Инструкция
Выберите из предложенного списка из 21 качества пять качеств, которые Вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.
Качества
|
Разряд качества
|
1. Трудолюбие
|
Деловое
|
2. Принципиальность
|
Моральное
|
3. Веселость
|
Эмоциональное
|
4. Аккуратность
|
Деловое
|
5. Честность
|
Моральное
|
6. Исполнительность
|
Деловое
|
7. Порядочность
|
Моральное
|
8. Организованность
|
Деловое
|
9. Отзывчивость
|
Эмоциональное
|
10. Приветливость
|
Эмоциональное
|
11. Деловитость
|
Деловое
|
12. Скромность
|
Моральное
|
13. Дружелюбие
|
Моральное
|
14. Сдержанность
|
Эмоциональное
|
15. Справедливость
|
Моральное
|
16. Общительность
|
Эмоциональное
|
17. Активность
|
Деловое
|
18. Искренность
|
Эмоциональное
|
19. Настойчивость
|
Деловое
|
20. Обаятельность
|
Эмоциональное
|
21. Правдивость
|
Моральное
|
Обработка результатов:
I. Определение сплоченности группы
1. Подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5; 2. Подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую группу (Д, М, Э) качеств; 3. Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества. Км = М-100%; Кд = Д-100%; Кэ = — -100%, 5N 5N 5N где М, Д, Э - число выборов по каждой группе качеств, N - число школьников в группе. Критерии оценки: если Кд > 55% или Кд + Км > 60% - групповая сплоченность высокая, оценка 3 балла; если Км > 55% - сплоченность средняя, оценка 2 балла; в остальных случаях сплоченность низкая, оценка 1 балл.
II. Определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ)
Инструкция. Выберите из предложенного списка пять качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.
Обработка результатов:
1. Вычислите общее количество выборов N, сделанных испытуемыми; 2. Подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество; 3. Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (n); 4. Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (n1); 5. Вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле: С = —— -100% N Критерии оценки: если С > 50% - ЦОЕ имеет высокий уровень, оценка 3 балла; если 30% < С < 50 % - ЦОЕ имеет средний уровень, оценка 2 балла; в остальных случаях ЦОЕ низкое, оценка 1 балл.
III. Психологический климат классного коллектива
Испытуемым предлагается три вопроса: 1. Всегда ли учащихся Вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе? 2. Всегда ли учащиеся Вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе? 3. Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе? Инструкция. По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой: «всегда волнует» - 5 баллов, «чаще волнует» - 4 балла, «волнует в половине случаев» - 3 балла, «чаще не волнует» - 2 балла, «совсем не волнует» - 1 балл. Обработка результатов: вычисляется средний балл группы: Х = а + в, где а, б, в - балльные оценки по вопросам 1,2,3, а N - число испытуемых. Критерии оценки: если Х > 4,5 балла - показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла; если 3,5 < Х < 4,5 - показатель психологического климата средний, оценка 2 балла; в остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл. IV. Интегральная оценка групповой сплоченности и уровня развития коллектива Вычисляется сумма баллов по всем трем измерениям: И= I + II + III: Критерии оценки: если И > 8 - уровень групповой сплоченности и развития коллектива высокие; если И = 6 - 7 баллов - сплоченность и развитие коллектива средние; в остальных случаях сплоченность и развитие коллектива низкие. Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в П37 образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.
|