Опросник позволяет определить уровень адаптированности или социально-психологической комфортности среды для обучающихся в высших учебных заведениях.
Инструкция
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, используя следующую шкалу: «нет» -1 балл, «скорее нет» - 2 балла, «не знаю» - 3 балла, «скорее, да» - 4 балла, «да» - 5 баллов.
|
Вопросы
|
1 2 3 4 5
|
1.
|
В полной ли мере Вы реализуете свои возможности, обучаясь именно в этом учебном заведении?
|
|
2.
|
Важно ли для Вас стать профессионалом высокой квалификации?
|
|
3.
|
Ваш коллектив дружный?
|
|
4.
|
Ваше желание стать профессионалом именно в выбранной Вами отрасли сильнее желания менее ответственной и беззаботной жизни?
|
|
5.
|
Верите ли Вы в то, что Вы и Вша семья будете социально защищены, потому, что Ваша будущая профессия востребована обществом?
|
|
6.
|
Стараетесь ли Вы поступать так, чтобы Ваши действия вызывали одобрение и признание со стороны окружающих?
|
|
7.
|
Вы всегда можете за себя постоять?
|
|
8.
|
Вы человек уверенный в себе?
|
|
9.
|
Г отовы ли Вы в случае служебной необходимости отказаться от отдыха и развлечений?
|
|
10.
|
Г отовы ли Вы работать в общественных интересах чаще, чем Вам бы хотелось?
|
|
11.
|
Г отовы ли Вы быть в профессии в случае материальных затруднений ?
|
|
12.
|
Если бы вдруг запретили взаимовыручку, Вы предприняли бы попытку ее сохранить?
|
|
13.
|
Если требования к специалистам выбранной Вами профессии увеличатся, будете ли Вы продолжать учебу в данном учебном заведении?
|
|
14.
|
Можно ли назвать Вашу жизнь стабильной (неизменной)?
|
|
15.
|
Нравится ли Вам, когда окружающие ждут от Вас принятия ответственного решения?
|
|
16.
|
Планируете ли Вы посвятить свое будущее выбранной профессии?
|
|
17.
|
Вы авторитетный человек в коллективе?
|
|
18.
|
Возникает ли у Вас желание помогать однокурсникам в процессе учебы?
|
|
19.
|
Принимаете ли Вы на себя ответственность за других?
|
|
20.
|
Приносит ли Вам чувство удовлетворения осознание того, что Вы учитесь именно в этом учебном заведении?
|
|
21.
|
Прислушиваются ли к Вашему мнению однокурсники?
|
|
22.
|
Приходится ли Вам прикладывать волевые усилия для успешного протекания учебного процесса?
|
|
23.
|
Радуют ли Вас успехи Вашей учебной группы?
|
|
24.
|
Способны ли Вы возглавить какую-либо организацию?
|
|
25.
|
Ваше отношение к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в учебном заведении стало лучше?
|
|
26.
|
Существует ли такой человек (или небольшая группа людей), значимость которых Вы стараетесь поднимать в глазах окружающих?
|
|
27.
|
Считаете ли Вы себя значимым в коллективе?
|
|
28.
|
Считаете ли Вы себя популярным среди сверстников?
|
|
29.
|
Считаете ли Вы себя человеком предприимчивым?
|
|
30.
|
Считаете ли Вы, что в данный момент Ваша жизнь в безопасности?
|
|
31.
|
Считаете ли Вы, что можете влиять на мнение коллектива?
|
|
32.
|
Считаете ли Вы, что учеба в университете - это и есть Ваш стиль жизни?
|
|
33.
|
Считаете ли Вы, что будущая профессиональная деятельность приносит пользу обществу?
|
|
34.
|
Считаете ли Вы, что обучаясь именно в этом учебном заведении, Вы вносите вклад в будущее развитие государства?
|
|
35.
|
Считаете ли, что Ваши возможности в основном зависят от Вас?
|
|
36.
|
Считаете ли, что с Вашей силой воли все трудности преодолимы?
|
|
37.
|
Считаются ли с Вами Ваши товарищи?
|
|
38.
|
Требуется ли принципиальность для успешного протекания Вашей будущей профессиональной деятельности?
|
|
39.
|
Устраивают ли Вас взаимоотношения в Вашей учебной группе?
|
|
40.
|
Устраивают ли Вас расписание и порядок учебного заведения?
|
|
41.
|
Способны ли Вы самостоятельно принимать ответственные решения?
|
|
42.
|
Хотите ли Вы, чтобы в будущем Ваших близких уважали за то, что Вы достигните высот в выбранной Вами профессии?
|
|
43.
|
Ценны ли Ваши достижения для окружающих?
|
|
44.
|
Чувствуете ли Вы уважение Вашей самостоятельности со стороны окружающих?
|
|
45.
|
Всегда ли Вы можете рассчитывать на помощь со стороны одногруппников ?
|
|
46.
|
Является ли Ваша учеба средством достижения поставленной Вами цели в жизни?
|
|
47.
|
Испытываете ли Вы страх накануне каких-либо жизненных изменений?
|
|
48.
|
У Вас редко вызывает какие-либо опасения организация Вашего жизненного уклада?
|
|
49.
|
Оказывают ли на Вас долговременное гнетущее действие, возникающие иногда страхи?
|
|
50.
|
Ощущаете ли Вы собственную защищенность?
|
|
51.
|
Считаете ли Вы себя человеком одиноким?
|
|
52.
|
Считаете ли Вы себя достаточно авторитетным человеком?
|
|
53.
|
Считаете ли Вы, что Вам приходится бороться за выживание?
|
|
54.
|
Считаете ли Вы, что Вашу значимость правильно оценивают окружающие?
|
|
55.
|
Считаете ли Вы, что отсутствует свобода?
|
|
56.
|
Считаете ли Вы, что следовать указаниям сверстников - это правильно?
|
|
57.
|
Считаете ли, что Вам угрожает опасность?
|
|
58.
|
Тяжело жить без дружбы?
|
|
59.
|
Считаете ли, что Ваша жизнь полна нежелательных перемен?
|
|
60.
|
У вас редко возникает ощущение того, что однокурсники относятся к Вам отчужденно?
|
|
61.
|
Считаете ли, что Вас часто преследуют жизненные неудачи?
|
|
62.
|
Чувствуете ли Вы себя в безопасности, находясь в коллективе?
|
|
63.
|
У Вас вызывают беспокойство непредсказуемые события?
|
|
Ключи к методике
При подсчете результатов баллы по «обратным» вопросам заменить на противоположные (5=1, 4=2, и т.д.)
Наименование шкалы
|
Прямые вопросы
|
Обратные вопросы
|
Идентичность со средой учебного заведения
|
1, 3, 6, 12, 18, 19, 20, 21, 23, 28, 37, 40, 43, 44, 45, 48, 56
|
|
Мотивации к обучению в учебном заведении
|
1, 4, 5, 13, 16, 20, 22, 25, 32, 34, 42, 46
|
|
Самооценка
|
7, 8, 17, 24, 26, 27, 29, 31, 35, 36, 39, 41
|
|
Уровень развития профессиональной направленности
|
2, 9, 10, 11, 15, 33, 38
|
|
Степень удовлетворения потребности в безопасности
|
14, 30, 50, 52, 54, 56, 60, 62
|
47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63
|
Перевод «сырых» баллов шкал в стандартные баллы
Стен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Идентичность
|
46
|
50
|
53
|
57
|
60
|
64
|
68
|
71
|
75
|
79
|
Мотивация
|
27
|
31
|
35
|
38
|
42
|
46
|
49
|
53
|
57
|
61
|
Самооценка
|
33
|
37
|
40
|
43
|
47
|
50
|
54
|
57
|
61
|
64
|
Профессиональная направленность
|
18
|
20
|
22
|
24
|
25
|
27
|
29
|
31
|
33
|
34
|
Безопасность
|
46
|
50
|
54
|
58
|
62
|
66
|
70
|
74
|
78
|
81
|
СПК среды (общ)
|
170
|
181
|
192
|
203
|
213
|
224
|
235
|
245
|
256
|
267
|
Краткая интерпретация шкал опросника
Шкала
|
1-3 стен
|
4-6 стен
|
7-10 стен
|
Идентичность со средой учебного заведения
|
Непринятая идентичность со средой
|
Неопределенная идентичность со средой
|
Достигнутая идентичность со средой
|
Мотивации к обучению в учебном заведении
|
Отсутствие мотивации к обучению
|
Неустойчивая мотивация к обучению
|
Устойчивая мотивация к обучению
|
Самооценка
|
Признаки заниженной самооценка
|
Адекватная самооценка (до 8 стен)
|
Признаки завышенной самооценка (9-10 стен)
|
|
Уровень развития профессиональной направленности
|
Отсутствие профессиональной направленности
|
Неустойчивая профессиональная направленность
|
Устойчивая профессиональная направленность
|
Степень удовлетворения потребности в безопасности
|
Не удовлетворена
|
Частично удовлетворена
|
Удовлетворена
|
|
|
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с. |