Методика «Мои нравственные нормы»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель: изучение осознания детьми нравственных норм.
Материалы и оборудование: карточки «Незаконченные ситуации»,
описывающие выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; 10-12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; Стихотворение Е. Благининой «Подарок»; новая яркая игрушка.
Процедура проведения.
Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2-3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.
Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Примеры ситуаций

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как Играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала; «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила ... Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша -зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Третья серия включает 2 подсерии.
Подсерия 1 – ребенку читают стихотворение Е. Благининой «Подарок», а потом задают вопросы: Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?
Подсерия 2 – участвуют те же дети. Экспериментатор создает ситуации, в которых дети должны поделиться игрушками. В комнату, где проходит исследование, приглашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагают поиграть с ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашают второго. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоциональные реакции детей.

Обработка и интерпретация данных

Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста ребенка. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм:
1. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
4. Ребенок не может оценить поступки детей.
В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.