Инструкция
Вам предлагается перечень утверждений, касающихся особенностей Вашего мышления и поведения при решении разнообразных проблем. Внимательно прочитайте каждое утверждение. Оцените, насколько каждое из них характерно для Вас по шкале от 1 до 10, где 1 - полностью вам не свойственно, 10 - полностью вам соответствует. 5 - 6 баллов является средней оценкой.
Текст методики
1. Для меня важно докопаться до самой сути изучаемого вопроса или проблемы 2. Мне говорят, что у меня хорошо развито воображение 3. Я устаю от длительного умственного напряжения 4. Я часто удивляю коллег неординарными идеями 5. Когда я сталкиваюсь с какой-то проблемой, я стараюсь в нее глубоко вникнуть и проработать все детали 6. При решении научной проблемы я доверяю своей интуиции 7. Для меня не составляет труда понять и переработать научную информацию 8. Для достижения лучшего результата я стараюсь придерживаться оправдавшей себя стратегии 9. Моим идеалом является человек, который постоянно стремится к новым знаниям 10. Я опираюсь на рациональные рассуждения в решении научной проблемы 11. Я предпочитаю действовать спонтанно, по ситуации, нежели планировать работу, за которую я взялся 12. Мне трудно разобраться в неопределенной ситуации 13. Мне нравится изучать новые области знания 14. Для меня важно «разложить все по полочкам», выделить детали и понять отношения между ними 15. Я предпочитаю придерживаться один раз составленного плана решения проблемы 16. Я часто ставлю под сомнения общепринятые постулаты 17. Стараюсь тратить свое время на поиск новой информации по интересующей меня проблеме 18. Я не делаю выводов, пока скрупулезно не соберу всю необходимую информацию 19. Я контролирую ход своих мыслей при решении научной проблемы 20. Я не люблю экспериментировать 21. Пока досконально не разберусь в причинах события или явления, не могу принять решения 22. Главный критик своей работы - это я 23. Меня угнетает мысль, что надо искать новую информацию 24. Если доказательства представлены не логично, они теряют для меня всякую ценность 25. Мне нелегко признать, что я пошел неправильным путем, и начать искать другие варианты решения 26. Пока я не получу подтверждения правильности своих идей, я избегаю делать какие-либо выводы 27. Я стараюсь найти научное объяснение тому, что меня заинтересовало 28. Когда я читаю научную литературу, мне часто бывает трудно сразу понять то, о чем хотел сказать автор 29. Стараюсь довести начатое дело до конца, даже если вижу, что мои действия не ведут к желаемому результату 30. Знание - не менее ценный капитал, чем материальные ресурсы 31. Для меня не составляет труда увидеть ситуацию в целом 32. Мне важно соотнести новую информацию с тем, что я уже знаю 33. Мне нравится читать статьи о новых достижениях в науке и технике 34. Мне удается предугадывать возможный ход развития событий 35. Если я берусь за дело, то обычно довожу его до конца 36. Мне удается сформулировать нестандартные вопросы по научной проблеме 37. Решая какую-то научную проблему (исследовательскую задачу) я не замечаю, как пролетает время 38. Для меня не составляет труда уловить суть научной проблемы 39. Способность преодолевать трудности при решении проблем - одно из моих достоинств 40. Нестандартная ситуация приводит меня в замешательство 41. Я всегда стараюсь предложить разные способы решения научных проблем 42. Мне нравится решать трудные и нестандартные проблемы 43. При решении научной проблемы меня мало интересуют другие точки зрения 44. Я не могу успокоиться, пока не найду оптимального решения проблемы 45. Генерируя идеи, я полагаюсь на собственное видение проблемы 46. Препятствия и трудности в решении проблем мобилизуют меня 47. Мне не хватает настойчивости при поиске решения научной проблемы 48. Мне нравится мыслить и принимать решения самостоятельно 49. Если знание не применяется в жизни, то приобретать его не надо 50. Я стараюсь проверить вариант решения несколькими методами 51. Я готов противостоять большинству окружающих в отстаивании своих идей
Ключ к методике
Общий уровень исследовательского потенциала определяется как общая сумма баллов, часть из которых оценивается в обратном порядке: 3, 8, 11, 12, 15, 20, 23, 25, 28, 29, 40, 43, 47, 49. Каждому ответу по указанным пунктам приписывается противоположный балл. Мотивационная шкала (М): 9, 13, 17, 22, 27, 29, 32, 33, 37, 41, 42. Когнитивная шкала (К): 3, 4, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 20, 23, 25, 28, 36, 40, 43, 47, 49, 50. Поведенческая (исполнительская) шкала (П): 1, 2, 5, 7, 18, 19, 21, 24, 26, 30, 31, 34, 35, 38, 39, 44, 45, 46, 48, 51.
Таблица перевода сырых баллов в стены
Стены
|
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
ИП (общий
|
0-
|
231-
|
278-
|
303-
|
327-
|
349-
|
367-
|
386-
|
401-
|
балл)
|
230
|
277
|
302
|
326
|
348
|
366
|
385
|
400
|
510
|
Мотивационная
|
0-
|
45-
|
58-
|
65-
|
73-
|
80-
|
85-
|
92-
|
96-
|
шкала
|
44
|
57
|
65
|
72
|
79
|
85
|
91
|
95
|
110
|
Когнитивная
|
0-
|
87-
|
95-
|
104-
|
112-
|
125-
|
135-
|
149-
|
159-
|
шкала
|
86
|
94
|
103
|
111
|
124
|
134
|
148
|
158
|
200
|
Поведенческая
|
0-
|
95-
|
92-
|
126-
|
135-
|
147-
|
157-
|
167-
|
172-
|
шкала
|
94
|
91
|
125
|
134
|
146
|
156
|
166
|
171
|
200
|
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.
|