На главную Саморегуляция Способы саморегуляции Мотивационно-волевые техники
Мотивационно-волевые техники
Саморегуляция - Способы саморегуляции

1. Самовнушение

Самовнушение, или аутосуггестия, — это процесс внушения, адресованный самому себе, позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями [56].
Освоив техники релаксации, можно начинать эффективно использовать словесные формулы самовнушения. Они нужны, чтобы добиться нужных изменений в своем поведении или в состоянии.
Целесообразно использовать формулы самовнушения, находясь в состоянии релаксации, так как в этом состоянии исчезает барьер нашего сознания и они напрямую воспринимаются подсознанием, которое и реализует их.

Не всегда нужные изменения происходят быстро. Поэтому нужно набраться терпения и повторять формулы самовнушения без напряжения, пассивно в состоянии релаксации. Самовнушение должно осуществляться без всякого усилия, как можно более простым, детским, механическим способом.
Следует руководствоваться следующими правилами: текст должен быть четким и лаконичным; текст не должен содержать отрицательной частицы «не»; обязательно соблюдение последовательности текста: «хочу — могу — буду — есть». (Я хочу быть спокойным и уверенным, я могу быть спокойным и уверенным, я буду спокойным и уверенным, я спокоен и уверен!) [2].
Цель — построение формул самовнушения, вызывающих позитивные ощущения и способствующие управлению процессами внимания, памяти, эмоциональными реакциями.


Несколько условий для создания словесных формул самовнушения.
1. Фраза должна быть позитивной и утвердительной (формулируйте ее в терминах «я хочу делать ...», а не «я не хочу делать ...»), избегайте использовать частицы «не», «никогда»: вместо «голова не болит, никогда не заболит», скажите «боль покинула голову, навсегда».
2. Фраза должна быть очень конкретной; если вы ставите перед собой большую цель и считаете, что именно она вам нужна, — разбейте ее для начала на цепочку маленьких целей, достижение каждой из которых по очереди приведет вас к этой большой цели; абстрактные категории и эмоции следует сводить к физическим ощущениям: верх абстракции «голова прошла» следует заменить на «лоб прохладен, голова легкая» (если эти ощущения облегчают боль в голове).
3. При построении фразы нужно использовать простые слова.
4. Фраза должна состоять менее чем из пяти слов.
5. Формула внушения должна быть в настоящем времени, как будто то, что нам нужно, уже есть. Эта фраза адресуется подсознательному. Подсознательное принимает такую фразу за истину и начинает ее осуществлять.


Примером служат формулы самовнушения из классической аутогенной тренировки Шульца [31]:
• все тело свободно и расслаблено,
• прохладный ветерок овевает лицо,
• ветерок холодит виски,
• мой лоб овевает приятная прохлада,
• дышится легко и свободно,
• прохлада освежает голову,
• улучшилось питание нервных клеток головного мозга,
• тепло усиливается, нарастая с каждым выдохом,
• тепло вытесняет все неприятные ощущения,
• мое дыхание успокаивается,
• дышится все легче и свободнее,
• меня ничто не отвлекает,
• я предаюсь отдыху и покою,
• голова свободна от тяжелых мыслей,
• я могу сосредоточиться на любой мысли,
• мои мысли ясны и четки,
• я совершенно спокоен,
• ошущение покоя приятно мне,
• я спокойнее с каждым днем,
• спокойствие становится основной чертой моего характера,
• моя нервная система спокойно реагирует на все неприятности и трудности,
• в любой обстановке сохраняю спокойствие, сдержанность и уверенность в себе.

 


Задание
1. Проанализируйте вышеперечисленные формулы.
2. Сгруппируйте формулы в соответствии с их направленностью: успокоение нервной системы; вызывание местного тепла для облегчения боли; мобилизация работы организма; активация мыслительной деятельности.
3. Сформулируйте свои словесные формулы самовнушения в ситуациях:
• необходимости мобилизации на работу;
• снятия нервно-психического напряжения;
• для оптимизации настроения;
• для отдыха;
• для самонастройки на предстоящий экзамен;
• для настройки на профессиональный стиль поведения.


2. Самоприказы [44]


Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать свои эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики правила работы с клиентами.
Цель — развитие самоконтроля.


Задание
1. Сформулируйте самоприказ.
2. Мысленно повторите его несколько раз.
3. Если это возможно, повторите его вслух.


3. Самопрограммирование [44]


Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной и интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
Цель — формулировка текста программ в аспекте индивидуальных проблемных ситуаций и переживаний.
Задание
1. Какая ситуация вызвала у вас затруднение в последнее время?
2. Вспомните ситуацию, когда вы справлялись с аналогичными трудностями.
3. Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
4. Мысленно повторите это несколько раз. Отследите свои ощущения.
5. Сформулируйте текст программы для регуляции эмоционального состояния в конфликтной ситуации.
6. Сформулируйте текст программы для ситуации неуверенного поведения.


4. Самоодобрение (самопоощрение) [46]


люди часто не получают положительной самооценки со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! Здорово получилось!».
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.
Цель — позитивное самовосприятие, повышение самооценки.


Задание
1. Составьте формулы самоодобрения.
2. В каких ситуациях они могут быть использованы?


5. Самогипноз (методика Б. Эриксон) [9]


другой способ снизить «цензуру» сознания и повысить свою восприимчивость к формулам и образам для самовнушения — это самогипноз. Необходимо отметить, что для овладения какой-либо техникой релаксации требуется время — как минимум несколько месяцев. Самогипноз удобнее тем, что позволяет сэкономить время. Уже на первом занятии можно добиться кое-каких результатов. Существует множество определений для гипноза. С ними можно познакомиться в специальной литературе. Здесь приводится практическая техника для использования гипноза в саморегуляции.
Цель — повышение восприимчивости к формулам и образам посредством высказывания на словах в точности тех ощущений, которые воспринимаются в данный момент зрительно, на слух, и кинестетически.


Упражнение 1
1. В удобном и спокойном месте, и найдите какой-нибудь предмет, на который можно смотреть не напрягаясь. лучше смотреть на такое место, где отражается свет... — например на шлифованное стекло, висящее на люстре.
2. Сосредотачиваем взгляд на стекле и произносим сами себе три предложения, относящиеся к нашим зрительным представлениям: «Я вижу свет, мерцающий на множестве граней подвесок. Я вижу движение обнаженной руки некоего человека. Я вижу этого человека, разглядывающего люстру».
3. Затем переключаемся на слуховые впечатления и высказываем три предложения, относящиеся к тому, что слышим: «Я слышу шум вентиляторов, я слышу шорох бумаги, возникающий от того, что множество людей делают записи, я слышу, как кто-то откашливается».
4. После этого высказываем три предложения, относящиеся к кинестетическим впечатлениям: «Я чувствую, как подошвы моих ног плотно соприкасаются со сценой, на которой я стою, я чувствую вес пиджака, облегающего мои плечи, я чувствую тепло в переплетающихся пальцах».
Итак, мы делаем три высказывания относительно зрительных впечатлений в данный момент, высказываем три предложения, относящихся к слуховым впечатлениям, и три предложения о кинестетических впечатлениях.
5. Затем, сохраняя прежнюю позу и то же направление взгляда, снова подключаемся к каждому из перечисленных сенсорных каналов и высказываем по два предложения относительно каждого из каналов. Находим по два дополнительных признака зрительных, слуховых и кинестетических впечатлений.
6. Затем повторно подключаемся опять к каждому из сенсорных каналов, высказывая по одному предложению относительно каждого из них. Как правило, даже начинающие примерно посередине этого процесса, когда высказывается по два предложения о каждом из сенсорных каналов, чувствуют, как слипаются их глаза и появляется внутреннее, «тоннельное», зрение.
7. Как только ваши глаза начинают слипаться, вы позволяете им закрыться и замещаете внешнюю визуализацию внутренней (обратитесь к своим фантазиям, своему воображению), при этом высказывая предложения о слуховых и кинестетических впечатлениях, вы продолжаете пользоваться внешней информацией.


Примечание
Каждый раз следует использовать различные наблюдения, в точности соответствующие вашим впечатлениям на данный момент. Учитывайте, что вы таким образом устанавливаете замкнутую биологически обратную связь, закидываете «петлю» обратной связи.
Это означает, что вы высказываете на словах в точности те ощущения, которые воспринимаете в данный момент зрительно, на слух и кинестетически. Такая своеобразная «петля», замыкание обратной связи — одна из основных характеристик любой работы, связанной с успешным гипнозом или наведением измененных состояний.
Второй метод самогипноза подобен первому, с той лишь разницей, что в этом случае вместо внешних представлений используются внутренние представления.
1. Вы садитесь или ложитесь в удобном и спокойном месте и вырабатываете внутренний зрительный образ — так, как если бы вы стояли на некотором расстоянии напротив себя самого и смотрели на себя.
2. Начните с кинестетического ощущения собственного дыхания, а также со звука собственного дыхания, и перекройте свои зрительные впечатления образом опускающейся и поднимающейся грудной клетки.
3. Продолжайте разрабатывать и стабилизировать этот образ до тех пор, пока не увидите самого себя во всех подробностях. Как правило, человек способен вообразить себе свою поднимающуюся, опускающуюся грудь, если эти движения будут коррелиро- ваны с кинестетическими ощущениями частоты и последовательности его дыхания.
4. Продолжая видеть со стороны образ самого себя, вы перемещаете и сосредотачиваете внимание на самой верхней точке головы и переживаете кинестетические ощущения температуры, напряжения, влажности, давления и т. д. — все доступные вам кинестетические ощущения.
5. Продолжая воспринимать все эти ощущения, вы очень медленно перемещаете область сосредоточения внимания все ниже и ниже, ощущая в отдельности каждую часть своего тела. Итак, рассматривая самого себя со стороны внутренним зрением, вы в то же время чувствуете все кинестетические ощущения своего тела.
6. На следующем этапе вы добавляете к своим ощущениям слуховую информацию. Продолжая видеть себя и кинестетически ощущать свое тело, вы внутренне описываете себе собственные переживания: «Я чувствую напряжение своей правой брови, и по мере того, как я ощущаю это напряжение своей правой брови, оно проходит». Итак, все три системы представляют информацию одного и того же переживания. Вы видите, чувствуете и слышите все свои действительные ощущения на данный момент.


Примечание
Прежде чем попытаться применить какой-либо из этих способов, а также каждый раз в дальнейшем, когда вы будете заниматься самогипнозом или медитацией, дайте предварительную инструкцию своему подсознанию — о том, сколько вы предполагаете пробыть в состоянии транса и когда хотите выйти из него. Перед тем как приступить к одному из этих упражнений, вы можете сказать, например: «Я хотел бы, подсознание, чтобы ты разбудило меня через пятнадцать минут и чтобы, проснувшись, я чувствовал себя бодрым и обновленным после того переживания, которое я испытаю». Наше тело — надежный и точный счетчик времени. Если вы точно определите время, через которое человек должен выйти из состояния транса, как правило, это происходит с точностью до четверти минуты.
Самое худшее, что может произойти, даже если вы забудете сделать такую инструкцию подсознанию, это погружение в стабильный глубокий физиологический сон и пробуждение через несколько часов, сопровождающееся чувством бодрости.


Упражнение 2
1. Пытайтесь овладеть обоими методами самогипноза до тех пор, пока не узнаете, какой из них вам больше подходит.
2. В первые шесть раз не стремитесь к какой-либо определенной цели, связанной с изменением личности и поведения, — кроме простого снятия напряжения, освежения и обновления сил. Подождите до тех пор, пока не убедитесь в своей способности входить в состояние транса и выходить из него, иначе говоря, подождите до тех пор, пока вы не узнаете, что можете погрузить себя в состояние глубокого транса и что ваше подсознание выведет вас из него через определенный желаемый промежуток времени.
3. для того чтобы осуществлять саморегуляцию и развитие собственной личности с помощью самогипноза, дайте своему подсознанию подробный набор инструкций перед тем, как погружаться в состояние транса. Прежде всего решите, какую именно часть, какую область своих переживаний, своего опыта вы хотели бы изменить.
4. Попросите свое подсознание заново пересмотреть в звуковом, зрительном и кинестетическом, чувственном отношении те ситуации, в которых вы действовали особенно эффективно.
5. Проинструктируйте свое подсознание так, чтобы после того, как оно закончит пересмотр таких ситуаций во всех системах представлений, оно произвело выборку, извлекло из рассмотренных ситуаций наиболее ощутимые, отчетливые элементы, а затем заставило эти элементы проявляться в вашем ежедневном поведении, в соответствующих контекстах, более часто и естественно, непроизвольно.


Пример
Предположите, например, что вы собираетесь выступить перед аудиторией — и хотите выступить наилучшим образом. Перед тем как погрузиться в транс, в то же время, когда вы определяете срок, по истечении которого вам надлежит проснуться, вы можете сказать: «Когда я погружусь в состояние глубокого транса, я хотел бы, подсознание, чтобы ты просмотрело образы, звуки и чувства, характерные для пяти ситуаций, когда я вел себя наиболее эффективно, динамично и творчески, выступая перед аудиторией».
Если вы хотите развития личности более общего характера, вы можете сказать подсознанию: «Просмотри пять ситуаций из моей жизни, когда я вел себя наиболее точно и изящно, или наиболее изысканно, или наиболее творчески». Вы просите подсознание просмотреть лучшие представления того, в чем вы хотели бы проявлять себя настолько же эффективно, насколько это вам удалось хотя бы раз. Затем вы погружаетесь в транс и позволяете этому процессу произойти. Сделав это, вы обнаружите изменения, происшедшие в собственной личности, вы на самом деле разовьете себя.
Мы включаем в инструкции, которые даем своему подсознанию прежде, чем погрузиться в транс, всю схему этого процесса, так как слишком сложно делать это, находясь в состоянии транса.
Лучше начать с малых элементов поведения. Например: «Я хочу научиться улыбаться, реагируя на определенные ситуации». А затем уже берите все более крупные схемы поведения [9].


Задание
1. Выполните упражнения по предложенному алгоритму, внимательно ознакомившись с ними предварительно.
2. Подробно продумайте набор инструкций перед погружением в трансовое состояние.
3. Проанализируйте свое состояние после выполнения упражнений.


6. Диагностика своего внутреннего состояния [17]


В зависимости от активности вегетативной нервной системы можно условно выделить три состояния человеческого организма. Каждое из состояний характеризуется физическим, эмоциональным и мыслительным компонентом, которые очень тесно связаны друг с другом. Рассмотрим каждое из этих трех состояний.
Первый уровень можно охарактеризовать как «спокойное» состояние. И физический, и эмоциональный, и мыслительный компоненты находятся в состоянии некоторого торможения с одной стороны, с другой стороны системы организма в этот период активно отдыхают и накапливают ресурсы. Артериальное давление при этом обычное или несколько ниже обычного, частота сердечных сокращений (пульс) — до 80 ударов в минуту, частота дыхания около 16 в минуту, нет сильных эмоций, человек характеризует себя как «спокойный», мышление чуть замедлено, решения принимаются вяло.
Второго уровня возбуждения человек достигает, когда активизируется симпатическая нервная система в ответ на стрессовый раздражитель, требующий умственных и физических затрат. При этом в кровь выбрасывается адреналин и другие гормоны стресса. Увеличивается артериальное давление, частота дыхания, пульс может достигать 110-130 ударов в минуту, эмоционально человек взволнован, характеризует себя как «возбужденного», мышление ускорено, внимание повышено, решения принимает быстро. Активизируются ресурсы организма для решения поставленных задач.
При дальнейшем нарастании возбуждения появляются одышка, сердцебиение. За счет чрезмерного возбуждения способность решать поставленные задачи снижается. Пульс становится более 130-140 ударов в минуту. Эмоционально человек перевозбужден. От чрезмерного ускорения мышления снижается внимание, мысли перескакивают с одного объекта на другой, человек суетится, не может принять правильное решение.
Очень важно перед ответственными соревнованиями или выступлением быть на втором уровне, который обеспечивает оптимальное состояние. Поэтому необходимо научиться определять уровень своего возбуждения. Его можно определить по частоте пульса. Необходимо научиться определять пульс без секундомера по ощущениям внутренней пульсации в области сердца, живота, шеи, висков, затылка. Это возможно делать в любой момент в любой обстановке.
Пульс при волнении гораздо быстрее, чем при физической нагрузке. Контролировать пульс особенно необходимо непосредственно перед выступлением.
Чтобы правильно определять свой пульс, необходимо выработать у себя «чувство секундомера». С этой целью нужно обратить внимание на звуковой сигнал по радио, который подается с интервалом в одну секунду за несколько секунд до начала следующего часа. Надо постараться запомнить их на слух. С такой же целью можно использовать телевизионную заставку, секундомер часов и периодически сверять свой внутренний секундомер с этими сигналами. Абсолютной точности не требуется, а приблизительная вырабатывается без затруднений, так как чувство времени присуще каждому.
По внутреннему секундомеру удобно сверять свой пульс. Если частота «внутреннего секундомера» совпадает с частотой ощущений внутренней пульсации, то пульс равен примерно 60 ударам в минуту. Если на один интервал (секунду) «внутреннего секундомера» приходится 2 ощущения, то пульс — 120. Можно натренироваться улавливать 3 ощущения на 2 интервала (90 ударов) и 5 ощущений на 2 интервала (150 ударов).
Цель — диагностика своего внутреннего состояния.


Тренироваться определять пульс можно следующим образом:
1. Запустить «внутренний секундомер».
2. Переключить внимание на ощущение пульсации.
3. На каждое ощущение пульсации сгибать очередной палец в кулак.
Этот простой прием позволит быстро освоить контроль пульса и диагностику своего внутреннего состояния.


Задание
1. Определите пульс без секундомера по ощущениям внутренней пульсации в области сердца или живота, шеи, висков, затылка и соответственно уровень своего возбуждения.
2. Проверте свое «чувство секундомера».
3. Потренируйтесь в определении пульса по предложенному алгоритму.
4. Рефлексия ощущений.


7. Саморегуляция при остром стрессе [56]


Цель — анализ методов и приемов самопомощи при остром стрессе.
1. Если вы получили внезапный сильный стресс, первое правило, которое необходимо взять на вооружение, — это не принимать сразу никаких решений и не совершать никаких действий. Можно быстро восстановить внутреннее равновесие с помощью приведенных ниже методов.
2. Если острый стресс застал вас в помещении — выйдите в туалетную комнату, где есть вода. Смочите холодной водой точки поверхностного расположения артерий: на предплечьях (в «лучевой ямке», где обычно измеряют пульс), область сонных артерий, виски.
3. Налейте холодной воды в стакан и выпейте воду маленькими глотками, осознавая, как она соприкасается с задней стенкой горла.
4. При сердцебиении — помассируйте область каротидных синусов (точки, соответствующие сонным артериям на уровне верхнего края щитовидного хряща гортани, по бокам от гортани), слегка надавите на глазные яблоки.
5. Расслабьте шею, плечи, свесив вниз руки и голову. Постойте несколько минут в такой позиции. Постепенно выпрямитесь и сделайте 6-10 глубоких вдохов, стараясь полностью наполнить легкие воздухом, медленно выдыхая и делая паузу после выдоха.
6. Посмотрите вокруг, сосредоточьте внимание на окружающих вас предметах, называйте их мысленно. Посмотрите в окно на окружающую природу, на небо и подумайте о том, что, несмотря на произошедшее, мир все же прекрасен.
7. Придя домой, сделайте следующий набор упражнений из области китайской гимнастики:
• Первое, что мы сделаем, — положим правую руку на затылок, а левой надавим на пупок, прислушиваясь к своему телу. Это поможет энергии появиться в центре и распределиться равномерно в организме. Чувствуется равновесие, обостряется внимание и память.
• Теперь попробуем расслабиться, снять напряжение. Для чего кончиками пальцев делаем легкие круговые движения над бровями и около висков, массируем затылок до тех пор, пока напряжение не отпустит и стресс не исчезнет.
• Теперь восстановим нормальное кровообращение и поможем сердцу успокоиться. два пальца положим на верхнюю губу. другую руку заведем за голову и свободно положим на позвоночник. Пальцами сильно надавливайте на губу и отпускайте, и так, несколько раз.
• Ну и, наконец, завершаем нашу гимнастику последним штрихом. Потрите сильно мочки ушей по направлению к подбородку, мысленно выгоняя все плохие мысли о стрессовой ситуации. Своими движениями вы затронете на ушной раковине 400 активных точек и тем самым пробудите свое творчество.


Задание
1. Проанализируйте методы самопомощи при остром стрессе.
2. Обоснуйте полезность предложенных методов с учетом их направленности.
3. Подберите самостоятельно методы и приемы самопомощи при остром стрессе. Обоснуйте свой выбор.


8. Приемы улучшения настроения и состояния


Цель — анализ приемов улучшения настроения и состояния, составление банка приемов и методов для самопомощи.
1. Сознательно ищите хорошее вокруг в мелочах (поиск «таков»). Стараясь при этом быть здесь и сейчас, а не уноситься в прошлое и не заглядывать в будущее. даже в плохих событиях ищите хорошие стороны.
2. Если все-таки вспоминаете что-то, то сознательно вспоминайте хорошее, ситуации вашего успеха. Если думаете о будущем, то лучше стройте планы с листом бумаги и ручкой в руке.
3. Если все-таки поймали себя на плохих мыслях и чувствах — удивитесь: «Что это я?» — и подумайте о хорошем.
4. Тренируйтесь сознательно создавать у себя разные настроения подробными воспоминаниями, включением позитивного или негативного фильтров. Плохое настроение создавать у себя ненадолго тоже можно, чтобы научиться им управлять. То, что мы можем вызывать сознательно, можем так же сознательно и убирать.
5. Если приходят плохие чувства, не стоит их гнать, давить на них, бороться с ними (так как не думать о белой обезьяне невозможно), а стоит их сменить на другие (думать о красном попугае).
6. Особенно трудно избавиться от воспоминаний, которые связаны с незавершенными ситуациями, когда из-за обстоятельств (чья-то смерть, отъезд, ссора с кем-то) мы что-то не доделали, не- довысказали, что-то упустили. В таких ситуациях в нас до сих пор кипят не реализованные тогда чувства. Такую ситуацию надо завершить мысленно. Вспомните подробно ситуацию, посмотрите на нее со стороны, как будто ее играют актеры театра, а вы смотрите на галерке, посмотрите, меняя цвет, звук, ракурс. Сделайте все еще трагичнее, усильте все до смешного. досочините или пересочините историю так, как, по-вашему, должно было быть. Мысленно выскажите ее участникам все, что хотели бы. Выслушайте их ответ. Простите их и себя.
7. Если вы проговариваете вслух свои плохие мысли и чувства, то начинаете управлять ими. Можно даже специально, как в театре, разыгрывать их с гротескным преувеличением. «лечение фальшью» или «доведение до абсурда».
8. Не выясняйте отношений с близкими, пока вы сами или близкий человек сильно захвачен негативными чувствами. Переждите.
9. Помните, что когда вы приписываете другому человеку плохие намерения, то это всего лишь ваши фантазии, причем в них вы на самом деле отражаете свои качества. Фантазия всегда занимается обработкой фактов, сознательно фантазируйте в позитиве.
10. Измените эмоцию страха за будущее на эмоцию интереса к нему и азарта преодоления возможных трудностей.
11. Если хотите вызвать чувство, то сделайте несколько раз энергично соответствующий ему жест. Если хотите что-то почувствовать, то ведите себя так, как будто уже чувствуете (посмотрите с интересом, погладьте нежно человека, придут интерес и нежность).


Задание
1. Проанализировать предложенные приемы.
2. Работая в группе, составить банк приемов, улучшающих настроение и самочувствие.
3. Обосновать свой выбор.

Источник: Психология саморегуляции: практикум [Текст] : учебное пособие для студентов специальности «Психология» / сост. Т.г. Волкова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. — 80 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.