На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной)
Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития
Индекс материала
Методика диагностики способностей зрительного восприятия (методика С.В. Филиной)
Приложения N 1-5
Все страницы

(Филина С.В. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук «Способности зрительного восприятия» (у детей 10—12 лет). Ярославль, 1995).

В основе методики лежит авторское понимание способностей зрительного восприятия, которое введено на основе исследования таких психических феноменов как способности и восприятие, а также понимание способностей в контексте концепции познавательных способностей В.Д. Шадрикова. Способности зрительного восприятия рассматриваются как сущностные качества человека, определяющие эффективность реализации функции восприятия — функции целостного отражения объективного мира.


В составе способностей зрительного восприятия выделены 4 свойства: целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированное восприятие) — свойство 1; свойство отражать многообразные детали объекта (предметы ситуации) в их полноте и точности — свойство 2; свойство отражать незаметные и замаскированные детали объекта (предметы ситуации) в их полноте и точности — свойство 3; свойство адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации (дифференцированное восприятие) — свойство 4. Эти свойства обнаруживаются в процессе реализации целостного зрительного восприятия такого вполне естественного и привычного для перцепции объекта как цветная фотография реалистической картины, в реальном масштабе времени, в обычных условиях жизнедеятельности.

Выделено 11 показателей продуктивности способностей зрительного восприятия, из них 8 показателей — количественные и 3 — качественные.


СВОЙСТВО 1:
1) СМЫСЛ 1 — уровень восприятия смысла картины при ее недифференцированном восприятии;
2) ВРЕМЯ — время, необходимое для формирования СМЫСЛА 1;
СВОЙСТВО 2:
3) В_ДЕТ — общее количество воспринятых деталей объекта (предметов ситуации), в т.ч. незаметных;
4) ПР-НО_ДЕТ — количество правильно воспринятых деталей (предметов ситуации);
5) НЕПР_ДЕТ — количество неправильно воспринятых деталей (предметов ситуации);
СВОЙСТВО 3:
6) В_НЕЗАМ — общее количество воспринятых незаметных (замаскированных) деталей объекта предметов ситуации);
7) ПР-НО_НЕЗАМ — количество правильно воспринятых незаметных деталей объекта (предметов ситуации);
8) НЕПР_НЕЗАМ — количество неправильно воспринятых незаметных деталей объекта (предметов ситуации);
СВОЙСТВО 4:
9) СМЫСЛ 2 — уровень восприятия смысла картины по завершении самостоятельного рассматривания картины, при дифференцированном восприятии;
10) ПОДСКАЗКИ— количество подсказок (наводящих вопросов), данных экспериментатором, чтобы помочь испытуемому сформировать более целостный, полный и точный смысл картины;
11) СМЫСЛ 3 — уровень восприятия смысла картины после подсказок.
В результате обследования по методике можно получить: 1) качественно-количественные показатели продуктивности способностей зрительного восприятия;
2) данные о качественном составе внутренних механизмов способностей зрительного восприятия — операционных механизмов, регулирующих механизмов и степени осознанности процесса восприятия. Их анализ позволяет судить об индивидуальном своеобразии способностей зрительного восприятия (то есть индивидуальном способе взаимодействия со средой при ее восприятии). На уровне продуктивности результат у разных индивидов может быть одинаков, но достигнут разными путями. Знание индивидуального своеобразия способностей позволяет понять причины той или иной продуктивности, а также наметить способы коррекции способностей.
Исследование способов обработки информации, которые субъект может использовать при восприятии, позволило выделить 13 таких способов: ассоциация, группировка по визуальным признакам, группировка по смысловым признакам, соизмерение, выделение опорного пункта, перекодирование, достраивание, структурирование, схематизация, упорядоченное сканирование, сериационная организация материала, классификация, аналогия.
Эти способы рассматриваются как операционные механизмы способностей зрительного восприятия. Конкретный человек, как правило, не владеет всем набором операционных механизмов, а применяет лишь некоторые из них. Набор операционных механизмов, представляющих собой внутренние психологические механизмы способностей, характеризует их качественную специфику и своеобразие и непосредственно влияет на продуктивность восприятия.
Методика апробирована на детях в возрасте от 10 до 12 лет, хотя обследование детей более старших возрастов и даже взрослых позволяет получать достаточно дифференцированную информацию и количественнокачественную характеристику способностей зрительного восприятия.
Методика состоит из четырех серий
I серия направлена на диагностику свойства способностей зрительного восприятия. По завершении серии экспериментатор задает несколько вопросов на изучение операционных механизмов.
II серия направлена на диагностику свойств 2 и 3 способностей зрительного восприятия.
III серия направлена на диагностику свойства 4 способностей зрительного восприятия. Кроме того, при неадекватном или неточном (неполном) восприятии
смысла в III серии проводится дополнительная серия III а,
которая направлена на коррекцию восприятия смысла испытуемым при помощи «подсказок» экспериментатора. Возможность использования «подсказок» и их количество является одним из показателей продуктивности способностей зрительного восприятия.
IV серия направлена на исследование внутренних механизмов способностей — операционных и регулирующих механизмов, а также степени осознанности процесса восприятия испытуемым.
Методика проводится только индивидуально. Присутствие экспериментатора необходимо в течение всего времени обследования. Поэтому важно перед его началом установить контакт с испытуемым, заинтересовать предстоящей работой. Ситуация заинтересованности при добровольном участии испытуемого является наиболее адекватной для тестирования познавательных способностей (в ситуации принудительности и незаинтересованности усиливается мотивация социального одобрения — неодобрения, происходит подавление познавательных способностей).
Ответы испытуемого фиксируются в протоколе. Он состоит из двух листов. На листе N 1 идет регистрация и затем обработка качественно-количественных показателей продуктивности способностей зрительного восприятия; на листе N 2 записываются данные, связанные с изучением операционных механизмов, а также «подсказки» и ответы на них испытуемого. Эти результаты (их количество, длина ответа) трудно заранее однозначно определить и структурировать, поэтому для удобства они вынесены на отдельный лист протокола.


ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ от 10 до 20 мин.


МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ: цветная фотография репродукции картины В.Е. Маковского «Без хозяина» (в дальнейшем просто «картина») размером 15 х 22, бланки протокола, ручка, опросник на изучение внутренних механизмов способностей зрительного восприятия, список «подсказок».
Процедура проведения методики
Перед началом работы испытуемому дается ввод-
ная инструкция, которая ориентирует его в том, что 81
будет происходить, снять излишнюю тревогу и напряженность, сосредоточиться, вызвать заинтересованность и установку на наблюдение за внутренними процессами, происходящими при рассматривании картины.
Вводная инструкция. «Вам на уроках показывают иногда фотографии или репродукции картин? (Как правило, испытуемые отвечают утвердительно. Если нет, можно напомнить, что какие-то репродукции ученики видели в учебниках по истории, родному языку, литературе и выполняли по ним задания учителя.) Вот и я покажу тебе сейчас фотографию картины, ты ее будешь рассматривать, а я — задавать по ней разные вопросы. Это несложные вопросы, на которые, я уверена, ты без труда ответишь. Но вопросы эти необычные, учителя таких вопросов, как правило, не задают. Для меня важно понять, как ты рассматриваешь картину, что при этом происходит у тебя в голове. Поэтому попробуй и сам (а) обратить на это внимание, а я буду помогать тебе вопросами. Поскольку у разных ребят это может происходить по-разному, какие-то вопросы тебя не будут касаться. Если было что-то похожее, о чем я спрашиваю, в момент рассматривания картины, попробуй об этом сказать, если нет, значит, так и говори: «Такого не было». Специально придумывать ничего не надо.
Если при чтении книг или выполнении письменных работ ты используешь очки, то одень их, пожалуйста. Ты готов (а)?»
При утвердительном ответе испытуемого экспериментатор переходит к I серии. Если у испытуемого есть вопросы, нужно на них ответить.


Серия I


Инструкция испытуемому: «Сейчас я покажу тебе фотографию картины, о которой говорила. Ты посмотри на нее и попробуй, особенно не рассматривая детали, сказать, что на ней изображено. Не надо перечислять отдельные предметы, попробуй увидеть, какой общий смысл картины и сделай это как можно быстрее». Экспериментатор кладет фотографию перед испытуемым. Как только испытуемый начинает отвечать, экспериментатор убирает репродукцию и записывает 82 ответ в лист N 1 протокола. 
Примечание. Если испытуемый начинает перечислять предметы, изображенные на фотографии картины, его останавливают: «Нет, перечислять предметы пока не надо. Попробуй коротко, одним предложением, сказать, что здесь показано (общий смысл картины)».
Затем экспериментатор задает вопросы на исследование некоторых операционных механизмов способностей зрительного восприятия и фиксирует ответы в листе N 2 протокола.


Серия II


Направлена на диагностику свойства 2 — отражать многообразные детали объекта в их полноте и точности, и свойства 3 — отражать незаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.
Всего на картине изображена 31 деталь (предмет), из них 9 незаметных. В качестве незаметных деталей условно были приняты те, которые восприняли 50 и менее процентов испытуемых экспериментальной выборки. Как показал анализ, незаметными (замаскированными) выступают, как правило, детали небольших размеров, или неяркие, или изображенные частично). Общий список деталей (предметов) картины дан в таблице 1.


Инструкция испытуемому: «Теперь я положу перед тобой картину и больше не буду ее убирать (экспериментатор кладет фотографию перед испытуемым). Ты можешь рассматривать ее, сколько захочешь. А я попрошу тебя сейчас перечислить все предметы, которые ты видишь на этой картине, стараясь ничего не пропустить. Если будут предметы, названия которых ты не знаешь, покажи их, пожалуйста, пальцем».
Экспериментатор записывает ответы испытуемого в лист N 1 протокола. По окончании ответа экспериментатор спрашивает у испытуемого: «Это все, или ты можешь что-нибудь еще добавить?» (вопрос стимулирует включение регулирующих механизмов). При отрицательном ответе экспериментатор ставит прочерк в соответствующей графе протокола, при положительном — записывает дополнительный ответ испытуемого.


Серия III
Направлена на диагностику свойства 4 — адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации (дифференцированное восприятие). 
Инструкция испытуемому: «Теперь, после того как ты подробно рассмотрел (а) всю картину, увидел (а) много разных предметов, как ты ответишь на вопрос: «Что здесь изображено (какой общий смысл картины) ? ».
Экспериментатор записывает ответ в лист N 1 протокола.


Серия IIIа (дополнительная)
Проводится при неадекватном или неполном восприятии смысла испытуемым в III серии. Направлена на коррекцию и расширение восприятия смысла испытуемым при помощи подсказок. Экспериментатор, используя список наводящих вопросов («подсказок», Приложение 3), обращает внимание испытуемого на ключевые детали картины, которые тот не заметил или неадекватно воспринял. Фиксирует вопросы, которые были заданы, и ответы на них в лист N 2 протокола. Если испытуемый способен воспользоваться подсказками (начинает сомневаться в своей версии смысла, после восприятия новых ключевых деталей с помощью экспериментатора строит новые гипотезы) экспериментатор продолжает давать «подсказки», добиваясь полного и адекватного восприятия смысла картины. В противном случае (испытуемый как бы «не замечает» ключевых деталей или воспринимает их неадекватно, несмотря на «подсказки») экспериментатор перестает давать «подсказки». По завершении «подсказок» экспериментатор снова спрашивает: «Теперь, после того как мы вместе с тобой рассмотрели картину, заметили разные предметы, посмотри еще раз на картину и подведи итог тому, что ты увидел: «Что изображено на картине? Что это за человек, какого он пола, возраста, чем занимался, что делает сейчас?».
Экспериментатор записывает ответ в протокол.


Серия IV
Направлена на диагностику операционных и регулирующих механизмов способностей зрительного восприятия, а также степени осознанности процесса восприятия.
Инструкция испытуемому: «Я задам тебе еще несколько вопросов по тому, как ты рассматривал (а) картину».
Экспериментатор задает вопросы из «Опросника 84 для исследования операционных механизмов способностей зрительного восприятия» (Приложение 2) и записывает ответы в лист N 2 протокола. По окончании экспериментатор говорит: «На этом наша работа закончена. Спасибо».


Примечание
1. Тест-объект находится перед глазами испытуемого в течение всего эксперимента (за исключением момента после I серии, когда экспериментатор задает вопросы). Это является важным условием, т. к.: а) не искажается нормальное протекание процесса восприятия и разворачивание перцептивной деятельности, в отличие от большинства исследований восприятия с применением тахистоскопического предъявления объектов на регламентированное время; б) соответствует одной из основных характеристик способностей зрительного восприятия, согласно которой — это способности, которые обеспечивают адекватное отражение объекта в процессе непосредственного взаимодействия с ним.
2. Эксперимент проводится при нормальном рабочем освещении, естественном или искусственном.
3. Коррекция зрения для лиц, имеющих отклонения от нормального зрения (= 1), необходима, чтобы для всех испытуемых создать одинаковые «стартовые» условия и исключить влияние фактора аномалии рефракции глаза.
4. На первый взгляд, применение изложенной процедуры, включающей несколько серий, каждая со своими инструкциями, двумя листами протокола, опросником и списком «подсказок» может показаться сложным. Но как свидетельствует опыт автора, а также студентов, работавших под его руководством, освоение методики происходит достаточно быстро, уже после работы с 3 — 4 испытуемыми. Текст инструкций способствует органичному диалогу с испытуемым, помогающим ему организовать сознательное разворачивание перцептивной деятельности при восприятии такого привычного и естественного для школьников объекта как фотография репродукции реалистической картины. Известно, что применение любого психологического инструментария, позволяющего получить достаточно глубинную информацию о субъекте, о внутренних механизмах его психического устройства, требует определенной подготовки и опыта исследователя.


Обработка результатов


Серия I
Показатель «Смысл 1» соотносится с «Ключом к I серии» и определяется «Уровень восприятия смысла».


Серия II
Проводится качественно-количественный анализ воспринятых предметов на картине, с учетом данных «дополнительного ответа». Подсчитывается, сколько:
1) всего воспринято предметов (деталей) картины В_ДЕТ (см. таблицу 1 «Общий список деталей картины»). Иногда испытуемый в процессе восприятия предметов забывает, что какой-то предмет он уже заметил и назвал. В этом случае экспериментатор не поправляет его, повторно записывает название предмета в протокол (это нужно для определения стратегии сканирования), но при обработке повторное название вычеркивает карандашом, чтобы не сосчитать один предмет дважды.
2) Предметов воспринято правильно ПР-НО_ДЕТ.
3) Предметов воспринято неправильно НЕПР_ДЕТ. Такими предметами считаются:
1. Предметы, названные неправильно (например, «сигарета» названа «ручкой», «карандашом»; «совок для мусора» — «портфелем» и т. д., — см. таблицу 1 «Общий список деталей картины»).
2. Предметы, отсутствующие на картине («ложная тревога»).
При этом экспериментатор должен попросить показать эти предметы, чтобы исключить ошибки первого типа. Могут называть следующие отсутствующие предметы, которые на самом деле являются сочетаниями других предметов и игрой теней: зеркало, раскрытый комод с зеркалом, светильник на стене (лампада), икона, хлеб (в руке), третий стул.
Следует обратить особое внимание на предметы, которые испытуемый называет словом «что-то». Нужно попросить показать эти предметы и спросить: «На что это похоже?» Например, испытуемый говорит: «На полу что-то валяется». Экспериментатор спрашивает: «На что это похоже?» Если испытуемый дает несколько вариантов ответов, например: «на сумку, или коробку, или книгу», — записываются все ответы: «Сумка (коробка, книга)». При подсчете это учитывается как один предмет, и если все названия неправильные, то одно очко записывается в показатель НЕПР_ДЕТ. Если среди ответов есть правильный, то одно очко записывается в показатель ПР- НО_ДЕТ. Также может быть случай, когда испытуемый не дает названия, но правильно описывает перцептивные свойства предмета. Например, он говорит, показывая на ширму: «Я точно не знаю, что это такое, но это предмет, состоящий из трех частей, края деревянные, а внутри — типа ткани». При таком ответе считается, что испытуемый воспринимает его правильно, но просто не знает названия. Одно очко при этом записывается в показатель ПР-НО_ДЕТ, и экспериментатор может сообщить название предмета: «Это — ширма». Для удобства обработки названия предметов, воспринятых неправильно, можно подчеркивать карандашом одной чертой.
4) Воспринято незаметных (замаскированных) предметов В_НЕЗАМ (см. таблицу 1 «Общий список деталей картины»). Для удобства подсчета названия этих предметов можно подчеркивать карандашом двумя чертами.
5) Незаметных предметов воспринято правильно ПР-НО_НЕЗАМ.
6) Незаметных предметов воспринято неправильно НЕПР_НЕЗАМ. Результаты соотносятся с нормами для определения уровня показателя: высокий, средний или низкий (см. таблицу 2 «Результаты нормирования показателей продуктивности способностей зрительного восприятия»).


Серия III
Показатель «Смысл 2» соотносится с «Ключом к cерии III» и определяется «уровень восприятия смысла».


Серия IIIa
Подсчитывается, сколько задано «подсказок».
Показатель «Смысл 3» соотносится с «Ключом к серии III» и определяется «уровень восприятия смысла».


Серия IV
Анализируются ответы на вопросы, связанные с исследованием операционных механизмов способностей зрительного восприятия. Это ответы на вопросы, заданные после серии I, и ответы на вопросы серии IV. Ответы соотносятся с таблицей 3 «Соответствие номера вопроса и используемого способа обработки материала». Выявляется, какими операционными механизмами пользуется испытуемый. Подсчитывается их количество.


Таблица 1


Общий список деталей (предметов) картины

Название
предмета

Частота восприятия (в %)

Варианты
неправильного
восприятия

1.

Человек, мужчина

100

Женщина, служанка

2.

Ковер

98,5

 

3.

Лампа

97,0

 

4.

Картина

97,0

 

5.

Книги

96,0

 

6.

Диван
(в т. ч. спинка дивана)

94.0
24.0

 

7.

Кресло (стул)

94,0

 

8.

Перья в вазе

93,0

 

9.

Ширма

93,0

Шкаф, сервант, комод, зеркало,занавески

10.

Сигарета

90,0

Ручка, карандаш

11.

Стол

90,0

 

12.

Тряпка

87,0

Птица убитая, кошка, шкура, шапка, бумага, газета

13.

Ваза

85,0

 

14.

Сигаретница

84,0

Кружка

15.

Фартук

76,0

 

16.

Часть картины

74,0

 

17.

Совок для мусора

69,0

Книга, сумка, портфель, листы бумаги, коробка, ящик, тряпка, черепаха

18.

Скатерть

63,0

 

19.

Рубашка

62,0

 

20.

Брюки

60,0

Юбка

21.

Сигареты в сигаретнице

57,0

Карандаши, ручки, сахар, таблетки

22.

Ботинки

56,0

 

В том числе НЕЗАМЕТНЫЕ ДЕТАЛИ (ПРЕДМЕТЫ) картины:

23.

Крыло птицы (в совке)

50,0

Птица, мусор, игрушка, чучело птицы

24.

Часть кресла (стула)

50,0

Раскладушка, пианино, комод

КЛЮЧ к серии I


Оценивается уровень развития свойства 1 — свойства целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированное восприятие). Целостное, адекватное (полное и точное), недифференцированное восприятие смысла картины включает три основных элемента:
1. ЧЕЛОВЕК РАБОТАЛ (человек после работы; рабочий; человек убирал комнату; уставший человек).
2. ОТДЫХАЕТ (сидит, курит сигарету).
3. МЕЧТАЕТ (думает; воображает; представляет).
Возможны четыре уровня недифференцированного восприятия смысла картины.


УРОВЕНЬ 1. Неадекватное восприятие: неправильное восприятие смысла картины. Возможны варианты:
Человек отравился.
Сидит больной мальчик.
Человека бросили.
Плохое настроение.
Мина вдохновения (сочиняет стихи).


УРОВЕНЬ 2. Фрагментарное восприятие: воспринимаются отдельные фрагменты картины, отсутствует целостное восприятие. Возможные варианты:
Человек сидит, курит.
Человек держит в руке тряпку.
Человек думает о чем-то.


2. Способности восприятия (перцептивные процессы)


УРОВЕНЬ 3. Целостное, точное, но не полное восприятие смысла картины. Возможные варианты: Отдыхает рабочий после своей работы.
Человек прибирался в комнате и сел отдохнуть. УРОВЕНЬ 4. Целостное, полное и точное восприятие смысла картины (восприняты все три элемента картины, образующие ее смысл при недифференцированном восприятии). Возможные варианты:
Человек работал, теперь отдыхает и о чем-то мечтает. Человек убирал комнату, сейчас сидит, курит сигарету, что-то представляет.
Интерпретация результатов: уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированное восприятие); уровень 3— показатель среднего уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.


КЛЮЧ к серии III


Оценивается уровень развития свойства 4 — свойства адекватно (полно и точно) отражать объект целостным на основе его детализации (дифференцированное восприятие). Целостное, полное и точное дифференцированное восприятие смысла картины включает шесть элементов:
1. МАЛЬЧИК (мужчина; подросток; парень).
2. ПРИСЛУГА (слуга; работник; рабочий; уборщик).
3. УБИРАЛ КОМНАТЫ (убирался; занимался уборкой; вытирал пыль и мыл полы).
4. В ОТСУТСТВИЕ ХОЗЯИНА (зная, что хозяина нет дома; хозяин куда-то ушел; дома никого нет).
5. ПРЕРВАЛ РАБОТУ (решил отдохнуть; сделал перекур; сидит, курит сигарету).
6. ИЗОБРАЖАЕТ ХОЗЯИНА (пытается представить себя на месте хозяина; мечтает о том, чтобы быть хозяином; хочет почувствовать себя в его роли).
Так же как и в серии I, возможны четыре уровня, но уже дифференцированного восприятия смысла картины.


УРОВЕНЬ 1. Неадекватное восприятие: неправильное восприятие смысла картины. Возможные варианты:
Мальчик, сын хозяина, переоделся для уборки. Убирал комнату, теперь отдыхает и планирует, что будет делать дальше.
Человек живет в этой комнате, сделал уборку, а теперь отдыхает.
Художник рисовал картину, а теперь отдыхает и любуется на то, что нарисовал.
Мальчика побил хозяин, у него потекла кровь из носа, и он держит голову вверх.
Девочка нянчилась с ребенком, устала, села отдохнуть и мечтает, как бы ей поиграть.


УРОВЕНЬ 2. Фрагментарное восприятие: воспринимаются отдельные фрагменты картины, отсутствует целостное восприятие. Возможные варианты:
Человек сидит в красивой комнате, в одной руке держит сигарету, в другой — тряпку.
Отдыхающий мальчик с трубкой, который работал.
Он вытирал пыль.
Мужчина что-то делал на кухне, смотрит на какой- то предмет, думает, как получше отдохнуть.


УРОВЕНЬ 3. Целостное, точное, но не полное восприятие смысла картины. Возможные варианты:
Слуга убирал комнаты, а теперь сидит, отдыхает.
Слуга пытается представить себя хозяином.
Рабочий мечтает о такой же квартире, хочет быть свободным и богатым.


УРОВЕНЬ 4. Целостное, точное и полное восприятие смысла картины (восприняты все шесть элементов картины, образующие ее смысл при дифференцированном восприятии). Возможные варианты:
Мальчик-прислуга, убиравший комнаты, решил отдохнуть. И зная, что хозяина нет дома, попробовал представить себя на его месте: развалился в его кресле, взял его сигарету и воображает себя хозяином.
Мужчина, прислуга, занимался уборкой (пыль смахивал, полы мыл), отдыхает, курит и мечтает быть хозяином, когда хозяина нет дома.
Интерпретация результатов: уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект на основе полноты его детализации (дифференцированное восприятие); уровень 3 — показатель среднего 91
уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.
Заключение о продуктивности способностей зрительного восприятия
Первичные результаты диагностики способностей зрительного восприятия подвергаются обработке и анализу для получения характеристики сущностных качеств этих способностей у конкретного индивида. Специфика продуктивности способностей зрительного восприятия может быть раскрыта с помощью качественных и количественных показателей.
Качественные показатели характеризуют уровень развития свойств 1 и 4 — свойств целостного и адекватного (полного и точного) отражения объекта восприятия: высокий, средний, низкий. Путем анализа протокола (лист N 1) и соотнесения с «Ключами» соответствующих серий получают следующие качественные показатели: СМЫСЛ 1; СМЫСЛ 2; СМЫСЛ 3.
Показатель СМЫСЛ 1 характеризует уровень развития свойства 1 способностей зрительного восприятия. При этом уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект при отсутствии его детализации (недифференцированном восприятии); уровень 3 — показатель среднего уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.
Показатели СМЫСЛ 2 и СМЫСЛ 3 (вместе с ПОДСКАЗКАМИ) характеризуют уровень развития свойства 4 способностей зрительного восприятия. При этом аналогично уровень 1 и уровень 2 — показатели низкого уровня развития свойства целостно и адекватно (полно и точно) отражать объект на основе полноты его детализации (дифференцированное восприятие); уровень 3 — показатель среднего уровня развития этого свойства; уровень 4 — показатель высокого уровня развития этого свойства.
Количественные показатели характеризуют уровень развития свойств 2 и 3 — свойств, связанных с отражением многообразных деталей объекта, в т. ч. незаметных, в их полноте и точности. Получают количественные показатели путем обработки протокола (лист N 1) и соотнесения с «Общим списком деталей 92 (предметов) картины». 
Показатели свойства 2: В_ДЕТ; ПР-НО_ДЕТ; НЕ- ПР_ДЕТ; Показатели свойства 3: В_НЕЗАМ; ПР- НО_НЕЗАМ; НЕПР_НЕЗАМ; Показатель свойства 4: ПОДСКАЗКИ.
Результаты соотносятся с нормами для определения уровня развития показателей: высокий, средний или низкий (таблица 2).
Заключение о внутренних механизмах способностей зрительного восприятия (по результатам опросника)
Качественное своеобразие внутренних психологических механизмов способностей зрительного восприятия — операционных механизмов, может быть получено на основе ответов испытуемого на опросник. Ответы испытуемого (лист N 2 протокола) соотносят с таблицей 3 «Соответствие номера вопроса и используемого способа обработки материала» и делают вывод о наличии у него тех или иных операционных механизмов, наличии регулирующих механизмов, степени осознанности процесса восприятия и эмоциональном отношении к тест-объекту.
Вопросы № 1 — 14 касаются операционных механизмов. Утвердительные ответы на них являются индикаторами их наличия у испытуемого. Описание операционных механизмов дано в Приложении 4.
Развитие операционных механизмов способностей зрительного восприятия может происходить в двух направлениях: 1) увеличение набора способов обработки воспринимаемого материала; 2) развитие умения их использовать. Последнее дает возможность субъекту управлять, в определенной мере, процессом восприятия. Показателем такого умения является наличие регулирующих механизмов в структуре внутренних психологических механизмов способностей зрительного восприятия. То есть наличие регулирующих механизмов показывает, что теперь становится возможной регуляция процесса восприятия со стороны субъекта в отличие от периода, когда такая регуляция была обусловлена, в значительной степени, свойствами воспринимаемого материала. По-видимости, возможности управления процессом восприятия со стороны субъекта не так велики, по сравнению, например, с процессами памяти и мышления, восприятие — это более непосредственный психический процесс, тесно связанный с психофизиологическими особенностями функционирования зрительного анализатора. Тем не менее, появление регулирующих механизмов свидетельствует о более высоком уровне развития способностей зрительного восприятия.
Диагностика регулирующих механизмов осуществляется с помощью трех вопросов опросника: N 10, 16, 17. Положительные ответы на эти вопросы позволяют зафиксировать наличие таких основных регулирующих приемов как планирование, оценка результатов и коррекция: наличие какого-то плана осмотра тест-объекта; использование специальных контролирующих приемов в процессе восприятия; проверка (повторный осмотр) уже воспринятого. Следует отметить, что все три приема имеются лишь у пятой части детей 10 — 12 лет (21 %); два действия — у трети (32 %); одно действие, и это наиболее простое контролирующее действие (проверка уже воспринятого) — у 40 %; полностью отсутствуют регулирующие действия — у 7 % испытуемых выборки.
На оценку степени осознанности процесса восприятия были направлены пять вопросов опросника: N 15, 18, 19, 20 и 21. Вывод о степени осознанности процесса восприятия испытуемым делается следующим образом: приписывается по одному баллу при положительных ответах на вопросы 18 и 19 (о простой и сложной для восприятия частях картинв1); за вопрос 15 — при наличии ответа:

«Был порядок осмотра», — если этот порядок в общих чертах совпадал с реальным порядком осмотра в серии II; за вопрос 20 — при наличии ответа: «Смысл картины достаточно сложен для восприятия» либо «Смысл картины воспринять легко» — при реальной легкости этой задачи для испытуемого (в I и III сериях он достигает самостоятельно уровня восприятия смысла 3 или 4); за вопрос 21 — при наличии положительного ответа на вопрос либо отрицательного («ничего не мешало воспринимать картину») при реальной легкости этой задачи для испытуемого (аналогично ответу на вопрос 20). Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, равно пяти: 5 баллов свидетельствуют о хорошей степени осознанности процесса восприятия испытуемым, 0 баллов — о минимальной.
Оценка степени осознанности процесса восприятия также позволяет получить косвенное представление об операционных механизмах способностей зрительного восприятия. Дело в том, что при непроизвольном восприятии, представляющем собой слабоосознаваемый процесс, сложно говорить о регуляции им со стороны субъекта, как умении использовать приобретенные в течение жизни способы обработки воспринимаемого материала. Очевидно, непроизвольное восприятие осуществляется преимущественно с опорой на функциональные механизмы, какие-то непроизвольные, врожденные способы восприятия информации. Вот почему, когда у субъекта нет специальной задачи воспринять материал, который находится достаточно длительное время в поле зрения испытуемого, он затрудняется сообщить о нем определенную информацию. При произвольном восприятии, когда перед испытуемым стоит специальная задача по восприятию объекта, разворачивается перцептивная деятельность, в ходе которой используются различные приобретенные способы обработки воспринимаемого материала, он может дать определенный самоотчет об этом объекте. Чем более развиты регулирующие механизмы в структуре способностей зрительного восприятия и чем более осознанно протекает этот процесс, тем более эффективно субъект использует свои операционные механизмы, потому что он может сознательно организовать свое восприятие: он планирует, оценивает результат, корректирует его при необходимости. С другой стороны, наличие самой по себе специальной задачи на восприятие, предполагающей включение произвольного восприятия, как правило, повышает степень осознанности процесса восприятия даже при отсутствии регулирующих механизмов. Поэтому судить об уровне развития регулирующих механизмов только по степени осознанности процесса восприятия нельзя.
Таким образом, создавая определенную мотивацию и заинтересованность, четко поставив специальную задачу на восприятие, можно добиться достаточно хорошей осознанности процесса восприятия у детей 10—12 лет, у которых уровень развития регулирующих механизмов, чаще всего, невысок. Этот факт можно использовать для развития способностей зрительного восприятия.


Получена определенная типология способностей зрительного восприятия. У детей 10— 12 лет обнаружены 4 типа с разными сочетаниями уровней развития свойств способностей зрительного восприятия.
1- й тип (43%) — все свойства неразвиты, низкий уровень продуктивности. Сформированный образ чаще всего является целостным неадекватным или фрагментарным при низком уровне отражения полноты деталей, но при хорошем качестве (отражают мало, но правильно).
2- й тип (35%) — «аналитики с ошибками». При среднем уровне развития свойств 2 и 3 и склонностью к ошибкам, низкий уровень развития свойств 1 и 4. Сформированный образ, как правило, также является целостным неадекватным или фрагментарным при среднем уровне отражения полноты деталей, но невысоком качестве (отражают много, но достаточно часто ошибаются).
3- й тип (8 %) — «аналитики с высокой точностью и тенденцией к синтезу». Высокий уровень развития свойств 2 и 3 при среднем уровне развития свойств 1 и 4. Сформированный образ обычно является целостным адекватным, но не вполне точным и полным, хотя уровень отражения деталей высокий и число ошибок невелико (затруднения в интеграции деталей при их большом числе).
4- й тип (14 %) — «синтетики с высокой точностью и тенденцией к аналитичности». Высокий уровень развития свойств 1 и 4, свойств целостного восприятия при среднем уровне развития свойств 2 и 3. Сформированный образ, чаще всего, является целостным, точным, но не совсем полным из-за среднего уровня отражения полноты деталей, низкого уровня отражения незаметных деталей, однако при высоком качестве отражения (отражают не все детали, но делают это почти безошибочно). Показатели средних значений по четырем типам способностей зрительного восприятия даны в таблице 4 «Сводная таблица показателей средних значений (х) по четырем „типам" способностей зрительного восприятия».


На основании оценки уровня развития показателей всех четырех свойств способностей зрительного восприятия, заключении об операционных механизмах можно сделать выводы о своеобразии формирования зрительного образа и дать характеристику способностей зрительного восприятия обследуемого следующим образом:
- оценить уровень развития каждого из четырех свойств способностей зрительного восприятия;
- отнести обследуемого к определенному типу способностей зрительного восприятия;
- дать прогноз качества формируемых зрительных образов при восприятии естественных целостных объектов реальности;
- сделать заключение о качественном составе используемых испытуемым способов обработки воспринимаемого материала;
- объяснить результаты полученной продуктивности и на основе этого наметить пути развития способностей зрительного восприятия у ребенка.
Представление об уникальности способностей зрительного восприятия конкретного ребенка дают две
«характеристики способностей» детей, обладающих, соответственно, низкой и высокой продуктивностью способностей зрительного восприятия. «Характеристики» подготовлены по результатам диагностики по предложенной методике (Приложение 5).

 


 


Приложение 1

картина

ТЕСТ-ОБЪЕКТ. Фотография репродукции картины В.Е. Маковского «Без хозяина»

Приложение 2


Опросник для исследования операционных механизмов способностей зрительного восприятия


Вопросы к серии I
1. Ты знаешь, что все картины имеют какое-то название. Назвал (а) ли ты каким-нибудь словом или дал(а) название той картине, которую сейчас рассматривал (а) ?
2. О чем ты подумал (а), когда увидел (а) картину?
3. Не возник ли в голове какой-то другой образ, картинка, чем-то связанные с этой? (Это не обязательно должно быть связано с картинами, а может напоминать что-то из твоей собственной жизни.)
4. Какие предметы, детали бросились в глаза прежде всего? Почему?
5. Выделил (а) ли ты какие-то предметы как основные, важные, другие как второстепенные?
6. Называл (а) ли ты про себя (в уме) словами предметы, которые воспринимал (а) при рассматривании картины?
7. Ты успел (а) увидеть всю картину целиком или рассмотрел (а) только какую-то ее часть? Почему
именно эту часть?

Вопросы к серии IV
8. Пытался (ась) ли ты как-нибудь изменить увиденное на картине, чтобы лучше воспринять ее смысл (например, мысленно дорисовать, увидеть в другом цвете, что-либо стереть, передвинуть на другое место)?
9. То, что изображено на картине, тебе нравится, не нравится, безразлично? (При этом приписывается значение оценки соответственно 2, 1, 0.)
10. Был ли у тебя какой-то план (порядок) осмотра картины или ты называл (а) те предметы, которые как бы сами попадались на глаза?
11. Было ли тщательное рассматривание каких-либо участков картины, всей картины целиком? Если было, то как ты это делал (а) ? (Что значит для тебя «рассматривать тщательно»?)
12. Когда ты рассматривал (а) картину, было ли такое, что сначала ты рассмотрел (а) предметы на переднем плане, потом на заднем или сначала— все крупные, потом мелкие; или яркие, заметные, потом незаметные; или понятные, потом — непонятные или как-то еще?
13. Пытался (ась) ли ты найти сходство картины или ее частей с чем-то виденным ранее?
14. Попробуй сравнить «на глаз» ширину двух половинок ширмы, средней и правой, ближней к тебе, — они одинаковые или разные? Если разные, то какая больше?
15. Сейчас я задам тебе трудный вопрос, но ты все же попробуй на него ответить: когда ты рассматривал (а) картину в первый раз и потом, когда перечислял (а) предметы, у тебя был одинаковый порядок в осмотре (в переходах от одной части картины к другой) или разный? Если разный, то назови оба варианта. (Вопрос задается при наличии положительного ответа на вопрос 10.)
16. Ты каким-то образом контролировал (а) себя при восприятии? Если да, то как ты это делал (а)?
17. Не было ли такого, что ты возвращался (ась) взглядом в те части картины, где предметы ты уже назвал (а), чтобы проверить себя (не пропустил (а) ли чего) ?
18. Какая часть (предмет) картины показалась тебе наиболее сложной для восприятия? Какой предмет был наиболее непонятным?
19. Какая часть (предмет) картины была воспринята легче всего?
20. Как тебе показалось, смысл картины достаточно сложен для восприятия и чтобы его понять, нужно внимательно рассмотреть все предметы или смысл легко уловить сразу? Если смысл понять сложно, то когда ты это понял (а)?
21. Как ты думаешь, тебе что-нибудь мешало воспринимать картину?
Примечание к вопросу 14. Величина половинок ширмы соответственно 22 и 18 мм, т. е. разница между ними — 4 мм (при дифференциальном пороге для этих 100 величин 0,45 мм).


Таблица 3
Соответствие номера вопроса и используемого способа обработки материала

Номер
вопроса

Индикатором какого способа обработки материала является вопрос

i

Наличие любого слова как какого-то вербального обозначения картины — ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ; наличие названия — СХЕМАТИЗАЦИЯ

2, 3

АССОЦИАЦИЯ

4

ГРУППИРОВКА

5

СТРУКТУРИРОВАНИЕ или ВЫДЕЛЕНИЕ ОПОРНОГО ПУНКТА (в зависимости от ответа)

6

ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ

7

СТРУКТУРИРОВАНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ ОПОРНОГО ПУНКТА или СХЕМАТИЗАЦИЯ (в зависимости от ответа)

8

ДОСТРАИВАНИЕ

10, 11, 15

СКАНИРОВАНИЕ

12

ГРУППИРОВКА, СЕРИАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА или СТРУКТУРИРОВАНИЕ (в зависимости от ответа)

13

АССОЦИАЦИЯ или АНАЛОГИЯ (в зависимости от ответа)

14

Ответ: «Средняя больше» расценивается как индикатор наличия механизма СОИЗМЕРЕНИЕ

10, 16, 17

РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ

15, 18, 19, 20, 21

СТЕПЕНЬ ОСОЗНАННОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ

9

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТЕСТ-ОБЪЕКТУ



Примечание. Утвердительные ответы на эти вопросы свидетельствуют об использовании испытуемым данного способа обработки воспринимаемого материала.
Кроме ответов испытуемых на специальные вопросы, направленные на выявление тех или иных способов обработки, следует проанализировать также ответы на следующие вопросы, которые задаются в процессе диагностики.
1. В I серии вопрос: «Что изображено на картине?». Ответ в виде названия может свидетельствовать о наличии механизма схематизации, например, «Минута отдыха», «Вдохновение».
2. Во II серии — «Перечисли все предметы, которые ты видишь на этой картине, стараясь ничего не пропустить». Ответ может быть индикатором различных операционных механизмов, в зависимости от того, в каком порядке называет предметы испытуемый: группировки, выделения опорного пункта, сериационной организации материала.
3. О наличии механизма структурирования также можно судить по ответу на вопрос III серии: «Что изображено на картине?» Достижение испытуемым третьего или четвертого уровня восприятия смысла свидетельствует об установлении им внутренних отношений между предметами картины, выделении главного и второстепенного, т. е. о восприятии внутреннего строения картины.
Для некоторых способов обработки нет специальных вопросов. Их наличие может быть обнаружено при анализе ответов испытуемого на вопросы о других механизмах. Например, индикатором механизма классификации может служить следующий фрагмент ответа: «Одежда: рубашка, брюки, ботинки, фартук»; или: «Детали интерьера: шкаф, диван, стол, стулья, картины». То есть главным признаком будет служить, в соответствии с определением механизма «классификации», наличие известного общего признака выделенного класса. Для механизма «перцептивный план» индикатором может служить выделение группы опорных пунктов. Для механизма «соизмерение», помимо ответа на специальный вопрос, индикатором является выделение испытуемым Ю2 отношений величин предметов по типу «больше — меньше»: «Сначала я выделил большие предметы: стол, диван; потом поменьше: лампа, картины; потом совсем маленькие: тряпка, пепельница, сигарета». Такой ответ свидетельствует о наличии одновременно двух механизмов — «соизмерения» («большие, поменьше, совсем маленькие») и «сериационной организации материала» (упорядочение по величине).
Вопросы 1 — 7 задаются испытуемому после I серии в отсутствие картины, остальные вопросы — в IV серии при наличии тест-объекта в поле зрения испытуемого. Задавание всех вопросов в IV серии приводит к забыванию каких-то явлений, возникающих в ходе первичного недифференцированного восприятия.


БЛАНК ПРОТОКОЛА (лист N 1)


Серия I
1. Воспринятый смысл (Смысл 1)
Уровень восприятия смысла


Серия II
2. Воспринятые предметы
3. Дополнительный ответ (после вопроса экспериментатора)
Воспринято деталей (В_ДЕТ)
Из них: правильно (ПР-НО_ДЕТ)
неправильно (НЕПР_ДЕТ)
Воспринято незаметных деталей (В_НЕЗАМ)
Из них: правильно (ПР-НО_НЕЗАМ)
неправильно (НЕПР_НЕЗАМ)


Серия III
4. Смысл, воспринятый после подробного рассматривания картины
(Смысл 2)
Уровень восприятия смысла
Серия IIIа (дополнительно)
5. Дано подсказок  
6. Смысл, воспринятый после наводящих вопросов
(Смысл 3)
Уровень восприятия смысла


БЛАНК ПРОТОКОЛА (лист N 2)
Серия I
Ответы испытуемого на вопросы «Опросника» после I серии.
1.
2-
3.
4.
5.
6.
7.


Серия IIIа
Подсказки Ответы испытуемого
_____________
_____________
_____________


Серия IV
Ответы испытуемого на вопросы IV серии.
9.
10
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.


Приложение 3
Перечень наводящих вопросов-подсказок
(38 вопросов)


I. К группе ключевых деталей «Пол, возраст человека»
1. Какое лицо у человека— старое или молодое?
2. Какая у него прическа?
3. Эта прическа не похожа на мужскую?
4. Как одет человек?
5. Рубашка, брюки, ботинки — это мужская одежда?


II. К группе ключевых деталей «Социальная роль человека» .
1. Как человек одет?
2. Эта одежда бедная или богатая?
3. Какая обстановка в комнате?
4. Эта обстановка бедная или богатая?
5. Может ли такой человек жить в этой комнате? (Обстановка комнаты и внешний вид человека соответствуют друг другу?)
6. Что человек здесь делает?
7. Какое время изображено на картине — современное или прошлое, старинное?
8. Ты знаешь, что раньше в богатых домах были слуги, а сами хозяева уборкой не занимались?
9. Может быть, хозяев нет дома и потому слуга так по-хозяйски развалился?


III. К группе ключевых деталей «Состояние человека»
1. Какое у человека выражение лица?
2. Какая у него поза?
3. Не похоже, что он о чем-то мечтает или что-то изображает?
4. Как тебе кажется, о чем он может мечтать или что изображает?


IV. К группе ключевых деталей «Занятие человека: что делал?»
1. Чем человек занимался до того, как сел в кресло? Почему ты так думаешь? (Контроль выделенных деталей.)
Вопросы 3—13. Экспериментатор поочередно обращает внимание испытуемого на те ключевые детали, которые тот не заметил— тряпку, совок для
мусора, крылышко для сметания пыли, щетку, фартук: «Что это?» При ошибочных ответах испытуемого он может называть эти предметы: «Это не похоже на тряпку?» и т. д.
14. Зачем эти предметы здесь изображены?


V. К группе ключевых деталей «Что делает человек сейчас?»
1. Что делает человек сейчас?
2. Что у него в правой руке?
3. Это не похоже на сигарету?
4. Почему он так сидит, развалясь?
5. Почему он не боится хозяина?


Таблица 4
Сводная таблица показателей средних значений (х)
по четырем «типам» способностей зрительного восприятия

Номер
типа

Номера показателей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

1,74

1,47

2,42

7,63

16,53

15,14

1,4

0,95

0,72

0,23

II

1,57

1,57

2,20

6,97

23,06

20,69

2,37

3,91

3,14

0,77

III

2,25

3,0

3,63

2,38

26,75

24,50

2,25

5,50

4,75

0,75

IV

2,86

3,21

3,86

2,64

19,86

19,07

0,79

1,57

1,36

0,21



где N 1 — СМЫСЛ 1;
N 2 — СМЫСЛ 2; N
3 — СМЫСЛ 3;
N 4 — число ПОДСКАЗОК;
N 5 - В_ДЕТ
N 6 — ПР-НО_ДЕТ;
N 7 — НЕПР_ДЕТ;
N 8 - В_НЕЗАМ
N 9 — ПР-НО_НЕЗАМ;
N 10 — НЕПР_НЕЗАМ

Приложение 4


Характеристика операционных механизмов способностей зрительного восприятия у детей 10-12 лет


Визуальная группировка. Выделяют в первую очередь предметы крупные, яркие (человек, диван, стол); реже — более мелкие, находящиеся на переднем плане (тряпка, совок для мусора); затем — предметы заднего плана или мелкие (книги, сигаретница, пепельница, птица). Другим основанием группировки могут быть предметы красивые, приятные (лампа, скатерть, цветы, картины) и некрасивые, неприятные (совок для мусора, мальчик, сигарета).
Смысловая группировка. Наиболее распространенное основание группировки — «предметы главные — второстепенные». Например: человек — главное, а предметы рядом с ним— второстепенное. Также встречается деление на предметы понятные, знакомые (человек, стол, стулья) и предметы непонятные, незнакомые (ширма, диван, зеркало; лампа или самовар, подсвечник; совок для мусора или обгорелая книга, ящик, портфель, сумка; часть кресла или комод, ящик, пианино; птица, чучело или мусор).
Выделение опорного пункта. Одни дети выделяли какие-то предметы, за которыми для них стояло определенное содержание: 1) человек— это главное; если есть человек, про него и рассказывается; человек, его поза, выражение лица; 2) то, что у человека в руках, — это поможет воспринять смысл картины; 3) старинная мебель — она дана, чтобы было понятно, что время старое; 4) красивая лампа — признак богатства. Другие выделяли два главных пункта: человек и обстановка. Восприятие того, что стоит за ними, поможет понять всю картину: красивая, богатая обстановка и бедный человек, они не соответствуют друг другу. «Непонятно: одет бедно, а курит богатую сигарету».
«Я никак не мог понять, почему он сидит в этой комнате: он ведь бедный, а в комнате дорогая обстановка. Может быть, у него жена много зарабатывает?»
Соизмерение. Практически все дети оперировали понятиями «больше — меньше» при рассматривании предметов картины. Такое соизмерение является не-
обходимым рабочим «инструментом» детского восприятия, т. к. с величиной предметов многие из них связывают степень важности той или иной детали изображения. Для оценки работы механизма соизмерения у испытуемых этого возраста задавался вопрос на сравнение двух величин, размеры которых незначительно отличались друг от друга, но это различие превышало дифференциальный порог в 10 раз. В частности, нужно было оценить, отличаются ли друг от друга две половинки ширмы и если да, то какая больше. Дали правильный ответ: «Средняя больше» чуть более половины выборки — 59 %. Соответственно, остальные считали, что они 1) одинаковые, не отличаются друг от друга; 2) средняя меньше. То есть механизм соизмерения при сравнении величин, значительно отличающихся друг от друга, используется всеми детьми этого возраста, но более тонкой дифференцировки он достигает только у половины испытуемых.
Достраивание. Этот механизм был зафиксирован у трети испытуемых и проявлялся в том, что дети мысленно, глядя на изображение, вносили в него какие- то изменения, чтобы картина легче воспринималась, либо такое достраивание помогало построить более целостный образ в соответствии с возникшей перцептивной гипотезой. В основном был распространен первый вариант, и достраивание было незначительным, как бы продолжавшим замысел художника: дорисовывали вторую картину, второй стул, которые были изображены неполностью; реже достраивали комнату— недостающие стены, окно, дверь. Иногда «стирали», «убирали» какие-то предметы, чтобы лучше разглядеть другие: «убрал стол, чтобы лучше разглядеть диван», «как бы стерла все предметы, смотрела только на главное — человека и что у него в руках». Некоторые пытались «подсветить» части картины: «делали» более светлым темный правый угол картины. Случаев достраивания второго типа было мало, его использовали всего пять человек: «Дорисовала метелку, тряпку, потому что их не хватало для уборки». У двух испытуемых способ достраивания из операционного механизма способностей зрительного восприятия преобразовывался, по-видимому, в механизм имажинитивных способностей. Появляющиеся в результате такого «достраивания» предметы совсем не соответствовали реальной ситуации, но зато укладывались в гипотезу автора. Так, одна девочка решила, что «человек отравился» и «дорисовала» стакан с отравой. Другой мальчик, «увидев» на полу книгу (совок для мусора), «убрал» ее на стол, «книги не должны лежать на полу», а сигарету «стер», «сигарета мешает отдыху». Только у одного испытуемого, по нашему мнению, прием достраивания как операционный механизм способностей зрительного восприятия функционирует достаточно эффективно, позволяя лучше воспринимать как изображение в целом, так и отдельные его детали: «Я увидела диван, он похож на тот, который есть у дедушки. Мысленно приблизила его, увеличила в размерах, дорисовала ножки. Полежала на нем и почувствовала, что это действительно вещь старого времени. Потом продолжила стены и картину. Нарисовала окна слева, справа стену и дверь, дальше пол голый и все прибрано. Мальчик там уже прибрал. Я представила комнату полностью и поняла, что мальчик в ней жить не может, он не подходит к ней».
Схематизация. Включение механизма схематизации проявилось в определенном упрощении воспринимаемого и, как правило, это происходило на начальном этапе восприятия, чтобы, по-видимому, облегчить задачу восприятия, вычленить сначала какой-то один аспект многопараметрической реальности. Похоже, что этот прием, так же как и ассоциации, достаточно тесно связан с эмоциональной обработкой объекта восприятия, потому что все полученные названия — «схематизации», отражают состояние человека. Были получены четыре типа схематизации: 1) человек в тяжелом состоянии или умер: «Человек отравился», «Мертвый человек», «Больная женщина», «Обморок», «Умирающий человек»; 2) человек в состоянии усталости: «Уставший повар», «Уставший человек», «После работы», «Усталость человека», «Домашний труд— тяжелый»; 3) человек в состоянии отдыха, расслабленности, наслаждения: «Отдых», «Хорошее настроение», «Наслаждение», «Отдых человека», «Лень»; 4) человек, занятый размышлениями или что-то сочиняющий: «Минута вдохновения», «Дума человека», «Сочинитель», «Думающий мальчик».
Перекодирование. Действие этого приема проявилось у испытуемых в назывании про себя тех предметов, которые они воспринимают визуально. Часто этот прием использовался детьми для регуляции восприятия: проговаривая названия воспринимаемых предметов, испытуемые как бы отмечают, что это уже воспринято. Те, у кого был выявлен этот способ в исследовании, широко пользуются им и в учебной деятельности, при работе со зрительной информацией.
Сериационная организация материала. Этот механизм, связанный с достаточно тонким различением визуальных признаков и упорядочиванием их определенным образом, обнаружен у небольшого числа испытуемых (15%). Очевидно, это связано с тем, что в возрасте 10—12 лет развитие зрительного анализатора еще не завершено. У испытуемых выборки была обнаружена сериационная организация материала по таким визуальным признакам: 1) величине предметов: большие, поменьше, совсем маленькие. «Сначала я рассмотрел самые большие предметы — человека, стол, стулья, диван, ширму; затем те, которые поменьше — лампу, вазу с цветами, картины; потом совсем маленькие — две книги, сигарету, шкуру, кружку»; 2) по положению в пространстве: предметы, расположенные на переднем плане, в центре, на заднем плане (или внизу, в середине, вверху). «Прежде всего, я посмотрела на предметы переднего плана — ковер, совок для мусора, человека; затем на то, что в середине — стол, диван, лампа, стулья, ширма; а потом, что сзади — ваза с букетом, книги, обои»; 3) по яркости, светлоте: предметы яркие, светлые; потемнее; неприметные, темные. «Сначала я обратила внимание на яркие предметы — человека (в красной рубахе и белом фартуке), лампу, картины, цветы в вазе, стол с красивой скатертью; потом посмотрела на другие, которые потемнее — ковер, диван, книги, ширму; а потом стала отыскивать темные, неприметные — совок с чем-то, стул вроде в углу стоит, сигарета».
Ассоциации. Ассоциации — это один из наиболее распространенных приемов у детей данного возраста, он отмечен у 97 % испытуемых. Возникновение ассоциаций тесно связано с формированием эмоционального отношения к тест-объекту. И они могут как помогать, так и мешать восприятию, способствуя подмене реальной визуальной информации образами памяти и представлений. Отмечены ассоциации двух типов:
1. Ассоциации, касающиеся объекта в целом, возникающие на этапе недифференцированного восприятия и связанные с эмоциональным отношением испытуемого к объекту восприятия. Это ассоциации с чем-то виденным ранее, но достаточно далеким, отстраненным от собственной жизни, и ассоциации с событиями своей жизни, сопровождаемые яркими эмоциональными переживаниями и воспоминаниями. Последние чаще способствуют неадекватному восприятию смысла картины.
2. Ассоциации, относящиеся к отдельным предметам, деталям объекта, возникающие на этапе дифференцированного восприятия.
Сканирование. Сканирование является ведущим специфичным механизмом способностей зрительного восприятия, поэтому рассмотрим его более подробно. (Еще раз уточним, что мы не касаемся глазодвигательной активности бессознательного уровня, спонтанно возникающей при восприятии любого объекта.) Выделяют упорядоченное и неупорядоченное сканирование. Под упорядоченным сканированием понимается целенаправленное перемещение взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей, а также интеграции их в целостный образ. При этом субъект может осознавать свою стратегию осмотра и управлять ею на протяжении всего процесса восприятия или на отдельных его стадиях. При неупорядоченном сканировании субъект «бесцельно» осматривает различные элементы ситуации, пока все-таки не сформирует какой-то более или менее систематический план осмотра. Эти характеристики подтвердились в нашем исследовании и получили определенную конкретизацию. В частности, были выявлены различные «маршруты считывания» информации, присущие разным типам сканирования.
Диагностика механизма сканирования как операционного механизма способностей зрительного восприятия осуществлялась во второй серии, когда испытуемого просили увидеть и назвать все предметы, которые есть на картине, стараясь ничего не пропустить. Такое задание, по нашему мнению, должно было включить механизм упорядоченного сканирования, если он, конечно, был сформирован у испытуемого. Для анализа механизма сканирования использовался следующий прием. Все поле картинв1 6BIAO поделено на 9 квадратов. На основании порядка видения и называния предметов картины для каждого испытуемого вычерчивался «маршрут считывания», который являлся индикатором его способа сканирования. Были выделены следующие способы сканирования у испытуемых выборки.
1. Структура (содержание) картины определяет «маршрут считывания». Субъект следует за объектом и заранее не планирует порядок осмотра.
1.1. Неупорядоченное сканирование или беспорядочная «скачка», когда субъект перепрыгивает от одной яркой детали к другой с многократным прохождением через одни и те же квадраты, называнием одних и тех же предметов и пропуском отдельных квадратов. Какая-либо стратегия сканирования отсутствует, что отражается и в высказываниях испытуемых: «Я просто смотрел и называл предметы».
1.2. «Маршрут считывания» определяется композиционными или перцептивными особенностями картины (особенностями объекта). Специально спланированной стратегии, предусматривающей целенаправленное прослеживание, нет, но какого-то порядка, часто не очень осознаваемого, испытуемый все же придерживается. Поэтому не распространено многократное прохождение через одни и те же квадраты, хотя встречается пропуск отдельных квадратов, где находятся незаметные, мелкие детали. Для работы В.Е. Маковского таким характерным «маршрутом считывания» является осмотр от человека и далее вокруг него по расширяющейся спирали (по часовой или против часовой стрелки). «Я смотрел на человека и предметы, которые его окружают».
2. «Маршрут считывания» определяет, в основном, сам субъект, планируя его заранее. Осмотр предметов картины идет достаточно последовательно, без пропусков отдельных квадратов и многократного прохождения через одни и те же квадраты. При этом, в отличие от способа 1.2, маршрут начинается не от яркой или важной детали, а привязан к пространству картины, чаще всего, к левому верхнему углу (очевидно, срабатывает стереотип чтения).

2.1. Осмотр идет от краев картины по периметру, с постепенным сужением к центру, по часовой или против часовой стрелки.
2.2. Осмотр идет послойно, по рядам, в горизонтальной плоскости (чаще на картине В. Маковского): нижний ряд, середина, верхний ряд; или — нижний ряд, верхний ряд, середина; или — середина, нижний ряд, верхний ряд; или — середина, верхний ряд, нижний ряд.
2.3. Осмотр идет послойно, по рядам, в вертикальной плоскости: левый ряд, центр, правый ряд; или — правый ряд, центр, левый ряд.
Для способов сканирования второго типа характерно наличие регулирующих механизмов, выполняющих функцию контроля. Это проявляется в том, что после, а иногда и в процессе реализации основного «маршрута считывания» наблюдаются возвраты к уже осмотренным частям объекта для проверки: не пропущено ли что-нибудь.
Таким образом, можно отметить два основных способа сканирования: неупорядоченное сканирование, когда «маршрут считывания» не планируется, не осознается, в основном определяется перцептивными особенностями объекта восприятия (цвет деталей, их размер, расположение и т. д.); упорядоченное сканирование, при котором порядок осмотра планирует сам субъект, но «привязывает» его определенным образом к пространству объекта. Промежуточным между ними в плане осознанного регулирования, можно считать способ, когда порядок осмотра определяется содержательными (композиционными) особенностями или логикой объекта.
Интересно, что дети достаточно четко осознают разницу между «обычным взглядом» на предмет и «внимательным взглядом» (сканированием). «Обычный взгляд» — это «взгляд беглый», «взгляд в целом», «без рассматривания деталей», «вижу то, что на глаза попадается». После такого взгляда мало что остается: «Раз — и из головы вылетело». «Внимательный взгляд дети используют, когда видят что-то новое, непонятное, плохо видимое, предметы маленькие. «Я на уроках специально „включаю" внимательный взгляд, когда новый сложный материал объясняют, пишем
изложение по картине, описываем что-нибудь». «Внимательный взгляд» характеризуется тем, что начинают рассматривать предмет «медленно», «потихонечку», «не отрывая взгляда», «вглядв1ваясв в мелочи», «все замечаешь: и предмет в целом, и детали». При этом дети отмечают, что так смотреть долго тяжело, быстро устаешь, и взгляд начинает отвлекаться на другие предметы. Последнее наблюдается чаще всего у тех, кто не овладел способом упорядоченного сканирования: они тратят много сил на внимательное всматривание, но тем не менее пропускают какие-то детали, потому что это всматривание остается беспорядочным. Рассмотрение предмета, ситуации по определенному плану, порядку, как правило, сопровождаемое контролирующими действиями, напротив, экономит силы и повышает продуктивность зрительного восприятия. «Я раньше смотрела как попало, что на глаза попадется, а потом поняла, что важно рассматривать по какому-то порядку, например, снизу вверх или по кругу от главного предмета». «Я сначала смотрю по определенному плану, а затем возвращаюсь и всматриваюсь еще раз, не пропустил ли чего».
Регулирующие действия. Их набор у детей этого возраста невелик. В основном, как было отмечено, это: 1) контролирующие действия — проверка уже воспринятого. Дети просматривают картину по несколько раз, чтобы ничего не пропустить. «Сначала прошел все по разу, а потом уточнял, перепроверял по мелочам, по непонятным вещам, откуда они здесь; 2) сознательное «включение внимательного взгляда» после того, как дети осознают, что картина сложная для восприятия. И соответственно, начинают рассматривать по определенному плану, частичками, медленно; 3) активное использование приема перекодирования, с одновременным применением повторения — способа обработки, характерного для мнемических способностей: «Я находила предмет глазами, например лампу, и говорила про себя: „Это лампа". Потом про себя отмечала, что этот предмет я уже назвала» или «Я в уме повторяла названия предметов и откладывала, что „это" я уже заметила»; 4) один мальчик при восприятии деталей картины «шел» не от воспринимаемого объекта, а от апперцепции (имеющихся у него представлений о старинном доме: «Я внушал себе, что на картине нужно отыскивать все, что нужно для старинного дома»).
Осознанность. В целом степень осознанности процесса восприятия тест-объекта была весьма хорошей. Это касалось, чаще всего, осознания наиболее сложной и наиболее простой для восприятия частей картины и сложности понимания ее смысла. Наиболее простыми для восприятия были те части картины, где находились предметы понятные, хорошо знакомые, крупные, четко изображенные: человек; верхний, хорошо освещенный левый угол картины со знакомыми предметами; стол; книги; лампа и т. д. Наиболее сложными, напротив, были те фрагменты, где изображены предметы незнакомые, непонятные, мелкие, темные, неясные: ширма; то, что изображено на полу; нижний темный угол картины; непонятные и мелкие предметы на столе; что в руках у человека и т. д. Что касается оценки сложности восприятия смысла картины, то для большинства детей, ответивших на этот вопрос (47 чел.), картина оказалась сложным для восприятия объектом (40 чел.). При этом 3 человека, заявив, что «смысл картины воспринять легко», реально не смогли этого сделать.
Из факторов, мешающих воспринимать картину, которые оказались осознанными, можно отметить следующие. В первую очередь отвлекали предметы непонятные («что это такое?»); затем предметы, роль которых на картине испытуемому неясна («птичка и полотенце, зачем они здесь?») или которые не очень подходят друг другу («зачем нарисованы вместе ваза для карандашей и ручек, тряпка и совок с птицей?», «мебель у дворника не может быть такой»); затем яркие, светлые предметы, которые мешали восприятию других, более мелких и темных («смотрю на темную часть, а глаза бегут на светлую», «яркие краски мешали. Например, смотрела на диван, а красная рубаха отвлекала»); двум испытуемым мешали возникшие по ассоциации яркие воспоминания («Я все вспоминал фильм „Петербургские тайны", дом богатого семейства», «Я сразу понял, что нужно ориентироваться на то, что было в кино»).


Приложение 5


Примеры «характеристик способностей зрительного восприятия» у конкретных испытуемых.


Характеристика способностей зрительного восприятия испытуемой А.С., показавшей низкие результаты по продуктивности


А.С., 11 лет Данные протокола


Лист 1. Серия I
1. «СМЫСЛ 1» — «Этот человек много курил, у него произошел рак легких, и он умер».
Уровень восприятия смысла— 1 (низк.).
Серия II
2. Воспринятые предметы. Человек, сигарета, картины, диван, кресло, стол, лампа, книги, ковер, скатерть, ваза с растениями, шкаф.
3. Дополнительный ответ. Тряпки, жженая книга.
В_ДЕТ = 16 (низк.) В_НЕЗАМ = 0 (низк.)
ПР -НОЛЕТ = 14 (низк.) ПР -НО НЕЗAM = 0 (низк.)
НЕПРЛЕТ = 2 (ср.) НЕПР НЕЗАМ = 0 (низк.)
Серия III
4. «СМЫСЛ 2» — «Женщина занималась уборкой, много курила, у нее произошел рак легких, и она умерла».
Уровень восприятия смысла — 1 (низк.) Серия Ша.
5. Задано вопросов (ПОДСКАЗКИ) — 9.
6. «СМЫСЛ 3» — «Женщина, лет 35 — 40, прислуга, она бедная, ходит в юбке, в бедной одежде. В богатом доме занималась уборкой, много курила, у нее произошел рак легких, и она умерла. Женщинам нельзя курить, женщинам плохо курить». Уровень восприятия смысла— 1 (низк.).
Лист 2. Серия I
Ответы испытуемого на вопросы после серии I. Нет.
Ни о чем. 
3. Что-то похожее видела в фильме, настроение грустное. (Ассоциация.)
4. Нет.
5. Бросился в глаза человек.
6. Нет.
7. Картину увидела целиком, какие-то части не выделяла.


Серия IIIa

Подсказки экспериментатора


1. Что у человека в руке?
2. Если человек умер, может он так руку держать с сигаретой?
3. Этот человек живет здесь?
4. Какая у человека одежда, бедная или богатая?
5. Какая обстановка в комнате?
6. Может этот человек быть хозяином такой комнаты?
7. А почему он так сидит, по- хозяйски?
8. Какого пола этот человек, сколько ему лет?
9. А этот человек не похож на мужчину?
Всего дано подсказок — 9.

 

Ответы испытуемого

- Сигарета.
- Да, может. Мне так кажется.
- Не знаю. Он ее убирает. У него фартук, тряпка в руке.
- Одежда бедная.
- Обстановка богатая.
- Он — типа прислуги.
- Хозяева уехали, а он приходит каждый день убираться.
- Это женщина, лет 35-40.

Нет, у нее юбка, фартук. Она занимается уборкой.


Серия IV
Ответы испытуемого на вопросы после серии IV.
8. Нет.
9. Нет.
10. Не нравится, когда люди умирают, мне их становится жалко. (Эмоц. оценка 1.)
11. Сначала рассмотрела более заметные, крупные предметы, более яркие, потом — менее заметные и более темнв1е. (Визуальная группировка.)
12. Внимательно рассматривала человека.
13. Половинки ширмы разные, средняя — шире. (Соизмерение.)
14. Не знаю.
15. Не знаю.
16. Много раз возвращалась взглядом к человеку, т. к. было непонятно. (Регулирующие механизмы.)
17. Сложных частей картины не было.
18. Все достаточно понятно.
19. Отдельные моменты были непонятны (человек, что с ним), а в целом я быстро все поняла.
20. Ничего не мешало.
Опираясь на полученные данные, можно охарактеризовать способности зрительного восприятия А.С. следующим образом.
Свойство 1 — низкий уровень развития; свойство 2 — низкий уровень развития; свойство 3 — низкий уровень развития; свойство 4 — низкий уровень развития (не воспринято ни одной незаметной детали).
В результате восприятия у испытуемой сформирован целостный, но неадекватный образ тест-объекта при низком уровне отражения полноты и качества деталей.
Испытуемая попадает в группу 1 — группу с низким уровнем развития всех свойств способностей зрительного восприятия, в подгруппу с целостным, но неадекватным восприятием. Поэтому для А.С. характерно при восприятии сложных естественных объектов формирование целостных, но неадекватных зрительных образов, т. е. не соответствующих реальности. На фоне сниженных возможностей воспринимать поступающую информацию из внешнего мира (свойства 2 и 3 — низкий уровень), взаимодействие визуальности, объема которой не хватает для нормального процесса построения содержательного образа, и семантики начинает подменяться взаимодействием представлений и семантики: «Что-то похожее видела в фильме, настроение грустное». Поэтому первоначально возникшая гипотеза оказывается очень устойчивой: «В целом я быстро все поняла», а подсказки экспериментатора используются неэффективно. Испытуемая как бы не замечает некоторые ключевые детали, на которые указывает экспериментатор, т. к. их восприятие потребует отказаться от возникшей гипотезы (см., например, подсказки 2 и 9). Хотя замечает, с помощью экспериментатора, другие детали, которые «расширяют» гипотезу, но не вносят в нее противоречий (см., например, подсказки 4, 5, 6, 7). Испытуемая не может, даже с помощью большого числа подсказок, сформировать целостный, точный и полный образ тест-объекта.
Возможно, такой феномен оказывается возможным вследствие малого набора операционных механизмов способностей зрительного восприятия, которыми владеет А.С. У нее отмечены только механизмы ассоциации, визуальной группировки и соизмерения. Регулирующие механизмы, похоже, только начинают формироваться: никакими специальными приемами планирования и контроля восприятия испытуемая не владеет, за исключением того, что неоднократно возвращалась взглядом к непонятному предмету, пытаясь его рассмотреть. Сам процесс восприятия слабо осознаваем А.С.: ей кажется, что сложных для восприятия частей картины не было, смысл картины она восприняла быстро, ничто не мешало ей воспринимать объект, на самом деле это не соответствует действительности (см. протокол). Таким образом, возможности дополнительной обработки перцептивной информации с помощью операционных механизмов оказываются очень ограниченными, что, очевидно, и дает низкую продуктивность способностей зрительного восприятия.


Характеристика способностей зрительного восприятия испытуемого А.Л., показавшего средневысокие результаты по продуктивности

А.Л., 11 лет Данные протокола


Лист 1. Серия I
1. «СМЫСЛ 1» — «Жил раб и хотел стать богатым господином, как его хозяин. Видно, что одежда бедная, он работал (тряпка, совок), а потом взял сигарету хозяина и изображает его».
Уровень восприятия смысла — 4 (высок.). Серия II.
2. Воспринятые предметы. Две картины, цветы, книги, стакан с сигаретами, лампа, стол, мальчик с сигаретой, ковер, совок, тряпка, два стула, салфетка под лампой, ширма, скатерть, на мальчике рубаха, фартук, брюки, ботинки.
3. Дополнительный ответ. Голубь, вроде, живой сидит,
влетел в окно или из клетки. 119 
В_ДЕТ = 24 (высок.)
ПР-НО_ДЕТ = 23 (высок.)
НЕПР_ДЕТ = 1 (средн.)
В_НЕЗАМ = 3 (средн.)
ПР-НО_НЕЗАМ = 2 (средн.)
НЕПР НЕЗАМ = 1 (низк.)


Серия III
4. «СМЫСЛ 2» — «Мальчик, лет 14—15, слуга, занимался уборкой, пыль вытирал, сейчас сидит на стуле и изображает хозяина, когда его нет дома». (Структурирование.)
Уровень восприятия смысла— 4 (высок.). Поскольку по завершении серии III испытуемым самостоятельно воспринят целостный, точный и полный смысл картины, серия Ша с подсказками не проводилась. Соответственно показатель ПОДСКАЗКИ = 0, а «СМЫСЛ 3» идентичен «СМЫСЛУ 2».
Лист 2. Серия I
Ответы испытуемого на вопросы после серии I.
1. Нет.
2. В кино видел, что раб работал на своего господина и подражал ему, когда того не было. Походку изображал, костюмы примерял. (Ассоциация.)
3. Нет.
4. Только с кино, о котором рассказал. (Ассоциация.)
5. Мальчик, грязная тряпка, совок. (Выделение опорных пунктов.)
6. Сидит мальчик в богатом доме — это основное. (Структурирование.) 
7. Я рассматривал в первую очередь мальчика и предметы, его окружающие. (Структурирование.)
Серия IV
8. Да, я называл предметы, которые видел на картине, в уме. (Перекодирование.)
9. Нет.
10. То, что изображено на картине, мне нравится. (Эмоц. оценка 2.)
11. В глаза бросились сначала предметы яркие (картины, цветы); потом я стал рассматривать предметы крупные (диван, стол), потом помельче (лампа, стакан с сигаретами), потом очень мелкие (совок, тряпка, салфетка под лампой). (Визуальная группировка, 
сериационная организация материала, фрагментарное упорядоченное сканирование, соизмерение.)
12. Тщательно рассматривал предметы, которые плохо видно: стул в углу, вторую картину.
13. Половинки ширмы разные, средняя — шире. (Соизмерение.)
14. И в первый раз, и во второй раз, когда перечислял предметы, порядок рассматривания картины был одинаковый. (Осознавание.)
15. Контролировал себя при восприятии, старался все разглядеть, внимательно приглядывался. Поделил все предметы на две группы те, которые хорошо видны, например, лампа, их нечего внимательно рассматривать, и другие, которые видны плохо, например, стул сзади, их нужно внимательно рассматривать. (Визуальная группировка, фрагментарное упорядоченное сканирование, регулирующие механизмы.)
16. Да, я просматривал картину несколько раз, чтобы ничего не пропустить. (Регулирующие механизмы.)
17. Сложных частей не было.
18. Наиболее простыми для восприятия были диван и ширма. (Осознавание.)
19. Смысл картины я воспринял достаточно быстро. (Это соответствует действительности. Осознавание.)
20. Мне ничего не мешало рассматривать картину. Примечание. Ответы на вопросы 17 и 20 мы затрудняемся однозначно интерпретировать: был предмет, не очень понятный, который испытуемый неправильно воспринял, назвав его «живым голубем»; также достаточно развернутая ассоциация с яркими зрительными образами, о которой испытуемый упоминает несколько раз, могла быть отвлекающим фактором.
Используя полученные результаты, можно дать следующую характеристику способностей зрительного восприятия А.Л.
свойство 1 — высокий уровень развития; свойство 2 — средне-высокий уровень развития; свойство 3 — средне-высокий уровень развития; свойство 4 — высокий уровень развития.
В результате восприятия у испытуемого сформирован целостный, точный, но не совсем полный образ тест-объекта. Хотя восприятие смысла А.Л. можно охарактеризовать
как целостное, точное и полное (уровень 4), однако полнота восприятия отдельных деталей находится на среднем уровне при высоком качестве их отражения (замечает не все детали, но делает это почти безошибочно).
Испытуемый попадает в группу 4 — «Синтетики с высокой точностью и тенденцией к аналитичности». Для А.Л. характерна целостность восприятия (как недифференцированного, так и дифференцированного). При этом формируемые самостоятельно образы при восприятии сложных естественных объектов отличаются высокой точностью и достаточной полнотой. Не нуждается в подсказках. Хотя воспринимая все основные ключевые детали, замечает «среднее» число незаметных деталей, что несколько уменьшает полноту сформированного образа, не влияя при этом на его качество.
Такую достаточно высокую продуктивность способностей зрительного восприятия А.Л., по-видимому, можно объяснить за счет владения испытуемым разнообразными операционными механизмами. Отмечены следующие из них: ассоциация, выделение опорных пунктов, структурирование, перекодирование, визуальная группировка, сериационная организация материала, соизмерение. Также были отмечены моменты включения упорядоченного сканирования при рассматривании отдельных частей картины, хотя говорить о владении этим механизмом как упорядоченным целенаправленным рассматриванием всего объекта, пожалуй, нельзя (отсутствовал осознанный план рассматривания, ряд незаметных деталей был пропущен). Очевидно, этот механизм у испытуемого еще формируется. Поэтому можно говорить о фрагментарном упорядоченном сканировании.
Имеются регулирующие механизмы, которые проявляются через контроль себя при восприятии с помощью специальных приемов и контролирование результатов воспринятого. Протекание процесса восприятия у испытуемого характеризуется достаточной осознанностью, что проявляется через осознавание стратегии осмотра тест-объекта, субъективной сложности восприятия смысла картины, легких и сложных для восприятия частей картины.
Таким образом, по числу собственно операционных механизмов испытуемый владеет максимальным для детей своего возраста их количеством — 7. При этом состав операционных механизмов включает основные способы обработки воспринимаемого материала, отмеченные в группе испытуемых с наибольшей продуктивностью способностей зрительного восприятия. Это — ассоциация, структурирование, группировка по визуальным признакам, соизмерение, выделение опорных пунктов, перекодирование. Также имеются основные регулирующие механизмы и достаточное осознавание процесса восприятия.

Источник: Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2020. — 533 с. — (Gau- deamus).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.