Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности профессионального обучения, освоения нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Возможно использование магнитофона. Каждому испытуемому выдается специальный бланк .
Ход исследования
Инструкция: «Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!»
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
1. (квадрат 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 с). 2. (квадрат 4) Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 с). 3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 с). 4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 с). 5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 с). 6. (квадрат 8) Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый - на ДВЕ части (4 с). 7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 с). 8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 с). 9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 с). 10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 с). 11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 с). 12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольник цифру 1 (3 с). 13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 с). 14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 с). 15. (квадрат 21 ) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 с). 16. (квадрат 22) Разделите первую линию на ТРИ части, вторую - на ДВЕ, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 с). 17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 с). 18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 с). 19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4 с). 20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, В - вверх, под буквой С - галочку (3 с). 21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 с). 22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа - плюс, в середине проведите диагональ (3 с). 23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 с). 24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не «И», напишите сумму чисел 3+5 (3 с). 25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 с). 26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 с). 27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 с). 28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 с). 29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 с). 30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая - в прямоугольнике (3 сек). 31. (квадрат 37) Укажите стрелками направление горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 с). 32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 с). 33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 с). 34. (квадрат 41 ) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 с). 35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К - в круг, О - в треугольник (4 с). 36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 с). 37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 с). 38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 с). 39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 с). 40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные - в круглые (5 с).
Необходимо отметить, что экспериментатор перед проведением теста должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок.
Ошибкой считается и пропущенное задание.
Нормы выполнения: 0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибок - средняя лабильность; 10-14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок - малоуспешен в любой деятельности.
Методика не требует затрат времени на проведение тестирования и обработку результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности. Источник: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 124 с.
|