Страница 2 из 3
1.2 Методические подходы к диагностике интеллектуальной одаренности школьников
При диагностике интеллектуальной одаренности школьников в реальных условиях образовательных учреждений специалисты (А. И. Савенков [52], В.И. Панов[69],Д.Б. Ушаков[70] и др.) рекомендуют применять не менее трех критериев: - соответствующие системы оценивания, контрольные таблицы, вопросники родителей и учителей; - пределы индивидуальных возможностей и возможностей группы; - проверка способностей учащегося и группы учащихся(с целью определения целесообразности соответствующего курса обучения); - тесты, определяющие качество работы учащегося/группы учащихся и преподавателя; - запись прежней успеваемости (оценки); - результаты, успеваемость и/или образцы выполненных работ соответствующего ученика. Причем, при определении одаренных и талантливых учеников могут иметь место следующие спорные моменты: - логическое обоснование определения одаренности; - пороговый уровень баллов; - учащиеся из неблагоприятных семей, инвалиды; - предвзятость при оценивании и назначении кандидатур; - проверка достоверности и обоснованности.
В качестве источников выдвижения кандидатур определении одаренных школьников могут выступать учителя, родители, одноклассники и сами претенденты. Использование каждого из них имеет свои сильные и слабые стороны.
|
1. Выдвижение кандидатуры учителем может быть как неофициальными, так и официальными, также оно может быть безрезультатным, так как возможно: - продвижение любимчиков учителя; - переоценивание или недооценивание способностей учащихся; - склонность к предвзятому отношению в связи с классовыми и культурными различиями; - спорные моменты, касающиеся достоверности и обоснованности; - местные нормы и стандарты. Выдвижение кандидатуры учителем может быть более результативным, когда учителя понимают особенности одаренных учеников. 2. Выдвижение кандидатуры родителямиобеспечивают ребенка ценными фоновыми знаниями еще до школы. Недостатком является то, что они могут преувеличить или недооценить способности ребенка.Чтобы получить максимально полезную информацию от родителей, рекомендуем задать им определенные вопросы. Памятка «Примерные вопросы родителям» 1. Особые интересы и увлечения? 2. Какие книги он(а) недавно прочитал(а)? 3. Необычные достижения, прошлые или настоящие? 4. Особые таланты? 5. Особые способности, которыми обладает Ваш ребенок? 6. Какие виды деятельности он(а) предпочитает, оставшись один(на)? 7. Отношения с окружающими? 8. Особенные проблемы или потребности? Отвечая на вопросы, родители приобретают возможность принять участие в прогнозировании будущего своего ребенка, научиться адекватно оценивать его способности. 3. Выдвижение кандидатуры сверстникамиможет быть особенно полезными при определении групп с особыми потребностями (например, этнические меньшинства, инвалиды и одаренные ученики из сельской местности). Особенно ценным является то, что они предоставляют социометрические перспективы учеников и их способностей. В ходе собеседования со школьниками полезно использовать следующую памятку. Памятка «Примерные вопросы сверстникам» 1. Кто самый умный ученик в классе? 2. Кто самый сильный по математике? 3. Кто лучше всех читает? 4. У кого лучшая память? 5. Кто первый заканчивает выполнение заданий? 6. У кого самые необычные идеи? 7. Кто лучший рассказчик? 8. Кто задает интересные вопросы? Сверстники обычно достаточно критично относятся друг к другу, поэтому опрос позволяет им не только адекватно оценить возможности другого ученика, но и свои собственные. 4. Одним из способов выявления одаренных учащихся является самовыдвижение. Данный способ в особенности рекомендуется для уровня средней школ. Его ценность состоит в том, что он может помочь определить уровень мотивации и стремления к превосходству. Памятка «оцени себя сам» Выберите те области знаний, в которых, по Вашему мнению, у Вас есть способности или таланты, и объясните почему. - Общие умственные способности - Математика - Языки - Искусство -Актерское мастерство - Творчество -Наука -Социальные науки - Чтение -Музыка - Танцы -Лидерство
Системный подход к выявлению интеллектуально одаренных школьников предполагает проверку и взвешенность решений, которые опираются на следующие принципы: 1.Защита: процесс определения одаренности должен проходить для блага всех учеников. 2. Оправданность: проводимое исследование должно быть самым последним и лучшим. 3. Беспристрастность: должны соблюдаться права всех учеников. 4. Полнота охвата: работа по определению одаренности должна проводиться с одаренными учениками различных областей. 5. Практичность: нужно разрешить школам проводить местные изменения, основанные на ресурсах, контексте и персонале. Сложность выявления одаренных школьников и потенциальных возможностей их развития предполагают создания системы определения одаренности. Методики исследования поведения одаренных школьников. Изложенные выше концептуальные представления о детской одаренности и организационные подходы предполагают использование определенных диагностических методик. Эти методики могут быть поделены по содержанию на три группы: методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка, методики диагностики интеллектуального уровня и уровня креативности. Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы необходимо еще деление на методики: для психологов, для педагогов, для родителей, а также методики для детей.
Методики диагностики одаренности для психологов.
|
Наибольшей популярностью при диагностике детской одаренности у казахстанских психологов пользуются: «прогрессивные матрицы» Дж. Равена, тест Д. Векслера, «культурно свободный тест» Д. Кеттелла, невербальный и вербальный варианты теста П. Торренса, многочисленные методики, направленные на определение эффективности познавательных процессов, и многие другие. Отметим только, что большая часть из этих методик трудно применима из-за своей неэкономичности: их использование требует большой подготовки и временных затрат.Выгодно отличается в этом смысле методика Дж. Равена (конвергентное мышление) и П. Торренса (дивергентное мышление). Они отвечают основным требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам и не занимают много времени при обследовании детей и обработке результатов. Вместе с тем нужно отметить, что с появлением психологических методик производства фирмы «Иматон», в том числе и компьютерных, диагностическая работа психологов в данном направлении стала значительно продуктивнее. Методики диагностики одаренности для педагогов качественно отличаются от методик для психологов. По данным специального исследования, проведенного под научным руководством С.А. Ледневой[21], большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности (уровень интеллекта, креативности, мотивационные характеристики). Но многие из них по разным мотивам не склонны учитывать эти сведения в образовательной деятельности. Исследование научной группы под руководством Д.Б. Богоявленской показало: 1) В силу несовершенства имплицитных представлений педагогов о содержании творческих способностей и направленности реального образовательного процесса преимущественно на развитие интеллекта, основные составляющие креативности в отличие от интеллектуальных большинством педагогов оцениваются неадекватно. Причем, наибольшая объективность ими была проявлена при оценивании продуктивности, анализа и синтеза, памяти; а наименьшая - в оценке гибкости мышления, оригинальности, оценках уровней развития перфекционизма и внимания. 2) Групповой анализ полученных данных показал, что педагоги, ведущие цикл «основных» предметов, наиболее адекватно оценивают интеллектуальные и несколько хуже творческие способности детей. Сравнительный анализ результатов их оценивания по отдельности показал наибольшую объективность учителей начальных классов в отличие от воспитателей детского сада и воспитателей групп продленного дня. 3) Группа преподавателей предметов «художественного цикла» оценила более адекватно (по сравнению с преподавателями «основных» предметов) как креативность, так и интеллект. 4) Наиболее значимыми в оценке детской одаренности оказались факторы уровня развития интеллекта и креативности самого педагога, а также фактор продолжительности времени работы с данными детьми. Методики диагностики для родителей.Имеется ряд методик достаточно продуктивных, которые мы рекомендует для работы с родителями: «Наблюдения за развитием ребенка» А. Бине, «Нормативная шкала одаренности» (И.Г. Холла и Н.Скиннера в адаптации Ю.З.Гильбуха), методика Д. Хаана и М. Каффа, а также анкета для родителей Дж. Рензулли. Мы также рекомендуем наиболее оптимальный комплект методик для родителей, разработанный научной группой А.И. Савенкова. В него вошли методики: «Карта одаренности» (модернизированная методика Д. Хаана и М. Каффа); «Карта интересов для младших школьников»; «Методика оценки общей одаренности». Разумеется, не следует подчеркивать значение одних психологических методов за счет умаления значения других. Однакопомимо диагностических методик большое значение при выявлении интеллектуально одаренных школьников имеют наблюдение и описание. В качестве психодиагностического инструментария можно использовать следующие методики, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 Методики для диагностики интеллектуально одаренных школьников
Участники диагностического процесса |
Методики
|
педагоги
|
- Опросник для педагога по выявлению общей одаренности (А.И. Савенков);
- Опросник креативности Дж. Рензулли;
- Опросник по выявлению степени развитости черт личности учащихся;
- Методика Гребенюк для выявления учебной мотивации к учебному предмету.
|
родители
|
- Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);
- Карта одаренности (А.И. Савенков).
|
психологи
|
- Тест Равена;
- Тест Торренса;
- Методики для определения уровня интеллектуального развития и потенциальных способностей учащихся (тест Замбацявичене для начальной школы, ТУРП для 5-6 классов, ШТУР-2 для учащихся 7-11 классов);
- Модифицированная социометрическая методика для получения данных от одноклассников;
- Методики для определения уровня учебной мотивации (Лусканова, Андреева);
- Методики для диагностики психологического здоровья учащихся;
- Беседы с учащимися, педагогами и родителями.
|
учащиеся
|
- Опросник для учащихся начальной школы для получения дополнительной информации об особенностях познавательной сферы ребёнка, его интересах, наклонностях «Как я вижу себя» (А.И. Савенков);
- Методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности) (В.С. Юркевич);
- Анкеты по выявлению интересов и склонностей ребенка.
|
|