Методика изучения сплоченности школьного класса
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

Инструкция

Выберите из предложенного списка из 21 качества пять качеств, которые Вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.

 

Качества

Разряд качества

1. Трудолюбие

Деловое

2. Принципиальность

Моральное

3. Веселость

Эмоциональное

4. Аккуратность

Деловое

5. Честность

Моральное

6. Исполнительность

Деловое

7. Порядочность

Моральное

8. Организованность

Деловое

9. Отзывчивость

Эмоциональное

10. Приветливость

Эмоциональное

11. Деловитость

Деловое

12. Скромность

Моральное

13. Дружелюбие

Моральное

14. Сдержанность

Эмоциональное

15. Справедливость

Моральное

16. Общительность

Эмоциональное

17. Активность

Деловое

18. Искренность

Эмоциональное

19. Настойчивость

Деловое

20. Обаятельность

Эмоциональное

21. Правдивость

Моральное

 

Обработка результатов:


I. Определение сплоченности группы


1. Подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5;
2. Подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую группу (Д, М, Э) качеств;
3. Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества.
Км = М-100%; Кд = Д-100%; Кэ = — -100%,
5N 5N 5N
где М, Д, Э - число выборов по каждой группе качеств, N - число школьников в группе.
Критерии оценки: если Кд > 55% или Кд + Км > 60% - групповая сплоченность высокая, оценка 3 балла; если Км > 55% - сплоченность средняя, оценка 2 балла; в остальных случаях сплоченность низкая, оценка 1 балл.


II. Определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ)


Инструкция. Выберите из предложенного списка пять качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.

Обработка результатов:

1. Вычислите общее количество выборов N, сделанных испытуемыми;
2. Подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество;
3. Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (n);
4. Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (n1);
5. Вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле:
С = —— -100%
N
Критерии оценки: если С > 50% - ЦОЕ имеет высокий уровень, оценка 3 балла; если 30% < С < 50 % - ЦОЕ имеет средний уровень, оценка 2 балла; в остальных случаях ЦОЕ низкое, оценка 1 балл.


III. Психологический климат классного коллектива


Испытуемым предлагается три вопроса:
1. Всегда ли учащихся Вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
2. Всегда ли учащиеся Вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
3. Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?
Инструкция. По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой: «всегда волнует» - 5 баллов, «чаще волнует» - 4 балла, «волнует в половине случаев» - 3 балла, «чаще не волнует» - 2 балла, «совсем не волнует» - 1 балл.
Обработка результатов: вычисляется средний балл группы:
Х = а + в, где а, б, в - балльные оценки по вопросам 1,2,3, а N - число испытуемых.
Критерии оценки: если Х > 4,5 балла - показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла; если 3,5 < Х < 4,5 - показатель психологического климата средний, оценка 2 балла; в остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.
IV. Интегральная оценка групповой сплоченности и уровня развития коллектива
Вычисляется сумма баллов по всем трем измерениям: И= I + II + III:
Критерии оценки: если И > 8 - уровень групповой сплоченности и развития коллектива высокие; если И = 6 - 7 баллов - сплоченность и развитие коллектива средние; в остальных случаях сплоченность и развитие коллектива низкие.
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в П37 образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.