Средства диагностики мотивации образовательной деятельности школьников |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений |
Косвенные методики диагностики мотивации ученияМетод наблюдения Один из наиболее простых по форме, но сложных для анализа методов, используемых для диагностики мотивации учения. Показатели наблюдения, выявляющие отно-шение школьника к учению (по П. Голу, Г.И. Щукиной и др.): а) стремление учащихся посещать занятие или желание уклониться от них;
Метод беседы:
Используется в случае, когда нельзя провести непосредственную беседу с родителями. Анкетный опрос - это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов. Это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
В конце урока учитель предлагает учащимся какие-то необязательные задания, предупредив, что их выполнение лишь желательно, но полезно, например, для более глубокого усвоения учебного материала. Он должен предупредить, что никаких оценок за выполнение этого задания не будет выставляться.
Она предполагает, что самостоятельный возврат ученика к нерешенной задаче осуществляется при наличии у него внутренней моти-вации, обнаруживая у него одно из проявлений познавательного мотива - стремление к завершенности учебных действий. Эту методику можно применять в двух вариантах.
Перед завершением очередной темы учитель обращается к классу: «Мы заканчиваем изучение темы. Для того чтобы обобщить пройденный учебный материал и установить уровень его усвоения каждым из вас, выявить те вопросы, которые остались недостаточно усвоенными, мы проведем обобщающий урок (зачетный урок, письменную работу и т. д., в зависимости от специфики учебного предмета). Для этого прошу, кто желает, можно по бригадам, составить набор вопросов (вариант письменной работы и т. д.), по которым мы проведем обобщение темы. Ваши предложения мы обсудим на следующем уроке».
Данная методика проводится индивидуально с каждым испытуемым и представляет собой список вопросов, которые психолог последовательно задает школьнику. Вопросы, входящие в методику, составлены таким образом, что направлены на диагностику всех четырех показате-лей мотивации учения младших школьников. Методика предполагает опре-деление того, какие предметы школьники считают для себя самы-ми интересными. Методику можно проводить либо со всем клас-сом одновременно, либо индивидуально, с каждым учеником.
Источник: Мотивация образовательной деятельности : учебное пособие / О. А. Шляпникова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2014. - 124 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |