На главную Психология для всех Долголетие, здоровье Физическая культура для школьников
Физическая культура для школьников
Психология для всех - Долголетие, здоровье

профилактика заболеваний позвоночника

С 7 до 15 лет в организме ребенка происходят постепенные качественные изменения: в позвонках хрящевая ткань заменяется костной, крепче и сильнее становятся межпозвоночные диски, быстро растет скелет, увеличивается масса мышц, происходит формирование осанки (к 7 годам полностью развивается грудной изгиб, к 12 — поясничный).
Но сам процесс роста и развития организма в этот период протекает в сложных условиях на фоне ежедневных нагрузок и даже перегрузок, воздействующих на неподготовленный позвоночник и приводящих к его искривлению и деформации. Особенно активно этот процесс протекает с 11 до 15 лет, в период гормональной перестройки организма (функциональный сколиоз). Поэтому основными задачами физической культуры в этот период являются формирование правильной осанки, развитие таких физических качеств, как выносливость, ловкость, подвижность, скорость, правильная координация движений, увеличение и равномерное распределение мышечной массы в организме.

Кстати, гармонично развитые мышцы спины являются отличительной особенностью здорового позвоночника. При больном позвоночнике, в частности при развитом сколиозе, наблюдается переразвитие (гипертрофия) отдельных групп мышц спины и образование так называемого мышечного горба.
В формировании правильной осанки большую роль играет общее физическое состояние ребенка. Как показывают исследования, в этот период ребенку необходимо в день совершать от 15 до 20 тысяч различных физических движений, тратя на это до 5 ч.
Частично потребность в движении восполняется на уроках физкультуры в школе. Но этого мало. Необходимы ежедневная утренняя зарядка и регулярные (2—3 раза в неделю) занятия в спортивных секциях. Но при секционных занятиях необходимо учитывать особенности возрастных изменений в детском организме. Позвоночный столб в этот период отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов. Он состоит из неразвитых позвоночных сегментов, которые поддерживают несформировавшиеся мышцы спины и чересчур эластичные связки. Поэтому в этом возрасте ребенку не рекомендуются занятия тяжелой атлетикой, боксом, спортивной гимнастикой, требующие чрезмерных мышечных нагрузок и выносливости. Физические перегрузки, помимо нарушения осанки и деформации позвоночника, способны ускорить процесс его окостенения и замедлить рост трубчатых костей в длину, то есть остановить рост ребенка.
Для нормального развития детям в этот период показаны секционные занятия легкой атлетикой, плаванием, восточными единоборствами, а также активные двигательные игры со сверстниками на спортивных площадках (футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, катание на коньках, лыжах, велосипеде). При занятиях на тренажерах необходимо исключить атлетические упражнения, нагрузку дозировать строго под наблюдением тренера.
Занятия физкультурой невозможны без нахождения тела в правильном положении или без сохранения правильной осанки. Поэтому выполнение любых упражнений, особенно в раннем возрасте, необходимо предварять развитием навыка на ощущение правильной осанки. Такой навык можно приобрести при регулярном выполнении комплекса упражнений. Приобретенный навык позволит школьнику сохранять правильную осанку и в повседневной жизни.

Физическая культура от 16 до 25 лет

После 16 лет у молодых людей практически завершается рост тела в длину, заканчивается формирование позвоночника и грудной клетки, увеличивается прочность скелета, происходит увеличение мышечной массы, повышается физическая работоспособность. Это время — начало расцвета физических возможностей организма. Можно предположить, что здоровье позвоночника у каждого из нас зависит от того, насколько плодотворно был использован этот возраст в плане физического развития.
Помимо дальнейшего развития физической выносливости, скорости, ловкости в этот период необходимо постепенное наращивание мышечной массы, увеличение мышечного «корсета» для позвоночника. Поэтому наряду с продолжением регулярных занятий легкой атлетикой, плаванием и участием в спортивных играх рекомендуются (для здоровых людей) и занятия атлетической гимнастикой, тренировки на тренажерах.
До 20—22 лет физическое состояние каждого человека в той или иной степени официально находится под контролем общества. Разработаны и задействованы программы физического развития людей в школе, в вузе, в армии. Эти программы соответствуют и потребностям самой молодежи в непрерывном активном физическом развитии.
К сожалению, в настоящее время по причинам главным образом экономического характера после 23 лет большинство людей оказываются один на один со своим физическим здоровьем. И как показывает практика, во многих случаях у молодых людей предпочтение отдается не активному физическому отдыху (спорту, туризму, посещению дискотек, занятиям аэробикой), а непрерывному сидячему образу жизни. Люди стали меньше двигаться, больше проводить времени в положении сидя на работе, за рулем автомобиля, дома перед экраном телевизора и в других местах. И как результат — ухудшение осанки, выносливости, ослабление мышечного «корсета».
Напомним, что после 25 лет у каждого из нас начинается естественный процесс постепенного развития остеохондроза. И если на это накладывается мышечная тренированность организма, а также нерегулярные физические перегрузки, то результатом являются ранние заболевания позвоночника.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.