики

Нарушения зрительной памяти, сниженный уровень развития наглядно-образного мышления                              

Решает задачи, прикладывая значительные мышечные усилия; напряжение, тремор, движения неловкие

Нарушения моторики, органические
расстройства центральной нервной
системы

Проговаривает свои действия вслух, комментирует решение

Привлечение вербальных функций, затруднения при выполнении практических действий

Испытывает затруднения в понимании инструкций, не использует подсказки

Нарушения вербального интеллекта, недостаточное овладение языком

Не замечает или не исправляет ошибки

Нарушения восприятия, внимания, произвольного контроля

Работает очень неровно: одни задания выполняет быстро и правильно, другие —медленно или с ошибками

Нарушения работоспособности, утомляемость

Особенности личности и эмоционального состояния

Складывает узоры небрежно, легко отказывается от решения

Отсутствие интереса

Легко реагирует на незначительные раздражители, отвлекается

Эмоциональная лабильность, непостоянство, неустойчивость деятельности,
нарушения внимания                         

Упорно стремится найти правильное решение, сосредоточен на задаче

1 Планомерность, целеустремленность, стабильность деятельности

Быстро принимается за складывание изображения, торопится, действует
методом проб и ошибок, которые тут же исправляет

Импульсивность

Думает перед тем, как приступить к складыванию узора, первоначально составляет план решения, предварительно раскладывает кубики в определенном порядке

Склонность к рефлексии, осмотрительность, организованность, педантичность

Легко меняет способы решения задачи, пробует разные варианты

Пластичность, гибкость

Упорно пытается решить задачу одним и тем же способом, испытывает затруднения при отказе от неэффективного способа решения

Интеллектуальная ригидность

Громко разговаривает, находится в постоянном движении, размахивает руками

Состояние чрезмерного возбуждения

Решает задачи молча, малоподвижен

Заторможенность

Критикует задачи, разрушает узор при неудаче

Агрессивное реагирование при столкновении с трудностями

Колеблется при выборе решения, оправдывается

Тревога, опасения, стремление избежать неудач, неуверенность в себе

Радуется, смеется, при неудачах не унывает

Повышенное настроение

Критикует себя, не выражает радости при успехах

Склонность к депрессивному реагированию

Много разговаривает с экспериментатором, задает вопросы, делится переживаниями

Стремление к контактам

Молчит, не отвечает на вопросы

Дистанцирование, уход от общения

Указывает, требует

Доминирование

Просит помощи, ищет подсказки, советуется

Зависимость

Литература
1. Kohs S. С. Intelligence measurement. A psychological and statistical study based upon the block design test. —- New York: Mc-Milan, 1927.
2. Агафонова И. H., Колеченко А. К., Погорелова Г. А., Шеховце-ва Л. Ф. Методики изучения интеллекта: Методические рекомендации. --Часть 1. — СПб: СПб ГИУУ, 1991.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. / Под ред. Гуревича К. М., Лубовского В. И. — Кн. 1. — М.: Педагогика, 1982.
4. Арбузов В. Н. Тесты Коса. //Советская психотехника. —Т. VII. — 1934, №1. -С. 48-60.
5. Вине А,, Симон Т. Методы измерения умственной одаренности: Сб. статей. —- Харьков: Гос. изд. Украины, 1923.
6. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев: Высшая школа, 1978.
7. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. — Киев: Здоровье, 1989.
8. БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 1989.
9. ГайдаВ. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование: Учебное пособие. — Л.: ЛГУ, 1982.
10. ГильяшеваИ. Н, Практическое использование адаптированного теста интеллекта в клинике нервно-психических заболеваний: Методические рекомендации. — Л.: Б. И., 1987.
11. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. / Под общ, ред. Адлера Ю. П. — М.: Прогресс, 1976.
12. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков: ПОИУУ, 1994.
13. Использование методики «Кубики Коса» в целях профессиональной диагностики: Методические рекомендации для специалистов служб занятости и профориентации. / Сост.: Смирнова А. В., Хахунова М. Н. — Ярославль: Ярославский городской центр
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения,1995.
14. Кашин А. П. Диагностическое шкалирование психофизиологических функций. //Теоретические и прикладные исследования по психофизиологии индивидуальных различий. — Казань: КГУ, 1973.— С. 4-16.
15. Кулагин Б, В. Основы профессиональной психодиагностики. —Л.: Медицина, 1984. 16. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Вексле™ ра. — М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1973.
17. Панасюк А, /О. Структурно-уровневый анализ динамики интеллектуального развития умственно отсталых и здоровых детей: Автореф. дисс. насоиск. уч. ст. канд. психол. наук. — Л., 1976.
18. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). — Л.: ЛГУ, 1976.
19. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. и др. — М.: Педагогика, 1983.
20. Серебрякова Р. О. Применение стандартизированного набора методик исследования интеллектуальной деятельности для решения диагностических задач при некоторых нервно-психических заболеваниях: Автореф. дисс, насоиск. уч. ст. канд. психол. наук.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.