На главную Психологическое консультирование Теория и практика Своеобразие психологического сопровождения первокурсников
Своеобразие психологического сопровождения первокурсников
Психологическое консультирование - Теория и практика

Актуальность психологического сопровождения первокурсников очевидна. Большинство студентов- первокурсников, особенно дневной формы обучения, - это лица, переживающие одновременно, как минимум, два значительных социально-психологических и возрастно-психологических кризиса: кризис ранней юности и кризис, соотнесенный с переходом начинающих студентов из одной образовательной среды в другую. У значительной доли студентов выявляются комплексные затруднения, связанные с их личностными особенностями или средовыми влияниями. Потребность в психологической помощи задачется также возрастающим интересом молодёжи к себе, к близким, к качеству: продуктивности и эффективности межличностных отношений. Вместе с тем, социальная аномичя и отчуждение с одной стороны, и цифровое «бескультурье» с другой приводят ко всё более нарастающей психологической безграмотности юношей и иных возвратных групп.

Люди в России все меньше интересуются собой и миром, все меньше знают себя, членов своей семьи, окружающих, поэтому оказываются не в состоянии строить с ними продуктивные и эффективные, развивающие и корректирующие проблемы личностного, межличностного и социального планов отношения. Студенческий возраст - возраст активного развития понимания себя, других и мира. И психолог академической психолгической службы , вместе с другими преподавателями психологии в вузе, -важнейший источник знаний и умений, позволяющих обучающимся, а также обучающим развивать свое понимание себя и мира, достигать гармонии отношений и состояния экзистенциальной реализованности (эффективности) и удовлетворенности (счастья).

Ключевые слова: студенческий возраст,
самопонимание, понимание других людей.

Tashcheva Anna Ivanovna, PhD in psychology / Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Personality Psychology and Consultative Psychology, Scientific Director of the Psychological Service of the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University (Rostov-on-Don), annaivta@mail.ru Gridneva Svetlana Valerievna, PhD in psychology / Candidate of Psychological Sciences, associate professor, associate professor at the Department of General and Educational Psychology of the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University (Rostov-on-Don), gridneva- sveta@mail.ru
SPECIFICAL TRAITS OF THE PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF FIRST-YEAR STUDENTS
The relevance of psychological support for freshmen is obvious. Most first-year students are people who are experiencing at least two serious crises at the same time: the crisis of early adolescence and the crisis associated with the transition of beginning students from one educational environment to another. A significant proportion of students have complex difficulties associated with their personality traits or environmental influences. The need for psychological help is also tackled by the growing interest of young people in themselves, in close ones, in quality: productivity and effectiveness of interpersonal relationships. At the same time, social anomichy and alienation on the one hand, and digital “lack of culture” on the other hand lead to an ever-increasing psychological illiteracy of young men and other return groups. People in Russia are less and less interested in themselves and the world, less and less know themselves, their family members, and those around them; therefore, they are not able to build productive and effective, developing and correcting problems of their personal, interpersonal, and social relationship plans with them. Student age is the age of active development of understanding of oneself, others and the world. And the psychologist of the academic psychological service, together with other teachers of psychology at the university, is the most important source of knowledge and skills that allow students, as well as teachers, to develop their understanding of themselves and the world, to achieve harmony and relationships and a state of existential realization (effectiveness) and satisfaction (happiness) .
Key words: student age, self-understanding, understanding of other people.


Актуальность психологического сопровождения первокурсников очевидна. Большинство студентов- первокурсников, особенно дневной формы обучения, - это лица, переживающие одновременно, как минимум, два значительных социально-психологических и возрастно-психологических кризиса: кризис ранней юности и кризис, соотнесенный с переходом начинающих студентов из одной образовательной среды в другую. У значительной доли студентов выявляются комплексные затруднения, связанные с их личностными особенностями или средовыми влияниями. Потребность в психологической помощи задачется также возрастающим интересом молодёжи к себе, к близким, к качеству: продуктивности и эффективности межличностных отношений. Вместе с тем, социальная аномичя и отчуждение с одеой стороны, и цифровое «бескультурье» с другой приводят ко всё более нарастающей психологической безграмотности юношей и иных возвратных групп. Люди в России все меньше интересуются собой и миром, все меньше знают себя, членов своей семьи, окружающих, поэтому оказываются не в состоянии строить с ними продуктивные и эффективные, развивающие и корректирующие проблемы личностного, межличностного и социального планов отношения. Студенческий возраст - возраст активного развития понимания себя, других и мира. И психолог академической психолгической службы , вместе с другими преподавателями психологиии в вузе, - важнейший источних знаний и умений, позволяющих обучающимся, а также обучающим развивать свое понимание себя и мира, достигать гармониии отношений и состояния экзистенциальной реализованности (эффективности) и удовлетворенности (счастья) (Академическая мобильность..., 2016, Афанасенко И.В., Тащёва А.И., Габдулина Л.И., 2015; Бедрединова С.В., Тащёва А.И., 2016; Тащёва А. И., Бедрединова С.В., 2016; Тащёва А.И., Воронцов Д.В., Гриднева С.В., 2016; Ооржак Л.Н., 2018; Psychological and pedagogical support., 2019 и др.).
В вузах больших городов, кроме того, многие из первокурсников являются иногородними. Не менее половины проживают в общежитиях или на квартирах в относительно непривычных для них условиях - вне опеки родителей и вне норм родительского дома. Некоторые из этих юношей и девушек впервые вынуждены жить в крупном городе, с отношениями между людьми, отличными от отношений в селах и маленьких городах. Кроме того, специфические категории первокурсников составляют студенты-инвалиды (с особыми возможностями здоровья) и иностранные студенты. У них весьма часто возникают типичные проблемы адаптации. Так у студентов-мигрантов и иностранцев часто появляются не только общие проблемы, свойственные и российским студентам, ино и проблемы, связанные с недостаточным знанием русского языка, пониманием различий в традициях разных народов России, культурных особенностей россиян, а также - непониманием многими российскими студентами своеобразия аналогичных характеристик иностранцев.
По мнению многих исследователей ведущая основная проблема этой весьма значительной категории граждан России и зарубежных стран состоит в трудностях адаптации к новым условиям обучения и жизни в целом (Абакумова И.В., Тащёва А. И., Бедрединова С. В. и др., 2015; Арпентьева М.Р., 2016; Кашпирева Т. Б., 2011; Климова Е.К., Помазина О.А., 2015; Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.А., 20076, 2-013а, 2013б; Репьева Н.Г. 2007; Станиславчик. Л.И., 2001; Тащёва А. И., Бедрединова С.В., 2016; Afanasenko I. V., Tashcheva A. I., and Gabdulina L. I. 2015; Psychological and pedagogical support..., 2019 и др.). Однако, в посденее время эта проблема усугубляется тем, что образование теряет свои позиции как ценность, становится квазиценностью, а студенты и даже школьники не считают , что приобретение знаний и умений важны сами по себе, вне социального статуса и удовлетворения иных социальных нужд, никак не связанных с пониманием человеком себя и мира (Арпентьева М.Р., 2016; Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.Н., 2007.). Е.К. Климова и коллеги, например, отмечают, что российское образование особенно высшее, нацелено в основном на формирование и развитие у студентов операционнотехнической стороны предметной, в том числе профессиональной деятельности Оно не уделяет необходимого для полноценного становления человека как личности, партнера и профессионала внимания развитию мотивационно-смысловых компонентов этой деятельности. Однако, именно внутренняя, личностная мотивация учебно-профессиональной деятельности выступает ведущим условием эффективности и продуктивности становления будущего специалиста. Эта мотивация выражается как более или менее осознанное, осмысленное и психологически значимое отношение студентов к организации и
самоорганизации учебного и воспитательного процессов в вузе. Большая же часть современных школьников и студентов приходят в учебное заведение, не обладая сформированной и тем более, развитой, мотивационно-смысловой сферой. Они не имеют внутренней учебной учебно-профессиональной мотивации, поэтому даже имеющийся интерес к образованию часто угасает, вырождаясь в школярство и имитацию образования (Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.Н., 2007; Psychological and pedagogical support..., 2019). Даже среди современных студентов педагогических факультетов лишь 10-15 % имеют мотивацию обучения в вузе, соответсвующую предметному содержанию профессиональной деятельности. О.А. Андриенко отмечает также, что молодым людям нужна направленная и специализированная психологическая поддержка, позволяющая им раздвинуть границы и возможности вхождения в реальные профессиональные и жизненные ситуации, проявив себя в профессии в соответствии с собственными устремлениями, ценностями и мотивами, способностями и интересами (Андриенко О. А., 2017).
Л.Н. Ооржак отмечает, что «Психологическая служба ВУЗа - явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, - научного, прикладного, практического и организационного. Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования. Прикладной аспект предполагает применение психологических знаний работниками образования. Практический аспект обеспечивают практические психологи, задача которых - работать со студентами, преподавателями и сотрудниками ВУЗа, родителями для решения конкретных проблем... Организационный аспект включает в себя создание эффективной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов (Зеер Э.Ф. , 2003; Ооржак Л.Н., 2018).
Инициативные опросы и мониторинги благополучия многочисленных (нескольких сотен) первокурсников дневной формы обучения, разных направлений и специальностей обучения, проводившиеся авторами в и многими иными исследователями в течение многих лет (Ооржак Л.Н., 2018; Psychological and pedagogical support..., 2019 и др.), говорят о существовании у многих студентов ряда выраженных проблем: психологические, нравственные, социально-психологические, проблемы со здоровьем, бытовые сложности и пр.. все они так или иначе связаны с процессами и результатами образования, обучения и воспитания в вузе и семье, т.д.. при этом общее количество и интерсивность проблем растет: общая сумма за последние пять лет выросла на 15-20% в разных регионах (Ростовская область, Калужская область), а характер нарушений усугубился, вплоть до 95% клиентов с психопатическими нарушениями, требующими уже помощи психиатров, а не только психологов. Из них в группе студентов это процент достигает до 65-70% среди первокурсников, мигрантов, иностранцев и лиц с ОВЗ.
В целях поддержки первокурсников в разных вузах создаются учебные, психологические и комплексные программы (Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.Н., . 2007, Тащёва А.И., Гриднева С.В., 2018; Psychological and pedagogical support., 2019 и др.). Основная цель таких программ - развитие психологической компетентности обучающихся и обучающих в преодолении психологических трудностей при переходе из одной образовательной среды в другую (школа-вуз), в профилактике и коррекции проблем адаптации, в контексте соблюдения дисциплины, развития мотивации и кооперации, а также в контексте развития творческих способностей и потенциалов студентов.
Задачи психологического сопровождения первокурсников и иных групп субъектов образовательного процесса в рамках программ сопровождения:
1) помочь студентам иным субъектам образовательного процесса и их семьям выявить и актуализировать их психологические качества, достоинства и недостатки, возможные и наиболее актуальные психологические трудности (диагностика, анализ и развитие активного репертуара способностей и психологических ресурсов студентов);
2) научиться понимать себя и других людей; овладеть практическими навыками самопонимания и понимания других;
3) создание условий для развития у обучающегося навыков самоорганизации учебной деятельности за счёт приобретенных умений организации рабочего дня, самостоятельного поиска литературы, навыков устной и письменной коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, навыков совместной жизни в общежитии и пр.;
4) создание условий для развития у субъектов образования навыков самоорганизации учебной и повседневной жизнедеятельности за счёт приобретенных умений саморегуляции состояний и презентаций, освоение методов и средств заботы о собственном физическом, психологическом и нравственном здоровье;
5) диагностика и анализ активного репертуара умений межличностного и делового устного общения обучающихся и обучающих, формирование и совершенствование развитых навыков межличностного и делового общения;
6) развитие у обучающихся и обучающих чувства принадлежности к управлению учебно-воспитательными и организационными процессами, проходящими в вузе, актуализация ценностей личностного отношения к взаимодействию в подсистемах вуза;
7) поощрение обучающихся и обучающих к рефлексивной и исследовательской деятельности в решении проблем кооперации, дисциплины и мотивации для профилактики и коррекции трудностей в ходе взаимодействия со студентами и преподавателями вуза;
8) формирование и развитие критериев и приёмов конструктивного и эффективного взаимодействия в системе «преподаватель-студент», «преподаватель-академическая группа» и т.д., развитие культуры достоинства в образовательном учреждении.
Критерии эффективности реализации цели программы: отзывы обучающихся (студентов), непосредственно участвующих в занятиях; снижение уровня тревожности, страхов, агрессивности обучающихся (студентов); минимизация конфликтности будущих специалистов, оптимизация взаимоотношений в академических группах; создание благоприятного психологического климата в учебных группах и других структурных подразделениях; уменьшение заболеваемости обучающихся (студентов); уменьшение прогулов занятий без уважительных причин; активизация обучающихся (студентов) в учебной и общественной деятельности; отзывы преподавателей, родителей обучающихся (студентов) и административных работников образовательного учреждения; отзывы будущих работодателей.
Аналогичные исследования и работа проводилась и проводится в МГУ им. Ломоносова, КГУ им. К.Э. Циолковского, ЮГУ, СурГУ и иных вузах (Андриенко О.А., 2017; Арпентьева М.Р., 2016; Минигалиева М.Р., 2006, 2012а; Психология общения..., 2007; Цирихова Е. В., 2012; Оорджак Л., 2018; Foresight Education, 2018; Psychodiagnostics, counselling ..., 2018; Psychological and pedagogical support., 2019, др. ).


Литература
Абакумова И.В., Тащёва А. И., Бедрединова С. В. и др. Формирование культуры делового общения и самопрезентации: учебное пособие. М.: КРЕДО, 2015. 68с. Академическая мобильность иностранных студентов в вузах/ Информационный бюллетень НИУ ВШЭ «Факты образования», 2016 год, выпуск 7. 220с.
Андриенко О.А. Психологическое сопровождение студентов на этапе профессиональной адаптации на примере Магнитогорского технологического колледжа // Дискуссия, 2017. №4 (78), С. 88-93.
Арпентьева М. Р. Академическое психологическое консультирование: активизация знаний и умений помощи себе и другим людям у студентов К. Ю. Богомаз. Кам’янське: ДДТУ, 2017. 203 с. С. 150-160.
Арпентьева М.Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. 750с.
Арпентьева М. Р. Здоровьесбережение и академическое психологическое консультирование // Физическая культура и спорт - основа здоровья нации: материалы IV студенческой заочной Международной научной конференции, посв. 85- лет. образования ИрГТУ, Иркутск, 27-29 апреля 2015 г. В 2 т. / Под ред. М.М. Колокольцева. Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический ун-т, 2015 а. Т. 2. 828 с. С.338-346.
Арпентьева М. Р. Трудности академического психологического консультирования и подготовка консультантов // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции 24-26 декабря 2014 г., Йошкар-Ола: в 2 ч. / Под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола: МОСИ - ООО «делируюш», 2015б. Ч.1. 429 с. С. 38-45.
Афанасенко И.В., Тащёва А.И., Габдулина Л.И. Ценностные ориентации в связи с социальной фрустрированностью обучающихся и работающих молодых мужчин и женщин //Гуманитарные и социальные науки. № 4 2015. С. 172 - 183. Бедрединова С.В., Тащёва А.И. Психологическое консультирование и психологическая коррекция.
Профилактика страхов. Учебное пособие. 3-е изд. испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 180 с. Серия: Университеты России.
Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
Кашпирева Т. Б. Система кураторства как средство обеспечения социально-культурной адаптации иностранных студентов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Пермь: Меркурий, 2011. С. 87-89.
Климова Е.К., Помазина О.А. Социально-психологический тренинг как технология преодоления барьеров адаптации // Высшее образование в России, 2015. №5. С. 115-119.
Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.А. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: рабочая тетрадь. СПб.: Речь, 2013б. 128 с.
Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.А. Технологии психологического сопровождения адаптации студентов- первокурсников // Психология в вузе: Ежеквартальный научно-методический журнал. 2007. №4 октябрь-декабрь 2007. с. 64-104.
Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.А.Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: пособие. СПб.: Речь, 2013а. 160с.
Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.Н. Технологии психологического сопровождения адаптации студентов - первокурсников. // Психология в вузе. 2007. №4. - С. 64 - 103.
Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание личности / Под ред. Л. А. Петровской. М: РГСУ, 2006. 205с. Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание студентов. Психотерапевтическая модель педагогического общения Л.А. Петровской. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012а. 632с
Минигалиева М. Р. Развитие самопонимания студентов в процессе изучения психологии // Психология в вузе. 2008. №1. С.84-101.
Минигалиева М.Р. Супервизия как процесс
взаимопонимания: фокусы, стратегии и схемы понимания субъектов. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012б. 531с.
Ооржак Л. Н. Организация деятельности психологической службы вуза: анализ опыта Тувинского государственного
университета // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки, 2018, № 4, С. 50-55. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. Избранные труды. М.: Смысл, 2007. — 387 с.
Петровская Л. А., Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание (самопонимание) личности // Личность и образование: психологическая поддержка развития / Под ред. Е.С. Гуртового, Б.Б.Коссова. Шуя: Изд-во «Весть» ШГПУ, 1999. С.84-93.
Психология общения: тренинг человечности: Тезисы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской (Москва, 15-17 ноября 2007 г.) / Отв. ред. О.В. Соловьева. М.: Смысл, 2007. 333 с.
Репьева Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Психологический журнал ГОУ ВПО АлтГТУ им. И. И. Ползунова, 2007, № 7. С. 30-38. Станиславчик. Л.И. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / БГВПК, Барановичи, 2001. 150 с
Тащёва А. И., Бедрединова С.В. Оптимизация субъектности личности как системообразующей базы копинг-ресурсов человека/Материалы IV-й Международной научной конференции «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие» (Кострома, 22-24 сентября 2016 г.) /Отв. ред. Т.Л.Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. Т. 2. С. 325-327.
Тащёва А.И., Воронцов Д.В., Гриднева С.В. Консультативная психология: базовые методические проблемы: учебник. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2016. 342с.
Цирихова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.
Afanasenko I. V., Tashcheva A. I., and Gabdulina L. I. System of Values of the Youth in the Light of its Social Frustration // The Social Sciences. 2015. № 10, p. 1287-1290.
Foresight Education: Values, Models and Technologies of Didactic Communication of the XXI Century / Ed. by M. R. Arpentieva, etc. Canada, Toronto: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., 2018. 570 p. (Ser. Actual problem of the practical psychology. Volume 4)
Psychodiagnostics, counselling and mediation in professional and unprofessional relationships. / Ed. by M. R. Arpentieva, etc. Canada, Toronto: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., Russia, Kaluga: K. E. Tsiolkovskiy Kaluga state University Publishing house, 2018. 664p.
Psychological and pedagogical support of the development of children with disabilities and their families / Ed. by M. R. Arpentieva, G.A. Stepanova, S.V. Gridneva, and A.I. Tashcheva. - Canada, Toronto: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., 2019. - 224 p. (Ser. Actual problem of the practical psychology. Volume 11)
Ключевская Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Современного туризма и гостеприимства, Российский государственный гуманитарный университет, (Москва), kluchi21@yandex.ru

Источник: Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования 2019 Арпентьева Мариям Р., Валеева Галина В., Гриднева Светлана В., Ключевская Ирина С., Тащёва Анна И., Малышева Евгения В., Максакова Елизавета В., Прусова Александра А., Ромашенкова Евгения С.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.