На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Методика социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (СПСК) О. А. Ахвердовой, К. С. Гюлушанян, В. В. Коленкиной
Методика социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (СПСК) О. А. Ахвердовой, К. С. Гюлушанян, В. В. Коленкиной
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

Инструкция: Вам предложен список суждений, которые характеризуют отношения, существующие в развитом коллективе. По каждому суждению вам нужно оценить свою группу выбранной вами оценкой и поставить ее в бланке ответов. Если по какому-то суждению вы не можете оценить свою группу, поставьте прочерк. Но старайтесь, чтобы прочерков было как можно меньше.

Используйте следующую шкалу: «никто» - 0 баллов; почти никто -1 балл; меньшинство - 2 балла; половина группы - 3 балла; большинство - 4 балла; почти все - 5 баллов; все - 6 баллов.

Текст опросника


1. Свои слова подтверждают делом.
2. Осуждают проявления эгоизма и индивидуализма.
3. Имеют одинаковые убеждения.
4. Радуются успехам друг друга.
5. Оказывают помощь и поддержку другим группам и новичкам в своей группе.
6. Слаженно работают, умело взаимодействуют друг с другом.
7. Знают стоящие перед группой задачи.
8. Достаточно требовательны.
9. Все вопросы решают сообща.
10. Единодушны в оценках проблем, стоящих перед группой.
11. Доверяют друг другу.
12. Делятся опытом работы с другими группами и с новичками в своей группе.
13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
14. Хорошо знают итоги работы группы.
15. Никогда ни в чем не ошибаются.
16. Правильно оценивают свои успехи и неудачи.
17. Личные интересы не ставят выше интересов всей группы.
18. Имеют общие увлечения (хобби).
19. Защищают друг друга.
20. Считаются с интересами новых членов в своей группе.
21. Заменяют друг друга в групповых делах при необходимости.
22. Знают как положительные, так и отрицательные стороны в работе группы.
23. Трудятся с полной отдачей сил над решением стоящих перед группой задач.
24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.
25. Быстро добиваются согласия при распределении обязанностей в группе.
26. Помогают друг другу.
27. Справедливо относятся ко всем членам группы.
28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе группы.
29. Хорошо знают правила поведения в группе.
30. Никогда ни в чем не сомневаются.
31. Не бросают начатое дело на полпути.
32. Горячо отстаивают принятые в группе нормы и правила поведения.
33. Одинаково правильно оценивают успехи группы.
34. Искренне огорчаются при неудачах товарищей по группе.
35. Одинаково правильно оценивают работу всех членов своей группы.
36. Умеют предупреждать и разрешать конфликты, возникающие в группе.
37. Хорошо знают свои обязанности.
38. Сознательно подчиняются дисциплине.
39. Искренне верят в свою группу.
40. Одинаково правильно оценивают неудачи своей группы.
41. Тактично ведут себя по отношению друг к другу.
42. Никогда не подчеркивают преимуществ своей группы перед другими.
43. Быстро находят между собой общий язык.
44. Знают как лучше всего взаимодействовать друг с другом в совместной работе.
45. Всегда и во всем правы.
46. Личные интересы не ставят выше интересов членов группы.
47. Активно поддерживают полезные для группы начинания.
48. Имеют сходные представления о нравственности.
49. Доброжелательно относятся друг к другу.
50. Тактично ведут себя по отношению к другим группам и к новым членам своей группы.
51. Способны взять на себя руководство группой, если потребуется.
52. Хорошо знают права и обязанности друг друга.
53. По-хозяйски относятся к материальным ценностям группы.
54. Поддерживают добрые начинания в группе.
55. Придерживаются одинаковых точек зрения о том, какими качествами должен обладать каждый член группы.
56. Уважают друг друга.
57. Активно стремятся к сотрудничеству с другими группами и с новыми членами своего коллектива.
58. Готовы при необходимости взять на себя обязанности товарищей по группе.
59. Хорошо знают черты характера друг друга.
60. Умеют делать все на свете.
61. Ответственно выполняют любую работу.
62. Оказывают активное сопротивление всему, что разобщает группу.
63. Одинаково правильно оценивают распределение поощрений между группами.
64. Поддерживают друг друга в трудную минуту.
65. Искренне радуются успехам других групп, новых членов своей группы.
66. Действуют организованно и дружно в сложных ситуациях.
67. Хорошо знают индивидуальные склонности и привычки друг друга.
68. Активно участвуют в работе, полезной для всей группы.
69. Лично заботятся об успехах группы.
70. Одинаково правильно оценивают наказания, которые получают члены группы за ошибки.
71. Внимательно относятся друг к другу.
72. Искренне огорчаются при неудачах не только своей, но и других групп, а также новых членов своей группы.
73. Быстро и бесконфликтно находят во всех ситуациях такое распределение обязанностей между собой, которое вполне устраивает всех.
74. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.
75. На любой вопрос могут дать правильный ответ.


Бланк методики

Количественная оценочная шкала

1 шкала

2 шкала

3 шкала

4 шкала

5 шкала

6 шкала

7 шкала

К.Ш.

1

2

3

4

5

6

7

 

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

 

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

 

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

 

68

69

70

71

72

73

74

75

Среднее

Среднее

Среднее

Среднее

Среднее

Среднее

Среднее

 

Обработка полученных результатов


1. Шкала КШ служит для оценки достоверности результатов. Количество баллов, набранных испытуемым по контрольной шкале КШ должно соответствовать 0 баллам.
2. Методика позволяет оценить 7 видов отношений в группе как коллективе:
1 шкала - ответственность (отношение членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой).
2 шкала - коллективизм (стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению).
3 шкала - сплоченность (единство мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единство действий в самых существенных жизненных ситуациях).
4 шкала - контактность (взаимная общительность, личные эмоционально-непосредственные отношения между членами группы).
5 шкала - открытость (отношения членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы).
6 шкала - организованность (способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы).
7 шкала - информированность (доступность всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы).
Вычисляются средние показатели развитости в группах тех отношений, которые отражены в семи шкалах методики. Для этого подсчитывается средняя величина данных в вертикальных столбцах.
3. Вычисление общей оценки по группе: сложить все средние оценки по шкалам и разделить сумму на число таких средних (при полностью заполненной методике их количество равно 7).


Интерпретация результатов:


- от 0 до 2 баллов - показатель низкого уровня развития как отдельного вида отношений в группе, так и общей оценки группы как коллектива;
- от 2 до 4 баллов - показатель среднего уровня развития как отдельного вида отношений в группе, так и общей оценки группы как коллектива;
- от 4 до 6 баллов - показатель высокого уровня развития как отдельного вида отношений в группе, так и общей оценки группы как коллектива.

Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в П37 образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.