1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы... а) получить хорошую отметку; б) наш класс был лучшим; в) принести больше пользы людям; г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи; е) меня любила и хвалила учительница; ж) меня хвалили родители; з) мне покупали красивые вещи; и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как... а) у меня есть более интересные дела; б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо; в) мне мешают дома; г) в школе меня часто ругают; л) мне просто не хочется учиться; е) не могу заставить себя делать это; ж) мне трудно усвоить учебный материал; з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что... а) я хорошо знаю учебный материал; б) мои товарищи будут мной довольны; в) я буду считаться хорошим учеником; г) мама будет довольна; д) учительница будет рада; е) мне купят красивую вещь; ж) меня не будут наказывать; з) я не буду «тянуть» класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что... а) я плохо знаю учебный материал; б) это получилось; в) я буду считаться плохим учеником; г) товарищи будут смеяться надо мной; д) мама будет расстроена; е) учительница будет недовольна; ж) я весь класс тяну назад; з) меня накажут дома; и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, что¬бы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).
Таблица 7
Варианты ответов
|
Количество баллов по
|
номерам предложений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
а
|
2
|
3
|
5
|
5
|
б
|
3
|
3
|
3
|
2
|
в
|
4
|
0
|
3
|
3
|
г
|
4
|
4
|
3
|
3
|
д
|
3
|
1
|
3
|
3
|
е
|
3
|
3
|
0
|
3
|
ж
|
3
|
4
|
0
|
4
|
з
|
0
|
3
|
4
|
0
|
и
|
0
|
-
|
-
|
0
|
к
|
5
|
-
|
-
|
-
|
- Внешний мотив - 0 баллов - Игровой мотив - 1 балл - Получение отметки - 2 балла - Позиционный мотив - 3 балла - Социальный мотив - 4 балла - Учебный мотив - 5 баллов
Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется ито-говый уровень мотивации учения.
Таблица 8
Уровни мотивации
|
Сумма баллов итогового уровня мотивации
|
I
|
41—48
|
II
|
33—40
|
III
|
25—32
|
IV
|
15—24
|
V
|
5—14
|
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на мо-мент перехода учащихся из начальных классов в средние. I - очень высокий уровень мотивации учения; II - высокий уровень мотивации учения; 22 III - нормальный (средний) уровень мотивации учения; IV - сниженный уровень мотивации учения; V - низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывает-ся количество выборов ими каждого мотива, а затем определяет-ся процентное соотношение между ними.
Условные обозначения мотивов: У - учебный мотив; С - социальный мотив; П - позиционный мотив; О - оценочный мотив; И - игровой мотив; В - внешний мотив.
Варианты ответов
|
Количество баллов по номерам предложений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
а
|
О
|
П
|
У
|
У
|
б
|
П
|
П
|
П
|
О
|
в
|
С
|
В
|
П
|
П
|
г
|
С
|
С
|
П
|
П
|
д
|
П
|
И
|
П
|
П
|
е
|
П
|
П
|
В
|
П
|
ж
|
П
|
У
|
В
|
С
|
з
|
В
|
П
|
С
|
В
|
и
|
В
|
-
|
-
|
В
|
к
|
У
|
-
|
-
|
-
|
Вывод об успехе и эффективности образовательного процес-са возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям: - количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых; - количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых; - количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых. |